Контроль это в педагогике – Контроль в педагогике

Содержание

Контроль в педагогике

Контроль представляет собой неотъемлемый компонент любой деятельности, включая педагогическую. Определенная система проверки эффективности образовательно-воспитательного процесса выступает необходимым условием управления педагогической деятельностью, инструментом получения сведений о промежуточных результатах усвоения системы знаний, умений и навыков определенной учебной дисциплины.

Своевременное систематическое регулярное проведение контроля позволяет вносить коррективы в педагогический процесс, пересматривать содержание обучения, основные принципы, методы и формы взаимодействия между педагогом и обучающимся. Выступая относительно самостоятельным этапом образовательно-воспитательного процесса, контроль успешно выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, что повышает актуальность использования данной формы работы в педагогической практике.

Определение контроля

Определение 1

В наиболее общем виде под контролем в педагогике

понимают соотношение достигнутых обучающимися результатов с запланированными целями.

Требования к проведению контроля

На сегодняшний день проведение систематических проверок требует соблюдения ряда условий, включая следующие:

  • реализация индивидуального подхода, осуществление контроля за работой каждого отдельного ученика, что позволит выявить уровень усвоения знаний каждым обучающимся;
  • реализация дифференцированного подхода, позволяющего учитывать индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, специфику учебной дисциплины;
  • регулярность, систематичность проведения контроля на всех этапах организации образовательно-воспитательного процесса; синтез данной формы работы с другими видами учебной деятельности;
  • применение разнообразных форм контрольных процедур, что способствует оптимизации реализации воспитательной функции, повышению интереса обучающихся у содержанию обучения, конкретной учебной дисциплине;
  • всесторонний характер контроля, охват всех разделов учебной программы, что позволяет провести комплексную проверку усвоения знаний, умений и навыков, уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся;
  • объективность, позволяющая исключить любые субъективные, преднамеренные суждения, способные привести к формированию ошибочных оценочных выводов.

Формы контроля

Замечание 1

Следует отметить, что контроль в процессе практической реализации образовательно-воспитательной деятельности выступает одной из наиболее разработанных процедур в теоретико-методологическом плане.

В современной педагогической науке представлены различные формы и методы контроля, направленные на выявление того или иного аспекта реализации педагогического взаимодействия.

Одним из наиболее распространённых способов реализации контролирующей функции выступает систематическое, целенаправленное наблюдение за деятельностью обучающихся. Результаты наблюдения целесообразно заносить в специальные дневники, отражая как общие, так и конкретные факторы.

В свою очередь, на различных этапах обучения могут использоваться формы предварительного, текущего, тематического или итогового контроля.

Предварительный контроль направлен на выявление уровня сформированности знаний по учебной дисциплине, которая будет изучаться. Результаты предварительного контроля позволяют оптимизировать процессы целеполагания, подбора содержания учебной дисциплины, дидактических материалов.

Текущий контроль осуществляется постоянно, планомерно, систематически в процессе изучения учебной дисциплины, позволяя педагогу корректировать содержание образовательно-воспитательного процесса.

Тематический контроль проводится периодически, направлен на выявление усвоения знаний, умений и навыков при изучении отдельной темы.

Итоговый контроль носит комплексный характер, направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений и навыков, сформированности основных компетенций в процессе изучения отдельной дисциплины.

Замечание 2

Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей.

Таким образом, контроль представляет собой неотъемлемую составляющую образовательно-воспитательного процесса, направленную на гармонизацию педагогического взаимодействия, позволяющую оптимизировать процессы формулировки целей и задач обучения, отбора содержания обучения, дидактических материалов.

spravochnick.ru

Педагогический контроль

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

• индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

• всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

• объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

• дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

• единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе (Н. А. Сорокина).

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Контроль в процессе обучения — как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала.

Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля обучения.

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Цель устного индивидуального контроля

— выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках — с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности применения контролирующих устройств в школе велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

psyvision.ru

Виды и формы педагогического контроля

Одним из важнейших вопросов проблемы педагогического контроля является вопрос, касающийся классификации его основных форм.

В литературе имеется классификация, которая предусматривает следующие основания для выделения форм педагогического контроля.

  1. По способам контроль подразделяется на традиционный и нетрадиционный.

  2. В зависимости от характера — субъективный и объективный.

  3. По использованию технических средств обучения — машинный и безмашинный контроль.

  4. По форме контроля — устный и письменный.

