Конспект мировоззрение – Особенности научного мировоззрения — МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА — ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс. — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков

Конспект урока «Мировоззрение»

Обществознание.

Тема: Мировоззрение

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: традиционный

Цель: познакомиться с мировоззрением, его видами и факторам на него влияющими.

Задачи:

Образовательная: сформировать научные представление о понятии миро-воззрение. Отработать понятия: мировоззрение, типы мировоззрения; выяснить какую роль играет мировоззрение в духовном развитии личности; выделить основные типы мировоззрения и их характерные признаки.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений; развивать умения: анализировать, решать познавательные и проблемные задачи,делать выводы; развивать умение работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение; развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор.

Воспитательная: продолжить формировнаие основ нравственной культуры; способствовать социализации личности учащихся и формированию основ собственного мировоззрения; способствовать выроботки отношения приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.

Ход урока (дети делятся на 4-5 групп по 5-6 человек на перемене)

Самоопределение к деятельности. Орг. Момент

Приветствие, проверка присутствующих.

Добрый день, ребята. Кто дежурный в классе? Кто сегодня отсутствует?

Сегодня мы с вами будем работать по группам (рассадить по группам на перемене). План нашего урока (на доске): План урока.

Что такое мировоззрение

Структура мировоззрения

Типы мировоззрения

Роль мировоззрения в духовном развитии личности .

    Актуализация темы. Решение проблемного задания.

    ( Используем проектор, открываем слайд №1 презентации , где записано это задание или можно записать его на доске)

    Проблемное задание № 1.

    Учитель: Прежде,чем мы узнаем тему урока,мы с вами решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает…….

    Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в группе вы должны выяснить, что же должен обрести человек, чтобы началось его духовное рождение?

    5 минут идет работа в группах. Каждая группа в помощь получает список понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для продолжения выс- казывания.

    Список понятий в конверте 1 для каждой группы: (богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние и нужные связи.)

    Каждая группа дает ответ на проблемное задание.

    Ответ к заданию №1:(демонстрируется слайд презентации с ответом). В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно , когда он обретает мировоззрение.

    Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

    Ученики: О мировоззрении.

    Учитель: Тема нашего урока “Мировоззрение”.Открываем тетради и записываем тему.

    Постановка учебной задачи.

    Какие задачи мы с вами поставим? Что мы должны сделать? В постановке цели вам поможет план, обратите внимание на доску

    Ну а в конце урока вам предстоит ответить на вопрос, Что же влияет на мировоззрения?

    Построение проекта выхода из затруднения

    Сегодня на уроке мы должны узнать что такое миро-воззрение, выяснить структуру мировоззрения, то есть из чего оно складывается, выделить типы мировоззрения и их существенные признаки.

    А что такое мировоззрение? Для того чтобы ответить на данный вопрос Вам понадобится конверт № 2. В ней находится набор слов, которые вам помогут сформулировать определение мировоззрения. Ваша задача сложить определение (Мировоззрение- система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру.; Мировоззрение— это целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества; Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает) (каждая группа в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование понятия)

    Так что же такое мировоззрение (ответы обучающихся)

    А теперь посмотрим, с помощью чего формируется мировоззрение. И здесь вам понадобится конверт № 3. Ваша задача перебрать слова, при нахождении нужного вывешивать его на доску (историческая эпоха; особенности культуры, семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение, самовоспитание, самообразование)

    (на доске: мировоззрение=знания+…+…+….+…+…+)

    Ответ к заданию. Мировоззрение = знания + убеждения + вера + жизненные ценности + идеалы + опыт.

    Из формулы мы видим , что любое мировоззрение начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие ограничивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.

    Ученик: У необразованного, темного человека узкий кругозор. Его легко обмануть. А человек образованный многое понимает и замечает, становится более требовательным, сможет отстоять и защитить свои права. А такие люди были опасны для власти.

    Ученик: Примером ограничения властями доступа к образованию простых людей является циркуляр 1887 года, изданный министром народного просвещения И.Д.Деляновым и одобренный Александром Третьим, получившим в истории название “Циркуляр о кухаркиных детях”. В нем предписывалось не допускать в гимназии и прогимназии детей кучеров, лакеев поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, чтобы не выводить их из среды, к который они принадлежат.

    Ученик. Образованный человек с широким кругозором, который имел свое мнение и достоинство был опасен и при тоталитарном режиме. Из такого человека нельзя было сделать послушную марионетку, бессловесного раба, живущего по указке властей. Мы из истории знаем, что сталинские репрессии в первую очередь обрушивались на интеллигенцию: писателей и ученных. Волна репрессий коснулась многих представителей творческой интеллигенции. Они на долгие годы попали в ссылки, лагеря, лишались права творить.

    Учитель: Недаром Бекон утверждал, что знание это сила. Следующим важным элементом мировоззрения являются вера и убеждения. Вера- бездоказательное признание чего-либо истинным. Убеждение это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-то, основанное на личном опыте и вере. В истории немало примеров, когда человек ради веры и убеждения жертвовал своей свободой или жизнью. Сейчас мы заслушаем небольшие сообщения о таких людях.

    Ученик 1: ( Слайд №6.) Картина Сурикова « Боярыня Морозова»

    По силе и глубине своей убежденности в российскую историю навсегда вошла боярыня Морозова, выступившая против церковной реформы Никона в 17 веке. Несмотря на угрозы и пытки, боярыня не отказалась от своих взглядов. Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. Её образу художником Суриковым приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения. Боярыня Морозова — яркий пример несломленной русской женщины.

    Молодцы ребята, так мы с вами узнали, что такое мировоззрение, что формирует его. А что нам еще предстоит узнать о мировоззрении?

    (ответы: существует 4 типа мировоззрения)

    Какие же типы мировоззрения существуют? Вам понадобятся конверты под номером 3 . В них у вас задание для каждой группы. Ваша задача поработать в группах над заданием 5 минут, затем мы заслушаем каждую группу. И в итоге узнаем, какие же виды мировоззрения существуют.

    Типы мировоззрения.


     

    Проверка задания. Типы мировоззрения.

    Мифологическое Научное

    Религиозное Обыденное

    (Обыденное, житейское: лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом, человека узнаешь только тогда, когда съешь с ним пуд соли. Не спрашвиай старого, а спрашивай бывалого

    Мифологическое: Древние булгары, предки   казанских  татар считали, что мир первоначально был представлен безграничным океаном. На поверхности океана плавала одинокая утка. Вот  она нырнула и со дна океана достала крупинку зерна, из которого и зародилась земля.  Другая версия этой легенды гласит, что утка снесла 3 яйца, из которого образовались земля, солнце и луна и весь мир.

    Религиозное:  Мусульмане верят в Аллаха, совершают за день пятикратный намаз, ежегодно в месяце рамазан строго держат пост- уразу.

    Научное:   Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки.)

    Учитель: Ребята. Давайте решим с вами следующую проблемную задачу. Представьте себе сильный пожар. В его пламени вот- вот погибнет редчайшая картина итальянского мастера и парализованный старик. В вашем распоряжении несколько минут, за которые вы можете спасти только что-то одно, или картину, или парализованного старика. Ваш выбор. Поднимите руку, кто будет спасать старика (большая часть учеников спасает старика). Объясните свой выбор.

    Ученик: Картина неживая, а старик живой. Этим стариком мог быть мой дедушка.

    Ученик: Жалко старика. Человеческая жизнь бесценна. Дать погибнуть человеку, когда есть возможность спасти его – это равносильно преступлению.

    Учитель: Поднимите руку, кто будет спасать картину. Объясните свой выбор.

    (обычно таких учеников бывает очень мало, 1-2 ученика)

    Ученик: Я буду спасать картину, потому, что она шедевр, бесценная. А старик парализован и он все равно скоро умрет.

    Учитель: А что бы ты чувствовал, если бы вместо старика оказался ты, а кто-то бы другой спасал не тебя, а картину. Хотел бы ты, что бы так поступили с тобой. Ученик: Нет, конечно. Учитель: В чем разница между этими двумя выборами. Те, кто спасают картину — поступают антигуманно, то есть не по человечески, а те, кто спасает старика — поступают гуманно. В современном мире главным является не тип мировоззрения, а его направленность. По направленности мировоззрение бывает гуманистическое , когда в центре бывает человек и его интересы и антигуманистическое — направленное против человека. Исходя из этого мы можем дополнить нашу схему. «Типы мировоззрения»

    Типы мировоззрения.


     

    Мифологическое Научное

    Религиозное Обыденное

    Гуманистическое мировоззрение Антигуманистическое мировоззрение.

    Дайте основные признаки гуманистического мировоззрения

    Ученик: Гуманистическое мировоззрение ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, дорожит и защищает достоинства человека.

    Учитель: Таким образом, нет устаревших или ненужных типов мировоззрения. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится гуманистическая направленность. Поворот общества к проблеме человека может стать облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения

    Роль мировоззрения в духовном развитии личности.

    Учитель: Мировоззрение нередко называют ядром, «стержнем» духовного развития человека. Сейчас каждая группа, опираясь на учебник и свой жизненный опыт, будет отвечать на вопрос, какую же роль играет мировоззрение в жизни и деятельности человека? Ответы не должны повторятся.

    Работа в группах (2-3 минуты)

    Ответы на задание.

    Ученики 1 группы: Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для практической деятельности. Мировоззрение позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни.

    Ученики2 группы: Мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.

    Ученики 3 группы: Мировоззрение дает программу поведения человека, стиль мышления, образцы для действия, нормы поведения, методы решения проблем.

    Ученики 4 группы: На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определить истинные ценности жизни и культуры, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире.

    Учитель: Рено Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем, который освещает дорогу путнику. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей.

    Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством. Итак, что мы узнали сегодня на уроке?

    Сегодня на уроке мы узнали, что такое мировоззрение, выделили структуру и типы мировоззрения. Выяснили роль мировоззрения для духовного развития человека. А сейчас мы с вами ответим на главный вопрос: Что же влияет на мировоззрения? (историческая эпоха, культура, образование, страна, религия, материальное положение)

    Теперь подведем итоги, выделим самое главное и сделаем выводы. Для этого выполним следующее задание. Каждая группа получает карточку №3 с заданием.

    Карточка№3 для 1 группы. Продолжи предложение.

    Мировоззрение- это….

    Мировоззрение складывается из …+…+….+…

    Карточка №3 для 2 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение делится на следующие типы……

    Карточка №3 для 3 группы. Продолжи предложение. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные признаки гуманистического мировоззрения – это …..

    Карточка №3 для 4 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение является ….. духовного развития человека и определяет ……. .

    Закрепление материала. Решаем тесты.

    Тесты для закрепления: ( Демонстрация на слайдах презентации)

    1Выбери правильный ответ. 1.Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является: а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) культура.

    2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

    а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки

    б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры

    в) личная практическая деятельность г) легенды и мифы.

    3. .Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

    А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

    Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

    4.1.Научное мировоззрение не предполагает

    а) стремления к объективности б) обоснованности убеждений

    в) освоения опыта человечества г) свободной безответственности.

    5. Основная проблема любого мировоззрения – это:

    а) вопрос об отношении человека к человеку;

    б) вопрос об отношении человека к миру;

    в) вопрос об отношении человека к культуре.

    г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;

    6.Продолжи предложение :

    А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .

    Б) Элемент мировоззрения , безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм- это….

    В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …..

    Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….

    Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека , его права и свободы -…..

    7.Дополни схему:

    Типы мировоззрения.

    Мифологическое Научное

    … …. Обыденное


     


     

    Гуманистическое мировоззрение …… мировоззрение.

    8.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение/

    1.Вера в Бога

    2.Включает в себя научную картину мира.

    3. Основывается на личной практической деятельности,

    4. Основой являются священные книги.

    5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте,

    6. Основывается на достижениях науки.

    9)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано,

    1)знания 2) убеждения 3) мировоззрение 4) ценности и идеалы 5) вера 6) опыт

    10)Установи соответствие между типами мировоззрения и их признаками. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Типы мировоззрения Признаки

    А) Мифологическое 1. Вера в сверхъестественные силы.

    Б) Научное 2. Фантастическое мировоззрение.

    В) Религиозное 3.Формируется в быту, на личном опыте

    Г) Обыденное 4. Основано на научной картине мира.

    Ответы: 1б, 2а, 3) 2, 4г, 5б, 6) религиозное мировоззрение, вера, убежде-ния, мировоззрение, гуманистическое мировоззрение. 7) религиозное, анти-гуманное 8) 35 9) 3 10) 2 4 1 3

    Заключительный этап урока. Учитель ставит оценки за урок и сообщает домашнее задание.

     Домашнее задание. Для всего класса: Параграф 29 с 312-316. Вопросы 4-6 стр .316 . Дополнительное задание: 1 группа ( тем, кто не сдает ЕГЭ по обществознанию) : Работа с источником и вопросами к нему стр 317- 318;

    2 группа (те, кто сдает ЕГЭ по обществознанию): Написать эссе по одной из предложенных тем на выбор.

    Темы эссе:

    1) «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования» Альберт Швейцер

    2) « Надо беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Ф.М.Достоевский,

    3) « Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» А. Поуп.

    4) «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно». Данте.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект — Мировоззрение типы и понятия


    Содержание

    Введение ………………………………………………………………….3

    Понятие мировоззрения …………………………………………………4

    Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия ……………………………………………………………………………..6

    Заключение ………………………………………………………………21

    Список литературы ………………………………………………………22

    Введение

    Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

    Мировоззрение есть целостная система взглядов, чувств, переживаний, догматов и теоретических положений на мир в целом и место человека в этом мире, его назначение. Мировоззрение стремится пронизывать всю структуру мира, от мира в целом далее по вертикали к природе, обществу, к конкретному обществу, в котором мы живём, к самому себе и собственному внутреннему миру. Мировоззрение носит объективный характер, т.е. каждый человек помимо своего желания и воли обладает мировоззрением, в силу того, что главным объектом мировоззрения человека является его собственная жизнь.

    И в данной теме я хотела бы раскрыть понятие что же такое мировоззрение и какие его типы существуют.
    .
    Понятие мировоззрения.
    Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

    У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

    Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе.

    Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

    Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей. В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять

    этот мир и целесообразно действовать в нем.

    Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

    Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

    Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

    Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

    Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

    Миф — форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

    Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия» Для мифа не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мир мифа гармоничен, строго упорядочен и не подвластен логике практического опыта.

    Исторически миф возникает как попытка построения на интуитивно-образном уровне восприятия целостной картины мироздания, способной обобщить эмпирический опыт и дополнить (при помощи умозрительных спекуляций) его ограниченность. Естественно-историческая неполнота достоверного знания о мире, неразработанность понятийного аппарата и отсутствие на ранних этапах существования человеческого общества четко зафиксированных принципов построения и обоснования знания предопределили появление мифа как некоей гипотезы, импровизированного суждения по поводу реальности, которое затем предстает для своего носителя в качестве единственно возможного и самоочевидного облика мира.

    Миф представляет собой своеобразное опредмечивание коллективных фобий, оформление в ярких и доступных образах массовых ожиданий, страхов и надежд. Миф нерефлексивен, т.к. изначально несовместим с рационально-критическим подходом к любому явлению, отдавая предпочтение эмоциональному созвучию и субъективной убежденности. Пространство мифа закрыто, завершено, и единственное движение, возможное в нем, — повтор, воспроизведение уже некогда свершившегося. Миф при этом функционирует как в качестве определенного способа переживания реальности, так и в виде его продукта — завершенной картины мира. Как первичная форма целостного дотеоретического общего мировоззрения, миф составляет неотъемлемую часть любого типа культуры — как в стадии его становления, так и в процессе генезиса и эволюции присущих данной культуре мировоззренческих моделей и форм духовно-практического освоения мира. Появление развитых систем рационально-понятийного знания не приводит к одновременному вытеснению из духовной жизни общества элементов мифологического сознания. Последнее постоянно воспроизводится на уровне спонтанного житейского опыта и неформализуемого полностью практического сознания, а также в ситуациях, связанных с необходимостью коллективного социального действия, основанного на беспрекословном подчинении чужой воле. «Экологическая ниша» мифа, таким образом, помещается в тех областях человеческого существования, где рационалистическое миропонимание либо не занимает господствующего положения, либо по каким-то причинам его теряет. В динамике культуры подобные ситуации, как правило, связаны с глобальными (смена идеалов рациональности, поиск мировоззренческих оснований новой исторической эпохи, преобразование типа общественного устройства) или локальными (смена парадигм в частных науках, возникновение новых областей знания или теоретических систем) процессами, лишающими однозначности (и ореола рациональности) прежнюю систему ценностей.

    Роль мифа в жизни современного общества неоднозначна. Миф как универсальная форма дотеоретического мировоззрения, присутствует в различных сферах духовно-практического освоения реальности как необходимый и обладающий мощным продуктивным потенциалом элемент. В то же время современная политическая мифология нередко используется политическими организациями и властными структурами для целенаправленного программирования массового сознания, формирования лояльно-конформистских или радикально-агрессивных общественных настроений.

    Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. К философским раздумьям, занятиям философией люди приходят разными путями. Но есть путь, по которому когда-то пришло к философии человечество.

    Чтобы понять своеобразие философии, важно хотя бы в общих чертах представлять себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому миропониманию как предпосылке.

    Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение. Мифы — древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев — многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости.

    Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев — с последующим его возрождением. Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути.

    Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. Воплощенные в мифе представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы.

    Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде «живут» образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли — анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого. В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже

    В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью осуществлялась связь «времен» — прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни. С угасанием первобытных форм жизни миф как особая ступень развития сознания людей сходит с исторической сцены, но не умирает вовсе. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов — в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, в произведениях мировой литературы и искусства отражены темы древнегреческой и многих других мифологий.

    Мифологические сюжеты вошли во многие религии. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология в целом утрачивает свою прежнюю роль. Своеобразное социальное, политическое и другое мифотворчество существует, активно проявляя себя, и в наши дни. Его воздействию более всего подвержено массовое сознание, само творящее немало «мифов» и некритично осваивающее мифологемы, изобретаемые и насаждаемые современной идеологической индустрией. Но это уже — иные времена, иные реалии.

    Миф в собственном смысле слова — как целостный тип сознания, особая форма жизни первобытных народов — себя изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, о тайне рождения и смерти. Время показало, что это — принципиальные, ключевые вопросы всякого миропонимания. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия. В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

    Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

    Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития.

    Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива.

    Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

    Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира.

    Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия. Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития.

    Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии.

    Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

    На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия.

    А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов? Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания.

    Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого

    религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути

    жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

    Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими».

    Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и

    сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим

    конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще

    мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также

    неотъемлемая часть мифологического сознания.

    Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

    Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

    Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно- нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

    На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень

    мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия».

    Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

    Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти. В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом.

    Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

    Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

    Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого.

    Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека.

    Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

    Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

    Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии

    мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.

    У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы. Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что-то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать кажущееся за действительное. Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую «теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения. Материальный мир, по Демокриту, — это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал два вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души, вселившейся в тело человека в момент его рождения.

    Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы. Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом интенсивному

    развитию городской жизни. Социальная активность итальянского города стала резко контрастировать с феодально-деревенской жизнью подавляющего большинства стран Европы.

    Главным центром гуманистического движения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая», которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился и провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы представляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, с другой, — он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо».

    Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка. Главным направлением его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы. Так возникла и стала развиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения с богом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества. Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего понятие человеческой деятельности.
    Заключение

    В заключение рассмотрения настоящей работы необходимо резюмировать все выше сказанное, подвести некоторые итоги.

    — мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации;

    — мифологическим мировоззрением– независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них;

    — миф- форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности;

    — миф составляет неотъемлемую часть любого типа культуры — как в стадии его становления, так и в процессе генезиса и эволюции присущих данной культуре мировоззренческих моделей и форм духовно-практического освоения мира;

    — миф выполнял многообразные функции: с его помощью осуществлялась связь «времен» — прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений;

    — главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни;
    — две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия;

    — специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным;

    — сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
    Список литературы

    П.В.Алексеев, А.В. Панин «Философия». — М., 1997г.

    Е.Е. Ермакова «Философия». — М., 1999г.

    История философии в кратком изложении. — М., 1991г.

    Л.З. Немировская, «Философия». – М., 1996г.

    А.Г.Спиркин, «Философия». – М., 1998г.

    В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филотов, «Философия». – М., 1996г.

    А.Ф. Лосев «Философия. Мифология. Культура». – М., 1991г.

    К.П. Шуртаков «Мировоззрение и методы его формирования». – Казань, 1989г.

    Е.Е. Несмеенов «Основы философии в вопросах и ответах». – М., 1997г.

    Е.И. Кукушкина, Е.Б. Логунова «Мировоззрение, понятие, практика». – М., 1989г.

    www.ronl.ru

    Философия как мировоззрение. — конспект лекций

    Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.
    Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания — политическим, религиозным и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников.
    Мировоззрение существует на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.
    В зависимости от субъекта мировоззрения выделяют такие его формы, как личностное, социально-групповое мировоззрение и мировоззрение общества в целом. С этой точки зрения, мировоззрение, выражающее коренные интересы и цели некоторого социального субъекта и института, в особенности интересующего нас государства вообще, белорусского государства, в особенности, является идеологией, которая объединяет разрозненные устремления индивидов в массовые движения, направляет деятельность государства в борьбе за свои цели, идеалы и интересы.
    Мировоззрение обладает огромной социальной силой, т.к. именно оно определяет сознательное отношение людей к общественному строю в целом, политическому режиму, правопорядку, духовному содержанию жизни. Вместе с тем, пропасти между мировоззрением, сферой конфликтов и борьбы различных общественных сил и идеологией, выражающей интересы различных групп людей, не существует. Очень часто они совпадают по своему содержанию и отличаются друг от друга лишь по своему носителю, субъекту.
    Государство использует мировоззрение как средство разработки и обоснования своих стратегий развития, объяснения причин соответствующего положения дел, выдвижения конечных целей, определения противников и союзников.

    Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества. Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, а так же обыденное.
    Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.
    Мифология (греч. nrythos — повествование, сказание) — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства.
    Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.
    Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли художников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искусства. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы о инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергейстах, творящих разные чудеса, о волшебных лекарствах, исцеляющих от всех болезней и т. п.
    Мировоззрение белорусского народа, история белорусской государственности самым тесным образом связано с национальной мифологией. Следует иметь в виду, что именно в мифологических сюжетах, сказаниях закодирована историческая память народа, глубинные пласты коллективной психологии (коллективное бессознательное) и первичные духовные структуры общественного сознания. С этой точки зрения рациональная интерпретация национальной мифологии, учет ее роли в разработке стратегических ориентиров государственного управления – важное условие сверки с коллективной мудростью народа.
    Отчетливее всего отголоски древнего мифологического мироощущения белорусского народа проявляются сегодня в праздновании Дедов, Радуницы, Коляды, Купалья. Как известно, Киевская Русь приняла христианство, что и предопределило в дальнейшем судьбу идеологии белорусского государства. То, что у нас до сих пор сохранились языческие праздники и поверья, свидетельствует о живучести народных верований и мифологических представлений, о том, что их роль настолько велика, что искоренить некоторые из них так и не удалось. Они трансформировались и приспосабливались к христианской традиции, дожив до нашего времени (и сегодня известны такие языческие божества и празднества в их честь, как Купала и Коляда, из дохристианских времен до нас дошли Деды, Дожинки и Гуканне весны). Уникальное богатство языческой и народной мифологии должно быть бережно воссоздано, сохранено и рационализировано в нашей культуре и идеологии.
    Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.
    Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которые приписывались свойствам материальных предметов — камням, металлам и т.п., связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений), богам и духам. Позднее формируется образ единого бога — творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии — буддизм, христианство, ислам.
    Принятие и распространение христианства на белорусских землях способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы и письменности, а также становлению самобытной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. Христианская культура существовала и взаимодействовала с огромной мифологической культурой, для которой было характерно образное представление о природе и человеческой жизни, о единстве истины, блага и красоты.
    История христианства в форме православной религии на территории нашей республики насчитывает уже более тысячи лет. Чуть менее короткой по историческим меркам является у нас история католицизма, иудаизма и ислама. Еще короче история лютеранства, на которую приходится всего лишь около 400 лет.
    Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.
    Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов.
    Возникнув в рамках национальных духовных традиций, философская мысль нашего народа концентрировалась над решением фундаментальной проблемы – проблемы национально-культурной самоидентификации.
    Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находились в центре белорусской философской мысли. С этой точки зрения и перспективы современного национально-государственного и общественного развития необходимо определять, опираясь на духовный опыт предшествующих поколений, важной частью которого является общественно-философская мысль белорусского народа, его этические, эстетические, политические, этнорелигиозные, культурологические и иные представления и понятия.
    В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.
    Обыденное мировоззрение корнями уходит в народный фальклор. В фольклоре содержались не только нравственные убеждения народа, начала прикладных наук, но также и его предфилософия. Фольклорная афористика (пословицы, поговорки и др.) выступала как квинтэссенция народной мудрости, обладающая мировоззренческой и фиософской ценностью. Это была своеобразная символическая культура народа, окрашенная в национальные мифологемы.
    Конечно, в современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения.
    Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

    2dip.su

    Мировоззрение и его роль в жизни человека 10 класс

    Автор:
    Надежда Витальевна Галактионова

    Тема: Мировоззрение и его роль в жизни человека

    Класс: 10

    Тип урока: комбинированный

    Цели урока:

    Образовательные  — Расширить и углубить знания о мировоззрении, классификации типов мировоззрения и о его роли в жизни человека

    Воспитательные

    Развивающие — умение работать с текстом учебника, развивать у учащихся умение анализа и синтеза

    Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 4

     

    Ход урока

    1. Орг.момент.

    2. Проверка домашнего задания

    Письменный опрос:

    Тест (15 минут) + понятия

    Духовный мир человека

    Бездуховность; Моральные нормы; Идеал; Гражданственность

    3.Изучение нового материла

    Тема: Мировоззрение и его роль в жизни человека

    В самом простом и наиболее распространенном понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

    Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно во-первых, представляет собой взгляд человека на мир в целом. Во-вторых мировоззрение отражает отношение человека к окружающему миру:  страшится ли человек этого мира или он живет в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим его миром или стремится изменить его?

    Таким образом, мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы общества.(записать в тетрадь)

    Классификация типов мировоззрения:

    1.Обыденное – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, такое мировоззрение формируется стихийно. Оно опирается на непосредственный жизненный опыт человека и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт культуры и науки – это его слабость

    2. Религиозное– его основой являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятников мировой культуры, как Библия, Коран, Талмуд, священные книги буддистов. Также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабые стороны – это проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

    3.Научное – оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрения также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относится прочная научная обоснованность. Однако нельзя закрывать глаза на то, что человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность – это глобальная проблема настоящего и будущего.

    4. Итог

    Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

     

    5. Домашнее задание

    § 4 (мировоззрение)

     

     

     

    ngal.ru

    Конспект — Философия и мировоззрение 5

    Философия и мировоззрение

    Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

    В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

    Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле. Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение», или даже в еще более узком понимании — «врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение» и т.п.

    Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

    Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

    Миропонимание — более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропони­мание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретиче­ское. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки.

    Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представ­ления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.

    О ценностных ориентациях. Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность или, если хотите, смысл, значимость, положительную или отрицательную ценность.

    О вере . Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить.

    Об идеалах . Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу.

    Идеалы — это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества.

    Об убеждениях . Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру

    Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

    Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний.

    www.ronl.ru

    Мировоззрение как философское понятие. Философия: Конспект лекций

    Мировоззрение как философское понятие

    Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

    В мировоззрении выделяют два уровня – чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

    Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф – священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») – это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

    Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    fil.wikireading.ru

    Разработка урока по обществознанию в 10-м классе. «Мировоззрение: связь человека с эпохой»

    Разделы: История и обществознание


    Предлагаемый вариант урока по обществознанию по теме «Мировоззрение: связь человека с эпохой» построен на основе методических приемов развивающего обучения. Интерактивные методы, быстрая смена видов деятельности позволяют не только активизировать работу учащихся, но и максимально вовлечь их в решение задач урока на всех этапах. В ходе работы над изучением темы учащиеся оценивают свой вклад в решении проблемы на основе самоанализа, в ходе групповой работы учатся сотрудничать, выслушивать мнение других, защищать собственную точку зрения, овладевают навыками само- и взаимоконтроля

    Цели урока:

    • Образовательная: организовать самостоятельную работу учащихся по решению учебной задачи: выявления сущности, внутренней структуры, закономерностей в развитии и исторических этапах становления и значения в жизни человека важнейшего духовного ориентира-мировоззрения, создать условия для осмысления учащимися ценности и значимости данного явления для формирования духовной культуры общества, будущего цивилизации.
    • Развивающая: формирование основ базовых социальных компетенций: сотрудничество, коммуникация, самостоятельный поиск информации и ее оценка на основе развития умений спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, оценивать свои собственные социальные возможности для выработки собственной модели социального поведения, способствующей успешной адаптации в социуме.
    • Воспитательная: моделирование ситуаций, в которых происходит осмысление значимости решаемых проблем для собственного личностного роста, формируется ценностное отношение ученика к окружающему миру и к людям, создаются условия для введения этих ценностей в индивидуальную модель поведения и формирования социально зрелой личности.

    Реализация цели будет осуществляться на основе модульной технологии с использованием индивидуального учебного пакета, состоящего из индивидуального рабочего листа с заданиями (Приложение 1) и оценочного листа (Приложение 2), где будет фиксироваться поэтапное решение каждым учеником учебных задач.

    В ходе реализации каждый ученик должен овладеть:

    • Знаниями о сущности, внутренней структуре, закономерностях в формировании мировоззрения, его связи с исторической эпохой, преемственности в развитии как отражении общечеловеческого начала духовных ценностей, лежащих в основе мировоззрения
    • Умениями провести элементарное исследование, оперируя известными учебными материалами, выделять сущностные черты явлений и процессов, закономерности, им присущие, моделируя и обобщая
    • Навыком вхождения и сотрудничества в группе и паре, умением динамично включаться в работу, менять формы деятельности и способы решения задачи

    Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность.

    Методы и формы работы учителя: совместная с учениками деятельность в области целеполагания, планирования, анализа; участие в дискуссии.

    Способы мотивации, способствующие расширению субъектной активности учащихся: коммуникативная атака, интрига в анонсировании темы, мозговой штурм

    Оборудование: учебные пакеты с заданиями, опорные схемы-рисунки (Приложение 3), документы с высказываниями мыслителей и философов (Приложение 6, Приложение 5), материал с текстом для групповой работы (Приложение 4) опорные схемы, написанные на доске, отражающие связь между понятиями «Знания – убеждения – поступки», «Знания – вера – убеждения».

    Основные понятия: мировоззрение, миропонимание, мироощущение, убеждение, ценности, идеалы.

    Урок состоит из нескольких блоков-этапов, в ходе прохождения которых ученики решают задачи индивидуально, в группах, подводя итоги в форме обсуждения, оценивая.

    Вводное слово учителя: Каждый человек обладает набором особых признаков, которые отличают его от других людей, они делают нас разными, но сохраняют в нас общие базовые признаки, которые определяют нашу принадлежность к человеческому обществу. Кроме этого каждый обладает особым внутренним миром-миром духовных переживаний, эмоций, представлений, убеждений, которые составляют основу нашего «Я», делают нашу жизнь осмысленной.Какими бы разными не были люди, в какие бы времена и эпохи они не жили, все они рано или поздно стремятся постичь мир во всей его целостности, определить свое место в этом мире, это заставляет каждого из нас задуматься над тем, какой внутренний механизм заставляет нас стремиться к философскому осмыслению действительности. Как он формируется, как создается, какое значение имеет?

    На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

    Ход урока представлен в таблице – Приложение 7.

    Список используемой литературы:

    1. Человек и общество. Современный мир. М., «Просвещение», 1994.
    2. Беллер Г.А. Экзамен разума. М., «Мысль», 1988.
    3. Мишина И.А.Жарова Л.Н. Михеев А.А.Всемирная история. Киев, «Генеза», 1995.
    4. Гуревич П.С.Человек. М., «Дрофа», 1995.
    5. Библиотека Ф.Павленкова. Биографические повествования. Челябинск «Урал»,1995.
    6. Хачатурян В.М.История мировых цивилизаций. М., «Дрофа», 2001.

    10.02.2010

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai