Кривая лаффера выражает зависимость доходов бюджета – Кривая Лаффера, ее определение, построение кривой и рассмотрение ее на примерах

Кривая Лаффера — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 августа 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 августа 2018; проверки требуют 2 правки. Увеличение налоговой ставки первоначально приводит к увеличению бюджетных доходов от налогов, но после определенного уровня приводит к падению.
T → доход государственного бюджета; t → налоговая ставка;
t* → налоговая ставка, которая максимизирует доход для бюджета; ставки t1 и t3 дают одинаковые бюджетные поступления.

Кривая Лаффера — графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплат

ru.wikipedia.org

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и

дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «

налоговую ловушку».

Налоговая нагрузка и уровень жизни

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы. Из таблицы также ясно, что нет явной связи между уровнем жизни, развития экономики и уровнем налогов. Это объясняется наличием множества других факторов влияющих на уровень жизни, помимо налогов. Очевидно, что вне зависимости от налоговой политики уровень жизни населения сравнительно бедных стран, как Турция, не сможет быстро достигнуть высоких стандартов США и Европы.

Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики

Страна

Налоговая нагрузка (% ВВП)

Уровень жизни, долл.

Швеция

51,0

25.710

Финляндия

47,3

23.240

Бельгия

46,6

26.440

Франция

44,1

26.270

Австрия

42,8

28.110

Германия

39,3

28.870

Мексика

39,3

3.600

Испания

35,8

14.350

США

31,8

28.020

Турция

22,2

2.830

Канада

16,0

19.020

Фискальная политика — целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Дискреционная бюджетная политика

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен.

Автоматическая фискальная политика

Автоматическая фискальная политика — предполагает изменение государственных расходов и доходов в ходе циклических колебаний в экономике без принятия специальных решений.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

Ставки налогов и кривая Лаффера

Налоговой ставкой, или средней налоговой ставкой, называют долю собранного налога в стоимости налогооблагаемого объекта. Другими словами, налоговая ставка показывает какую часть стоимости налогоплательщик выплачивает в виде налога.

Если — это общая сумма собираемого налога, — доход индивида или прибыль предприятия, то ставку налога можно рассчитать по следующей формуле:

Возникает вопрос, какова же должна быть ставка налога? Во-первых, ставка налога должна обеспечить поступление в государственную казну определенной суммы денег, необходимой для выполнения государством своих функций. Во-вторых, следует учитывать, что высокие ставки снижают экономическую активность в стране.

Американский экономист Артур Лаффер предположил, что между ставкой налога и налоговыми поступлениями существует не линейная, а более сложная связь.

Кривая Лаффера

Нелинейная зависимость говорит о том, что после некоторого значения налоговой ставки t

оптим. общие налоговые поступления начинают снижаться. При высоких налоговых ставках будут действовать причины, описанные ранее: экономические агенты либо вообще прекращают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор. При ставке налога равной 100% вообще нет смысла прилагать какие-либо усилия, поскольку весь доход будет изъят.

Кривая Лаффера представляет собой красивую модель, однако на практике она почти не применима, так как вывести эту кривую применительно к реальной экономике практически невозможно. Не известна также и та критическая точка, после которой налоговые поступления начинают снижаться. Считается, на основании проводившихся эконометрических расчетов, что оптимальная ставка лежит в интервале 35-45%.

Данный график ясно свидетельствует, что при нулевой налоговой ставке государство не соберет ни цента, сколь бы велика ни была налоговая база, т.е. число налогоплательщиков. Точно такой же результат будет и в противоположном конце налоговой шкалы – при стопроцентной налоговой ставке, потому что никто не будет работать бесплатно, и экономическая активность полностью замрет (т.е. налоговая база сузится до нуля).

Между этими крайностями существуют два показателя налоговых ставок, которые при разных подходах дадут одинаковый уровень налоговых поступлений: повышенная налоговая ставка при узкой налоговой базе и пониженная налоговая ставка при обширной налоговой базе.

studfiles.net

45. Кривая лаффера. Фискальная политика государства.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА — кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика  — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес- циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

46.Инфляция, ее сущность и причины.

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Основной причиной инфляциипризнаются диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государственного бюджета, источниками ссудных капиталов и их использованием, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Эти диспропорции усиливаются под влиянием монополизации и структурных сдвигов в экономике, финансовой системе, а также экономической политики.

47. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика.

Кривая Филлипса — графическое отображение предполагаемой обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

Кривая филипса отражает взаимосвязь между темпами инфляции и безработицы.

Кейнсианская модель экономики показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (вызванная спадом производства, следовательно уменьшением спроса на рабочую силу), либо инфляция (если экономика функционирует в состоянии полной занятости).

Одновременно высокая инфляция и высокая безработица существовать не могут.

Кривая Филипса применяется для построения кривой совокупного предложения. Совокупное предложение выражает зависимость реального объема выпуска от уровня цен. А объем производства напрямую зависит от числа занятых в экономике. Чем больше количество занятых в экономике, тем больше объем производства и соответственно предложение.

  • АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА- система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции. Для предотвращения инфляции, вызванной необоснованной эмиссией, государство может прибегать к заимствованиям с целью покрытия дефицита бюджета (за счет кредитов, полученных правительством, и за счет облигационных займов).

studfiles.net

Кривая Лаффера что показывает? :: BusinessMan.ru

Кривая Лаффера – теоретическое понятие, показывающее взаимосвязь между скоростью налоговых поступлений и бюджетного дохода государства за счет части налогов. Система разработана в 1974 году экономистом из США Артуром Лаффером. Иногда показатели кривой используют в качестве аргумента для сокращения налогов.

Концепция

Значение бюджетных доходов по ставке, равной налогу на доход, стремится к нулю (t0 = 0%). Согласно теории Лаффера, поступательное наращивание налоговых ставок приведет к меньшему увеличению налоговых поступлений в точке, где дальнейшее увеличение ставок способствует снижению общих налоговых поступлений. При показателях, когда ставка налога на прибыль составляет 100% (tmax = 100%), доходы опускаются до нулевой отметки.

Точка на кривой Лаффера, соответствующая скорости максимальных налоговых поступлений, называется точкой насыщения (Tmax). По форме кривая Лаффера показывает, что равный уровень доходов в бюджет налогов правительство может добиться для двух различных налоговых ставок (T1) – в первой четверти (t1) и третьей четверти кривой (t3).

Теория

Основывается кривая Лаффера на следующих допущениях:

  • При налоговой ставке t0=0% налогоплательщики не платят никаких налогов, соответственно, государственный бюджет не фиксирует доход от налогов.
  • Увеличение налоговой ставки вызывает два противоположных эффекта: увеличение доли государственных доходов бюджета трейдеров и снижение заявленного налогооблагаемого дохода хозяйствующих субъектов.

Второй эффект повышения ставки налога по Лафферу объясняется:

  • Снижением стимулов к работе и экономической активности. То есть ограничение преимуществ, которые операторы имели в определенной сфере, побуждает их снижать экономическую активность и ограничивать свою деятельность в этой области.
  • Увеличением скрытых доходов по причине ухода трейдеров в тень. При более высокой ставке налогообложения субъектам хозяйствования (несмотря на риски) выгодно не выплачивать полностью налоги. Кривая Лаффера это четко показывает.
  • Ростом тенденций перемещения экономической деятельности, особенно крупных предприятий, за рубеж.

При неком максимальном уровне налогообложения tmax = 100% исчезают все стимулы к труду и смысл вести налогооблагаемый бизнес. Не имея мотивации работать, организации прекращают деятельность. Таким образом, они перестают существовать как объекты налогообложения, соответственно, доходы равны нулю.

Практика

Кривая Лаффера описывает связь между величиной государственных налогов и доходом казны, позволяя найти обоюдовыгодную для правительства и хозяйственников точку насыщения (Tmax). Концепция Лаффера является самой известной моделью экономики, авторы которой призвали снижать ставки налогов, дабы стимулировать инвестиции и уменьшить роль государства в экономике в угоду конкурентоспособности.

Основная предпосылка для государственной налогово-бюджетной политики, сформулированной на основе кривой Лаффера, является возможность (при определенных условиях) увеличить наполняемость бюджета при снижении ставок.

Применение теории в США

Поистине впечатляющего эффекта применения в хозяйственной практике уроков американского экономиста удавалось достичь в некоторых странах. Интересно, что помимо увеличения доходов бюджета и увеличения темпов экономики, наблюдалось значительное перераспределение доходов внутри общества.

