Краевед это кто – ❶ Что такое краеведение 🚩 кто такой краевед 🚩 Наука 🚩 Другое
Краевед — это… Значение термина
Слово «краевед» ассоциируется у современного человека со школьным курсом географии. Довольно часто дополнительные занятия по изучению особенностей родного края и разнообразные кружки этой тематики носят название «Юный краевед». Однако значение термина гораздо обширнее и не ограничивается стенами образовательного учреждения.
Значение термина
Краевед – это человек, который занимается детальным изучением местности, на которой он проживает или, одним словом, краеведением. Корни этого термина (край ведать) русские. Под краеведением подразумевается всестороннее детальное изучение определенного района страны, включая историю родного края, геологические особенности местности, экологию, разнообразие биологических видов, этнический состав и т. д. Краеведами могут быть как деятели науки, исследовательские интересы которых представлены на данной территории, так и специалисты разных уровней и профессий.
Краеведением называется отдельная дисциплина в школьной программе, которая предоставляет учащимся возможность ближе познакомиться с природой, культурным и историческим наследием родного края (региона проживания). Поэтому краевед – это ученик, который ведет активную деятельность по изучению и накоплению знаний о своей малой родине, популяризации информации о ней. Результатом обычно служит создание тематического музея в стенах школы.
История возникновения термина
Слово «краевед» вошло в повседневную жизнь благодаря развитию краеведения, которое, в свою очередь, имеет деления на виды по форме, организации и содержанию. Естественно, что деятельность краеведа – это прямая взаимосвязь между содержанием (историческим, географическим, биологическим, литературным и этнографическим) и формой (организация на уровне государства, общества или школы).
Многое зависит от выбранной специфики изучения края или территории. Например, историк-краевед в большей степени будет изучать существующие древние документы и различного рода описания давних лет для воссоздания полной картины прошлого. Этнограф-краевед будет интересоваться декоративно-прикладным искусством и устными народными традициями, которые бережно хранятся и передаются следующим поколениям.
Важность работы краеведа
Легко ли трудиться на поприще краеведения, и стоит ли эта работа внимания? Существуют определенные трудности в изучении конкретных регионов приезжими специалистами. Поэтому история родного края исследуется, восстанавливается и хранится земляками. Важность такой работы очевидна. Ведь краевед – это изыскатель всевозможной информации о родной земле, а также человек, который использует разнообразные источники и методики их изучения, но на этом его функции не заканчиваются. Следующим важным и ответственным этапом работы является осмысление значимости добытой информации, понимание ее места в исторической ретроспективе. И конечно же, нельзя забывать о роли краеведения и его вкладе в изучение мировой цивилизации.
Научное видение мира
Краеведение — одно из немногих научных направлений, которое придерживается принципа комплексности. Ведь сведения, получаемые при изучении предметов и явлений, затрагивают такие области, как история, искусство и иные науки. Исследование конкретной местности позволяет вычленить роль перечисленных областей знания в определенный исторический отрезок времени. Отличительной чертой краеведения является детальное изучение жизни отдельно взятых людей и немногочисленных представителей каких-либо этносов. Оно не делится на «специальное» (описанное предназначенными для этого терминами) и «общее» (или популярное), и обеспечивает научность знаний о малых регионах.
Краеведение и формирование личности школьников
Педагогика всегда использовала огромный воспитательный потенциал краеведения. Поскольку деятельность краеведа связана не только с оценочным суждением, но и требует от человека проявления культуры исследования предмета, а также ответственности за выводы исследования. Проведение изыскательских работ требует от человека определенного уровня подготовки и знаний во многих научных областях, таких как биология, география, история, физика и химия, а также искусствоведение.
Учащиеся под руководством более опытных взрослых учатся изыскательской деятельности: сбору различных сведений, проведению тематического опроса, работе с информационными источниками и т. д. Общение с людьми разных возрастных категорий и мировоззрений позволяет ребятам изучать на практике разнообразие и богатство окружающего мира. А составление «дерева рода» позволит не только установить родственные связи между предками, но и ответить на вопрос «кто я?», что немаловажно для подростков.
Занятие краеведением часто служит плодотворной почвой для возрождения местных обычаев, увлечения ремеслами, а также возобновления традиций в растениеводстве, животноводстве и охране окружающей среды.
fb.ru
Кто такой краевед?
05.02.2014 10:48
кто такой краевед?
В журнала «Известия Русского Севера» начали дискуссию «Кто такой краевед»? Размышлениями на эту тему поделился один из старейших краеведов области, автор известных статей и книг Александр Александрович Тунгусов. В этом году ему исполнилось 94 года, из них 70 лет его называют краеведом.
Александр Александрович, как Вы думаете, кто такой краевед?
– Краеведом называют того, кто любит Родину. Сам я историю своего края начал изучать еще со школы. Сначала меня увлекли частушки, затем праздники. Постепенно накапливались знания. И как-то сами люди стали называть меня краеведом.
