Культура и цивилизация это – Культура и цивилизация сущность и соотношение этих понятий

Содержание

Культура и цивилизация

К числу важнейших проблем социальной философии относится вопрос о сущности и взаимоотношениях таких феноменов, как культура и цивилизация. В науке существуют два пути в его решении: отождествление этих понятий и их разделение. История взаимоотношений этих понятий в философско-культурологической мысли довольно драматична. Имея античное происхождение, слово “цивилизация” получила широкое употребление только в эпоху Просвещения. Путевку в жизнь этому термину дал Пьер Гольбах. В то время данное понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах Разума. Впоследствии термин “цивилизация” обретает полисемантичность (многозначность). В трудах Вольтера цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. хорошими манерами и навыками самоконтроля. XIX век расширил значение этого слова, которое стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Эта мысль отразилась в названии книги Льюиса Моргана “Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации”. В это же время сформировался взгляд, согласно которому понятие “цивилизация” соотносилось только с европейской культурой, что послужило развитию идеи европоцентризма в науке, философии, политике и экономике. Следовательно, все остальные культурные регионы считались нецивилизованными, или, в лучшем случае, малоцивилизованными.

Научная теория цивилизации, в основе которой лежит различение понятий “культура” и “цивилизация”, сформировалась в трудах Ж.-Ж. Руссо, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, а также в работах американских ученых Ф. Нортропа, А. Кребера и П.А. Сорокина

, исходящих из представления о цивилизации как особом этапе развития культуры или культурно-исторического типа, имеющем определенные признаки: культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом и социальным стереотипом; освоенное, достаточно автономное и замкнутое мировое пространство; определенное место в системе других цивилизаций.

В своем знаменитом рассуждении “Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?” Ж.-Ж. Руссо впервые высказал резкие возражения против цивилизации, противопоставив ей естественное, т.е. природное, состояние человека. Начиная с труда Н.Я. Данилевского “Россия и Европа”, где были сформулированы идея культурно-исторических типов, впервые оформилась мысль о

множественности цивилизаций и о том, что не только Европа является носителем цивилизационного начала.

Идеи Н.Я. Данилевского не были услышаны в свое время, и лишь в начале ХХ века немецкий культурфилософ О. Шпенглер уже на новом витке развития европейской культуры вернул интерес к ним, создав “философский роман” “Закат Европы”. Шпенглер указал, что цивилизация есть завершающая стадия любого культурного развития, его омертвение и угасание: “Цивилизация есть неизбежная судьба культуры …Цивилизации ….это завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством”, — писал О. Шпенглер в своем труде.

Теория цивилизации А. Тойнби продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, кульминируя мысль о локальных цивилизациях. Основные вопросы, поднимаемые А. Тойнби, таковы: почему некоторые общества, не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня; как и почему цивилизации “надламываются, разлагаются и распадаются”.

В современной культурологической мысли выделяется и иной аспект взаимоотношений культуры и цивилизации, пролегающий в области разделения духовного и материального. И в этом смысле цивилизация в целом предстает как материальная сторона культуры

.

Культура

Цивилизация

Возникает и существует до зарождения цивилизации

Возникает на определенном этапе развития культуры

Является категорией универсальной и общечеловеческой

Представляет собой временное понятие

Содержит в себе уникальное начало

Основана на тиражировании

Символ – Шедевр

Символ — Кич

Не применимо понятие “прогресс”

Базируется на понятии “прогресс”

Соотносится со сферой духовного

Соотносится со сферой материального

В своем сочинении “Смысл истории” Н.А. Бердяев пишет: “Во всякой культуре после расцвета и утончения начинается иссякание творческих сил, удаление и угашение духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практической организации жизни”. По мнению философа, всякая культура есть культура духа, однако на известной стадии своего развития культура начинает разлагать свои основы, она духовно истощает себя, рассеивает свою энергию. Когда исчезают духовные иллюзии, им на смену приходит цивилизация: техничная, реалистичная, прагматичная, демократичная, обезличенная, массовая. Цивилизация имеет не природную, не духовную, а машинную основу. В ней техника торжествует над духом. Некоторые современные исследователи рассматривают цивилизацию как своеобразную промежуточную стадию развития человеческого опыта, которая завершится постцивилизационной стадией, где мировые информационные системы будут способствовать созданию и росту глобальной культуры.

 

Цивилизация понимается как этап развития культуры путем антагонизмов: общество развивается за счет природы, экономика – за счет духовности, наука – за счет морали и т.д.

Сотношение культуры и цивилизации предстает в концепциях философов и культурологов следующим образом:

  • Цивилизация – растрата ресурсов культуры (Н.Я.Данилевский)
  • Цивилизация – старость культуры (О. Шпенглер)
  • Культурологический плюрализм (А.Тойнби).

 

filosofedu.ru

Культура и цивилизация.

            Вводя определение понятия «культура» можно выделить несколько толкований данного термина.

            1. Описательное определение. Культура — то сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины, знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

            2. Историческое определение. Культура является результатом исторического развития, в нее входит все то, что искусственно, что произвели люди и что передается от поколения к поколению — орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

            3. Нормативное определение. Культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

            4. Ценностное определение. Культура — это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

         Термин  «цивилизация» в переводе с латинского означает гражданский, государственный, политический. Во многих литературных источниках этот термин рассматривается как бездушное «тело» общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт).

            Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

         Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек — это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

            В литературе довольно часто встречаются такие определения как «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и т.д. Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

            Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилизации, которую стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием экономических и социальных законов.

            Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно сложным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Так, например, в отечественной литературе еще в начале 19 века понятием «культура» вообще не пользовались, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании. Русская социальная мысль стала использовать понятие «культура» в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века.

            Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим «цивилизованный человек», мы подразумеваем — культурный. Когда мы говорим «цивилизованное общество», мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития. Но между ними имеется как сходства, так и различия. И в самом деле: вряд ли кто отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей — к феноменам культуры, хотя и то, и другое — дело ума и рук человеческих.

            Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно,  говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

           

filosofedu.ru

Культура и цивилизация, их взаимосвязь

На уровне современных научных представлений о сущности культуры какие-либо глобальные подходы к ее проблемам невозможны без соотнесения культуры с основными тенденциями развития цивилизации (как в общечеловеческом масштабе, так и в локальном, в частности, конкретно-исторической российской цивилизации). Понятие «цивилизация» впервые было введено в научный и политический оборот французскими просветителями в XVIII в. Истоки этого понятия — в классической античности. «Цивилизация» в переводе с латинского означала первоначально собственно гражданские, общественные и государственные качества и характеристики. Цивилизация античности была противопоставлена «варварству» соседних племен и народов, находившихся на более низкой стадии развития. Для европейцев с XVIII в. было характерно противопоставление «культурности» и «цивилизованности» своих стран «дикости» и «варварству» современных им первобытных народов и стремление насильственно приобщить эти народы к благам «высшей цивилизации» путем активной колониальной политики. Мыслители прошлого пытались объяснить причины различного культурного развития народов. Одни видели специфику такого развития в особенностях географической среды, природных условий, другие — в так называемом «духе народов». В XIX-XX вв. появилось немало националистических и фашистских концепций цивилизации.

В науке до сих пор нет однозначного решения проблемы отношений культуры и цивилизации. С достаточной определенностью можно выделить две проблемы.

Первая связана с пониманием цивилизации как вырождения культуры. Наиболее полно такой взгляд выражен в работе немецкого культуролога О. Шпенглера «Закат Европы» (1918). Шпенглер выделил принципиальные различия между культурой и цивилизацией. В наиболее общем виде они могут быть сведены к следующему:

– культурный человек живет, углубляясь внутрь , заботясь о своей духовности; цивилизованный — обращаясь во внешнее, заботясь больше о материальном благополучии. Культура — это живое творчество, цивилизация — мумифицированная культура;

– культура религиозна, связана с поклонением и культом; цивилизация безрелигиозна;

– культура национальна; цивилизация безнациональна. Цивилизация есть мировой город, где господствует «лишенная корней городская масса».

Подобный взгляд на культуру и цивилизацию разделял русский философ Н. А. Бердяев. По его мнению, цивилизация, особенно современная, понижает уровень культуры, творчества. Машины и техника подрывают саму культуру: цивилизация унифицирует и уравнивает, культура же стремится к разнообразию. Вторая точка зрения на проблему соотношения культуры и цивилизации состоит в том, что цивилизация существует и формируется наряду с культурой. В общем смысле цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Цивилизация — качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни того или иного народа или группы народов, стран на определенном этапе развития; особый, исторически сложившийся способ существования крупной социальной общности людей, специфическая форма ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности.

