Культура краткое определение – Что такое культура? Культура. Определение термина культура. Значение слова культура.

Ответы@Mail.Ru: Что такое культура

второе задание. Спарта находилась в Южной Греции на полуострове Пелопоннес.
Спартанскому государству принадлежали две области: Лаконика и Мессения
третье задание. афины и спарта соответственно

про миф

Это Геракл убивает Немейского льва.
Вот миф об этом подвиге кратко.

Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Он поручил герою убить Немейского льва. Этот лев был чудовищной величины и был намного сильнее и крупнее хищников этой породы, водившихся в ту далекую пору на юге Европы. Он жил около города Немеи, куда его доставила богиня радуги Ирида, и опустошал все окрестности; от одного его рыка, звучавшего в ущельях, как гром, бежало все живое. Но бесстрашный Геракл смело отправился на опасный подвиг.

Прибыв в Немею, тотчас отправился герой в горы, чтобы разыскать логовище льва. Уже был полдень, когда он достиг склонов гор. Долго бродил Геракл по лесистым склонам гор и ущельям. Наконец отыскал логовище льва в мрачном ущелье по отвратительному запаху гниющего мяса. Свирепый хищник убивал больше, чем мог съесть, а объедки никто не решался подбирать. Там, где гнила падаль, был вход в громадную пещеру. Внимательно осмотрев местность, герой обнаружил выход из той же пещеры и тщательно завалил его огромными глыбами. После этого он вернулся ко входу, спрятался за камнями и, заткнув нос, чтобы не задохнуться, принялся ждать.
Совсем к вечеру, когда уже надвигались сумерки, показался чудовищный лев с длинной косматой гривой. Почувствовав запах человека, он яростно заревел и стал бить хвостом по земле, подняв столб пыли выше деревьев. Натянул тетиву своего лука Геракл и пустил одну за другой три стрелы во льва. Все стрелы попали в бок зверя, но отскочили от его шкуры — она была тверда, как сталь. Грозно зарычал лев, рычанье его раскатилось, подобно грому, по горам. Озираясь во все стороны, зверь стоял в ущелье и искал горящими яростью глазами того, кто осмелился пустить в него стрелы. Но вот он увидел Геракла и бросился громадным прыжком на героя.
Как молния сверкнула палица Геракла и громовым ударом обрушилась на голову льва. Тот упал на землю, оглушенный страшным ударом, после чего Геракл бросился на него, обхватил своими могучими руками горло извивающегося льва и давил до тех пор, пока не задушил.

otvet.mail.ru

Культура это что такое Культура: определение — Психология.НЭС

лат. cultura – возделывание, обрабатывание, уход, разведение; земледелие; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание) – 1. творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как исторический жизненный путь общества, и это может включать очень многое: нормы права и морали, обычаи, язык, одежды, ритуалы, идеологию, мифологию, орудия труда, поведение, искусство, знания, науку, систему убеждений и верований и др. Существенным и неуклонно растущим по своей значимости элементом всякой культуры является отношение общества к психиатрической патологии, душевнобольным людям, психическому здоровью и психологическому благополучию населения; 2. система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех основных ее проявлениях. Некоторые исследователи различают три уровня культуры. Первый уровень культуры – это «реликтовые программы, которые существуют в современном мире, но утратили свое значение в качестве регулятива, например, суеверия. Второй уровень культуры – это программы, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. Третий уровень культуры – программы социальной жизни, адресованные в будущее: теоретические знания, идеалы будущего социального устройства, новые нравственные принципы, которые еще не стали повседневной реальностью, но некоторые нормы, возможно, могут такими стать. С определением последних связаны основные трудности, так как не существует четких критериев того, что именно является прогрессивным, жизнеспособным и воплощает в себе ростки грядущего. Указанное деление является достаточно механистическим. В реликтовых культурах, помимо невежества и суеверий, есть и немало позитивного, гармонизирующего отношения человека с обществом и природой. В то же время господствующие ныне цивилизационные нормы разнонаправлены, они, наряду с ускоряющимся научно-техническим прогрессом, содержат и разрушительное начало, которое более полувека назад поставило человечество на грань самоуничтожения.

