Конкурсные торги и тендеры – поставщику тендеры электронные площадки госзакупки обеспечение торгов контракты этп закупки

Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное

   В российской деловой практике и в  российском законодательстве понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» не совпадают и несут различную смысловую нагрузку. Для того, чтобы разобраться в терминологии, в этой статье мы поведем «разговор по понятиям».

 

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

 

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками  за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

 

   Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в  России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

 

   Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким  как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

 

   В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

 

Чем тендер отличается от аукциона?

 

   Аукцион — состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

 

   Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте».  Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет. 

 

Чем тендер отличается от конкурса?

 

   По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России  — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

 

   Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками  за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает  конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

 

zakupki-tendery.ru

Конкурсные торги и тендеры

Конкурсные торги – лучший тендер

Большинство компаний в настоящее время признает, что оглашение и проведение тендера – это выгодный способ выбрать компанию-подрядчика, поставщика оборудования, которая будет производить строительные работы и компанию, которая будет выполнять требуемые услуги.

Осуществление закупок с помощью конкурсных торгов

О намерении проведения конкурсных торгов,рассказать несложно, достаточно будет распространить условия проведения в средствах массовой информации, либо подать объявление на специальный портал. После выполнения всех действий, заказчик обязательно получит много выгодных предложений от возможных клиентов, которые могут произвести необходимые услуги, либо доставить требуемые товары по приемлемым ценам.

Когда объявление о тендере компании, которая инициировала торги, уже размещено, остается принять более выгодное предложение от участников, и подписать соглашение или договор. Очень удобным является использование порталов. При помощи них можно ускорить процесс осуществления закупок, а также получить техническую поддержку при необходимости.

При помощи конкурсных торгов компании могут сильно расширить круг возможных поставщиков различных материалов для работы предприятий-подрядчиков, которые обеспечивают строительство.К тому же, благодаря таким торгам можно сильно сократить сроки работ и время поставки материала.

Благодаря проведению конкурса можно определить стратегических и потенциальных партнеров, которые заинтересованы в сотрудничестве, а также определить наиболее подходящее предложение. После тендера компании заключают договор, подтверждая серьезность своих намерений и гарантию выполнения обязательств.

В состав документации таких торгов входит:

  • Критерии к участникам;
  • Информация о всех характеристиках предмета закупки;
  • Место поставки и количество товара;
  • Сроки поставки;
  • Проект договора и многие другие.

Предложения торгов подается в письменной виде с подписью, в прошитом виде, пронумерована и с печатью. Заказчик на запрос участника в течение одного рабочего дня утверждает поступление предложения с датой и временем. Если заказчик уклоняется или отказывается от предложений поданных лично, то это может служить основанием для обжалования.

Чтобы определить победителя, существуют следующие критерии:

  • Качество выполненных услуг, работ;
  • Условия оплаты;
  • Гарантийное обслуживание;
  • Расходы по эксплуатации;
  • Передача технологии и подготовка производственных кадров

Заказчик может отменить процедуру закупки в случаях:

  • Отсутствие последующей необходимости в закупках товара, либо услуг;
  • Сговора участников;
  • Нарушения порядка размещения объявления об осуществлении процедуры закупки, объявлении победителей и самой процедуры закупки;
  • Предъявления для участия менее двух предложений;
  • Отклонения всех предложений торгов;
  • Невозможного устранения нарушений, которые появились в результате преступления законодательства.

Чтобы заказчик и покупатель остались довольны, выбирайте именно конкурсные торги. Только при помощи конкурсных торгов Вы сможете осуществить более выгодную для Вас сделку!

www.cognitivelot.ru

Тендеры.ру

Тендеры.ру – Портал по регламентированным закупкам, к которым относятся тендеры, торги ( конкурсы и аукционы ), запрос котировок, запрос предложений и другие виды корпоративных закупок, проводимых по 223-ФЗ и государственных закупок, проводимых по 44-ФЗ. На нашем портале Вы найдете новостную ленту закупок, библиотеку аналитических материалов по закупочной тематике (включая зарубежные закупки), он-лайн тесты по госзакупкам, информацию о семинарах по закупкам, энциклопедию (википедию) по госзакупкам и форум, на котором можно обсудить с коллегами интересующие Вас вопросы.

