Конституция сша была принята – полный текст с 26 поправками конституции США  все 26 поправок к конституции США первая поправка к конституции США полный текст вторая поправка к конституции США полный текст третья поправка к конституции США полный текст четвертая поправка к конституции США полный текст пятая поправка к конституции США полный текст шестая поправка к конституции США полный текст седьмая поправка к конституции США полный текст восьмая поправка к конституции США полный текст девятая поправка к конституции США полный текст десятая поправка к конституции США полный текст одиннадцатая поправка к конституции США полный текст двенадцатая поправка к конституции США полный текст тринадцатая поправка к конституции США полный текст четырнадцатая поправка к конституции США полный текст пятнадцатая поправка к конституции США полный текст шестнадцатая поправка к конституции США полный текст семнадцатая поправка к конституции США полный текст восемнадцатая поправка к конституции США полный текст девятнадцатая поправка к конституции США полный текст двадцатая поправка к конституции США полный текст двадцать первая поправка к конституции США полный текст двадцать вторая поправка к конституции США полный текст двадцать третья поправка к конституции США полный текст двадцать четверная поправка к конституции США полный текст двадцать пятая поправка к конституции США полный текст двадцать шестая поправка к конституции США полный текст

Конституция США — Википедия

Конституция США
United States Constitution

Первая страница оригинального текста Конституции
Отрасль права Конституционное право
Вид Конституция
Принятие Филадельфийским конвентом 17 сентября 1787 года
Одобрение 9 штатами США в период с 7 декабря 1787 года по 21 июня 1788 года
Подписание 39 из 55 делегатов Филадельфийского конвента
Вступление в силу 4 марта 1789 года
Электронная версия в Викитеке

Конститу́ция США (англ. United States Constitution) — основной закон Соединённых Штатов Америки, имеющий высшую юридическую силу[1]. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии

ru.wikipedia.org

«Мы, народ Соединенных Штатов…». 10 интересных фактов о Конституции США | История | Общество

1. Конституция США, которая считается первым подобным документом в современном понимании этого слова, была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии, а затем ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда штатами.

2. Ратификация Конституции США продолжалась боле двух с половиной лет, и завершилась 29 мая 1790 года, когда положительно проголосовал штат Род-Айленд. Здесь документ был принят большинством всего в два голоса — 34 против 32. Похожая ситуация сложилась и в Нью-Йорке, где сторонники Конституции опередили ее противников всего на три голоса — 30 против 27.

3. Преамбула к Конституции США содержит всего одно предложение, однако она является наиболее цитируемым разделом документа: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

4. Конституция США действует вот уже больше 200 лет, однако за это время документ подвергся довольно ощутимой переработке при помощи принятия поправок. К настоящему времени принято 27 поправок к этому документу.

5. Первые десять поправок к Конституции США представляют из себя единый пакет, вошедший в историю под названием «Билль о правах». Поправки, закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина и обеспечивают механизм их реализации, были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в силу 15 декабря 1791 года.

Первая страница оригинального текста Конституции США. Фото: Commons.wikimedia.org

6. Последняя на данный момент, 27-я поправка к Конституции США, устанавливает, что закон, изменяющий размер жалованья сенаторов и конгрессменов, может вступить в силу только после следующих выборов в Палату представителей. Данная поправка была предложена еще в 1789 году, вместе с «Биллем о правах», однако достаточное для ее вступления в силу количество штатов ратифицировало документ только 5 мая 1992 года.

7. За время действия Конституции США в Конгресс были внесены более десяти тысяч проектов поправок. Практически все подобные проекты были отклонены на стадии обсуждения поправок в комиссиях Конгресса.

8. Конституция США считается самой короткой среди подобных документов. Преамбула, семь статей и 27 поправок совместно составляют 4400 слов. При этом истории утверждают, что Конституция была написана 30 людьми за 100 рабочих дней. 

9. Ограничение на количество президентских сроков, в течение которых один человек может занимать высший пост в стране, изначально в Конституции США отсутствовало. Законодательно это правило было закреплено 22-й поправкой, принятой лишь в 1951 году.

10. 21-я поправка к Конституции США, принятая в декабре 1933 года, выполняет всего лишь одну функцию — она прекращает действие 18-й поправки. В 1919 году 18-я поправка запрещала производство, продажу, перевозку, экспорт и импорт алкогольных напитков на территории США. «Сухой закон» действовал 14 лет, пока

президент Рузвельт, убедившись, что подобные меры эффекта не дают, не инициировал принятие 21-й поправки. Это единственный случай в истории Соединенных Штатов, когда внесённая в Конституцию поправка отменяла ранее внесённую поправку.

Смотрите также:

www.aif.ru

Конституция США — Gpedia, Your Encyclopedia

Конститу́ция США (англ. United States Constitution) — основной закон Соединённых Штатов Америки, имеющий высшую юридическую силу

[1]. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью.

В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие суды) ветвями. Штатам США даются широкие права в области законодательства.

История создания и ратификации

В 1783 году Версальским мирным договором завершилась Война за независимость США. Ещё в 1777 году, в разгар войны, Второй Континентальный конгресс принял Статьи Конфедерации, документ конституционного характера, который определял Соединённые штаты как конфедерацию и закреплял полномочия центральных органов. В 1781 году Статьи были ратифицированы последним, тринадцатым, штатом и официально вступили в силу. Многие отмечали слабость этого союза: во-первых, Статьи Конфедерации предоставляли центральным органам минимальные полномочия, а во-вторых, при голосовании в Конгрессе Конфедерации (высший орган власти) по любому вопросу требовалось единогласное решение всех штатов, так что один штат мог заблокировать любую инициативу. Джордж Вашингтон образно назвал Статьи Конфедерации «верёвками из песка» (англ. ropes of sand)

[2]. Поэтому быстро начали появляться предложения о внесении в Статьи различных изменений.

В сентябре 1786 года представители пяти штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Делавэр, Виргиния) собрались в Аннаполисе для того, чтобы обсудить поправки к Статьям Конфедерации, касавшиеся отмены таможенных барьеров между штатами. Конференция оказалась недостаточно представительной (делегаты из ещё нескольких штатов не успели добраться в Аннаполис вовремя, часть штатов проигнорировали конференцию), поэтому делегаты обратились к Конгрессу Конфедерации с просьбой созвать в мае следующего (1787) года в Филадельфии конференцию, в которой участвовали бы представители всех штатов и которая имела бы достаточно полномочий для пересмотра Статей Конфедерации.

Конституционный конвент в Филадельфии

21 февраля 1787 года Конгресс Конфедерации принял резолюцию о созыве Конвента «с единственной и выраженной целью пересмотра Статей Конфедерации» (англ. for the sole and express purpose of revising the Articles of Confederation)[3]. Двенадцать штатов (за исключением Род-Айленда) утвердили в общей сложности 70 делегатов, которые должны были участвовать в Конвенте[3]. Хотя первоначальной целью Конвента был именно пересмотр Статей Конфедерации и вопрос о выработке нового документа не ставился, постепенно делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции, которая бы утвердила территориальное устройство федерации и систему органов власти, принципиально отличающиеся от существовавших на тот момент

[4]. Обсуждение проекта было закрытым, однако Джеймс Мэдисон, один из основных авторов Конституции, на протяжении всего Конвента вёл записки, благодаря которым стали известны многие подробности заседаний и точки зрения участников дискуссий[5].

Основной идеолог «Плана Виргиния» Джеймс Мэдисон

Основной спор на Филадельфийском конвенте развернулся между сторонниками двух конституционных моделей, которые получили названия «План Виргиния» и «План Нью-Джерси» (по названиям штатов, которые представляли делегаты — авторы моделей). В «Плане Виргиния» (его авторство принадлежало в основном Мэдисону

[5]) основной упор делался на создание системы федеральных органов, которые обладали бы значительными полномочиями. В частности, федеральное правительство предлагалось наделить правом вето на законы, принимаемые легислатурами (законодательными органами) штатов[6], в случае необходимости применять военную силу против отдельных штатов[7]. Согласно «Плану Виргиния», на федеральном уровне должны были быть созданы двухпалатный законодательный орган (причём верхняя палата легислатуры должна была избираться членами нижней палаты), правительство, избираемое законодательным органом на семь лет, и судебная система, основанная на принципе несменяемости судей
[8]
. «План» был официально представлен губернатором Виргинии Эдмундом Рэндолфом 29 мая 1787 года.

