Крещение руси приходится на годы правления – Крещение Руси. Какую же Русь крестил св. князь Владимир? — Звенигородское благочиние

Содержание

Крещение Руси и его последствия…

Искусственные захоронения на территории Восточной Европы свидетельствуют и наличии религиозных верований. Эти верования носили мистическую окраску, а сами славяне были язычниками, поклоняясь идолам, олицетворявшим явления природы и почитая культ предков. Служителями культа, толкователями воли богов при языческих святилищах — капищах были волхвы и кудесники.

В 983 Владимир I попытался упорядочить пантеон языческих богов, проведя первую религиозную реформу, окончившуюся неудачей. Во второй половине IX в. сформировались предпосылки (давние торговые и культурные связи с Византией; распространение христианства на Руси в к. VIII-IX вв. среди дружинников; наличие значительной литературы богословского характера на древнеболгарском языке, близкого древнерусскому) и обозначилась причина для начала принятия христианства на Руси (противоречие многобожия и интересов правящих классов — отсутствие единой идеологии, обосновывавшей центральную власть) . Поводом к началу крещения послужила корсунская история князя Владимира.

Начатая в 988 христианизация Руси была принудительной. Сопротивление православию проявилось в форме народных восстаний (в Новгороде — 990, Суздале — 1024, 1071) и первых ересей.

Значение принятия христианства: укрепление великокняжеской и иной государственной власти (обоснование и защита прав и частной собственности) ; возникновение православной церкви со своей иерархией (патриарх константинопольский, митрополит, епископ, архиерей, архимандрит, игумен, монахи) ; появление духовных феодалов и монастырских (церковных) крестьян; толчок развитию древнерусской культуры; развитие новых ремёсел; развитие самосознания древнерусского общества; укрепление международных связей Древней Руси.

Развивается живопись: фресковая живопись (фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде) ; мозаика не получила широкого распространения; иконопись (первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы — «Ярославская Оранта»). Русские иконописцы XI в. : Олимпий, Олесий, Георгий и др.
Существовали десятки видов ремесленных производств. В области жилищного строительства на Руси сложилось два типа построек: северные (со трубными стенами, деревянным, часто поднятым над землёй полом, двускатной крышей и печью, сложенной из камней) и южные (пол несколько углублён по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землёй) . Среди зрелищ преобладали дохристианские сюжеты, воплощаемые скоморохами. Среди последствий крещения Руси можно выделить такие:
— укрепилась государственной великокняжеской власти
— религия защитила частную собственность и права феодалов
— началось приобщение к византийской культуре
— ускорилось развитие ремесла, в первую очередь строительного и ювелирного
— церковь сплотила население, земли, укрепила семейные отношения на основе христианской морали
— появились церковные крестьяне, положение которых было легче, так как они платили десятину
— окрепли международные связи Киевской Руси

otvet.mail.ru

причины, значение, последствия :: SYL.ru

Значимость крещения Руси для истории славянских народов нельзя переоценить. Именно оно стало основой культурного развития русского, украинского и белорусского народов.

Крещение Руси как выдающееся событие для всех славянских народов

Крещение Руси – это выдающееся событие в мировой истории. Оно оказало влияние не только на Русь, но и на окружающие ее государства, и изменило ход многих культурных процессов.

Зарождение христианства на восточнославянских землях

Согласно многочисленным историческим источникам, распространение христианства на Руси началось задолго до ее крещения. Крещение Руси, дата которого всеми признается как 988 год, на самом деле началось еще в самом начале нашей эры. Это предсказал апостол Андрей Первозванный, который в первом веке нашей эры путешествовал по русским землям. «Повести временных лет» сообщают об этом так: Андрей со своими учениками плыл в лодке по Днепру и увидел горы и холмы. И он сказал своим ученикам, что на этом месте будет стоять город, осененный Благодатью Божией. И на этих горах он установил крест.

Личность князя Владимира – крестителя Руси

Великий Владимир, князь, крестивший Русь в 988 году, был неординарной личностью. Его бабушка, княгиня Ольга, была окрещена и пыталась уговорить своего сына Святослава принять крещение, но неудачно. Святослав и его дружина так и остались язычниками. А вот внук Ольги Владимир пошел по другому пути. Во многом это было обусловлено тем, что Ольга занималась его воспитанием и сумела внушить ему христианские понятия.

Еще в юности князь, крестивший Русь, не очень придерживался христианских моральных норм. У него было несколько жен, и у всех этих жен были дети. Христианские заповеди о непротивлении злу и запрет убивать своих ближних тоже были в диковинку для языческого властелина, который привык ходить в походы и беспощадно мстить врагам за любые обиды. Он принимал участие в междоусобных распрях на Руси, и именно благодаря этому сел на киевский престол.

Личность того, кто крестил Русь, находилась под влиянием разных культурных традиций. Но после своего тридцатилетия он все же решил принято христианство. Его собственное крещение произошло или в городе Херсонесе (недалеко от нынешнего Севастополя), либо в его резиденции в городе Василев. Сейчас на месте этого поселения находится город Васильков в Киевской области.

Учитывая, что князь Владимир обладал в народе большим авторитетом, народ охотно пошел за князем и сменил веру. Легкость распространения у нас христианства облегчалась еще и тем, что все службы проводились на славянском языке.

Религиозные обычаи славян до крещения Руси

Крещение Руси нельзя считать совершенно новой формой духовной жизни. До него на Руси существовала стройная система языческих верований. И тот, кто крестил Русь, понимал, что совершенно новую и необычную религию привить здесь не удастся. Ведь еще до появления христианства на Руси существовал культ бога Рода, который был небесным богом, правил тучами, вдыхал жизнь во все живое. По сути дела, крещение Руси только подтолкнуло переход славянских народов от политеизма, то есть многобожия, к монотеизму, то есть единобожию.

Выбор религии для славян

Тот, кто крестил Русь, понимал, что стране нужна сильная религия, которая объединит народ, и не будет при этом противна ему. Но какую религию выбрать? О выборе веры князем Владимиром подробно рассказывается в «Повести временных лет».

Понимая, что нужно уходить от язычества и приходить к одной из монотеистических религий, князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять. Сначала он расспросил волжских болгар, которые к тому времени исповедовали ислам, об их вере. Болгары рассказали ему о том, что их вера запрещает употребление спиртных напитков. Владимир подумал и сказал, что веселье на Руси состоит в питье вина, а поэтому такая религия ему не подходит. Дело в том, что все важные дела обсуждались русской знатью по время пиров у князя, и отказ от распития спиртных напитков выглядел на этом фоне странно.

После болгар к Владимиру пришли немцы. Они были посланы Папой Римским и предлагали Владимиру католичество. Но Владимир знал, что Германская империя всеми силами пытается завоевать славянские земли, поэтому отверг их предложения.

