Контрольный источник регламент – — , .

ПНСТ 188-2017 Измерительные процедуры оперативного контроля исправности средств измерения активности

Текст ПНСТ 188-2017 Измерительные процедуры оперативного контроля исправности средств измерения активности



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

пнет

188—

2017

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ АКТИВНОСТИ

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2017

ПНСТ 188—2017

Предисловие

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НТЦ Амплитуда» (ООО «НТЦ Амплитуда»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 322 «Атомная техника»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2017 г. Ne 3-ПНСТ

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применение/ настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 124460. Москва, а/я 120, ООО «НТЦ Амплитуда» и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074. Москва. Китайгородский проезд, д. 7. стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующий информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ.2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

и

ПНСТ 188—2017

Введение

Метрологическая исправность средства измерений активности (далее — СИ) подтверждается поверкой. 8 течение межповерочного интервала контроль исправности СИ осуществляется посредством контрольных измерений, состав и периодичность которых определяется разработчиком СИ. Такие измерения позволяют оперативно обнаружить значимые изменения характеристики или внешних условий и своевременно выполнить необходимые корректирующие действия.

8 стандарте определены основные принципы, которыми следует руководствоваться при разработке измерительных процедур оперативного контроля исправности средств измерений активности.

Стандарт ориентирован на использование разработчиками средств измерений с целью выработки единого подхода к контролю и поддержанию исправности СИ активности в течение межповерочного интервала.

in

ПНСТ188—2017

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ АКТИВНОСТИ

Measurement procedures for operational control of instruments for activity measurement

Срок действия стандарта — с 2017—11—01

ПО2010—11—01

1    Область применения

Стандарт предназначен для использования при разработке рекомендаций по обслуживанию и контролю состояния СИ активности в течение межловерочного интервала.

Встандартеопределеныиэмерительныепроцедурысиспольэованиемобразцовсустановленным опорным значением и критерии оценки приемлемости получаемых результатов. Область применения стандарта ограничивается измерениями активности, удельной активности, суммарной активности и других производных от активности величин. Стандарт ориентирован на выявление возможных зна-чимых изменений характеристик средства измерений или внешних условий в течение межловерочного интервала и не содержит рекомендаций по оценке состояния измерений в лаборатории в целом.

8 случаях, если по результатам предусмотренного ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025—2009 (пункт 5.9) контроля качества результатов испытаний фиксируется несоответствие качества установленным критериям, положения настоящего стандарта могут быть использованы для локализации причины наблюдающихся отклонений и выделения СИ из всего измерительного процесса как отдельной причины. влияющей на качество измерений.

Положения стандарта следует использовать при разработке инструкций по эксплуатации СИ и про* цедур, рекомендуемых разработчиками СИ для включения в систему обеспечения качества измерений в лаборатории.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.638—2013 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Основные положения

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025—2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего годе, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт. на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарте с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

1

ПНСТ 188—2017

3 Термины и определения

3.1    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

радиационные измерения (измерения ионизирующих излучений): Измерения величин, характеризующих источники (радиоактивные образцы) и поля ионизирующих излучений, а также радиационное облучение объектов (включая биологические).

(ГОСТ 8.638—2013. пункт 3.1.1)

3.1.2    СИ активности: Средство измерений, предназначенное для измерений активности, удельной активности или объемной активности, определенных в [1].

3.1.3

метрологическая исправность (средства измерений): Состояние средства измерений, при котором все его нормируемые метрологические характеристики соответствуют установленным требованиям.

{(2). пункт 7.47]

3.1.4    контрольные измерения: Измерения, проводимые с целью оперативного обнаружения нарушения состояния метрологической исправности СИ или неконтролируемых изменений внешних условий, которые могут привести к получению недостоверных результатов измерений.

Примечание — Факт метрологической исправности СИ подтверждается а результате поверки. Результаты контрольных измерений не являются достаточными для подтверждения метрологической исправности СИ. Контрольные измерения проверяют только правильность показаний СИ в пределах диапазона принятия решений.

3.1.5    контрольная величина: Величина, значение которой определяется в результате контрольных измерений.

3.1.6

опорное значение: Значение величины, которое используют в качестве основы для сопоставления со значениями величин того же рода.

Ц2]. пункт 5.3)

Примечание — В стандарте опорное значение устанавливается для контрольной величины. В качестве меры точности, с которой определено опорное значение контрольной величины, используется расширенная неопределенность (к ■ 2}опорного значения.

3.1.7

погрешность (результата измерения): Разность между измеренным значением величины и опорным значением величины.

((2]. пункт 5.16]

3.1.8    погрешность нуля: Разность между измеренным значением величины и опорным значением величины для опорного значения равного нулю.

3.1.9    уровень предупреждения: Устанавливаемоесучетом неопределенности опорного значения и точности контрольного измерения предельное значение погрешности измерения контрольной величины.

Примечание — Уровень предупреждения устанавливается для доверительной вероятности 0.95.

3.1.10

неопределенность измерений: Неотрицательный параметр, характеризующий рассеяние значений величины, приписываемых измеряемой величине на основании измерительной информации.

((2]. пункт 5.34]

2

ПНСТ 188—2017

Применение — 8 качестве количественной характеристики неопределенности измерений в стандарте используется расширенная неопределенность для коэффициента охвата К * 2.

3.1.11

чувствительность (средства измерений): Отношение изменения показаний средства измере-ния к вызывающему его изменению измеряемой величины.

\[2). пункт 7.39)

3.1.12

фоновое показание: Показание при условии, что представляющая интерес измеряемая вели* чина не вносит вклад в это показание.

Ц2), пункт 7.24)

3.1.13

совокупные измерения: Проводимые одновременно измерения нескольких одноименных величин, при которых искомые значения величин определяют путем решения системы уравнений, получаемых при измерениях этих величин в различных сочетаниях.

((2), пункт4.21)

3.1.14

диапазон измерений: Множество значений величинодного рода, которые могут быть измерены данным средством измерений или измерительной системой сукаэанными инструментальной неопределенностью или указанными показателями точности при определенных условиях.

R2). пункт 7.34)

3.1.15    диапазон принятия решений: Диапазон значений измеряемой величины, в котором зна-чение результата измерений влияетна принимаемое на основании результата измерения управляющее решение.

Примечание — Для измерений, выполняемых с целыо сравнения измеряемой величины с контрольными уровнями игили нормативами, а также классификации объекта контроля, диапазон принятия решений охватывает значения всех установленных контрольных уровней и нормативов.

3.1.16

метрологическая прослеживаемость измерений: Свойство результата измерений, всоотве-тствии с которым он может быть соотнесен с эталоном соответствующей величины (эталонами величин — при косвенных измерениях) через документированную непрерывную цепь калибровок и применения аттестованных методик измерений, обеспечивающих корректную оиенку неопределенности.