Конституционный конвент в Филадельфии: подписание Конституции

«План Нью-Джерси», предложенный Уильямом Патерсоном, отражал интересы мелких штатов. Патерсон предлагал внести некоторые изменения в Статьи Конфедерации, в том числе закрепить верховенство федерального законодательства, не изменяя сути документа[6]. Права штатов предлагалось обеспечить, закрепив равное представительство от каждого штата в законодательном органе[9]. Таким образом, отдельные штаты сохраняли бы большую самостоятельность. Дебаты по «Плану Нью-Джерси» длились с 13 по 16 июня 1787 года и закончились его отклонением. Свой «План» выдвинул Александр Гамильтон, делегат от Нью-Йорка, сторонник британской модели парламентаризма и монархической формы правления. «План Гамильтона» имел много общего с существовавшей на тот момент в Великобритании формой правления, хотя Гамильтон формально не выдвигал предложения об учреждении монархии[6]. Большинство делегатов были настроены на кардинальный разрыв с колониальным наследием, поэтому предложение Гамильтона не нашло поддержки.

Хотя «План Виргиния» уже был взят за основу будущей Конституции, долгое время не было разрешено принципиальное противоречие о порядке формирования законодательного органа (Конгресса). Делегаты от крупных штатов настаивали на пропорциональном представительстве в зависимости от населения каждого штата, делегаты от мелких — на равном представительстве независимо от населения. Компромисс (часто называемый Коннектикутским, или Великим, компромиссом, англ. The Great Compromise) был предложен делегатом от Коннектикута Роджером Шерманом, который вероятно являлся и одним из авторов «Плана Нью-Джерси»[10]. Палата представителей избиралась по территориальному принципу, а в Сенате штаты были представлены на равной основе[6]. На Конституционном конгрессе остро стоял и вопрос о рабстве. В результате было принято решение сохранить рабовладение на ближайшие двадцать лет, чтобы этот вопрос решали будущие поколения[11]. В тексте Конституции этот вопрос затрагивался в четырёх статьях: раздел 9 статьи I разрешал ввоз рабов, раздел 2 статьи IV запрещал способствование побегу рабов и устанавливал обязанность их возврата, раздел 2 статьи I устанавливал, что при определении численности населения каждого штата учитывалось только три пятых от общего числа рабов в каждом штате (в этом разделе вместо слова «рабы» использовался термин «другие люди» — англ. other persons). Согласно статье V эти положения не могли быть изменены до 1808 года, что и обеспечивало «отложение» решения вопроса о рабстве на двадцать лет.

Ратификация

17 сентября проект Конституции был готов, и возник вопрос о ратификации Конституции штатами. В своей заключительной речи Бенджамин Франклин настаивал на том, чтобы Конституция вступала в силу только после ратификации всеми тринадцатью штатами. Статья 13 Конфедерации также предусматривала, что для изменения Статей требовались принятие соответствующего решения Конгрессом Конфедерации и последующая ратификация всеми штатами. Тем не менее, в статью VII Конституции было внесено положение о том, что Конституция вступает в силу после ратификации конвентами девяти штатов, но только для тех штатов, которые её ратифицировали. Эта норма фактически означала, что в случае отказа какого-либо штата ратифицировать Конституцию этот штат выходит из состава федерации.

Проект Конституции был направлен Конгрессу Конфедерации. Одновременно на сессию Конгресса вернулись делегаты Конвента Мэдисон, Руфус Кинг и Натаниэль Горэм, которые выступили в поддержку проекта[12]. В результате Конгресс одобрил проект и передал его штатам для ратификации.

Во время дискуссий, сопровождавших ратификацию Конституции, сложились две «партии» — «Федералисты» (выступали за ратификацию) и «Антифедералисты». Антифедералисты утверждали, что после принятия Конституции и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость. Мэдисон, Гамильтон и Джон Джей под коллективным псевдонимом Публий (в честь римского консула периода республики Публия Валерия Публиколы) начали издавать журнал Федералист (англ. Federalist Papers), в котором они обосновывали необходимость принятия новой Конституции и новой системы органов власти. Федералист (всего вышло 85 выпусков) считается ценнейшим источником для толкования Конституции, поскольку в Федералисте значение положений Конституции разъясняется самими её авторами[13].

Первым Конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым штатом стал Нью-Гемпшир (21 июня 1788 г.). При этом в одних штатах ратификация проходила единогласно, в то время как в других шла упорная борьба вплоть до момента голосования в конвенте. В Нью-Йорке первоначально против ратификации выступали две трети конвента; Гамильтон лично сумел переубедить многих депутатов, и 27 июля 1788 года конвент Нью-Йорка ратифицировал Конституцию с преимуществом в три голоса и с рекомендацией принять Билль о правах. Аналогичная рекомендация была принята в Массачусетсе и некоторых других штатах. 13 сентября 1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие. 4 марта 1789 года (ещё до того, как Конституцию ратифицировали Северная Каролина и Род-Айленд) начали работу новые федеральные органы власти, созданные в соответствии с новой Конституцией.

Источники

Шарль де Секонда, барон де Монтескьё

Некоторые идеи, которые легли в основу конституции, были новым словом отцов-основателей в политической истории, в то время как некоторые были взяты из работ философов XVII—XVIII веков и существовавших в то время конституционных документов. Огромное влияние на Конституцию США оказали работы французского просветителя Монтескьё, в первую очередь его произведение «О духе законов»[14], в котором Монтескьё изложил свои взгляды на разделение властей. Монтескьё считал, что любой человек, сосредоточив в своих руках неограниченную власть, начнёт злоупотреблять ей. При этом он допускал реализацию разделения властей и в монархическом государстве[14]. В рамках концепции разделения властей Монтескьё предлагал сделать установление и взимание налогов исключительным полномочием законодательного органа, который через финансирование исполнительной власти мог бы влиять на её деятельность, а исполнительной власти предоставить право вето на принятые законодательным органом законы. Законы должны были бы проходить через обе палаты двухпалатного законодательного органа. Судебная власть должна быть независимой от двух других ветвей[14]. Все эти положения вошли в Конституцию США. В Конституции принцип разделения властей воплощён в наиболее «жёстком» виде, когда возможность одной ветви власти влиять на деятельность другой ветви сведена к минимуму: президент лишён возможности распустить конгресс или какую-либо из его палат, в свою очередь должностные лица исполнительной власти не несут политической ответственности за свои действия перед конгрессом (конгресс может отрешить любое должностное лицо за преступления в порядке импичмента, но не за несогласие с проводимой политикой).

Важную роль сыграла теория общественного договора, разработанная ещё в XVII веке Томасом Гоббсом и получившая развитие в трудах Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Монтескьё и других философов Просвещения. Согласно этой теории, люди до возникновения государства находились в состоянии первобытной («естественной») свободы, но пришли к необходимости создания государства, которому они бы отдавали часть свобод, получая взамен защиту, правосудие и гарантию соблюдения своих прав. При этом Гоббс был сторонником абсолютной монархии и противником разделения властей. Отголосок этой теории можно найти в преамбуле Конституции США: народ принимает Конституцию в целях обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны и содействия общему благосостоянию.

Младший современник Гоббса Джон Локк является автором сразу нескольких идей, нашедших своё отражение в Конституции. Во-первых, Локк является создателем теории естественных прав, которые даны людям Богом, принадлежат всем людям с рождения и не могут быть ущемлены монархом. К естественным правам Локк относил права на жизнь, свободу, здоровье и собственность[15]. Во-вторых, Локк развивал теорию общественного договора: по его мнению, люди, которые заключили договор и выбрали себе правительство, вправе свергнуть его, если правительство нарушило условия общественного договора и использует власть не в интересах народа[15].

Теория федерального устройства государства была известна и до создания Соединённых Штатов. В частности, Монтескьё считал федерализм с возможностью отделения одной из гарантий соблюдения прав граждан[16]. Федерализм в США возник потому, что до возникновения Соединённых Штатов отдельные штаты существовали как колонии с собственными органами власти и осознанием своей самостоятельности. До начала работы над Конституцией проблематика федерализма была слабо изучена. Первым опытом закрепления федеративного устройства были Статьи Конфедерации, однако отсутствие у органов центральной власти многих важных полномочий снижало эффективность федерации. По этой причине в Конституции федерация претерпела серьёзные изменения. Основные идеи, обосновавшие новое федеративное устройство, были изложены Мэдисоном, Гамильтоном и Джеем в Федералисте в период борьбы за ратификацию Конституции между Федералистами и Антифедералистами. Основной задачей федералистов было передать в ведение центральной власти оборону, международную торговлю и некоторые другие вопросы и обеспечить применение изданных федерацией законов на всей территории страны[16]. Возражая тем, кто опасался, что после принятия Конституции федерация подавит самоуправление в отдельных штатах, Мэдисон писал:

Деятельность федерального правительства будет наиболее обширной и важной в периоды войн и опасностей; деятельность правительств штатов — в периоды мира и безопасности[17].

Оригинальный текст (англ.)

The operations of the federal government will be most extensive and important in times of war and danger; those of the State governments, in times of peace and security.

Таким образом, подчёркивалось, что в компетенцию федеральных органов будут попадать вопросы общегосударственного значения, а внутренние дела штатов остаются в ведении штатов.

Конституционализм возник в британских колониях ещё в XVII веке: первой конституцией (документом, в котором устанавливалась система управления колонией) считаются Основные законы Коннектикута (англ. Fundamental Orders of Connecticut), принятые в 1639 году[18]. После принятия Декларации независимости (1776) все 13 колоний в период с 1776 по 1787 год приняли свои конституции, наиболее важными из которых считаются конституции Виргинии (в ней впервые было использовано само слово «конституция») и Пенсильвании[18]. Авторами Конституции Виргинии были Мэдисон, Джефферсон и Джордж Мейсон; работа Мэдисона над Конституцией Виргинии впоследствии помогла ему в создании Конституции США[19].

Джон Куинси Адамс называл в числе предшественников Конституции Мейфлауэрское соглашение 1620 года[20]. Существует точка зрения, что определённое влияние на Конституцию оказал Великий закон мира — неписаный закон ирокезов, якобы дарованный им полулегендарным вождём Гайаватой[21], однако она не является общепризнанной.

Многие положения британских конституционных актов, таких как Хабеас корпус акт и Билль о правах, которые обеспечивали различные гарантии прав личности, были включены в Конституцию и в Билль о правах.

Структура Конституции

Конституция США состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок (в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах).

Преамбула

Преамбула к конституции США содержит единственное предложение. Сама по себе преамбула не является источником прямого действия, а только разъясняет основное назначение конституции. Преамбула, особенно первые слова («Мы, народ» — «We the people»), является одним из часто цитируемых разделов конституции.

Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

Оригинальный текст (англ.)

We the People of the United States, in Order to form a more perfect Union, establish Justice, insure domestic Tranquility, provide for the common defense, promote the general Welfare, and secure the Blessings of Liberty to ourselves and our Posterity, do ordain and establish this Constitution for the United States of America.

Таким образом, выделяется пять целей Конституции:

  • Обеспечение лучшей кооперации между штатами
  • Гарантия справедливости и общественного порядка
  • Обеспечение защиты от внешних врагов
  • Обеспечение процветания населения
  • Защита свобод в настоящем и в будущем

Преамбула содержит исключительно важное положение о том, что Конституция принимается народом Соединённых Штатов в целом. В Конституции США отсутствует отдельная глава о правах и свободах граждан, которая есть в большинстве современных конституций (отчасти этот недостаток был устранён после принятия Билля о правах), поскольку создатели Конституции считали, что основные права указаны в преамбуле.

В деле Джейкобсон против Массачусетса (1905 год)[22] Джейкобсон заявлял, что из преамбулы прямо вытекает его личное право на «блага свободы». Верховный суд в решении по этому делу указал:

Хотя преамбула обозначает общие цели, ради достижения которых народ принял Конституцию, она никогда не считалась источником каких-либо конкретных полномочий, возложенных на правительство Соединённых Штатов или какой-либо из его департаментов.

Оригинальный текст (англ.)

Although that preamble indicates the general purposes for which the people ordained and established the Constitution, it has never been regarded as the source of any substantive power conferred on the government of the United States, or on any of its departments.

Упоминание о «более совершенном Союзе» связано с тем, что Конституция США справедливо считалась более совершенным документом, чем Статьи Конфедерации, поскольку предусматривала создание сильного федерального правительства, которое имело достаточно полномочий для проведения собственной политики и обеспечения единства государства.

Законодательная власть

Здание конгресса США

Статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет Конгресс США, включающий в себя Палату представителей (нижнюю палату) и Сенат (верхнюю палату). В статье описаны процедура выборов в каждую из палат, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и законодательный процесс. Статья гарантирует иммунитет сенаторов и представителей от преследования за мнения, высказанные в ходе дебатов, и заработную плату на весь срок мандата. В 1819 году верховный суд США под председательством Джона Маршалла рассмотрел дело Маккаллох против Мэриленда[23] и постановил, что конгресс вправе принимать законы и по вопросам, которые прямо не отнесены к его ведению Статьёй I, если это необходимо для того, чтобы осуществлять указанные в Конституции полномочия. В 1913 году Семнадцатой поправкой в Статью I было внесено важное изменение, которое устанавливало прямые выборы сенаторов. До этого сенаторы избирались легислатурами штатов. Конституция закрепила основные процедуры работы парламента. Кворум установлен на уровне большинства от избранного числа членов палаты. При этом четко указано, что в отсутствие кворума палата может принимать решения лишь об объявлении перерыва или принятию мер по обеспечению кворума. Закреплено право одной пятой присутствующих членов палаты потребовать проведения любого голосования в поименном режиме, а также право каждой палаты самостоятельно принимать регламент своей работы. Интересной особенностью статьи 1 Конституции США стала процедура разрешения избирательных споров: любые споры о легитимности мандата депутата или сенатора решает та палата, членом которой он является.

Исполнительная власть

Белый дом, резиденция Президента США

Статья II гласит, что исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов.

В должность президента может быть выбран только тот, кто родился гражданином Соединенных штатов или кто был гражданином во время утверждения Конституции; не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянного жительства в Соединенных Штатах.

В случае удаления президента от должности или в случае смерти, выхода в отставку или неспособности пользоваться правами и исполнять свои обязанности его заменяет вице-президент.[24]

— из Конституции США 1787 г.

В статье описаны порядок выборов, требования к кандидату в президенты, клятва, которую президент приносит при вступлении в должность, полномочия президента. Также статья вводит институт вице-президента США, который избирается одновременно с президентом. Двадцать пятая поправка закрепила правило, согласно которому вице-президент занимает пост президента в случае досрочного прекращения его полномочий. Первоначальный текст был неудачно сформулирован и оставлял возможность различного толкования того, становится ли вице-президент президентом или просто исполняет его обязанности до следующих выборов. Первый прецедент случился в 1841 году, когда девятый президент Уильям Генри Гаррисон умер спустя месяц после вступления в должность, и вице-президент Джон Тайлер стал десятым президентом. Таким образом Двадцать пятая поправка закрепила сложившееся правило. В 1951 году была ратифицирована Двадцать вторая поправка, которая установила, что никто не может занимать пост президента более двух сроков. Кроме того, в этой же статье предусмотрена возможность отрешения от должности всех гражданских должностных лиц, включая президента (импичмент). В разделе 2 Статьи II упоминаются «высшие должностные лица каждого из департаментов исполнительной власти» (англ. principal Officer in each of the executive Departments). Фактически это единственное упоминание о кабинете президента США — аналоге правительства.

