Крещение руси состоялось в – Крещение Руси – кратко самое главное и дата дня крещения князем Владимиром

Где происходило крещение Руси (место крещения Руси)


Где происходило крещение Руси? К сожалению, история не дает точного ответа. Во-первых, в различных летописях, у разных авторов называются различные местности. А во-вторых, само крещение не было краткосрочным, однодневным событием. Следовательно, не могло оно состоятся и в одном определенном месте.

Крещение князя и дружины

Общепризнанно, что официально крещение Русь приняла в годы княжения Владимира I Святославовича. Именно он стал инициатором принятия новой веры всем народом, и признал христианство государственной религией.
Сам князь вместе со своими дружинниками крестился по мнению одних летописцев и историков в Киеве, других – в Васильеве (недалеко от Киева). Однако наиболее правдоподобной все же считается утверждение о том, что новую веру Владимир и его сподвижники приняли в древнем Херсонесе, который славяне называли Корсунью.
В те времена этот населенный пункт, расположенный неподалеку от современного Севастополя, находился как раз на границе Византии и Руси.

Именно сюда князь киевский прибыл для того, чтобы сочетаться браком с царевной Анной – родной сестрой византийского правителя.
Сам обряд проходил в церкви св. Василия, который располагался прямо в центре города на торговой площади.
Впоследствии эта святая обитель была разрушена, и лишь после долгих поисков ее руины удалось обнаружить графу Уварову – известному русскому археологу.
На месте разрушенной базилики по инициативе Александра II в 1867 году был заложен новый собор. Первый его этаж занимал храм Рождества Богородицы, одну из стен которого образовывало то самое древнее строение, «видевшее» крещение самого Владимира.
При советской власти храм разграбили. В годы Великой Отечественной войны он и вовсе был разрушен до основания. Вновь восстановили его лишь в 2006 году.

Крещение киевлян

Вернувшись в свой стольный град вместе с греческими и корсунскими священнослужителями Владимир повелел крестить своих отпрысков и знатных киевских бояр. По преданию это таинство свершилось в источнике известном как Крещатик, ставшим одним из мест крещения Руси.
Что касается всеобщего массового крещения жителей Киева, то оно проходило по одним данным в реке Почайне, по другим – в Днепре или в месте слияния этих двух водных артерий.
Однако крещением киевлян, распространение христианства на Руси не закончилось, а только началось. И жители каждого города принимали крещение там, где это было удобно им и священникам, разосланным Владимиром по всем уголкам страны.

antiquehistory.ru

Как происходило крещение Руси — Other

Меня всегда не перестает удивлять тот факт, что во многих, казалось бы, общеизвестных исторических событиях, при более пристальном изучении открывается масса новых, неожиданных подробностей. Например, сколько всего интересного можно узнать, если внимательнее присмотреться к тому, как происходило крещение Киевской Руси…

Крещение Руси: как это было

Казалось, все понятно: Русь крестил князь Владимир Святославович в 988 году (общепринятая дата). По некоторым другим источникам в 990 или в 991 году, однако, это не так принципиально. Но, вообще-то, первым представителем правящей элиты Руси, который отказался от язычества в пользу христианства, была бабушка Владимира, княгиня Ольга.

Причем, для того, чтобы креститься, она лично посещала Византию со своим сыном Святославом (который также был крещен).

И не просто крестилась, а и ставила своей целью признание Византией Руси как «христианской империи». Кроме того, еще до крещения Руси Владимиром, христианство распространялось на землях Киевской Руси.

«Испытание вер» Владимиром

Князь же Владимир, перед тем, как сделать Русь христианской, вообще-то банально выбирал, какую веру избрать.

А выбор, кроме христианства византийского обряда, был довольно обширный:

  • Иудаизм. Этот вариант предлагали Владимиру хазарские иудеи.
  • Ислам. Наравне с волжскими булгарами.
  • Католичество. С таким предложением к Владимиру приезжала делегация от Папы Римского.