Поведение человека, его внутренний мир, душа, здоровье — это в равной степени результат воздействия и природы, и культуры, его воспитания, влияния социума и собственного выбора, саморазвития, тут нет и, очевидно, не может быть дилеммы, альтернативы, на чем настаивают, в частности, некоторые культурологи, но всегда существует уникальное, диалектическое единство разных сторон индивидуальной культуры, так что абсолютизация роли того или иного фактора едва ли правомерна. В известной степени сказанное относится и к патологии человека. Некоторая часть заболеваний вызвана преимущественно генетическими факторами, другая – социальными, культурными, но и здесь нет места крайностям. Так называемые болезни цивилизации, а ими являются также многие, если не большинство психических расстройств, есть в значительной своей части и культурологический феномен, указывающий среди прочего на глубокие и нерешаемые проблемы современного общества, на его неспособность быть адекватным человеческой природе или даже на использование культурных достижений против этой природы. Болезни, как считают некоторые исследователи, – это символ того, что современное общество глубоко дисгармонично, оно больно само, так как устроено по стихийному или даже искусственному проекту, причем в интересах относительно небольшой группы населения. Невозможно расчитывать на действенную профилактику и преодоление психиатрической патологии без радикальных изменений как современной культуры в целом, так и в том ее виде, в каком она включается во внутренний мир человека.

Человек создает не только культуру, но и определеные представления о ней, при этом культурный антагонизм часто является следствием глубоких различий в культурной идеологии. Потому столь относительны представления о “высших” и “низших” формах культуры, угрозах культуре со стороны “безразличных масс” или “хорошо осведомленной и критически настроенной публики” и т.п. Очевидно значительное влияние культуры не только на психологию людей, но и их психопатологию. Примером того является существование культурно специфических психопатологических явлениий. К.Хорни (1950), помимо того, указывает:»Можно легко поставить диагноз перелома бедра, не зная национальности пациента. Однако поставить диагноз какого бы то ни было психического расстройства, не зная национальной принадлежности больного, было бы большой неосторожностью и, скорее всего, ошибкой». В свою очередь люди не только испытывают влияние на себя со стороны культуры, но и сами влияют на нее созидательным либо разрушительным образом, а это в немалой степени зависит от того, насколько они сами благополучны в психическом отношении и гармонизированы как личности.

Большое беспокойство относительно культурной политики и упадка состояния культуры в РФ высказывают многие культурологи и сами деятели культуры, при этом открыто, начиная с первых лет 21 столетия, до этого несколько десятилетий бушевал скрытый, как подземный, пожар. Об этом лучше всего говорят программные и реализованные на деле слова теоретика и практика «холодной войны» против СССР американца Далласа: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, — все золото, всю материальную мощь на оболванивае и одурачивание людей…Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…Из литературы и искусства, например, мы постепеноо вытравим их социальную сущность…Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства…Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства…В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны…Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость и предательство. Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу – все это расцветет махровым цветом…И лишь немногие…будут догадываться или даже все понимать,…таких людей мы поставим в беспомощное отношение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества…Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов». При этом Даллас делает ставку на «пятую колонну», эмигрантские круги, антисоветски настроенных аборигенов, националистов, и подчеркивает мкжду прочим необходимость и того, чтобы в России не было «власти над главными национальными меньшинствами», то есть евреями. Состояние образование и здравоохранения, эта два трупных пятна на теле теперешней РФ, не говоря о ряде других вещей, лучше всего характеризуют культурный статус страны и ее рядового населения.

vocabulary.ru

Понятие культуры — О культуре

  • ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

    Какой смысл вкладывают в понятие «культура» ученые и обычные люди? Какие подходы существуют к определению культуры?