Все краеведы – историки, они проникают в глубь времени, как золотодобытчики достают из прошлого события, даты, имена забытых людей.
Считаю, что стремление к краеведению заложено в человеке с молодости. Как себя помню, всю свою жизнь учился. Как-то в районном архиве нашел судебные дела. В одном из них рассматривалось преступление подростков военного времени, перевозивших ящики с патронами. Один из ящиков раскололся, патроны высыпались. Ребята подобрали десяток и хотели продать. Их арестовали. В это же время погиб отец одного из мальчиков. Может, ему не хватило патронов? Из этой истории получился документальный рассказ о войне.
Каковы взаимоотношения краеведов и власти? Зачем краевед, его исследования нужны власти?
– Мои исследования помогли установить точную дату основания Верхней Тоймы. В результате, можно сказать, я подарил праздник району.
Недавно я следил за перипетиями в отношении краеведа Ивана Мосеева. Весь процесс считаю надуманным.
Может ли заниматься наукой любитель?
– Конечно, да. Считаю, что краевед помогает ученым в работе правильно освещать местные события. Он собирает большой фактический материал. А ученые-историки его используют в своих исследованиях. Например, об основании города Пустозёрска у меня была публичная дискуссия с профессором Михаилом Беловым, известным исследователем Арктики. Он не знал фактов об образовании этого города, утверждал, что Мангазея была основана раньше. В этом споре, на фактах, я доказал, что город Мангазею основали пустозерцы. Поэтому считаю проводимые краеведами исследования очень важными.
– Недавно вышла книга по военной тематике. Сейчас в самом разгаре работа над рукописью, посвященной поморам, чуди, Биармии… У меня свой взгляд на это, и я хочу этим взглядом поделиться с читателем.
А в перспективе задумана книга о детских годах… Сидеть без дела некогда, работы много.
Спасибо за беседу. Успехов в ваших краеведческих исследованиях!
Вопросы задавал и записывал С.Клочев
Сравнительно недавно пришел в краеведение Валерий Григорьевич Карьялайнен. Одна из первых его статей была опубликована четыре года назад в нашем журнале. Сегодня он
Начну со слов поэта Ю.Вольного:
«Краевед — как жук архивный,
в паутине вех и дат
вдруг отыщет свиток дивный,
и конечно, будет рад».
Кто и когда становится краеведом? У каждого свой путь. Например, для меня отправной точкой стала старинная фотография родственников моей жены. К началу поиска я обладал минимальными сведениями об этих людях. Начались кропотливые поиски необходимых сведений в областном архиве.
Благодарю судьбу за то, что подарила мне встречу с удивительным человеком – Евгением Ивановичем Овсянкиным. Ряд его советов и замечаний очень помогли, особенно на первых порах. На одной из книг, подаренных мне Е.И.Овсянкиным, есть надпись: «Валерию на память о наших страданиях – в поисках истины…».
Я испытал радость и гордость, когда впервые опубликовал первую статью и получил положительные отзывы о ней. Далее появились новые темы и новые статьи.
Конечно, требуется много времени и терпения краеведа, исследователя, чтобы собрать воедино отдельные разрозненные исторические сведения и факты. Всю полученную информацию необходимо не единожды проверить и сопоставить, чтобы избежать ошибок. Все расходы, связанные с распечаткой копий архивных материалов и фотодокументов, краевед оплачивает из личных средств.
Фактически, краеведы получают только моральное удовлетворение за свой труд, так как за напечатанный в СМИ материал гонорар не выплачивается.
Считаю, что труд краеведа необходим для понимания правдивой истории о людях, времени, событиях. Очень жаль, что нет притока новых исследователей.
В течение семи последних лет я не вижу новых имен в области краеведения. В чем здесь дело?
Санников Леонид Иванович – краевед, кандидат исторических наук, доцент
Поддерживаю дискуссию по вопросу «Кто такой краевед?», начатую редакцией журнала «Известия Русского Севера» в 2013 году и размышлениями его редактора С. Ю. Клочева.
В литературе приводятся различные мнения о том, кого считать краеведом. Одни авторы, опираясь на «Академический словарь русского языка», изданный в Петрограде еще в 1916 году, считают, что краеведы – это лица, контингент людей, изучающих свой край главным образом силами местного населения, местными силами
По мнению С. И. Ожегова, автора известного «Словаря русского языка», краевед – это специалист по краеведению, а специалист – работник в области какой-нибудь определенной специальности3. Но как специальность краеведение в нашей стране не существует. Кстати, ни в советских, ни в российских энциклопедиях нет рубрики «краевед».