Судебная власть

Здание Верховного суда США

Статья III описывает судебную систему США, которая состоит из Верховного суда и нижестоящих судов, которые должны быть учреждены конгрессом. Верховный суд является судом первой инстанции по очень небольшому перечню дел, все остальные дела могут рассматриваться верховным судом в порядке пересмотра. Судьи всех судов несменяемы. В этой же статье установлено обязательное рассмотрение всех уголовных дел судами присяжных и дано определение государственной измены.

Равенство штатов

Статья IV касается взаимоотношений между штатами и федерацией. Она предусматривает обязанность должностных лиц штатов оказывать «полное доверие и уважение» (англ. full faith and credit) официальным актам (в том числе судебным актам) и документам других штатов и запрещает дискриминацию граждан других штатов. Устанавливается принцип судебной юрисдикции по месту совершения преступления и корреспондирующая ему обязанность штата, в котором находится обвиняемый, выдать его властям штата, в котором он должен предстать перед судом. Раздел 3 устанавливает порядок принятия нового штата (решение принимается конгрессом) и образования нового штата на территории существующих штатов (дополнительно требуется согласие законодательных органов заинтересованных штатов). В разделе 4 гарантируется республиканская форма правления в каждом штате и установлена обязанность федерации обеспечить защиту каждого штата от внешнего вторжения и внутренних беспорядков.

Поправки к конституции

Статья V описывает процесс изменения конституции — принятия поправок. Поправки могут быть приняты конгрессом (двумя третями присутствующих членов каждой из палат) или Национальным конвентом — специальным органом, который созывается конгрессом по требованию не менее двух третей легислатур (парламентов) штатов. До настоящего момента поправки принимались только конгрессом; Национальный конвент ни разу не созывался, в связи с чем порядок избрания его членов и регламент работы остаётся неизвестным.

После того, как поправки были приняты конгрессом либо национальным конвентом, они должны быть ратифицированы тремя четвертями штатов. Конгресс сам определяет один из двух возможных способов: ратификация легислатурами (парламентами) штатов или созываемыми в каждом штате специально для принятия этого решения конвентами. Второй способ использовался только один раз, для того, чтобы принять Двадцать первую поправку, которая отменяла ранее принятую Восемнадцатую поправку («Сухой закон»).

Для того чтобы принять поправку, которая уменьшает число сенаторов от данного штата по сравнению с другими штатами, в обязательном порядке требуется согласие заинтересованного штата.

Соотношение законодательства федерации и штатов

Статья VI закрепляет приоритет правовых актов федерации: Конституции, принимаемых во исполнение её законов и международных договоров США, перед законодательством штатов. В случае конфликта Конституции США или федеральных нормативных актов с актами штатов суды обязаны применять федеральные акты. В той же статье содержится обязанность сенаторов, членов Палаты представителей, членов легислатур штатов, государственных служащих и судей при вступлении в должность приносить клятву или делать заявление о том, что данное лицо будет «поддерживать» (англ. support) Конституцию.

Эта же статья предусматривает, что все долги и обязательства, существовавшие до принятия Конституции (то есть во время действия Статей Конфедерации) сохраняют силу, и что наличие или отсутствие определённых религиозных убеждений не может быть условием для занятия какой-либо государственной должности. Последнее условие было включено в Конституци

www.gpedia.com

Конституция США

Конституция США

Конституция США

Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

СТАТЬЯ I КОНСТИТУЦИИ США
РАЗДЕЛ 1. Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из сената и палаты представителей.

РАЗДЕЛ 2 КОНСТИТУЦИИ США. Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах; избиратели в каждом штате должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям более многочисленной палаты законодательного собрания штата. Ни одно лицо не может быть представителем, если оно не достигло возраста двадцати пяти лет, не было в течение семи лет гражданином Соединенных Штатов и не является на момент избрания жителем того штата, в коем оно выбирается. Представители и прямые налоги распределяются между отдельными штатами, которые могут быть включены в настоящий Союз, пропорционально численности населения, каковая определяется посредством прибавления ко всему числу свободных лиц — включая тех, кто обязан находиться в услужении в течение многолетнего срока, и исключая не облагаемых налогом индейцев — трех пятых всех прочих лиц. Всеобщее исчисление населения будет произведено в течение трех лет после первой сессии Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждый десять лет в порядке, установленном законом. Число представителей не должно превышать одного на каждые тридцать тысяч жителей, но каждый штат должен иметь, по меньшей мере, одного представителя; и пока таковое исчисление не будет произведено, штату Нью-Хэмпшир положено выбрать трех представителей, Массачусетсу — восемь, Род-Айленду и Плэнтейшн Провиденс — одного, Коннектикуту — пять, Нью-Йорку — шесть, Нью-Джерси — четырех, Пенсильвании — восемь, Делавэру — одного, Мэриленду — шесть, Вирджинии — десять, Северной Каролине — пять, Южной Каролине — пять и Джорджии — трех представителей. Когда в представительстве от какого-либо штата открываются вакансии, исполнительная власть оного издает приказ о проведении выборов для заполнения таковых вакансий. Палата представителей выбирает своего спикера и других должностных лиц; только она имеет исключительное право возбуждать импичмент.

РАЗДЕЛ 3 КОНСТИТУЦИИ США. В состав сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые законодательными собраниями соответствующих штатов на шесть лет; каждый сенатор имеет один голос. Когда сенаторы соберутся после первых выборов, они должны быть разделены на три по возможности равные группы. Места сенаторов первой группы становятся вакантными по истечении второго года, второй группы — по истечении четвертого года и третьей группы — по истечении шестого года, так, чтобы одна треть сенаторов могла быть переизбрана раз в два года. Если вследствие отставки или по другой причине вакансии откроются во время перерыва в работе законодательного собрания какого-либо штата, исполнительная власть оного может произвести временные назначения до следующей сессии законодательного собрания, которое таковые вакансии заполнит. Ни одно лицо не может быть сенатором, если оно не достигло возраста тридцати лет, не было в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является на момент избрания жителем того штата, в коем оно выбирается. Вице-президент Соединенньк Штатов является председателем сената, однако участвовать в голосовании может лишь в тех случаях, когда голоса делятся поровну. Сенат выбирает других своих должностных лиц, а также — в отсутствие вице-президента или когда он исполняет обязанности Президента Соединенных Штатов — председателя pro tempore. Только сенат имеет исключительное право рассматривать все дела в порядке импичмента. Заседая с этой целью, сенаторы приносят присягу или дают торжественное обещание. Когда рассматривается дело Президента Соединенных Штатов, председательствует Главный судья; ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов. Приговор по делам импичмента ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, официальную или приносящую доход должность на службе Соединенных Штатов. Однако лицо, осужденное таковым образом, тем не менее, может в соответствии с законом подлежать привлечению к уголовной ответственности, суду и наказанию по приговору суда.

РАЗДЕЛ 4 КОНСТИТУЦИИ США. Время, место и порядок проведения выборов сенаторов и представителей устанавливаются в каждом штате законодательным собранием оного; но Конгресс может в любое время своим законом установить или изменить правила проведения выборов, за исключением тех, которые касаются места выбора сенаторов. Конгресс собирается не реже одного раза в год, и его сессии начинаются в первый понедельник декабря, если только законом Конгресс не назначит другой день.

РАЗДЕЛ 5 КОНСТИТУЦИИ США. Каждая палата сама является судьей правомерности выборов, их результатов и квалификаций ее собственных членов. Большинство членов в каждой из палат составляют кворум, необходимый для ведения дел; однако палата и в меньшем составе может переносить свои заседания с одного дня на другой и может быть уполномочена обеспечивать принудительную явку отсутствующих членов таким способом и под угрозой таких санкций, какие каждая палата может предусмотреть. Каждая палата может устанавливать правила своих процедур, наказывать своих членов за нарушающее порядок поведение и с согласия двух третей — исключать их из своего состава. Каждая палата ведет журнал своих заседаний и время от времени публикует его, за исключением тех разделов, которые, по ее суждению, могут потребовать сохранения в тайне; «да» и «нет», высказанные членами каждой из палат в голосовании по какому-либо вопросу, по желанию одной пятой присутствующих членов заносятся в журнал. Ни одна из палат в течение сессии Конгресса не может без согласия другой перенести заседания более чем на три дня или назначить их в ином месте, чем то, где заседают обе палаты.

