Критерии природных и техногенных явлений – 6.1.1 Перечень мероприятий по предотвращению в ходе строительства опасных инженерно-геологических и техногенных явлений, иных опасных природных процессов.

Критерии чрезвычайных ситуаций

1. Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС.

2. За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод).

4. Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.1994 № 332 «Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федера¬ции», применяемым в системе МЧС России от 25.12.2002 № 608.

5, 7. За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ.

Наименование источника ЧС Критерии отнесения к ЧС

1. Техногенные чрезвычайные ситуации

1.1 Транспортные аварии (катастрофы)
А. Общие критерии[1]
1. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тексту — организации) — 500 МРОТ.
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
1.1.1 — 1.1.2. Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена 1. Любой факт крушения поездов.
2. Повреждения вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.
3. Перерывы в движении: на главных путях железнодорожных магистралей — 6 ч. и более; на метрополитене — 30 мин. и более.
1.1.3. — 1.1.4. Кораблекрушения, аварии, повреждения грузовых, пассажирских судов, судов атомного флота, маломерных судов и судов флота рыбной промышленности, повреждения судами береговых, гидротехнических и других объектов. 1. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 1 т и более.
2. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз)[2].
3. Затопление, выбрасывание на берег судов в результате шторма (урагана, цунами), посадка судов на мель — любой факт аварии (катастрофы).
4. Аварии на маломерных судах, перевозящих опасные грузы.
5. Столкновение, опрокидывание, затопление, выбрасывание на берег, посадка на мель маломерных судов с гибелью 5 и более человек или пострадавших 10 и более человек.
1.1.5. — 1.1.6. Авиационные и ракетнокосмические катастрофы и аварии в аэропортах, на стартовых площадках и в населенных пунктах и вне аэропортов, стартовых площадок и населенных пунктов Падение, разрушение воздушного судна, ракетно-космического изделия (аппарата) — любой факт падения, разрушения.
1.1.7. Аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные дорожно-транспортные аварии и катастрофы) 1. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы — любой факт аварии.
2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.
3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП — решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.
4. ДТП[3] с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).
1.1.8. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, в тоннелях, горных выработках, на железнодорожных переездах 1. Любой факт крушения поездов.
2. Повреждение ж.д. вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.
3. Решение об отнесении к ЧС перерыва в движении по ж.д. магистралям (внутренним водным путям) принимается комиссиями по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления на основании рекомендаций руководителей предприятий и организаций ж.д. транспорта (речного транспорта).
4. Перерыв в движении: на главных путях железнодорожных магистралей—6 ч. и более; на метрополитене — 30 мин. и более.
5. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 5 т и более.
6. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз.
7. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в населенном пункте — любой факт аварии.
8. Прекращение движения на данном участке автодорог на 12 часов вследствие ДТП — решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.
9. ДТП с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).
10. Повреждено 10 и более автотранспортных единиц
1.1.9. Аварии на магистральных газо-, нефте-, продукто-проводах Любой факт разрыва
1.1.10. Аварии на внутрипромысловых нефтепроводах Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а в местах пересечения водных преград и при попадании в водные объекты 5 т и более
1.1.11. Аварии на плавучих буровых установках и буровых судах, на морских стационарных и полупогруженных платформах по добыче и эксплуатации месторождений нефти и газа Вылив нефти в объеме 20 т и более
1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)[4]
А. Общие критерии
1.2.1. Пожары в зданиях, сооружениях, установках (в т.ч. магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы) производственного назначения 1 .Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.
1.2.2. Пожары в зданиях, сооружениях, установках сельскохозяйственного назначения 1. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.
1.2.3. Пожары в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий торговли. Пожары в складских зданиях и сооружениях 1.Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.
1.2.4. Пожары на транспортных средствах (в т.ч. железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт) 1.Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.
1.2.5. Пожары в зданиях (сооружениях) жилого, административного, учебновоспитательного, социального, культурно-досугового назначения, здравоохранения 1 .Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.
1.2.6. Пожары на объектах другого назначения 1.Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
1.2.7. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы Любой факт пожара или взрыва
1.2.8. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах Пожары (взрывы) в метрополитене — любой факт пожара или взрыва.
1.2.9. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов
1.Обнаружение боеприпасов в районе вооруженных конфликтов или обнаружение боеприпасов времен Великой Отечественной войны — решение об отнесении происшествия к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.
2. Обнаружение боеприпасов вне района вооруженного конфликта — любой факт обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.
1.2.10. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) 1. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в районе вооруженных конфликтов — любой факт обнаружения складов взрывчатых веществ (боеприпасов).
2. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) вне района вооруженного конфликта — решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.
1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химических опасных веществ (АХОВ)
А. Общие критерии
1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении) 1. О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению органа управления по делам ГО и ЧС. Превышение ПДК (ПДУ) в пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.
2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением (ПДК (ПДУ)) в 5 раз и более[5].
3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более.
4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади 100 га и более.
5. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
6. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
1.3.2. Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии. Тоже что 1.3.1.
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
1.3.3. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ Любой факт выброса токсичных веществ.
1.3.4. Аварии с боевыми отравляющими веществами Любой факт аварии.
1.3.5. Обнаружение (утрата) источников АХОВ 1.Обнаружение (разливы) ртути — превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30 — 49 раз в течение 8 часов, или в 20 — 29 раз в течение 2 суток.
2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).
1.3.6. Выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ[6] Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).
1.3.7. Выбросы на нефтяных и газовых месторождениях нефти и газа (открытые фонтаны нефти и газа) Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).
1.3.8. Аварии с разливом нефти и нефтепродуктов[7] Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а при попадании в водные объекты 5 т и более.
1.4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ (РВ)
А. Общие критерии
1.Третий (серьезный) инцидент и более высокие уровни событий (аварий) по международной шкале ядерных событий (ИНЕС) на АЭС или иных ядерных установках.
2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 и более раз.
3. Максимальное разовое превышение ПДК в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 и более раз.
4. Превышение ПДУ при загрязнении почв (грунтов) в 100 раз и более на площади 100 га и более.
5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)» (табл. 6.1—6.3). При выполнении условий: измеренная мощность дозы гамма-излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками — более 20 мкГр/ч на расстоянии 1 м; измеренная мощность дозы гамма — излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора — более 10 мкГр/ч, а на расстоянии 1 м от поверхности блока более 3 мкГр/ч — решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.
6. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
7. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
1.4.1. Аварии на АЭС 1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала — более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 1100 Бк/м3 .
2. Измеренная мощность дозы гамма — излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны — более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более — 275 Бк/м3 .
3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения — более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 7 Бк/м3.
1.4.2. Аварии на промышленных, экспериментальных и исследовательских реакторах и ядерных экспериментальных установках военного назначения 1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала — более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 1100 Бк/м3.
2. Измеренная мощность дозы гамма — излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны — более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более — 275 Бк/м3.
3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения — более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 7 Бк/м3.
1.4.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла 1.Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала — более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 1100 Бк/м3.
2. Измеренная мощность дозы гамма — излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны — более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более — 275 Бк/м3.
3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения — более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 7 Бк/м3.
1.4.4. Аварии судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов и других транспортных и транспортабельных средств с установленными на борту ядерными реакторами и (или) ядерными материалами, радиационными источниками и радиоактивными веществами Любой факт выброса и (или) сброса РВ
1.4.5. Аварии при промышленных и испытательных взрывах с выбросом РВ Любой факт выброса РВ
1.4.6. Аварии с ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и ядерным оружием в местах их создания, хранения, обслуживания, уничтожения или при транспортировке Любой факт аварии
1.4.7. Обнаружение (утрата) источников ионизирующего излучения Любой факт утери, хищения или обнаружения источников, ионизирующих излучение
1.4.8. Обрушение хранилищ, корпусных конструкций транспортных и транспортабельных ядерных установок Любой факт обрушения
1.4.9. Аварии в пунктах хранения радиоактивных отходов (РАО) Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранения РАО — более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с РАО на удалении 1 м — более 100 мкГр/ч.
1.4.10. Аварии в хранилищах (контейнерах) отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранилища ОЯТ — более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с ОЯТ — более 100 мкГр/ч.
1.5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов
А. Общие критерии
1.5.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) сбросом патогенных для человека микроорганизмов на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях) 1 .Любой факт выброса (сброса) токсичных веществ. 2. Любой факт выброса (сброса) веществ, содержащих возбудитель инфекционных заболеваний людей I и II групп патогенности и опасных заболеваний животных. Вопрос об отнесении к ЧС факта выброса (сброса) веществ, содержащих компоненты, опасные для растений, решается органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
1.5.2. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов Любой факт выброса (сброса) патогенных для человека микроорганизмов
1.5.3. Обнаружение (утрата) патогенных для человека микроорганизмов Любой факт утраты (обнаружения) патогенных для человека микроорганизмов
1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород
А. Общие критерии
1 . Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
1.7. Аварии на электроэнергетических системах
А. Общие критерии
1 . Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
1.7.1. Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и населения Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более
1.7.2. Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей и населения Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более
1.7.3. Выход из строя транспортных электрических контактных сетей Решение об отнесении к ЧС перерывов в движении принимается органами управления по делам ГО и ЧС в зависимости от возможностей использования обходных путей и других местных условий
1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
А. Общие критерии
1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ;
1.9. Аварии на очистных сооружениях
А. Общие критерии
1 . Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения общих критериев).
1.10. Гидродинамические аварии
А. Общие критерии
1 . Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения общих критериев).