А. Тойнби считал цивилизацию результатом культурного и материального процесса, материальной оболочкой культуры, культура же, по его выражению, «представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации». Состояние культуры в обществе — показатель развития политических, социально-экономических, духовных отношений. Фермент культуры всегда является мощной цивилизационной «закваской» в исторических процессах. Эту особенность подметил еще В. О. Ключевский, который подчеркивал, что экономическое и политическое возрождение народа немыслимо без духовного, нравственного. Более того, духовное возрождение становится предтечей возрождения народа, нации,страны.

Культура в этой цивилизационной системе играет роль механизма, выполняющего основные функции, такие как обобщение исторического опыта существования общества, аккумулирование этого опыта в виде системы ценностных ориентации, выражение данных ориентации на различных языках социальной коммуникации и осуществления самих социально-коммуникативных связей, регулирование практической жизнедеятельности общества с помощью основанных на ценностных ориентациях социокультурных норм коллективного и индивидуального бытия (образа жизни), выявление и осмысление признаков и черт собственной специфики в виде образов идентичности и намеренное их воспроизводство в технологиях и продуктах различных видов деятельности. Инструментарий культуры, используемый для выполнения этих функций, весьма велик: воспитание, просвещение, образование, философские, общественные и гуманитарные науки, религия, художественное творчество, книжное, библиотечное и музейное дело, оперативные информационные потоки, идеология и пропаганда, политическое и правовое нормотворчество, этические, этнические, социальные и религиозные стереотипы сознания и поведения, мифы и ритуалы, слухи, мораль, нравственность, эстетические приоритеты, мода и другие формы социальной престижности, короче, все то, что формирует «картину мира» и образ жизни того или иного народа в ту или иную эпоху.

Цивилизация возникает позднее культуры, но целиком вбирает ее в себя в качестве важнейшего своего компонента, определяющего неповторимый облик той или иной цивилизации, того или иного пути цивилизационного развития. Переход от доцивилизованных форм бытия к цивилизации происходит на стадии разложения родо-племенного строя, когда в том или ином виде возникает частная собственность, начинается становление политической власти и государственности. Цивилизация начинает складываться тогда, когда та или иная общность людей достигает более или менее четкой социальной организации и начинает осознавать себя таковой, отличной по своей культуре, религии, образу жизни, ментальности от других человеческих коллективов или родственной им.

История мировых цивилизаций прежде всего представляется историей развития человека. В этом смысле понятие «цивилизация» означает характеристику многопланового процесса саморазвития огромного потенциала, заложенного в человеческой природе.

Взаимосвязь культуры и цивилизации определяет социодинамику культуры, ее органическую реакцию на социальные явления, характеризующие жизнь общества. Социодинамика культуры — это изменение, развитие культуры в зависимости от изменения, развития общества, в связи с ним. Социодинамика культуры есть реализация социальной истории идей, с одной стороны, в культуре, а с другой — в поведении людей, в общественной практике народа, в самом ходе социальной истории. Результатом взаимосвязи культуры и цивилизации являются социокультурные периоды и эпохи, определяющие общее развитие исторического процесса. Каждой цивилизации присущ свой тип культуры.

Отождествление культуры и цивилизации сужает и понятие «культура», и понятие «цивилизация». Культура шире цивилизации: ей надлежит решать вопрос о целях раньше, чем найдены средства их достижения. XX век даже заставил многих ученых рассматривать культуру как явление, противоположное цивилизации. Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед , ее путь — восхождение по лестнице прогресса, то культура осуществляет свое развитие, отказавшись от линейного движения вперед. Культура не использует предшествующее духовное наследие как трамплин для новых достижений по той причине, что она не может отказаться целиком или частично от культурного фонда. Напротив, огромное значение в культурном процессе имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. Культура может строиться только на основе духовной преемственности, только с учетом внутреннего диалога культурных типов. Если цивилизация — внешний по отношению к человеку мир, то культура — это внутреннее достояние человека.

Еще в XIX в. был поставлен под сомнение универсализм сложившихся прежде эволюционных представлений о культуре и цивилизации. Концепциям единого линейного развития были противопоставлены взгляды на развитие культуры и цивилизации как на циклический процесс замкнутых самодостаточных механизмов. В теории цивилизаций выделяются два направления: теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория культурных суперсистем (П. А. Сорокин).

Значительный вклад в осмысление проблем цивилизации внес русский ученый Н. Я. Данилевский. Он считал, что нет единой нити в развитии человечества, а есть история локальных (замкнутых) культурно-исторических типов.

В работах Н. Я. Данилевского, особенно в его главном труде «Россия и Европа», проводится мысль, что культура Европы клонится к упадку и нужен новый культурный тип, новая государственная культура. По мнению Данилевского, не существует некоей единой мировой культуры. Человечество расчленено на самостоятельные культуры, развитие которых изолированно и несопоставимо. Ход истории представляет собой смену различных культурно-исторических типов. Концепция Н. Я. Данилевского отражает взаимосвязь культурных и цивилизационных процессов. С его точки зрения, в истории человечества можно выделить всего десять основных культурных типов, или цивилизаций — самобытных культур: египетскую, греческую, римскую, германо-романскую, славянскую и др. Каждый тип культуры проходит этапы: этнографический (очень длительный), государственный (среднедлительный), цивилизационный (короткий). Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Славянский культурный тип , по мнению Данилевского, противостоит европейской цивилизации. Концепция Данилевского была подвергнута критике, в первую очередь, крупнейшим русским философом В. С. Соловьевым, который отстаивал концепцию развития культуры с позиций «русской идеи».

О. Шпенглер рассматривал всемирную историю как ряд автономных циклов, культур. Таких культур Шпенглер насчитал восемь, каждая из которых вырастает на основе собственного «прасимвола» — способа переживания жизни. Каждая культура проходит ряд стадий от рождения, когда культура возникает, а затем развивается как проявление духовного стремления народа, до своего упадка, смерти и перерождения в цивилизацию, когда ненужной становится творческая деятельность, а в противоположность «гуманитарной» культуре торжествует бездушная механическая деятельность, техницизм, бюрократия и милитаризм. По Шпенглеру, существуют несколько культурных организмов, которые не могут взаимодействовать между собой.

Традиции культурно-исторической типологии в культурологии были продолжены крупнейшим английским историком А.Тойнби и русско-американским социологом П. А. Сорокиным.

А. Тойнби считается наиболее признанным теоретиком понятия «цивилизация». По его мнению, всемирная история представляет собой совокупность отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Все цивилизации, согласно Тойнби, «посеяны единым сеятелем — Богом» и проходили в своем развитии сходные стадии зарождения, подъема, надлома и распада , фактором развития цивилизаций Тойнби считает «закон вызова и ответа«, то есть способность людей дать адекватный «ответ» на «вызов» исторической ситуации. В отличие от Шпенглера, А. Тойнби использует понятие «цивилизация» не для характеристики эпохи упадка и деградации культуры, а для обозначения конкретного общества. Однако, по Тойнби, всемирно-историческое развитие есть движение от локальных цивилизаций к единству всечеловеческой цивилизации.

Теория культурно-исторических типов П. А. Сорокина допускает наличие прогресса в общественном различии. Кризис культуры он оценивал не как «закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.

В современной науке продолжается спор о том, движется ли мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится и даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию и мировое общество будет представлять собой совокупность ряда самостоятельно развивающихся цивилизаций. Современная западная культурология предсказывает новые войны «по линии цивилизационных разломов». Придавая большое значение религии, американский культуролог С. Хантингтон считает актуальными межрелигиозные войны. Становление общечеловеческой культуры не следует понимать как принятие всеми членами международного сообщества определенной общей системы ценностей, то есть унификации культуры. Речь прежде всего идет о росте взаимосвязи региональных и национальных культур. Культурные достижения в тех или иных регионах в условиях возрастающей глобальной целостности получают все большее распространение. Современная цивилизация не означает механического соединения различных локальных цивилизаций и культур. Этот процесс носит сложный и противоречивый характер. Достаточно вспомнить мощное воздействие производственной культуры Японии и других стран ближневосточного региона на страны Запада. Оказалось, что производственные формы деятельности, основанные на культуре этих стран, имеют много преимуществ по сравнению с традиционными западными ценностями. Проблема взаимного усвоения культурных ценностей современными культурами, глобализации культуры является сейчас одной из наиболее важных. Становление мировой культуры в XX веке сопровождается мощным движением роста национальных культур. Наше время показало ограниченность европоцентристского взгляда на культуру, когда европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим, региональным и национальным.

 

 

 

 

 

 

www.historicus.ru

Культура и цивилизация 14

Содержание

Введение. 3

Понятие культуры и цивилизации. 3

Культура и цивилизация. 3

Заключение. 3

Список литературы.. 3

Введение


Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже — универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Другое очень важное для человечества понятие «цивилизация» — появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал как среда и результат деятельности человека, отделившегося от природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение.

Цель данной работы изучение понятия культуры, а также рассмотрение взаимосвязи понятий «культура» и «цивилизация».


Культура — Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже — универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни («возделывание, обрабатывание, уход, разведение» — словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения «культурное» стало означать нечто противоположное «природному».
«Культура» как термин — определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
«Культура» как понятие — употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.

Субъект культуры — человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

«Культура» как категория — созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура — это семиаспектное понятие, потому как культура это и — результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.

И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры — природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.

Цивилизация — (лат. гражданский) — межэтническая культурно-историческая общность людей, основанием и критерием для выделения которой разнятся в зависимости от применения этого термина. Понятие цивилизации появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. В эпоху Просвещения и в 19в. цивилизация — как характеристика высшей степени социокультурного развития. Дикость-варварство-цивилизация. 20в. — Шпенглер, Тойнби — цивилизация как локальная моно или полиэтническая общность с выраженной социокультурной спецификой, то есть, концепция исторической цивилизации. В последнее время цивилизация как локальная межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической судьбы народов в одном регионе.

Цивилизация — многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются — урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.

Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в 18-19вв. Социально-исторические корни этого явления — в то время Германия состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национального полит. сознания, хотя ощущение единства нац. культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление стало возможно в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации. Немецкий социолог Фердинанд Теннис сформулировал представление о направленной эволюционной социальной организации от общины к обществу: отношения в рамках культуры (общины), которые коренятся в эмоциях, традициях, привязанности — семья, сословие, этнос (нация). Здесь главное — органичность в отношениях, их укорененность в традициях; и отношения в рамках цивилизации (общества), в центре которого — рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Отношения имеют вещную природу и характеризуются разнонаправленными устремлениями участников. Рациональные структуры — коллективы, группы, государства — рассматриваются как формальные лица.

Культура и цивилизация


Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».[1]

Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация — это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов.
В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. «Древние цивилизации — это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, чтя цивилизацией не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры», — отмечали известные российские культурологи С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством.
Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д.

Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода — это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития.

Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима.

На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации. Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп.
Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным. Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени. Определенность цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Цивилизация не совпадает с формацией, поскольку реализует как собственную преемственность во времени и пространстве, так и связь с другими цивилизациями. В отличие от формационного деления общества, связанного с производственно-экономическими отношениями, отношениями собственности, цивилизационное деление связывается с особенностями культуры. Поэтому, чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий «культура» и «цивилизация».
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.

Заключение


В заключение необходимо отметить, что различие культуры и цивилизации, приводящее в определенны социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

Список литературы


1.     Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.

2.     Драч Г. В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.

3.     Кузнецова А.Р. Культура эпохи Возрождения. М., 2002

4.     Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культур.- М.:Магистр, 1997.

5.     Сравнительное изучение цивилизаций. /Под ред. Ерасова Б.С.- М.: Аспект-Пресс, 1999.

6.     Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999.

coolreferat.com

Культура и цивилизация сущность и соотношение этих понятий

Содержание

Введение 3

1 Культура и цивилизация 4

1.1 О понятии “цивилизация”,“культура” 5

1.2 Культура и цивилизация, их взаимосвязь 9

2 Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру 16

3 Сопоставление понятий «культура» и «цивилизация» Бердяевым 18

4 Конфликт культуры 19

5 Пути примирения 21

Заключение 22

Список используемых источников 24

Введение

В истории человечества существовало множество культур — самобытных, не похожих одна на другую… На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?

В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят стран­ными, патриархальными, потому что они действительно отража­ют древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели совре­менный облик.

Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения привели к тому, что родилась культурология — наука о множественности культур, об их уникальности, несхожести.

Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценност­ных ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей.

Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных симво­лах пирамид или загадках современной культуры, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или античной трагедии, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур — прошлых и современных, осмыс­лить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказы­ваются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.

Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания, безусловно, велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура — это всеобъемлющее, «сквозное» явле­ние, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.

Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гумани­тарно-культурном наследии древнего мира, социально-философ­ской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные фило­софские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.

1 Культура и цивилизация

Культура и цивилизация — понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках, под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены; более того вырастают из одного корня. Куль­тура невозможна без цивилизации, а цивилизация — без культу­ры; в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. Но в то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.

Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.

В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.

Категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены; более того вырастают из одного корня. Куль­тура невозможна без цивилизации, а цивилизация — без культу­ры; в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. Но в то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.