(ГОСТ 8.638-2013. пункт 3.1.19)

3.2 Для обозначения источников излучения, используемых в качестве средств контроля состояния СИ. в стандарте используются следующие термины с определениями:

3.2.1    контрольный источник: Источник излучения известного типа и спектрального состава, которое регистрируется средством измерения, достаточно стабильный для тогочтобы использовать его при контроле стабильности показаний СИ и стабильности энергетической шкалы спектрометра.

3.2.2    сохраняемый образец: Источник излучения известного типа и спектрального состава, которое регистрируется средством измерения, соответствующий исследуемым наданномСИобразцам по форме, а также по поглощающим и рассеивающим регистрируемые ионизирующие излучения свойствам с сопроводительной документацией, в которой указано одно или более значений активности радионуклидов с указанием их расширенной неопределенности.

3.2.3    фоновый образец: Сохраняемый образец, для которого опорное значение активности контролируемого радионуклида установлено равным нулю, или измерительная процедура предполагающая отсутствие образца.

з

ПНСТ 188—2017

3.2.4

естественный эталон: Эталон, основанный на присущих и воспроизводимых свойствах материального обьекта или явления.

[(2]. пункт 8.9}

4 Общие положения

4.1    Требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 к обеспечению качества измерений обеспечиваются в области радиационных измерений положениями ГОСТ 8.638. которые предполагают наличие в лаборатории средств контроля состояния СИ, а также правил и процедур по контролю качества измерений.

4.2    Состав и периодичность выполнения контрольных процедур определяется разработчиком СИ и приводится в технической документации на СИ.

Регламент выполнения контрольных измерений в лаборатории может быть шире предусмотренных разработчиком СИ процедур контроля и должен учитывать как рекомендации разработчика, так и специфику задач, решаемых лабораторией.

4.3    Контрольные измерения должны подтверждать достоверность измеренного значения величины.

4.4    Проверка исправности СИ посредством контрольных измерений должна проводиться в диапазоне значений измеряемой величины включающим в себя диапазон принятия решений.

Границы диапазона принятия решений устанавливаются лабораторией исходя из задач, решав-мыхсданнымСИ.

4.5    Для СИ. проводящих совокупные измерения активности нескольких радионуклидов одновременно. контроль исправности СИ должен проводиться с учетом возможного присутствия других радионуклидов.

4.6    Выделяют следующие виды контрольных измерений:

—    контрольфоновых показаний: измерения, подтверждающие, чтопогрешность нуля не превышает установленных пределов. Контрольфоновых показаний проводится посредством измерений фонового образца в соответствии с разделом 6;

—    контроль чувствительности СИ: измерения, подтверждающие сохранность чувствительности СИ. Контроль чувствительности СИ может проводиться либо посредством измерений сохраняемого образца в соответствии с разделом 7. либо посредством измерений контрольного источника в соответствии с разделом 5.

Примечания

1    Контрольный источник может использоваться для слежения за стабильностью чувствительности СИ только в том случве. если на момент последней поверки СИ было определено опорное значение показаний от контрольного источника и допустимое отклонение от опорного значения.

2    Для СИ. проводящих совокупные измерения активности нескольких радионуклидов, контроль смещения нуля шкапы СИ для одного радионуклида и контроль чувствительности для другого радионуклида могут проводиться посредством измерения одного образце, являющегося фоновым по отношению к первому радионуклиду и сохраняемым образцом по отношению ко второму радионуклиду.

4.7    Контроль исправности СИ проводится посредством периодических измерений сохраняемых в лаборатории средств контроля с последующим определением значений контрольных величин и их сравнением с опорным значением. Измерения контрольных величин проводятся в одинаковых условиях в одних и тех же режимах измерения.

Опорное значение него неопределенность для контрольного источника или сохраняемого образца устанавливаются на основании результатов измерений контрольной величины, выполненных на других СИ (при аттестации сохраняемого образца на эталоне или по результатам сличений) или по результатам. полученным при измерениях на контролируемом СИ в момент его поверки.

Опорное значение активности для фонового образца принимается равным нулю.

4.8    Периодичность контрольных измерений устанавливается с учетом специфики деятельности лаборатории и условий использования СИ.

Примечание — Для стационарных СИ. работающих в лабораторных условиях, период контрольных измерений обычно устанавливается равным 1—7 дням. Для переносных СИ контроль фоновых показаний проводится в каждом новом помещении (месте измерения), а контроль чувствительности — ежедневно перед началом работы.

4

ПНСТ 188—2017

Для СИ. осуществляющих непрерывные мониторинговые измерения, контрольные измерения проворятся в период профилактических работ или согласно установленному регламенту мониторинговых измерений.

4.9    Для контроля чувствительности рекомендуется комбинировать измерения контрольного источника с измерениями аттестованных сохраняемых образцов. При этом измерения контрольного источника могут проводиться ежедневно, а измерения сохраняемого образца — разе 1—4 недели.

4.10    С целью минимизации временных затрат измерительные процедуры, проводимые с целью контроля качества измерений, могут быть объединены друге другом или с другими измерениями, пред* усмотренными регламентом обслуживания СИ.

Примечание — Например, данные, получаемые в результате энергетической калибровки по контрольному источнику, могут использоваться для контроля чувствительности СИ.

4.11    Если результаты контрольных измерений не подтверждают факт метрологической исправности СИ. то выполняются корректирующие действия, результатом которых должно быть:

•    подтверждение или опровержение факта возможной метрологической неисправности СИ;

•    восстановление состояния метрологической исправности СИ посредством выполнения предусмотренных для данного СИ сервисных процедур, градуировки или ремонта;

•    выявление результатов измерений, полученных на метрологически неисправном СИ.

5 Измерения контрольного источника

5.1    Контрольный источник изготавливается таким образом, чтобы обеспечить максимальную стабильность создаваемого им поля излучения, а также простоту и удобство размещения его на контролируемом СИ. При этом соответствие геометрических характеристик источника образцам, исследования которых проводятся на СИ. не является обязательным.

Процедура измерения контрольного источника проводится в одной и той же позиции на СИ в течение установленного для данного СИ времени.

5.2    В момент поверки или градуировки СИ для контрольного источника определяют опорное значение показаний СИ /?0 и допустимое относительное отклонение от опорного значения <R.

Опорное значение определяют как среднее арифметическое для серии (не менее 10) измерений контрольного источника.

Допустимое отклонение cR устанавливают с учетом рекомендаций производителя СИ. а в случае отсутствия таковых, как

где s(R) — стандартное отклонение показаний СИ от контрольного источника;

8— предел допускаемой систематической погрешности СИ. %.

5.3    Оперативная проверка СИ проводится после его включения или с заданной периодичностью в процессе работы с СИ.

В результате измерений фиксируются показания СИ (активность, удельная активность или скорость счета)от контрольного источника R.

