Культура и ее формы – 4. Формы культуры, ее классификация. История культуры: конспект лекций

формы культуры. Русская культура. Современная культура

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

Культура, формы культуры и ее виды – это сложное и многогранное понятие, охватывающее все сферы деятельности человека. Пожалуй, нет больше слова, у которого существовало бы такое количество определений. А на самом деле, что мы имеем в виду под понятием «культура»? Формы культуры – что они собой представляют и сколько их существует?

Прежде всего это развитие человеческого общества в совокупности и понимание им прекрасного. Это все материальные и духовные достижения цивилизации. И с этой точки зрения все, что было и будет сделано человеком – это культура. Формы культуры именно поэтому так сложно четко разграничить и определить. Первые орудия труда – это достижение человечества, но и простое женское рукоделие в таком случае – тоже.

Кроме того, культура – это определенный уровень развития цивилизации. Поэтому данный термин используется в истории для обозначения исторических периодов: античная, средневековая, современная культура.

В понятии обычного человека это — искусство, театры и музеи, литература. Людей, вещи и даже общество в целом привыкли оценивать с точки зрения идеального состояния: культурный человек, высокая культура исполнения. Поэтому и определений слова «культура» так много.

Три подхода в определении термина

Антропологический – это признание ценности культуры каждой страны и народа. Это широкий подход, в рамках которого дано самое большое число определений рассматриваемого нами понятия.

Философский – его задача состоит не только в описании культурных явлений, но и в том, чтобы проникнуть в их суть, дать им объяснение.

Социологический – это изучение культуры как одного из главных факторов образования и развития общества.

История возникновения термина

Культура возникла задолго до того, как появился термин, ее обозначающий. Впервые это слово встречается в Древнем Риме, в письменных источниках I–II веков до нашей эры. Это был труд о земледелии. Принадлежал он Марку Порцию Катону Старшему, который в своем трактате писал не только о способах обработки земли, но и о том, как тщательно нужно выбирать участок для земледелия, чтобы он вызывал приятные эмоции и нравился своему хозяину, иначе не будет хорошей культуры. Здесь это слово звучало на латинском языке в значении «возделывать что-либо».

В дальнейшем этот термин у римлян получил еще несколько значений: воспитание, развитие, поклонение.

В Европе периода XVII-XVIII веков слово «культура» впервые было применено в трудах историка Пуфендорфа. Интересно, что человеком культурным он называл того, кто был воспитан, в противовес необразованным личностям.

Общеупотребительным этот термин сделал немецкий филолог Иоганн Кристоф Аделунг. Им было написано эссе, в котором он дал свое объяснение. Под культурой он понимал деятельность по самовоспитанию отдельного человека и народов.

Нужно отметить, что каждое столетие добавляло в определение слова свою лепту, и процесс этот, скорее всего, еще не закончен.

Две концепции культуры

Как было уже сказано выше, человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. На всем протяжении существования общества происходило непрерывное формирование культуры. Она существует в истории и не может рассматриваться вне исторических рамок. Есть две концепции культуры:

1. Это единый процесс развития, одинаково затрагивающий все страны.

2. Каждая населенная человеком область имеет свой неповторимый путь развития.

Первая концепция предполагает единый путь развития культуры у всех народов. Те же, кто не подпадает под определенные рамки, являются «дикими» и «отсталыми». Такой подход к пониманию культуры существовал до XX века.

Вторая концепция отметает понятие отсталости культуры некоторых народов и говорит об их неповторимости и своеобразном пути развития.

История культуры: периодизация и этапы становления

Традиционно выделяют шесть периодов ее формирования и развития:

1. Первобытная. Формы и разновидности культуры этого времени пребывали еще в зачаточном виде. Только начинают зарождаться правила и нормы, появляется мифология и искусство (наскальные рисунки, скульптуры).

2. Культура Древнего мира, которая включает культуру Античности и Древнего Востока.

3. Культура Средних веков.

4. Культура Ренессанса, или Возрождения. Она по временным рамкам относится к периоду Средневековья, но по своим масштабам и влиянию на следующие поколения выделяется в отдельный период.

5. Культура Нового времени.

6. Современная культура. Начинается в конце XIX века и существует по текущее время.

Науки и методы изучения

Формы и разновидности культуры настолько разнообразны, что их изучением занимается несколько наук. Основные из них – культурология, культурная антропология, философия и социология культуры, а также культурные исследования.

Культурология – современная наука, изучающая закономерности развития культуры. Основные методы, применяемы при изучении: исторический и логический. Первый направлен на понимание того, как возникла та или иная культура, какие этапы она прошла в своем развитии и во что в результате превратилась. Второй, логический метод, позволяет сравнить, сопоставить ту или иную культуру с другими.

Основные формы культуры: общая характеристика

Вопрос типологии – один из самых сложных в культурологии. Он до сих пор является предметом споров ученых. Виды и формы культуры слишком разнообразны, чтобы можно было четко разграничить их друг от друга и выделить в определенные типы. Поэтому существует большое количество разных вариантов типологии культуры. Типология позволяет систематизировать рассматриваемые объекты по каким-либо их общим признакам.

Самым простым и понятным является разделение на три формы культуры: материальную, духовную и физическую.

Материальная культура – это все то, что сделано руками человека для удовлетворения своих потребностей. К ней относятся предметы производства и ремесел, различные сооружения, орудия труда. Вещественные объекты материальной культуры называют артефактами.

Этот вид имеет сложную структуру, состоящую из нескольких направлений:

1. Сельское хозяйство. Оно обеспечивает выживание человека.

2. Сооружения и здания.

3. Инструменты, которые обеспечивают физический и умственный труд человека.

4. Транспорт и связь (почта, радио, телефон, компьютерные сети).

5. Технологии.

В XX столетии — как продолжение материальной — стали выделять еще экономическую.

Духовная культура. Ее объектами являются мораль, идеология, религия, искусство, философия, литература, фольклор, воспитание. То есть все то, что является продуктом сферы сознания. Она связана не с вещественными объектами, а с интеллектом, чувствами и эмоциями.

Нужно отметить, что эти два вида не всегда возможно четко разграничить. Например, искусство дизайна или великие памятники архитектуры одинаково относятся как к материальной, так и к духовной культуре.

Формы духовной культуры весьма разнообразны и включают в себя религию, мифологию, искусство, философию.

Религия – это особый вид отношения человека к себе и к миру, вера в существование высших сил, поклонение им. Самые важные понятия в религии – это добро и зло, вера, нравственность.

Мифология – это народные сказания в виде эпосов, сказок и мифов. Они существовали на разных стадиях развития у любого общества и народа.

Искусство – способ познания действительности. Вообще, понятие искусства, как и культуры, очень широко и многогранно.

Философия – один из способов познания мира, изучение законов его развития.

Духовная культура имеет свои особенности. Она наиболее чутко реагирует на социальные воздействия, и ее продукты ценны сами по себе, даже без воплощения их в материальную форму.

Физическая культура – это творческий тип деятельности, который выражается в телесной форме и призван удовлетворить первичные потребности человека. В ее состав входят: культура физического развития (все, что связано с укреплением здоровья, вплоть до профессионального спорта), рекреационная (восстановление и поддержание здоровья) и сексуальная.

Кроме того, по типологии культура также делится на традиционную, индустриальную и постиндустриальную.

Формы культуры

Учитывая сложность и многогранность рассматриваемого термина, также принято делить культуру на следующие формы:

1. Мировая культура – совокупность всех лучших достижений человечества за всю историю своего существования.

2. Национальная – синтез материальных и духовных ценностей, норм поведения и верований нации. Как правило, она создается не всем обществом, а его самой образованной частью – писателями, поэтами, учеными, художниками. Следует различать национальную и этническую культуры. Это различные виды, хотя на первый взгляд они очень похожи.

3. Этническая — всегда строго локализована в определенных географических рамках. Она однородна по своей структуре и охватывает обычно сферу бытовой культуры.

4. Доминантная – традиции, обычаи, ценности, которые разделяет лишь часть общества, но она является самой большой или имеет инструменты воздействия на остальную часть.

5. Субкультура – традиции, нормы, правила поведения какой-нибудь отдельной социальной группы. Видов её очень много: хиппи, панки, эмо, представители готики, мажоры, хакеры, байкеры и прочие. Иногда какой-нибудь вид становится противоположностью доминантной культуры.

6. Элитарная (высокая) – создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры – ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи — развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

• СМИ – телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

• Средства массового воздействия – реклама, кино, мода. Их влияние на общество не всегда бывает регулярным. Чаще всего они ориентированы на усредненного потребителя, а не на отдельные группы.

• Средства коммуникации – к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры – компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная — один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) – в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) – именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, культуру поведения, традиции — как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная – помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура – явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой – жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря – защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР… Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России – это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

fb.ru

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Видеоурок:  

Лекция:  

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

 

Культура — результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально — гуманитарная наука культурология. 

