Краткая характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе – Характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Вопрос4

функции
государства и права представляют собой
основные направления действия данной
науки необходимые для решения стоящих
перед ней целей и задач

1.Онкологическая
(наука о бытие) основы принципа бытия
его структура и закономерности,выполняя
онкологическую функцию ТГП отвечает
«что есть государство и право?что они
представляют?как возникли?»

2.Гносиологическая(наука
о познании)нацеленная на изучение
природы познания,его отношение к
реальности и т.д ТГП вырабатывая
теоритические приемы способствует
развитию прав.познания

3.Эбристическое(искусство
нахождения истины)ТГП не ограничевается
познанием и обьяснениями государства,а
открывает новые закономерности в их
развитии.

Идеологическая(система
основополагающих(базовых)идей,понятий,взглядов
в соответсвии с которыми формируется
и жизненная позиция личности,социальных
групп и общества в целом)

Организаторская
ТГП служит научной основой функционирования
государства и права вырабатывает
рекомендации для решения многочисленных
проблем.

Прогнастическая-
на основе признания закономерности
развития государства и права анализируемая
наука выдвигает гипотезы о продолжении
их в будущем истинность которых

Вопрос5 (самостоятельное изучение)

Тема2

происхождение
государства и права

Вопрос1 краткая характеристика общественной власти и соц.Норм при первобытно общинном строе

2.
причины возникновения государства.Особенности
возникновения государства у различных
народов

3.признаки
отличающие государство от родоплеменной
организации общественной власти

4.
возникновение права

5.теории
возникновения государства

1.Источник
Фридрих Энгельс .Происхождение
семьи.Частной собственности и государства.С
древних времен существовало большое
количество различных форм обьединений
человека.Это было обусловлено
необходимостью защиты от негативных
проявлений внешней среды и для совместного
добывания пищи,в суровых природных
условиях первобытного общества человек
мог выжить только в колективе.Экономика
того времени была присваивающей.Материальную
основу первобытного общества составляла
общественная собственность.Первичной
организационной единицей был РОД,основанный
на кровно родственных отношениях его
членов.Ведущих совместную хозяйственную
деятельность.Позже с помощью обычаев
сначала запрещаются браки между
родителями и детьми.А затем между
братьями и сестрами.При таких
обстоятельствах,несколько дружественных
родов обьединялись в племена и союзы
племен.Что помогало более успешно вести
хозяйственную деятельность,совершенствовать
орудия труда и противостоять захвату
других племен.Для оперативного управления
общиной избирались вожди и старейшины,которые
в повседневной жизни были равными среди
равных.Высшей властной и судебной
инстанцией было общее собрание всего
взрослого населения.Жизнь индивида во
многом зависила от поведения окружающих
его людей,от согласованности взаимного
существования. В повседневности он
должен не только что-то брать от окружающей
природы для себя лично,но и отдавать
себя на пользу общества.Соблюдая общие
правила поведения.С помощью социальных
норм человеческое общество решало
проблему выживания и обеспечения
стабильной совместной жизни.Нормативная
система того времени была довольно
консервативной.В ней были многочисленные
запреты.Табу-это запрет который проходил
особую религиозную магическую технологию
устанавливался жрецами и имел мистические
санкции,грозящие неприятные
последствиями.Человек безопасно
чувствовал себя только в границах
установленных запретов.Лишь позже
появились обязывания и
дозволения.Миф-художественно образный
предметно фантастической формы передавал
информацию о необходимом или запретном
поведении.Обычай-это форма передачи
нормативно-поведенческой информации
от одного поколения к другому.Он делется
на моральные,религиозный,правовой и
т.д . Сила обычая состояла не в принуждении,а
в общественном мнении и привычки людей
руководствоваться данной нормой,в
стереотипе поведения вырабатанном
долговременной практикой.И подкрепленном
моральными религиозными и иными
требованиями.Норма обычая действует
пока ее помнят и передают из поколения
в поколение.Социальная значимость и
божественная предопределенность
зафиксированная в мифах и обычаях
подчеркивалась процессуальными нормами
многочисленных ритуалов и религиозных
обрядов.Ритуал-представляет собой
систему последовательно совершаемых
действий сигнально-звукового и
символического характера.

studfiles.net

5. Основные черты организации общественной власти и социальных норм в условиях первобытнообщинного строя.