  5. По массовости — индивидуальный, фронтальный, групповой.

  6. По типу контролирующего лица — учитель, ученик-напарник, самоконтроль.

  7. По дидактическим материалам — без дидактического материала, с дидактическим материалом, на основе знакомого проработанного материала, на основе нового материала.

  8. По времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

В современной педагогике особое внимание акцентируется на видах педагогического контроля. Различают следующие виды педагогического контроля:

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся. Некоторые педагоги осуществляют предварительный контроль перед изучением новой темы или в начале года, семестра. Цель его — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета, устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов педагог планирует, если необходимо повторение материала; учитывает его результаты в дальнейшей организации учебной деятельности учащихся.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях педагога за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом занятии. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учащихся и качестве учебно-воспитательной работы на занятии. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как учащиеся усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает педагогу наметить рациональные методы и приемы учебной работы, правильно дозировать материал, находить оптимальные форматы учебной работы учащегося, осуществляется постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.

В течение учебного года действия педагога в момент оценки будут иными, чем при оценке в начале года. Если ответ или работа учащегося оказывается более высокой, то оценка выставляется и сопровождается соответствующим оценочным суждением.

Если же ответ или работа учащегося заслуживает хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал, то педагог сначала выясняет, почему учащийся ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешивает, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на учащегося, т.е. будет ли она служить стимулом, получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляет отметку, а в оценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.

Если же педагог придет к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на учащегося, он не выставляет ее. В таком случае педагог ограничивается оценочным суждением, из которого учащийся должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она ниже той, которую он обычно получает за свои ответы, а также осознать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку.

Если ответ или работа учащегося будет, заслуживает удовлетворительной оценки, необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки.

В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительным причинам следует отнести леность или халатное отношение учащегося к учебному труду.

Педагогу следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного учащегося вызывает огорчение, другой же воспринимает ее безразлично; одного учащегося она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующее, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное.

Тематический контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечивается периодическим контролем. Его цель — установить, насколько успешно учащиеся владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала, темы, подтемы, неполных тем или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему, то это тематический контроль. Его задача — проверить и оценить знания учащихся по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связную с проблемным обучением.

Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля:

— учащимся предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, достать материал, исправить полученную ранее отметку.

— при выставлении окончательной отметки педагог не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме.

— возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированными действиями учащегося, отражает его желание и интерес к учению.

Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого учащегося перед тем, как педагог переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль – экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность учащегося к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль защита дипломной работы, сдача государственных экзаменов

Краткая характеристика основных форм традиционного контроля

Контроль знаний на семинарском занятии

Основной функцией семинара является познавательная, а контрольная функция имеет вспомогательное значение.

Контрольной функции семинара отводятся задачи не только проверки знаний, но и степени усвоения лекционного материала, чтобы учесть это в последующих лекциях.

Как подтверждает практика, контрольная функция семинара зависит от формы семинарского занятия и методов его ведения. Часто основным методом ведения семинара является вопросно-ответный метод и семинарское занятие сводится к поверхностной проверке знаний, к набору необходимого количества оценок для очередной аттестации. Но внедрение в практику творческих элементов ведения семинарских занятий, способствующих самостоятельному усвоению знаний, их закреплению, активизация интеллектуальных способностей студентов дают значительно лучшие результаты.

Семинарские занятия могут проводиться в виде дискуссий, учебных диспутов, конференций, занятий с решением задач, применением контрольных работ, обсуждением рефератов, просмотром кинофильмов и т.д.

Главной задачей семинара является углубленное изучение программного материала. И поэтому оценки, полученные студентами на семинаре за устные ответы, занимают важное место в контроле, наряду с оценками при помощи вышеуказанных форм.

Экзамен

Важнейшей формой контроля в учебном заведении является экзамен. Экзамен кроме контролирующей несет еще и обучающую, воспитательную и мотивирующую функцию. Обучающая состоит в выявлении по ходу экзамена ряда моментов, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в семестре и при подготовке к экзамену. Воспитательная функция включает в себя ряд сторон: нравственную (честная сдача экзамена), дисциплинарную, дидактическую. Мотивирующая функция: правильно организованный и профессионально проведенный экзамен может в значительной мере стимулировать учебную деятельность студента, его участие в научной работе.

