Конституция рф состоит из всех законов российской федерации – Что такое Конституция. Из истории Конституции Российской Федерации. — Конституция Российской Федерации
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — это… Что такое КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?
Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие Конституции РФ проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630, или 58,49с избирателей,. принявших участие в голосовании.
Задача К. РФ — оформление отказа России от советской формы власти, утверждение нового конституционного строя, демократизма государства и общества, политического плюрализма, основных прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти и основ местного самоуправления, федеративного устройства государства, плюрализма форм собственности и свободы предпринимательской деятельности.
В сжатом виде можно выделить следующие особенности структуры и содержания К. РФ 1993 г.
Многие конституции имеют преамбулу — вводный текст, — как правило, с политической направленностью. Назначение преамбулы — осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, раскрыть сущность и главные задачи государства, цели конституции и провозгласить ее принятие. Объем преамбулы — дело конкретной страны и подхода создателей конституции. Текст преамбулы К. РФ невелик и лаконичен. Но несмотря на компактность, преамбула все же имеет концептуально-идеологическую нагрузку. Так, она содержит идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на внутренний (гражданский) мир. В преамбуле последовательно отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов;
подчеркнута направленность усилий на то, чтобы обеспечить благополучие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее и жить по правилам мирового сообщества. Такое емкое содержание при компактном тексте — несомненная удача составителей Конституции.
Конституция РФ состоит из Раздела первого — это ее основной текст — и Раздела второго «Заключительные и переходные положения». Раздел первый делится на 9 глав.
В главе 1 «Основы конституционного строя» К. РФ отражает следующие характеристики конституционного строя России:
а) наличие Российского государства как государственной основы конституционного строя и его выражения в масштабах всей страны.
В ст. 1 провозглашается, что Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
б) народовластие.
Согласно К. РФ (ст. 3), носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В соответствии с К. РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Провозглашая этот принцип конституционного строя, Россия учитывает международный опыт и цели цивилизации, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
г) демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима;
д) идеологическое многообразие и политический плюрализм.
Ст. 13 К. РФ гласит, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной, или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Гражданам гарантируется право на объединение. Общественные объединения — равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
е) свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
В соответствии с К. РФ (ст. 8) в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. РФ отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности. Приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя РФ.
Исходными принципами, которые развивают эти постулаты и стали базовыми в конституционном статусе личности в РФ, являются: свобода личности; принадлежность человеку от рождения основных прав и свобод и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие статуса личности конституционным основам и его закрепление в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.В прежних подходах человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, далее — как непременный, активный участник политической жизни страны и затем уже шла речь о человеке как об индивиде, личности, до известных пределов неприкосновенной для публичного интереса и охраняемой государством. Отсюда — деление основных прав и свобод на группы: социально-экономические;
политические; личные.
Поскольку сейчас на первом плане человек, его достоинство, индивидуальная свобода, возможности свободно распоряжаться своими воззрениями, силами и способностями, в К. РФ личные права и свободы также стоят на первом месте. Не исключая интереса личности к публичной сфере, нельзя в то же время все сводить к политическому началу. Наряду с отношениями политического властвования есть еще и отнюдь не всегда политизированная, а нередко и далекая от политики, общественная жизнь, удовлетворяющая потребности и интересы многих людей и основывающаяся, в принципе, на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа теперь — не политические, а общественно-политические, или публично-политические права и свободы. Безусловно, следует сказать и о месте человека в системе социально-экономических связей,поскольку каждый человек должен что-то делать и чем-то пользоваться для поддержания своего материального существования и социального положения. Причем и содержание социально-экономических прав, и их последовательность стали принципиально иными, чем раньше. На первом плане — свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уже — все остальное. Наконец, большое внимание уделяется теперь обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Помимо того что гарантии сопровождают указанные выше права и свободы, появляется потребность в выделении в К. РФ специальной группы основных прав, служащих для обеспечения всех иных прав и свобод личности.
К. РФ 1993 г. фиксирует этот же субъектный состав РФ. Вместе с тем она четко определяет, что субъекты РФ являются равноправными между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1 и 4 ст. 5). В соответствии с К. РФ (ч. 3 ст. о) федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
К. РФ выделяет принцип единства государства. Она использует понятие «суверенитет» только по отношению к Российской Федерации и провозглашает, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Определено, что К. РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, Российская Федерация, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ и им обеспечивается равная защита государства. Денежная единица — едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.
К. РФ определяет вопросы ведения РФ, сферы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Обеспечивая самостоятельность субъектов, К. РФ, тем не менее, исходит из необходимости единства основ их системы органов государственной власти, системы местного самоуправления, законодательства субъектов. Поэтому она оставляет в ведении РФ установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ. В отношении законодательства К. РФ требует соответствия актов субъектов РФ Конституции и законам РФ, но в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъек-та, изданным последним, в правовых рамках действует акт субъекта РФ.
Задачей К. РФ является установление формы государственного правления и системы органов власти. Из существующих на этот счет основных форм — парламентарной(парламентской) и президентской — республик наша К. РФ для 4:>едерального уровня явно предпочла не просто президентскую, а «суперпрезидентскую» форму республики.
В главе 4 «Президент Российской Федерации» отражены следующие важнейшие элементы правового статуса Президента: он является главой государства; избирается народом путем прямых выборов; является гарантом К. РФ, прав и свобод человека и гражданина; стоит как бы над другими государственными органами, поскольку обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с К. РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; руководит их осуществлением; назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и самостоятельно (хотя формально по предложению Председателя) — остальных членов Правительства; фактически направляет работу Правительства, а согласно К. РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, может отправить Правительство в отставку; представляет кандидатуры на ряд высших государственных должностей — членов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ, Председателя Центробанка РФ; отвечает за обеспечение безопасности государства, формирует и возглавляет Со-• вет Безопасности РФ; отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение; назначает выборы ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ, вносит законопроекты в ГД, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом вето; назначает референдумы РФ; регулирует своими указами (а порой и распоряжениями) общественные отношения, в том числе по вопросам, составляющим предмет федеральных законов — в случае их отсутствия и на период до принятия соответствующих законов;
обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики России.
В главе 5 «Федеральное Собрание» К. РФ закрепила основы его статуса как парламента, представительного и законодательного органа РФ.
К. РФ предпочла принципу равенства палат принцип верхней и нижней палаты. В К. РФ возможности парламента как бы ограничены двумя функциями — представительством народа и законотворчеством. На самом деле Федеральное Собрание и его палаты осуществляют и другие функции — участвуют в высшем руководстве делами страны, формировании некоторых государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, в парламентском контроле.
Нижняя палата — Государственная Дума — по К. РФ работает на профессиональной постоянной основе, состоит из 450 депутатов. Половина из них избирается по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам, другая — по пропорциональной системе по спискам политических партий и движений. Верхняя палата — Совет Федерации — формируется по принципу вхождения в нее по два представителя от каждого субъекта РФ — от представительного и исполнительного органов государственной власти. К. РФ предопределяет, что палаты обязаны работать самостоятельно. Законодательный процесс начинается с рассмотрения проекта закона в ГД, затем принятый ею закон передается в СФ на одобрение его верхней палатой, после чего закон поступает к Президенту РФ для подписания и опубликования. Каждая следующая инстанция в рассмотрении закона может не согласиться с мнением предшественника(ов). В этом случае позиции согласовываются или, соответственно, ГД либо ГД и СФ принимают закон не простым, а квалифицированным большинством голосов, т. е. не менее чем двумя третями голосов.
В главе 6 «Правительство Российской Федерации» К. РФ определяет Правительство как орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ. Если судить по основным указанным в К. РФ направлениям деятельности, Правительство отвечает за все — за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики; осуществление управления федеральной собственностью, а также мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Более четко проявляется роль Правительства как органа в осуществлении стратегии в экономической и социальной сферах.
В главе 7 «Судебная власть» определяется, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается К. РФ и федеральным конституционным законом. К. РФ закрепляет принципы независимости судей и их подчинения только К. РФ и федеральному закону, несменяемости судей и их неприкосновенности.
В системе судов на первое место поставлен Конституционный Суд. К. РФ определяет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а Высший Арбитражный Суд РФ — как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
В эту же главу включена статья о прокуратуре РФ. Она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Однако никаких задач и полномочий прокуратуры К. РФ не закрепляет, а только определяет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
В К. РФ содержатся многие правила относительно обеспечения прав граждан в области правосудия и организации судебной системы в РФ. В К. РФ имеется отдельная группа основных прав граждан по защите других прав, которая большинством норм как раз призвана гарантировать справедливое и объективное правосудие в нашей стране.