Культура делится на две части:


  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека. 
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.


Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге). 


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.


Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:

1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:

1. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.  

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:


  • Познавательная функция позволяет человеку приобрести богатые знания и опыт, накопленный множеством поколений людей с помощью научных и художественных книг, музыкальных композиций, картин, скульптур и т. д.

  • Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

  • Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

  • Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия. 

  • Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

  • Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.  

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Формы и разновидности культуры»

Интеллект-карта по обществознанию №10
👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉
здесь
или 👉 здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

cknow.ru

8.3. Формы и виды культуры

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, “культуры вообще”, как и “общества вообще” в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.

Рассмотрим более подробно молодежную субкультуру. Молодежная субкультура является одной из важнейших характеристик жизни молодежи. Определенные черты молодежной субкультуры носят временной характер, связаны с возрастными особенностями, другие же отражают специфику того или иного поколения.

Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.

Феномен молодежных субкультур связан с попытками разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом противоречий, кризисов в обществе – такова одна из распространенных идей в западной науке о молодежи. Во многих работах фиксируются внешние условия кризисов: неполные семьи, безработица и т.д., однако, в данное время типология кризисов пока не построена.

Многие авторы делают вывод о том, что одной из важнейших характеристик молодежных субкультур является гедонизм – стремление к получению максимально сильных и приятных ощущений. Проявление гедонистических тенденций разнообразны – употребление наркотиков, особенности сексуального поведения, ведущая роль развлечений и т.д. Практически для всех молодежных объединений и у нас, и на Западе характерно неосознанное противопоставление рационалистическому познанию, восприятие мира посредством чувств.

Молодежную культуру отличает:

— то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы;

— во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп;

— в-третьих, предметом особого внимания молодежных групп является стиль.

Молодежная культура может рассматриваться в качестве общего феномена. Вместе с тем, она состоит из очевидно отличающихся культур, дифференцированных в соответствии с полом, классом или этнической принадлежностью. Наиболее важной проблемой социологии молодежных культур является отношение между ними и родительской или господствующей культурой. Хотя для многих молодых людей характерен конформизм (принятие господствующих норм), некоторые молодежные культуры, например культуры бритоголовых или панков, отличаются нонконформизмом. Большая часть этих культур является культурами рабочего класса, часто предполагая определенную трансформацию элементов родительской или господствующей культуры в элементы культуры оппозиционной. Говоря о молодежной субкультуре в нашей стране, необходимо учитывать:

1) наличие существенных национальных и региональных различий, что затрудняет выявление общих закономерностей функционирования молодежной субкультуры;

2) специфику кризисного состояния общества, когда массовое сознание всех социальных групп отличается неустойчивостью, размытостью, нетерпимостью, сопряженной с социальной апатией. И в этом смысле молодежная субкультура есть зеркало “взрослого мира вещей и отношений”.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).

Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:

1. Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2. Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека.

3. Информационная, или функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен, поколений данного общества.

4. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания членов общества.

5. Ценностно-ориентационная функция культуры выражается в том, что культура задает определенную систему жизненных ценностей, единую для всех в данном обществе, в которой живет и на которые ориентируется человек.

6. Нормативно-регулирующая функция культуры проявляется в том, что она становится способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя ее поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

studfiles.net

8.3. Формы и виды культуры

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, “культуры вообще”, как и “общества вообще” в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.

Рассмотрим более подробно молодежную субкультуру. Молодежная субкультура является одной из важнейших характеристик жизни молодежи. Определенные черты молодежной субкультуры носят временной характер, связаны с возрастными особенностями, другие же отражают специфику того или иного поколения.

Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.

Феномен молодежных субкультур связан с попытками разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом противоречий, кризисов в обществе – такова одна из распространенных идей в западной науке о молодежи. Во многих работах фиксируются внешние условия кризисов: неполные семьи, безработица и т.д., однако, в данное время типология кризисов пока не построена.

Многие авторы делают вывод о том, что одной из важнейших характеристик молодежных субкультур является гедонизм – стремление к получению максимально сильных и приятных ощущений. Проявление гедонистических тенденций разнообразны – употребление наркотиков, особенности сексуального поведения, ведущая роль развлечений и т.д. Практически для всех молодежных объединений и у нас, и на Западе характерно неосознанное противопоставление рационалистическому познанию, восприятие мира посредством чувств.

Молодежную культуру отличает:

— то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы;

— во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп;

— в-третьих, предметом особого внимания молодежных групп является стиль.

Молодежная культура может рассматриваться в качестве общего феномена. Вместе с тем, она состоит из очевидно отличающихся культур, дифференцированных в соответствии с полом, классом или этнической принадлежностью. Наиболее важной проблемой социологии молодежных культур является отношение между ними и родительской или господствующей культурой. Хотя для многих молодых людей характерен конформизм (принятие господствующих норм), некоторые молодежные культуры, например культуры бритоголовых или панков, отличаются нонконформизмом. Большая часть этих культур является культурами рабочего класса, часто предполагая определенную трансформацию элементов родительской или господствующей культуры в элементы культуры оппозиционной. Говоря о молодежной субкультуре в нашей стране, необходимо учитывать:

1) наличие существенных национальных и региональных различий, что затрудняет выявление общих закономерностей функционирования молодежной субкультуры;

2) специфику кризисного состояния общества, когда массовое сознание всех социальных групп отличается неустойчивостью, размытостью, нетерпимостью, сопряженной с социальной апатией. И в этом смысле молодежная субкультура есть зеркало “взрослого мира вещей и отношений”.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).

Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:

1. Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2. Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека.

3. Информационная, или функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен, поколений данного общества.

4. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания членов общества.

5. Ценностно-ориентационная функция культуры выражается в том, что культура задает определенную систему жизненных ценностей, единую для всех в данном обществе, в которой живет и на которые ориентируется человек.

6. Нормативно-регулирующая функция культуры проявляется в том, что она становится способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя ее поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

studfiles.net

Формы и виды культуры

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, “культуры вообще”, как и “общества вообще” в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.

Рассмотрим более подробно молодежную субкультуру. Молодежная субкультура является одной из важнейших характеристик жизни молодежи. Определенные черты молодежной субкультуры носят временной характер, связаны с возрастными особенностями, другие же отражают специфику того или иного поколения.

Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.

Феномен молодежных субкультур связан с попытками разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом противоречий, кризисов в обществе – такова одна из распространенных идей в западной науке о молодежи. Во многих работах фиксируются внешние условия кризисов: неполные семьи, безработица и т.д., однако, в данное время типология кризисов пока не построена.

Многие авторы делают вывод о том, что одной из важнейших характеристик молодежных субкультур является гедонизм – стремление к получению максимально сильных и приятных ощущений. Проявление гедонистических тенденций разнообразны – употребление наркотиков, особенности сексуального поведения, ведущая роль развлечений и т.д. Практически для всех молодежных объединений и у нас и на Западе характерно неосознанное противопоставление рационалистическому познанию, восприятие мира посредством чувств.

Молодежную культуру отличает:

— то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы;

— во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп;

— в-третьих, предметом особого внимания молодежных групп является стиль.

Молодежная культура может рассматриваться в качестве общего феномена. Вместе с тем, она состоит из очевидно отличающихся культур, дифференцированных в соответствии с полом, классом или этнической принадлежностью. Наиболее важной проблемой социологии молодежных культур является отношение между ними и родительской или господствующей культурой. Хотя для многих молодых людей характерен конформизм (принятие господствующих норм), некоторые молодежные культуры, например культуры бритоголовых или панков, отличаются нонконформизмом. Большая часть этих культур является культурами рабочего класса, часто предполагая определенную трансформацию элементов родительской или господствующей культуры в элементы культуры оппозиционной. Говоря о молодежной субкультуре в нашей стране, необходимо учитывать:

1) наличие существенных национальных и региональных различий, что затрудняет выявление общих закономерностей функционирования молодежной субкультуры.

2) специфику кризисного состояния общества, когда массовое сознание всех социальных групп отличается неустойчивостью, размытостью, нетерпимостью, сопряженной с социальной апатией. И в этом смысле молодежная субкультура есть зеркало “взрослого мира вещей и отношений”.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).

Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:

1. Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2. Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека.

3. Информационная, или функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен, поколений данного общества.

4. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания членов общества.

5. Ценностно-ориентационная функция культуры выражается в том, что культура задает определенную систему жизненных ценностей, единую для всех в данном обществе, в которой живет и на которые ориентируется человек.

6. Нормативно-регулирующая функция культуры проявляется в том, что она становится способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя ее поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

students-library.com

5.4. Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции:

  • Прежде всего, она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение, то есть функция социализации.

  • Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

  • Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования.

Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются субкультурами.

Субкультуры – автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.

Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает “коммерческая культура”. Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.

Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном счете, элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.

Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.

В последнее время, как утверждают современные философы, появилась еще одна новая форма культуры – экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры. Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.

studfiles.net

Типология и формы культуры. Роль культуры в жизни людей

Формы культуры и ее типы – это достаточно сложная структура, которая затрагивает и региональные, и исторические, и национальные, и все остальные области жизни человечества. Со всем этим мы и попробуем сейчас разобраться.

Типология культуры – это ее классификация по различным признакам. Рассмотрим, по каким именно.

По виду деятельности и способу удовлетворения человеческих потребностей культура делится на:

1. Материальную культуру, которая основана на репродуктивном, рациональном виде деятельности. Выражается она в предметно-объективной форме и призвана удовлетворять первичные потребности человека. В составе этого типа выделяют такие формы культуры, как культура труда, места обитания, повседневности.

2. Духовную культуру, которая основывается на творческом, рациональном виде деятельности и призвана удовлетворять вторичные человеческие потребности. Данный тип состоит из религиозной, нравственной, правовой, политической, педагогической, интеллектуальной культуры.

3. Художественную культуру, она основывается на творческом, иррациональном виде деятельности и призвана удовлетворять вторичные человеческие потребности. Может выражаться как в субъективной, так и предметно-объективной формах. Художественная культура состоит из чистого (архитектура, музыка, танцы, кинематограф, живопись) и прикладного искусства (флористика, косметология, кулинария, парикмахерское дело и т.п.).

4. Физическую культуру, которая призвана удовлетворять первичные человеческие потребности. Сюда входит спортивная, рекреационная, сексуальна культура.

По носителю культуру разделяют на:

1. Мировую, которая представляет собой синтез национальных культур всех народов, населяющих планету Земля.

2. Национальную (этническую), которую характеризуют опыт и особенности проживания, нравы, правила, обычаи, язык, принятые на определенной территории.

Отдельно следует упомянуть о таком понятии, как субкультура, которая не только отличается от культуры, доминирующей в том или ином обществе, а даже противостоит, конфликтует с принятыми ценностями, идеалами, нормами поведения и т.п.

Основные формы культуры

В соответствии с тем, кем создается культура и на каком уровне она находится, принято различать следующие ее формы.

1. Культура элитарная (высокая), которая создается привилегированным обществом. Девизом этой формы является: «Искусство ради искусства». Сюда можно отнести отдельные художественные, поэтические и т.п. объединения.

2. Культура народная (коллективная), которая в отличие от элитарной создана неизвестными творцами, не имевшими какой-либо профессиональной подготовки. Примеры этой формы: народные песни, танцы и сказки, мифы, фольклор, обычаи, традиции.

3. Культура массовая, которая сложилась с развитием СМИ. Эта форма создается для массы и массой же потребляется.

В массовой культуре не выражается никаких изысканных аристократических вкусов или духовного поиска того или иного народа. Наибольший размах эта форма приобрела в середине прошлого века, когда СМИ проникли во многие страны. Механизм распространения этой культуры связан с рынком напрямую.

Массовая культура может быть национальной и интернациональной. Как правило, она имеет меньшую художественную ценность, нежели первые две формы культуры. Однако в отличие от них массовая всегда является авторской и обладает большой аудиторией. Образцы массовой культуры имеют свойство выходить из моды, терять свою актуальность, что с произведениями элитарной и народной культур никогда не происходит.

Роль культуры в жизни человека

Роль культуры в жизни людей можно выразить в следующем перечне ее функций:

1. Адаптивная функция. Культура позволяет человеку приспосабливаться к социальному и природному окружению.

2. Познавательная функция. Культура обеспечивает человека социально значимыми или истинными знаниями об окружающей среде, что и позволяет ему максимально успешно адаптироваться.

3. Ценностная функция. Культура осуществляет целеполагание человеческого развития, определяет нормы поведения, принятые в том или ином обществе.

4. Информационно-коммуникативная функция. Культура позволяет сохранить и передать в пространстве и времени социально-значимую информацию, которая является гарантом взаимопонимания и единства того или иного общества.

5. Регулятивная (нормативная) функция. Культурой определяются и регулируются различные виды и стороны личной и общественной деятельности людей (в быту, на работе, в межличностных отношениях).

6. Семиотическая (знаковая) функция. Культура – это система определенных знаков, не изучая которые, невозможно овладеть культурными достижениями.

fb.ru