Конституция рф принципы – Общая характеристика Конституции РФ. Конституция Российской Федерации: понятие, принципы

Содержание

3.Принципы Конституции рф.

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, — говорится в ст. 7 Основного Закона, — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека:

— право на свободный труд;

– право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях;

право на жилище;

право на охрану здоровья;

право на благоприятную окружающую среду;

право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды.

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления — также один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [1, ст. 12].

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства [7, c. 81].

studfiles.net

Принципы и функции конституции.


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 20Следующая ⇒

 

Принципы конституции

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ». Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства проявляется и в том, что Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов, наиболее важные вопросы выносятся на референдумы, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения: ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства и ст. 67 — единство территории; ст. 68, устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74, закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов; ст. 75, устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции РФ, в ст. 5 — устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; ст. 73 — закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

 

Содержание, структура и основные черты Конституции РФ 1993 г.

На структу­ру и содержание Конституции России 1993 г. большое влияние оказали опыт разработки и принятия конституций зарубежных стран развитой демократии, особенно опыт послевоенных десятилетий, а также смена идеологических и политических ценностей и ориентиров в современ­ном российском обществе.

Структура Конституции РФ включает: преамбулу; 9 глав, содер­жащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения».

Основная часть Конституции РФ открывается главой об основах конституционного строя. Именно в этой главе обычно закрепляются самые общие и важные принципы и положения консти­туции, являющиеся исходными, первичными, учредительными для других ее статей, иных законов и всей нормативно-правовой системы страны. Так, в Конституции РФ в данной главе закрепляется демокра­тическая сущность, правовой, социальный и светский характер российского государства, его республиканская форма правления, а в последу­ющих главах все это конкретизируется и развивается. В этой же главе четко определяется первостепенные место и роль соблюдения и защи­ты прав и свобод человека в жизни и деятельности общества и государ­ства, а в специальной, второй главе это основополагающее положение очень широко и подробно расшифровывается и воплощается в конкрет­ные права и свободы человека и гражданина и их гарантии. Точно так же, в первой главе зафиксированы самые общие основы федеративного устройства страны, а в отдельной, третьей главе раскрываются конкрет­ный состав РФ, статус ее субъектов, конкретные принципы и механиз­мы организации, функционирования и деятельности Федерации и ее субъектов. То же можно сказать относительно вопросов местного само­управления: сам принцип его отражен в гл. 1 (ст. 12), а более подробно об этом речь в главе 8. Если сама Конституция РФ представляет собой основу всего законодательства страны, как и каждой его отрасли, то ее первая глава, можно сказать, служит своеобразной «основой основ».

Принципиально по-новому решен в Конституции России вопрос о месте главы о правах и свободах личности. Раньше в советских консти­туциях такая глава либо вообще отсутствовала, либо была отодвинута в конец текста (например, в Конституции РСФСР 1938 г.), что, несо­мненно, отражало действительное отношение к личности, ее правам и свободам в тоталитарном обществе и государстве. Теперь же, когда уже в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства яв­ляется признание, соблюдение и защита этих прав и свобод, вполне логично и обоснованно выдвижение этой главы вперед.

Третье место по праву отведено главе «Федеративное устройство». Без предварительного решения этой группы проблем в конституции федеративного государства невозможно закрепить систему органов го­сударственной власти, принципы и механизм их деятельности, чему посвящены последующие четыре главы Конституции РФ (гл. 4—7). В отличие от унитарного государства, в федеративном государстве принцип разделения властей, их предметов ведения и полномочий осу­ществляется не только в «горизонтальном», но и в «вертикальном», политико-территориальном аспекте, т.е. как распределение предметов ведения и полномочий между федерацией в целом и ее субъектами. Естественно поэтому, что глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации» и глава 7 «Судебная власть и прокуратура» должны исходить из содер­жания не только первых двух, но и третьей главы Конституции РФ.

Особо следует выделить вопрос о главе 8 «Местное самоуправле­ние». В советских конституциях, в том числе и в Конституции РСФСР 1978 г., такой главы не было.

Завершается основная часть Конституции РФ главой 9 «Конститу­ционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре поло­жений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматрива­ются и принимаются, о чем подробнее — несколько ниже.