Приходили к Владимиру и иудеи, рассказывали о праведности своей древней веры. Это были хазары. Но Хазарии к тому времени как государства не существовало, и Владимир не хотел принимать религию народа, который не имел своего государства и своей территории.

Самым последним к Владимиру пришел грек, учитель философии. Он рассказал Владимиру об основах православного вероучения и почти убедил его в своей правоте. Князь решил еще спросить совета у своих бояр.

Бояре захотели узнать больше о богослужении в этих верах, и греческое православное богослужение пришлось им по душе больше всего. Русские после рассказали Владимиру, что им очень понравилось в храме в Царьграде. Поэтому и стал поворотным для российской истории 988 год, крещение Руси произошло именно в этом году.

Причины крещения Руси

Существуют разные мнения по поводу причин крещения Руси. Историк Н. М. Карамзин считал, что князь, крестивший Русь, стремился к ее просвещению. Он рассылал по городам и весям Руси священников, которые проповедовали Слово Божие, и люди постепенно изучали христианскую религию. Князь Владимир приказал отобрать у семей знатных людей в Киеве детей и отправить их изучать грамоту, и матери этих детей плакали по ним и голосили. Такой поступок Владимира был продиктован необходимостью развития государства. Для того чтобы правильно вести учет в сельском хозяйстве и в торговле, нужны были люди, умеющие читать и писать.

Историк С. Ф. Платонов считает, что главными причинами крещения Руси были экономические. Тот, кто крестил Русь, хотел, чтобы усилилась роль государства, чтобы государственные традиции возобладали над общинными традициями. К тому же языческая Русь рисковала остаться в изоляции посреди христианских народов, которые не хотели общаться и вести торговлю с язычниками.

Значение крещения Руси

Крещение Руси оказало на страну огромное влияние. Начала развиваться материальная культура. После крещения на Руси развилась иконопись, мозаика, дома стали строиться из кирпича – более долговечного материала, чем дерево. Тот, кто крестил Киевскую Русь, рассчитывал, что христианство изменит суровые языческие нравы. И оказался прав. При христианстве запретили работорговлю и принесение людей в жертву.

Принятие христианства сделало Русь равной другим европейским государствам. Европейцы больше не смотрели на русских как на варваров, а стали вести с ними диалог. Но Русь все равно ощущала себя изолированной, оттого, что христианство в ней было православным и пришло из Византии, а в Западной Европе в это время господствовал католицизм. И тот, кто крестил Киевскую Русь, не знал того, что греческая Византия скоро падет, и поэтому Русь останется единственным православным государством.

Сама Русь получила от христианства еще и письменность. Стали открываться школы, появились рукописные книги, увеличилось количество грамотных людей.

Как славяне восприняли крещение Руси

Крещение Руси явилось для части тогдашнего русского народа драмой. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир крестил Русь силой. Сначала был дан указ всем киевлянам явиться на реку Днепр для крещения. Те, кто хотел отказаться от крещения, были объявлены врагами князя.

Крещение различных русских земель сопровождалось разными вооруженными конфликтами. Иоакимовская летопись сообщает, что жители Софийской стороны Новгорода с оружием в руках сопротивлялись крещению. В 989 году была проведена расправа с прихожанами Спасского храма, и он был подожжен.

Та часть народа, которая не особенно поддерживала язычество, восприняла распространение христианства относительно спокойно. Христианство на Руси вводилось при помощи Болгарской Церкви, и поэтому все богослужения проводились на славянском языке, доступном для понимания. Тогда главным русским городом считался Киев. Крещение Руси началось именно здесь. Киев поддерживал тесные связи с Первым Болгарским Царством, и оттуда на Русь прибывали миссионеры, которые и осуществляли катехизическую программу. Надо сказать, что Болгария была крещена в 865 году, то есть столетием раньше, чем Русь, и к моменту крещения Руси там уже были развитые христианские традиции и богатая библиотека. Поэтому, когда пришел год 988, крещение Руси стало вполне закономерным явлением.

Последствия крещения Руси

После крещения Руси не все были согласны с утверждением власти киевского князя. Отдельные регионы были против, в частности, Новгород. Во главе несогласных стояли волхвы.

Крещение Руси, дата которого приходится на 988 год, дало начало обширному культурному развитию. Были построены множество монастырей, в частности, Киево-Печерский монастырь. В начале 12 века он стал Киево-Печерской Лаврой. В 1037 году начинается строительство Софиевского собора в Киеве. Он строится при поддержке князя.

Мифы о Крещении Руси

Крещение Руси, как любое значительное историческое событие, окружено вымыслами и фальсификациями. Самый известный миф утверждает, что христианство на Руси уничтожило высокоразвитую языческую культуру. Но почему тогда от этой высокой культуры не осталось никаких следов?

Второй известный миф утверждает, что христианство на Руси прививалось насильно, так сказать, огнем и мечом. Но при этом ни в каких исторических источниках нет сведений о том, чтобы происходили массовые убийства русских язычников. Князь Владимир не заставлял креститься непокорные города, такие, например, как Ростов или Муром. При этом большинство горожан воспринимали спокойно крещение Руси, имя князя Владимира — инициатора крещения — воспринималось ими с уважением.

Третий миф говорит о том, что даже после крещения Руси по стране господствовало язычество. Это утверждение в чем-то верно. Языческие волхвы и после крещения управляли народными массами, особенно в селах. На протяжении ста лет после крещения многие еще поклонялись идолам и занимались жертвоприношениями. Окончательное утверждение христианства произошло в 13 и 14 веках, когда русское общество столкнулось с необходимостью объединения перед лицом наступления Золотой Орды.

www.syl.ru

В каком году крещение Руси было? Крещение Руси

Вроде бы простой вопрос о том, в каком году крещение Руси произошло, имеет довольно сложный ответ. Причина в том, что процесс христианизации древнерусского государства был долгим и противоречивым. Поэтому предлагаем разобраться в данном вопросе поэтапно.

Причины принятия крещения Русью

Прежде чем ответить на вопрос о том, в каком году крещение Руси осуществилось, выясним причины столь резкого изменение в культурной ориентации древнерусского общества. Государство Киевская Русь было создано из нескольких крупных племенных союзов восточных славян, которые исповедовали языческие культы. Каждое племя имело своих богов, обряды поклонения также разнились. Когда встал вопрос о необходимости консолидировать общество, то, естественно, возникла идея создания единой идеологии на основе успешной монотеистической религии. Последний факт, связанный с единобожием, был также очень важным, поскольку формировал представление о единой сильной власти одного князя над всеми, в том числе над внутриплеменной верхушкой. Среди соседей Руси особой властью и богатством выделялась Византия, с которой у Руси существовали тесные экономические и культурные, политические связи. Поэтому православная идеология как никакая другая подходила для государственного строительства.