Наиболее вероятный вывод

По легенде, на Владимира наибольшее впечатление оказало общение с византийским посланником (которого Владимир якобы даже философом назвал) и рассказы византийца о библейских сюжетах и о христианской вере в целом. И, мол, поэтому выбор пал на христианство.

Но я думаю, более справедливым было бы считать причиной выбора стремление киевских князей того времени, и Владимира, в том числе, сделать из языческой и, по сути, провинциальной Руси уважаемое государство, имеющее крепкие связи (на почве религии, в том числе) с «сильными мира» сего. Кроме того, Константинополь географически расположен ближе того же Рима.

travelask.ru

Крещение руси

Несомненно, одно из событий, определивших развитие нашей страны на годы и даже тысячелетия вперед – это Крещение Руси. Несмотря на то, что в истории за этим событием была закреплена определенная дата, 988 г, на самом деле, крестили Русь очень и очень долго.

С давних времен известны единичные случаи обращения славян в христианскую веру. В числе прочих крестилась и княгиня Ольга. Правда, о причинах ее поступка историки спорят. Кто-то говорит, что она уверовала в единого Господа, другие считают, что у этого поступка имелась политическая подоплека. Существует даже красивая легенда, согласна которой Ольга, любившая своего мужа, отказывалась после его смерти второй раз выходить замуж. И это не вызывало особых проблем, пока к ней не посватался император Константин. Отказать такому жениху было сложно по причине возможных политических последствий. И Ольга согласилась. А так, как император был православным, то для брака с ним Ольга должна была покреститься, и она попросила его стать ее крестным отцом. Когда же после обряда крещения Константин потребовал назвать дату венчания. Ольга ответила, что отец не может стать мужем дочери и уехала в Киев. Конечно, это всего лишь легенда, не имеющая ничего общего с реальными фактами. Крещение Ольги было одним из первых шагов, приблизивших Крещение Руси.

А вот ее сын, Святослав, христианскую религию не поддержал. Предпочел остаться верным вере предков. Как впрочем, и внук Ольги, Владимир. Изначально он также был ярым поклонником политеизма. Это не помешало ему впоследствии покреститься самому и покрестить весь Киев в 988 году, именно этот момент и вошел в учебники как Крещение Руси.

Сейчас уже трудно сказать, действительно ли Владимир уверовал, или же это был целиком и полностью политический поступок. Впрочем, огромного влияния политической ситуации на его решение опровергнуть нельзя в любом случае. Его умом владела идея сплочения русского народа, которому серьезно мешала разобщенность религиозных убеждений, ведь на территории Киевской Руси обитало множество племен, каждое со своими богами.

Первая попытка объединения была предпринята под эгидой язычества. Возле Киева по приказу Владимира было воздвигнуто капище, где было установлено пять идолов, пяти различным славянским богам. Таким образом, он хотел создать единый пантеон богов, который мог бы стать ядром объединения племен. Однако его ожидания не оправдались.

Тогда он стал искать другой метод. Будучи уверенным, что адекватный результат даст только религиозное объединение, он принялся за изучение других верований и культов. Достоверно известно, что он активно общался на эти темы не только с Византией. Также он рассматривал как возможный вариант и ислам, и католицизм и даже поддерживал контакты с Хазарским каганатом. Однако выбрал он в итоге именно православие, приблизив этим Крещение Руси. Причины такого решения вполне понятны.

Прежде всего, Византия была для Руси наиболее желанным союзником. Кроме того, именно в это время Василий II, император Византии, искал союзников против своего соперника, претендующего на трон. И он пытался заручиться поддержкой Владимира и русичей, предложив Владимиру в замен брак со своей сестрой, принцессой Анной. Плюсы этого брака для русского князя очевидны и он согласился помочь императору, а также принять крещение, так как язычник вступить в брак с православной не мог.

Однако после того, как русский князь выполнил свою часть уговора, Василий начал тянуть время, так как на самом деле такое родство его не так уж и устраивало. Владимиру пришлось добиваться того, что было ему обещано. Для этого он захватил город Корсунь (ныне Херсонес) и предложил его императору в качестве выкупа за невесту. Брак был заключен.

Именно после этого и состоялось Крещение Киевской Руси. Конечно, показательно загнав в реку все население Киева и скинув в нее же им же самим установленных идолов, всех проблем, связанных с принятием новой веры он не решил. Многие люди еще долго противились его решению. Особенно негативно его приняли в Новгороде, где изначально княжил Владимир. Его считали отступником и не могли простить предательства отцовской веры.

Насильственных мер князь применять не хотел, он предпочитал устраивать открытые обеды и благотворительные акции, под покровительством церкви. Однако совсем обойтись без насильственного насаждения веры не удалось. Во многих местах крестить приходилось огнем и мечом.

Крещение Руси имело колоссальные последствия, именно оно позволило сделать огромный шаг вперед в культурном и социальном развитии государства.

fb.ru

Крещение Руси. Причины, ход событий, итоги

Причины крещения Руси

Христианство стало проникать на русские земли еще задолго до 988 года, когда князь Владимир официально крестил Русь.

  • Людям требовалась мировая религия, которая помогла бы в установлении более тесных торгово-экономических связей со многими соседями, способствовала бы приобщению Руси к наследию мировой культуры.
  • Появление письменности давало этому процессу дополнительный толчок. Письменность позволяла бы общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое, национальный опыт, литературные источники.
  • Христианство выглядело тем общим началом, которое было бы способно объединить Русь.

Многочисленные племенные культы и верования не могли справиться с задачей создания религиозной системы государства. Языческий пантеон не объединял верования племён, а разобщал.

Крещение Аскольда и Дира

Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.

Крещение княгини Ольги

Считается, что княгиня Ольга первой на официальном уровне приняла христианство по византийскому обряду. Историки полагают, что это случилось в 957 году, хотя называются и иные даты. Именно тогда Ольга официально посетила столицу Византии город Константинополь.

Ее визит был крайне важен с внешнеполитической точки зрения, так как она хотела не только принять христианство. Княгиня пожелала, чтобы Русь считали равной, достойной уважения. Ольга при крещении получила новое имя – Елена.

Ольга была талантливым политиком и стратегом. Она умело играла на противоречиях, существующих между Византийской империей и Германией.

Она отказалась послать часть своего войска на помощь византийскому императору в трудный час. Вместо этого правительница отправила послов к Оттону I. Они должны были наладить дипломатические связи и помочь учредить церковь на территории Руси. Византия быстро осознала, что такой шаг был бы стратегическим поражением. Государство пошло на заключение взаимовыгодного договора с Ольгой.

Ярополк Святославович и его внешняя политика

В.Н. Татищев, изучив Иоакимовскую летопись, пришел к выводу, что и князь киевский Ярополк Святославович также испытывал симпатию к христианству. Правда, исследователи подвергают сомнению летопись.

Археологические находки, свидетельствующие о начале распространения христианства

Ученые установили, что в некоторых погребениях середины Х в. присутствуют нательные крестики. Археологи нашли их на могильниках поселений, ранних городов. Исследователи находят в захоронениях и свечи — обязательный элемент погребального обряда христиан.

Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?

«Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.

  • В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
  • Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
  • Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.

Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.

Как князь Владимир крестился…

Все та же «Повесть временных лет» описывает все подробности. В ней указывается, что в 988 году государь принял крещение. После правителя это обязаны были сделать простые люди. Присланное Патриархом из Константинополя духовенство крестило киевлян в Днепре. Не обошлось без стычек и кровопролития.

Отдельные историки утверждают, что крещение Владимира произошло в 987. Оно было необходимым условием для заключения союза Византии и Руси. Как и полагается, союз скреплялся браком. Князь получал в жены царевну Анну.

Но нельзя считать, что крещение случилось одномоментно. По сути, оно растянулось на столетия.

В 1024 г. князь Ярослав направлял войска на подавление восстания волхвов во Владимиро-Суздальской земле. «Сопротивлялся» и Ростов. Город насильно крестили только к к. XI века. Но и после этого язычники не перешли в христианство. В Муроме ситуация еще больше накалилась: вплоть до XII века здесь противостояли 2 религии.

Политические последствия крещения Руси. Что это дало?

Крещение имело для Руси огромное значение (особенно в цивилизационном плане).

  • Оно открыло для Руси новый мир.
  • Страна смогла приобщиться и стать частью духовной христианской культуры.
  • Тогда еще раскол на Западную и Восточную церковь официально не произошел, но уже были понятны различия во взаимоотношениях власти с церковью.
  • Князь Владимир включил территорию Руси в сферу влияния византийских традиций

Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?

Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.

С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались. Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением. Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства

 

slawomirkonopa.ru

Крещение Руси князем Владимиром 988 года

Крещение Руси князем Владимиром  988 года – это пожалуй самый загадочный эпизод истории русского народа, который наполнен жестокостью и невежеством ко всем представителям Славяно-Арийского Рода. Крещение Руси 988 года, можно по праву считать грандиозным  фальсифицированием мирового масштаба, которое было организовано христианской церковью, европейскими историками и правящими элитами Российской Империи 17 – 18 веков.

Конечно, Вы можете с этим не согласиться и признать данное утверждение полной ахинеей и бредом, но все же, мы попробуем переубедить Вас в обратном. 

Начнем с того, что все то, что будет написано ниже, является сугубо личным мнением автора и несет лишь  ознакомительный характер.

Для начала, давайте освежим наши воспоминания (согласно официальной версии истории), о таком немаловажном событии, как КРЕЩЕНИЕ РУСИ. Согласно «Повести временных лет» князь Владимир Святославович (Владимир Красно солнышко) не сразу принял христианство, а было так называемое «испытание вер».

Первыми пришли к князю Владимиру в 986 году от Р.Х. послы от волжских булгар с предложением принять Ислам, но после всех их долгих убеждений князь отверг их предложение, сославшись на слишком строгие правила этой религии.

Вторыми пришли к князю Владимиру немцы, которые были посланы Римским папой с проповедями в славянские земли. Но, не смотря на все усилия проповедников их дела были обречены на провал, так как они утверждали, что «если кто пьет или ест, то все это во славу божию». На это заявление Владимир ответил решительным отказом, сказав им «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Третьими к нему пришли хазарские иудеи, но тут уже все было предельно ясно. Так как отец Владимира Князь Светослав разгромил их родное государство – Хазарский каганат, князю Владимиру было негоже срамить память об отце и принимать веру его заклятых врагов.

Четвертым и последним же к князю Владимиру прибыл византийский проповедник. Этот проповедник поведал Владимиру о библейской истории и христианской вере, после чего князь Владимир выбрал именно эту веру, а точнее религию – христианство по греческому типу.

И в лето 6496 от С.М.З.Х. (Сотворение Мира в Звездном Храме) – это 988 год от Р.Х. князь Киевской Руси принял решение креститься от Константинопольской церкви. После чего из Константинополя прислали духовенство, которое покрестило жителей Киева в водах Днепра и Почайны, а сам же Владимир крестился годом ранее – в 987 году.

Да, это очень красивая история, которая так сладко звучит и благоухает из уст современных попов и историков, но так ли это было на самом деле?

И так, давайте по порядку!

Под понятием РУСЬ, которую начали крестить в 988 году, надо понимать КИЕВСКУЮ РУСЬ или правильней будет КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, которое откололось от ВЕЛИКОЙ ТАРТАРИИ – Великой Славяно-Арийской державы.

А само же крещение киевлян, проходило далеко не так, как нам утверждают наши религиозные деятели. Как оказалось, до крещения население Киевской Руси было образованным, были школы, практически все были обучены грамоте, т.е. практически всё население могло свободно читать, писать и считать, так же как и мы с вами. И это не пустые слова, тому есть множество подтверждений даже и в официальной истории, к примеру, те же самые «берестяные грамоты». 

Так вот, тогдашние жители Киевской Руси, были приверженцами ведической культуры, как и остальное население Великой Тартарии. То есть, они имели ведическое миропонимание, которое давало людям реальное понимание законов природы и устроения мира, что в свою очередь, напрочь отрицало какую либо религию с её слепым верованием в какие-либо правила и догмы. Поэтому киевляне отказались добровольно принимать греческую веру, которую хотел навязать князь Владимир. Но за Владимиром стояли большие силы, которые хотели как можно скорее покорить гордых Славян и Русов Киевской Руси. После чего и последовали 12 лет насильственной христианизации, которые закрепили за князем Владимиром прозвище КРОВАВЫЙ.

В процессе этой христианизации практически всё взрослое население Киевской Руси было уничтожено. Ведь навязать эту религию можно было лишь неразумным детям, которые в силу своего возраста не понимали, что их превращают просто в безвольных рабов, лишенных духовного развития.

Из дошедших до нашего времени источников выяснилось то, что до начала христианизации 988 года, на территории Киевской Руси насчитывалось около 300 городов и проживало примерно 12 миллионов жителей, а вот после неё осталось только 30 городов и 3 миллиона замученных жителей. Фактически в процессе этого ГЕНОЦИДА Славян и Русов Киевской Руси, было уничтожено 270 городов и убито 9 миллионов не в чем, не повинных людей!!! Но не смотря на все невзгоды обрушившиеся на головы киевлян, ведическая традиция все же не была уничтожена под корень и на территории Киевской Руси появилось, так называемое внегласное двоеверие, которое просуществовало вплоть до церковной реформы Никона 1650 – 1660 годов.

Вы наверно думаете, почему же Великая Тартария не вмешалось в это, и не остановила это кровавое истребление  братского народа. Поверьте, это событие не осталось не замеченным, просто Тартария не могла воевать на два фронта, так как основные её силы были сосредоточены на дальневосточных границах с целью подавления конфликта с Аримией (Китаем). Но как только военный конфликт с китайцами был закончен, войска Великой Тартарии были переброшены на западные границы империи и в 1223 году они начали военную компанию по освобождению братских народов. Это событие больше известно как Татаро-Монгольское нашествие на Киевскую Русь хана Батыя. Теперь вам понятно, почему на реке Калке объединенное войско русских князей было напрочь разбито и почему некоторые русские князья сражались на стороне «татаро-монгол»?!

Так вот, не зная истинной истории нашего народа, мы с вами не понимаем очевидных действий наших предков. Никакого нашествия монгольских кочевников не было и быть не могло! У русского хана Батыя была задача вернуть обратно утраченную территорию в состав Великой Тартарии и остановить нашествие христианских фанатиков на ведическую Русь.

slavyanskiebogi.ru

В каком году было крещение Руси и в чем значимость события?

В каком году было крещение Руси? Это событие является одним из важнейших в отечественной истории. Ведь оно не просто определило дальнейшее духовное развитие всего народа, но также и преобразило сам облик русского государства, задав последнему вектор геополитического развития на столетия вперед.

Перове появление христиан: в каком году было?

Крещение Руси вовсе не являлось одномоментным актом. Ему предшествовали долгие годы проникновения в эти земли христианских проповедников. Так, например, именно с их деятельностью связано возникновение письменности у славян. Ведь кириллица и глаголица были разработаны греками конкретно для того, чтобы переложить для моравских славян священное писание на понятный им язык. Несколько позже этот алфавит дошел через Балканы и до русских территорий, где весьма прочно укрепился. Говоря о том, в каком году было крещение Руси, также не следует забывать, что еще до реформаторской деятельности Владимира в здешних землях было уже немало местных христиан. Самой известной из них, пожалуй, была бабка правителя-реформатора — знаменитая княгиня Ольга. Точно известно, что в середине X века, еще до общегосударственного принятия православия, в Киеве появилась Десятинная церковь. Правда, не известно точно, это в каком году было. Крещение Руси, таким образом, стало лишь логичным следствием многолетнего проникновения христианских идей и культурной эволюции самого общества.

Геополитические предпосылки

Кроме отмеченных причин, князь имел и более веские, чтобы провести эту реформу. Без сомнения, духовный поиск князя имел место. Однако всегда следует помнить о том, что Русь к середине X века превратилась в достаточно масштабное территориальное образование, объединив под своей властью значительные славянские племена. Для правителя должно было быть очевидным, что государству для процветания необходимы незримые нити, которые его скрепят. Что-то большее, чем просто военная сила дружины. Такими нитями в истории часто становилось создание единого чиновничьего аппарата, введение единых законов и правил, податей по всей территории страны. В случае Руси необходимо было навязать всей стране единых богов. Первой такой попыткой стало утверждение единого пантеона языческих богов за несколько лет до крещения. Однако она потерпела крах. И взоры князя были обращены на самые популярные на тот моменты монотеистические религии: ислам и христианство. Широко известна история о том, что именно церковная служба православных греков впечатлила его больше всего. Выгодным принятие христианства было еще и по геополитическим причинам: оно буквально давало пропуск Руси в круг передовых западных государств того времени. Таким образом, Владимир перестал считаться для христианских правителей темным отсталым варваром и стал на одну цивилизационную ступень с ними. В практическом воплощении это позволило ему взять в жены византийскую принцессу.

Так в каком году крещение Руси состоялось?

В 988 г. христианизация восточных славян стала насильственным делом. Как свидетельствует летопись, население буквально силой загоняли в реку Почайну (приток Днепра в районе Киева) для совершения обряда. Конечно же, языческая вера еще долгие десятилетия и даже столетия сохраняла свое влияние. Более того,
многие местные божки вошли в православный пантеон русских в качестве святых, находясь там до сегодняшнего дня. Однако переломный момент произошел. Год крещения Руси стал стартом новой эпохи как для государства, так и для его населения. О политических выгодах для государства и самого князя уже было сказано. Не менее важным стало дальнейшее влияние христианства на становление трех восточнославянских народов, которые в тот момент окончательно обособились в отдельную нишу, одновременно став крайне близкими друг для друга. Крещение определило развитие цивилизационного облика русских на все последующие столетия. Буквально во всех сферах культуры отечественного средневековья – в живописи, архитектуре, литературе – очевидны византийские каноны.

fb.ru

Крещение Руси — Религия — Общество — Энциклопедия

Крещение Руси — процесс принятия и распространения христианства в Великом Княжестве Русском, Киевской Руси.

Ключевое событие — массовое крещение в 988 году жителей Киева, а впоследствии и других городов государства князем Владимиром I Святославичем, в результате чего христианство стало ведущей религией на Руси.

Утверждение христианства на Руси — длительный сложный процесс, которыый растянулся во времени на много веков, пройдя несколько важных стадий: спонтанного проникновения христианских идей и ценностей в языческую среду, борьбы христианства и других мировых религий за сферы влияния, провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси, противостояния языческого общества новой идеологии.

Первой правительницей Руси, официально принявшей христианство, стала вдова князя Игоря, княгиня Ольга. Во время ее пребывания в 957 г. в Константинополе было приложено немало усилий, чтобы добыть высший государственный титул «дочери» императора, для чего Ольга частно (скорее всего — в Киеве, в 955 г.) принимает крещение. В своейм свите Ольга имела пресвитера Григория, о чем подробно повествует Константин Багрянородный. По возвращении из Константинополя княгиня начинает проводить линию на ограничение влияния язычества в государстве, разрушив «требища бесовские» и построив деревянную церковь святой Софии. Однако меры Ольги не дали желаемых результатов.

Во-первых, не получив политических преимуществ от Византии, она повернула свой взгляд на Запад, пригласив священнослужителей из немецкого королевства. По свидетельству немецких хронистов, послы княгини Ольги в 959 г. «просили посвятить для сего народа епископа и священников». В ответ было прислано на Русь посольство во главе с епископом Адальбертом. Однако уже в 962 г. он вернулся ни с чем.

Во-вторых, попытки сохранить собственную самобытность между Западом и Востоком приводили к тому, что в киево-русском обществе периодически происходила реставрация язычества. Деятельность Ольги не находила поддержки и понимания в ее ближайшем окружении. Даже сын Святослав, несмотря на уговоры матери, отказывается от принятия христианства, но его сыновья Ярополк и Олег, вероятно, уже были христианами.

Продолжить дело своей бабушки — крестить Киевскую Русь и провозгласить христианство государственной религией — смог лишь князь Владимир Великий. Придя к власти с помощью варяжской дружины и языческой элиты, Владимир ради их интересов ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стоял идол Перуна, появляются шесть разноплеменных богов — Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргла, Мокош. Но чуть позже Владимир, убедившись, что для укрепления государства и его престижа нужна новая вера, решил принять христианство и окрестить весь свой народ.

Крещение состоялось во времена ослабления внутриполитического положения в Византийской империи. Во второй половине 80-х гг Х в. начинается крайне опасное антиправительственное восстание на Востоке империи, возглавляемое Вардой Фокой и поддержанное населением Таврии. Затруднительное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться к Киеву с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Владимир. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это тот должен отдать за Владимира свою сестру Анну и способствовать крещению населения Киевского государства. При этом Владимир сначала получил отказ, и только захват византийской колонии Херсонес (Корсунь) заставил Византию заключить эту сделку.

Войско Владимира разгромило мятежников в Византии, а летом 988 г. великий князь Владимир Святославович был крещен в церкви св. Иакова в Херсонесе и женился на Анне. В конце лета он со своей новой женой вернулся в Киев и приказал всем принять новую веру. Крещение киевлян, по летописи, происходило на р. Почайне, притоке Днепра.

По преданию, Владимир в первый после крещения день приказал сбрасывать идолов, рубить и жечь. Статую Перуна привязали к хвосту коня и тащили к Днепру — двенадцать человек били его железом. Бросили фигуру в реку и князь приказал: «Как где пристанет, отбивайте его от берега, только когда перейдет пороги — тогда оставьте его». И Перун поплыл Днепром и задержался далеко за порогами, в месте, которое называлось позднее Перунова галька. На местах, где стояли идолы богов, построили христианские церкви или божницы, как их порой называли.

После официального крещения киевлян в 988 г. христианство становится государственной религией Киевской Руси. Христианизация Руси шла постепенно по водным путям, сначала его приняли большие поселения, позднее провинция. Не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Главное сопротивление оказали служители языческого культа — «волхвы», влияние которых на южных землях Руси было незначительным. Зато на севере в Новгороде, Суздале, Белоозерье они подстрекали население к открытым выступлениям против христианских священников. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с христианством (т.н. двоеверие).

Для нормирования церковной жизни в своем государстве Владимир издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства. Таким образом Владимир пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. Во главе церкви стоял киевский митрополит. В крупных городах находились епископы, которые решали все церковные дела своих епархий. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами. Церковь имела собственные войско, суд и законодательство. Первым митрополитом, о котором существует упоминание в письменных источниках, был грек Теотемпт.

С принятием христианства на Руси распространилась письменность. Владимир закладывал школы, строил церкви сначала в Киеве, а впоследствии и в других городах.

uateka.com