Что такое культура? Какие есть подходы к определению культуры? Смысл понятия культуры неоднозначен. В понятие культуры вкладывают разный смысл те, кто с ней сталкивается — обычные люди, ученые, работники творческих профессий и те, кто управляет культурой. Другими словами, существуют разные понятия культуры. Определение понятия «культура», казалось бы, дать может каждый из нас.  Ведь  мы сталкиваемся с культурой с самого детства, когда слышим колыбельные песни, соблюдаем традиции, читаем стихи, участвуем в праздничном событии. Между тем, существует проблема определения понятия культуры.

Нас окружают самые разные культуры: «культура речи», «культура быта», «народная культура», «правовая культура», «массовая культура», «культура мира», «цифровая культура», «духовная культура» и еще много других культур. Именно эта многогранность культурного мира и приводит к тому, что появляется проблема определения понятия «культура», которое бы устроило всех — и ученых, и обычных людей, и работников культуры. Не случайно сегодня существуют более ста обоснованных определений культуры. И каждое имеет право на существование, потому что отражает разные подходы к определению культуры.

Культура – многослойный, сложный и неоднозначный феномен. Культуру изучают, с ней работают, с помощью культуры мы верим, учимся, заботимся. В данной статье мы раскроем смысл понятия «культура», выявим разные понятия культуры, рассмотрим основные подходы к определению культуры, включая научные, обыденные и самые простые, а также наиболее известные и те, которые включены в школьные учебники.

Самое простое определение культуры

Чаще всего в обыденной жизни мы вспоминаем о культуре как о чём-то возвышенном и благородном, а культурным мы называем такого человека, который хорошо воспитан, интеллигентен и образован. Это определение берет свое начало с античных времен, когда и появился термин «культура» (от лат. «culture» — возделывание, обработка земли).

Но постепенно такое возделывание стало применяться по отношению к человеку и превратилось в воспитание как процесс духовного преображения, облагораживания человека. С этой точки зрения культура является тем, что составляет духовное ядро человечества, потому что в ней собрано все самое лучшее, на что способен человек.

Культура – это совокупность лучших достижений человека, которые  способствуют его духовному росту и преображению

Поэтому к культуре в данном случае мы относим не только нравственные идеалы или моральные нормы, но и творческие достижения людей в области живописи, литературы, архитектуры, скульптуры, музыки, театра и так далее. Соприкасаясь с такой культурой, человек духовно и интеллектуально «растет», нравственно совершенствуется, то есть становится культурным.

Профессиональное определение культуры

Но в нашей жизни присутствуют и другие подходы к определению культуры. Смысл понятия «культура» может меняться в зависимости от того, кто его употребляет. Если мы попросим определить понятие культуры человека, который непосредственно работает в культурной сфере, то для него культура будет несколько иной. В данном случае определение культуры будет связано с конкретной деятельностью в области культуры, где осуществляется культурная политика, реализуются мероприятия культуры, где функционируют министерство культуры и организации культуры, где трудятся работники культуры.

Здесь в понятие «культура» вкладывается дополнительный смысл, поскольку она неотъемлемо будет связана с той сферой культуры, в которой реализуются культурные услуги – музейные, театральные,  библиотечные и так далее.

Культура – это сфера жизнедеятельности людей, в которой реализуются культурные ценности и нормы, где функционируют институты культуры (учреждения культуры, органы управления культурой и т.д.)

Следовательно, культура, в том числе, представляет собой целую совокупность культурной индустрии (производства), которая хранит, передает и транслирует нам культуру через культурную деятельность. А культурная деятельность, в свою очередь, предполагает кропотливую работу по приобщению человека к культуре через традиции, праздники, результаты творческого труда, через нашу культурную память.

Культура в широком смысле слова

В самом широком смысле слова культура – это все, что создано человечеством, а не природой, это весь разнообразный искусственный мир, который построил человек за время своего существования. Смысл понятия «культура» в данном подходе является скорее научным и обоснованным. Определение понятия «культура» здесь имеет официальное научное признание в виде теории  культуры как второй природы человека. Действительно, еще древние греки, а затем и мыслители Просвещения в эпоху Нового времени полагали, что человек путем своих творений создал новый,  искусственный мир.