Второй раздел Конституции РФ составляют «Заключительные и переходные положения». В отличие от основной части Конституции, т.е. ее первого раздела, эта часть изложена не в форме статей, а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления в силу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции.

Сказанное выше о структуре Конституции РФ позволяет сделать общий вывод, что она в целом вполне отвечает общим требованиям, предъявляемым конституционной теорией к современным конститу­циям. Она, несомненно, учла как накопленный мировой конституцион­ный опыт, так и своеобразие нашей страны, исторических и существу­ющих на сегодня условий ее развития. Эта структура достаточно логич­на, стройна и последовательна.

 


Читайте также:

lektsia.com

2. Основные принципы Конституции

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, — говорится в ст. 7 Основного Закона, — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека:

—  право на свободный труд;

– право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях;

—  право на жилище;

—  право на охрану здоровья;

—  право на благоприятную окружающую среду;

—  право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды [11, c. 96].

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1, ст. 34], вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу [1, ст. 37]. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления — один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [1, ст. 12].

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства [7, c. 81].

Конституция России, как и любого государства, характеризуется не только принципами, но и рядом юридических свойств, отличающих ее от других законов и определяющих ее особое место в правовой системе.

Наиболее значимым из них является верховенство Конституции, ее наивысшая юридическая сила. Впервые в отечественной конституционной практике это юридическое свойство Конституции получило развернутое закрепление в тексте самого Основного Закона. “Конституция Российской Федерации, — говорится в ст. 15, — имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхождения их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы. Конституционные нормы с точки зрения юридической силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, подразделены на несколько групп:

1. Нормы, составляющие основы конституционного строя [1, гл. 1]. Они закрепляют высшие социально-политические и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Они могут быть изменены в особом, по сравнению с иными нормами Конституции, порядке. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации [1, ст. 16].

2. Конституционные нормы о правах и свободах человека [1, гл. 2]. Их специфика состоит в прямом запрете [1, ст. 55] на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Конституция устанавливает пределы, в рамках которых эти конституционные нормы могут быть временно ограничены [1, ст. 55]. Все это подчеркивает особую юридическую значимость этих конституционных норм,

3. Конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах. Последние представляют собой особые законы, наиболее тесно (органично) связанные с Конституцией. Для их принятия необходимо повышенное число голосов Государственной Думы и Совета Федерации но сравнению с обычными законами. Так, положения ст. 125 Конституции о полномочиях и порядке деятельности Конституционного Суда России могут быть конкретизированы только в конституционном законе.

4. Остальные нормы Конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами [12, c. 52].

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.

Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции РФ — правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения Конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную [17, c. 99].

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Важным свойством Конституции является особое юридическое содержание. Конституцию невозможно спутать с другим законом государства именно в силу предмета правового регулирования. Она определяет основы организации государства и общества, дает целостное представление о соответствующем государстве, положении в нем личности, чего не может сделать ни один из обычных законов страны.

Регулирование Конституцией главных, определяющих общественных отношений в экономике, политике, в устройстве государства обусловили и ее второе общепринятое название — Основной Закон государства.

Юридическим свойством Конституции России является особый (по сравнению с обычными законами) порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на поддержание стабильности Конституции, исключение поспешных, необдуманных поправок.

В качестве юридического свойства Конституции Российской Федерации можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, действующая в России. Ее главное звено — Конституционный Суд.

Помимо Конституционного Суда ряд функций по контролю и надзор за соблюдением Конституции выполняют Президент РФ, суды общей компетенции и арбитражные суды, а также прокуратура и иные правоохранительные органы [9, c. 57].

Конституция — юридическая база текущего законодательства Российской Федерации. Это юридическое свойство Конституции проявляется в том, что ее принципы и нормы определяют содержание и направленность как отдельных законов, так и всех отраслей российского законодательства. Текущие законы конкретизируют, детализируют предписания Конституции, обеспечивая тем самым их реализацию.

Все это позволяет Конституции быть ядром правовой системы Российской Федерации, цементировать и обеспечивать единство и непротиворечивость российского законодательства.

Принятие новой Конституции дает толчок обновлению, пересмотру текущего законодательства. На основе Конституции РФ 199З г. уже принят ряд важных законодательных актов: Конституционный закон о Конституционном Суде РФ, Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, Закон о Федеральной службе безопасности и др.

Таковы основные юридические свойства Российской Конституции, отличающие ее от остальных (обычных) законов.

Федеративное устройство Российской Федерации определяет наличие не только федеральной Конституции, но и конституций республик в составе РФ. Конституции республик в составе РФ, на основе и в соответствии с Конституцией РФ, определяют их статус, устанавливают правовое положение граждан, закрепляют систему органов государственной власти, организацию и функционирование местного самоуправления. Конституции республик в составе РФ не могут противоречить федеральному Основному Закону. В случае, если такое несоответствие возникло, действует норма федеральной Конституции, а соответствующие положения конституции республики подлежат отмене органом, правомочным принимать и изменять республиканскую конституцию, либо признаются недействующими по решению Конституционного Суда РФ [6, c. 118].

studfiles.net

Принципы, выраженные в Конституции РФ


⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 28Следующая ⇒

1) Народовластие — это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей при­нимает участие в организации и деятельности государственно­го аппарата.

Конституционно-правовое выражение этого при­нципа содержится в ст. 3 Конституции Российской Федерации: «1) Носителем суверенитета и единственным источником влас­ти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местно­го самоуправления. 3) Высшим непосредственным выражени­ем власти народа являются референдум и свободные выборы». Формами народовластия являются прямая (непосредственная) и представительная демократия (народовластие).

При прямой демократии население страны, её части непосредственно ре­шает вопросы государственного управления, которые за тем не требуют никакого одобрения со стороны государственных орга­нов. Основными каналами прямой демократии в России явля­ются прямые выборы, референдумы различных уровней, сходы граждан, на уровне местного самоуправления.

При представи­тельной демократии от имени народа управление государствен­ными делами осуществляют избранные населением представи­тели. В качестве примера, в первую очередь, следует назвать деятельность представительных учреждений различных уров­ней (Государственная Дума Российской Федерации, законода­тельные органы субъектов Российской Федерации, представи­тельные органы на уровне местного самоуправления).

2) Разделение властей принцип организации и деятель­ности государственного аппарата, в соответствии с которым го­сударственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником фор­мирования и наличием своего предмета ведения.

В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномо­чия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных пол­номочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных орга­нов объявить недействительными акты, противоречащие конс­титуции или законам и другими способами.

3) Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой, — в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

4) Гуманизм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом. Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

5) Принцип законности — означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

Законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

Принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

• верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

• равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

• обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;

• профессионализм и компетентность государственных служащих. Профессионализм означает необходимость использова­ния в деятельности государственных органов образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятель­ности, наличия необходимой системы профессионального об­разования и переподготовки кадров.

• гласность в осуществлении государственной службы;

• ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

• внепартийность государственной службы;

• отделение религиозных объединений от государственных;

• сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности; Принцип сочетание единоначалия и коллегиальностизаключается в обеспечении оптимального соотношения в про­цессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.

• экономичность государственной службы (рентабельность).

Также некоторые авторы выделяют следующие принципы:

Принцип демократизма — выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

Принцип верховенства права применительно к государс­твенному аппарату означает, что организация и вся деятель­ность последнего строиться на основе и во исполнение права. В первую очередь, это воплощается в верховенстве закона. За­кон являются нормативным актом высшей юридической силы, принимаемым высшим представительным органом — парламен­том. Наиболее важные общественные отношения, касающиеся формирования и функционирования государственного аппарата должны регулироваться законами. Подзаконные нормативные акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потреб­ностям общества.

Таким образом, принцип верховенства права шире принципа верховенство закона и выражается в:

— верховенстве закона

— выражении идеи господства права, равенства и справедливости

Принцип сочетания выборности и назначаемости — выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

Принцип иерархичности — заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих)


Читайте также:

lektsia.com

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ РФ, СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РФ. — КиберПедия

Под принципами конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного Закона государства.

Основные принципы Конституции Российской Федерации 1993 года.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ”.

Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета:

1. Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов.

2. Наиболее важные вопросы выносятся на референдум, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

3. Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы ихорганизации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: “Все равны перед законом и судом”. И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.



Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения:

ст. 8 — единство экономического пространства;

ст. 67 — единство территории;

ст. 68 — устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74 — закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов;

ст. 75 — устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в:

Преамбуле Конституции РФ;

ст. 5 — устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны;

ст. 73 — закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.