Данный портал это не Общероссийский официальный сайт по размещению информации о закупках, это — общественный сайт сообщества специалистов по государственным и корпоративным закупкам, где каждый может высказать свое мнение и поделиться с коллегами опытом и знаниями.

Говоря о закупках в России обычно принято выделять: Государственные и муниципальные закупки (регулируемые 94-ФЗ), Государственно-корпоративные закупки и закупки естественных монополий (223-ФЗ), Закупки коммерческих структур (Гражданский кодекс РФ), Закупки по проектам международных организаций (специальные правила, например для проектов Всемирного банка – установлены руководствами по закупкам МБРР/МАР)

Это нашло отражение и в структуре форума по закупкам. В отдельные разделы выделены темы, касающиеся государственных закупок (закон 94-ФЗ и закон о контрактной системе 44-ФЗ), закупки государственных корпораций и монополий (223-ФЗ), корпоративным и электронным закупкам, а так же разделы административной и арбитражной практики по закупкам, включая письма и разъяснения ФАС. На портале так же работает поиск по закупкам.

В отдельных разделах находятся методические и типовые документы, в том числе положение о закупке, положение о закупочной комиссии, протоколы процедур закупок ( вскрытия, оценки, допуска ), образцы доверенностей в ФАС и т.д., а так же обсуждения отдельных процедур закупки: открытого и закрытого конкурса и аукциона (в том числе аукциона в электронной форме), запроса предложений, запроса котировок, закупок у единственного поставщика и др.

Так же отдельно обсуждаются общие вопросы электронных закупок и отдельные электронные торговые площадки (ЭТП): Сбербанк-АСТ, Единая электронная торговая площадка, ММВБ-Информационные технологии, Индексное агентство РТС, Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан.

В общем разделе обсуждаются особенности отдельных видов закупок, в том числе строительного подряда, закупок лекарственных средств и медицинского оборудования, продуктов питания и услуг по организации питания, закупок сложного оборудования и т. д.

В разделе «Законодательство» Вы найдете последние и актуальные редакции указанных документов, регулирующих госзакупки. Документы представлены с учетом всех изменений. Обсудить вопросы 94-ФЗ и 44-ФЗ (о контрактной системе) Вы сможете на форуме госзакупок.

Государственные закупки регулируются рядом федеральных законов и подзаконных актов, основным из которых является федеральный закон от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Во исполнение данного закона принято несколько десятков подзаконных актов (распоряжения, постановления, приказы и т. д.), а так же издано значительное число писем и разъяснений Минэкономразвития, ФАС, Минфина, Казначейства и др., касающиеся организации государственных закупок. Закон предусматривает передачу ряда закупочных задач заказчиком на аутсорсинг, в Специализированную организацию (СО). СО «Тендеры.ру» поможет проводить закупки без ошибок, с минимальными рисками получения предписаний об устранении нарушений и штрафов.Услуги спецорга востребованы и для закупок по правилам государственно-корпоративных закупок (223-Ф). Наши эксперты имеют опыт работы как с официальным сайтом по размещению информации о размещении заказов zakupki.gov.ru , так и региональными информационными системами, например: Московская единая информационная система торгов ЕАИСТ.Подробнее ознакомиться с опытом Тендеры.ру по построению, аудиту систем закупок и проведению закупок можно в разделе «О нас».

www.tendery.ru

Отличие конкурсов от тендеров | zakupkihelp.ru

Приветствую Вас, дорогие друзья!

Часто ли Вам приходилось сталкиваться с вопросом о том, чем же отличаются конкурсы от торгов и от тендеров? Нет, не приходилось? Тогда Вам повезло больше чем мне. А мне достаточно часто на электронную почту приходят подобные вопросы, точной статистики я не веду, но с десяток таких писем точно было. Поэтому я решил уделить час свободного времени, чтобы написать эту статью.

И так давайте перейдем к рассмотрению нашего вопроса. Скажу что конкурсы и тендеры по сути одно и то же. Т.е. они отличаются друг от друга также, как «топ менеджер» от «директора» или «клининг» от «уборки», думаю, суть Вы уловили. Слово «тендер» (tender) пришло к нам из английского языка и обозначает торги. В российском законодательстве данный термин не употребляется, однако повсеместно используется в бизнес среде, да и в повседневной жизни тоже.

А вот отличие конкурсов от торгов это уже более деликатный момент. Как гласит часть 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «торги проводятся в форме аукциона или конкурса». Из этого следует, что конкурсы это разновидность торгов, также как и аукционы, запросы котировок и т.д.

В Указе Президента РФ № 305 от 08.04.1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» был использован такой термин как «торги (конкурсы)», который подразумевал обозначение всех возможных процедур размещения госзаказа.

Поэтому, чтобы в дальнейшей работе Вам избежать путаницы в данных понятиях, следует приравнять понятия «торги» и «тендеры», а конкурсы, аукционы, запросы котировок и т.д. считать разновидностью торгов. Даже в газетных статьях авторы, описывая процедуру проведения электронного аукциона, могут использовать такие термины, как тендер, конкурс и аукцион, что может окончательно сбить столку начинающего специалиста по госзакупкам.

Надеюсь, моя небольшая статья внесла ясность, и теперь Вы сможете свободно ориентироваться в данных понятиях.

Желаю Вам успехов и новых побед!

zakupkihelp.ru

Тендерные закупки: что это такое

В последние годы такое понятие, как тендерные закупки, достаточно часто можно услышать в обиходе. Что это значит? Само понятие появилось достаточно давно и имеет следующий смысл.

Основные условия

Тендерные торги проводятся компаниями-заказчиками, которыми могут быть как коммерческие, так и государственные предприятия. Они оглашают конкурс на поставку каких-либо товаров либо предоставление различных услуг. Другими словами, это аукцион, где несколько организаций соревнуются за возможность сотрудничать с компанией-заказчиком на определенных условиях, выдвинутыми последним.

Все условия будущего сотрудничества заказчик подробно излагает в конкурсной документации, где основным пунктом являются сроки, в которые должна быть выполнена поставка товаров или проведение каких-либо работ, а также их стоимость. Весь процесс проходит в условиях большой конкуренции, но вместе с тем справедливости и эффективности.

Кто занимается процессом?

Руководство компании-заказчика создает на предприятии закупочную комиссию, которая и проводит всю процедуру. Этот орган должен руководствоваться, прежде всего, законом России о государственных закупках и другими нормативными документами.

Закупочная комиссия рассматривает все поступившие в оговоренный срок предложения от фирм-участников и принимает коллегиальное решение о назначении исполнителя заказа. При выборе отдел руководствуется условиями тендера и поданными предложениями. Детальнее о том, как работает тендерная комиссия можно узнать здесь.

Получается, что тендерные закупки – это приобретение товаров и услуг, на основе договора, по минимальной цене и отвечающее всем требованиям компании-заказчика. Сама процедура должна иметь прозрачный, открытый и беспристрастный характер.

Формы проведения

Закупки на условиях конкурса могут осуществляться в трех основных направлениях:

  • запрос котировок – заключение контракта после анализа цен, проведенного у нескольких поставщиков одновременно;
  • конкурсы – заключение договора по нескольким критериям: лучшая цена, сроки, качество товаров, квалификация участника. Победителю присваивается первый номер и его оглашают победителем. Во время проведения конкурса тендерная комиссия не имеет право вести какие-либо переговоры с участниками.

Тендерные закупки могут проводиться открыто, когда в процессе участие принимают все откликнувшиеся на предложение. Всю информацию заказчик должен разместить в СМИ и в Интернет-ресурсах.

Что такое тендерные закупки закрытого типа? Они проводятся, когда речь идет о поставках на нужды обороны и государственной безопасности, а участие в них принимает ограниченное число претендентов, которые предварительно получили персональное приглашение.

Участие в торгах и тендерных закупках: Видео

Госзакупки (тендера) для начинающих

Секретный секрет про гос.закупки! Вся правда о том, как мы на них зарабатываем!

«КОМЗАКИ» Серия 1. Тендерные закупки в коммерческой компании

Что такое СОНКО в 44-фз и чем они занимаются? | Тендерные закупки

Поделитесь материалом в соц сетях:

otendere.com

Чем отличается тендер от конкурса

В российской производственной и деловой практике есть несколько понятий, описывающих практически один и тот же процесс. Соревнование между компаниями за право заключения договора в строго определенном порядке, ограниченное конкретными сроками, – это аукционы, тендеры, торги, конкурсы и не только. Но между ними есть существенная разница: главное отличие тендера от конкурса в том, что первое понятие не регламентировано российским законодательством, но при этом сами эти мероприятия широко применяются в практике ведения бизнеса.

Регламентированный признак

Федеральный закон №94-ФЗ определяет понятие конкурса и порядок его проведения. Участие в нем возлагает на организатора и участника определенные правовые обязанности в отличие от тендера, последствия которого возникают только после составления договора между сторонами. Поэтому заказчик имеет право проводить его в любой удобной для себя форме, которая может регламентироваться только внутренними нормативными документами, например, Положением, разработанным на основе типового.

Отличие состоит также в том, что победитель определяется путем сопоставления заявок, которые не могут изменяться или уточняться после их вскрытия. При проведении тендера имеет место дополнительное соревнование, заказчик может пытаться снизить цену или просить лучшие условия выполнения заявки. Таким образом, в результате тендера можно добиться более выгодного сотрудничества для заказчика.

Сроки проведения и оформление документов

Еще одна причина, почему нужно знать, чем отличается тендер от конкурса, – это неограниченный срок первого мероприятия, а временные рамки второго и дата заключения договора с выбранным исполнителем всегда точно известны заранее. Тендерный комитет может специально тянуть время до принятия решения, чтобы получить более выгодное предложение от поставщиков. Тем не менее, обычно сроки тендера меньше конкурсных и составляют от недели до месяца, а время для определения победителя в конкурсе составляет не менее 30 дней.

Государственная организация имеет право отклонить конкурсную заявку, потому что она оформлена неподобающим образом, в то время как коммерческие организации не обращают пристального внимания на форму подачи заявления на участие.

Результат соревнования

При проведении конкурса государственная или муниципальная организация должна выбрать исполнителя в любом случае, если количество участников больше одного, и заявки соответствуют предъявленным требованиям. При этом коммерческая компания может и не выбрать победителя – этот вопрос решает только тендерная комиссия.

Результат конкурсного состязания должен объявляться официально и отражаться в СМИ, а его организатор должен заключить договор с победителем на ранее определенных условиях. При этом неудовлетворенные решением участники могут обжаловать результаты в судебном порядке и взыскать издержки, связанные с подготовкой. О результате тендера сообщается выбранному поставщику услуг любым способом, например, электронным письмом или звонком, а другие участники не могут иметь никаких претензий к тендерному комитету.

Главные выводы

Конкурс или тендер? Обе эти формы представляют собой соревновательные мероприятия, целью которых является поиск выгодного варианта сотрудничества и надежного поставщика услуг.

Различия между этими понятиями можно кратко резюмировать следующим образом:

  1. Цель организации конкурса – соблюдение всех регламентов и норм, цель тендера – максимальная экономия денежных средств.
  2. Права поставщиков определенным образом защищены при участии в конкурсе, в тендере нет никаких обязанностей перед ними.
  3. Проведение конкурсного состязания всегда приводит к заключению договора, тендерного – на усмотрение тендерной комиссии.
  4. Конкурсные заявки не могут изменяться в процессе проведения мероприятия, организаторы тендера могут пытаться снизить цену до минимальной.
  5. Победитель конкурса обязательно становится известен, победитель тендера – только по воле тендерного комитета.
  6. Срок оглашения результата конкурсного соревнования известен заранее, а тендерный срок может быть любым и изменяться в процессе.

Так или иначе, конкурс – прерогатива государственных и муниципальных структур, в то время как тендер выбирают коммерческие организации, как более выгодный вариант проведения состязания.

Чем отличается Аукцион от конкурса

Что лучше ТОО или ИП? Как зарегистрировать ТОО?

iPhone XR: все цвета и 15к экономии + КОНКУРС

В чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Поделитесь материалом в соц сетях:

otendere.com

9.4. Организация проведения конкурсов (тендеров)

Одним
из методов размещения (выдачи) заказов
на поставку товаров и подрядов на
выполнение определенных работ является
проведение конкурса или тендера
(международного торга).

Конкурс
(тендер)

— особая форма выдачи заказов на поставку
товаров или подрядов на выполнение
работ, которая предполагает привлечение
предложений от нескольких поставщиков
или подрядчиков с целью обеспечения
наиболее выгодных коммерческих и других
условий сделки для организаторов торгов.

Суть
конкурсных торгов кратко можно
охарактеризовать следующим образом:
покупатель (заказчик) объявляет конкурс
для продавцов (поставщиков) на товар
или услуги с заранее определенными
характеристиками и после сравнения
полученных предложений подписывает
договор (контракт) с тем продавцом
(поставщиком) или подрядчиком, который
предложил наиболее выгодные для
покупателя (заказчика) условия.

В
современных условиях конкурсные торги
являются распространенным способом
размещения государственными организациями,
а также предприятиями частного сектора
заказов на поставку машин, оборудования,
военной техники, крупных партий сырья,
выполнение научных, проектных и
изыскательных работ, сооружение
промышленных и социальных объектов.
Кроме заключения договоров купли-продажи
и подряда, конкурсы могут применяться
при заключении арендных и лизинговых
соглашений, осуществлении инвестиционных
и других проектов.

В
нашей стране в период массовой приватизации
государственной собственности конкурсные
торги широко применялись государственными
органами при продаже объектов
государственной собственности, имущества
и акций в частную собственность. В
частности, одними из методов приватизации
являлись продажа по инвестиционному
конкурсу и продажа по коммерческому
конкурсу.

При
продаже по инвестиционному
конкурсу право приобретения акций по
номинальной стоимости получает лицо,
предложившее за это право максимальные
инвестиции в развитие данного акционерного
общества на наиболее благоприятных для
последнего условиях.

При
продаже по коммерческому
конкурсу право приобретения акций
получает лицо, предложившее за них
максимальную цену и согласившееся
выполнить определенные условия,
установленные перед проведением
конкурса.

Конкурсные
торги подразделяются на внутренние и
международные.

Международные
торги

(tenders)
— способ закупки товаров, размещения
заказов и выдачи подрядов, предполагающий
привлечение к определенному, заранее
установленному сроку предложений от
нескольких поставщиков или подрядчиков
разных стран и заключение контракта с
тем из них, предложение которого наиболее
выгодно организаторам торгов (по цене
и другим коммерческим и техническим
условиям).

Тендеры
в современных условиях получили довольно
широкое распространение. Они играют
важную роль в поиске и отборе контрагентов
для заключения сделок на поставку машин
и оборудования, строительство объектов
“под ключ”.

Наиболее
часто торги как метод закупок применяются
развивающимися странами. На их долю
приходится до 80% общего числа проводимых
в зарубежных странах тендеров на машины
и оборудование.

В
большинстве развивающихся стран
действующее законодательство обязывает
импортеров закупать за границей товары
(в особенности оборудование), стоимость
которых превышает определенную сумму,
только через торги.

В
зависимости от способа проведения
различают торги открытые (публичные) и
закрытые (ограниченные или негласные).

К
участию в открытых
торгах
привлекаются
все желающие фирмы и организации: как
местные, так и иностранные. Путем открытых
торгов в основном размещаются заказы
на стандартное и универсальное
оборудование, а также на небольшие по
объему подрядные работы.

К
участию в закрытых
торгах

приглашаются лишь определенные фирмы,
которым высылаются специальные
приглашения. В основном это престижные,
известные в данной области производства
фирмы, имеющие большой опыт и хорошо
технически вооруженные. Через закрытые
торги размещаются заказы на уникальное,
сложное и специальное оборудование,
комплектные изделия и пр.

Организаторы
торгов, принявшие решение о размещении
заказов через торги, создают тендерные
комитеты
,
в состав которых входят технические и
коммерческие эксперты, представители
администрации. Председателями тендерных
комитетов, как правило, назначаются
руководители организаций, производящих
закупки.

Тендерные
комитеты осуществляют всю организационную
работу по проведению торгов. Они публикуют
объявления о торгах, распространяют их
условия между участниками, анализируют
представленные предложения и выносят
решения о победителе конкурсного торга,
которому и передается заказ. Условия
торгов, как правило, представляют собой
отпечатанные типографским способом
документы, содержащие порядок представления
предложений, рассмотрения их тендерным
комитетом и принятия решений о передаче
заказов. Они включают технические и
коммерческие условия контрактов, которые
будут подписаны между заказчиками и
выигравшими торги поставщиками, а также
перечни специальных гарантий, которые
должны представить участники торгов.

Информация
о предстоящих торгах представляется
по-разному, в зависимости от вида торгов.
При проведении открытых торгов в
официальных, в основном в правительственных,
органах печати (газетах, экономических
журналах, специальных бюллетенях по
торгам) помещаются объявления. В этих
объявлениях содержатся лишь основные
сведения о торгах, в частности, наименование
организации, проводящей торги, номер
торгов, наименование и количество товара
или объем работ, на поставку и выполнение
которых объявлены торги, порядок и срок
представления предложений и др. В
объявлении указывается также, где могут
быть получены подрядные условия,
спецификации, чертежи и другие документы,
в которых содержатся все необходимые
сведения о торгах. Такие объявления
публикуются за один или полтора месяца
до дня проведения торгов. Крупные торги
объявляются за два-три месяца. Информация
в иностранных источниках, как правило,
дается заблаговременно, что позволяет
фирмам-экспортерам своевременно
подготовить необходимые предложения.

Иностранные
источники не только перепечатывают
объявления о торгах из национальных
бюллетеней, газет и журналов, но и
публикуют информацию, которую они
получают от торговых палат стран,
проводящих торги, или от своих торговых
миссий, представителей или консульства,
а также от филиалов или агентских фирм,
находящихся в странах, объявляющих
торги.

При
проведении закрытых торгов порядок
информации другой. Извещения о предстоящих
торгах получают лишь отдельные фирмы,
которые либо хорошо известны организаторам
торгов по ранее выполнявшимся заказам,
либо являются широко известными и
солидными фирмами в данной отрасли.

К
установленному тендерным комитетом
сроку закрытия торгов их участники
готовят комиссионные, технические и
коммерческие предложения. С целью
сохранения коммерческой тайны участники
торгов передают свои предложения в
последние минуты перед закрытием торгов.
После закрытия торгов участники не
имеют права менять условия своих
предложений и обязаны в случае получения
заказа выполнить его строго в соответствии
с представленными предложениями. Чтобы
исключить возможность отказа участников
от своих предложений, условия торгов
предусматривают обязанность претендентов
предоставлять банковские гарантии
серьезности предложений (bid
bond
)
в размере 1—3% общей суммы предложения.

В
день закрытия торгов тендерные комитеты
организуют публичное вскрытие предложений.
В присутствии всех участников торгов
руководители тендерных комитетов
вскрывают пакеты с предложениями,
называют фирмы или составы консорциумов,
подавших предложения, а также объявляют
предложенные участниками цены. Такие
торги называются гласными.

При
проведении негласных
торгов

тендерные комитеты не производят
публичного вскрытия предложений и не
объявляют ни состава участников, ни
предложенных ими условий.

Выбор
поставщика и присуждение заказа могут
последовать непосредственно после
вскрытия и оглашения поступивших
тендеров в тех случаях, когда речь идет
о выборе предложения с самыми низкими
ценами при аналогичных других условиях
конкурентных предложений.

Однако
чаще всего, в особенности при поставках
оборудования, принятие окончательного
решения о выборе поставщика и передаче
заказа производится вышестоящей
организацией через определенный период
времени (иногда через несколько недель
или месяцев). Это объясняется прежде
всего тем, что сравнение предложений,
определение выгодности каждого из них
требует известного времени: необходимо
сравнить большое число технических
показателей и учесть разнообразные
коммерческие условия, охватывающие не
только цену и срок поставки, но и
длительность кредита, форму расчета,
условия поставки и приемки товаров и
др. В конкурсном отборе решающую роль
могут играть не только цена и другие
коммерческие условия, но и высокое
качество производимых фирмой изделий
(работ), наиболее приемлемые для заказчика
сроки исполнения контракта, порядок
выполнения работ, возможности привлечения
в случае необходимости квалифицированных
субпоставщиков или субподрядчиков.

Оферент
(участник торгов), предложение которого
принято, получает об этом соответствующее
извещение. Остальные же оференты, как
правило, не оповещаются о результатах
торгов, но, направив соответствующий
запрос в тендерный комитет, могут
получить интересующую их информацию.
В некоторых странах результаты торгов
публикуются в специально выпускаемых
бюллетенях или газетах.

В
соответствии с условиями торгов во всех
странах оферент, выигравший торги на
оборудование, обязан внести залог в
качестве гарантии выполнения заказа и
всех условий поставки. Его величина,
как правило, составляет от 5 до 10% стоимости
заказа. После выполнения заказа
гарантийный залог возвращается
поставщику, причем способ этого возврата
также может быть различным: либо целиком
после поставки оборудования, либо
частями по мере выполнения заказа
(пропорционально поставкам). Организаторы
торгов, выступающие после проведения
торгов уже в роли заказчиков, имеют
право использовать этот залог для
покрытия отдельных претензий, возникающих
в ходе выполнения заказа (в случае
поставки некачественного оборудования,
нарушения сроков поставки и т. п.).

Завершающим
этапом проведения конкурсных торгов
является подписание контракта с фирмой,
выигравшей торги. Содержание такого
контракта в основном аналогично обычному
контракту купли-продажи. Однако иногда
он может содержать некоторые специфические
условия, касающиеся способов перевозки
или использования торгового флота своей
страны и др.

Заключение
сделки по результатам торгов может
производиться также путем принятия
(акцепта) предложения оферента без
последующего подписания обеими сторонами
контракта.

Размещение
заказов через торги дает значительное
преимущество покупателям. Проведение
торгов обостряет конкуренцию между
поставщиками, а в случае участия в них
консорциумов поднимает ее на уровень
состязания союзов крупнейших компаний.
В результате такого обострения
конкурентной борьбы заказы получают
компании или консорциумы фирм, нередко
пользующиеся экономической поддержкой
своих правительств и имеющие возможность
при участии в торгах предлагать на свои
товары и услуги более низкие цены,
обеспечивая тем самым получение прибыли
за счет государственного стимулирования
экспорта.

Несмотря
на все сложности, связанные с участием
в международных торгах, российские
внешнеторговые компании накопили
значительный опыт участия в таких торгах
и используют этот метод работы на внешнем
рынке при борьбе за получение заказов
на машины и оборудование из промышленно
развитых и развивающихся стран.

 

studfiles.net