Князь Владимир

Главным делом жизни Владимира Первого, повлиявшего и на его прозвище — Святой, — было крещение Руси. Дата, год этого события являются спорными из-за того, что обращение происходило постепенно. Сначала крестились князь и дружина, затем киевляне, а потом и жители других областей огромного государства. Сам князь пришел к идее принятия новой религии не сразу. В первые годы своего правления ярый язычник Владимир попытался создать единый для всех племен пантеон богов. Но он не прижился, да и не решал всех государственных задач. Задумавшись о принятии византийского религиозного культа, князь все же медлили с этим. Не хотелось русскому властителю склонять голову перед императором Константинополя. Долго готовилось крещение Руси. Сколько лет конкретно велись переговоры, не ясно. Но за период с 980 по 988 год и византийские послы побывали в Киеве (кстати, не одни: приезжали еще католики, представители Хазарского каганата, мусульмане), и русские послы посетили несколько стран, выбирая богослужебный культ, и велись переговоры о замужестве византийской принцессы Анны с киевским правителем. Наконец терпение у русского князя закончилось, и он принял решительные меры для форсирования процесса.

Взятие Херсонеса

И Киевская Русь, и Византия вкладывали политическую составляющую в факт принятия христианства по православному образцу. Византийские императоры нуждались в сильной армии киевского князя в качестве союзнической, а Владимир желал сохранить самостоятельность и независимость. Получение помощи императором против восстания Варды Фоки от русского князя было предусмотрено при условии династического брака последнего с представительницей императорского рода. Византийская принцесса должна была венчаться с Владимиром. Но обещание дать легче, нежели выполнить его. Поэтому Василий Второй — византийский император — не спешил с отправкой Анны в славянские земли. Владимир же, собрав войско, пошел на византийскую колонию в Крыму — Херсонес. После длительной осады он сумел захватить город. Угрожая продолжением боевых действий, он потребовал от византийского правителя выполнения обещаний. Анна была отправлена в Крым, но при условии, что Владимир крестится. Повесть временных лет указывает время этих событий — 988 год. Крещение Руси тогда еще не было проведено в полном смысле слова. Обряд принял только князь и небольшая часть его дружины.

Крещение киевлян

Вернувшись в столицу христианином, с новой женой, Владимир продолжил прилагать усилия к внедрению новой христианской идеологии. Первым делом был уничтожен языческий пантеон богов. Статуя Перуна была сброшена в воды Днепра, предварительно претерпев надругания и насмешки. Летописец свидетельствует о том, что горожане плакали и рыдали по Перуну, но сделать ничего не смогли. Крестив ближайших помощников из бояр, своих многочисленных детей, бывших жен и наложниц, Владимир взялся за граждан. Все киевляне, от мала до велика, были согнаны на берег реки и буквально загнаны в ее воды. Обращаясь к подданным, Владимир заявил, что все, противящиеся крещению, противятся и воле князя. И отныне будут его личными врагами. В страхе, рыданиях и причитаниях, под благословения византийских священников с берега совершился этот грандиозный обряд крещения. Исследователи спорят о том, в каком году крещение Руси состоялось вообще и киевлян в частности. Большая часть историков склоняется к тому, что это события 988-990 годов.

Методы обращения славян

Трудно себе представить, что кто-то может искренне верить в то, что, выйдя из вод Почайны (притока Днепра, где происходило массовое крещение), народ сразу стал христианским. Довольно сложным был процесс отваживания от старых, привычных норм поведения и языческих обрядов. Строились храмы, читались в них проповеди, велись беседы. Миссионеры прилагали немалые усилия, направленные на то, чтобы переломить языческое мировоззрение. Насколько это получилось, тоже спорный вопрос. Многие до сих пор утверждают, что русское православие представляет собой двоеверие, некий синтез христианских и языческих представлений о мире. Чем дальше от Киева, тем крепче были языческие устои. И в тех местах действовать приходилось еще жестче. Посланные провести обряд крещения в Новгород столкнулись с сопротивлением местных жителей, в том числе вооруженным. Войско князя подавило недовольство, крестив Новгород «огнем и мечом». Выполнить обряд насильно можно, но как вложить в умы людей новые представления? Это дело не одного, и даже не десятка лет. Еще на протяжении нескольких столетий волхвы призывали народ противиться новой религии, поднимали восстания против князей. И находили отклик у населения.

Официальная дата крещения Руси

Признавая факт того, что точно назвать год крещения Руси невозможно, православная церковь и государство все же стремились установить официальную дату этого важного события. Впервые празднование крещения Руси было проведено по предложению руководителя Синода К. Победоносцева. В 1888 году в Киеве торжественно отмечалось 900 лет христианизации Руси. И хотя исторически правильно считать 988 год временем крещения только князя и его сподвижников, именно это дата положила начало всему процессу. Во всех учебниках истории на вопрос о том, в каком году крещение Руси произошло, дается четкий ответ — в 988 от Рождества Христова. Современники пошли дальше, установив точную дату крещения. 28 июля отмечался раньше как день памяти равноапостольного святого Владимира. Теперь в этот день официально поводятся торжественные мероприятия, посвященные крещению.

www.syl.ru

В каком году было крещение Руси, дата? Кто крестил Русь?

Православие на нашей земле установилось после крещения Руси. Объединение разрозненных восточнославянских племен, появление городов вынуждали искать новые цементирующие идеи, которыми языческая вера, в силу своего многобожия, не располагала. Прежняя религия оказалась к моменту крещения Руси в кризисе, поскольку разрешать растущие в государстве протесты, политические трудности, возникающие во взаимоотношениях с племенами, она не могла. Помимо этого, язычество тормозило начавшийся процесс объединения государства, делала невозможными укрепление связей со странами, где христианская вера являлась единой религией. Но кроме этого, в христианстве светская власть преобладала над церковной. Таким образом, монотеистическая религия и ее ценности предопределили выбор и одержали победу над язычеством.

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве. Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял. Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции. После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением. Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии. Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Кто крестил Русь в 988

После возвращения из Херсонеса в родной Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир повелел сжигать языческие требища, рубить деревянных идолов. Киевляне плакали, видя как Перуна, после надруганий, сбросили в Днепр. Далее последовало принудительное обращение в православие всех жителей Киева. Над согнанными к берегу Днепра и рыдающими людьми независимо от возраста, византийские священники провели обряд крещения и благословили всех. Тех же, кто противился, князь объявил своими личными врагами. После крещения киевлян, обряд крещения был проведен во всех остальных городах и селах. Это был важный момент в истории, Крещение Руси, картинки передают нам всю торжественность.