В 1925 году США снизили высокий уровень НДФЛ с 73% до 25%. Бюджет доходов от этого налога увеличился с 719 млн долларов (1921) до 1 млрд (1929). При этом поступления от с богатых (годовой заработок свыше 100000 долларов) в общем налоговом объеме с 28% (1921) увеличились до 51% (1926). Напротив, налогоплательщики с наименьшими доходами (ниже 10 000) в 1921 году заплатили 23%, а в 1926 — только 5% от суммы всех налоговых поступлений.

Первое прямое применение в экономической политике концепции Лаффера связано со значительным снижением ставки на прибыль в США в 1981 году. Администрация президента Р. Рейгана сократила максимальную ставку налога сначала с 70% до 50%, а затем, в 1986 году, до 28%, и добилась положительного эффекта. Тогда практически было подтверждено, что налоговая ставка и кривая Лаффера взаимосвязаны, что голая теория работает.

Применение в Польше

В Польше опыт с кривой Лаффера связан с акцизами на спиртные напитки. Повышение акцизов на спирт в 1999-2001 годах способствовало снижению доходов (вопреки ожиданиям) государственного бюджета. Снижение акцизов в 2002 году, напротив, увеличило доходы. То есть кривая Лаффера отражает взаимосвязь с доходностью любых типов налогов, а не каких-то конкретных.

Еще один польский пример: увеличение ставок акцизов на табачные изделия спровоцировало снижение дохода, что обусловлено одновременным увеличением использования контрабандных сигарет. Повышение акцизов в Польше сопровождалось как снижением внутреннего производства, так и снижение легальных продаж табачных изделий, в то время как число курильщиков не изменилось. Одновременно статистика показывала параллельное увеличение теневой экономики и контрабанды подакцизных товаров. Последовавшее снижение акцизов с 27% до 19% вызвало значительное увеличение бюджетных поступлений от этого налога.

Аргументы и контраргументы

Хотя кривая Лаффера показывает положительную взаимосвязь доходности и более низких налогов, у концепции есть противники. Они отмечают, что снижение налогов в 80-х годах в Соединенных Штатах сопровождалось увеличением бюджетного дефицита. Это сильный аргумент в руках критиков, но сторонники парируют, что увеличение доходов все же произошло, а углубление бюджетного дефицита привело к увеличению бюджетных расходов.

Тем не менее, независимо от оценки воздействия существенных снижений налогов на уровень и структуру налоговых поступлений, кривая Лаффера оказала определенное положительное влияние на динамику экономического роста в США в 80-х.

Формы кривой

По мнению прогрессивных экономистов, кривая Лаффера описывает возможность снижения налоговой ставки ради наполнения бюджета. Часто концепция используется сторонниками экономического либерализма, чтобы оправдать снижение налогов. Следует подчеркнуть, что, хотя понятие кривой Лаффера в некоторых экономических условиях оправдывает снижение налогов в целях увеличения доходов бюджета, но четких доказательств этой связи не существует.

Единственный верный способ статистического анализа — это эмпирическое исследование реакции количества налоговых поступлений к изменениям в налоговой ставке. Некоторые исследования показывают, что фактическая кривая Лаффера значительно отличается от «канонической» и имеет асимметричную форму. Назначение ставки максимизации налоговых поступлений государства является чрезвычайно сложным процессом и включает в себя многочисленные трудности.

Волатильность

Замечено, что кривая Лаффера описывает связь «идеальных отношений» налогов и дохода, не учитывая веяния времени. Например, в условиях военной угрозы граждане готовы нести большую нагрузку ради государства. Дополнительное увеличение налогов для военных целей приводит к увеличению доходов от этого источника. Таким образом, точка насыщения на кривой Лаффера будет значительно сдвинута вправо. После войны страны обычно снижают ставки налогообложения. Ее сокращение может вновь увеличить доходы в бюджет, в результате ставка налогообложения (хотя в военное время она устанавливается часто ниже уровня насыщения) будет выше, чем при послевоенной скорости насыщения. С прекращением угроз изменяется и форма кривой, скорость насыщения значительно снижается.

Влияние местоположения

Также кривая Лаффера описывает связь между регионом и поступлениями налогов, то есть форма кривой зависит от местоположения. Неналоговые условия ведения бизнеса в разных местах одной страны могут отличаться. Например, в приграничных районах легче заменить облагающийся высокими акцизами отечественный алкоголь на дешевый импорт. У потребителей будет соблазн меньше покупать подакцизный продукт, а приобретать контрабандный. Налоговая база соответственно уменьшится. Точка насыщения на графике будет значительно сдвинута влево по сравнению с центральными областями, где доставка подпольной продукции осложнена и менее рентабельна для контрабандистов.

Краткосрочная перспектива

Одна из проблем, с которыми сталкиваются проводники экономической политики государства, является ограничение использования системы Лаффера, связанное с разницей показателей кривой в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочной операторы не могут быстро реагировать на изменения налоговой ставки, даже если она стремительно движется в направлении максимального налогообложения.

Теоретически можно утверждать, что в ультракороткий период при максимальной ставке tmax = 100%, доходность бюджета не упадет (вопреки теории) до нуля. Это объясняется замедленной реакцией трейдеров на форс-мажорное обстоятельство. Операторы будут постепенно снижать экономическую деятельность в надежде на благоразумие правительства, либо по инерции производства. Значит, до полного прекращения хозяйственной деятельности некоторое время будут платить налоги в размере 100% от дохода. Кроме того, часть (возможно большинство) организаций перейдут в теневой бизнес, «усердно» выплачивая 100% ставки из официального дохода, чтобы поддерживать видимость законной деятельности.

Долгосрочная перспектива

При разработке правительством долгосрочной перспективы налогообложения кривая Лаффера работает более точно, позволяя эффективнее планировать бизнес всем субъектам экономики. Однако оптимизация налоговой ставки на основе кривой Лаффера дается власти не просто и требует политического решения. Короткий избирательный цикл в развитых странах часто заставляет правительства работать в краткосрочной перспективе, являясь серьезным ограничением применимости идей Лаффера в деловой практике.

businessman.ru

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наиболее известного сторонника теории экономики предложения, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривой.

Рис. 1. Кривая Лаффера

На рис. 1 можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера. Поступление налогов в госбюджет (T) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат — предельная налоговая ставка (t).

В данном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0.

Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень».

Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государственного бюджета.

Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы.

Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет.

Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов госбюджета.

Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L.

Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений.

Во-первых, так ли эластично предложение труда, чтобы его реакция на снижение налоговых ставок вызвала значительный рост деловой активности? Эмпирические исследования показали, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. Одни группы людей при ослаблении налогового бремени действительно готовы больше трудиться, в то время как другие, почувствовав себя реально богаче, предпочитают больше времени отводить досугу.

Во-вторых, снижение налоговых ставок — это мероприятие, имеющее длительный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в отдаленной перспективе, а не сразу же после снижения ставок. Следовательно, на краткосрочных временных интервалах возникает опасность сокращения доходов казны.

В-третьих, как видно на рис. 2а, вполне вероятно, что снижение налоговых ставок скорее вызовет не сдвиг вправо кривой совокупного предложения (AS), а сдвиг в том же направлении кривой совокупного спроса (ДО), как это видно на рис. 2б. Причем правостороннее смещение кривой AD в условиях, когда экономика находится на промежуточном или классическом (вертикальном) отрезках кривой совокупного предложения, чревато повышением общего уровня цен.

Рис. 2. Влияние снижения налоговых ставок на AS и AD

В-четвертых, кто может со стопроцентной уверенностью сказать, что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше точки М? А если в действительности налоговая система соответствует тому участку кривой, который расположен ниже точки М? Ведь тогда снижение налоговых ставок с неизбежностью вызовет снижение налоговых поступлений в бюджет.

На практике идеи А. Лаффера, поскольку он был одним из весьма влиятельных консультантов администрации Р. Рейгана, были в значительной мере воплощены в налоговых реформах 1981 и 1986 гг. в США.

Каков же результат применения на практике идеи снижения налоговых ставок для стимулирования совокупного предложения? Он оказался не совсем таким, как предполагалось в теоретических построениях А. Лаффера.

Накопленный дефицит госбюджета за первые шесть лет правления администрации Рейгана оказался больше, чем суммарный государственный долг за первые 200 лет существования США, включая государственный долг, необходимый для финансирования двух мировых войн (к 1987 г. государственный долг США составил 2,4 трлн. долл.).

Эмпирические исследования, посвященные влиянию снижения налоговых ставок на поступления в государственный бюджет, показали, что для экономики США 1980-х гг. точка М (см. рис. 1) находится где-то на уровне, соответствующем ставке налога 75-80%. Сама же американская налоговая система характеризуется той точкой на кривой Лаффера, которая соответствует налоговой ставке значительно ниже 50%.

Таким образом, снижение ставок не привело к росту налоговой выручки государства.

Очевидно, снижение налогового бремени не дает краткосрочного эффекта (в смысле быстрого наполнения доходов государственного бюджета) и проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в долгосрочном аспекте.

Что же, гипотеза Лаффера совсем неверна? Нет, такой вывод был бы не точен. Ведь действительно государственные доходы могут быть максимизированы только при некотором оптимальном уровне ставки налога.

Не обязательно максимальная налоговая ставка ведет к максимизации доходов государства. Это — бесспорно, и кривая Лаффера наглядно демонстрирует правоту этого утверждения.

Главная трудность — найти ту точку, в которой действительно находится экономика (точнее, налоговая система страны), и, соответственно, оптимальный уровень налоговой ставки, поскольку в противном случае … читать далее …

newinspire.ru

Понятие и сущность кривой Лаффера

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу , то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор.

Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Данные тенденции видны на следующих рисунках (рис. 1 и рис.2).

Рис. 1. Кривая Лаффера. Форма I.

По мере роста ставки от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дтяк), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Если экономика находится в точке А (рис. 1), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 2). При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.

Рис. 2. Кривая Лаффера. Форма II.

Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

Сама по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким результатам приведет повышение или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.

Но эта кривая отражает железную общую закономерность: если существующие налоговые ставки непомерно велики, при снижении налогов поступления в казну увеличатся. Стимул, получаемый экономикой от более низких налогов, будет настолько силен, что с лихвой скомпенсирует сокращение прямых налоговых поступлений вследствие снижения ставок. Иными словами, экономический эффект налоговой реформы перевесит ее арифметический эффект.

Следует также учитывать и благоприятное воздействие налоговой реформы на государственный бюджет. Снижение налогов создает стимул для увеличения объема производства и расширения занятости. Ускоренное экономическое развитие означает снижение безработицы и повышение доходов населения, что в свою очередь ведет к экономии расходов на пособия по безработице и другие программы социальной защиты.

studfiles.net

Кривая Лаффера

Понятие кривой Лаффера

Определение 1

Кривая Лаффера представляет собой графическое отображение зависимости между объемом налоговых поступлений в бюджет и динамикой налоговых ставок.

Кривая названа именем ее создателя – американского экономиста Артура Лаффера. Кривая Лаффера необходима для определения оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления максимальны (Т_оптим).

Зависимость между объемом налоговых поступлений в бюджет и динамикой налоговых ставок можно описать следующим образом:

Рисунок 1. Кривая Лаффера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Повышение ставки налогообложения (ось Т) увеличивает до определенного момента сумму доходов в бюджет (ось Д). При этом увеличение налоговых доходов идет все медленнее. Заинтересованность хозяйствующих субъектов в легальном заработке все еще присутствует, общий объем производства сокращается более медленными темпами, чем возрастает ставка. Следовательно уменьшение базы налогообложения (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки. Доходы бюджета, в целом, возрастают.

При достижении определенной величины налоговой ставки (Т) хозяйствующие субъекты вынуждены уплачивать настолько высокие налоги, что чистого дохода у них практически не остается. Как следствие, начинается спад экономической активности. При этом увеличиваются масштабы уклонения от уплаты налогов, то есть получает развитие сфера теневой экономики, что отрицательно сказывается на объемах налоговых поступлений в бюджет: несмотря на рост ставки налога, сокращается налогооблагаемая база.

Сущность эффекта Лаффера

Сущность рассмотренной на рисунке 1 взаимосвязи налоговых ставок и объемов налоговых поступлений в бюджет может быть выражена в виде следующих основных положений:

  • снижение налоговых ставок стимулирует производство;
  • уменьшение налоговых ставок приводит к сокращению объема налоговых поступлений лишь временно.