Одна из основных задач экзамена — направить работу студента на установление связей с другими дисциплинами, другими разделами данного курса, между знаниями внутри раздела, т.е. на обобщение материала, являющегося предпосылкой цельного восприятия изучаемых явлений.

По примеру западных стран сейчас все чаще используют письменные экзамены: они экономят время экзаменатора, позволяют унифицировать подход к оценкам, в известной мере даже являющийся защитой от недобросовестности экзаменатора (письменный ответ — это документ, позволяющий проверить обоснованность оценки и даже подать апелляцию).

На устном экзамене в прямой беседе со студентом проверяются не только знания, но и понимание студентом учебного материала. Только в устной беседе со студентом возможно вскрыть слабое звено в его знаниях, разобраться и укрепить именно это звено, только беседа «глаза в глаза» позволяет вывести студента за пределы курса, убедить его в своих возможностях, стимулируя тем самым его дальнейшую успешную работу. При устном экзамене выше степень неформальности общения со студентом, а это — залог успешности учебных контактов в последующем семестре.

Кроме проверки знаний на экзамене задаются так же дополнительные вопросы. Цель этих вопросов — помочь студенту при слабом ответе на вопрос билета, навести на правильный ответ, сделать оценку объективной. Для сильных студентов возможна организация «нестандартных экзаменов», в которых вопросы билета изначально выходят за пределы прочитанного курса, но связаны с изученным в семестре материалом. В этом случае студенту разрешается пользоваться лекциями, учебниками и справочниками. Выбор такого экзамена добровольный, он требует больше времени на подготовку к ответу и на сам ответ.

Практикуется также «экзамен-автомат», когда экзаменационная оценка проставляется по итогам успешной работы студента в семестре. Но нередко «автоматическая» оценка лишает студента возможности установить и укрепить связи между темами и разделами учебного курса.

Установлено, что студенты готовятся к экзамену весьма неравномерно: в первые отведенные на экзамены дни — в 2-3 раза менее интенсивно, нежели в последние. При этом продолжительность подготовки студента к экзамену прямо соизмеряется со временем, затраченным им на работу над предметом в семестре. Количество дней на подготовку к экзамену — не менее 3-х. Подготовка к ответу на самом экзамене при средней усвоенности курса — от 0,5 до 1 часа, для более сложных предметов она, как правило, больше, чем для несложных.

Долгое время идут споры о том, нужны ли экзамены вообще. Их противники утверждают, что экзамены — это лотерея, к тому же они сопровождаются стрессом. Другие говорят, что на экзамене возможны случайности, но экзамен — точно не лотерея, ведь вероятность того, что кому-то из студентов как в лотерее — выпадет получить все пятерки на всех экзаменах за 5-6 лет учебы практически равна нулю. А стресс на экзамене имеет не только негативные, но и позитивные стороны: стресс на экзаменах тренирует студента, готовит его к преодолению куда более серьезных опасных жизненных испытаний, высокое умственное напряжение на экзамене, в чем-то сходное с ситуацией индивидуального мозгового штурма, может побудить студента выйти за пределы возможностей, характерных для спокойной обстановки.

studfiles.net

Педагогический контроль — это… Виды и формы педагогического контроля в школе

Контроль — необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями, педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим, что такое педагогический контроль в школе и как он организуется.

Выполняемые функции

Педагогический контроль — это деятельность, в процессе которой исследуется состояние учебно-воспитательной работы в учреждении, ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:

  1. Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе.
  2. Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки.
  3. Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы.
  4. Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание.
  5. Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ.

Требования к контролю

Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к организации педагогического контроля:

  1. Ориентация на требования утвержденных программ.
  2. Объективность контролирующего лица и достоверность результатов.
  3. Оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности.
  4. Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов.
  5. Применение как коллективных, так и индивидуальных форм.

Виды педагогического контроля

Систематическая проверка результатов обучения включает в себя:

  • Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год.
  • Текущий контроль. Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов.
  • Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы.
  • Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течение четверти или всего учебного года.
  • Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы.

Формы контроля над деятельностью педагогов

Администрация школы должна получать достоверную и своевременную информацию о том, как обстоят дела в образовательном учреждении. Педагогический контроль — это действенный способ проследить за деятельностью учителей, оценить результативность их воздействия на класс, отдельного школьника или целую параллель.