2. Природные чрезвычайные ситуации

2.1. Опасные геофизические явления
А. Общие критерии
2.1.1. Извержения вулканов 1. Число погибших — 2 чел. и более.
Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ;
3. Разрушение почвенного покрова на площади — 10 га и более.
4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более.
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
2.1.2. Землетрясения Землетрясение — 5 баллов и более
2.2. Опасные геологические явления
А. Общие критерии
2.2.1. Оползни, обвалы, осыпи 1 . Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
3. Разрушение почвенного покрова на площади — 10 га и более.
4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более.
2.2.2. Карстовая просадка (провал) земной поверхности, просадка лессовых пород 1 . Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
3. Разрушение почвенного покрова на площади — 10 га и более.
4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более.
2.2.3. Абразия 1. Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
3. Разрушение почвенного покрова на площади — 10 га и более.
4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более.
2.2.4. Эрозия, склоновый смыв 1 . Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
3. Разрушение почвенного покрова на площади — 10 га и более.
4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более.
2.2.5 Курумы 1 . Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
3. Разрушение почвенного покрова на площади — 10 га и более.
4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более.
2.3. Опасные метеорологические явления
А. Общие критерии
1 . Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
2.3. 1 Сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч Скорость ветра (включая порывы) — 25 м/сек и более; на побережье морей и в горных районах — 35 м/сек и более.
2.3.2. Очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом) Количество осадков — 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах — 30 мм и более за 12 ч и менее.
2.3.3. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь) Количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее
2.3.4. Продолжительные сильные дожди Количество осадков 100 мм и более за период более 12 ч., но менее 48 ч.
2.3.5. Очень сильный снег Количество осадков не менее 20 мм за период не более 12 ч.
2.3.6. Крупный град Диаметр градин — 20 мм и более.
2.3.7. Сильная метель Общая или низовая метель при средней скорости ветра 15 м/сек и более и видимости менее 500 м.
2.3.8. Сильная пыльная (песчаная) буря Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.
2.3.9. Сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах Диаметр отложения на проводах гололедного станка 20 мм и более для гололеда; для сложного отложения и налипания мокрого снега — 35 мм и более.
2.3.10. Сильный туман Видимость 50 м и менее.
2.3.11. Сильный мороз Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.
2.3.12. Сильная жара Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов
2.3.13. Заморозки[8] Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.
2.3.14. Засуха Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.
2.3.15. Сход снежных лавин Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.
2.4. Морские опасные гидрометеорологические явления
А. Общие критерии
1 . Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
2.4.1. Цунами, тропические циклоны (тайфуны), сильное волнение (5 баллов и более), сильный тягун в морских портах Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.
2.4.2. Обледенение судов Быстрое и очень быстрое обледенение судов (0,7 см/ч и более).
2.4.3. Сгонно-нагонные явления Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.
2.4.4. Раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, сильный туман на море, непроходимый, труднопроходимый лед, навалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.
2.4.5. Отрыв прибрежных льдин Любой отрыв льдин с людьми.
2.5. Опасные гидрологические явления
А. Общие критерии
1. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ
3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более.
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
2.5.1 Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.
2.5.2. Низкие уровни воды (низкая межень) Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в течение не менее 10 дней.
2.5.3. Раннее ледообразование Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.
2.6. Природные пожары
А. Общие критерии
1. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ.
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС
2.6.1.Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах 1. Крупные неконтролируемые пожары на площади: для наземной охраны лесов — 25 га и более; для авиационной охраны лесов – 200 га и более.
2. Решение об отнесении к ЧС торфяных пожаров и пожаров на оленьих пастбищах принимаются органами управления ГО и ЧС в зависимости от местных условий.

3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

3.1. Инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей
3.1.1. Особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбурга и Эбола) Каждый случай особо опасного заболевания
3.1.2. Опасные кишечные инфекции (болезни I и II группы патогенности по СП 1.2.01 1-94) Групповые случаи заболеваний — 10—50 чел. и более. Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.
3.1.3. Инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии Групповые случаи заболеваний — 10 чел. и более. Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.
3.1.4. Отравления людей Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами санэпиднадзора.
3.1.5. Эпидемии Уровень смертности или заболеваемости по территориям субъектов РФ превышает годовой среднестатистический в 3 раза и более.
3.2. Особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб
3.2.1. Особо опасные острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, лептоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, болезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония 1. Каждый отдельный (спорадический) случай острой инфекционной болезни.
2. Несколько случаев острой инфекционной болезни (эпизоотия).
3.2.2 Прочие острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, хронические инфекционные болезни сельскохозяйственных животных (бруцеллез, туберкулез, лейкоз, сап и др.) 1. Гибель животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ — 10 голов и более (эпизоотия).
2. Массовое заболевание животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ — 100 голов и более (эпизоотия).
3.2.3. Экзотические болезни животных и болезни невыясненной Каждый случай болезни
3.2.4. Массовая гибель рыб Решение об отнесении случаев гибели рыб к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.
3.3. Карантинные и особо опасные болезни и вредители сельскохозяйственных растений и леса
3.3.1 Массовое поражение растений болезнями и вредителями Болезни растений, приведшие к гибели растений или экономически значимому недобору урожая на площади 100 га и более.
3.3.2. Массовое поражение леса болезнями и вредителями Решение об отнесении случаев болезней леса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами.

4. Крупные террористические акты

А. Общие критерии
1. Число погибших — 5 чел. и более. Число госпитализированных 10 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб — свыше 1 тыс. МРОТ

ugochsbor.ru

Мониторинг опасных природных и техногенных процессов и явлений

Группа информационных мероприятий защиты (мониторинг, прогнозирование, выявление и оценка радиационной, химиче-

ской, биологической и прочих обстановок), предназначенных для сбора, обработки, анализа, отображения и интерпретации ин­формации, необходимой для своевременного обеспечения защи­ты населения и территорий, составляет информационное обеспе­чение защиты. В данной главе рассматриваются основные из этих мероприятий.

Мониторинг (от лат. monitor — надзирающий) опасных процес­сов и явлений (в дальнейшем — мониторинг) — это регулярные (постоянные) наблюдения, контроль и сбор информации об опас­ных процессах и явлениях, а также факторах, обусловливающих их формирование и развитие. В отличие от разных информацион­ных систем (автоматизированного управления, автоматического регулирования и др.) задачи систем мониторинга ограничивают­ся только получением информации и, как правило, не затрагива­ют вопросов управления.

Мониторинг включает в себя следующие основные направле­ния деятельности:

наблюдение за воздействующими факторами;

оценка фактического состояния объектов и природной среды;

прогноз состояния природной среды и объектов.

Таким образом, мониторинг — это система наблюдения, оценки и прогноза состояния природной среды и объектов. В зависимости от основного назначения мониторинг подразделяется на природ­ный и техногенный. Но в обоих случаях цель его — получение информации для своевременной разработки и проведения меро­приятий по предупреждению возникновения ЧС. В случае же воз­никновения ЧС мониторинг используется (его силы и средства) для отслеживания развития ситуации во времени наряду с прово­димой в этих же целях разведкой.

Природный мониторинг — это мониторинг опасных природных процессов и явлений. В настоящее время наиболее развитыми яв­ляются системы гидрометеорологического и сейсмического мо­ниторинга.

Контроль событий гидрологического и метеорологического харак­тера осуществляется рассредоточенными по территории страны организациями Росгидромета (Федеральная служба по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды). Система монито­ринга включает в себя около 1500 гидрологических и метеороло­гических станций, около 2000 наблюдательных постов.

Упомянутая система средств осуществляет наблюдение и оцен­ку состояния атмосферы, почв, морской среды, рек и озер, сель­скохозяйственных посевов, трансграничного переноса загрязня­ющих веществ. В ее обязанности входит представление сведений об опасных природных явлениях гидрометеорологического и аэро­метеорологического характера, экстремальных загрязнениях при­родной среды, изменениях климата, о радиационной обстанов-

ке на поверхности Земли и в околоземном космическом про­странстве.

Сейсмический мониторинг в нашей стране осуществляется фе­деральной системой сейсмических наблюдений.

Наиболее мощными сейсмосетями обладают США, Япония и Китай. На территории США в настоящее время действуют несколь­ко тысяч стационарных сейсмостанций. В потенциально опасных районах (например, Калифорния) среднее расстояние между стан­циями составляет всего 10 км. Очевидно, что сейсмосети должны контролировать большие территории с приоритетом для наибо­лее сейсмоопасных районов. С этой целью разрабатываются и по­стоянно совершенствуются карты сейсмического районирования, которые учитываются в строительных правилах и нормах.

Техногенный мониторинг включает в себя процедуры измере­ния параметров технологического процесса на объекте, выбро­сов вредных веществ, состояния окружающей среды на приле­гающих к объекту территориях, а в случае аварии — за их пре­делами.

Мониторинг, как правило, организуется на конкретных по­тенциально опасных объектах и в пределах их санитарно-защит-ных зон. Для АЭС обязательному мониторингу подлежит 30-ки­лометровая зона наблюдения и контроля (в безаварийной ситуа­ции).

Комплексный мониторинг радиоактивного и химического загряз­нения является логичным развитием систем радиационного и хи­мического контроля состояния окружающей среды. Его основное назначение — наблюдение и контроль появления радиоактивных и вредных химических веществ в окружающей среде. Система сфор­мирована в целях получения информации для принятия решений на проведение защитных и реабилитационных мероприятий в ус­ловиях радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды.

Данные мониторинга и полученная в результате системная информация об опасных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования чрезвычайных ситуаций и наблюдения за их изменением после возникновения.

Наблюдение осуществляется за источниками возможного воз­действия (природные процессы, ПОО), факторами воздействия (в нормальной обстановке и при возникновении Ч С), результата­ми воздействия (на человека, объекты, окружающую среду). По­лученная информация не только отражает состояние, но и позво­ляет прогнозировать обстановку и ее развитие. Оценка прогнози­руемой обстановки сводится к определению ожидаемого ущерба. Орган управления использует всю поступающую информацию для предупреждения ЧС, ограничения ее масштабов, принятия за­щитных мер.


studopedya.ru

Классификация опасных природных процессов

Природная ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасных природных процессов, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К опасным природным процессам отнесем:Опасные природные явления, стихийные бедствия, природные катастрофы.

Опасное природное явление: Событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на население и территорию.

Стихийное бедствие: Разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Стихийное бедствие – бедствие, вызываемое действием сил природы, не подчиняющихся воле, влиянию человека. (Бедствие — большое несчастье)

Природная катастрофа – стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды.

Природно-техногенная катастрофа: Разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.

Природные чрезвычайные ситуации можно классифицировать по месту их возникновения и по характеру опасностей и по масштабам. Самой опасной для жизни людей из всех природных ЧС является засуха (49% погибших).

По масштабам природные ЧС, как и техногенные делятся на: локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные ЧС.

По характеру источника природные ЧС можно разделить на:

1. Опасные геологические явления и процессы

2. Опасные гидрологические явления и процессы

3. Опасные метеорологические явления и процессы

4. Природные пожары

5. Массовые заболевания людей, животных и растений.

Опасное геологическое явление: Событие геологического происхождения или результат деятельности геологических процессов, возникающих в земной коре под действием различных природных или геодинамических факторов или их сочетаний, оказывающих или могущих оказать поражающие воздействия на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Опасное гидрологическое явление: Событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

ЧС природного характера
Опасные геологические процессы Опасные гидрологические процессы Опасные метеорологические процессы Природные пожары   Массовые заболевания
–землетрясения и извержения вулканов – наводнения – бури – лесные пожары – людей
– обвалы – цунами – ураганы –торфяные пожары – животных
– оползни   – тайфуны   – растений
– сели   – смерчи    
– падение кос-мических тел   – засуха    

Рисунок 2.1 – Классификация природных ЧС

Опасное метеорологическое явление: Природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Природный пожар: Неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.


Похожие статьи:

poznayka.org

Опасные природные явления и факторы риска

Опасные природные явления (ОЯП) представляют собой источники потенциальных ущербов для экономической деятельности или факторы риска. Субъекты риска во всех секторах общества должны строить планы своей экономической деятельности с учетом этих факторов риска.

Специалисты по опасным природным явлениям редко оказываются вовлеченными в экономическую деятельность, поэтому основные сведения об этих опасных явлениях должны быть доступны населению, а также лицам, принимающим решения (ЛПР), в коммерческом секторе и в секторе власти.

Опасные явления природы для биологических, социальных и технических систем могут рассматриваться как проявления воздействия на них окружающей среды. Многие специалисты по ОЯП считают, что основными источниками ОЯП служат так называемые геосферы и процессы в них. Под влиянием силы тяжести вещество на нашей планете организовано на планете в виде концентрических областей, которые и называются геосферами.


В пределах каждой геосферы вещество находится в различных фазовых состояниях (твердое, жидкое, газообразное, плазменное состояния). В строении Земли выделяют множество геосфер. В каждой из геосфер происходят процессы, которые могут восприниматься человеком как ОЯП, если они способны наносить существенный экономический ущерб и приводить к гибели людей и живых организмов в экосистемах.

Вообще говоря, насчитывается множество ОЯП и описание каждого из них с достаточной подробностью не может быть осуществлено в настоящем пособии из-за ограниченности его объема.

Существуют различные классификации опасных явлений природы. В настоящем пособии принята классификация по преимущественному протеканию ОЯП в одной из четырех природных сфер, важных для человечества и экосистем: литосфере, атмосфере, гидросфере и в космической окрестности Земли. Процессы, протекающие ниже литосферы, но вызывающие ее перемещения, формально относятся к литосфере.