Таким образом, Кривая Лаффера наглядно демонстрирует стимулирующий эффект снижения налогового бремени. Его уменьшение ведет к увеличению объемов сбережений, а, следовательно, и к росту инвестиционных вложений в экономику и занятости. В итоге происходит рост производства и доходов производителей, которые увеличивают объем налоговых поступлений в бюджет.

Замечание 1

При этом следует отметить, что ожидаемый эффект может быть получен, прежде всего, за счет снижения налоговых ставок на прибыли корпораций.

На практике реакция различных групп хозяйствующих субъектов на снижение налоговых ставок различается. Наиболее активно реагируют на подобную налоговую политику высокооплачиваемые слои населения:

  • крупные менеджеры,
  • руководители организаций,
  • квалифицированные работники и т. д.

В качестве примера применения подобной стимулирующей налоговой политики можно привести экономическую политику американской администрации, проводимой в 80-х гг. XX века – «рейганомику». Налоговая реформа президента Рейгана (1981 г.) оказала стимулирующий эффект на экономику, однако привела к значительному росту государственного долга.

На практике имеется и положительный опыт применения эффекта Лаффера. В начале Первой мировой войны, Америка нуждалась в больших финансовых ресурсах, и государство увеличило налоги. К 1918 году налоговая ставка выросла до 77%. Несколькими годами позднее (1925 г.) президент Кальвин Кулидж начал осуществлять серию сокращений налогов, в результате которых предельная ставка налога была снижена до 25%. Снижение налогов оказало сильнейший стимулирующий эффект на экономику: за четыре года объем производства удвоился, при этом резко упал уровень безработицы.

Говоря о дестимулирующем эффекте увеличения налоговых ставок, отметим, что изъятие у налогоплательщика свыше 40-50% доходов является пределом, за которым стимулы к предпринимательской инициативе ликвидируются, начинается спад производства. Таким образом формируются целые группы налогоплательщиков, осуществляющих поиск всевозможных незаконных методов ухода от налогообложения.

Однако однозначной величины эффективной ставки не существует. В подобной ситуации главная задача государства заключается в установлении на основе экономически обоснованных расчетов предложений по оптимальному режиму налогообложения, не подавляющему экономическую активность налогоплательщиков и обеспечивающему необходимый уровень налоговых доходов.

Артур Лаффер осуществлял попытки эмпирическим путем вывести оптимальную ставку налога, обеспечивающую максимальный рост деловой активности, однако он потерпел неудачу – график в начале 80-х годов не был признан экономистами, в частности, из-за отсутствия математического обоснования.

Основные проблемы теории Лаффера

Многие страны, проводя налоговую политику, отдают приоритет налоговым ставкам, считая их наиболее гибким инструментом налогового регулирования, чем налоговые льготы. Однако практический опыт многих стран говорит о том, что снижение налоговых ставок с целью стимулирования инвестиционной активности при отсутствии льгот (возможностей использования ускоренной амортизации, целевых инвестиционных кредитов, налоговых вычетов и т.д.) ведет, в большей степени, к обогащению за счет государственного бюджета наиболее состоятельных граждан страны, а не к усилению их инвестиционной активности. Кроме того, бездумное снижение налоговых ставок может привести к обратному эффекту – к снижению налоговых поступлений в бюджет.

Замечание 2

Таким образом, налоговые льготы являются более действенным и эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности в экономике страны.

Налоговые ставки являются лишь одним из многочисленных факторов, оказывающих влияние на налоговую нагрузку. Из этого следует, что выводы по оптимальности или недостаточности налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты на основании лишь данного фактора являются необоснованными. Кроме того, налоговая ставка в системе налогообложения не едина, а простое арифметическое сложение налоговых ставок осуществлять не имеет смысла.

Анализ налоговой нагрузки обязательно должен учитывать структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам. На практике встречались ситуации, когда высокая доля налогов в ВВП в целом вовсе не являлась доказательством высокой налоговой нагрузки на экономику. Это, скорее, свидетельствовало о высоком уровне среднедушевых доходов населения и, как следствие, большим объемам налоговых поступлений с физических лиц.

Напротив, при относительно низкой доле налогов в ВВП основная масса налогов собиралась с юридических лиц, и тяжесть налоговой нагрузки на экономику в этом случае была выше.

spravochnick.ru