5.4    СИ не может быть признано пригодным к последующим измерениям в том случае, если выполняется условие

Я<Я0Л-(1-«)или/?>Д0-К,-(1 ♦ *?)•    (2)

где R — показания СИ в текущий момент времени Г.

R0 — опорное значение, определенное для момента времени/0;

К, = exp (- Hiii- (Г — 4,)) — поправка на распад радионуклида в источнике;

7«/2

Ln( 2) — натуральный логарифм числа два:

Тт — период полураспада радионуклида в источнике;

iV? — установленное предельное относительное отклонение.

5.5    В случае выполнения условия (2) в качестве корректирующих действий рекомендуется провести измерения аттестованного сохраняемого образца. Если при этом факт изменения чувствительности СИ подтвердится — провести градуировку СИ по чувствительности.

S

ПНСТ 188—2017

6    Измерения фонового образца

6.1    Измерения фонового образца проводятся с целью контроля правильности показаний СИ в области значений измеряемой величины близких к нулю.

6.2    Фоновый образец должен соответствовать измеряемым образцам попоглощающимрегистри-руемое детектором излучение свойствам. 8 том случае, когда поглощением регистрируемого детектором излучения в образце можно пренебречь, в качестве фоновых показаний могут использоваться показания СИ. полученные в условиях отсутствия образца.

6.3    Образец, являющийся фоновым по отношению к одному из радионуклидов, может содержать значимые количества других рад ионуклидов.т.е. одновременно являться фоновым образцом для одних и сохраняемым образцом для других радионуклидов.

В том случае, когда присутствие в образце некоторых радионуклидов является характерным для исследуемых объектов, соответствующее количество этих радионуклидов должно присутствовать и в фоновом образце.

Примечание — Например, в теле человека содержится естественный радионуклид МК. При выполнении контроля фоновых показаний СИ использующегося для измерений активности ,Э7Св в теле человека следует использовать фоновый фангом, не содержащий ,57Cs. но содержащий 40К в количестве, характерном для тела человека.

6.4    Опорное значение активности для фонового образца Я0 принимается равным нулю.

6.5    Уровень предупреждения -^устанавливается равным

ЛЯ = U(R),    О)

где U(R) — расширенная неопределенность измерения (к = 2).

6.6    По результатам измерений фонового образца СИ может быть признано готовым к последующим измерениям, если погрешность нуля находится в установленных пределах.

Контроль погрешности нуля СИ проводится после каждого измерения фонового образца.

6.7    Критерием, свидетельствующим о наличии значимого смещения нуля СИ. является выполнение одного из условий:

—    показания СИ. попученкые при единичном измерении фонового образца Я. по абсолютной величине более чем в 1.5 раза превышают уровень предупреждения

Я<-1,5лЯ или Я>1.5дЯ,    (4>

где Я — показания СИ;

—    в двух следующих друг за другом измерениях фонового образца получены результаты, отличающиеся от нуля на величину большую уровня предупреждения

Я < — ЛЯ и Япр < — ЛЯ или Я > ДЯ и Яор > ЛЯ.    (6)

где Я — показания СИ;

Япр — показания СИ. полученные при прошлом измерении фоноаогообразца.

6.8    В случае выполнения условий (4) или (5) в качестве корректирующих действий следует провести корректировку уровня нуля СИ (измерение фонового спектра} и повторную проверку отсутствия смещения нуля.

7    Измерения сохраняемого образца

7.1    Измерения сохраняемогообразца проводятся сцельюконтролясохранностичувствительнос-тиСИ.

7.2    Аттестованный сохраняемый образец должен соответствовать измеряемым образцам по форме и по свойствам, характеризующим поглощение регистрируемого детектором излучения.

Активность контролируемого радионуклида в образце должна быть больше либо сравнима с верхней границей диапазона принятия решений.

Активность контролируемого радионуклида в образце не должна превышать верхней границы диапазона измерений.

7.3    В сопроводительной документации на аттестованный образец должно бытьопределено опорное значение контрольной величины. Я^, неопределенность опорного значения U{RMea) и дата /ла<„, которой соответствуют приведенные значения. Неопределенность опорного значения (ДЯ^,,) не должна превышать предела допускаемой погрешности контролируемого СИ.

6

ПНСТ 188—2017

Опорное значение контрольной величины Rcatn должно обладать свойством метрологической прослеживаемости. за исключением тех случаев, когда аттестованный сохраняемый образец является естественным эталоном.

6 приложении А приведены характеристики естественного эталона удельной активности наоснове хлористого калия.

7.4    Измерения аттестованного сохраняемого образца проводят в условиях, соответствующих рабочим условиям измерения. Режим измерения и настройки программного обеспечения при использовании компьютеризированных СИ должны соответствовать режиму измерений реальных образцов.

7.5    На основании данных, приведенных в сопроводительной документации, рассчитывают опорное значение R0 и неопределенность опорного значения U(R0) на момент измерения f

= (6)

где К, — ехр {-    ■ {г ■ /ЙЛСП)) — поправка на распад радионуклида в источнике:

TVi

Щ2) — натуральный логарифм числа два:

Tif2 — период полураспада радионуклида в источнике.

7.6    Уровень предупреждения для контрольной величины/? устанавливают равным

ar=Vw,»2+w»3.    <7>

где 1У(/?) — расширенная неопределенность измерения активности:

U(Rq) — расширенная неопределенность опорного значения.

7.7    Критерием, свидетельствующим о возможной неисправности СИ. является выполнение одного из условий:

•    разница между показаниями СИ и опорным значением {погрешность измерения) по абсолютной величине превышает уровень предупреждения более чем в 1.5 раза

R — R6 < -1.5 • Д/? или R — /?(, > 1.5 • ДЯ.    (8)

где R — показания СИ:

Я0 — опорное значение:

•    в двух следующих друг за другом измерениях аттестованного сохраняемого образца получены результаты, отличающиеся от опорного значения в одну сторону на величину, большую предела предупреждения

Я — Я0 < — ДЯ и Яг<| — Я0 < — ЛЯ или R — R0 > &R и Япр — Я0 > ДЯ.    (в)

где R — показания СИ:

Rnp — показания СИ. полученные при прошлом измерении сохраняемого образца:

Я0 ■—опорное значение.

7

ПНСТ 188—2017

Приложение А (справочное)

Использование хлористого калия в качестве естественного эталона удельной активности

А.1 8 качестве естествен кого эталона активности 40К. удельной актив кости 40К и суммарной бета активности может использоваться хлорид калия, изготовленный по|3), марки Чистый. Чистый для анализе. Химически чистый.

Хлорид калия содержит естественный радионуклид ^К. излучающий бета и гамма-излучение. Характеристики хлорида калия приведены в таблице А.1.