Сторонники ограничения (сведения) краеведения только к изысканиям, или, главным образом, к усилиям, местного населения, фактически отлучают от краеведческой работы ученых. А это неправильно. Именно лица с научными степенями и учеными званиями могут более всесторонне изучить местную проблему, научно и грамотно обработать добытые материалы и представить их читателю, зрителю.
В этом плане наиболее точно определение краеведения и краеведов дано доктором исторических наук, профессором, патриархом российского краеведения С. О. Шмидтом: краеведение – это «форма общественной деятельности, к которой причастны как ученые-профессионалы, так и местные жители»4.
Из определения видно, что краеведение не специальность, а среди краеведов на первом месте по важности стоят ученые-профессионалы. Это особенно необходимо в областях природы, литературы, языка и так далее.
Поскольку краеведение в России не считается особой, самостоятельной специальностью, то и только на краеведа никто и нигде специально не учит. Но определенная подготовка по краеведению дается студентам педагогических учебных заведений.
Еще в 80-е годы прошлого века в АГПИ доктором педагогических наук, профессором Т. С. Буториной была разработана программа «Региональный компонент в образовании», в соответствии с которой студентов учили краеведческой работе.
Программа не утратила своего практического значения и в настоящее время.
В ходе учебных практик студенты-историки работают в архивах, изучают документы, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы, доклады на научные конференции, студенты-географы занимаются краеведением во время туристических походов, обобщают материалы в виде докладов на конференциях, курсовых и дипломных работ на местные темы. Студенты-филологи в ходе практик собирают местные поговорки, песни, частушки, изучают говоры и так далее.
Уже в годы учебы в вузе у части студентов появляется устойчивая тяга к краеведению, которой многие остаются верны, пополняя ряды краеведов и в будущем.
Вся краеведческая работа со школьниками ведется под руководством учителей географии, истории, русского языка и литературы и так далее. Учащиеся знакомятся с природой родного края, пополняют музеи предметами местного труда и быта, готовят доклады для выступлений на конференциях по краеведению. Так, на последних X «больших» Стефановских чтениях, состоявшихся в Котласе в марте 2013 года, с докладами выступили школьницы А. Заборская и
Бывшие школьники, местные жители и интеллигенция составляют, видимо, самую многочисленную часть краеведов.
Премудростям местных народных ремесел, то есть краеведению, учат также в Архангельской областной школе народных ремесел, руководимой В.Н. Бурчевским.
С конца прошлого столетия работа краеведов в России значительно оживилась. В 1990 году создан Союз краеведов России, председателем которого в 1990-2006 годах, затем до кончины 22 мая 2013 года почетным председателем был уже упоминавшийся С.О. Шмидт. В субъектах федерации образованы региональные организации Союза. Краеведческая ассоциация создана и в Архангельской области (КААО).
В число краеведов вливаются новые люди, занимающиеся изучением родного края, публикацией своих исследований, пополнением экспонатами музеев и коллекций.
В связи с этим я не согласен с краеведом В.Г. Карьялайненом в том, что в настоящее время «нет притока новых исследователей», то есть краеведов5. Например, 2012 год был самым «урожайным» на краеведческие публикации. Среди авторов-краеведов много новых фамилий.
В области активизируется деятельность музеев, развивается туризм. В то же время историко-культурный потенциал региона используется далеко не полностью. Более открытой должна быть деятельность краеведческих организаций. Аббревиатура КААО мало кому известна.
В ходе дискуссии о краеведах следует обсудить вопрос о том, кого считать краеведом из 730 авторов статей в томе «Культура Архангельского Севера» Поморской энциклопедии.
ТРУБИН Михаил Кузьмич – краевед, Вилегодский район
Слово «краевед» у всех на слуху. Но не каждый, даже из братии журналистов, к сожалению, сможет дать полный и ясный ответ, не побыв в шкуре краеведа. А все потому, я думаю, что по сей день ни в трудах ученых, ни в энциклопедиях, даже у знаменитого Даля не найдете определение краеведа. Я полагаю, слово «краевед» заслуживает более широкого толкования (разъяснения), чем это сказано в трех словах в словаре Ожегова.
В обычной жизни встречаясь с людьми, когда заходит разговор о краеведах, люди по-своему объясняют деятельность краеведа. Вот несколько примеров.
Преподаватель истории общеобразовательной школы в беседе со мной как-то съязвил: «Каждый может называть себя краеведом?» – «Да, – ответил я, – и тут же добавил: – Но не каждый может потянуть эту ношу».
Одна радиожурналистка на вопрос, кто такой краевед, не задумываясь, ответила: «Это что-то связано с природой. – И добавила: – Завтра у нас выставка цветов, приходите посмотреть».
Моя племянница выразилась совсем загадочно: «Умом понимаю, а как выразить словами, затрудняюсь».
Я думаю, здесь не надо много мудрствовать. Само слово «краевед» говорит само за себя: владею краем, то есть знаю историю своей местности, деревень, сел, поселков, городов, районов. Изучаю демографию, этнографию, встречаюсь и беседую с интересными людьми. Фиксирую (документирую) их рассказы об истории местности, узнавая что-то новое. Уточняю даты, события, роясь в пыльных залежавшихся архивных источниках.
От природы впечатлительный человек, как малое дитя, все запоминает, для него нет мелочей, для него все главное. Так он в глубину и вширь познает окружающий его мир. От любопытств накапливается множество сведений, появляется огромное желание поделиться с другими.
Так человек-краевед из простого наблюдателя-созерцателя становится краеведом-писателем.
Теперь перейдем к вопросу: «Какая разница между ученым и краеведом?». И здесь не надо сильно напрягать свой ум. Ученый-исследователь, прежде всего, выполняет заказ общества (государства), получая за свой труд вознаграждение. Ему предоставлено рабочее место. Он может за государственный счет оформлять командировки в архивные учреждения, выезжать за границу на научные конференции, совершать экспедиции и так далее.
Ученый в своей научной деятельности прежде всего опирается на археологические раскопки. Одним словом, деятельность проявляет масштабно, на государственном уровне.
Деятельность краеведа осуществляется локально, то есть внутри государства, в пределах района. Такой краевед, умудренный жизненным опытом и пытливым умом, достигает широких познаний в исследовательской работе и в некоторых вопросах разбирается не хуже любого ученого.
И ученые не пренебрегают трудами краеведа, охотно используют их в своей работе.
Да, в какой-то степени краевед может быть в некоторых вопросах науки дилетантом, но это ему не возбраняется. За каждой строкой краеведческого материала кроется кропотливый труд исследователя-любителя. Он почитаем у себя в сельской местности (в городе, в районе). Ему верят. Ценят опубликованные статьи, ибо он заменяет как бы недостающего на селе ученого. От того его работа всегда востребована в научных кругах.
В моем понимании есть три типа краеведов:
1. Краевед-любитель, читает труды ученых, знакомится со статьями, связанными с историей местности, в которой он проживает. Делает вырезки из газет и журналов, накапливая свой домашний архив. И на этом вся его деятельность заканчивается.
2. Краевед-архивариус, который протер не одну пару штанов на государственной службе, роясь в залежавшихся папках-отчетах прошедшего времени. Нередко для написания книг и отчетов использует труд своих подчиненных в рабочее время. Не совершает хождение по забытым местам.
3. Краевед-исследователь отличается тем, что не сидит в уютном кресле, а совершает походы, экспедиции, набирая нужный материал. На свои собственные средства забирается в такие уголки местности, где ученые не бывали. За чашкой чая, беседуя с интересным человеком, записывает рассказанные им былины. Кроме всего прочего, краевед-исследователь часами может находиться в архивных учреждениях, музеях. Анализирует собранный материал для написания своих трудов-статей.
Как говорил один мой знакомый: «Настоящий краевед – это, прежде всего, путешественник, а потом уж исследователь, архивариус и так далее».
lotsiya.ru
Чем занимается краеведение и кто такие краеведы?
Мы представляем цикл статей студента НГПУ Павла Романова, посвященных поиску ответов на основные вопросы областного краеведения.
Современное развитие областного краеведения идёт столь широкими темпами, что на возникающие в ходе этого процесса вопросы не удаётся найти хоть какие-то ответы, и поиском ответов на эти вопросы заняты далеко не все краеведы, а некоторые из них, поэтому остальные и не замечают, что такие вопросы вообще появляются. Когда я задумал написание этого цикла, почти сразу стало очевидно, что грамотная постановка этих вопросов потребует еще более грамотного поиска ответов на них, что совершенно точно не поместится в одну или две полновесных статьи. Вполне возможно, что более рациональным вариантом проведения данного анализа могло стать тезисное написание статей, но такой подход требует строгости в построении мысли, а задача этого цикла – не только постановка вопросов, но и совместный, на данной платформе, поиск ответов на них.
На мой взгляд, совершенно очевидно, что нам с вами сначала стоит определиться, чем занимается краеведение и кто такие краеведы, есть ли у нас ВУЗы, обучающие краеведов, и как понять, что писатель или исследователь именно краевед?
Вообще, понятие «краеведение» и «краевед» всегда были спорными, но таковыми они были именно потому, что всегда считались совершенно понятными. «Краеведение» – наука об изучении края, а «краевед» – тот, кто этот край изучает. Изучать край может любой, но с разных точек зрения, в основном опираясь на свою специализацию – географию, историю, геологию, филологию и т.д. Мы же заострим внимание именно на историческом краеведении, не отбрасывая и его междисциплинарной функции. Определившись, что в этом контексте краевед – человек, изучающий историю края, выявляется новый вопрос, чем историк отличается от краеведа и отличается ли вообще? С одной стороны, краевед – историк, поскольку изучает историю, но тогда различия между краеведом и историком исчезают вообще, а они имеют место быть. Я попробую разграничить различия между краеведом и историком.
В поиске границ между историком и краеведом в первую очередь важно понимать: чтобы стать историком, нужно получить полновесное историческое образование. На историка, как мы знаем, надо учиться. Это просто необходимо для полноты понимания исторических процессов и постановки вопросов, для решения которых наука требует от нас использования определенной методологии, которой обучают именно в ВУЗе. Одним словом, история как наука – зачастую скучная, пыльная и педантичная работа, требующая соблюдения правил. Конечно, можно заниматься историей как наукой и без исторического образования, но следуя тем самым правилам.
Краеведы же могут заниматься историческим краеведением и без диплома историка, используя различные методы, стили написания и вольны написать всё, что угодно. Краевед – это в первую очередь тот, кто считает себя краеведом, что открывает перед ними более широкие возможности. Если первичная цель историка в различных сферах его деятельности – вклад в науку, то первичная цель краеведа – формирование или переработка знаний об изучаемом крае.
Историк не может сослаться на легенду как на источник достоверной информации, но краевед может переработать легенду и использовать её как источник. Это не является преступлением.
Как говорил великий культуролог XX века Д.С. Лихачёв: «Чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет «двух уровней»: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы». Краеведение не претендует на научную истину, оно обогащает знания, мифологию, культуру и фольклор о данном регионе и выполняет важнейшую функцию формирования культурных идентичности и самоопределения. Таким образом, историки и краеведы не противопоставлены друг другу, они выполняют разные функции и используют разные методы. Другое дело, что иногда краеведы, используя те же самые методы и находясь в рамках исторической науки, достигают более крупных успехов, чем дипломированные историки, при изучении различных вопросов, что только дополняет историческую науку. На мой взгляд, обоим сторонам во время их взаимоотношений должна быть присуща определенная этика. Так, краеведы не должны претендовать на полновесное научное признание своих работ, если они написаны вне рамок исторической науки, в таком случае и историки не должны критиковать краеведческие работы, поскольку они преследуют другие цели и находятся в распоряжении масс. При этом краеведение и история остаются взаимосвязанными, используя источники друг друга для собственных целей. Краеведы могут дополнить и переработать научные источники, а историки могут почерпнуть что-то и в краеведческих публикациях. В то же время историки должны критиковать работу краеведов, если имеют место фальсификации исторических фактов.
Таким образом, краеведом, то есть исследователем, изучающим историю края, обогащающим знания о регионе и формирующим его культуру, аудиторией которого являются все жители данной области, может стать любой желающий, но в этом случае ему предстоит встретиться с критикой краеведческого сообщества, если он претендует на научное знание или работает с историческими фактами, с профессиональной исторической критикой. В ходе написания своих работ краеведы, использующие в своих публикациях легенды, фольклор и другую неисторическую информацию как исторический источник, не должны претендовать на научное знание, а историки не должны такое знание критиковать, поскольку оно направлено на формирование культуры данного региона, привлечение туристов и повышение интереса его жителей к своему краю. В то же время историки должны критиковать исторические фальсификации, принимаемые населением как достоверный факт и оценивать работы краеведов, сделанные в рамках исторической науки с применением исторической методологии и привлечением авторитетных источников.
Важно понимать, что историки и краеведы не противопоставлены друг другу, а работают в одной нише, но преследуют разные цели. Во время установления каких-либо дат, связанных с историей края, им нужно работать вместе.
(продолжение следует)
Павел Романов
bsk.nios.ru
Краеведение — это… Что такое Краеведение?
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.
Краеведение как наука
Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.[1]
К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (государственной лицензии)[2].
В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края.[3] В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах.[4]
С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей «Организация, методика и содержание краеведческой работы».[4]
Краеведение для детей
Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью.[1]
Краеведение в России
В России с 1990 года действует Союз краеведов России, также много формальных и неформальных краеведческих объединений.[5],[6]
Краеведение на Украине
С мая 1925 года работает Национальный союз краеведов Украины (укр. Національна спілка краєзнавців України)[7]. Много краеведческой литературы издаётся о Киеве, Львове, Харькове, а также о Волыни, Галичине, Слобожанщине и других регионах[8].
Краеведение в Германии
В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна — Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. Регионоведение. Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Гардарики, 2003. Страницы 43—44, 48.
- ↑ Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения
- ↑ Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1931. Номер 16. Страница 185.
- ↑ 1 2 Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987. Страница 3—4, 10.
- ↑ Диссертация «Системно-культурологические основы школьного краеведения :На материале Санкт-Петербурга» автореферат специальность ВАК 13.00.01 — Общая педагогика, история педаго …
- ↑ Художественные музеи России, исторические музеи России, краеведческие музеи России, список музеев России, каталог музеев России
- ↑ Національна спілка краєзнавців України
- ↑ Історія спілки
Ссылки
dic.academic.ru
Слово КРАЕВЕД — Что такое КРАЕВЕД?
Слово краевед английскими буквами(транслитом) — kraeved
Слово краевед состоит из 7 букв: а в д е е к р
Значения слова краевед. Что такое краевед?
Краеведение
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты…Журнал краеведов Ростовской области — Донской временник. Краеведение на Украине С мая 1925 года работает Национальный союз краеведов Украины (укр. Національна спілка краєзнавців України).
ru.wikipedia.org
Краеведение, всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.
БСЭ. — 1969—1978
Союз краеведов России
Союз краеведов России — добровольная, самоуправляемая, некоммерческая, творческая общественная организация, основными целями и задачами которой являются: содействие развитию краеведения в РФ, его популяризации…
ru.wikipedia.org
ОБЩЕСТВО УРАЛЬСКИХ КРАЕВЕДОВ (ОУК)
ОБЩЕСТВО УРАЛЬСКИХ КРАЕВЕДОВ (ОУК) — обществ. орг-ция, объединяющая иссл. природы и истории У. Открыто 16 янв. 1988. Среди 20 чл.-учредителей изв. писатели Ю.М.Курочкин и Б.С.Рябинин, проф.
Энциклопедия Екатеринбурга. — 2010
Русский язык
Кра/е/ве́д/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Краеве́д, -а.
Орфографический словарь. — 2004
Примеры употребления слова краевед
В Москве умер прославленный советский и российский историк и краевед Сигурд Шмидт.
Руководит музеем историк и краевед Сергей Первых, который и сформировал музейную экспозицию.
Очередную находку на Зюраткуле обнаружил краевед Александр Шестаков.
Инициатором письма стал петербургский краевед и писатель Лев Лурье.
А ближе к ночи одесский краевед Сергей Седых расскажет об истории основания Художественного музея.
- крадя
- краеведение
- краеведческий
- краевед
- краевик
- краевой
- краев
wordhelp.ru
Слово разработчику сайта «Я — Краевед». Интервью. | Я
Молодой человек Максим точно знает, чего хочет. Сама я лично с ним не знакома. По тому, что вижу со стороны, о нём могу сказать лишь следующее: что смотрит он далеко вперёд и что обладает хорошим чувством вкуса (потому как сайт «Я – Краевед» сделан эстетически красиво и радует читательский глаз).
Поэтому сегодня, вместе с вами, уважаемые читатели сайта, я буду знакомиться с разработчиком сайта «Я – Краевед» Максимом, задавая ему различные вопросы.
Интервью.
— Максим, а сколько Вам лет?
— В этом году будет 30.
— Что Вас связывает с Озёрами?
— В детстве я проводил каждое лето в одной из деревень Озёрского района. И сейчас продолжаю с удовольствием сюда приезжать.
— А в обычной жизни Вы кто по профессии? Кем работаете?
В общем и целом моя работа связана с интернетом и созданием сайтов.
— Сайту « Я – Краевед» меньше 5 месяцев, а по посещаемости он, за столь короткое время, сравнялся с ведущими сайтами Озёрского края. В чём успех популярности?
— Создавая сайт, мы, откровенно говоря, были готовы к его популярности, но, наверное, не к столь быстрой. Тематика краеведения, на самом деле очень слабо представлена в интернете, и таким образом, нам удалось занять эту нишу. Людям нравится читать интересные материалы и статьи. Мы постарались сделать так, чтобы их было легко находить, удобно и приятно читать, а также смотреть прилагающиеся карты и фотографии. Немаловажно еще то, что на нашем сайте отсутствует политика.
— А как пришла идея создать этот сайт?
— Обратил внимание, что Сергей Михайлович (и не он один) публикует свои материалы на своих страницах в соцсетях. Созвонились, оказывается, у него тоже уже очень давно была идея создать сайт. Начали вместе обсуждать формат сайта. От обсуждения до запуска сайта прошло всего около месяца.
На фото: переписка разработчика сайта Максима с Роговым Сергеем Михайловичем. Из данной переписки видно, как появилось название сайта «Я — Краевед».
Так и получилось название сайта «Я — Краевед».
— Максим, универсальную интернет-энциклопедию «Википедию» ведь тоже пишут обычные люди. И на этом сайте каждый человек может стать автором. Я здесь вижу сходство этих двух сайтов. Поправьте меня, если я не права!
— Да, вы правы, но сама Википедия имеет гораздо больший охват и другую техническую базу. И на ней, каждый, допустим, может что-то написать без предварительного согласования. У нас не совсем так. Мы пока что не можем себе позволить такой свободный доступ, чисто по техническим причинам. Иначе придётся модерировать очень большое количество спама, рекламы и нетематического материала. Поэтому пока что нам приходится раздавать доступ к авторству на сайте вручную.
— Если я школьник, и захочу на сайт « Я – Краевед» разместить краеведческую заметку. Вы как к этому отнесётесь?
— Я к этому отнесусь целиком и полностью положительно. Любой может размещать материал на нашем сайте, если формат материала вписывается в тематику сайта.
— Почему авторы побаиваются стать участниками данного проекта – Народного краеведения Подмосковья? Чего они остерегаются?
— Я не думаю, что они чего-то остерегаются. Возможно, пока ещё просто не знают о сайте или не знакомы с его авторами. Мы заинтересованы в том, чтобы авторы соседних районов публиковали свои материалы на нашем сайте и будем рады всем.
— А может причина в том, что видят подвох. Что, мол, кто-то хочет наживаться на их статьях. Мол, рекламу начнут продавать. Или ещё что там задумал администратор сайта…. В политику может полезет…. Сейчас раскрутит сайт, а потом начнёт нам здесь кандидатов в депутаты прославлять, от которых итак не знаешь куда скрыться …. Как думаете?
— Возможно. Но эти опасения напрасны, по крайней мере в отношении нашего проекта. Вообще любые серьезные изменения, которых, надеюсь, не будет, мы будем согласовывать со всеми авторами и читателями, потому что «Я – Краевед» — это УЖЕ народный проект. А чтобы, например, заработать на рекламе, нужна очень большая посещаемость и более коммерческая тематика. В этом отношении мы можем максимум окупить затраты на хостинг. Политика не вписывается в формат нашего сайта. Любые политические темы сразу оттолкнут от нас большую часть наших читателей. Поэтому, даже если бы мы хотели освещать политику на нашем сайте, мы всё равно не стали бы этого делать.
— Сайт « Я – Краевед» — Что это такое? Что это за сайт? Зачем он нужен?
— Это сайт Народного краеведения Подмосковья (пока что нескольких районов Московской области). Это то место, где каждый человек, интересующийся природой, историей, географией родного края сможет разместить свой материал и получить обратную связь от читателей. Это площадка для обмена мнениями, исторических исследований, и, что особенно важно, для привлечения внимания к различным природным, культурным и другим проблемам.
— Как будет развиваться сайт дальше?
— На данный момент предстоит ещё очень много работы по краеведению среднего Поочья. Будем сотрудничать с местными музеями, археологами, историками. Привлекать новых авторов. В перспективе мы обязательно будем публиковать материалы и о других районах Подмосковья, возможно, и не только Подмосковья. Но расширение сайта имеет обратную сторону. Нужно чтобы каждый посетитель сайта не терялся на сайте при большом географическом разбросе материалов, в том случае, если его интересует отдельный район. Будем думать, как реализовать это технически.
— Что Вас связывает с первым и основным автором сайта Сергеем Михайловичем Роговым?
— Мы с ним друзья. Познакомились, кажется, на фоне моего интереса к его путеводителю. Причём что интересно – мы с ним пересекались в лесах ещё до знакомства.
— Как Вы относитесь к хранению материалов в электронном виде. Книжный вариант не лучше? Популярный в своё время старый сайт администрации погиб. Нет больше подробной информации из исторического пласта города Озёры с 2009 по 2015 годы.
— У каждого варианта есть свои достоинства. Книги – это всё-таки книга, «рукописи не горят». С какой-то точки зрения она имеет большую надежность, действительно. Кроме того, на данный момент, издание, обладающее ISBN и другими атрибутами, более представительно, чем средний сайт, не зарегистрированный как СМИ. Но сайты сами по себе имеют гораздо больший охват, причём постоянный, наш в том числе. И выигрывают в этом у книг. К сожалению, сам неоднократно сталкивался с той ситуацией, когда интересную книгу, изданную малым тиражом, невозможно ни купить, ни посмотреть в электронном виде. Поэтому считаю, что все книги надо обязательно оцифровывать.
Да, к сожалению, смерть сайтов – не редкое явление. Со своей стороны постараюсь приложить максимум усилий для защиты сайта «Я – Кравед», будем делать регулярные резервные копии.
— А можно ли восстановить старый сайт администрации? Это мой личный к Вам и чисто технически вопрос.
— Наилучший вариант – связаться с хостинг-компанией и оплатить существование сайта на какое-то время. Если это невозможно, то сайт восстанавливают из резервных копий или в крайнем случае из архивов поисковых систем.
— Вернёмся к сайту « Я – Краевед».Что Вам сейчас нравится на сайте?
— Нравится, что практически каждая вторая статья вызывает горячее обсуждение в комментариях.
— Что Вам сейчас не нравится на сайте?
-Технические недостатки. Может, это незаметно рядовому читателю, но сайт не идеален, предстоит ещё много работы.
— Кого из авторов сайта сами читаете с удовольствием?
-Читаю все статьи, все нравятся. Больший интерес, конечно, вызывают краеведческие материалы по хорошо знакомым мне местам, а также заметки на военную и историческую тематику.
— Когда я захожу на сайт «Я – Краевед» , то я отдыхаю на нем. А для Вас этот сайт работа или отдых?
— Прежде всего, конечно, тоже отдых.
— Ваши пожелания всем читателям сайта.
— Убеждён, что некоторым читателям есть что сказать. Отдельные их комментарии выглядят как полноценный небольшой материал. Поэтому будет отлично, если они начнут публиковаться как авторы.
— Ваше обращение к авторам сайта.
— Я хочу поблагодарить всех, кто пишет материалы, комментарии и работает над сайтом. Мы не ожидали с Сергеем Михайловичем такого горячего участия на первых порах и искренне этому рады.
Спасибо Вам Максим за сайт и за беседу!
Фото: Так выглядел сайт «Я-Краевед» в первые дни его работы.
Поделитесь в соцсетях:ya-kraeved.ru
Кто такой краевед? Мнение второе.
07.02.2014 10:52
Кто такой краевед?
Дискуссия по вопросу «Кто такой краевед?», организованная редакцией журнала «Известия Русского Севера», весьма актуальна. Полагаю, что следует обратить внимание на следующие аспекты.
Во- первых, направить её в правильное русло, не допустить противостояния краеведов, имеющих научную степень и ученое звание, и без таковых, поскольку практически можно поставить на один уровень труды наших, северных, историков- краеведов с научными степенями и учеными званиями – Г.Г.Фруменкова, Ю.К.Новожилова, А.А.Куратова, К.С.Ивановой, Е.П.Сперанской, Ю.Ф.Лукина, В.Н.Булатова, А.В.Репневского, В.А.Пальмина и многих других, и, например, таких неспециалистов в области исторической науки, как Г.П.Попова и Н.А.Окладникова. Историю Архангельского порта исследовали и изложили в своих трудах непрофессиональные историки, а офицеры корпуса флотских штурманов Морского министерства России П.Ф.Кузмищев и С.Ф.Огородников. Офицеры флота П.Ф.Кузмищев, С.Ф.Огородников и Г.П.Попов, офицер МВД Н.А.Окладников показали, что они (в соответствии со своей профессиональной деятельностью) не менее, а может быть и более, чем лица с научными степенями и званиями, вооружены знаниями, методикой и практикой всестороннего изучения той или иной проблемы краеведения, способностью анализа полученных материалов и их изложением для публикации.
Во-вторых, решать проблему доступности трудов краеведов как профессионалов, так и любителей для широкого круга населения, особенно молодого поколения, воздействие этих исследований на душу, мировоззрение и на дальнейший их жизненный путь. К сожалению, порой исследования по краеведению профессиональных историков, как и другие их труды, не известны широкому кругу читателей, поскольку печатаются в специализированных журналах и сборниках. Кроме того, материалы краеведческого характера используются для написания кандидатских и докторских диссертации и после защиты часто не публикуются. Более доступны труды краеведов без степеней и званий. К счастью, большая роль в публикации краеведческих материалов и привлечению к краеведению лиц, неравнодушных к истории родного края и к его дальнейшей судьбе, уже более 20 лет принадлежит журналу «Известия Русского Севера». По моему мнению, журнал уравнивает в правах всех краеведов, со званиями и без звании, со стажем и без стажа краеведческой работы.
В журнале «Известия Русского Севера» №3 – 2013 год опубликована статья об историке Ф.С.Томилове. Он не имел никаких степеней и званий, учитель истории по образованию. С трудом его — «Север в далеком прошлом»- я познакомился в 50-х годах прошлого века, когда учился в средней школе, он настолько захватил мою душу, что под его влиянием поступил и окончил историко- филологический факультет Архангельского государственного педагогического института. Кстати, непродолжительное время мне пришлось работать учителем истории и обществоведения в Лепшинской средней школе, не предполагая, что вблизи находится родина краеведа, произведение которого так повлияло на выбор мною специальности.
В-третьих, порой краеведами допускается односторонний подход к изучению проблемы. Так, Н.А.Шумилов в справочнике «Архангельский родословец» обошел стороной род Котловых, представители которого наряду с другими родами ярко проявили себя в лоцманском деле. В настоящее время, в дни подготовки торжеств по случаю 400-летия лоцманской службы Архангельска средства массовой информации также не называют Котловых, проявивших себя на лоцманской службе. Одно то, что наш современник – Котлов Геннадий Михайлович — как высокопрофессиональный лоцман известен не только на родине, но и в далеком Египте, дает право поставить представителей рода Котловых в один ряд с лоцманами из родов Котцовых, Пустошных, Хабаровых и других.
Меньшиков Вениамин Максимович,
член Архангельского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
lotsiya.ru