Особенность К. РФ 1993 г. по сравнению с предшествующими заключается в том, что она не закрепляет даже основ системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 К. РФ гласит, что эта система органов субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Зато Конституция содержит ряд норм относительно местного самоуправления, которое является частью конституционного строя РФ.
В главе 8 «Местное самоуправление» говорится, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Закон может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление обеспечивается правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления и другими гарантиями.
Глава 9 называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Согласно ст. 134 К. РФ, предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
В гл. 9 ее положения о порядке изменения К. РФ разделены на четыре части.
Первая часть — это положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой гл. 9. Эти положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Часть 2 ст. 135 К. РФ гласит, что если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 К. РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3 ст. 135, либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой К. РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (от списочного состава).
Вторая часть — это поправки к гл. 3-8 К. РФ (т. е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (согласно ст. 108 К. РФ, для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов — не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В постановлении КС РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к гл. 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправках к Конституции РФ. Этот акт — Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» принят в 1998 году.
Третья часть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть — это изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 К. РФ указано, что в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 К. РФ. КС РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 К. РФ определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (субъектом) порядке.
Заканчивается К. РФ Разделом вторым »Заключительные и переходные положения». В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, а этот день — 12 декабря 1993 г. — считается днем принятия Конституции РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
В Разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, а также договоры между органами власти субъектов РФ, действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей. (С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.
constitutional_law.academic.ru
сколько глав в основном законе государства?
В статье будет рассмотрен вопрос: сколько глав в Конституции РФ — главном законе страны? В данном нормативном документе закреплены основы политики, экономики и социальных аспектов государства. Российская Конституция, действующая в настоящее время, была принята народным голосованием граждан — референдумом.
Понятие слова «конституция»
В общем понятии термин «конституция» можно обозначить как договор населения (граждан) с государством. Это главный закон страны, в котором отражены принципы образования государственного устройства и прав и обязанностей сторон.
Этот нормативный документ среди прочих законов — например федеральных или законов субъектов — имеет свойство высшей юридической силы. Это означает, что Конституция имеет прямое значение и распространяется по всей территории государства.
История
В России конституционный или государственный строй был основан в начале XX века, когда страна еще была Российской империей. Так, в 1906 году был принят свод законодательных актов — Основные государственные законы.
Далее, в 1918 году, основана I Конституция России как Советского государства. Позже также было принято несколько редакций главного закона России как союзной республики. До 93-го года в России действовала Конституция РСФСР от 1978 года, с множеством принятых поправок и редакций.
Конституция РФ последней редакции была принята 12 декабря 93-го года на всенародном собрании. В голосовании приняли участие более 58 миллионов избирателей, что составляло около 55 % от общего числа граждан согласно переписи населения в тот период.
Основные положения
Какие базовые основы государства закреплены в Конституции РФ?
Положения данного закона определяют территориальное разделение государства, которые описаны в статье 5. Россия состоит из субъектов с различными формами государственной организации — республики, области, города федерального значения и прочие. Согласно Конституции, все они равноправны.
Кстати, перечень всех субъектов также указывается в основном законе. Сейчас в России 85 территориальных единиц. Наиболее многочисленными являются области — всего в составе государства 46 единиц.
Основы Конституции РФ закреплены прежде всего в главе I. Наиболее важными из этих принципов можно считать:
- Суверенитет народа (статья 3) — этот принцип отражается в преамбуле закона, в котором народовластие отображается как законный носитель верховной власти государства.
- Положения прав и свобод человека (статья 2). Согласно Конституции РФ, соблюдение данного принципа является наиболее приоритетной задачей государства.
- Разделение власти (статья 10). Полномочия административного управления в России разграничены между законодательными органами (принятие законов, их разработка), исполнительными (управление делами государства) и судебными. Все данные ветви власти являются самостоятельными.
Содержание
Российская Конституция — это основополагающий закон государства, в котором закреплены права граждан как носителей суверенитета. Всего в данном законе девять глав.
В состав последней редакции Конституции РФ включены:
- Преамбула — в данной вводной части Основного закона регламентируется, что многонациональный народ России как демократического и федеративного государства, принимает все положения нормативного акта.
- Часть I. Собственно, это основной раздел Конституции, включающий 137 статей.
- Часть II — заключительные и переходные тезисы.
Так сколько глав в Конституции РФ? Всего их в законе девять.
В главе 1 содержится 16 статей, регламентирующих основные положения конституционного устройства Российской Федерации.
Во второй, наиболее объемной главе Конституции, состоящей из 48 статей, закреплены положения людей и граждан, их права и свободы. Данные принципы разработаны по стандартам международного законодательства.
Третья глава — устройство Российской федерации. Здесь перечислены все субъекты страны — автономные области, республики, края, города федерального значения и прочие, а также разграничение их деятельности и способы организации.
Глава 4 включает 14 статей, определяющий правовой статус, обязанности и полномочия Президента России как главы государства и гаранта Конституции.
Сколько глав в Конституции РФ закрепляют основы государственной власти? Всего их три. В главе 5, 6 и 7 закрепляются основные полномочия административных органов, таких как:
- Федеральное собрание — орган, утверждающий законодательные акты (глава 5). Здесь определяется, например, численность депутатов Государственной Думу (450) и на сколько.
- Глава Конституции РФ № 6 «Правительство Российской Федерации» регламентирует деятельность исполнительных органов государственной власти.
- Судебная власть (глава 7) — органы, осуществляющие правосудие в государстве.
Глава 8 определяет полномочия местного самоуправления — самостоятельного элемента власти по вопросам относительно муниципальных образований.
В заключительной, девятой главе перечисляются основные поправки и пересмотры Конституции.
fb.ru
Конституция Российской Федерации — основной закон страны.
Цели:
- Сформировать представление о Конституции.
- Познакомить со структурой документа.
- Объяснить общеизвестные и новые понятия:
Обшеизвестные | Новые |
Закон, Конституция | Федерация, унитарное государство, монархия, человеческое достоинство |
- Развивать умение читать и понимать документы.
- Формирование уважения к основному закону.
- Развивать чувство гордости за Россию.
- Формировать понимание таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности.
- Продолжить духовно- нравственное воспитание школьников.
ПОСОБИЯ
- Конституция РФ М «Юридическая литература», 1993 г.
- Политико-административная карта РФ.
- Политическая карта мира.
- Плакат «Символ РФ».
- Интерактивная доска для демонстрации, слайдов с основными понятиями.
- Документ-камера для наглядного отображения отдельных статей Конституции.
ХОД УРОКА
Тема урока: «Конституция РФ — основной закон страны» (записана на доске)
В декабре 2013 г. Исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение « О праздновании 20 — летия принятия Конституции Российской Федерации.»
Эвристическая беседа
- Почему этому событию уделяется такое большое внимание?
(так как это основной закон, по которому живет государство)
- В своей повседневной жизни мы часто используем такой термин как «закон», кто его может объяснить?
Закон — установленный государством свод обязательных правил и норм общественного и экономического поведения.
- Законом страны является Конституция. Что же это такое?
СЛАЙД
- Совокупность актов, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека, а так же определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, государственную символику и столицу Конституции представляет собой закон, обладающий высшей юридической сило по отношению ко всем остальным законам.
Конституция состоит из нескольких частей:
(КАМЕРА)
Глава I посвящена основам конституционного строя.
Откроем первую страницу Конституции (кто-то из учащихся читает вслух)
(КАРТА)
Мы живем в великой стране. Наша Родина занимает в мире 1-е место по S (17,1 млн. км2)
Для сравнения 2-е место по S- Канада 9,9 млн. км2.
(Почти в 2 раза меньше).
Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для нее разделение территории на части, каждая из которых обладает определенной самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Современное административно- территориальное устройство России определенно Конституцией.
На 1 января 2009г. РФ состоит 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения- Москва и Санкт- Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.
(выборочная демонстрация на карте некоторых субъектов федерации)
Таким образом, наше государство федеративное, т.е оно состоит из федеративных единиц, объединенных в единое целое государство- Российская Федерация. (лат.- союз объединенные)
Федеративное государство- союзное государство, состоящее из государственных образований- республик, штатов, земель и. т. д.