Таблице А.1 — Характеристики хлорида калия

Наименование показателя

Значение

Химическая формула

KCI

Массовая доля хлористого квлия в прокаленном препарате. %. не менее

99.8

Массовая доля потерь при прокаливании. %. не более

0.8

Среднее количество бета-частиц, излучаемое не один распад

0.893

Среднее количество гамма квантов, излучаемое не один рвелвд

0.107

Средняя энергия бета-излучения, кэв

560.6

Энергия гамма-излучения, кэб

1460.8

Опорное значение удельной активности К. бк/г

16.3

Опорное значение удельной суммарной бета-активности. Бк/г

14.6

Расширенная неопределенность (к » 2) опорного значения. %, не более

5

Рекомендуемое значение периода полураспаде *°К. лет

1.276 10*

А.2 После вскрытия заводской упаковки порцию препарата, представляющую собой сохраняемый образец, прокаливают в муфельной лечи при температуре 300 ‘С—400 ‘С в течение 2 ч. Затем определяют мессу образца после прокаливания взвешиванием на весах с точностью не хуже 0.1 %.

А.З Препарат хлористого квлия хранят в стеклянной или пластиковой упаковке с герметичной крышкой.

А.4 Перед использованием сохраняемого образца его повторно взвешивают. Если полученное значение массы сохраняемого обрвзца отличается от мессы образца после его прокаливания болев чем не 1 %. образец повторно сушат в муфельной печи при температуре 300 *С—400 *С и определяют массу образце после прокаливания взвешиванием.

A.S Опорное значение активности 40К (суммарной бета активности) определяют как произведение удельной активности 40К (удельной суммарной бета активности) из таблицы А.1 на мессу хлористого квлия в образце. Массу определяют взвешиванием на весах с точностью не хуже 0.1 %.

8

ПНСТ 188—2017

Библиография

[1]    Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 78—2005

[2]    Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 29—2013

[3J ГОСТ 4234—77

Государственная система обеспечения единства измерений. Излучения ионизирующие и их измерения. Термины и определения

Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения Реактивы. Калий хлористый. Технические условия

9

ПНСТ 188—2017

УДК 620.267:53.08:006.354    ОКС 27.120

Ключевые слова: контроль качества радиметрических измерений, контрольный источник, фоновый образец, радиационные измерения

Ю

БЗ 12—2016/86

Редактор В.А. Сиволапо*

Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М В. Буйная Компьютерная верстка И.А. Напейкинои

Сдано в набор 24.0S.2017.    Подписано в печать 26.05.2017. Формат 60 к 64 Гарнитура Ариап.

Уел. печ. п. 1.86. Уч.-изд. л. 1.68. Тираж 27 эк». Эак. 904.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 12Э995 Москва. Гранатный пер., 4.     mfoQgostmfo ru

allgosts.ru

Законно ли приобретение и хранение?

silent___hunter 15-05-2015 23:53

Добрый всем день! хочу купить себе прибор ДП-5, купить впринципе для коллекции, но естественно ,прибор должен быть полностью комплектным и рабочим. Сам прибор как бы в разрез с законом не идёт,но вот его контрольный источник, там то радиоактивные вещества. Так вот вопрос-а не попадает ли приобретение и хранение такого прибора физическим лицом под статью незаконное хранение радиоактивных материалов?

Ivan_Medvedev 15-05-2015 23:59

Попадает.

silent___hunter 16-05-2015 01:00

интересный оборот… а какое гос.учереждение может точно ответить на этот вопрос? Прокуратура? Минатом? или кто?

Virtue 16-05-2015 03:50

если в платах компьютера содержатся драгметы то это считается незаконный оборот золота и платины? Прибор есть цельное изделие и если его оборот законен а вот если из источника вытащить че там есть и уже это продавать то это будет незаконным оборотом. Разбирая один старый монитор обнаружил там лампу с маркировкой осторожно плутоний подучается что оборот монитора тоже незаконен?

дезерт игл 16-05-2015 04:54

Если сей прибор не ограничен в обороте, владеете на здоровье.
чай не РИТЭГ берете

дезерт игл 16-05-2015 04:57

Контроль за ядерными материалами-Росатом(от него ничего не прилетит, не силовики) и ФСБ(от этих как раз прилетит)

дезерт игл 16-05-2015 04:58
цитата:
Минатом

Угумсsilent___hunter 16-05-2015 22:44

так, будем дальше узнавать. А вообще,впринципе приборы, измеряющие уровень радиации, не под государственным контролем? Впринципе, в свободной продаже?

дезерт игл 16-05-2015 22:50

Да, дозиметры бытовые

silent___hunter 16-05-2015 23:58

Ну, Дп то не бытовой. Ладно, буду искать куда можно задать этот вопрос

дезерт игл 17-05-2015 12:10

Сайт Росатома, электронная приемная

grey957 17-05-2015 17:57

Вы собираетесь проходить с ним в кремль или пересекать госграницу? Если нет то не заморачивайтесь на такую фигню реагируют только если кому то очень сильно надо. Знаю людей у которых лежат подобные вещи они проблем не имеют.

silent___hunter 17-05-2015 20:23

да с постов дпс что они проверяют на радиацию автобусы все?

Alex 116 17-05-2015 21:20
цитата:
Изначально написано дезерт игл:
владеете на здоровье.

TIR 17-05-2015 23:22
цитата:
Originally posted by silent___hunter:

под статью незаконное хранение радиоактивных материалов?



Может для этого нужно ознакомиться с определением «радиоактивные материалы»?

PS Я слышал грибы аккумулируют многие радиоактивные элементы. Если в лесу грибочков собрать не подпадёт ли это под статью незаконное хранение радиоактивных материалов?

silent___hunter 18-05-2015 12:51
цитата:
ознакомиться с определением «радиоактивные материалы»?

А где оно это определение есть? в какомто госте?silent___hunter 18-05-2015 12:57

а кстати,фигурки, которые ночью светятся( котороые постоянно а не постояв на свету), это тоже

цитата:
«радиоактивные материалы»

?
TIR 18-05-2015 02:46
цитата:
Originally posted by silent___hunter:

А где оно это определение есть? в какомто госте?



Без понятия. Ищите
цитата:
Originally posted by silent___hunter:

а кстати,фигурки, которые ночью светятся( котороые постоянно а не постояв на свету), это тоже



Пока не найдёте определения нет смысла гадать. Я ж говорю — а грибы это что? А мы сами с вами? Вдруг и мы радиоактивные! Чё ж тогда — запрещать нас? В ядерный могильник завезуть! И захоронють тама!mihail.v.n34 18-05-2015 09:13

Virtue абсолютно прав. «Материалы» — это сырье. Если будете хранить радий в коробочке, то да, это нарушение. А если прибор, где стрелки окрашены краской, в состав которой входит радий, то это ни коим образом не относится к «материалам». Еще пример: баллон с тритием — «материалы». Часы с тритиевой подсветкой — никого не волнуют. То же самое в отношении дозиметров.