В каком году Владимир Великий крестил Русь

Фото с сайта picua.org

Как повествует летописец, год крещения Руси 988. и сопровождалось это событие «радостью большой». В этом описании процесса крещения летописец преувеличил, ведь киевляне оказывали противодействие, долго еще почитая языческих богов. Жителей Новгорода, например, крестили только через год, и, как утверждает летописец, в «злой сече», а почти через столетие здесь возникали очаги языческой реакции. А на остальной территории Киевской Руси христианство устанавливалось медленно, преодолевая народные протесты и возмущения.

Православная церковь и государство проводили попытки установить год крещения Руси, дату события. Руководитель Синода в 1888 году внес предложение о праздновании 900 даты со дня крещения Руси, потому именно 988 год официально признан годом, когда киевляне впервые приняли христианство. Дата крещения, которую установили историки, а именно 28 июля, — это день памяти святого Владимира.

Крещение Руси: причины и последствия

Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.

Плюсы и минусы крещения Руси

Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:

  1. Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
  2. Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
  3. Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
  4. Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
  5. Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
  6. Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.

Негативные явления:

  1. Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
  2. Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
  3. Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.

Фото с сайта picua.org

В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям. Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное. Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.

Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.

Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями. Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему. Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.

perstni.com

Крещение Руси

Крещение Руси, по мнению ведущих отечественных историков, является знаковым событием для развития русского этноса.

Фактически, именно со времени крещения Руси начинает активно развиваться древнерусское Киевское государство, вобравшее в себя племенные союзы восточных славян. Принятие христианства в его православном византийском ключе обусловило процесс создания нашей страной «третьей» культуры, не похожей ни на культуру стран востока, ни на культуру западных стран.

Когда произошло Крещение Руси?

Существуют гипотезы, согласно которым на Руси одними из первых приняли крещение по греческому образцу киевские князья Аскольд и Дир со своими войнами, слугами и другими соратниками. Греческая церковь предполагает, что князья «убоялись» (то есть были потрясены) чуда, которое сотворил перед их глазами константинопольский патриарх, во время похода славян на Константинополь погрузивший в море мощи одного и святых и вызвавший с их помощью шторм, потопивший славянские корабли. В научной литературе это событие называют Фотиевым крещением Руси.

Однако частью историков данные сведения ставится под некоторое сомнение, поэтому факт «Фотиева» крещения Руси пока остается до конца не установленным.
Дату крещения Руси чаще всего связывают с 988 годом (это конец X века). В то время на киевском княжеском престоле «сидел» прославленный в боях русских князь Владимир, задумавший сплотить свое молодое государство не только с помощью военной силы, но и с помощью мощной религиозной идеологической системы.
При этом некоторые историки (например, В.Н. Татищев) полагают, что еще старший брат князя Владимира Ярополк (которого сам Владимир убил в междоусобной борьбе за престол) склонялся к выбору новой веры, при этом имея в виду, в первую очередь, веру Византии.
Его брат Владимир, прозванный впоследствии святым, озаботившись данной проблемой, по преданию призвал к себе представителей различных религиозных течений из разных государств. Были здесь иудеи (скорее всего, хазары), католики (вернее, будущие католики, так как раскол христианских церквей на западную и восточную еще не состоялся, но все уже шло к этому) и последователи учения Магомета. Приехали и византийцы (представители греческого религиозного христианского течения, ставшего впоследствии православием). Среди всех предложенных учений Владимир выбрал православное христианство и крестился в Византии с именем Василий.
Историки спорят, почему князю приглянулась именно эта вера. Объяснения, ими предлагаемые, носят различный характер: от шутливых (например, таких, что князь любил пить вино и есть свинину, поэтому отверг мусульманство) до серьезных (которые обращаются к вере любимой бабушки князя Ольге, также ставшей христианской).
При этом существуют сведения, согласно которым в Киеве к 988 году уже жили христиане (по мнению историков, их могло быть около 10-20 % от населения города), поэтому выбор князя Владимира становится более объяснимым. Также известен тот факт, что еще, будучи язычником, он повелел своим воинам принести человеческую жертву богу Перуну (известному восточнославянскому богу огня и войны). В качестве жертвы был выбран юноша-христианин, отец которого сопротивлялся воинам князя, пытаясь объяснить им все омерзительность человеческих жертвоприношений. Воины по приказу князя убили как отца, так и сына, однако их мужество перед смертью надолго запомнилось Владимиру.

Как происходило крещение князя Владимира?

Повесть временных лет говорит нам о том, что князь Владимир для того, чтобы получить святое крещение, решил осадить византийский город Корсунь. Осада города закончилась победой князя. Взамен контрибуций князь потребовал от византийского императора отдать ему в жену его родственницу Анну. Император согласился на такое замужество, однако в свою очередь потребовал от Владимира принять греческую веру. Князь охотно согласился на это.
По преданию, перед самим крещением у князя стали болеть глаза, он начал фактически слепнуть, однако после того, как обряд крещения был совершен, Владимир (ставший в крещении Василием) прозрел. Наблюдя такое чудо, спутники и дружина Владимира тоже попросили покрестись их, что и было сделано священниками греческой церкви. После крещения Владимир взял себе в жены царевну Анну.

Как происходило Крещение Руси?
По преданию, нашедшему свое отражение в летописях, Владимир, крестившись сам и крестивши свою семью, приказал киевлянам приходит на Днепр креститься своими семьями, со слугами и другими домочадцами. При этом он пригрозил ослушникам его повеления личной враждою. Киевляне, зная о нраве своего князя, послушались приказа.
Также Владимир велел с позором разрушить статуи языческих богов, которым поклонялись его подданные раньше. Этот процесс вызвал определенное сопротивление среди населения страны, а также со стороны волхвов, являющихся своеобразными жрецами языческих культов.
При этом сам процесс христианизации страны растянулся на долгие десятилетия, что дает историкам основания говорить об эпохи «двоеверия» на Руси.
Первоначально христианство распространилось как новое религиозное ученые людей, близких к самому князю, в Киеве. Потом начался процесс христианизации всего региона. Часть историков утверждают, что это был насильственный процесс (например, приводят сопротивление населения богатого и великого Новгорода), однако другие полагают, что приехавшие из Византии епископы не стремились прививать слово Божие негреческим народам силою, а действовали с осторожностью и должным разумением.
Вот как описывается само Крещение Руси в «Повести временных лет»: «…Ісъсъ Хсъъ иже възлюби новъъ люди Рускую землю и просвъти ю кръщениємь стъмь / Иисус Христос возлюбил Русскую землю и просветил ее крещением святым».

Крещение Руси и организация Русской церкви
Первые русские епископы были вовсе не славянского происхождения. Как правило, ими становились греки, «выписанные» князем Владимиром на Русь для ее религиозного и духовно-нравственного просвещения.
Согласно летописным данным, первым Киевским митрополитом считается Михаил (Сириянин), ему же выпал труд организации на Руси первых монастырей, организации первых приходов, создания епархий и т. д.
Часто процесс создания таких епархий шел достаточно трудно. Так, летописи сохранили историю о том, что активно сопротивлялись приходу христианства на Русь не только гордые новгородцы, но и жители северных территорий (Ростова и Мурома). Например, ростовчане изгнали первых двух епископов, присланных к ним, но приняли третьего – вошедшего в летопись как св. Леонтий. Этот человек был по натуре добр и милостив к каждому, он предлагал суровым ростовчанам добровольный выбор веры, много рассказывал о христианстве и в итоге был принят населением. При этом окончательно ростовская земля была крещена приемником Леонтия епископом Исаией.

Продолжение процесса христианизации Руси
Историки много спорят о том, когда можно считать процесс христианизации Руси завершенным. Часть из них говорят о XII веке, другая часть считает, что это произошло только в XVI веке. При всем при этом никто не отрицает тот факт, что христианское мировоззрение как бы «наслаивалось» на прежние языческие обычаи и обряды. Так, языческий праздник весны и сжигания масленицы был принят русской церковью как некое народное торжество, предшествующее времени начала Великого поста, осенний праздник окончательного сбора урожая связался с празднованиями Покрова Пресвятой Богородицы. Языческие песнопения богу достатка Коляде стали рождественскими колядками и прочее.
Все это нашло свое отражение в фольклоре русских людей: в загадках, традициях, обычаях и поверьях, сохранявшихся в крестьянской среде вплоть до начала XX века.

Отношение русских людей к Крещению Руси
Отношение русских людей к выбору веры князем Владимиром в целом можно назвать положительным. Сама фигура князя, до своего крещения прославившегося братоубийственный усобицей, любовью к замужним и незамужним женщинам и девушкам, после крещения ставшего набожным и милосердным человеком (как известно, в своем государстве Владимир запретил смертную казнь, что было невиданной милостью в те суровые времена) рассматривается в положительном ключе.
Образ князя в народном эпосе был наделен светлыми чертами, Владимир получил прозвище «Красна Солнышка», мудрого и смиренного отца большой семьи, заботившегося о своих поданных как о родных детях. Русская церковь причислила Владимира к лику святых, дав ему характеристику равноапостольного святого.
До революции в царской России дата крещения Руси отмечалась как общенародный церковный праздник (это 28 июля каждого года). В Российской Федерации такая традиции была продолжена, 28 июля в календаре — это День Крещения Руси.

Каковы итоги Крещения Руси?
Безусловно, выбор веры Владимиром носил геополитический характер, ведь избери князь для своих подданных другое религиозное течение, то по-другому бы стала развиваться история Киевской Руси, да и последующая история Московского государства, Российской империи и .т.д.
Если бы выбор веры был связан с мусульманством, Русь, в конечном итоге, стала бы одной из восточных стран и, возможно, силою своего огня и меча, воинской доблести и силы духа помогла бы Востоку покорить католический Запад. Если бы Владимир избрал католичество, то его страна постепенно стала бы отождествлять себя с западными государствами (как это делает, например, Польша – католическая страна). И тогда бы «худо» пришлось восточным странам, которые запад с помощью Руси запросто мог покорить.
Что же касается избрания иудейской веры, то о его перспективах можно спорить, но, возможно, именно территория современной России стала бы «землей обетованной» для людей, принадлежащих к еврейскому этносу.
Выбор же веры русским князем позволили сохранить «баланс сил» в мире, и в этом заключается его огромное значение. Поэтому сам факт Крещения Руси является началом нового витка в развитии всего человечества.

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Как происходило крещение Руси кратко. В каком году было крещение Руси

Кем был на самом деле великий князь Владимир? Его мать была еврейка Малка, дочь раввина, который также носил имя Малк. Родилась она в русском городе Любич, который на то время находился в вассальной зависимости от хазарского каганата. Женщина работала ключицей у русского князя Святослава Игоревича, и в один из дней еврейка напоила государя и забеременела от него. Её сын, Владимир, не мог быть наследником княжеского трона, так как у Святослава был старший сын Ярополк от законной жены. Но Владимир убил Ярополка и узурпировал власть на Киевской Руси. Так и пришло княжество Владимира, а в последствии и крещение Киевской Руси.

Уничтожение населения Руси

Если читать крещение Руси кратко, то вы никогда не узнаете о том, что при крещении Киевской Руси Владимир, дабы искоренить язычество из государства, уничтожил одну треть населения. Крещение привело русский народ в извечное рабство, которое продолжается до сих пор. Даже воздвижение церквей и монастырей для молодых русичей было решено для того, чтобы язычество всячески изгонялось и не плодилось, а те, кто отказывался принять новую веру, понесли тяжкую кару.

Что принес Владимир на Русь

Княжество Владимира окрашено в темно-алый цвет, ведь все годы его правления залиты кровью русского народа. Мало того, что он искоренял язычество путем уничтожения последних его носителей, но и сжигал множество письменных источников праславянской культуры. Владимир восходил своими корнями к роду Иафета, от которого, по легенде, и пошли все русские. Между прочим, в истории замалчивается ещё один факт: пьянство на Киевскую Русь принесли именно православные священники, которые причащали людей вином, и всеми силами боролись с медом и пивом, которые никак не влияли на генетику и не могли привить пьянства. Такими были последствия крещения Руси.

Русь до появления христианства

До появления князя Владимира в стране, Киевская Русь процветала. Соседские народы часто захаживали к русскому князю в гости, чтобы уговорить его принять именно их веру. Послы были от всех уголков: немецкие католики, евреи, греки, камские болгары и другие. Каждый нахваливал именно свою веру, но не каждая пришлась Владимиру по душе. У болгар русский князь увидел бедные храмы и унылые молитвы, у немецкой религии было слишком много обрядов, и те без какого либо величия или хотя бы красоты. Ну а после послы Руси приехали в Царьград, и их поразило внешнее величие, богатство и роскошь. Боярская комиссия немедля поспешила обратно в Киев, и прямо так и молвили: «После сладкого горького не хочется, поэтому и мы после того, как познали греяческую веру, никакой иной не примем». Князь послушал бояр. Пожал плечами да и согласился. Так было принято решение покрестить Русь. После этого князь Владимир вместо пропагандистской компании решил уничтожить исконно русскую религию и силой внедрить христианство в душу русского народа.

Неофициальная версия крещения Киевской Руси

Официальная версия, на самом деле, даже звучит не очень правдоподобно. В каком году было крещение Руси? По официальной версии в 988 году, но начиналась внедряться христианская вера на Русь ещё за много лет до этого события. Для начала стоит вспомнить, что отец Владимира, великий князь Святослав, всем сердцем презирал христианство, так как отлично понимал её сущность. Так же однозначно звучат его же слова: «Христианства вера – есть уродство». Если рассуждать логически, то не мог родной сын Святослава вот так просто взять и привить всему русскому народу христианскую веру. Такого на Руси ещё никогда не бывало. Как происходило крещение Руси на самом деле? Ведь не могут же стать основаниями для искоренения многотысячной религии те примитивные версии, которые описаны в официальной версии. И сам народ не потерпел бы такого надругательства над своей верой, и мог бы просто взбунтоваться и повесить князя Владимира. Чтобы понять истинную суть крещения Руси, следует начать с самого происхождения Владимира и евреев на Руси вообще.

Откуда появились первые евреи в Киевской Руси

Появление первых евреев на Руси относят к очень далекой эпохе, когда ещё не было князя Владимира. Пришли они к нам из Хазарского царства. В 730 году евреи заполнили все Хазарское царство, а в караимских племенах власть захватил еврейский царь, или же как его ещё называли «каган». Каган был первым, кто принял иудаистскую веру после чего та стала господствующей в стране. Так и возникло данное еврейское царство, которое было очень сильным, ведь даже Киев какое-то время выплачивал ему дань, хоть и недолго.

В 965 году киевский князь Святослав захватил хазарскую крепость Саркел, что на Азовском море, а через четыре года пала и сама столица царства – Итиль. После завоевания хазарского царства князь присоединил её земли к Руси, после чего евреи воспользовались шансом и за пару лет полностью наводнили Киевскую Русь. Любители наживы, их манила к себе торговая мощь Киева, а также проложенный водный путь от греков до Варяжского моря.

Благодаря одному из любимых еврейских методов – внедрение в высшие чины власти через совращение властителей еврейскими женщинами – позволило евреям повлиять на ход русской истории. Например, ничего не подозревавшая княгиня Ольга, жена Святослава, приняла к себе на работу ключницу Малушу (ласкательное от имени Малка), после чего еврейская девица воспользовалась моментом, подпоила князя и соблазнила. Узнав, что Малка беременна от Святослава, княгиня Ольга в порыве гнева прогнала женщину в село Будутино, которые вблизи Пскова, где и родился будущий князь Владимир.

Будущий князь Владимир и его путь к власти

К своему плоду мимолетной страсти не очень приятно относился и сам князь Святослав Игоревич, ведь он любил княгиню Ольгу, и родился Владимир лишь по его пьяни и неосторожности. Когда Святослав уезжал из Руси в Болгарию, то в Киеве оставил княжить своего старшего сына Ярополка, Олегу же поручил землю Древлянскую, а вот Владимиру не дал никакого поручения. Новгородцы давно стремились стать самостоятельными и отделиться от Киева, и по доброму совету Добрыни (брата Малки – матери Владимира), просили дать им в князя Владимира. Святослав не любил полукровку, и поэтому ссылая младшего сына в Новгород сказал: «Берите его. По вас и князь». Вместе с Добрыней (подлинное имя Дабран, а Добрыня – это по-русски), Владимир правил Новгородом, пока не возмужал.

Во время пребывания в Новгороде, иудеи обучали своего князя, как именно ему нужно отомстить своим ненавистным родственникам по линии отца. Ему вбивали в голову, что после получения княжеского престола в Киеве, он должен уничтожить арийскую веру изнутри, насильно привив рабскую христианскую религию.

Собрав дружину, Владимир отправился в Киев и безжалостно убивает своего брата Ярополка, который просто для него гой (скот по-иудейски). Узурпировав власть на Руси, Владимир насилует беременную вдову своего брата, и берет в жены другую, Рогнеду. Посев окончательно на трон, он целенаправленно почитает арийских Богов, призывает поставить новых, раннее неизвестных русскому народу идолов, приносит им в жертвы молодых невинных мальчиков и так продолжалось на протяжении десяти лет. Именно эти действия и «взорвали» арийскую веру изнутри, напрочь искоренив из людей все старые ценности своих добрых Богов.

Только после того, как народу самому стало противно поклоняться таким богам, Владимир стал внедрять христианство на Русь. Особо мощного сопротивления у людей это не вызвало, но без жертв все-таки не обошлось. Приняв чужую веру, которая проповедовала нищенство и внутреннее рабство, даже отказавшись от собственного календаря народ Киевской Руси вступил на стезю вечного рабства, которое продолжается и сей день. Дата крещения Руси – 988 год, это также дата, когда русские сами того не понимая, согласились на кандалы, которые ковались для них на протяжении сотни лет.

Автор: Лидия Габрисюк

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

князь Владимир — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

В последнее время в информационном поле активно обсуждается фигура князя Владимира — крестителя Руси. Личность данного князя очень неоднозначна. И сегодня открываются всё новые и новые данные об этом человеке, определённо сильно повлиявшим на историю нашей цивилизации. В статье «Памятник князю Владимиру — символ чего?» мы заострили внимание читателей на том, что государственность существовала на Руси и до крещения Владимиром, названным «Красно Солнышко», и поставили некоторые вопросы о нём.

Поэтому в данной статье коснёмся личности самого князя Владимира и того — как проходил процесс принятия христианства на Руси. Владимир креститель только с одной, идеологизированной точки зрения РПЦ, является однозначно понимаемым политиком, якобы принесшим благо культуре Древней Руси.

Однако даже история, изложенная в учебниках, говорит о том, что после прихода христианства на Руси начались междоусобицы. Крещение во многом стало тем событием, которое запустило целую череду испытаний для нашей цивилизации, но оно ли было первопричиной? Об этом в нашем материале. И в первой статье речь пойдёт о личности Владимира и официальной версии Крещения.

Кто такой князь Владимир?

Владимир Святославич «Красное Солнышко» (960—1015). Великий князь (980—1015). Источник

Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году полукровкой, как сказали бы современники. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, и, что важно, называвшая своего отца Малк(о). Среди филологов давно идёт спор по поводу этого текста и его интерпретации. Не исключено, что Малуша на самом деле была Малкой, хазарской полонянкой (то есть взятой в плен) с типичным еврейским именем. И её отец Малк(о) Люб(е)чанин носил еврейское имя. Если подобное предположение верно, то окажется, что крестителем Руси был (по Моисееву закону) еврей. Вот этот знаменитый фрагмент летописи Нестора:

И сказал Добрыня: «Просите Володимера». Володимеръ был сыном Малуши, ключницы Ольги. Малуша была сестрой Добрыни; отцом же ей был Малк(о) Люб(е)чанин, и был Добрыня дядей Владимиру». (Редакция А.Шахматова, 1916; редакция В.Адриановой-Перетц, 1950).

Узнав, что её рабыня ждёт ребёнка, разгневанная княгиня сослала её толи под Псков, толи в село Будятино, толи в Гомель, сейчас уже не выяснить, но факт — князь Владимир Красное Солнышко родился не в Киеве. Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под её присмотром и воспитывался старшим братом Малуши — дядей Добрыней. Такой обычай издревле существовал на Руси. Ровно, как и обычай у язычников, который давал право сыну, рождённому от рабыни, наследовать отцу. Большинство событий в жизни маленького князя Владимира предположительны, поскольку летописи рассказывают мало или были утеряны или писаны «по заказу» победившего — то есть самого Владимира.

Повзрослевший князь Владимир Красное Солнышко принял от отца в княжество стратегически важный по тем временам город Новгород. Подобное решение отца наталкивает на мысль, что в летописях о годе рождения, а как следствие и старшинстве всех сыновей (их количестве) князя Святослава, есть недочёты. Либо же говорит о том, насколько достойным такого престола был сын рабыни. Ведь у Святослава Игоревича, согласно летописям, было три сына — Ярополк самый старший, Олег — средний сын и князь Владимир. А обычай язычников наследовать лучшие земли давал право на Новгород Ярополку.

Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. В 972 году умирает отец Святослав Игоревич и на киевский престол становится Ярополк. Однако в 977 году, желая заполучить столь могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а князь Владимир Красное Солнышко бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии. Вся Русь достаётся Ярополку Святославовичу.

С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Удрав в Скандинавию, князь Владимир Красное Солнышко, заручается поддержкой доброго друга и соратника — дяди Добрыни (напомним — брат Малуши, матери Владимира), собирает варяжское войско великой численности и уже в 980 году выступает походом на Ярополка.  Неимоверно жестоким был его поход и методы достижения престола. Князь Владимир жестоко убивает всю семью правителя города Рогволода, который присоединился к Киеву. Насильно берёт в жены его дочь, Рогнеду, которая ранее была обещана в жены Ярополку. Поход на Киев покрыт мрачными легендами, гласящими о предательстве, продажности и безнравственности.

И как бы ни было в действительности, но летописцы зафиксировали —  князь Владимир Красное Солнышко зверски убивает Ярополка, преданного своим воеводой, а его беременную жену берёт к себе в наложницы. Датируется этот поход в разных исторических источниках разными цифрами. Согласно одним летописям это произошло 980 года, согласно другим 978 года. Причём Добрыня сыграл в этих событиях не последнюю роль.

Отправляясь в 979 году из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Добрыней, который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду, дочь полоцкого владетеля Рогволода, чтобы выдать её за Владимира. Ответ Рогнеды: «Не хочу я за робичича», сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику «быть с ней (Рогнедой) перед отцом её и матерью». Т.е. по призыву Добрыни Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего убил её отца и двух братьев (Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 1. — С. 92—93).

Вступление в княжество киевское князь Владимир Красное Солнышко также ознаменовал предательством. Исторические заметки говорят о том, что варяжское войско за свою службу запросило себе дань с киевлян. Владимир, якобы согласившись, в дальнейшем хитростью, не выполнив соглашение, рассредоточил войско по разным местам.

Владимир сначала опирался на один из культов в культуре Руси — культ многобожия, причём христианство он преследовал. В 980 году он воздвиг в Киеве капище языческих богов, реформировал языческий культ, уничтожал первые зачатки христианства на Руси, убийствами первых мучеников, ввёл даже практику человеческих жертвоприношений. В повести временных лет описаны его жестокость, приверженность похоти, блуду и неуёмный нрав.

Вот что пишет Н.М. Карамзин:

Владимир (конец 10 века), утвердив свою власть, изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил истукана Перуна с серебряной головой и поставил его, близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Так говорит летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью жертв. Может быть, совесть беспокоила Владимира; может быть хотел он сею кровью примириться с богами, раздраженными его братоубийством, ибо и сама вера языческая не терпела таких злодеяний… Добрыня, посланный от своего племянника управлять Новгородом, также поставил, на берегу Волхова, богатый кумир Перунов.

Жертвоприношение Перуну во времена князя Владимира Святославовича Источник

Увенчанный победой и славою, Владимир хотел принести благодарность идолам и кровью человеческою обагрить алтари. Исполняя совет бояр и старцев, он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов — и жребий пал на юного варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был христианином. Посланные от старцев объявить родителю о сём несчастии: вдохноновенный любовью к сыну и ненавистью к ужасному суеверию, он начал говорить им о заблуждении язычников, о безумии кланяться тленному дереву, вместо живого бога, истинного Творца неба, земли и человека. Киевляне терпели христианство; но торжественное хуление веры их произвело всеобщий мятеж в городе. Народ вооружился, разметал двор варяжского христианина и требовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с твёрдостью сказал:

«Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть сами извлекут его из моих объятий».

Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына. (Н.М. Карамзин «Предания веков» (фрагмент из гл. 9)

В некоторых источниках приводятся различные цифры о количестве его наложниц, развращённых девиц и чужих жен. Прервала цепь жестокости как считается православная вера, после принятия которой князь Владимир Красное Солнышко навсегда отрекся от прошлой жизни, уверовав в христианские каноны, и освободил всех своих жен.

Много туману на этих событиях

Если всё житие князя Владимира окутано тайной, то его приход к христианству, крещение Руси вообще носит легендарный и почти мифологический характер. Летописи повествуют — князь Владимир Красное Солнышко прошёл «испытание верой».

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер»): по легенде ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства.

По этой легенде князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять. Сначала он расспросил волжских булгар, которые к тому времени исповедовали ислам, об их вере. Булгары рассказали ему о том, что их вера запрещает употребление спиртных напитков. Владимир подумал и сказал, что «веселие Руси есть питие», а поэтому такая религия ему не подходит (хотя исторические факты таковы, что многократно в России имели место трезвые бунты, направленные против продажи алкогольных ядов, а по летописям получается — будто бы мы все пьянствовать любили). Дело в том, что все важные дела обсуждались русской знатью во время пиров у князя — «элита» вполне могла уже в то время пристратиться к пьянству, и конечно отказ от потребления спиртного выглядел на этом фоне странно.

После булгар по легенде к Владимиру пришли немцы. Они были посланы Папой Римским и предлагали Владимиру католичество. Но Владимир знал, что Германская империя всеми силами пытается завоевать славянские земли, поэтому отверг их предложения. Приходили к Владимиру и иудеи, рассказывали о праведности своей древней веры. Это были хазары. Но Хазарии к тому времени как государства не существовало, и Владимир не хотел принимать религию народа, который не имел своего государства и своей территории.

