Косвенные методы государственного регулирования экономики – Государственное регулирование экономики, методы регулирования, прямые и косвенные

7.3. Методы государственного регулирования

Можно выделить две группы методов
государственного регулирования: прямые
и косвенные. Границы между ними часто
носят условный характер и поэтому
некоторые методы являются методами
смешанного типа.

Структура используемых методов зависит
от форм собственности объектов
регулирования. Прямые методы шире
используются в управлении государственной
и муниципальной собственностью. Косвенные
методы применяются в основном к объектам
негосударственных форм собственности.

Методы прямого
государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные
методы воздействия государственных
органов на деятельность субъектов
рыночных отношений. Примером
административных прямых методов
регулирования была социалистическая
система хозяйствования. В условиях
рыночной экономики возможности применения
прямых методов регулирования резко
сокращается.

Методы прямого государственного
регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии)
государства отдельным фирмам, убыточность
и банкротство которых могут иметь
серьезные экономические и финансовые
последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов
с целью предупреждения структурных
кризисов через разработку и финансирование
научно-технических, экономических и
других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы:
образования, здравоохранения, бирж
труда, переподготовки высвобождаемых
работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за
невыполнение которых государство
применяет соответствующие санкции.
Это, в основном, стандарты социального
характера: экономические, санитарные
и др.;

5. антимонопольные меры, направленные
на предупреждение образования новых и
контроль за деятельностью и ликвидация
уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы,
которые влияют на распределение дохода
и ресурсов;

7. государственное предпринимательство
в областях, в которых требуются огромные
инвестиции и риск, а будущая норма
прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам
относятся налогово-бюджетное и
кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование.
Современные государственные бюджеты
выполняют не столько обычные фискальные
функции, т.е. аккумуляцию части доходов
субъектов экономики, необходимую для
финансирования деятельности государства,
сколько активные перераспределительные
функции, регулирующие развитие социальных
и экономических процессов. Кроме
выполнения традиционных фискальных
функций налоговая система становится
все более активным инструментом
государственного регулирования. Важную
роль играет при этом система налоговых
льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно
предполагает манипулирование процентной
ставкой, условиями кредита, нормами
обязательных резервов банков, объемом
денежной массы.

Более
подробно эти методы будут рассмотрены
в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют
расширение государственного вмешательства
в экономику и первостепенную роль
отводят бюджетно-налоговым методам
регулирования. Современные последователи
неоклассического направления — монетаристы
— считают, что рыночная экономика обладает
способностью к саморегулированию и
выступают за ограничения государственного
вмешательства. Центр тяжести они
переносят на кредитно-денежное
регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики
в развитых странах показывает, что
влиять на конкурентный рынок можно в
основном косвенными, экономическими
методами. Это не означает, что в развитом
рыночном хозяйстве административные
методы вообще не имеют права на
существование. Бывают ситуации,
характерные именно для рыночной
экономики, когда применение таких
методов не только допустимо, но и
необходимо.

Сами косвенные методы регулирования
экономики надо использовать очень
осторожно, не подменяя ими рыночный
механизм. Надо помнить, что нет ни одного
экономического регулятора, который
давал бы одинаковый эффект на любом
рынке, в любое время в различных
национальных экономиках. Более того,
один и тот же регулятор может дать на
одном рынке при изменении ситуации
противоположный эффект. Большинство
регуляторов оказывают противоположное
воздействие на экономику.

Любая экономика, в
том числе и рыночная, обладает определенной
инерционностью. Экономические процессы
требуют затрат ресурсов и времени.
Поэтому неизбежно возникает эффект
запаздывания, появляется лаг (разрыв
во времени), отделяющий изменения цели
от изменений инструмента. Поэтому одна
из важнейших проблем государственного
регулирования: необходимо заранее знать
не только вероятный результат воздействия
на экономику данным регулятором, но и
то, когда его можно ожидать.

studfiles.net

Методы государственного регулирования экономики

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих атияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:
1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;
2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой ин-фоструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:
а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;
б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;
в) прогнозирование, планирование и программирование экономики.
Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;
г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

psyera.ru

Косвенные методы государственного регулирования экономики — КиберПедия

 

Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств являются налоги. Они в государственном регулировании торговой деятельности играют двоякую роль: с одной стороны, — это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) — ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности. Это ставит необходимым решение менеджерами таких задач, как: программно-целевая, стратегическая и бизнес-планирование коммерческой деятельности на основе развития конъюнктуры рынка на макро- и микроуровне и т.д. В условиях перехода на преимущественно экономические методы управления, формирования рыночных отношений уменьшается зависимость предприятия от вышестоящих органов, снижается и относительная в прошлом стабильность положения предприятия, ощущается неопределенность в рыночной среде. Это обусловливает выработку новых положительных форм взаимодействия и поведения руководителей, усиливает адаптацию во внешней и внутренней среде, стратегическую направленность в управлении предприятиями и организациями, формировании новых структур и форм управления торговлей.


На трудном пути к рынку мы подошли к черте, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам, обеспечивающим многообразные прямые хозяйственные связи в экономике взамен жестких и стандартных вертикальных систем.

В условиях наличия разных форм собственности и отсутствия централизованных капиталовложений в сферу обращения особую роль приобретает регулирование государством формирования и развития материально-технической базы торговли. Государственное финансирование всегда имело решающую роль в развитии отраслей этой сферы товарного обращения. Несмотря на самостоятельность приватизированных предприятий торговли, без активного участия государства в современных условиях немыслимо дальнейшее их развитие, а также ввод вновь строящихся торговых объектов и, как следствие, их ответное стимулирование технического прогресса и повышение эффективности вложенного труда. [11]

Следует отметить, что ослабление государственного регулирования по ряду объективных причин привело и к тому, что нарушились хозяйственные связи между предприятиями-смежниками, расположенными в бывших союзных республиках, по существу, многие из них оказались за рубежом. [12]

Заключение

 

Итак, с юридической точки зрения государственное регулирование экономики выражается в том, что государство издает нормативно-правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка. Отметим, что основы государственного регулирования экономики России закреплены в Конституции.


Создание законодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты: производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, составной частью которого является таможенная политика, также один из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, оно может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы, — влиять на экспорт и импорт. Традиционно большое значение здесь имеют таможенные пошлины, с помощью которых можно устанавливать барьеры для проникновения в страну иностранных товаров, чем поддерживать конкурентоспособность на внутреннем рынке национальных производителей.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Перечисленные в работе категории механизма государственного регулирования, проведение комплексного и системного исследования механизма государственного регулирования по уровням управления на основе диалектического метода помогли ближе познакомиться с государственным регулированием экономики в современных условиях перехода к рынку. Концепция включает сущность и содержание механизма, его воздействие на деятельность предприятий и организаций торговли, раскрытие механизма не только в общем виде, но и применительно к конкретной социально-экономической системе.

Оценить правильность разработанной нами модели динамично развивающейся системы механизма государственного регулирования торговли можно будет по конечному результату. Нужно отметить, что выбранная модель позволит стабилизировать торговлю и приведет к высокой эффективности торговой деятельности, устойчивости и конкурентоспособности предприятий и организационной сферы торговли.

Динамика развивающейся системы регулирования определяет регулирование как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организаций, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий — функций и методов регулирования. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за прошлый период и перспективный анализ. Роль государства в данных условиях формирования рыночной экономики должна в конечном итоге сводиться к эффективному регулированию практически всех процессов, происходящих на потребительском рынке товаров и услуг.

Эффективный механизм государственного регулирования торговли позволит полностью реализовать стоящие перед ним цели, результативно осуществить все его функции, формы и методы в организациях торговли.

Список литературы

 

 

1. Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. — 2002. — №2. — 138с.

2. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //Хозяйство и право. — 2002. — №4. — 123с.

3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002. — 597с.

4. Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. — 129с.

5. Клейменов А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории и практики управления. — 1996. — №4. — 126с.

6. Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. Современная международная экономика. — Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997г. -133с.

7. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 429с.

8. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2003. — 611с.

9. Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 1996. — 230, 248—249. -556с.

10. Опыт экономической интеграции в Европе// Сб. “Управление, регулирование и хозяйственный механизм регионального развития”. — Москва: СОПС и ЭС, 2002-233с.