РАЗДЕЛ 6 КОНСТИТУЦИИ США. Сенаторы и представители получают за свою службу вознаграждение, устанавливаемое законом и выплачиваемое казначейством Соединенных Штатов. Во всех случаях, за исключением государственной измены, тяжкого преступления и нарушений общественного порядка, они пользуются привилегией свободы от ареста во время их присутствия на сессии соответствующей палаты и во время следования туда и возвращения оттуда; ни за какое выступление или участие в дебатах в каждой палате с них не может быть спрошено в каком-либо ином месте. Ни сенатор, ни представитель в течение срока, на который он был избран, не может быть назначен на какую-либо гражданскую должность в пределах власти Соединенных Штатов, которая создана или доходы от которой увеличены за таковой срок; ни одно лицо, занимающее какую-нибудь должность на службе Соединенных Штатов, не может быть членом любой из палат во время своего пребывания в должности.

РАЗДЕЛ 7 КОНСТИТУЦИИ США. Все законопроекты о государственных доходах исходят от палаты представителей, но, как и по другим законопроектам, сенат может соглашаться с ними или вносить к ним поправки. Каждый законопроект, принятый палатой представителей и сенатом, прежде чем стать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов. Если он одобряет законопроект, то подписывает его; если не одобряет, то возвращает его со своими возражениями в ту палату, откуда исходил законопроект. Таковая палата заносит полностью возражения Президента в свой журнал и приступает к повторному рассмотрению законопроекта. Если после этого рассмотрения законопроект будет принят двумя третями голосов членов палаты, он направляется вместе с возражениями Президента в другую палату, которая также рассматривает его повторно. И если она одобрит законопроект двумя третями голосов, то он становится законом. Во всех указанных случаях в обеих палатах голосование производится в форме высказывания «да» и «нет» членами палаты, а имена лиц, голосовавших за и против законопроекта, заносятся в журнал соответствующей палаты. Если какой-либо законопроект не возвращен Президентом в течение десяти дней (не считая воскресений) после того, как он был ему представлен, такой законопроект становится законом так же, как если бы он был подписан Президентом; законопроект не становится законом, если по окончании сессии Конгресса он не мог быть возвращен в Конгресс. Все распоряжения, резолюции или решения, для которых может оказаться необходимым согласие и сената, и палаты представителей (за исключением вопроса о переносе заседания), представляются Президенту Соединенных Штатов и вступают в силу, только будучи им одобрены; в случае неодобрения им они могут быть снова приняты двумя третями голосов сената и палаты представителей в соответствии с правилами и ограничениями, установленными в отношении законопроектов.

РАЗДЕЛ 8 КОНСТИТУЦИИ США. Конгресс имеет право: · устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединенных Штатов; причем все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединенных Штатах; · занимать деньги в кредит Соединенных Штатов; · регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами; · устанавливать повсеместно в Соединенных Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах; · чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер; · предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединенных Штатов; · создавать почтовые службы и почтовые пути; · содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на определенный срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия; · учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду; · определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против международного права; · объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде; · формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок; · создавать и содержать военно-морской флот; · издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими; · предусматривать меры по призыву милиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавлению мятежей и отражения вторжений; · предусматривать меры по организации, вооружению и обучению милиции и руководству той ее частью, которая может быть использована на службе Соединенных Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки милиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом; · осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не превышающего десяти квадратных миль), каковой, · будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединенных Штатов; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретенньк с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений; · издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.

РАЗДЕЛ 9 КОНСТИТУЦИИ США. Переселение или ввоз тех лиц, которых любой из штатов, ныне существующих, сочтет нужным допустить, не должны запрещаться Конгрессом до одна тысяча восемьсот восьмого года; однако таковой ввоз может облагаться налогом или пошлиной, но на сумму не более десяти долларов за каждое лицо. Действие привилегий приказа habeas corpus не должно приостанавливаться, если только того не потребует общественная безопасность в случаях восстания или вторжения. Не должны приниматься билли об опале или законы ex post facto. Не должны устанавливаться подушные подати или иные прямые налоги иначе как в соответствии с переписью или исчислением населения, проведение которого предписано выше. Не должны облагаться налогом или пошлиной товары, вывозимые из любого штата. Не должно отдаваться предпочтение — в силу какого-либо постановления о торговле или государственных доходах — портам одного штата перед портами другого; суда, следующие в какой-либо штат или из штата, не должны принуждаться к заполнению таможенных деклараций и уплате пошлин. Не должны выдаваться деньги из казначейства иначе как на основе ассигнований, предписанных законом; сообщения и отчеты о поступлениях и расходах всех государственных денег должны периодически публиковаться. Соединенные Штаты не жалуют никаких дворянских титулов; ни одно лицо, занимающее какую-нибудь приносящую доход или официальную должность на службе Соединенных Штатов, не должно без согласия Конгресса принимать какое-либо подношение, вознаграждение, должность или титул любого рода от какого-либо короля, принца или иностранного государства.

РАЗДЕЛ 10 КОНСТИТУЦИИ США. Ни один штат не может заключать какой-либо договор, вступать в союз или конфедерацию, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, уплачивать долги чем-либо иным, кроме золотой и серебряной монеты, принимать билли об опале, законы ex post facto или законы, нарушающие договорные обязательства, либо жаловать дворянские титулы. Ни один штат не может без согласия Конгресса облагать какими-либо пошлинами или сборами ввоз или вывоз товаров, за исключением случаев, когда это может быть совершенно необходимо для исполнения инспекционных законов штата; чистый доход от всех сборов и пошлин, установленных штатом на ввоз или вывоз товаров, поступает в распоряжение казначейства Соединенных Штатов; все таковые законы подлежат контролю Конгресса и могут быть им пересмотрены. Ни один штат не может без согласия Конгресса устанавливать какие-либо тоннажные сборы, содержать войска или военные суда в мирное время, заключать какое-либо соглашение или договор с другим штатом или с иностранной державой либо вести войну, если только он уже не подвергся вторжению или не находится в такой неотвратимой опасности, при которой недопустимо промедление.

СТАТЬЯ II КОНСТИТУЦИИ США
Pаздел 1. Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом. Каждый штат назначает в таком порядке, который установит законодательное собрание оного, выборщиков в количестве, равном общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет право послать в Конгресс; при этом ни один сенатор или представитель или же лицо, занимающее официальную или приносящую доход должность на службе Соединенных Штатов, не могут быть назначены выборщиками. Выборщики собираются в своих штатах и голосуют бюллетенями за двух лиц, из которых, по крайней мере, одно не должно быть жителем одного с ними штата. Они же составляют список всех лиц, за которых голосовали, с указанием числа голосов, поданных за каждого из них; этот список они подписывают, удостоверяют и направляют опечатанным в место пребывания правительства Соединенных Штатов на имя председателя сената. Председатель сената в присутствии сената и палаты представителей вскрывает все опечатанные списки, после чего голоса подсчитываются. Лицо, получившее наибольшее число голосов, становится Президентом, при условии, что таковое число составляет большинство голосов всех назначенных выборщиков; если же более чем одно лицо получили таковое большинство, имея при этом равное число голосов, тогда палата представителей незамедлительно выбирает одного из них в Президенты, голосуя бюллетенями; если ни одно лицо не получит большинства голосов, тогда названная палата таким же способом выбирает Президента из пяти лиц, которые получили наибольшее число голосов среди всех кандидатов, находившихся в списке. Но при выборах Президента голоса подаются по штатам, причем представительство от каждого штата имеет один голос; кворум в таком случае составляют члены палаты от двух третей штатов; при этом для избрания Президента необходимо большинство голосов всех штатов. В каждом случае после избрания Президента лицо, получившее наибольшее число голосов выборщиков, становится вице-президентом. Если же окажется, что два лица или более получили равное число голосов, то сенат выбирает из них вице-президента, голосуя бюллетенями. Конгресс может определить время избрания выборщиков и день, когда они подают голоса; такой день является единым повсеместно в Соединенных Штатах. Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов на момент принятия настоящей Конституции, не подлежит избранию на должность Президента; равно как не подлежит избранию на эту должность какое-либо лицо, не достигшее возраста 35 лет и не проживавшее в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах. В случае отстранения Президента от должности или его смерти, отставки либо неспособности осуществлять полномочия и обязанности названной должности таковые переходят к вице-президенту; в случае отстранения, смерти, отставки или неспособности как Президента, так и вице-президента Конгресс может принять закон, указывающий, какое должностное лицо будет действовать в качестве Президента; такое должностное лицо выполняет соответствующие обязанности, пока не устранена причина неспособности Президента выполнять свои обязанности или не избран новый Президент. Президент в установленные сроки получает за свою службу вознаграждение, каковое не может быть ни увеличено, ни уменьшено в течение периода, на который он был избран, и в пределах этого периода он не может получать никаких иных доходов от Соединенных Штатов или какого-либо из штатов. Перед вступлением в должность президент приносит следующую присягу или дает следующее торжественное обещание: «Я торжественно клянусь (или обещаю), что буду добросовестно исполнять должность Президента Соединенных Штатов и в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов».

РАЗДЕЛ 2 КОНСТИТУЦИИ США. Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединенных Штатов и милицией отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу Соединенных Штатов; он может потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу; касающемуся их должностных обязанностей; он имеет право даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединенных Штатов, кроме как по делам импичмента. Он имеет право по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; он по совету и с согласия сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом; но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтет уместным, Президенту единолично, судам или главам департаментов. Президент имеет право заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии.

РАЗДЕЛ 3 КОНСТИТУЦИИ США. Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении Союза и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтет необходимыми и целесообразными; он может в чрезвычайных случаях созвать обе палаты или любую из них, а в случае разногласий между палатами по поводу времени переноса заседаний он может перенести их сам на такое время, какое сочтет уместным; он принимает послов и других официальных представителей; он заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, и удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединенных Штатов.

РАЗДЕЛ 4 КОНСТИТУЦИИ США. Президент, вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие важные преступления и мисдиминоры.

СТАТЬЯ III КОНСТИТУЦИИ США
РАЗДЕЛ 1. Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и таким нижестоящим судам, какие Конгресс может время от времени учреждать. Судьи как Верховного, так и нижестоящих судов занимают свои должности, пока ведут себя безупречно, и в установленные сроки получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время пребывания в должности.

РАЗДЕЛ 2 КОНСТИТУЦИИ США. Судебная власть распространяется на все дела, основанные на праве и справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции, законов Соединенных Штатов и международных договоров, которые заключены или будут заключены от их имени, на все дела, касающиеся послов, других официальных представителей и консулов; на все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; на споры, стороной в которых являются Соединенные Штаты; на споры между двумя или более штатами; между каким-либо штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов, между гражданами одного штата, претендующими на земли, предоставляемые другими штатами, и между штатом или гражданами оного и иностранными государствами, гражданами или поданными. По всем делам, касающимся послов, других официальных представителей и консулов, а также по тем, в которых штат является стороной, Верховный суд наделяется первоначальной юрисдикцией. По всем другим упомянутым выше делам Верховный суд наделяется апелляционной юрисдикцией по вопросам как права, так и факта, с такими исключениями и по таким правилам, какие устанавливает Конгресс. Дела о всех преступлениях, исключая те, которые преследуются в порядке импичмента, подлежат рассмотрению судом присяжных; таковое рассмотрение должно происходить в том штате, где преступления совершены; но когда они совершены не в пределах какого-либо штата, рассмотрение дела происходит в том месте или местах, какие Конгресс может указать в законе.

РАЗДЕЛ 3 КОНСТИТУЦИИ США. Государственной изменой Соединенным Штатам считается только ведение войны против них или присоединение к их врагам, оказание врагам помощи и поддержки. Никто не может быть осужден за государственную измену, кроме как на основании показаний двух свидетелей об одном и том же очевидном деянии или же собственного признания на открытом заседании суда. Конгресс имеет право устанавливать наказание за государственную измену, но осуждение за государственную измену не влечет за собой поражение в правах потомства или конфискацию имущества иначе как при жизни осужденного лица.

СТАТЬЯ IV КОНСТИТУЦИИ США
РАЗДЕЛ 1. Полное доверие и уважение должны оказываться в каждом штате официальным актам, документам и материалам судопроизводства любого другого штата. Конгресс может путем принятия общих законов предписывать способ удостоверения подлинности таковых актов, документов и материалов судопроизводства, а также установления юридической силы оных.

РАЗДЕЛ 2 КОНСТИТУЦИИ США. Гражданам каждого штата предоставляются все привилегии и льготы граждан других штатов. Лицо, обвиненное в одном штате в государственной измене, тяжком преступлении или ином преступлении, которое скрылось от правосудия и обнаружено в другом штате, по требованию исполнительной власти штата, из которого оно совершило побег, подлежит выдаче для препровождения в штат, юрисдикции которого подлежит это преступление. Ни одно лицо, содержащееся в услужении или на работе в одном штате по законам оного и бежавшее в другой штат, не освобождается в силу какого-либо закона или постановления последнего от услужения или работы, а должно быть выдано по заявлению той стороны, которая имеет право на таковое услужение или работу.

РАЗДЕЛ 3 КОНСТИТУЦИИ США. Новые штаты могут быть допущены Конгрессом в настоящий Союз, но ни один новый штат не может быть образован или создан в пределах юрисдикции какого-либо другого штата; и никакой штат не может быть образован слиянием двух или более штатов либо частей штатов без согласия законодательных собраний заинтересованных штатов, равно как и Конгресса. Конгресс имеет право распоряжаться территорией или иной собственностью, принадлежащей Соединенным Штатам, и издавать относительно них все необходимые постановления и предписания. Ничто в настоящей Конституции не должно толковаться в ущерб каким-либо правам Соединенных Штатов или какого-либо отдельного штата.

РАЗДЕЛ 4 КОНСТИТУЦИИ США. Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и защищают каждый из них от вторжения, а по ходатайству законодательного собрания или исполнительной власти (когда законодательное собрание не может быть созвано) — и от внутреннего насилия.

СТАТЬЯ V КОНСТИТУЦИИ США. Конгресс, когда бы ни сочли это необходимым две трети членов обеих палат, может предлагать поправки к настоящей Конституции или — по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов — может созвать Конвент для предложения поправок; таковые поправки в обоих случаях будут иметь юридическую силу во всех отношениях как часть настоящей Конституции после их ратификации законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях оных в зависимости от того, какую форму ратификации предложит Конгресс. При этом ни одна поправка, которая может быть принята до одна тысяча восемьсот восьмого года, никоим образом не должна затрагивать первую и четвертую части девятого раздела первой статьи; ни один штат без его согласия не может быть лишен своего равного с другими штатами голоса в сенате.