Согласно ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

cyberpedia.su

Общая характеристика Конституции РФ. Конституция Российской Федерации: понятие, принципы

Конституция РФ 1993 г. – основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г. – современная и актуальная редакция основного закона страны. Рассмотрим далее специфику этого документа.

Основные сведения

При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается общая характеристика Конституции РФ. Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на публично-властные отношения в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются:

  1. Организационная.
  2. Воспитательная.
  3. Юридическая.
  4. Стабилизирующая.
  5. Учредительная.
  6. Политическая.

Общая характеристика Конституции РФ

Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено всенародное голосование. Решение об организации референдума было принято Указом президента. Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов.

В итоге 12 декабря была принята Конституция РФ. 2016-й стал 23-м годом ее существования. В СФ накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировках и дополнении.

Форма правления

Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Президент

Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, вполне очевиден. Вместе с тем эксперты не спешат называть ее президентской в классическом виде. Обуславливается такая позиция тем, что глава страны наделяется достаточно широкими полномочиями.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. События за рубежом показали способность главы страны брать на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене.

Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

Территориальные особенности

Общая характеристика Конституции РФ позволяет понять специфику географического устройства страны. В основном законе совмещены исключительно территориальный и национальный принципы федеративной организации. Вместе с тем гарантируется равноправие административных единиц и политических образований. В ст. 5 говорится, что Россия состоит из краев и областей, автономных в том числе, городов федерального значения и республик. Все они выступают как равноправные субъекты страны.

Сущность основного закона

Суть Конституции РФ заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и прочих юридических документов, направленных на защиту государственного строя, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты конкретизируют положения основного закона. В задачи Конституции РФ входит обеспечение гарантий населению в реализации всех их юридических возможностей на равных условиях.

Юридическая роль

Толкование Конституции РФ имеет особое практическое значение. Оно необходимо для понимания в первую очередь населением их возможностей и обязанностей, полномочий органов власти всех уровней. Конституционные положения выступают в качестве высшего материального критерия существующего в стране права. Все, что присутствует и возникает в нем, должно соответствовать нормам основного закона.

В тексте Конституции присутствуют указания на ключевые принципы права. К ним в частности относят демократию, гуманизм, равенство субъектов перед законом, взаимная ответственность личности и государства. Конституционные положения обладают непосредственным действием. Они подлежат применению всеми судами и прочими юрисдикционными структурами.

На статьи основного закона можно ссылаться при вынесении постановлений, при мотивировании тех или иных юридических актов. Конституционные положения действуют непосредственно, если те или иные отношения регулируются ими и их достаточно для разрешения той или иной ситуации. Основной закон, таким образом, выступает в качестве ядра нормативной системы.

Учредительная функция

Возникновение Конституции обусловлено коренными изменениями в общественной жизни. С течением времени основной закон стал политической и нормативной основой социального развития. В Конституции 1918 г. были закреплены достижения социалистической революции. В законе 1937 г. были закреплены основы построения государственной системы. В документе, принятом в 1978 г., были отражены особенности построения уже развитого социализма.

Действующая сегодня Конституция не содержит указания на характер социального строя. Она закрепляет основы государственного устройства в целом. Принцип разделения власти за всю историю существования государства закрепила именно современная Конституция РФ. Защита граждан при этом стоит далеко не на последнем месте. Охрана интересов населения является приоритетным направлением государственной политики.

Организационная роль

Ее суть заключается в регулировании деятельности государственных институтов разного уровня. Основной закон призван обеспечивать работу сбалансированной системы власти, разграничивать круг полномочий, решать вопрос, касающийся отрешения главы страны от должности, отставки правительства, роспуска Госдумы и так далее. Соответственно, Конституция регулирует и упорядочивает процессы, регламентирует функционирование публично-властных институтов, определяет модели поведения субъектов права.

Политическая функция

Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов.

Стабилизирующая роль

Конституция страны обеспечивает устойчивость правовых институтов. Стабильность в государственной системе является гарантией спокойствия общества. Конституционные положения должны обладать для этого определенной консервативностью. Как показывает практика, излишне частое изменение норм основного закона указывает на неблагополучие в государстве и обществе. Между тем стабильность Конституции не свидетельствует об остановке правового процесса. Некоторые авторы указывают на то, что основной закон был принят несколько поспешно и имеет множество дефектов. Безусловно, в Конституции есть определенные изъяны, однако в целом она является гарантией стабильности.

Воспитательная функция

Эта роль считается одной из ключевых. От степени правосознания населения зависит эффективность реализации конституционных положений. В этом случае нормотворцы решают достаточно сложную проблему. Важно не просто сформулировать положения. Необходимо в них заложить традицию уважения к Конституции, власти, суду, гражданину, обществу и государству в целом. В этом смысле действующий сегодня основной закон наиболее полно выполняет воспитательную функцию.

Структура

Рассмотрим перечень положений, которые содержит конституция РФ. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. Права человека в Конституции РФ представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими.

Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 (основ конституционного строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр.

В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры. В Главе 8 конкретизируется 12 статья Конституции. В этом разделе закрепляются положения, касающиеся системы территориального управления, функции местных органов. В Главе 9 определен порядок дополнения и изменения основного закона, правила его пересмотра (то есть принятия нового документа). В заключительных и переходных положениях присутствуют нормы, указывающие на временное изъятие из действий некоторых норм первой части. В них также установлена дата принятия и вступления основного закона в силу.

В заключительных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы обладают приоритетным действием перед Федеративным соглашением от 31 марта 1992 г. Здесь же определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.

fb.ru

Конституционные принципы. Конституционно-правовое регулирование

Деятельность всех современных государств подчинена определенным рамкам, которые существуют как на международном, так и на локальном уровне. Но далеко не всегда существовал подобный порядок. Истории известны моменты, когда жизнь человека ничем не регламентировалась и была подвластна лишь воле случая. Конечно, подобное состояние дел не могло обещать ничего хорошего. С развитием социальных формаций происходило изменение механизма общественного регулирования. По сути, люди создавали новые способы управления собой. Появление государств обусловило необходимость подобного рода регулирующих механизмов. Одним из них стало право.

Данная совокупность санкционированных норм морали зарекомендовала себя наилучшим образом. Ведь она наиболее полно регулирует отношения внутри общества, а также его взаимодействие с органами власти в стране. При этом была разработана основа юридических отношений в том или ином государстве. Ею, в зависимости от конкретной правовой системы, является конституция. В Российской Федерации основной закон также присутствует. Этот нормативный акт имеет высшую юридическую силу и иные характерные особенности. Непосредственное регулирование общества и возникающих в нем отношений конституция реализует посредством принципов, характеристика которых будет представлена далее в статье.

Общее понятие конституции

Существующий в Российской Федерации и других странах юридический порядок во многом разработан благодаря основному закону – Конституции. По сути, этот документ представляет нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Главной особенностью конституции является тот факт, что она закрепляет или же учреждает основные цели деятельности и создания государства как субъекта правоотношений. Исторически основной закон был известен уже в Древнем Риме. Одна из первых конституций была создана таким деятелем, как Сервий Тулий. В ней закрепились основные нормы, которыми регулировали некоторые общественные проблемы. В период Нового времени многие государства принимают конституции для нормализации политического положения и закрепления человеческих прав. Примером тому являются основные законодательные акты Речи Посполитой, Соединенных Штатов Америки, Франции и т.п.

Виды основного закона

Конституционные принципы во многом зависят от формы выражения норм наивысшего государственного акта. На сегодняшний день выделяют две основные формы, а именно:

  • писанная;
  • неписанная.

Первый вид конституций характеризуется тем, что основной закон закрепляется в едином нормативном документе или же в нескольких законах. В Российской Федерации главный нормативный акт существует именно в такой форме. Неписанные конституции представляют собой совокупность норм, которые разбросаны по разным отраслевым законам. При этом нормативные акты могут быть как общей направленности, так и специальной. Во многих государствах существует понятие «конституционный закон». Этот НПА выдается по наиболее важным вопросам и содержит в себе основополагающие принципы и нормы.

Конституция РФ

Если говорить конкретно о Конституции Российской Федерации, то она является писанным актом высшей юридической силы. Её приняли в 1993 году. В законе закреплены основы политико-правового строя РФ, а также порядок возникновения основных органов государственной власти. Структура Конституции включает в себя следующие структурные элементы, а именно: преамбулу, первый раздел (9 глав), второй раздел. Свое действие основной закон распространяет на территорию всего государства. Большое значение в данном случае отыгрывают конституционные принципы, которые, по сути, являются основой всей юридической системы государства.

Что такое принципы основного закона?

В юридической науке, принципы – это основополагающие идеи, на которых строится конкретное правовое явление. Конституция в данном случае является «фундаментом» юридической системы государства, о чем уже указывалось ранее. Поэтому её основы, по сути, касаются также иных правовых отраслей. Таким образом, конституционные принципы – это ключевые положения основного закона, которые характеризуют его как таковой. В большей части конституционные идеи отражают факт взаимодействия человека и государства.

Группы принципов

Конституция 1993 года состоит из большого количества различных исходных идей. Все они в той или иной степени закрепляют определенный спектр прав и свобод человека в отдельных сферах деятельности. Однако существуют конституционные принципы, которые регулируют деятельность, например, конкретных ветвей власти. Учитывая данные особенности, можно выделить определенные группы исходных положений основного закона, например:

  • принципы правового статуса личности;
  • конституционные принципы организации государства;
  • принципы осуществления правосудия.

Все группы являются систематизированными. Они объединяют в себе основную суть и формы правоотношений того или иного характера. При этом абсолютно все группы важны для общества и государства, ведь на их основе строятся современные политические тенденции.

Юридический статус человека и гражданина

Безусловно, основой любой страны является её народ. Без этого элемента государство, по сути, не существует. Поэтому правовой статус человека и гражданина закрепляется в ключевом акте Российской Федерации. Следует отметить, что каждый индивид имеет спектр неотъемлемых свобод, которые даются ему от рождения. Помимо того, некоторые права входят в «пакет» гражданской связи человека и страны, гражданином которой он непосредственно является. В РФ правовой статус человека и гражданина является системой, которая состоит из следующих принципов:

  • Все институты системы правомочий личности являются учредительными. Это значит, что они проявляются в существующих юридических отраслях. Однако, как мы знаем, любая отрасль, в свою очередь, должна отвечать Конституции России. В этом и проявляется принцип учредительности. То есть экономические права, гражданские, социальные, экологические и все остальные, входящие в основу статуса личности, исходят от основного закона.
  • Права и свободы граждан, людей являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Данный принцип развивался на протяжении многих столетий. В его основе лежит философия о том, что каждый человек при рождении обретает определенный спектр свобод, которые никто не может у него отнять. Потому что природные права изначально характеризуют субъекта как одну из сторон общественных правоотношений. Каждый человек владеет некоторыми свободами. Например, во многих конституциях основными считаются экономические права, а также политические, гражданские и т.п.

  • Универсальным принципом правового статуса личности, безусловно, является равноправие всех людей. Следует отметить, что представленная основа существует в законодательствах иных стран, где процветает демократический строй. В Российской Федерации принцип равноправия также включен в основной закон. При этом существует множество научных интерпретаций данного юридического явления. Согласно наиболее «классической», равноправие – это форма выражения равновесия юридического характера, которая проявляется в полной гармонии и сочетании интересов и прав конкретных людей, общностей, социальных групп и т.п. Помимо того, представленный термин характеризует одинаковое положение сторон в тех или иных общественных отношениях. Проявление принципа равноправия можно увидеть в равности мужчин и женщин, рас, национальностей и т.п.
  • Равноправие очень тесно переплетается с принципом гуманизма. Его суть состоит в том, что человек, а также его права и свободы являются высшими ценностями в государстве. То есть, исходя из данной нормы, можно сделать вывод о том, что власть в стране гарантирует реализацию и поддержание людских правомочий.
  • Достаточно интересным является принцип общей доступности прав и свобод. Он наиболее явно проявляется в возможности каждого гражданина избирать и быть избранным в представительные органы власти державы.

Таким образом, права и свободы граждан не только учитываются в основном законе, но еще и гарантируются. Именно благодаря конституционным принципам данной направленности люди в РФ могут вступать в правоотношения и создавать новые.

Организация государственного строя

Большое значение на сегодняшний день имеет государственная организация страны. Основополагающие принципы конституции в данном случае обеспечивают ту внутреннюю систему РФ, которую все мы привыкли видеть. При этом основы построения государства касаются не только граждан и социальных групп, а непосредственно страны. В данном случае последний элемент представлен в виде механизма, который функционирует благодаря многим взаимосвязанным факторам. Таким образом, существуют следующие принципы организации государства:

  • Демократизм является ключевым принципом построения современной державы. Он проявляется в свободе волеизъявления, доступе к государственной службе, свободе слова и т.п. Данный принцип проявляется в 1 статье Конституции России. Помимо того, он подразумевает собой республиканскую форму правления, при которой власть не сосредоточена в руках единой верхушки.
  • Конституция 1993 года содержит в себе принцип разделения властей. Согласно его положениям, управление страной разделено между тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Принцип разделения властей был создан еще во времена Великой французской революции. На сегодняшний день он является основой демократического режима в любой стране и, в частности, Российской Федерации. Он наглядно проявляется в существовании парламента, правительства и системы судов. Данная структура государственных органов показывает принцип разделения властей в действии.

  • Одним из конституционных принципов является народовластие. Данное положение содержит в себе несколько особенностей государственного строя России. Во-первых, основным источником власти, согласно данному принципу, является народ РФ. Во-вторых, управление государством народ реализует через выборные органы и своих представителей. С точки зрения демократического строя, народовластие является классическим признаком свободы и равенства.
  • Согласно Конституции, Россия – суверенное государство. То есть её территория неделима, что исключает любые посягательства со стороны иных субъектов международных отношений. Помимо того, суверенитет Российской Федерации обеспечивает действие федеральных законов на всей её территории.
  • Территориальное деление в РФ является федеративным. При этом субъекты государства равны в своих правах и имеют частичную автономию.
  • Конституция России подразумевает светский характер государства. Это значит, что в стране не существует обязательной религии. При этом в статье 14 закреплена свобода религиозных объединений, которые являются равными перед законом.

Представленные принципы составляют 14 главу действующей Конституции Российской Федерации. Они играют одну из ключевых ролей в процессе построения государства, ведь на основе данных основополагающих норм существуют многие конституционные институты, а именно: президентство, парламентаризм, законность и т.п.

Понятие правосудия

В любом государстве существует правосудие и органы, которые его исполняют. Данная отрасль жизнедеятельности человека основывает одну из ключевых ветвей власти. Отсюда следует, что правосудие должно осуществляться на основе четкого законодательного регламента. Потому что эта деятельность непосредственно касается прав и судеб многих людей. Тот факт, что правосудие – это ветвь власти, обуславливает её конституционно-правовое регулирование. То есть представленное явление регламентируется нормами основного закона.

Принципы осуществления правосудия в РФ

Правосудие в России реализуется через отдельные принципы, закрепленные в основном законе.

  • Исключительно органам судебной ветви власти, которые функционируют в установленном действующем законодательством порядке, разрешено осуществление правосудия. Основой нормативного регулирования этой сферы являются такие НПА, как ФЗ «О судебной системе РФ» и, конечно же, Конституция России.
  • В своей деятельности суды подчиняются исключительно положениям Конституции и федерального законодательства. В данном случае прямо проявляется принцип законности. Следует помнить, что правосудие основывается на гражданском, административном, уголовном и конституционном законодательстве. При этом не допускаются какие-либо отклонения от установленных официальными нормативными актами процедур.
  • Судьи реализуют свою деятельность на основе полной самостоятельности и независимости. Это значит, что никто не может влиять на представителя закона или каким-нибудь образом координировать его действие с целью получения необходимого решения.
  • Правосудие в России осуществляется по принципу равноправия сторон в процессе состязательности. Это значит, что каждый участник имеет право собирать и представлять доказательства, строить свою правовую защиту и взаимодействовать с соответствующими органами для получения необходимых процессу данных. При этом стороны правосудия не могут угнетаться каким-либо образом по расовому, национальному, половому или возрастному признаку.
  • Одним из главных судебных принципов является презумпция невиновности. Это значит, что никто не может быть признан виновным в чем-либо, если его вина не доказана в установленном законом порядке.

Конечно, представленный перечень не отражает абсолютно все принципы осуществления правосудия в России. Однако указанные исходные положения являются наиболее классическими, так как они отображают правосудие, которое должно существовать в современном демократическом государстве.

Заключение

Итак, мы попытались в статье рассмотреть основные конституционные принципы РФ, которые затрагивают разные сферы государственной деятельности. В заключение следует отметить, что основополагающие истоки функционирования нашей страны как нельзя лучше характеризуют её стремление к равноправию и обретению демократии. Однако над механизмами реализации данных принципов на сегодняшний день все еще необходимо работать.

fb.ru