В реальности, какие-то трудности для владельца коллекции дозиметров могут возникнуть лишь в местах, где установлено оборудования для обнаружения радиоактивных материалов. Это аэропорты, пункты пропуска на границе, проходные соответствующих производств.

silent___hunter 25-05-2015 01:01

Минатому написал, жду ,может ответят=) И если скажут, что можно, то буду делать то что можно!

Mich2 25-05-2015 14:14

У меня в наручных часах , как и написано на нижней крышке » 1 gBq tritium» — светятся постоянно . Пока никто претензий не предъявлял))).

silent___hunter 28-05-2015 19:21

От минатома ответа так и нет. А если взлянуть с другой стороны- какой уровень радиации считается допустимым и безопасным? Больше или меньше 30 микроренген в час ?

silent___hunter 02-06-2015 12:38

смотрите что накопал
Требования Регламента не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними:
индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв за и индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике не более 15 мЗв счет техногенных ИИИ;
индивидуальную годовую эффективную дозу не более 100 мкЗв за счет природных ИИИ.
8. Все техногенные источники ионизирующего излучения подлежат радиационному контролю и учету. От радиационного контроля и учета освобождаются:
электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ;
другие электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, при любом допустимом режиме эксплуатации которых мощность эквивалентной дозы в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от их поверхности не превышает 1,0 мкЗв/ч над фоном;
изделия, содержащие электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, на которые имеется санитарно-эпидемиологическое заключение органов госсанэпиднадзора о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значения, приведенные в п.7 статьи 3 Регламента.

А вот теперь вопрос- ДП 5 А/Б попадает под это, или всётаки нет?

Virtue 02-06-2015 15:47

это скорее вопрос технический и очень специфичный тут или паспорт на изделие надо смотреть или у знающих людей спрашивать. А вообще не парься по этому поводу если ты купишь прибор то тебе никто ничего не пришьет. Если только мусора не выступят в виде продавцов и у них будет этот прибор что очень маловероятно и ты в объявлении не напишешь «куплю оружейный плутон из контрольного источника». Ты покупаешь прибор с источником калибровки для коллекции и если че знать не знаешь ни о каких там материалах не подлежащих контролю.

silent___hunter 02-06-2015 20:52

да вот я ж какраз знающих людей тут и ищю. вроде говорили,что в составе ДП 5 КИ даёт 30 микрорейнтген в час, так это если датчик положить прям на него, при открытой шторке, тоесть, уже 0,3 микрозиверты, тоесть меньше 1, значит можно заиметь прибор. а в том виде снятый с ДП КИ гораздо больший фон имеет. Получается,нельзя. А ГДЕ ПРАВДА?

Virtue 02-06-2015 22:09

ты же не новый собираешься покупать а мохнатых годов а вещество в контрольном источнике со временем разлагается. В переносных рентген аппаратах период полураспада 5 лет. Так если он выпущен 50 лет назад то уровень излучения сильно упал. На радиокоте лет 5 назад продавали похожие приборы с контрольными источниками и никто не парился. А в юр разделе врядли кто то знает тех особенности про уровень излучения. Тут или мерить надо или знать имея дело с таким прибором.

silent___hunter 02-06-2015 22:43

Ну в паспорте его написано, что при проверке этим самым контрольным источником, на режиме до 50 микрорейнтген часов, стрелка должна отклоняться не до предела шкалы,тоесть не должна зашкаливать, значит, в новом не более 50 микрорейнтген в час было… вроде так

silent___hunter 02-06-2015 22:49

я уж думаю в Ростехнадзор вопрос задать, д долго ждать ответа. Если вообще ответят

silent___hunter 03-06-2015 11:36

сейчас говорил по интернету с магазином, который новые дозиметры продаёт. так вот, вместе с ним можно купить контрольный источник ,так там 0,9 милизеврт в час однако же. А просто сам источник купить нельзя. Тоесть, получается, в комплекте прибора, это не объект статьи 220?

silent___hunter 03-06-2015 19:39

сегодня в ростехнадзор звонил в приёмную, ответа на вопрос нет, пока только телефон профильного отдела дали

Virtue 03-06-2015 21:41

ну если ты берешь прибор с источником и у тебя в магазине не спрашивают документов и не оформляют по документам то верно думать что все же законно?

silent___hunter 03-06-2015 22:40

да я тоже так думаю. Тем паче, что там КИ даже помощней чем у ДП (получается 90 милирейнтген в час против 30 у дп)

muh 03-06-2015 22:42

нормальный фон — 15 микрорентген в час.
Дозиметры продаются свободно — значит нарушения закона нет.

ЭЛТ телевизора дает 25 микрорентген в час на расстоянии 2 см от экрана, так как там мягкий рентген. Телевизоры тоже свободно продаются (хотя такие сейчас уже нет))) ).

silent___hunter 04-06-2015 16:55

Дозвонился в Ростехнадзор! так вот, сказали,что ни ДП ни его контрольный источник никак не лицензируются, так как при закрытой шторке КИ, фон не превышает вышеуказаных норм, и хранить прибор дома законно. А вот выковырять КИ, особенно с плохими намерениями-будет АТАТА
вобщем,думаю,ростехнадзор плохого не скажет=)

Virtue 05-06-2015 01:20

Вспоминается история про дэвида хана https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E0%ED,_%C4%FD%E2%E8%E4

плохие намерения они плохие и не практичные, плохие люди обычно тротилом довольствуются, а вот сделать себе маленький реактор для автономки на даче, чтобы аккумуляторы заряжал параллельно с ветром и солнечными батареями интересно.

silent___hunter 05-06-2015 18:01
цитата:
вот сделать себе маленький реактор для автономки на даче, чтобы аккумуляторы заряжал параллельно с ветром и солнечными батареями интересно.

даже если б не было проблемы с законом,цена приблуды бы отправила вас в трубу диаметром 1150 мм на 2 космической скорости=) даже еслине реактор а ядерную батарею типа ригэгsilent___hunter 23-06-2015 02:33
quote:
нормальный фон — 15 микрорентген в час.
Дозиметры продаются свободно — значит нарушения закона нет.

А теоретически, на расстоянии метра от этого ДП-5, уложенного в коробку, какой фон будет? Засекаем ли он будет? и опасен ли реально?

silent___hunter 18-07-2015 20:17

посмотрел одо умное видео в интернете, на метре от таких источников,хоть 100 раз открытых, профессиональный, точный дозиметр ничего не ловит уже=)

silent___hunter 05-08-2015 18:15

а вот теперь пришёл ответ от Ростехнадзора , нельзя дозиметры такие с контрольным источником иметь, статья будет

muh 06-08-2015 18:54

Если не трудно, выложите скан, интересно почитать.

silent___hunter 06-08-2015 22:28

Уважаемый ***** ******!
По поручению руководителя Ростехнадзора Управление по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических
установок судов и радиационно опасных объектов рассмотрело Ваше обращение
и сообщает следующее.
Измерители мощности дозы типа ДП-3 и типа ДП-5 предназначены для
измерения уровней гамма-излучения и радиоактивной зараженности различных
предметов и местности. Неотъемлемой частью приборов является контрольный
источник бета-излучения Б-8, при помощи которого проверяется их
работоспособность.
Условия, при которых источники излучения освобождаются от
обязательного радиационного контроля и учёта на территории Российской
Федерации регламентированы СанПиН 2.6.1.2523-09 ‘Нормы радиационной
безопасности. Санитарные правила и нормы (НРБ-99/2009)’ (п. 1.4) и СП
2.6.1.2612-10 ‘Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности (ОСПОРБ 99/2010)’ (п. 1.7).
Согласно информации производителя активность эксплуатируемого
закрытого радионуклидного источника типа Б-8 превышает минимально
значимую активность, а значит, источник не подлежит освобождению от
радиационного контроля и учета в соответствии с вышеупомянутыми
документами. В этом случае необходимо руководствоваться Федеральным
законом от 21.11.1995 ? 170-ФЗ ‘Об использовании атомной энергии’.
В соответствии со статьей 5 вышеупомянутого Федерального закона
радиационные источники и радиоактивные вещества могут находиться в
федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации,
муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.
Обращение с радиоактивными веществами и эксплуатацию радиационных
источников осуществляют организации, имеющие соответствующие лицензии на
право ведения работ в области использования атомной энергии или
зарегистрированные в порядке и случаях, предусмотренных статьей 36.1
Федерального закона от 21.11.1995 ? 170-ФЗ.
Таким образом, согласно законодательству в области использования
атомной энергии деятельность физических лиц в области обращения с
радиационными источниками и радиоактивными веществами на территории
Российской Федерации не допускается.
Надо отметить, что действующим законодательством установлена
ответственность за хищение, незаконное использование, приобретение,
хранение, передачу, продажу радиоактивных веществ и радиационных
источников, в том числе и статьями 220, 221 Уголовного кодекса Российской
Федерации от 13.06.1996 ? 63-Ф3.

silent___hunter 07-08-2015 23:59

вот такие вот дела, а я чуть было не купил уже этот ДП=)

muh 10-08-2015 13:16

Ну, купите без Б-8. Попросите продавца, чтобы он вынул его и письменно уведомил вас об этом. Или сами проверьте при покупке.

Вот здесь подробно.
http://www.youtube.com/watch?v=2xpHH0yJl2A

silent___hunter 10-08-2015 14:45
quote:
Вот здесь подробно.

ему хорошо, на его пмж можно дп-5 с источником хранить=)

guns.allzip.org

Регламент КСП

РЕШЕНИЕ
Принято Железногорской городской Думой 28 апреля 2016 года


Скачать

Об утверждении Регламента
Контрольно-счетной палаты
города Железногорска
Курской области

Руководствуясь статьями 267.1, 268.1 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 7 Закона Курской области от 04.01.2003 № 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области», Уставом города Железногорска Курской области, Положением о Контрольно-счетной палате города Железногорска Курской области, утвержденным решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 № 552-4-РД, во исполнение протеста Железногорской межрайонной прокуратуры от 15.03.2016 г. № 83-2016 на Регламент Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области, утвержденный постановлением Железногорской городской Думы от 28.02.2012 г. № 315-4-ПД, Железногорская городская Дума РЕШИЛА:

1. Утвердить Регламент Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области согласно приложению.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Железногорской городской Думы                                    А.В.Воронин

Согласно статье 52 Устава города Железногорска Курской области в случае временного отсутствия главы города Железногорска (отпуск, командировка и т.д.) или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия временно осуществляет в части полномочий главы города Железногорска председатель Железногорской городской Думы.

Город Железногорск
28 апреля 2016 года
№ 409-5-РД



Приложение
к решению Железногорской городской Думы
от 28 апреля 2016 № 409-5-РД


Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет Регламента

1. Регламент Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области (далее — Регламент) в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Железногорска, утвержденным решением Железногорской городской Думы «О создании Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области» от 27 декабря 2011 года № 552-4-РД (далее — Положение о Контрольно-счетной палате), определяет внутренние вопросы деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска (далее — Контрольно-счетная палата).

2. Регламент в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области определяет:

1) распределение обязанностей между структурными подразделениями аппарата Контрольно-счетной палаты;

2) порядок проведения председателем Контрольно-счетной палаты города Железногорска (далее – председатель КСП) рабочих совещаний Контрольно-счетной палаты;

3) порядок подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и их учет;

4) порядок ведения дел;

5) иные вопросы внутренней деятельности Контрольно-счетной палаты;

3. Положения и требования Регламента являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами и иными штатными работниками Контрольно-счетной палаты, а по процедурным вопросам – для всех участников контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

4. По вопросам, порядок решения которых не урегулирован Регламентом и если установление такого порядка не относится к предмету Регламента, решения принимаются председателем КСП.

Порядок решения таких вопросов устанавливается председателем КСП и вводится в действие распоряжением председателя КСП, обязательными для исполнения всеми работниками Контрольно-счетной палаты.

Статья 2. Понятия и термины, применяемые в Регламенте

В целях Регламента при организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий применяются следующие понятия и термины:

1) контрольное мероприятие – проверка, ревизия, обследование, проводимые в соответствии с утвержденным планом работы Контрольно-счетной палаты.

Комплексное контрольное мероприятие – контрольное мероприятие, проводимое по предметам ведения, закрепленным за двумя отделами, участие в котором принимают сотрудники всех отделов Контрольно-счетной палаты.

2) экспертно-аналитическое мероприятие – обследование, экспертиза, мониторинг, аудит, проводимые в соответствии с утвержденным планом работы Контрольно-счетной палаты и предметами ведения экспертно-аналитического отдела.

Комплексное экспертно-аналитическое мероприятие – экспертно-аналитическое мероприятие, проводимое по предметам ведения, закрепленным за двумя отделами, участие в котором принимают сотрудники всех отделов Контрольно-счетной палаты.

Совместное (параллельное) контрольное (экспертно-аналитическое) мероприятие – мероприятие, проводимое по единой (параллельной) программе и в согласованные сроки совместно с другими органами государственного и (или) муниципального финансового контроля.

3) проверка – совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

камеральная проверка — проверка, проводимая по месту нахождения Контрольно-счетной палаты на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по ее запросу;

выездная проверка — проверка, проводимая по месту нахождения объекта контроля, в ходе которой в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов;

встречная проверка — проверка, проводимая в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

4) ревизия — комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

5) обследование – анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

6) экспертиза – оценка (анализ) проекта нормативного правового акта (муниципального правового акта), нормативного правового акта (муниципального правового акта), совокупности нормативных правовых актов по вопросам, связанным с формированием и исполнением бюджета города Железногорска, установлением расходных обязательств, использованием объектов муниципальной собственности города Железногорска.

При проведении экспертиз проектов правовых актов города Железногорска Контрольно-счетная палата в рамках своей компетенции вправе оценива

kspzhel.ru

контрольный источник — это… Что такое контрольный источник?


контрольный источник

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • контрольный искусственный источник шума
  • Контрольный кабель

Смотреть что такое «контрольный источник» в других словарях:

  • контрольный участок сортировочной горки — 75 контрольный участок сортировочной горки: Участок железнодорожного пути спускной части сортировочной горки и сортировочного парка, предназначенный для контроля местоположения свободно скатывающихся отцепов. Примечание Различают контрольный… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • контрольный знак — [цифра] данных (штриховое кодирование): Знак [цифра] данных, значение которого рассчитано по определенному алгоритму на основе имеющихся данных, добавляемый к части последовательности данных с целью обеспечения целостной и правильной передачи… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Контрольный пункт — (ориентир) определенный географический ориентир, относительно которого должно быть сообщено местонахождение воздушного судна. Источник: Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА 85) Смотри также родственные термины: 6 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Контрольный выстрел (спектакль) — Контрольный выстрел Жанр Драма. Режиссёр Говорухин, Станислав Сергеевич Компания МХАТ им. Горького Страна …   Википедия

  • контрольный знак символа (штрихового кода) — Знак символа штрихового кода, рассчитанный исходя из значений других знаков символа в символе штрихового кода в соответствии с алгоритмом, определенным в спецификации символики и используемым для проверки правильности построения и считывания это …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Контрольный журнал предприятия розничной торговли и общественного питания — Контрольный журнал документ, который обязаны иметь предприятия розничной торговли и общественного питания и в который соответствующими организациями вносятся записи результатов проверки и предложения, направленные на устранение недостатков и… …   Официальная терминология

  • Контрольный индекс трекингостойкости (КИТ) — Контрольный индекс трекингостойкости (КИТ): числовое значение напряжения в вольтах, при котором материал выдерживает воздействие 50 капель испытательного раствора без образования токопроводящих мостиков… Источник: ГОСТ Р МЭК 61058.1 2000.… …   Официальная терминология

  • Контрольный канализационный колодец — колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации;… Источник: Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 N 167… …   Официальная терминология

  • Контрольный комитет города Москвы — (далее Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении …   Официальная терминология

  • Контрольный мониторинг состояния моста — Контрольный мониторинг вид мониторинга, который выполняется с целью технического контроля состояния моста. Получаемая информация о фактическом состоянии моста анализируется и сравнивается с заранее установленными требованиями, критериями для… …   Официальная терминология

normative_reference_dictionary.academic.ru

Требования к регламенту бизнес-процесса

Что это такое: Требования   для исключения распространённых ошибок. Как отличить хороший регламент от плохого?

При регламентации описание бизнес-процессов должно проводиться таким образом, чтобы правила были понятны   сотрудникам, и их удобно было бы выполнять.
Большинство методик, которыми сейчас пользуются специалисты, нацелены также на специалистов, то есть — неудобны для пользования.

Мы пишем регламенты для людей. Свой опыт по итогам распространённых ошибок мы собрали в этом документе.

Контрольная точка – это момент, когда проверяется состояние процесса.
То есть это такая же ОПЕРАЦИЯ, но результат которой кто-то проверяет.

Владелец процесса должен сделать регламент таким, который может быть выполнен непосредственно после его подписания.
Также он должен вписать регламент в общую систему регламентов.

При этом владелец процесса должен заниматься НЕ только своим подразделением и даже НЕ только своим процессом!!!, а всем, чем надо, чтобы процесс заработал так как надо.

(Когда регламенты разрабатываем мы, это всё делаем мы).

  Требование Пример
1 Одна операция – один исполнитель.
Человек, читая ТОЛЬКО СВОИ строчки, должен полностью понять, что он должен делать.
Если в строке у С1 (сотрудник 1), например, будет написано, что должен делать С2, то С2 может даже никогда и не узнать о том, что он, оказывается, это должен.
(Люди внимательно читают только свои строки.)
2 Операция расписывается до уровня рядовых исполнителей.
Не только по своему подразделению, но по всем. Это дает более реалистичную картину того, чем заняты люди. Это позволяет (вынуждает) владельца процесса более хорошо узнать процесс, следовательно — лучше его настроить.
 
3 Операция — это когда кто-то что-то делает. За каждую операцию есть ответственный. Наступило 5 число – это не операция.
4 Не описывать обобщенными словами.
Операция должна быть описана так, чтобы можно было представить себе её выполнение и понять, сколько она занимает времени, а новый человек мог понять, что от него хотят.
Это повышает прозрачность и возможности усовершенствовать процесс.
Выносить в приложения описания операций можно ТОЛЬКО если всё там выполняется одним человеком. (Желательно выносить меньше).
Вместо «проанализировать техзадание» нужно писать «вписать в каждую строку техзадания цену по проектам-аналогам» или «сравнить построчно цену из предложения с ценой по стандарту, и при отклонении более 25% сделать то-то».
5 Не описывать одно и то же в разных местах.
Те операции, которые где-либо описаны подробно (в инструкциях, других регламентах) могут быть описаны  кратко.
Так, если в регламенте документооборота описано, как регистрировать письмо, или как работать с замечаниями к документу, то в другом месте достаточно указать «зарегистрировать». Или «согласовать или дать замечания».
6 Передать/отправить – относится к предыдущей операции, не является отдельной операцией. Так, например написал техзадание и оставил на своем компьютере – не имеет ценности такая операция, пока не передано следующему (Нельзя проверить, когда выполнено. Нельзя начать следующую операцию).
7 Если операция альтернативная, то надо писать: если да, то что И если нет, то что.  
8 Если сотрудник что-то делает в связи с процессом, то это должно быть указано. 2 распространенных ошибки:
А) не указывать, что участвуют другие подразделения
Б) не указывать, что участвует Ваше подразделение
Например, если сотрудник должен согласовать записку с руководителем, то операция есть не только у сотрудника, но и у руководителя есть операция «принять решение согласовать ли записку», и если да, то что и если нет, то что.
9 Если в процессе упоминается что-то, чего не было в наличии на момент начала процесса, то должно быть указано, откуда это берётся. Например, если в пакете документов или при проверке упоминается пояснительная записка, то ранее должны быть операции «написать п.з. и отправить/вложить в пакет документов».
10 Описание операции отвечает на вопрос «что должен СДЕЛАТЬ ответственный». «Заполнить заявку» а не «заполнение заявки». Из такой формулировки наиболее понятно, что человек САМ должен СДЕЛАТЬ то что там написано, что речь идет о действии.
Также это актуально для руководителей: что он делает сам, а что поручает подчинённым.
  Требование Пример
1 Процесс должен быть описан в хронологическом порядке процесса, а не дня/месяца. (Представляем себе, как будто это самый первый цикл процесса. Задаём себе вопрос – что после чего.)
Если действие совершается 2-го числа месяца, но в конце процесса – это действие должно быть в конце регламента, а не в начале.
Не может финансовый план быть исполнен и помещен в архив, пока он не утверждён. Даже если утверждение, например, 13 числа, а финплан предыдущего месяца идет в архив 2 числа.
2 Вход – это что предшествует, запускает процесс или процедуру. Вход не пишется в качестве первой операции, он уже произошел раньше.
Вход – это событие, или результат других процессов, или дата.
И наоборот – первая операция не может быть входом, так как она не произойдет сама по себе.
Например, неправильный вход «появление заявки на совершение платежа», потому что заявка не возникает из других процедур или сама по себе. Это как раз первая операция – заполнить заявку на платеж. Входом может быть «возникновение потребности в платеже», или «наступление срока подачи заявок».

3

Сначала пишутся процедуры, которые происходят всегда (основные), а после них пишутся те, которые бывают иногда (напр. инициируются в ходе самого процесса). Все процедуры, которые происходят параллельно, пишутся рядом.
Если процесс разветвленный, то структуру процедур лучше нарисовать графически. Если линейный, то необязательно.
 
4 Деление на процедуры условно и делается для того, чтобы описать процесс минимумом операций и избежать повтора одинаковых частей в разных процедурах.
Процедура, как правило, вся укладывается в один временной цикл, например, еженедельно или ежемесячно. Вкрапление туда действий с другим циклом, как правило, означает, что надо выделить эти действия в отдельную процедуру или прикрепить к другой.
Если некий набор операций повторяется в конце нескольких процедур, то его надо «отрезать» и создать из него отдельную процедуру.
Если нечто уже сделано в другой процедуре (предшествующей по схеме процесса), то это не пишем ещё раз.
5 Графическую структуру процедуры рисуем, если она НЕ линейная (нет параллельных операций). Если линейная, то не надо (в т.ч. если есть стандартный цикл – дать замечания/устранить, тоже можно не рисовать, так как этот цикл одинаковый везде, и нормально читается с таблицы).  
  Требование Пример
1 Одно и то же правило/требование/процедура не может писаться в разных регламентах. В таких случаях надо делать ссылку. Иначе получится, что в одном месте поменяем, а в другом — оставим по-старому и будут действовать одновременно две противоречащие друг другу нормы. Ссылка включает И номер И название процедуры (номер тоже может подвинуться).  
2 Ссылки на приложения. Каждому документу надо дать имя и ссылаться на имя, а не на номер, так как нумерация приложений может меняться, и человек никогда не запомнит их. «Дай мне форму приложения 3 к регламенту тендера» или «дай мне форму техзадания»?
«Приложение 2 к приложению 3», или «график к договору генподряда»?
3 Если документ относится к двум регламентам – в одном из них надо делать ссылку.
Например, если заявка на финплан относится к двум регламентам – исполнение и разработка, то она не может быть приложением к обоим (2 формы, 2 номера приложений). Иначе может оказаться 2 разных формы финплана.

4

Называть документ/подразделение надо везде одинаково, для чего и есть общий глоссарий. Либо ОУ, либо ОУУ, но везде одинаково.
  Требование Пример
1 Должен быть предусмотрен способ, как будет обнаружено невыполнение КТ. Обычный способ – это отправка копии контролеру бизнес-процессов и контроль по контрольной таблице.
2 За КТ есть ответственный (кто будет виноват в ее нарушении). Нет смысла в контроле, если нет ответственного лица.  

3

Там, где нужны копии контролеру бизнес-процессов, это должно быть указано.  

4

КТ в разных процедурах должны быть с РАЗНЫМИ номерами. Сквозная нумерация уменьшает путаницу для читателей. В 1 регламенте не может быть 2 разные КТ 2.
Удобнее отсылки делать, а то о какой кт 1 идет речь – в 1, 2, или 7 процедуре??
  Требование Пример
1 Отсутствие обходного пути. Не должно быть 2 способа сделать одно и то же, при которых разные требования к материалам.
Например, если ведется проверка заявки на финплан в ходе разработки и в ходе исполнения ФП, то необходимо, чтобы критерии проверки и условия СОВПАДАЛИ. Т.е. независимо от того, подается ли платеж с полными или неполными данными, в итоге всё равно должны быть полные данные и одинаковая проверка.
2 Увязка по срокам со смежными процессами (уже утвержденными или уже действующими). Например, надо регламент разработки финплана наложить на регламент приемки работ, выявить момент получения выполнений, когда именно они будут получены, чтобы увидеть, в какой момент люди на самом деле могут сделать заявки. Также состыковать по срокам с регламентом разработки плана продаж, и если ПП готов раньше, то можно его раньше получать и проверять.
3 Согласование с исполнителями/руководителями их подразделений. Это строго обязательно!
Каждый имеет право давать замечания по своим ячейкам. По чужим только так, для сведения, т.е. их имеет право ВП не принимать.
Без этого возрастает сопротивление и кроме того часто упускаем значимые вещи.
Если не договориться – то решаем вопрос по подчиненности, идём к общему начальнику. Если не читают – идём к ним, берем за руку и зачитываем им вслух. Обсуждаем с ними, какие их специалисты и как выполняют их операции, из 1 операции может появиться 5 после такого обсуждения.
 
4 Учесть возможные проблемы, отклонения от прямого пути. Значимые отклонения нужно включать как дополнительные процедуры (если нужен контроль сроков) или включать в правила (если нужно просто закрепить как действовать). Например, о ситуации с нехваткой поступлений – в каком случае финплан становится неактуальным и что с ним делать? В каких случаях старый финплан не требует корректировки, в каких корректировка не требует приостановки оплат, а в каких требует?
5 Разработка критериев и требований. Когда что-то кем-то может быть принято/не принято, на что-то проверяется, нужно давать исчерпывающее описание того, что один дает другому и на что проверяется и что может быть основанием отказа.  
6 Иногда работа над регламентом выводит на более глубокие нерешенные проблемы, которые нельзя решить в рамках регламента и ограниченного времени. Эти проблемы надо хотя бы обозначить и сформировать по ним задачу с конкретным сроком решения, в этом случае можно в регламенте умолчать или «сделать заплатку».  
7 Не добавлять ненужную работу другим подразделениям, искать более рациональные решения, в том числе с привлечением к поиску решений других участников процесса. Есть одна печальная традиция в перекладывании ответственности.
Так например если ответственность за отчет, например, возложена на подразделение 1, то это подразделение, будучи владельцем процесса, просто пишет другим подразделениям операцию «сделать отчет и прислать», потом у себя эти отчеты объединяет и отправляет адресату. При этом трудозатраты исполнителей из других подразделений — по 2 часа на каждое, а подразделения 1 – 15 минут.
И кто эту операцию делает???

spb-progressor.ru