Это позволяет не рассматривать отдельно в данном пособии такие глубинные геосферы, как ядро, мантия, астеносфера. Если опасное природное явление протекает в нескольких средах, то оно относится преимущественно к той сфере, в которой формируется поражающая сила. Например, сильный ливень формируется в атмосфере, а поражает объекты на поверхности литосферы.

В соответствии с указанным выше принципом это опасное природное явление относится к атмосферным ОЯП. Часто одним ОЯП сопутствуют другие ОЯП. В таких случаях говорят о сопутствующих ОЯП. Например, сильный ливень, как ОЯП, может привести к наводнению, которое рассматривается как сопутствующее ОЯП. Заметим, что наводнение является самостоятельным ОЯП и вызывается не только сильными ливнями.

Важной особенностью опасных природных явлений оказывается их интенсивность, мощность, амплитуда, магнитуда и т.п. С помощью этих характеристик описывается обычно энергетическая мощь опасного природного явления, а также его пространственно-временная характеристика. Более того, именно интенсивность гидрометеорологических процессов (ветер, волнение, повышение уровня воды) переводит их в категорию ОЯП.

Например, ветер становится ОЯП «сильный ветер», если его скорость, считая порывы, составляет не менее 25 м/с на территории не менее 1/3 субъекта федерации при продолжительности явления не менее 6 ч. Для акваторий океанов, арктических и дальневосточных морей это критическое значение составляет не менее 30 м/с, а для побережий морей и горных районов — не менее 35 м/с.

Значения критериев перевода природных явлений в ОЯП задаются законодательным образом и зависят от влияния природных явлений на экономическую деятельность в конкретных географических районах с учетом их повторяемости. В официальных российских документах ОЯП принято называть «стихийными гидрометеорологическими явлениями». При их наступлении всем органам власти и государственным организациям предписано действовать особым образом.


При рассмотрении ОЯП с точки зрения их влияния на экономическую деятельность необходимо уделять внимание поражающим факторам, указывать потенциальные ущербы и механизмы их образования. С этой точки зрения все ОЯП делятся на две категории: вызывающие и не вызывающие человеческие жертвы.

Например, землетрясения и наводнения могут вызывать человеческие жертвы, а подтопление территорий и образование оврагов — нет. Для гидрометеорологов, которые профессионально занимаются наблюдениями за ОЯП, подобный аспект изучения ОЯП является малоизвестным.

На территории России многочисленные хозяйственные объекты подвержены разрушительным воздействиям со стороны ОЯП практически всех видов. Суммарный среднемноголетний экономический ущерб от этих факторов риска достигает 6-7 % от валового внутреннего продукта (ВВП) России, что составляет около 20-26 млрд. долл. США.

ohrana-bgd.ru

Глава 5

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ

5.1. Мониторинг опасных природных и техногенных процессов и явлений

Группа информационных мероприятий защиты (мониторинг, прогнозирование, выявление и оценка радиационной, химиче-

74

ской, биологической и прочих обстановок), предназначенных для сбора, обработки, анализа, отображения и интерпретации ин­формации, необходимой для своевременного обеспечения защи­ты населения и территорий, составляет информационное обеспе­чение защиты. В данной главе рассматриваются основные из этих мероприятий.

Мониторинг (от лат. monitorнадзирающий) опасных процес­сов и явлений (в дальнейшем — мониторинг) — это регулярные (постоянные) наблюдения, контроль и сбор информации об опас­ных процессах и явлениях, а также факторах, обусловливающих их формирование и развитие. В отличие от разных информацион­ных систем (автоматизированного управления, автоматического регулирования и др.) задачи систем мониторинга ограничивают­ся только получением информации и, как правило, не затрагива­ют вопросов управления.

Мониторинг включает в себя следующие основные направле­ния деятельности:

наблюдение за воздействующими факторами;

оценка фактического состояния объектов и природной среды;

прогноз состояния природной среды и объектов.

Таким образом, мониторинг — это система наблюдения, оценки и прогноза состояния природной среды и объектов. В зависимости от основного назначения мониторинг подразделяется на природ­ный и техногенный. Но в обоих случаях цель его — получение информации для своевременной разработки и проведения меро­приятий по предупреждению возникновения ЧС. В случае же воз­никновения ЧС мониторинг используется (его силы и средства) для отслеживания развития ситуации во времени наряду с прово­димой в этих же целях разведкой.

Природный мониторинг — это мониторинг опасных природных процессов и явлений. В настоящее время наиболее развитыми яв­ляются системы гидрометеорологического и сейсмического мо­ниторинга.

Контроль событий гидрологического и метеорологического харак­тера осуществляется рассредоточенными по территории страны организациями Росгидромета (Федеральная служба по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды). Система монито­ринга включает в себя около 1500 гидрологических и метеороло­гических станций, около 2000 наблюдательных постов.

Упомянутая система средств осуществляет наблюдение и оцен­ку состояния атмосферы, почв, морской среды, рек и озер, сель­скохозяйственных посевов, трансграничного переноса загрязня­ющих веществ. В ее обязанности входит представление сведений об опасных природных явлениях гидрометеорологического и аэро­метеорологического характера, экстремальных загрязнениях при­родной среды, изменениях климата, о радиационной обстанов-

75

ке на поверхности Земли и в околоземном космическом про­странстве.

Сейсмический мониторинг в нашей стране осуществляется фе­деральной системой сейсмических наблюдений.

Наиболее мощными сейсмосетями обладают США, Япония и Китай. На территории США в настоящее время действуют несколь­ко тысяч стационарных сейсмостанций. В потенциально опасных районах (например, Калифорния) среднее расстояние между стан­циями составляет всего 10 км. Очевидно, что сейсмосети должны контролировать большие территории с приоритетом для наибо­лее сейсмоопасных районов. С этой целью разрабатываются и по­стоянно совершенствуются карты сейсмического районирования, которые учитываются в строительных правилах и нормах.

Техногенный мониторинг включает в себя процедуры измере­ния параметров технологического процесса на объекте, выбро­сов вредных веществ, состояния окружающей среды на приле­гающих к объекту территориях, а в случае аварии — за их пре­делами.

Мониторинг, как правило, организуется на конкретных по­тенциально опасных объектах и в пределах их санитарно-защит-ных зон. Для АЭС обязательному мониторингу подлежит 30-ки­лометровая зона наблюдения и контроля (в безаварийной ситуа­ции).

Комплексный мониторинг радиоактивного и химического загряз­нения является логичным развитием систем радиационного и хи­мического контроля состояния окружающей среды. Его основное назначение — наблюдение и контроль появления радиоактивных и вредных химических веществ в окружающей среде. Система сфор­мирована в целях получения информации для принятия решений на проведение защитных и реабилитационных мероприятий в ус­ловиях радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды.

Данные мониторинга и полученная в результате системная информация об опасных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования чрезвычайных ситуаций и наблюдения за их изменением после возникновения.

Наблюдение осуществляется за источниками возможного воз­действия (природные процессы, ПОО), факторами воздействия (в нормальной обстановке и при возникновении Ч С), результата­ми воздействия (на человека, объекты, окружающую среду). По­лученная информация не только отражает состояние, но и позво­ляет прогнозировать обстановку и ее развитие. Оценка прогнози­руемой обстановки сводится к определению ожидаемого ущерба. Орган управления использует всю поступающую информацию для предупреждения ЧС, ограничения ее масштабов, принятия за­щитных мер.

76

studfiles.net

6.1.1 Перечень мероприятий по предотвращению в ходе строительства опасных инженерно-геологических и техногенных явлений, иных опасных природных процессов.

Наиболее неблагоприятные физико-геологические процессы в пределах изученной территории связаны с наличием в районе работ сезонного оттаивания/промерзания грунтов и морозного пучения.

Глубокое сезонное промерзание обусловлено многими факторами. Нормативная глубина сезонного промерзания на участке развития таликовой зоны, рассчитанная в соответствии пособия к СНиП 2.02.01-83 и СНиП 23-01-99 (м.ст. Якутск) составляет:

для песков средней крупности – 407 см,

для крупнообломочных грунтов – 461 см.

Глубина сезонного оттаивания составляет от 0,6 до 3,5 м.

С современными криогенными процессами связаны явления морозного пучения грунтов. По степени морозного пучения грунты трассы в верхней части разреза в зоне сезонного оттаивания/промерзания являются, согласно таблице 6,7 СНиП 2.05.02-85* к слабо-пучинистые — ИГЭ-7в (пески средней крупности средней плотности), ИГЭ-9н (пески гравелистые (нас.гр)), к пучинистым: ИГЭ-15б (супеси песчанистые пластичные).

Согласно СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий», приложение Б; по категории опасности процесс пучения грунтов оценивается как чрезвычайно опасный и процесс землетрясения оценивается как опасный. По совокупности процессов следует принимать категорию опасности – опасный.

Согласно СП11-105-97 часть I приложение Б трасса отнесена к II категории (сложной) инженерно-геологических условий.

Земляное полотно запроектировано по II принципу проектирования – допущение оттаивания деятельного слоя в основании насыпи в процессе эксплуатации дороги – в соответствии с ВСН 84-89. Руководящая отметка определена по теплотехническому расчету, а так же по условию снегонезаносимости.

Произведен расчет устойчивости насыпи на слабом основании – супеси песчанистой пластичной. Данное основание является устойчивым.

Проектная линия продольного профиля запроектирована с руководящей отметкой по бровке земляного полотна. На участках, где по рельефу местности нет возможности соблюдения руководящей отметки, предусмотрено применение теплоизолирующего слоя из пенополистирольных плит.

Проектом предусмотрено сохранение почвенно-растительного слоя под телом насыпи на участках нового направления и на участках уширения земляного полотна, согласно ВСН 84-89.

6.1.2 Обоснование принятой продолжительности строительства.

Продолжительность строительства дороги в соответствии с указанием СП (п.5* СНиП 1.04.03-85* часть II глава В.5) устанавливается проектом организации строительства на основе линейного календарного графика в связи с расположением объекта в I дорожно-климатической зоне согласно СП (по СНиП 2.05.02‑85) и, согласно ГЭСН 81-05-02-2007, к VIIтемпературной зоне. Расчётный зимний период принят с 1 ноября по 30 апреля.

Количество рабочих дней в месяц определено расчётом. По данным метеостанции Якутск в среднем за год число дней:

– с туманами – 60 дней;

– с метелями – 4 дня;

ВСЕГО – 64 дня (в год)

Количество неблагоприятных дней для выполнения дорожно-строительных работ составляет 5 дней в месяц.

Среднее количество рабочих смен в месяц составило 25, за вычетом из календарного времени неблагоприятных по климатическим условиям дней.

Технологическая последовательность выполнения работ предоставлена на «Линейном календарном графике, который приложен в данном разделе.

В дипломном проекте принят поточный метод – непрерывного и равномерного производства всех строительно-монтажных работ комплексными механизированными бригадами и звеньями. Направление специализированных потоков по отдельным видам дорожно-строительных работ определилось положением источников получения материалов и грунтов, подъездных путей, местоположением базирования механизированных отрядов.

Расчёт продолжительности строительства объекта выполнен из условия соблюдения технологического процесса и затрат времени на отдельные его операции в зависимости от объёма работ, производительности выбранных машин и механизмов, с учётом погодно-климатических условий и режима труда.

Скорость потока в целом определилась скоростью составляющих его специализированных потоков по основным видам работ: строительству искусственных сооружений, возведению земляного полотна, устройству дорожной одежды.

Начало строительства– начало октября 1-го года, окончание – конец сентября 3-го года (24/600 месяц/смен) из них технологический перерыв 12 месяцев (период стабилизации) и 0.6 месяца( 15 смен) перерыв из-за низких температур. Строительство дороги 11,4/285 месяц/смен.

Направление движения комплексного потока принято проектом от начала трассы к концу трассы.

studfiles.net

МОНИТОРИНГ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ

Название рубрики

МОНИТОРИНГ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ

система сбора информации об опасных природных процессах и явлениях, происходящих в геологической среде, поверхностной гидросфере и их контактных зонах (шторма, наводнения, землетрясения, оползни, лавины, сели, абразия, карст, природные пожары и др.), оценки и прогнозы их динамики под воздействием природных и техногенных факторов, оценки опасности и риска, разработки защитных мероприятий и способов управления геологической средой с целью недопущения (или минимизации) негативных проявлений этих процессов и возникновения чрезвычайных ситуаций. Реализуется по специальным программам, выполняемым для своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с проявлением опасных природных процессов, их локализации и снижению ущербов от их воздействия. М.о.п.п.я. осуществляется в целях: информационного обеспечения рационального природопользования и управления функционированием объектов экономики; оперативного выявления и прогнозирования развития опасных процессов, влияющих на жизнеобеспечение населения и функционирование объектов хозяйства; разработки и реализации мероприятий по уменьшению и предотвращению негативных последствий опасных процессов; оценки эффективности проводимых защитных мероприятий. М.о.п.п.я. включает природные и техногенные компоненты геологической среды на нескольких масштабных уровнях (национальный, региональный, локальный) и позволяет установить закономерности динамики опасных процессов, осуществить прогноз их развития и предотвратить нега-тивные последствия, в т.ч. экологические. Функциональная структура М.о.п.п.я., единая для любых объектов и уровней организации, включает подсистемы режимных наблюдений, прогнозирования, оценки опасности и риска, управления. М.о.п.п.я. можно определить и как систему, состоящую из перечисленных блоков, и как непрерывный автоматизированный циклический процесс последовательного контроля, прогнозирования, оценки и управления негативными процессами и воздействиями на геологическую среду. В таком процессе каждый новый цикл мониторинга начинается после осуществления управляющих воздействий по регули-рованию этих процессов и воздействий (инженерной защите).

Оцените материал:

Спасибо, Ваше сообщение принято!

www.mchs.gov.ru