В таком государстве действует единая Конституция. Вместе с тем члены федерации имеют, как правило, собственные Конституции. Как правило это большие по S государства мира, попробуем их назвать: РФ, ФРГ, США, Канада, Индия, Бразилия. Форма государственного устройства, как видите часто закреплена в названии стран : РФ, ФРГ, США.
Другая форма государственного устройства- унитарное, при которой страна не имеет в своем составе автономий и располагает одной Конституцией, одним правительством. Эта форма характерна для стран с внутренней однородностью и связности его отдельных частей, к унитарным государствам относятся подавляющее большинство стран мира. (Франция, Великобритания, Швеция, Норвегия, Белоруссия, Египет…)
Ст.1 (2) Россия=РФ, это официальные названия государства.
Ст. 1(1) федеративное государство с республиканской формой правления.
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ (ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ)
Монархия (власть передается по наследству) | республика |
31 в мире. Монарх — король, шах, эмир, султан…-глава государства Власть передается по наследству. Великобритания, Ватикан. | Форма правления, при которой все высшие органы власти формируются на выборной основе. Германия, Франция, США. |
Большинство государств мира являются республиками.
Кто является главой нашего государства? В. В. Путин
Каким образом он получил данный пост? Через выборы
Первая Конституция РФ была принята в 1918 году, она ознаменовала переход от монархии к республике.
Вторая Конституция была принята в 1925 году, третья Конституция в 1937 году, четвертая Конституция в 1978 году и ныне действующая в 1993 году.
Таким образом, в 1-ой статьей Конституции РФ закреплено полное название государства, форма государственного устройства и форма правления.
Как вы видите, Ст.1 Конституции РФ небольшая, но очень емкая.
Основными символами государства служат государственный герб, флаг и гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны — Конституцией РФ.
Ст.70 (стр.26) Беседа, т.к. данный материал ребятам известен.
Символы государства — это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несет в себе информацию о неповторимости этой страны.
Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. Символы свидетельствуют о неразрывной связи времен, они — живые свидетели памяти.
Только в конце XIX века во всем мире установилась обязательная традиция- в каждой стране иметь свой герб, флаг, гимн. С тех пор для любого государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.
- Герб- это эмблема.
Где можно увидеть герб (его можно увидеть на флагах, печатях, монетах и официальных документах.)
- Флаг РФ.
Государственный флаг является символов суверенитета государства. Государственному флагу, как святыне, отдается высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации государства. На Руси белый, синий и красный цвета с древних времен означали:
-Белый цвет — благородство и откровенность;
-Синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие;
-Красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь.
- Гимн РФ.
- Гимн ( от греч. humnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера.
Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?
12 декабря 1993 года в нашей стране впервые был принят Основной закон – Конституция Российской Федерации, в которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о необходимости признания, соблюдения и защиты прав и свободы человека и гражданина (глава 2- документ, камера)
Глава 2 посвящена правам человека, которые подразделяются по группам. Права человека — это принципы, нормы отношений между человеком и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению.
Личные права:
— на жизнь (ст.20)
— на защиту чести и достоинства (ст.21)
— на невмешательство в личную жизнь (ст.23)
— на тайну переписки и переговоров (ст.23.2)
— на неприкосновенность жилища (ст.25)
Гражданские права:
-на свободу передвижений (ст.27)
— на свободу совести (ст.28)
Политические права:
— на управление делами государства (ст. 32)
— на политические объединения (ст.30)
— на политические убеждения (ст.63 стр.23)
Юридические права:
-на судебную защиту (ст.46)
-на равенство перед законом (ст.19 стр.10)
Экономические права:
— на частную собственность (ст. 35стр.14)
— на свободный и безопасный труд (ст.37 стр.15)
Социальные права:
— на образование (ст.43 стр.17)
— на охрану здоровья (ст.41 стр.16)
— на социальное обеспечение (ст.39 стр.15)
— на жилище (ст. 40 стр.16)
Духовные права:
— на свободу творчества (ст. 44 стр. 17)
— на защиту интеллектуальной собственности.
Главный постулат прав человека – «все люди обладают человеческим достоинством».
Чувство человеческого достоинства помогает человеку распознавать унижения и дает силы для протеста.
Самосознание, самоуважение определяет манеру поведения личности, установление контактов с другими людьми. Достоинство и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности.
Таким образом, Конституция – это основной правовой документ государства, и в этом году 12 декабря будет отмечаться 20 лет со дня ее принятия путем всенародного голосования. Мы познакомились с основными главами данного документа, а с другими разделами вы познакомитесь на уроках обществоведения.
nsportal.ru
Конституция Российской Федерации – основной закон правового общества
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: “Правоведение ”
на тему: “Конституция Российской Федерации – основной закон правового общества”
Содержание
Введение………………………………………………………….…………….…..3
Конституция Российской Федерации – основной закон правового общества..4
Заключение…………………………………..…………………….…………..….11
Список литературы………………………………………………….……………12
Введение
Происходящие в Российской Федерации реформы практически во всех отраслях жизнедеятельности населения нуждаются в активной правовой поддержке, причем этот процесс должен пониматься и поддерживаться населением страны.
Российское общество сумело в основном избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя и происходит дальнейшее расслоение общества. Все же сегодня можно с уверенностью говорить лишь о значительном улучшении ситуации в конституционной сфере, в сфере парламентаризма, федеративных отношений, экономики, земельного, таможенного права и др.
В условиях правового нигилизма в России усиление интереса общества к вопросам права — явление знаменательное, так как означает приобщение общества в различных его проявлениях, а общество не может обойтись без правового регулирования. Сегодня ни одно сколько-нибудь значимое решение нельзя принять без программирования его на предмет соответствия закону.
1. Конституция Российской Федерации – основной закон правового общества
Конституция является атрибутом государства. В настоящее время в мире действует более 200 конституций (с учетом исторического опыта конституционализма их значительно больше), одна из которых — Конституция России. Конституция является основным источником конституционного права, поскольку в данном акте устанавливаются правовые нормы общего характера, опосредующие все российское законодательство: Конституция РФ имеет верховенство на всей территории страны (ч. 2 ст. 4).
Конституция представляет собой нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий отношения, возникающие между человеком (обществом) и государством, а также устанавливающий основы организации самого государства. Исходя из этого можно заключить, что приоритетная цель конституции связана с ограничением произвола публичной власти в отношении прав и свобод лиц, находящихся под юрисдикцией России.
В конце 1993 года в результате проведенного референдума была принята новая Конституция Российской Федерации. По сравнению с предыдущими Конституциями РСФСР и СССР новая Конституция знаменует собой принципиально иной период развитии России — России демократической, свободной от идеологических оков марксизма-ленинизма, провозгласившей приверженность международному праву, приоритету прав и свобод человека и гражданина.
Голосование по Конституции состоялось 12 декабря 1993 года. На избирательные участки пришло 54,8% всех граждан-избирателей. За принятие Конституции РФ высказалось 58,4%, против — 41,5 %. Таким образом, в соответствии с установленным порядком новая Конституция РФ была принята и вступила в законную силу.
Отметим, что формальный опыт конституционализма в России начался с 10 июля 1918 г., когда была принята первая Конституция (Основной закон) суверенной России. С тех пор в России были приняты конституции 11 мая 1925 г., 21 января 1937 г., 12 апреля 1978 г. В последнюю Конституцию (Основной закон) в течение 1989—1992 гг. было внесено более 300 поправок, что изменило не только ее «букву», но и «дух». Данное обстоятельство дает основания говорить, что в России было не 5, а 6 конституций.
Новая Конституция РФ — важный правовой документ. Ее принятие и проведение парламентских выборов является важнейшей вехой в развитии России как нового демократического государства. Конституция РФ подвела черту под существовавшим в стране коммунистическим строем и заложила основы новой общественной системы, ориентированной на лучшие образцы западной цивилизации.
Конституция РФ характеризуется содержательной широтой установленных в ней норм, которыми охватываются политические, экономические, социальные, духовные отношения.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, что установлено самой Конституцией. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).
Конституция РФ закрепила те политические, экономические и социальные изменения, которые произошли в результате проводившихся реформ. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим и правовым. Зафиксирован принцип реального народовластия. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается идеологическое многообразие, многопартийность.
Верховенство Конституции означает, что она является актом наивысшей юридической силы, ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в Конституции государственными органами и соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.
Верховенство Конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).
Теория конституции прибегает к такому методу ее изучения, как классификация, который позволяет охарактеризовать данный нормативно-правовой акт в различных ракурсах. Так, по происхождению различают конституции октроированные (дарованные) и установленные волей народа. Действующая российская Конституция принята в порядке всенародного голосования. Следовательно, установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа; в ней в юридической, форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности. По единству документа различают кодифицированные и некодифицированные (например, в Великобритании) конституции. Российская Конституция является кодифицированной, поскольку представляет собой единый нормативно-правовой акт.
Конституция призвана дать стране долгожданную стабильность. В ней впервые четко определены и разграничены права Президента. Федерального Собрания. Правительства. Исключен соблазн и возможность властных структур «перетягивать одеяло» на себя. Демократический принцип разделения властей страхует Россию от повторения острого политического кризиса осени 1993 г. создает необходимый механизм противовесов, исключающий попытки (и возможность) захвата власти одной из ее ветвей. Государству нужны сильные Президент и Правительство, но в сочетании с полноправным парламентом, имеющим достаточно широкие полномочия, чтобы не допустить возникновения авторитарного режима.
В процессе подготовки проекта Конституции была проделана огромная работа представителей федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации, в результате которой удалось найти компромиссную формулу сочетания общероссийских и региональных интересов. Итоги компромисса: Россия остается единой для всех россиян, а субъекты Федерации получают возможности для своего полноценного развития.
Как и во всех парламентских демократиях, в России согласно Конституции РФ разведены функции палат Федерального Собрания. Последовательно проведен принцип равенства субъектов Федерации при формировании Совета Федерации. Предусмотрено введение нового для России института государства — Уполномоченный по нравам человека в Российской Федерации.
Конституция РФ содержит еще одну принципиальную новеллу. В Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Демократически избранным и опирающимся на муниципальную собственность и местный бюджет органам местного самоуправления предстоит стать важнейшим элементом структуры гражданского общества.
В правовой системе государства Конституция РФ обладает высшей юридической силой. Ее верховенство означает, что Конституция РФ является основным законом, составляет вершину правовой системы и действует на всей территории России Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется степенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию РФ должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Обязательность Конституции означает также, что все законы и иные нормативные акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ). В противном случае они признаются неконституционными, подлежат отмене и считаются не действующими с момента их принятия.
Положение и роль Конституции РФ в правовой системе гарантируется ее стабильностью, которая выражается в сложном порядке ее изменения и пересмотра. Так, в Конституции РФ установлен более узкий круг субъектов, обладающих правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции по сравнению с правом законодательной инициативы по иным законам. Таким правом наделены: Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также не менее ‘/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).
Наиболее сложная процедура предусмотрена для изменения содержания главы 1 (Основы конституционного строя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) и главы 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции). Усложненная процедура определяется важностью последствий принимаемых решений, пересмотр названных глав влечет существенное изменение Конституции, а это почти равносильно принятию новой Конституции. Именно поэтому эти главы вправе пересмотреть только специальное Конституционное Собрание. Оно созывается в соответствии с федеральным конституционным законом с единственной целью — для пересмотра Конституции. Однако реализация этой процедуры возможна лишь при условии, что предложение о пересмотре Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (п. 2 ст. 135).
mirznanii.com
Конституция Российской Федерации — Каталог кодексов РФ и статей
Любая конституция – это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику. Конституция – это наивысшая правовая форма, закон (группа законов), обладающих высшей юридической силой.
Конституция — это основной закон государства, закрепляющий основы существующего общественного, экономического и государственного строя, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления. Слово «конституция» в переводе с латинского означает «установление», «устройство».
Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. День Конституции, 12 декабря — пожалуй, одна из самых важных дат для российских юристов. Принятая в 1993 году, Конституция России является ядром всей правовой системы и определяет смысл и содержание других законов.
Еще совсем недавно этот день являлся официальным выходным. Однако 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня 12 декабря, в День Конституции.
Сегодняшняя конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Конституция РФ 1993 г. законодательно закрепила проводимые в стране политические и экономические реформы, направленные на формирование и функционирование современной федеративной государственности, социально ориентированной рыночной экономики, гарантий обеспечения прав и свобод личности.
codex.ucoz.ru
Что такое Конституция. Из истории Конституции Российской Федерации. — Конституция Российской Федерации
Любая конституция – это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику.
Конституция – это наивысшая правовая форма, закон (группа законов), обладающих высшей юридической силой. Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Конституция — это основной закон государства, закрепляющий основы существующего общественного, экономического и государственного строя, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления. Слово «конституция» в переводе с латинского означает «установление», «устройство».
Классификацию конституций принято проводить по следующим основаниям.
По способу или форме закрепления конституционно-правовых норм конституции делятся на писаные — в форме единого документа — и неписаные, состоящие из законов парламента, судебных прецедентов, правовых обычаев (например, в Великобритании).
По способу своего изменения конституции классифицируются на жесткие, в которых устанавливается более сложная процедура их изменения, чем для обычных законов (например, гл. 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации), и обычные, которые изменяются в том же порядке, что и обычные законы, т.е. путем парламентских процедур.
По фактически сложившимся общественным отношениям конституции подразделяются на фиктивные, т.е. не отражающие существующие общественные отношения, и действительные, которые адекватно отражают сложившиеся общественные отношения.
При изучении конституций необходимо использовать системный и диалектический методы, сравнительный анализ, исторический аспект, статистические и социологические данные.
В государственном праве большинства стран имеются акты, именуемые «конституцией».
Конституцию, как правовую категорию, можно определить как систему правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства (Б.А. Страшун).
В материальном смысле конституция – писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
В формальном смысле – это юридическая конституция, то есть основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам.
Различаются также понятия юридической и фактической конституции.
Юридическая (как в материальном, так и в формальном смысле) – система правовых норм, регулирующих определенный курс отношений.
Фактическая – сами такие отношения, то есть то, что реально существует.
К.В. Арановский отмечает, что наиболее верно смысл конституции открывается, если воспринимать ее как исторически, эволюционно сложившееся правовое явление.
Вопрос о конституционном развитии России относится к предмету истории государства и права России, и в данном курсе нет необходимости останавливаться на этом вопросе. Скажем лишь, что первая Конституция в России была принята в 1918 году и закрепила победу Октябрьской революции, установление в стране рабоче-крестьянской власти. После образования Союза ССР (декабрь 1922 г.), в 1925 году была принята вторая Конституция РСФСР, третья — в 1937 году, четвертая — в 1978 году. Ныне действующая Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. после распада СССР и образования независимого Российского государства.
До 12 декабря 1993 г., в 1989—1993 гг., проходил этап конституционных реформ. Особенности этого этапа связаны, в частности, с провозглашением государственного суверенитета России, установлением принципа разделения властей, введением новой избирательной системы, поста Президента России, парламентаризма, отказом от монопольной роли одной политической партии, закреплением многообразия форм собственности, новым подходом к федеративному устройству государства.
12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. День Конституции, 12 декабря — пожалуй, одна из самых важных дат для российских юристов. Принятая в 1993 году, Конституция России является ядром всей правовой системы и определяет смысл и содержание других законов.
Еще совсем недавно этот день являлся официальным выходным. Однако 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня 12 декабря, в День Конституции.
Сегодняшняя конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Конституция РФ 1993 г. законодательно закрепила проводимые в стране политические и экономические реформы, направленные на формирование и функционирование современной федеративной государственности, социально ориентированной рыночной экономики, гарантий обеспечения прав и свобод личности.
Сегодня деятельность общества, государства, его институтов основана на Конституции и законах. Это относится и к правовым нормам, обеспечивающим права и свободы личности. Признанием значительного продвижения вперед правовой культуры в Конституции и законах в этой области служит прием России в члены Совета Европы.
Однако нельзя не видеть, что российские граждане пока не ощутили в полной мере записанные в Конституции РФ 1993 г. права и свободы человека и гражданина. В своей повседневной жизни они постоянно сталкиваются с несоответствием между буквой и духом закона и его практическим воплощением. Ведь правовые нормы, которые закрепляют чаяния народа и при этом не выполняются, не реализуются, — это не что иное, как пустая политическая декларация, возведенная в закон. Отсюда кризис доверия к власти, к закону, отвержение закона, отсутствие поддержки общественным мнением.
По-прежнему актуальна реализация принципа федерализма, обозначенного в Конституции РФ 1993 г., преодоление как унитаризма так и сепаратизма в данном вопросе.
Не соблюдаются установленные законом единство и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа «разделения властей», что нередко приводит к их противостоянию. В жизни наблюдается необходимость в выборах, референдумах, опросах, митингах, петициях самих граждан, партий и общественных движений как институтах прямой демократии.
codex.ucoz.ru