Самым последним по легенде к Владимиру пришёл грек, учитель философии. Он рассказал Владимиру об основах православного вероучения и почти убедил его в своей правоте.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись. Источник

Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Князь решил ещё спросить совета у своих бояр. Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градам». И тогда на совете бояр было принято решение о крещении — крещение по закону «греческому».

Существует не одна запись и не одного историка (летописца) тех времен рассказывающих о крещении, его якобы точной дате и посылках. Одни уверяют, что крестился князь Владимир Красное Солнышко до взятия Херсонеса, другие что после. Само действо состоялось в 988 году (в других источниках 2 годами ранее), когда войско князя Владимира подчинило нынешний Херсонес, а сам он возжелал в жены себе сестру императора Василия ІІ Анну, угрожая в случае неповиновения пойти походом на Константинополь. Согласие дали, но с условием, что князь Владимир Красное Солнышко примет крещение, дабы быть с женой одной веры. Но это больше похоже на информацию для толпы, досужей до слухов, поскольку этот союз больше был нужен Византии для борьбы с восставшим Вардой Фокой, чем самому Владимиру. Так 13 апреля 989 года в сражении у Абидоса Василий II разбил мятежные войска узурпатора Варды Фоки. В этой битве на стороне Василия II принимал участие шеститысячный корпус руссов, посланный на помощь императору киевским князем Владимиром. Сам Варда Фока внезапно скончался в разгаре сражения от яда, подсыпанного в кубок вина, который он осушил накануне сражения. Кроме того политика подкладывания жен в постель многократно применялась в древнее время с целью контроля через них необходимых правителей.

Разногласий множество, но факт неизменен — князь был крещён, и крещена была Киевская Русь. Наречён был в крещении именем Василий в честь брата византийской жены.

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До, так называемого, «татаро-монгольского нашествия» Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, её предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала.

Крещение Руси. Фреска В.М.Васнецова над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895—96 гг. Источник

Историю пишут победители

Детали хронологии — на каком именно этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или в Корсуне, одновременно ли крестился Владимир и его народ — были неясны уже во времена составления «Повести временных лет» в начале XII в. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Обычно датой Крещения Руси считают 988 год, но аргументированно предлагались также и другие даты — практически все годы в диапазоне от 987 до 992 года. В крещении Владимир принял имя Василий (в честь византийского императора Василия II, очевидно, исполнявшего роль заочного крёстного отца, согласно практике политических крещений того времени).

Вместе с православными миссионерами на Русь чрезвычайно рано проникали и сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса явствует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.

Как пишет официальная история в течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы. А поскольку историографию писали победители в тех распрях, то можно смело сказать, что с 988 по 1237 год на Руси шла гражданская война, которую впоследствии, не имея возможности скрыть, обозначили в истории как княжеские междоусобицы. В этом свете «установление татаро-монгольского ига» может иначе — как временная победа над христианами союза тех, кто не принимал новое вероучение и кочевников-степняков — то есть тех самых язычников. Вот как об этом намекнул Владимир Путин, говоря о Куликовском сражении:

После крещения для информационной обработки населения начали появляться монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции — своего рода идеологические центры. В правление Ярослава были основаны монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей — Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры. Ко времени, так называемого, «татаро-монгольского нашествия» монастыри были почти в каждом городе. Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

Церковь постепенно забирала себе функции, которые ранее несли волхвы. Постепенно она стала играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. При этом князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды, поскольку статуса сакральности церковь обрести не сумела.

Знаем ли мы все причины принятия христианства?

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Некоторые исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси, в любом случае, если Андрей был на Руси, то именно с целью крещения, поскольку этим он занимался и в других землях. Хотя следует отметить, что по определённым причинам ему это сделать не удалось.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство принял киевский князь Аскольд. Считается, что и Ольга приняла христианство, однако скорее всего она приняла католичество. Крещение Руси нельзя считать совершенно новой формой духовной жизни. До него на Руси существовала система собственных верований. И тот, кто крестил Русь, понимал, что совершенно новую и необычную религию привить здесь не удастся. Ведь ещё до появления христианства на Руси существовало понимание о единобожии, и тогда Бога называли другим именем — Род. Главная причина принятия христианства — это неспособность волхвов создать и предъявить миру альтернативную концепцию глобализации, вследствие чего они попали под агрессию западной библейской концепции глобализации. Постепенная деградация сословия волхвов привела к тому, что исполнительная и законодательная власти взяли бразды правления в свои руки. Естественно, что князья и бояре стали думать о том, как обеспечить сакральность власти в глазах народа. Поскольку сами они не могли мыслить стратегически, то тут Византия увидела свой шанс и фактически подчинила себе часть территории Руси через институт патриаршества, ликвидировав самобытное развитие Руси. После этого началась эпоха катастроф, начало которой нам и предлагают праздновать сегодня.

Всё это ставит несколько вопросов:

  • Что происходило с верованиями русичей до крещения?
  • Почему волхвы не смогли выработать альтернативу западной концепции глобализации?
  • Почему князья и бояре были готовы сделать выбор в пользу крещения?
  • Действительно ли крещение ли стало причиной гражданской войны 988—1237 годов?

Мы дали ответы на них во второй статье этой серии.

Вступайте в нашу группу Вконтакте https://vk.com/inance_ru и жмите Нравится! в группе в Фейсбуке https://www.facebook.com/inance.ru. Продвигайте материалы.

Интересные факты

Князь Владимир I изображен на купюре Украины в 1 гривну. В Киеве ему поставлен памятник.

«Памятник Тысячелетию Государства Российского», который с подачи церкви неправильно называют «Тысячелетие Руси» (Русь древнее христианства и государства, пришедшего с новым вероучением), установлен в Великом Новгороде в 1862 году. Среди прочих, на нём изображен князь Владимир, однако нет Ивана IV, что красноречиво говорит об отношении авторов и заказчиков памятника к Русской цивилизации, вклад в которую Ивана Грозного неоценим.

Источник

Были выпущены памятные монеты в честь князя Владимира.

ИсточникИсточник

Материалы:

http://www.pravda.ru/video/news/16945.html

http://www.rg.ru/2015/02/18/pamyatnik-site.html

http://istoriya-ru.ucoz.ru/publ/praviteli_rossii/vladimir_svjatoslavich_krasnoe_solnyshko_960_1015/9-1-0-75

http://ahuman.ru/knyaz-vladimir-krasnoe-solnyshko-biografiya/

Князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/kreshchenie-rusi.html

http://www.bestreferat.ru/referat-41810.html

http://historywars.info/p101902_Knjaz_Vladimr_jazychnik.html

inance.ru