Историческая наука
свидетельствует, что человеческая жизнь
на Земле насчитывает много тысячелетий,
и выделяет несколько периодов: мустерский
и ориньякский. Мустерский — 100-40 тысяч
лет до н.э. Он характеризуется тем, что
люди жили первобытным стадом, они
выделились из природы, но их отношения
еще не были социальными. На рубеже 40
тысяч лет до н.э. люди сделали первые
шаги к совершенствованию коллективных
форм жизни — это проявилось в постройке
жилищ, создании орудий труда, применении
огня. Ориньякский период характеризуется
дальнейшим совершенствованием орудий
труда, появлением обычаев, уставов,
запретов. Историческая наука
свидетельствует, что более или менее
развитое общество складывается в
условиях неолита (5 тысяч лет до н.э.),
происходит переход от собирательства
и охоты к регулярному земледелию и
скотоводству. Родовой строй характеризовался
тем, что люди жили родами, объединялись
в племена, союзы, и в этих условиях
общественная жизнь основывалась на
отсутствии частной собственности, на
господствующем положении вначале
женщины (матриархат), а потом мужчины
(патриархат).

Для координации
отношений между индивидами была
необходима власть. Высшей властью в
первобытнообщинном обществе было
народное
собрание

всех взрослых членов рода. Здесь решались
вопросы войны и мира, проводились
религиозные обряды, избирались
предводители, рассматривались наиболее
насущные вопросы в жизни общины. Народное
собрание выполняло функции не только
органа общественной власти, но и судебного
органа. Постановления народного собрания
были обязательными для всех членов
рода. Властными полномочиями наделялись
и советы
старейшин
,
а также старейшины,
вожди,
военачальники,
жрецы.
Совет старейшин собирался эпизодически,
где предварительно рассматривались
вопросы, которые затем выносились на
народное собрание. Старейшины,
военачальники были первыми среди равных
и первоначально не обладали какими-либо
привилегиями. Решающее значение для
избрания в лидеры имели личные качества:
физическая сила, организаторские
способности, авторитет среди сородичей
и т.д. Властные полномочия старейшин
были невелики (они не имели права ни
приказывать, ни командовать). При принятии
решения они стремились добиться общего
согласия.

Общественная
власть основывалась на выборном принципе
организации власти, отсутствии
карательного аппарата, власть старейшин
опиралась на авторитет и обычаи. Наряду
существовали и общественные нормы,
представлявшие прообраз современного
права. Общественная жизнь регулировалась
мононормами: обычаи, религиозные
требования и зачатки нравственности.
В условиях первобытнообщинного строя
при отсутствии государства и права
общественная власть существовала, но
эта власть не имела еще политического
характера.

6. Причины и предпосылки возникновения государства. Особенности происхождения государства у различных народов.

Родоплеменной
строй характеризовался примитивным
характером общественных отношений, но
в нем получили развитие производительные
силы, и постепенно люди совершают переход
к производящей экономике. Этот процесс
занимает длительный период и связан с
разделением труда. Первое
крупное
общественное разделение труда

произошло, когда люди стали специализироваться
на выполнении различных видов
общественно-полезной деятельности.
Совершился переход от присваивающе-потребительской
экономики к экономике производящей,
что коренным образом изменило всю
систему социальных отношений первобытного
общества. Специализация общественно
необходимого труда сопровождалась
совершенствованием орудий труда, их
разнообразием. Ремесло выросло в
самостоятельную отрасль производства,
составив содержание второго
крупного разделения труда
.
Занятие скотоводством, земледелием и
ремеслом требовало от индивидов обмена
результатами своего труда. Процесс
обмена представлял целую отрасль
общественно полезной деятельности, это
было третье
крупное разделение труда
,
которым занималась значительная часть
населения — купцы.

Индивидуализация
труда и получение избыточного продукта
стали основой изменений в отношениях
собственности. Она дифференцировалась
на частную и общую собственность.
Основная масса частной собственности
скапливалась у лиц, осуществлявших
властные полномочия, что поначалу
связывалось с необходимостью должного
выполнения управленческих функций. Со
временем это превратилось в систему.
Постепенно, в связи с усложнением и
возрастанием объема управленческой
деятельности, повышалась численность
родоплеменной верхушки. Ее лидеры
предпочитали самолично назначать и
готовить преемников. Публичная власть
все больше отдалялась от общества.
Вместе с тем расширялись полномочия
власти и управленческие возможности.
Она по своему усмотрению начинает
распоряжаться и средствами производства,
находящимися в коллективной собственности.
Происходило расслоение общества на
классы. Увеличение объема производства
постоянно требовало дополнительной
рабочей силы, которая пополнялась за
счет набегов на другие племена. Таким
образом, три
крупных общественных разделения труда,
ознаменовавших переход общества к
производящей экономике, возникновение
частной собственности и классов, стали
несовместимы с первобытнообщинной
организацией общества. Они дали толчок
к формированию государства как особому
проявлению публичной власти, стоящей
над обществом и регулирующей происходящие
в нем процессы с позиций различных
социальных групп.

В проблеме происхождения государства
и права есть «золотое правило» —
государство у всех народов не является
силой, извне навязанной обществу, оно
является продуктом внутреннего развития
данного общества. Государство и право
возникают в результате развития
экономических, политических, социальных
условий общественной жизни

Процесс формирования
государства в разных странах шел
по-разному. Можно выделить три основные
формы возникновения государства:
афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

Возникновение
государства в Афинах шло классическим
путем, т.е. из внутренних противоречий.
Этапное значение в этом процессе имели
реформы Тезея, Солона и Клисфена. Тезей
учредил центральную власть и вне
зависимости от родовой принадлежности
поделил население на три класса:
эвпатридов (благородных), геоморов
(земледельцев) и демиургов (ремесленников).
Благородные наделялись исключительным
правом замещения должностей. Солон в
основу деления граждан на четыре класса
положил имущественный ценз. Управленческие
должности могли занимать лишь представители
трех высших классов, а наиболее
ответственные — только представители
первого. Четвертый класс имел лишь право
выступать и голосовать на народном
собрании. Клисфен разделил всю территорию
Аттики на сто самоуправляющихся
общин-округов (демов), во главе которых
стояли старейшины (демархи). Государство
увенчало собой результаты реформирования.

Формированию
государства древних римлян способствовала
борьба между патрициями, составлявшими
коренную римскую аристократию, и
плебеями, бесправным пришлым населением,
не допускавшимся к управлению обществом.
В борьбе патриции создают государственный
строй и закрепляют свои права и привилегии
— классический вариант.

Возникновение
государства древних германцев ускорилось
завоеванием огромной территории Римской
империи, для управления которой органы
власти родового строя не были приспособлены.
Объективно становится необходимой
организация публичной власти, стоящая
над обществом и располагающая разветвленным
аппаратом управления. Германцы
заимствовали принцип управления у более
развитых народов. Захватнические войны
ускорили образование государства у
древнегерманских народов.

Степень влияния
различных факторов (разделение труда,
частная собственность, классы) на
формирование государства различных
народов проявляется по-разному. Если в
Афинах их совокупное воздействие было
максимальным, то в странах Азии и Древнего
Востока ни частная собственность, ни
классы не оказали существенного
воздействия на формирование государства.
Напротив, оно само стало мощным
катализатором формирования привилегированных
групп и слоев. В этих странах основным
условием выживания родоплеменных общин
было скоординированное выполнение ими
грандиозных ирригационных и иных
общественных работ. Межобщинные органы
управления этими работами и составили
основу складывающегося аппарата
государственной власти. На возникновение
государства могут оказать влияние
географический и климатический факторы.

studfiles.net

117. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного строя.

Для защиты от внешней среды и совместного
добывания пищи первобытные люди создавали
объединения, которые были неустойчивыми
и не могли обеспечить необходимые
условия для выживания.

Экономика в первобытно-общинных
объединения характеризовалась
присваивающей формой, так как добытые
продукты питания распределялись поровну
и обеспечивали минимальные потребности
его членов.

Первичное объединение организации
людей – род, в котором взаимоотношения
его членов обладали кровнородственным
характером. С развитием жизни роды
объединялись в племена, союзы племен.
Во главе родов находились вожди и
старейшины, поведение которых являлось
примером для других. В повседневной
жизни вожди и старейшины рода признавались
равными среди равных. Общее собрание
всего взрослого населения признавалось
высшей властью, которое также обладало
и судебной функцией. Отношения между
племенами регулировались советом
старейшин.

Со временем объединения людей стали
нуждаться в социальном регулировании,
так как перед ними стала необходимость
в согласовании деятельности, которая
была бы направлена на определенную цель
и обеспечивала бы их выживание. На ранних
стадиях первобытно-общинного строя
поведение человека регулировалось на
уровне инстинктов и физических ощущений
установлением многочисленных запретов
в виде заклятий, обетов, зароков и табу,
так как первобытное общество не знало
норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось
поведение людей в первобытнообщинном
строе:

1) миф – художественно-образная или
предметно-фантастическая форма передачи
информации о запретном поведении или
необходимом поведении. Информация,
передаваемая через миф, приобретала
характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации
нормативного и поведенческого характера
из поколения в поколение. В форме обычаев
закреплялись варианты поведения людей
в социально значимых ситуациях, выражая
при этом интересы всех членов общества.
По своему содержанию обычаи могли быть
моральными, религиозными, правовыми, а
также включать в себя одновременно
моральное, религиозное и правовое
содержание. Обычаи регламентировали
все сферы деятельности в первобытном
обществе. Их сила состояла не в принуждении,
а в привычке людей руководствоваться
и следовать за обычаем. Впоследствии в
обществе обычаи стали использоваться
совместно с нормами морали и религиозными
догмами;

3) ритуал – совокупность действий,
которые совершались последовательно
и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность
действий и религиозных знаков, направленных
на символическое общение со
сверхъестественными силами.

118. Юридические факты: понятие и классификация.

Юридические
факты
– это
конкретные жизненные обстоятельства,
с которыми нормы права связывают
возникновение, прекращение либо изменение
правовых отношений, т.е. субъективных
прав и юридических обязанностей.

Признаки
юридических фактов:1) конкретность;2)
жизненность;3) выражение вовне;4) правовое
регулирование;
5) влечение
определенных правовых последствий.

Классификация
юридических
фактов:

1)Наибольшее
значение имеет деление юридических
фактов в
связи с волей участников правоотношений

на события и деяния.

События
— это реальные жизненные обстоятельства,
наступле­ние которых не зависит от
воли участников правоотношения. Они
делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные
события

это юридические факты, наступление
которых вообще не зависит от воли людей.
Например, пожар дома в результате удара
молнии приводит к воз­никновению
страховых правоотношений между
собственником и страхо­вой компанией
(юридическим фактом является не удар
молнии, а гибель имущества в результате
пожара).

Относительные
события

это юридические факты, которые наступают
в результате действий третьих лиц.
Данные лица не являются участниками
правоотношений, возникаю­щих в
результате их действий. Например, пожар
в результате поджога приводит к
возникновению правоотношений между
собственником и страховой компанией.
Для этих сторон, гибель имущества в
результате пожара — это событие.

Деяния
— это действия
либо бездействие сторон правоотношения.
Они делятся на действия и бездействие;
на правомерные и неправомерные.

Правомерные
деяния

(действия) — это поведение людей,
соответ­ствующее нормам права и
порождающее правовые последствия. Они
делятся на юридические акты и юридические
поступки.

Юридические
акты
— это
действия, совершённые с целью поро­дить
юридические последствия. Примерами
могут выступить приговоры суда,
регистрация брака, за­ключение договора
и т.д.

Юридические
поступки

это поведение субъекта, основное
содер­жание которого состоит в
достижении самых различных социальных
целей, и которое порождает правовые
последствия независимо от того, было
ли оно направлено или нет на достижение
этих последствий. Например, написание
литературного произведения автоматические
порождает авторские права.

К
неправомерным
деяниям

относятся правонарушения различных
видов преступления, административные
правонарушения, имуществен­ные
деликты, дисциплинарные проступки и
т.п.

2)
по характеру наступивших последствий
:

а)
правообразующие – это факты, устанавливающие
правоотношения;

б)
правоизменяющие – это факты, изменяющие
правоотношения;

в)
правопрекращающие – это факты,
прекращающие правоотношения;

г)
комплексные – это факты, имеющие
универсальный характер;

studfiles.net

Происхождение государства

1.Происхождение
государства и права. Общая характеристика
социальной власти и норм первобытного
общества.

2.
Причины и формы возникновения государства.

3.
Признаки, отличающие государство от
родоплеменной организации общественной
власти.

4.
Возникновение права.

5.
Анализ основных теорий происхождения
государства и права.

6. Государственная
власть как особая разновидность
социальной власти.

7.
Понятие и сущность государства.
Общечеловеческие, классовые, религиозные,
национальные, расовые сущности
государства.

8.
Признаки государства, отличающие его
от других организаций и учреждений
общества

9. Типы государства,
различные подходы.

10.
Понятие функций государства. Соотношение
задач и функций государства.

11. Классификация
функций государства.

12.
Формы и методы осуществления функций
государства.

1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Человечество
в своем развитии прошло ряд исторических
эпох, каждая из которых определялась
уровнем и характером общественных
отношений: социальных, экономических,
культурных, религиозных и, наконец,
политических.

Самой
продолжительной эпохой в истории
человечества является первобытная
организация общества, для которой
характерно отсутствие политической
организации и правовых норм, являющихся
инструментом государственного управления.

Родоплеменную
организацию общества характеризуют
два основных признака: наличие потестарной
власти, не имеющей политического
характера, и существование специфических
норм первобытного общества, получивших
в теории права название «мононормы».

Потестарная
власть (от лат. potestas — мощь, сила)
принадлежала вождям, предводителям
либо совету старейшин и опиралась на
личный авторитет. Эта власть распространялась
на эгалитарное сообщество, члены которого
были равны. Первобытное общество,
основанное на присваивающей экономике
(охота, рыболовство, собирательство),
не знало политического деления на
управляющих и управляемых и не нуждалось
в нем, так как социальные нормы в
первобытном обществе выполнялись
добровольно. В родовом обществе
существовало половозрастное разделение,
необходимое для занятия различными
видами хозяйственной деятельности,
распределения пищи и вступления в
брачные отношения.

Социальные
нормы первобытного общества обеспечивали
существование присваивающей экономики
и продолжение рода. Эти нормы регулировали
определенные способы добывания пищи и
брачно-семейные отношения. Мононормы
не отделяли прав от обязанностей: права
индивида сливались с его обязанностями.
Формами выражения таких норм выступали
обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы,
которые закрепляли правила поведения
членов рода в различных ситуациях.
Содержание мононорм составляли различного
рода табу — запреты совершать определенные
действия, тотемы — обязанности сохранять
определенные виды животных регламенты
— определенные дозволения. К нарушителям
применялись потестарные санкции, самой
суровой из которых было изгнание из
общины.

Следует
отметить, что представители отечественного
правоведения отрицают существование
нрава в родоплеменном обществе. Западные
антропологи, напротив, оценивают
первобытную нормативную систему как
право либо протоправо, то есть как
ступень к праву.

2. Причины возникновения государства и права

Сторонники
классовой концепции происхождения
государства (Маркс, Энгельс, их
продолжатели) считают, что причиной
возникновения государства и права
является раскол общества на классы,
который возник в результате
социально-экономического развития
общества.

В процессе
этого развития произошли три крупных
разделения труда: скотоводство отделилось
от земледелия, затем от земледелия
отделилось ремесло, и, наконец, от
производства отделилась торговля; рост
производительности труда привел к
образованию избыточного продукта,
возникла возможность регулярного
обмена, что привело к появлению частной
собственности, а на ее основе — к
эксплуатации.

В
результате общество разделилось на
имущие и неимущие классы. Органы
управления родового строя, которые
держались на авторитете старейшин, и
первобытные социальные нормы, которые
выполнялись в силу привычки, оказались
не способными регулировать отношения
классового общества, на смену им приходит
государство — публичная власть, стоящая
над населением, и право — инструмент
управления, опирающийся на государственное
принуждение. По Ленину, государство —
это орган подавления одного класса
другим, а право — средство навязывания
воли господствующего класса всему
населению.

Сторонники
экономической концепции происхождения
государства и права (А.Б. Венгеров и
другие) считают, что государство и право
формировались в процессе перехода
общества от присваивающей экономики к
производящей (4-3-е тысячелетия до н. э.).
Производящая экономика объединила
значительные массы людей, создала новые
способы существования (оседлость,
производство, обмен), усложнила организацию
общества. В обществе производящей
экономики из представителей знатных и
богатых семей сформировался особый
слой людей — аппарат управления. Власть
переходила по наследству либо была
куплена. Аппарат управления для решения
государственных задач в необходимых
случаях стал использовать принуждение
и насилие. Власть приобрела политический
характер. Родоплеменную организацию
общества сменила иная организация:
государство — общество, разделенное на
управляющих и управляемых.

Одновременно
с образованием первичного государства
происходил процесс формирования нрава.
Этот процесс шел двумя путями: во-первых,
государство санкционировало обычаи,
которые способствовали защите и
осуществлению государственных интересов;
во-вторых, государство создало новые
правила поведения, которые выражали
волю правящего класса {институциональный
путь). Постепенно так называемое обычное
право, основой которого становятся
административные и судебные решения.
Когда на смену прецедентному праву
приходит статутное право (законы),
первичное право получает письменные
формы выражения — законы, кодексы, своды
законов, ордонансы и так далее.

Эти
нормативные акты, в отличие от нормативной
системы первобытного общества, имеют
четкую структуру и содержание. Правовые
нормы содержат запреты, дозволения и
обязывающие предписания. Санкции
предусматривают виды и размеры наказания.
Но главное отличие права от первобытных
норм заключается в способе обеспечения.
Таким способом становится государственное
принуждение.

3.
ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ
РОДОПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

1.
Публичная власть.
Государство
стало новой структурной организацией
общества, из него выделяется особый
слой людей, основным родом занятий
которых становится управленческая
деятельность. В центре публичной власти
стоит царь, король, князь, т.е. лицо, за
которым признается право представлять
публичные (политические) интересы
союзного единства групп вовне,
самостоятельно принимать решения,
касающиеся дел союза племен или иных
групп, и осуществлять в рамках обычного
права контроль за исполнением этих
решений. Выделившийся из общества слой
людей образует то структурное образование,
которое позже получает название аппарата
государства и назначение которого
состоит в том, чтобы систематически
обеспечивать функционирование общества.

Аппарат
с самого начала имеет сложную и
разветвленную структуру. Специалисты
отмечают, что даже в первичном
городе-государстве насчитывалось до
130 управленческих должностей. Он требует
материальных средств для своего
содержания. Такие средства в виде
налогов, дани и т.п. поступают от самого
общества. Налоги, таким образом, — еще
один из важнейших и неотъемлемых
атрибутов формирующегося государства.
Для того чтобы власть в государстве
нормально функционировала, достигла
своих целей, аппарат государства с
самого своего возникновения характеризуется
тем, что его функционеры наделяются
властными полномочиями, возможностью
прибегнуть в необходимых случаях к
использованию принуждения.

В
структуре государства для этих целей
появляются специальные институты —
полиция, армия, суды и иные учреждения,
выполняющие функции принуждения. В то
же время в государстве преобладают
структуры, создаваемые для организации
нормальной деятельности общества,
управления производством, образованием,
коммунальным хозяйством, культурой и
т.д.

2.
Если родовой строй характеризовался
основанной на родстве организацией, то
государство
отличается своей особой территориальной
организацией.
Наличие
у государства этого признака социально
и экономически обусловлено. Само
государство возникает тогда, когда
связь определенным образом структурированных
групп населения (общин) с определенной
территорией настолько упрочивается,
что становится достаточно устойчивой,
постоянной. Разделение населения по
территориальному признаку означает,
во-первых, что государство имеет свою
территорию и обеспечивает безопасность
ее границ, во-вторых, что население
данной территории имеет устойчивую
связь с государством: на него
распространяется власть государства
как на его территории, так и за ее
пределами. Все проживающие на территории
данного государства приобретают
юридический статус, который выражается
в виде подданства или гражданства.

3.
Единая
система налогов

следующий важнейший признак государства.
Налоги служат материальной основой для
содержания аппарата управления и
принуждения, они охватывают все население
страны, выступают постоянным атрибутом
государства с момента его возникновения.

4.
Специфическая
система нормативного регулирования,
без
которой общество не может функционировать,
а государство не в состоянии обеспечить
организацию жизнедеятельности общества.
Иначе говоря, особая связь государства
с правом — также специфический признак
государства. Государство не только
использует право, но и призвано
обеспечивать его действие.

Все
эти признаки указывают на то, что
государство существенным образом
отличается от всякой иной организации
общества и от самого общества.

studfiles.net

3. Общественная власть в первобытном обществе.

Общеизвестно, что
государство существовало у народов не
всегда, его образованию предшедствовал
первобытнообщинный строй – древний
тип коллективного или кооперативного
производства. Трудовые навыки только
формировались, орудия труда были
примитивны. Однако с момента естественного
возникновения коллективности труд
человека становится коллективным,
т.е. совместным трудом всех членов
общины, которая выступала экономической
формой организации людей.

Характер собственности
был общим, иными словами, все орудия
труда, а также добытые с их помощью
средства к существованию (плоды, рыба,
животные и т.п.) принадлежало всем.
Поскольку орудия труда и средства к
существованию использовались коллективно,
распределение продуктов труда было
уравнительным.
Такая коллективность, общность была
своеобразным «коммунизмом», не результатом
какого-либо обобществления, а естественным
состоянием первоначально возникшей
коллективности.

Формой социальной
организации в тот период (после
первобытного стада) был род, причем не
только как объединение людей, связанных
узами родства (происходящие от одного
прародителя), но и как общественная
группа, сложившаяся для совместного
ведения хозяйства. В эпохи бронзового
и железного веков изменились
производственные отношения – коллективное
присвоение продуктов природы переросло
в коллективное присвоение продуктов
труда, а общее владение орудиями труда
и продуктами потребления трансформировалось
в общинную собственность
.

Стала другой
общественная организация – первобытное
стадо преобразовалось в род как носитель
и накопитель коллективного опыта труда,
который постоянно совершенствовался.
Роды объединялись в племена, а последние
– в союз племен. Возникла необходимость
в управлении общественными делами, то
есть потребность во власти, но государства
еще не было в родовом устройстве общества.
Хотя принудительная власть уже
существовала, но она являлась
неполитической, т.к. не была связана с
государством.

Власть – древнее
и повсеместное, универсальное свойство
любой социальной организации, в который
элемент властвования и элемент подчинения
сказываются во всем, что будучи составлено
из нескольких частей, представляет
единое целое.

В первоначальном,
зачаточном виде родоплеменная организация
есть власть, осуществляемая в интересах
всего общества. Ее воплощением были
общие собрания членов рода, племени,
советы старейшин как «первых среди
равных», глава рода, вождь племени, по
старшенству получившие право управлять
родом, племенем в интересах всех сородичей
и соплименников.

Власть вначале не
давала никаких материальных преимуществ,
а покоилась только на авторитете.
Впоследствии она стала видоизменяться
и принимать новые, не свойственные ей
изначально формы.

4. Социальные нормы первобытного общества.

В первобытном
обществе действовали определенные
правила поведения – социальныенормы. Такими нормами былиобычаи– исторически сложившиеся правила
поведения, которые вошли в привычку в
результате многократного применения
в течении длительного времени и стали
естественной жизненной потребностью
людей. Они регулировали труд, быт членов
рода, семейные отношения, т.е. служили
регулятором общественных отношений.
Многие из них являлись одновременно
нормами первобытной морали и религии,
были связаны с отправлением укоренившихся
обрядов и ритуалов.

Характерные
признаки первобытных обычаев проявлялись
в следующем:

  • они
    исходили от рода и выражали его волю и
    интересы;

  • они
    действовали в силу привычки, исполнялись
    добровольно, а в случае необходимости
    их соблюдение обеспечивалось всем
    родом. Специальных органов, охраняющих
    незыблемость обычаев, не было. При
    надобности к нарушителям обычаев
    применялось убеждение, а иногда и
    принуждение, которое исходило от всего
    рода или племени;

  • в
    то время не было никакого различия
    между правами и обязанностями членов
    родового общества: права воспринималось
    как обязанность, а обязанность как
    право.

Следовательно,
общественная власть и нормы поведения
в эпоху догосударственного общества
соответствовали уровню его экономического,
социального, интеллектуального.
культурного и духовного развития,
зрелости самого человека.

studfiles.net