11. Протекционизм нужен для конкуренции// Экономика и Жизнь, №9,1997г.-112с.

12. Рыночная конкуренция как фактор экономического развития// Сб. Современная международная экономика. — Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11,1997г. – 168с.

13. Шаршов И.С. Курс экономической теории. ЧI: — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. — 541с.

14. Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 628с.

15. Экономическая безопасность: Производство — Финансы -Банки/Под ред. В.К. Сенчагова — М.: ЗАО Финстатинформ, 2001. —437с.

 

 

[1] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 452.

[2] Экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 375.

[3] Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. — С. 50—51

[4] Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 1996. — с. 209—210

[5] Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2003. — с. 20—21

[6] Протекционизм нужен для конкуренции// Экономика и Жизнь, №9,1997г.-25-27с.

[7]Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. Современная международная экономика. — Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997г. -37с.

[8] Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. Современная международная экономика. — Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997г. -19с.

[9] Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002. — с. 20—22

[10] Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — с. 334—335

[11] Клейменов А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории и практики управления. — 1996. — №4. — с.60—62

[12] Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — с. 12—17

cyberpedia.su

Цели и методы государственного регулирования экономики

Свои экономические функции государство реализует через целую систему воздействия на социально-экономические процессы. Данная система включает определенные методы и регуляторы, с помощью которых осуществляется это влияние и обеспечивается достижение целей государственного регулирования экономической системы общества.

Безусловно, государственное регулирование экономики имеет определенные четко определены цели, основными из которых являются:
— полная занятость;
— экономический рост;
— стабильность цен;
— экономическая безопасность;
— экономическая свобода;
— равенство;
— эффективность;
— внешнеэкономическое равновесие.
Регулирование — это система централизованных мероприятий, которые проводит государство с целью удержания экономической системы общества в данном состоянии или обеспечения ее развития на перспективу.
Регулирования экономики государством осуществляется в виде двух основных форм: а) прямого вмешательства путем расширения государственной собственности на экономические ресурсы и законотворчество; б) косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Следовательно, по характеру воздействия государства на экономических субъектов, регулирования подразделяется на прямое (жесткое) и косвенное (мягкое).
Прямое регулирование экономических отношений государством предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов. Прямое регулирование — это воздействие государства на экономические процессы при помощи непосредственного использования соответствующих регуляторов (бюджетное инвестирование государством соответствующих программ; использование административных рычагов, регламентирующих конкретные задачи и ограничения экономической деятельности, и тому подобное).
Косвенное регулирование экономических отношений государством предусматривает влияние на деятельность экономических субъектов через изменение условий, в которых она осуществляется. Косвенное регулирование экономики осуществляется через экономические инструменты, с помощью которых создаются предпосылки для соответствующих изменений в условиях функционирования рыночного механизма (налоги, бюджетные расходы, кредиты, денежное регулирование, цены и т.п.).
Прямое и косвенное регулирование экономических отношений в обществе происходит путем использования определенных методов.
Под методами государственного регулирования экономики понимают совокупность способов, приемов и средств государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны, в частности на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политики.
По уровню воздействия на экономических субъектов методы государственного регулирования экономики подразделяются на две группы: методы прямого и методы косвенного воздействия.
Так, методы прямого воздействия заставляют субъектов экономики принимать решения на основе государственных указаний, а не самостоятельного экономического выбора. К ним относятся: госконтракт; госзаказа; юридически установленные нормы амортизационных отчислений; размеры страховых взносов, уставных фондов предприятий; определен порядок включения затрат в себестоимость продукции; централизованные цены; государственные инвестиции; экономические, социальные, экологические стандарты, в частности размер минимальной заработной платы; лицензии на право занятия предпринимательской деятельностью; квоты; субсидии, субвенции, дотации; штрафы и т.д.
Прямые методы часто имеют высокую эффективность в результате оперативного достижения экономического результата. Однако, они не лишены серьезных недостатков. Ведь экономика — это совокупность многих субъектов, между которыми существует сложная система связей. И если один из них вынужден принимать навязанное наружно (государством) решение, то это может привести к нарушению равновесия, сложившегося между участниками рынка: те агенты рынка, к которым непосредственно не применяются эти меры, будут вынуждены также реагировать на государственное влияние.
При использовании методов косвенного воздействия государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений субъектами экономики, а лишь создает предпосылки для того, чтобы при самостоятельном выборе субъекты оказывали предпочтение тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Преимущество данных методов заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации — определенный экономический субъект принимает решение самостоятельно. Недостатком является то, что им характерный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики, и реальными изменениями в экономических результатах хозяйственной деятельности. К ним относятся: финансы; налоги; государственный бюджет; кредиты; денежная масса; цены и др.
В зависимости от средств воздействия на рынок, которые применяются, различают правовые, административные и экономические методы.
Правовые методы государственного регулирования представляют систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность экономических субъектов (определяют правовое пространство).
Административные методы государственного регулирования базируются на использовании силы государственной власти. Это мероприятия (средства) запрета, разрешения или принуждения. Административные методы государственного регулирования предусматривают использование совокупности административных инструментов, которые осуществляют регулирующее воздействие с помощью правовой инфраструктуры (указы, распоряжения, лицензирования, квотирования, установление фиксированных цен, стандартов, санации, штрафы за нарушения и др.). Административные методы государственного регулирования рынка — это прямое управление государством, осуществляется в зависимости от выбранного способа управления экономическими субъектами по следующим направлениям:
1. Государственный контроль над монопольными рынками. Через применение антимонопольного регулирования государство устанавливает пределы развития предприятий; допустимые уровни рентабельности; регулирующие цены.
2. Государственный контроль над нежелательными эффектами системы свободного предпринимательства. Полная свобода рыночных отношений не обеспечивает охраны окружающей среды и невідтворювальних ресурсов. Поскольку экономическое регулирование здесь бессильна, то государство устанавливает соответствующие правила и нормы поведения, которые обеспечивают относительную экологическую безопасность.
3. Обеспечение минимально допустимого уровня благосостояния и социальной защиты населения. С этой целью устанавливается гарантированный минимум заработной платы, пенсии, границы рабочего дня, помощи безработным, бедным и т.д.
4. Защита национального рынка и национальных интересов в мирохозяйственных связях (лицензирование экспорта, государственный контроль за импортом капитала, рабочей силы, товаров и т.п.).
5. Реализация целевых программ экономического, научно-технического и социального развития страны. Она предусматривает элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора через механизм государственных заказов, контрактов и управление имуществом.
6. Внедрение системы норм и стандартов. Государство прямо регламентирует деятельность субъектов хозяйствования в сфере труда, качества продукции, охраны окружающей среды через установление норм или требований относительно их состояния.
Как видно из указанного выше, административные методы заметно сужают свободу экономического выбора, а иногда и ликвидируют. Последнее возможно, когда администрирования экономически необоснованное, набирает черты абсолютизма, становится всеобъемлющим, то есть перерождается в административно-командную (командно-распределительную) тоталитарную систему.
Сфера применения административных методов регулирования достаточно широкая. Они являются неотъемлемой частью хозяйственного механизма стран с развитой рыночной экономикой, потому что направлены на повышение эффективности общественного производства и благосостояния населения. Без административного регулирования рыночное хозяйство сегодня представить невозможно, однако, оно имеет четко ограниченные функции и пределы и требует осторожного применения.
Важную роль в государственном регулировании играют экономические методы. Они связаны с созданием государством финансовых и материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы субъектов хозяйствования и оговаривать их поведение. К экономическим методам государственного регулирования относятся финансовую (фискальной) и денежно-кредитную (монетарную) политику, а также ценовое регулирование. Экономические методы государственного регулирования предусматривают использование таких инструментов, с помощью которых создаются условия развития рыночных процессов в нужном государству направлении (ставки налогов, таможенные тарифы, деньги, кредит, цены, учетная ставка, нормы амортизации, заработная плата и т.д.).
Поскольку экономические методы занимают ведущее место в современном хозяйственном механизме управления экономической системой общества и играют важную роль в отношении управления экономическими отношениями между субъектами хозяйствования, рассмотрим их более подробно.
Следует также обратить внимание на тот факт, что государство применяет и неформальные способы воздействия на экономику. То есть, государство использует публичные лекции, рекламу, специальные программы на радио и телевидении, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы, воздействуя таким образом на формирование общественного мнения, общественного сознания, экономического мышления.




worldofscience.ru

Формы и методы государственного регулирования экономики

Необходимость   осуществления   экономических  функций предполагает наличие у государства определенного инструмента­рия. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государст­венного вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного регулирования экономики. В услови­ях рынка государственное регулирование экономики — целенаправ­ленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов нацио­нального производства при полной занятости экономических ре­сурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воз­действию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном эконо­мическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различ­ные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирова­ния. С государственными инвестициями связано понятие госу­дарственного предпринимательства. О государственном предпри­нимательстве говорят, когда подразумевают создание и функцио­нирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорента­бельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, же­лезнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производ­ство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех облас­тях, где функционирование какой-либо негосударственной фор­мы собственности может привести к отрицательным последстви­ям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде го­сударственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное про­изводство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высо­кая степень эффективности из-за оперативного достижения эко­номического результата, с одной стороны, и создание помех ра­боте рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государ­ство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариан­там, соответствующим экономическим целям государства. Вме­сте с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономи­ческими результатами, соответствующими государственным эко­номическим целям.

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государст­венного регулирования можно разделить на правовые, админист­ративные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую ин­фраструктуру,  создать для частного сектора  —   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Пра­вовое регулирование экономики состоит в установлении государ­ством правил экономического поведения для фирм-производите­лей и потребителей. Система законодательных норм и правил оп­ределяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функциониро­вания фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (про­изводство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми вида­ми лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осущест­вление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уп­лата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Админист­ративные меры не связаны с созданием дополнительного матери­ального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут исполь­зоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры ре­гулирования в странах с развитой рыночной экономикой исполь­зуются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничива­ются охраной окружающей среды, социальной защитой населе­ния. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер ры­ночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществля­ется путем воздействия на спрос и предложение на националь­ном рынке, на структуру экономики, путем активизации факто­ров экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государствен­ные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследо­ваний и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государ­ственного воздействия на экономику.

К сведению. Рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в эко­номической сфере. Хотя рыночная система немыслима без вме­шательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффек­тивность производства. Поэтому:

1. Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директив­ное планирование, натуральное распределение производствен­ных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, ку­поны), всеобщий административный контроль над ценами.

2. Влиять на рынок можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на администра­тивные методы управления экономикой, то оно способно раз­рушить рыночный механизм.

3. Экономические регуляторы не должны ослаблять или за­менять рыночные стимулы.

4. Государство должно постоянно контролировать приноси­мые экономическими регуляторами положительные и отрица­тельные эффекты, нести ответственность за долгосрочные по­следствия своих решений.

5. Необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Истории экономики известны случаи провала экономических преобразований, когда они не дали того эффекта, который от них
ожидался, или дали слишком незначительный эффект не потому, что были плохо продуманы или неверно проводились в
жизнь, а потому, что не были учтены национальные особенности. В качестве примера можно привести тот факт, что отечественные экономические реформаторы явно недооценивали психологическую реакцию населения на реформы. Сегодня многие аналитики при рассмотрении причин тяжелого хода реформ и ряда экономических провалов в нашей стране отмечают среди прочего и русскую национальную специфику. Русские люди не склонны к принятию рыночных ценностей и сохраняют антирыночную ментальность. В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, у русских людей устойчива социально закрепленная привычка     коллективизма как нормы поведения; свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и повышенная зависимость от лидеров; характерен страх перед неопределенностью, в том числе и той, которая порождается экономическими преобразованиями; русских людей отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов. Сегодня все больше экономисток скло­няются к тому, чтобы сочетать зарубежные экономические моде­ли с ценностями и культурой, свойственной русскому народу.

modern-econ.ru

Государственное регулирование экономики, методы регулирования, прямые и косвенные

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 51Следующая ⇒

Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например, разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

К методам прямого государственного воздействия относятся: определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот; регулирование цен, их уровня и соотношений; платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения. Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основу их составляет система демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, а также отраслевых, региональных и др. прогнозов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны.

mykonspekts.ru