СТАТЬЯ VI КОНСТИТУЦИИ США. Все долги и обязательства, существовавшие до принятия настоящей Конституции, сохраняют такую же силу для Соединенных Штатов при настоящей Конституции, как и при Конфедерации. Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение оной, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены от имени Соединенных Штатов, являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать таковому праву, что бы ему ни противоречило в Конституции или законах любого штата. Сенаторы и представители, упомянутые выше, и члены законодательных собраний отдельных штатов, равно как и исполнительные и судебные должностные лица как Соединенных Штатов, так и отдельных штатов, обязуются, давая присягу или торжественное обещание, поддерживать настоящую Конституцию; но никакая проверка религиозности не должна требоваться в качестве условия для занятия какой-либо должности или официального поста на службе Соединенных Штатов

СТАТЬЯ VII КОНСТИТУЦИИ США. Ратификация конвентами девяти штатов является достаточной для вступления в силу настоящей Конституции в штатах, которые оную ратифицировали. Исполнено на Конвенте по единодушному согласию присутствующих штатов семнадцатого дня сентября в одна тысяча семьсот восемьдесят седьмом году от рождества Христова и на двенадцатом году независимости Соединенных Штатов Америки. В удостоверение чего мы поставили здесь наши подписи. Дж. Вашингтон, Президент и делегат от Вирджинии Нью-Хэмпшир: Джон Лэнгдон, Николас Гилмэн Массачусетс: Натаниел Горэм, Руфус Кинг Коннектикут: Уильям Сэмюэл Джонсон, Роджер Шерман Нью-Йорк: Александр Гамильтон Нью-Джерси: Уильям Ливингстон, Дэвид Брэрли, Уильям Пэтерсон, Джонатан Дэйтон Пенсильвания: Бенджамин Франклин, Томас Миффлин, Роберт Моррис, Джордж Клаймер, Томас Фицсимонс, Джарел Ингерсол, Джеймс Уилсон, Гов. Моррис Делавэр: Джордж Рид, Ганнинг Бендфорд младший, Джон Дикинсон, Ричард Бассетт, Джейкоб Брум Мэриленд: Джеймс Макгенри, Дэниел оф Сент-Томас Дженифер, Дэниел Кэррол Вирджиния: Джон Блэр, Джеймс Медисон младший Северная Каролина: Уильям Блаунт, Доббс Спэйт, Хью Уильямсон Южная Каролина: Дж. Рутледж, Чарльз Коутсуорт Пинкни, Чарльз Пинкни, Пирс Батлер Джорджия: Уильям Фью, Авраам Болдуин 17 сентября 1787 года

http://www.usavisa.ru/usa/const.php


mmkaz.narod.ru

Принятие Конституции США | Тайны веков

Первоначально государственное устройство США представляло собой конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. Центральную власть осуществлял Континентальный конгресс, состоявший из представителей штатов. Такая структура власти сохранялась и после окончания Войны за независимость, но наиболее дальновидные политики стремились к федеративной республике с сильным центром и общенациональной конституцией. Штаты, действуя порознь, не могли наладить торговлю и стабилизировать финансы.

При огромном государственном долге правительство конфедерации не имело ни бюджета, ни банка, чтобы прийти на помощь штатам. Их правительства, в свою очередь, являлись должниками банкиров, а также ветеранов армии, годами не получавших жалованья. Важным аргументом в пользу реформирования власти была и вполне реальная угроза народных волнений.

Федеральная Конституция была разработана летом 1787 г. на Конвенте в Филадельфии. Он проходил в обстановке глубокой секретности, а по его окончании вниманию общественности был предложен проект документа. В подготовке проекта Конституции участвовали Дж. Вашингтон (ставший вскоре первым президентом страны), Б. Франклин, А. Гамильтон, Д. Мэдисон. Положения Конституции были составлены так удачно, что удовлетворяли требованиям как сторонников прав штатов, так и поборников сильного центра. Правительство США получило новые полномочия, в частности право сбора федеральных налогов и регулирования торговых и коммерческих отношений между штатами. Конституционный конвент допустил к национальным выборам всех американцев, наделенных избирательным правом в годы Войны за независимость. Однако ради утверждения прочного государственного союза делегаты северных штатов поступились заповедью о равенстве естественных прав человека и сохранили рабство.

Процесс утверждения Конституции штатами вызвал напряженную политическую борьбу в стране. Противники Конституции – антифедералисты – критиковали ее в основном по двум причинам: они опасались узурпации власти центром и указывали на отсутствие билля о правах. Ее сторонники – федералисты – имели лишь небольшой перевес. Но, так или иначе, в июне 1788 г. новая Конституция вступила в силу.

Конституция США (в том виде, в каком она была принята в 1788 г.) состоит из преамбулы, в которой говорится, что народ Соединенных Штатов Америки принимает эту Конституцию в целях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе, а также семи статей. Важнейшими конституционными документами являются также поправки к Конституции. К настоящему времени принято 27 поправок. Впервые Конституция США была дополнена Биллем о правах (первые 10 поправок), принятым в 1789 г. Билль о правах закрепил важнейшие политические и личные свободы.

Концепция прав человека исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. И потому Конституция США во главу угла ставит личные свободы. Она предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой‑либо государственной должности. Билль о правах устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг, имущества, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя.

Государственным устройством США является федерация. Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, но не обладают государственным суверенитетом. Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать Конституции США, а также ряд финансовых, социальных, экономических законов и т. п.

Конституция США определяет принцип разделения власти на три ветви: законодательную (Конгресс США, делящийся на сенат и палату представителей), исполнительную (президент) и судебную (Верховный суд США). Установлена система сдерживания и противовесов власти, благодаря которой государственный механизм США работает слаженно и эффективно на протяжении вот уже более двух веков. Эта эффективность является следствием двухпартийной системы, к которой постепенно были приспособлены выборы и все функционирование государственного механизма.

Конституция США – прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов.

agesmystery.ru

Конституция США

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра «Истории государства и права и конституционного права»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По конституционному праву зарубежных государств

тема: «Конституция США»

Выполнил: Прищепо Ю.А.

курс 1 группа 98ЮР-2

Проверил:

1999 г.

Содержание

Введение

1. Конституция США

1.1 Принятие и структура конституции

1.2 Основные черты конституции США

1.3 Изменение конституции

2. Конституционный статус гражданина

3. Высшие органы власти

3.1 Законодательная власть

3.2 Исполнительная власть

3.3 Судебная власть

4. Американский федерализм

Выводы

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Соединенные Штаты Америки — крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе — по доле ВВП на душу населения, пятое — по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье — по численности населения (после Китая и Индии) — 2б4 млн. человек в 1996 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.

Конституция США — самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, — рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т. е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента нельзя назвать достаточно представительным; из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинул конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее «законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента».

Конституция была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. При ратификации в большинстве штатов была значительная оппозиция Конституции; только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. Остальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее; последним был штат Род-Айленд (29 мая 1790 г.). Шесть штатов — Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Северная Каролина, Виргиния и Нью-Йорк — при ратификации в той или иной форме требовали включения в нее Билля о правах.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Медисон, который был автором проекта, положенного в основу Конституции, и впоследствии стал президентом США (1809 — 1817), взял на себя инициативу предложить Билль о правах. Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. Эти поправки уточнили пределы полномочий Конгресса (поправка 1), подтвердили принцип сохранения общей компетенции, не предоставленной федерации, за штатами (или за народом — поправка Х) и закрепили ряд прав и свобод (остальные поправки).

1. Конституция США

1.1 Принятие и структура конституции.

Действующая конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом — своего рода учредительным собранием , состоявшим из представителей штатов — государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ — Статьи конфедерации — был приинят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был «созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка, и, прежде всего укрепление государственной власти. Однако, на деле было учреждено новое государство — федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция.

Конституция США включает три компонента: 1) преамбулу, которая не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечению гражданам США благ свободы; 2) семь статей и 3) двадцать семь поправок.

Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами, Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них — в 1992 г.

1.2 Основные черты конституции США.

Конституция США — первая писаная конституция, прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате осво6одительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.

Вместе с тем конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, связанный с условиями ее времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того времени конституция ограничивалась регулированием отношений государственной власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений высших органов государства. В тексте конституции не было статей о политических и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками, получившими название Билля о правах, а положения о многих социальных, экономических, культурных правах отсутствуют в тексте конституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам — плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919 г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) конституция была пробельна. Иногда ее формулировки казуистичны, имеют недостаточно обобщающий характер. В соответствии с конституцией США являются по форме правления президентской республикой, по форме территориально-политического устройства — относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом.

Декларация независимости 177б г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исходя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституция закрепляли некоторые неотъемлемые права человека — на жизнь, свободу и стремление к счастью. Многие конституционные вопросы были урегулированы поправками к конституции. Поправки в основном носят характер дополнений.

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без изменения текста конституции создает новые конституционные нормы, ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.

1.3 Изменение конституции.