Для этого применяются следующие формы контроля:

  • Персональный. Наблюдение за отдельным учителем или учеником.
  • Классно-обобщающий. Контроль за деятельностью всех педагогов, работающих с конкретным классом.
  • Предметно-обобщающий. Подразумевает изучение результатов работы учителей по выбранной дисциплине.
  • Обзорный. Подробное исследование отдельного вопроса (состояние внутришкольной документации, техническая оснащенность кабинетов и т. п.).
  • Комплексно-обобщающий. Контроль за качеством образования и воспитания в параллели классов.

В качестве методов используются наблюдение, подробный разбор занятий, хронометраж, беседы с обменом мнениями, изучение документации, анкетирование, проверка знаний как устная, так и письменная.

Формы контроля за усвоением учебного материала детьми

Чтобы реализовать на практике задачи, поставленные государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и навыки школьников отслеживаются регулярно. При этом используются следующие формы педагогического контроля:

  • Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всего класса.
  • Групповой. Учитель опрашивает или дает коллективное задание определенной части класса.
  • Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося, часто осуществляется в виде опроса у доски.
  • Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда класс выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки. Параллельно учитель вызывает школьников для устного опроса или решения задачи у доски.
  • Взаимоконтроль. Дети проверяют письменные работы своих одноклассников.
  • Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.

Методы педагогического контроля

Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся. Традиционно в школе применяются следующие методы:

  • Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы учителя и их комментирование.
  • Письменная проверка, которая осуществляется в форме контрольных работ, сочинений, рефератов, диктантов, чертежей, письменных зачетов, изложений и т. д.
  • Лабораторный контроль, во время которого дети демонстрируют умение пользоваться измерительными приборами, ставят опыты.
  • Практический контроль. Он предполагает проверку сформированности учебных навыков. Включает в себя исследовательские проекты, составление карт местности, демонстрирование двигательных умений на уроках физической культуры, труда, рисования.
  • Тестирование, когда детям предлагаются короткие стандартизированные задания по изученному материалу.
  • Машинный контроль, предполагающий использование компьютерных программ и обладающий высокой степенью объективности.

Контроль и физическое воспитание

Целью школы является не только интеллектуальное развитие детей, но и совершенствование их физических качеств, укрепление здоровья. Необходимо, чтобы используемые методы, нагрузка на уроках и соревнованиях соответствовали функциональному состоянию детского организма.

С этой целью применяются следующие виды педагогического контроля:

  • Предварительный, в ходе которого делаются выводы о физической подготовленности школьников, состоянии их здоровья.
  • Оперативный, предполагающий отслеживание самочувствия, дыхания, пульса и других показателей на протяжении занятия.
  • Текущий, определяющий реакцию организма на полученную нагрузку после окончания урока.
  • Этапный, замеряющий развитие физических качеств у школьников в течение одной четверти. Оценивается суммарный эффект от тренировок.
  • Итоговый, определяющий выполнение или невыполнение годового плана. Служит основанием для составления программы на следующий учебный год.

Из методов широко используются наблюдение за учащимися, опрос о самочувствии, контрольные соревнования и выполнение нормативов, хронометраж занятий с целью чередования нагрузок и отдыха, отслеживание физических показаний (емкость легких, пульс, вес).

Контроль за воспитательным процессом

Школа, согласно образовательным стандартам, отвечает за всестороннее развитие детей. Педагогический контроль — это возможность отслеживать эффективность не только учебного, но и воспитательного процесса.

При этом оцениваются:

  • воспитанность школьников;
  • работа классных руководителей;
  • привлечение родителей к процессу воспитания;
  • качество организации общешкольных праздников, мероприятий;
  • проведение спортивных соревнований и конкурсов;
  • кружковая работа в целях дополнительного образования;
  • профилактическая работа со «сложными», педагогически запущенными учениками.

Руководство школы регулярно посещает классные часы, праздничные мероприятия с целью наблюдения за процессом воспитания. Проводятся беседы с учащимися, родителями. На педагогических советах классные руководители представляют отчеты о проделанной работе. Все это позволяет вовремя сменить способы воздействия на школьников, обучить учителей необходимым приемам, методам воспитания, в некоторых случаях — привлечь специалистов со стороны.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся

Основная работа по воспитанию школьников ложится на плечи классного руководителя. Оценить ее эффективность невозможно без получения обратной связи.

Педагогический контроль в воспитании подразумевает использование следующих методов:

  • Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности.
  • Беседа, во время которой педагог выявляет степень нравственной информированности воспитанников, их отношение к различным нормам и правилам.
  • Психологическое анкетирование.
  • Анализ работы актива класса и степени участия школьников в общественно полезных мероприятиях.
  • Включение учеников в специально созданные ситуации, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств.

Педагогический контроль — это мера, позволяющая оценить ход учебно-воспитательного процесса и его эффективность. Без него невозможно реализовать поставленные государством цели по воспитанию гармоничной личности.

fb.ru

Лекция 6. Основы педагогического контроля в системе профессионального образования

Понятие «педагогический контроль», функции педагогического контроля

Педагогический контроль является одним из важнейших элементов процесса обучения. В современной дидактике под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания студентов.

Цель контроля — определение качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения тому или иному учебному предмету. Являясь элементом учебного процесса, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении контроль означает выявление, оценку и измерение знаний, умений и навыков, он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучаемого.

Основными сторонами контрольно-оценочной деятельности являются предмет, объект, субъект, характер и основания, с помощью которых выносятся те или иные оценки, используемые далее в процессе педагогического контроля.

Предмет педагогического контроля — это оценка педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов образования являются знания, умения, навыки, мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Субъектом оценки обычно является преподаватель, но нередко и комиссия, назначаемая в ответственных случаях. Объектом контроля является педагогический процесс подготовки обучаемых.

В области контроля можно выделить четыре основные взаимосвязанные функции:

  1. диагностическую,

  2. обучающую,

  3. организующую

  4. воспитывающую.

Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки. Выявление и оценка представляют собой основу всякого диагноза. Педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков воспитанности, с оценкой реального поведения студентов, степени усвоения ценностей общества.

Основные формы и методы диагностики учебных достижений студентов, используемых в системе профессионального образования, — это устные и письменные экзамены, зачеты, устный опрос, письменные контрольные работы, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные и контрольные работы, проектные задания, дипломные работы и другие. Каждое из перечисленных средств диагностики имеет достоинства и недостатки, влияющие в заметной степени на результаты контроля.

Достоинство опроса как средства диагностики связано с относительной простотой, доступностью применения в работе многих преподавателей. Во время устного опроса контролируются не только знания, но и вербальные способности. Воспроизведение материала способствует лучшему запоминанию, активному использованию научных понятий, что невозможно без достаточного их употребления в речи. В то же время слабые ответы порождают пассивность, скуку на занятиях, приводят к потерям учебного времени. Письменные работы позволяют документально установить уровень усвоения материала, но требуют больших затрат времени преподавателя.

Чаще других критикуются экзамены. Они создают дополнительную нагрузку на психику: некоторые студенты волнуются, перевозбуждаются, у них нарушается сон, аппетит, появляется тревожность, нервозность и другие явления отрицательно влияющие на психическое здоровье. У каждого экзаменатора при наличии общих критериев оценивания знаний имеются свои подходы к экзамену, свое понимание педагогических принципов требовательности и справедливости, свое отношение к оценке. Субъективизм в оценке устного экзамена ставит абитуриентов и студентов в неравные условия; делает оценки на экзамене несопоставимыми между собой.

Курсовые и дипломные работы способствуют росту самостоятельности студента, его самоутверждению как личности будущего специалиста. Однако некоторые студенты оказываются неготовыми к такой работе.

Нет такой формы педагогического контроля, которая обладала бы только достоинствами или только недостатками. Поэтому необходимо умелое варьирование разными формами обучения и контроля.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Постановка проверочных вопросов на семинарах, коллоквиумах, зачетах позволяет уточнить представления преподавателя об уровне овладения материалом обучаемых, выявить неточности.

Программированный контроль знаний является незаменимым средством обеспечения обратной связи от студента к преподавателю. При этом обучение является дифференцированным: каждый студент приступает к изучению нового материала независимо от других только после усвоения предыдущего. В случае неправильного ответа на контрольные вопросы он возвращается к повторному изучению тех разделов курса, которые оказались им неусвоенными.

Интересны обучающие возможности обсуждения в группе случаев неправильного или спорного ответа на проверочные вопросы. Анализ ошибок одного ученика нередко приносит пользу и для многих других.

Организующая функция педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций.

Центральным организующим моментом педагогического процесса является активизация, т.е. целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности в усвоении знаний обучаемым.

Идея активизации и совершенствования организации учебного процесса за счет улучшения педагогического контроля возникла довольно давно, отдельные элементы ее применения имеются в материалах по истории древних цивилизаций, но она всегда имела своих сторонников и противников. Время от времени, вплоть до наших дней, предлагалось вести обучение без оценок. В разные годы различные формы контроля то вводились, то отменялись. Оппоненты небезосновательно указывали на нервно-психические и эмоциональные напряжения студентов во время экзаменационной сессии. Тем не менее, отмена экзаменов и других форм контроля приводила к отрицательным последствиям другого рода — к слабой мотивации обучения, к низкому уровню знаний. Неоднократно отмечалось, что студенты изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет проводиться контроль с помощью объективных методов.

Педагогический контроль выполняет свою положительную роль только тогда, когда он основан на предвзятом подходе, на объективности.

Хорошо организованный педагогический контроль обладает большим воспитательным эффектом. Воспитательная функция контроля состоит в том, что наличие его дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы.

Внимание к личностным особенностям каждого студента и связанная с ним дифференциация воспитательных воздействий создают необходимые психологические предпосылки для учебы в полную силу, формирования творческого отношения к занятиям.

В учебном процессе все четыре функции тесно взаимосвязаны. Например, семинары выполняют диагностическую, обучающую и воспитывающую функции, метод программированного обучения — обучающую, организующую и диагностическую. Но есть формы контроля, где ведущая одна функция превалирует над остальными. Так, зачеты, экзамены, коллоквиумы и тестовые проверки выполняют преимущественно диагностическую функцию. Однофункциональность метода часто оборачивается преимуществами в достижении контроля, быстроты, экономичности, более эффективного выполнения той функции, для которой он специально разрабатывался.

studfiles.net

Тема 7.1. Понятие контроля в обучении. Задачи и функции контроля

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

С кибернетический позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонетом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

В отечественной педагогике контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, вида

sites.google.com

9.2. Функции и виды педагогического контроля

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

9.2. Функции и виды педагогического контроля

  В целом функции контроля состоят в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности педагогического процесса. В педагогике различают следующие функции контроля:
  1. Проверочная (инспекторская) функция. Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов учения. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку деятельности отдельных обучающихся и педагогов. Но и состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного контроля.
  2. Обучающая функция. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение. Дополнение или/и переосмысление. Контроль учит также рационально организовывать учебную деятельность.
  3. Развивающая функция. Она заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности обучающегося, его познавательных способностей. Любая форма контроля требует от человека обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения, умения сопоставлять и систематизировать имеющиеся знания.
  4. Воспитательная функция. Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация обучающегося и его статус в коллективе (группе, классе). Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает обучающихся совершенствовать свои знания и умения, вырабатывает самооценочные суждения.
  5. Методическая функция. Она заключается в том, что проверка учит не только обучающегося, но и также педагога. Позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты обучения.
  В педагогической литературе выделяют обычно следующие виды контроля по временному признаку: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый. Рассмотрим кратко их содержание.
  1. Предварительный (диагностический) контроль необходим для успешного руководства образовательным процессом. Он позволяет определить исходный уровень подготовки обучающихся, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Анализ данных предварительного контроля позволяет также педагогу вносить изменения в дидактический материал, методику обучения и т.д.
  2. Текущий контроль позволяет иметь непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, оперативно вносить изменения в процесс обучения. Текущая проверка — это не столько инспекция, сколько обучение, так как она связана с закреплением, повторением и анализом учебного материала. К текущему контролю предъявляются два требования: а) он не должен сводится к формальному, механическому зазубриванию учебного материала; б) он должен проводится систематически, регулярно. Текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам.
  3. Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения обучающимися учебного материала по данной дисциплине (раздел, тема, модуль и т.п.). обычно его проводят 3-4 раза в семестр (четверть). Примером рубежного контроля могут служить коллоквиумы, контрольные задания, рефераты по теме, графические работы, контрольные работы и т. п. В нем учитываются и данные текущего контроля.
  4. Итоговый контроль служит для выявления конечных результатов процесса обучения по отдельной учебной дисциплине или циклу дисциплин. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Итоговый контроль — интегрирующий. По нему судят об общих достижениях обучающегося. Как правило, он осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных и выпускных экзаменах, защите дипломного проекта и т. п.
  Анализ литературы показывает, что существуют различные точки зрения к классификации контроля. Для примера покажем классификацию, предложенную В. Оконем (рис. 61) [3].

Рис. 61. Виды контроля (В. Оконь)

txtb.ru