Культура в широком смысле — это искусственно созданный мир, все накопленные достижения человека (письменность, религия, мораль, этические учения, произведения искусства, языки, методы воспитания, традиции, ритуалы и т.д.) 

Этот мир, называемый миром культуры, существует благодаря тому, что человек стал придавать дополнительные значения многим вещам, он как бы сформировал условные коды — придумал язык, правила отношений между людьми, искусство, ценности, мораль (какие действия нам считать хорошими или плохими). Такое определение культуры весьма распространено, его можно встретить, например, в школьных учебниках. Здесь культура включает в себя всё культурное наследие человечества. Однако в этом случае культура приобретает необъятный размер и тогда трудно отличить культурное достижение от  проявлений варварства. Вновь возникает проблема определения понятия культуры.

Научное определение культуры 

Современные культурологи полагают, что есть научно обоснованные подходы к определению культуры, и их немало. Ведь в рамках разных теорий присутствует разный смысл понятия «культура». Например, культура может пониматься как память коллектива, как цепь коммуникаций (взаимодействий) людей, как символическая вселенная, как совокупность текстов, как творчество или как душа. Получается, что ученые применяют разные подходы к определению культуры – отсюда и такое разнообразие взглядов на понятие «культура». Во многом отсюда и возникает проблема определения понятия культура. Но мы остановимся на основном, разделяемом многими учеными  определении культуры.

В XIX веке антропологи впервые стали изучать с позиции науки различные культуры (преимущественно культуры аборигенов открываемых земель). Они установили, что культурой являются такие компоненты жизнедеятельности, которые связывают людей, позволяют им понимать друг друга и верить, ценить определенные вещи, стремиться к идеалам и, в целом, поддерживать сообщество как единый организм.

О таких компонентах впервые сказал английский антрополог Эдуард Тайлор: «культура… слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком или членом общества».

Культура -это совокупность ценностей, норм, образцов поведения, культурных стереотипов и прочих культурных механизмов, которые обеспечивают коллективный характер деятельности людей

Эти компоненты культуры не всегда заметны людям, которые живут рядом, но ярко проявляются, когда мы попадаем в другую культуру. Например, для римлян особенно ценным было занятие военным ремеслом, но к искусству они относились более сдержанно, поэтому римлянин стремился стать, прежде всего, политиком или полководцем. Тогда как в Древней Греции особую ценность приобретало именно искусство, которое и делало из грека настоящего человека.

Иными словами, попадая в условия другой культуры и не будучи знакомыми с ней на ментальном уровне, нам сложно понять назначение праздника или религиозных обрядов, не всегда понятны принципы отношений между мужчиной и женщиной или ценность определенных произведений искусства. Все это происходит потому, что у каждого сообщества есть ценности (идеальные представления о значимости чего-либо) и нормы (принципы и законы поведения людей), которые задают упорядоченность социальной организации и выражаются в искусстве, обычаях, языке, религии и многом другом.

Официальное определение культуры 

Частично проблема определения понятия «культура» была решена на официальном уровне. В 80-х годах ХХ века в рамках ЮНЕСКО были даны рекомендации всему мировому сообществу о том, как трактовать культуру. В связи с этим, в России в 2011 году в разрабатываемый законопроект «О культуре в Российской Федерации» было включено следующее определение культуры: культура —  это совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве.

Пока этот законопроект не получил юридической силы, однако данное определение может быть принято в российском обществе как основополагающее, потому что отражает не только рекомендации международных организаций в области культуры, но и современное состояние тех наук, которые изучают культуру.

Основные признаки культуры 

Как следует из того, что было сказано выше, существуют разные понятия культуры и люди вкладывают разные смыслы в понятие «культура». Проблема определения понятия культуры может быть решена и в том случае, если мы акцентируем внимание на тех признаках, которые характеризуют данный феномен. Итак, если исходить из научных фактов и достижений культурологии, то культура обладает  следующими характерными признаками:

  • культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
  • культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
  • культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
  • культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
  • культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
  • культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
  • культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
  • культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
  • культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
  • культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
  • культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
  • культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
  • культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.

Культуролог Софья Гердер

okulture24.ru

«.Что такое культура?

Культура (от латинского cultura – возделывание, обработка) – это один из базовых (основных) терминов, существующих для описания жизни человека и человечества. Он охватывает все, что имеет отношение к деятельности человека, выделившимся из лона природы, и поэтому в наиболее общем смысле «Культура» противопоставляется «натуре» (природе). Культура – это вторая природа, то есть все то, что связано с результатами духовной и материальной деятельности «homo sapiens». Вышедший из природы человек подверг обработке природные материалы и сотворил предметы (артефакты, то есть искусственно созданные объекты) из природных материалов и ресурсов. Но этим не ограничивается культурная деятельность. И себя как природное существо человек подвергает обработке, культивируя себя как личность, работая над собой, делая из себя нечто, разрабатывая заложенные в себе природой интеллектуальные, физические и духовные ресурсы. Поэтому вторым значением латинского слова «культура» может считаться термин воспитание, облагораживание. Культура души, об этом впервые сказал Цицерон (древнеримский оратор I в. до н. э.), применив словосочетание «cultura animae» (обработка души). До него привычным было словосочетание агрокультура, или обработка земли.

Имеет этот термин и второе семиотическое (знаково-смысловое) объяснение. Слово «cultus» в Древнем Риме означало еще и почитание. Культ, таким образом, это некая ценность (религиозная прежде всего), которая объединяет людей в общность, например, в народ.

Из первого подхода к этимологии (происхождению) слова культура о том, что культура – это обработка, вытекает так называемый деятельностный подход к определению культуры. Так, видный американский социолог пол XX века П. Сорокин писал о том, что культура возникает там, где вступают во взаимодействие (от слова деятельность!) хотя бы два человека. Результатом их совместной деятельности может быть или новая идея или что-либо материальное, и этот результат и есть культура.

С позиций деятельностного подхода культура – это внебиологически выработанный механизм приспособления человека к природе и обществу (Э.Маркарян).

Из второго подхода к этимологии слова культура вытекает ценностный подход к ее определению. Почитать можно то, что является ценностью для какой-то группы людей. Культура возникает из культа как системы неких ценностей, вокруг которой объединяются люди. Так появляются такие феномены, как индо-буддийская культура, культура ислама, христианская культура и т.д. понятно, что в истории систему ценностей вокруг которой сплачивались люди, задавала религия. В марксистской гуманитарной науке в XX веке в России культура также определялась как система духовных и материальных ценностей, созданных тем или иным обществом в ходе его исторического развития.

Что такое «классическая концепция культуры»?

Classicus (лат.) – образцовый

Концепция (от лат. Concepcio – воспринимпаю и Conceptus – мысль, представление) – система основополагающих идей, теоретических положений и методов; способ рассмотрения каких-либо явлений.

Классическая концепция культуры сложилась в европейской науке с 18 в. Она связывается с именами представителей немецкой классической философии и исторической науки 18 и 19 вв. В их понимании культура – это процесс развития и совершенствования человека и те общественные практики, которые этому способствуют: философия, искусство, наука, образование. Таким образом, культура – это совокупность высших достижений в духовной сфере жизни общества, а именно в науке, образовании и искусстве. (Обратите внимание на сходство этих представлений с определениями культуры в большинстве российских учебников по культурологии. Оно свидетельствует о приверженности российской постсоветской гуманитарной науки к духовным традициям эпохи Просвещения с ее идеализацией духовной сферы).

Британский социолог Дж. Томпсон указывает на главный недостаток такого понимания культуры: ученые-классики (которых сегодня немало в России) рассматривают в качестве культуры лишь определенные ценности и лишь высшие достижения в области искусства как мерило уровня культуры. В этой концепции культура выступала как идеальный образец», не имеющий отношения к повседневной жизни, которую, таким образом, можно было бы отнести к «бескультурью». В соответствии с ней культура – это шедевры искусства и высшие идеи философов-гуманистов, а быть культурным – означает быть образованным и воспитанным.

Гуманистический пафос классической концепции культуры несомненен. Целостность культуры – это единство культуры и человека, который может и должен быть свободной личностью, приобщенной к сфере ценностей, способной к самосовершенствованию, к творчеству.

Итак, гуманизм, homo-человек, рационализм (вера в Разум человека, ratio (лат.) – разум)), идеализм (в узком смысле идея первенства (примата) высших начал в бытии человечества, их ведущей роли в развитии общества) – это главные идеи классической концепции культуры. В ней главенствует идея высших проявлений Культуры и умаляются низкие, они просто исключаются из понятия культуры. Это аристократический романтизм, который должен был быть потеснен трезвым и практичным 19 веком, когда исследование культуры из сферы философской – стало перемещаться в эмпирические1 науки о природе и обществе.

Что такое «антропологическая концепция культуры»?

Антропология (антропос, греч. – человек) – это эмпирическая наука о человеке, сложившаяся в 19 в. Физическая антропология связана с теорией происхождения видов Г.Дарвина и занимается изучениемHomoSapiensметодами естественных наук. Социальная же, или культурная антропология в к. 19 в. изучает неевропейские общества. В этом главное различие социологии, (науки об индустриальных и постиндустриальных обществах западного типа) и социальной или культурной антропологии (науки о неевропейских простых, или традиционных, обществах).

Традицию культурной антропологии заложил еще в 60-70 гг. 19 в. английский этнолог Э.Б. Тайлор (1832-1917). Изучая культуры «примитивных народов», т.е. этносов, не вышедших за рамки родоплеменного образа жизни, он пришел к пониманию культуры предельно широкому. В своей книге «Первобытная культура» (1871 г.) он сделал вывод об универсальном и всеобщем ее характере, а именно: все народы прошли через определенные общие для всех стадии развития, а это и есть идея эволюции культуры. Э.Тейлор вошел в историю культурологии как первый ученый, давший точное научное определение культуры, хотя о культуре до него говорили и немецкие философы, и французские мыслители, и одновременно с ним русские публицисты и демократы, прежде всего Н.Данилевский.

Это первое научное определение звучит так: «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле – это то сложное целое, которое включает знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества».

Тайлор подчеркивает здесь общественный (социальный) характер культуры.

Поначалу антропология выражала идею культурного колониализма – т.е. идею необходимости цивилизовать диких, примитивных и отсталых представителей иных культур через передачу европейских ценностей и европейского образа жизни. Основной целью исследований было описание чужой культуры

. европоцентризм – научная и геополитическая установка на оценку европейской культуры как критерия , точки отсчета и образца для остального мира.

studfiles.net

Определение понятия «культура»

Культура (от лат. — возделывание, обработка) — устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определенным социальным общностям (этносам, нациям, народам).

Первоначально термин «культура» означал возделывание, облагораживание земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом, человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности. Культура имеет социальную природу и выражается прежде всего в социальных отношениях. Она не наследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом и формируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется в социальные (внепри-родные) носители культуры (артефакты), такие, как средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т. д.

Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры. Например, река Нил для египтян является символом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богом войны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народов медведь считается воплощением силы, лиса символизирует хитрость и т. д.

Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определенных типов поведения и опыта людей, когда одни способы деятельности и мышления отвергаются как неприемлемые для данного общества, данной культуры, а другие воспринимаются как необходимые и обязательные. Этим, в частности, объясняется то, что представители разных народов (культур) в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному и по — разному оценивают одни и те же явления.

Культура включает общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом.

Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути культура и начинается с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М. Вебера, каждый человеческий акт является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели.

Социальные ценности — это разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира; общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения. Социальные ценности являются определяющими критериями в создании социальных норм. В упрощенном варианте процесс формирования определенной нормы из той или иной ценности можно представить так: ценность—норма. Например, хорошо—можно; плохо—нельзя.

Социальные нормы (от лат. погта — руководящее начало, правило, образец) — предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы-ожидания создают общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп.

Совокупность ценностей и норм создает целостную ценностнонормативную систему общества, которая обусловливает социальную мотивацию, регулирует и оценивает поведение и деятельность людей, определяет приоритеты в целях и способах их достижения.

Ценностно-нормативные регуляторы подразделяются на правовые и моральные. Первые функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы. В случае нарушения правовых норм к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности.

all-politologija.ru

Что такое культура? Коротко о главном.

Слово «культура» имеет латинские корни и обозначает «возделывать почву». Какая же связь между земледелием и поведением человека, ведь именно к нему относятся широко используемые в русском языке фразы: культура поведения, культура речи, культурный человек, духовная культура личности, физическая культура. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое культура как общественное явление?

Действительно, связь «человек-природа» лежит в основе понятия культуры как сложного многообразного явления. Человек в природе нашел возможность для творческой реализации своих способностей. Деятельность человека по преобразованию природного мира, отражение природы в продуктах деятельности, влияние природы и окружающего мира на внутренность человека трактуется как культура.

Культура имеет некоторые отличительные свойства – преемственность, традиции, новаторство.

Каждое поколение несет в себе опыт культурного освоения мира предыдущих поколений, строит свою преобразующую деятельность на устоявшихся принципах, стилях, направлениях, и, как результат усвоения предшествующих достижений, рвется вперед, развивая, обновляя и совершенствуя окружающий мир.

Составные части культуры – материальная и духовная.

Материальная культура включает все, что связано с предметами и явлениями  материального мира, их производством и освоением.

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Кроме того, говорят о видах культур. К ним относят:

— элитарную культуру — создается профессионалами, привелигированной частью общества; не всегда понятна широким слоям общества.

— народную культуру – фольклор — создается неизвестными авторами, любителями; коллективное творчество.

— массовую культуру – подразумевают концертное, эстрадное искусство, воздействующее через СМИ.

— субкультуру – система ценностей определенной группы, общности.

Что такое культура поведения?

Это понятие определяет совокупность сформированных качеств личности, социально значимых, позволяющих основывать повседневные поступки на нормах нравственности и морали. Усвоение общечеловеческих ценностей позволяет регулировать собственную деятельность в соответствии с требованиями общества.

Однако можно констатировать тот факт, что понятие «культура поведения» и его нормы меняются в зависимости от состояния нравственности в конкретный исторический период развития обшества.  

Например, всего двадцать лет назад гражданский брак и внебрачная сексуальная связь строго осуждалась в российском обществе, а сегодня в некоторых кругах считается уже нормой.

Что такое культура речи?

Культура речи – это соответствие речи нормам литературного языка. Насколько она необходима современному человеку, можно судить о возрастающей популярности учебных курсов. Высокий профессиональный уровень предполагает высокий уровень владения речевыми нормами.

Кроме того, индивидуальный уровень духовной культуры человека соответствует его культуре речи.Красивая, модная, стильная девушка вызывает восхищенные взгляды окружающих. Однако, стоит ей открыть рот, как поток нецензурных выражений обрушивается на слушателей. Духовная культура человека налицо.

Что такое культура общения?

Общение – феномен социального общества. Различают вербальное и невербальное общение. Умение продуктивно общаться, взаимодействовать через общение с окружающими людьми, партнерами, коллегами – социально значимое качество современного успешного человека.

Культура общения подразумевает связь трех компонентов.

Во-первых, общение связано с навыками восприятия другого человека, восприятия вербальной и невербальной информации (перцепция).

Во-вторых, большое значение имеет умение передать информацию, чувства партнеру по общению (коммуникация).

В-третьих, взаимодействие в процессе общения (интеракция) является решающим в оценке эффективности общения.

Культура – многоплановое, сложное понятие, характеризующее определенный уровень развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

fb.ru

Что такое современное определение культуры — Философия

Просмотров: 597

Культура (лат. сulturа — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, процесс создания материальных и духовных ценностей.

Выбор определения термина культуры чрезвычайно велик, притом на любой вкус.

  • Вот, к примеру, определение легче пуха.

Культура — это взгляд на мир сквозь призму Добра и Зла.

  • Можно подобрать что-нибудь посолиднее.

Культура — это созданная самими людьми среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

  • Можно найти потяжелее.

Культура — это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.

  • А можно найти такое, что мало не покажется.

Культура — это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей определенной общественной системы и одновременно организованные совокупности материальных объектов, идей, образов; технологии их изготовления и оперирования ими; устойчивые связи между людьми и способы их регулирования; оценочные критерии, выработанные обществом в процессе своего развития.

Нельзя сказать, что я фанат подобного языка или балдею от него, подобно неофиту, но со временем стал замечать, что нахожу в нем некое удовольствие, не исключено, что извращенное. Притом мне знакомы научные работники, преимущественно дамы, которые убеждены, что это и есть подлинный и единственно возможный язык науки. Другой язык они с презрением отвергают.

Происхождение и назначение культуры — предмет размышления философов, начиная с восемнадцатого века, когда оформилось само понятие культура.

  • Согласно Гегелю, культура происходит от мирового духа, который самовоплотился в человеческой цивилизации, реализуя свои замыслы через религию, искусство, науку, государственную и общественную жизнь.
  • Против Гегеля — Карл Маркс. Культура, по Марксу, возникла в результате развития производительных сил и производственных отношений. Забавно и грустно. Культура как производное от производительного и производственного — это забавно. А грустно от того, что культура вторична по отношению к производству материальных благ.
  • Против Маркса — Йохан Хейзинга, нидерландский культуролог. Культура, согласно Хейзинге, произошла от игры, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Игра же возникла задолго до того, как человек приобщился к общественным формам существования. О производительных силах и производственных отношениях говорить не приходится.
  • За Гегеля — Освальд Шпенглер, немецкий философ, автор «Заката Европы». Множественность культур, по Шпенглеру, была задана изначально: культуры с первозданной силой расцвели из лона материнского ландшафта.
  • Зигмунд Фрейд, равно удален от идеализма Гегеля и грубого материализма Маркса.
  • Культура, согласно Фрейду, это все знания, приобретенные людьми, чтобы господствовать над силами природы, и способы добывания благ для удовлетворения собственных потребностей. Фрейд, однако, многолик, и у него есть определение культуры, близкое к Марксу. Культура — это то, что навязывается сопротивляющемуся большинству властным меньшинством, располагающим средствами принуждения.
  • По мысли американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина, культура — это надприродное явление. Сорокина можно понять и таким образом, что культура, являясь искусственным образованием, находится в оппозиции к природе. Иными словами, что не входит в понятие природы, то входит в понятие культуры.

Культура в современном понимании включает все содержание общественной жизни и деятельности человека, результатом которой являются искусственные объекты, иначе артефакты.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Культура — это деятельность художественная, политическая, научная, правовая, религиозная, коммуникативная и прочая, прочая. (При этом никто не указывает, какая деятельность человека не относится к сфере культуры, и можно понять так, что культурой является любая деятельность. Кстати, на всеобъемлющее значение понятия культура в русском языке указывает обилие таких образований, как псевдокультурный, квазикультурный, околокультурный. То есть культура в широком смысле слова включает то, что не является, или отвергается культурой, в узком смысле слова).

Помимо всего прочего, самих культур существует великое множество:

  • духовная культура и
  • культура материальная,
  • культура массовая и элитарная,
  • национальная и космополитическая,
  • культура официальная и подпольная,
  • светская и религиозная,
  • культура пролетарская и буржуазная.

При этом в каждой национальной культуре присутствуют еще субкультуры и контркультуры, в рамках которых рождаются культурные движения и культурные манифестации. В конечном счете, новые культурные ценности приходят на смену старым, и культура постоянно обновляется. Взгляд на культуру как непрерывный процесс смены ценностей весьма привлекателен, ибо именно культурная динамика позволяет судить о состояния цивилизации. Если смена ценностей происходит естественно и динамично, с обществом все в порядке; если культурный процесс замедляется или вовсе замирает, это верный признак одряхления цивилизации. ****

filosofia.ru