1.1 О понятии “цивилизация”, “культура”

Цивилизация — (лат. гражданский) — межэтническая культурно-историческая общность людей, основанием и критерием для выделения которой разнятся в зависимости от применения этого термина. Понятие цивилизации появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. В эпоху Просвещения цивилизация — как характеристика высшей степени социокультурного развития. В последнее время цивилизация как локальная межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической судьбы народов в одном регионе…

Цивилизация — многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых, как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и, во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются — урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.

Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий филолог и философ. Своеобразное философствование оказало мощное влияние на современную теорию культуры. Все процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницше рассматривает как различные проявления «воли к могуществу». «Культура-это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

Освальд Шпенглер(1880-1936) — немецкий философ-идеалист. Вслед за Ницше, он исходил из понятия органичности жизни и неограниченного расширения. Понимая культуру как «организм», который обладает жестким единством и обособлен от других культур. Культура возникает, развивается и отмирает. Культура отрицается цивилизацией. Превращение культуры в цивилизацию совпадает с превращением творчества в бесплодие, героических «деяний» в механическую работу.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — венский психиатр. Фрейд приходит к выводу, что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувств вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний.

Слово » культура» — в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие — еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под «культурой» вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать » трудовые свершения», то есть хозяйственные задачи. Культура — это многогранная проблема исторического развития, и само слово «культура» объединяет разнообразные точки зрения. Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. В 18 веке в Европе понятие культура приобрело духовный аристократический смысл — этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным стали называть человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становиться возможным, упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

Отношения . Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу — испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

mirznanii.com

2. Культура и цивилизация. Культура и цивилизация

Похожие главы из других работ:

Античная культура как основа европейской цивилизации

Понятия «культура» и «цивилизация»

Термин «культура» происходит от лат. cultura — возделывание, обрабатывание, уход. Соответственно, «культура» — это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor — возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако…

Бытие культуры

1. Культура и цивилизация

В основе отделения культуры от цивилизации, в основе самого понимания сути данной проблемы лежит различие между материальной и духовной культурой. При всей условности подобного деления тем не менее можно сказать…

Дилемма: «единая мировая культура» или «история локальных цивилизаций»

1. Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность

В современном языке понятия “культура” и “цивилизация” — одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин “культура” (лат…

Духовная культура и ее перспективы в современной России

6. Культура и цивилизация

Считается, что категорию «цивилизация» первым употребил П.Г. Гольбах и энциклопедисты XVIII в. в том значении, которое предавали этому термину энциклопедисты…

Исторические типы культуры, культура и цивилизация

2. Культура и цивилизация

Всемирная история знает различные типы культур. По тому, какой из них господствует в обществе, характеризуют и сами общества, используя при этом термин «цивилизация». Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis — гражданский…

Концепции цивилизации

5. Сопоставление понятий «культура» и «цивилизация» Бердяевым.

Н.А.Бердяев критически переосмыслил работу Шпенглера » Закат Европы» в своем сочинении » Смысл истории». Он написал статью «Воля к власти и воля к культуре (1922г.).В ней сделана попытка сопоставления понятий «культуру» и «цивилизация» в духе Шпенглера…

Культура и цивилизация

2. Культура и цивилизация

Цивилизация и культура — понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество…

Культура и цивилизация

3.1 Понятия «цивилизация» и «культура»

Собственно, термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй…

Культура и цивилизация

2. Культура и цивилизация

Культура и цивилизация и проблемы их взаимодействия

2. Культура и цивилизация. О понятие “цивилизация”.

Цивилизация и культура — понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках…

Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность

1. Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность

Для того чтобы понять содержательную сторону исторического процесса развития общества необходимо уяснить, что представляет собой культура…

Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность

2. Взаимосвязь понятий культура и цивилизация

Отношение культуры и цивилизации неоднократно становилось предметом дискуссий. Сама проблема отношения культуры и цивилизации выкристаллизовывалась постепенно в развитии философско-исторической мысли…

Культура и цивилизация: соотношение понятий

6. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

В современной науке в трактовке соотношения понятий «культура» и «цивилизация» сложились две основные тенденции: их отождествление и противопоставление. В том случае, если культура и цивилизация рассматриваются как синонимы…

Культурологические идеи Н.К. Рериха

2.2 Культура и цивилизация

Противопоставление культуры и цивилизации особенно важно для Рериха. Цивилизация, по Рериху, характеризует «внешние пределы общественной жизни», меру социальной и технической организации общества…

Феномен культуры: основные характеристики

Культура и цивилизация

Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в 18-19в.в. Объясняется это вполне очевидными социально-историческими корнями…

cult.bobrodobro.ru