Конституция США — жесткая конституция . Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа — конгресса — либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок (было предложено более 5 тыс. поправок, конгресс принял около 40 из них, необходимое большинство штатов ратифицировало 27). Единичные поправки не имеют принципиального значения, так как посвящены сравнительно частным вопросам, некоторые вводят, а затем отменяют какие-либо положения (например, поправки XVIII и XXI вводят и отменяют «сухой закон»).

Впервые конституция США была дополнена Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы (рассматриваются ниже). Из области социально-экономических прав в нем говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три «послевоенные поправки», принятые после Гражданской войны 1861 — 1865 гг. Это XIII поправка (1865 г.) о признании бывших рабов-негров гражданами США и о равенстве прав граждан, XIV поправка (принята в 1966 г., ратифицирована в 1968 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и XV поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. ХIХ поправка (принята в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила избирательные права женщинам, ХХIV — запрещает лишение избирательных прав за неуплату налогов, ХХVII — запрещает сенаторам и палате — представителей увеличивать размер своего жалованья. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов, преемственности власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т.д. Поправки, как и конституция, во многом имеют прагматический характер.

mirznanii.com

Принятие Конституции США. США

Принятие Конституции США

После победы в Войне за независимость колонии, превратившиеся в независимые государства, упивались обретенной свободой, и из–за разгула демократии возникла реальная угроза сползания молодых государств к анархии. Конгресс не был и попросту не мог быть могущественным органом централизованного управления союза колоний, между тем было очевидно, что для поддержания стабильности Америке необходим сильный федеральный центр. Поэтому члены Конгресса вскоре после провозглашения независимости Соединенных Штатов приступили к подготовке законов, которые бы регулировали жизнь в освободившихся колониях и не дали бы развалиться сложившемуся союзу штатов. Так началась работа над созданием Конституции США.

Прообразом Конституции США стал документ под названием «Фундаментальные положения», принятый в 1639 году в колонии Коннектикут. Подобные законодательные уложения, регулировавшие жизнь поселенцев, принимались и в других английских американских колониях. После провозглашения независимости каждый из штатов обзавелся собственной конституцией — так в мае 1776 года посоветовал им Конгресс. В революционном запале некоторые штаты намного опережали время. Так, памятуя о героических подвигах женщин во время войны, а также следуя духу и букве «Декларации независимости», утверждавшей равенство всех людей, в штате Нью–Джерси женщинам даже предоставили право голоса.

В этих основных законах штатов было много общего — в них содержались декларации о правах, гарантии долгожданных свобод, в большинстве документов предполагалось проведение ежегодных выборов в законодательное собрание штата, все они свидетельствовали о том, что на данном этапе освободившиеся колонии недооценивали роли судебной и особенно исполнительной власти. В большинстве случаев наблюдалась тенденция к диктатуре законодателей и принижению роли выборных губернаторов, что не могло не тревожить здравомыслящих американцев, чье мнение выразил Томас Джефферсон (1743–1826), заявивший, что «173 деспота (т. е. члены законодательного собрания. — И. Б., С. С.) неизбежно оказываются такими же угнетателями, что и один».

Чтобы положить конец опасным тенденциям, по инициативе Конгресса были разработаны «Статьи конфедерации», которые были переданы на одобрение всем штатам и приобрели статус закона в марте 1781 года. По этим законам США жили до 1787 года, хотя в их текст были внесены некоторые поправки. Конгрессу предоставлялось право решать вопросы войны и мира, вести международную политику, улаживать споры, возникающие между отдельными штатами, распоряжаться чеканкой денег, организацией почты, разрешать проблемы с индейцами, осуществлять управление западными территориями, которые постепенно заселялись при продвижении поселенцев в глубь материка. Правительство, заседавшее тогда в Филадельфии, формировалось на выборной основе, каждый штат, независимо от своих размеров и величины населения, обладал в Конгрессе только одним голосом. Законы принимались, если за них голосовали две трети штатов, а для внесения поправок в сами «Статьи конфедерации» требовалось единодушное одобрение. При огромном количестве обязанностей Конгресс обладал минимумом полномочий. Он мог обращаться к штатам с просьбами или рекомендациями, но приказывать им не мог. У конфедерации не было ни исполнительной, ни законодательной власти. Единственным административным главой был президент Конгресса, избиравшийся ежегодно. Даже попытка ввести налог с каждого штата на нужды конфедерации окончилась провалом, и Конгрессу пришлось довольствоваться добровольными пожертвованиями штатов. «Статьи конфедерации» явились прообразом принятой позднее Конституции США. Этот документ сыграл важную историческую роль, не дав бывшим колониям превратиться в кучку маленьких независимых государств и сохранив среди бывших колонистов дух единства.

21 февраля 1787 года Конгресс принял решение о необходимости пересмотра «Статей конфедерации», и 25 мая того же года двадцать девять депутатов Конституционного конвента приступили в Филадельфии к работе над новой конституцией, продолжавшейся до 17 сентября. Всего для этой задачи было избрано 73 депутата от штатов, но в итоге под текстом конституции поставили свою подпись 39 человек. Члены конвента были относительно молоды — их средний возраст составлял сорок два года. Вместе с тем старейшим членом этого органа был Франклин, которому уже исполнился 81 год. Все, кому была поручена работа над конституцией, пользовались глубоким уважением соотечественников. Не случайно Томас Джефферсон, который в это время все еще находился в Европе, служа посланником США во Франции, назвал их «собранием полубогов». Председателем Конституционного конвента единодушно был избран Джордж Вашингтон, прославленный «меч революции». Большую роль сыграли в выработке документа 32–летний Александр Гамильтон (1755–1804), выступавший за установление сильной централизованной власти, и 36–летний Джеймс Мэдисон (1751–1836), которого называют «отцом американской конституции» и которому принадлежала основная роль в создании основного закона США. Мэдисону принадлежит ставшая крылатой фраза: «Если бы люди были ангелами, не было бы потребности в каком–либо правительстве». О необходимости крепкой централизованной власти говорил и Джордж Вашингтон, считавший, что его современники придерживаются «слишком хорошего мнения о человеческой природе», если полагают, будто народ может обойтись без правительства.

В работе над конституцией не принимали участия наиболее пылкие из лидеров Американской революции: помимо Джефферсона в Европе находились Джон Адаме и Томас Пейн (1737–1809), а Сэмюэл Адаме (1772–1803) не был избран гражданами Массачусетса. В то же время от законотворчества самоустранился и один из самых пламенных поборников самостоятельности штатов Патрик Генри (1736–1799), отклонив предоставленную ему Виргинией честь. Члены Конституционного конвента работали за закрытыми дверями, чтобы избежать давления со стороны. Это были серьезные, уравновешенные, состоятельные люди, искренне радевшие не о собственных выгодах, а о благе страны. Они были в хорошем смысле слова националистами, а патриотизм и трезвомыслие заставляли их стремиться к созданию надежных основ для союза американских государств.

28 сентября 1787 года проект конституции был передан на одобрение штатам. Первым конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря 1787 года), затем — Пенсильвания (12 декабря 1787 года) и Нью–Джерси (18 декабря 1787 года), в 1788 году — Джорджия (2 января), Коннектикут (9 января), Массачусетс (7 февраля), Мэриленд (28 апреля), Южная Каролина (23 мая), Нью–Хэмпшир (21 июня), Виргиния (25 июня) и Нью–Йорк (26 июля). Самыми строптивыми оказались Северная Каролина, одобрившая конституцию 21 ноября 1789 года, и Род–Айленд, неохотно принявший ее только 29 мая 1790 года.

Передав текст конституции штатам, Конгресс конфедерации начал понемногу готовиться к передаче власти новому правительству, сформированному в соответствии со статьями новой конституции. 13 сентября 1788 года в качестве места пребывания нового правительства был избран Нью–Йорк, а 10 октября 1788 года Конгресс конфедерации прекратил свое существование.

В 1791 году к конституции были добавлены десять поправок, именуемых «Биллем о правах», гарантирующих защиту основных прав и свобод любого американского гражданина правительством государства.

Конституции США уже более двухсот лет, на протяжении которых в нее вносились и многие другие поправки, но принципы государственного устройства, заложенные в нее в далеком 1787 году, остались неизменными.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru