Конкуренция на товарном рынке это – 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке

Понятие товарного рынка и конкуренции. Роль конкуренции в развитии экономики государства.

Легальное определение товарного рынка дано в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Иначе, товарный рынок — это сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории или за ее пределами.

Антимонопольные органы проводят анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Чтобы определить степень концентрации на конкретном рынке

Чтобы наметить возможные формы и методы воздействия на ХС, действующих на этих рынках

Этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды

1.  Определение временного интервала исследования товарного рынка (перспективный, ретроспективный).

2.  Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.   Определение географической границы.

4.  Определение состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

5.   Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

7.   Определение барьеров входа на товарный рынок.

8.  Определение состояния конкуренции на рынке.

Что является источником информации для проведения анализа и оценки конкурентной среды?

Информация, получаемая от органов статистики

Сведения об объёмах производства и реализации, предоставляемые непосредственно ХС

Информация, получаемая от покупателей — физических и юридических лиц

За какой период будет анализироваться конкурентная среда?

Как правило, это год. Но может быть и за 2 года.

Функции рынка:

  • коммерческая, так как торговцы получают прибыль от ведения ϲʙᴏей деятельности;

  • ценообразующая, что выражается в формировании цен на товары под влиянием спроса и предложения;

  • информационная – рынок предоставляет сведения о производителях и торговцах, о товаре и товарных сделках;

  • регулирующая – рынок определяет виды и объемы заказов, качество и внедрение результатов деятельности;

  • коммуникационная – рынок позволяет устанавливать контакты между предпринимателями на условиях открытости, равенства, регулярности, известности и в установленных общепринятых формах, причем для более развитого рынка ϲʙᴏйственны разнообразные формы сотрудничества на биржах, выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях, брифингах, конференциях;

  • социокультурная, поскольку применение маркетинга в бизнесе повышает культурный уровень предпринимателя, кᴏᴛᴏᴩый использует в ϲʙᴏей работе научные данные;

  • санирующая – выигрывают наиболее предприимчивые и эффективно работающие, а недобросовестные и неэффективные уходят с рынка.

Рынок – институт или механизм, кᴏᴛᴏᴩый ϲʙᴏдит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара. Взаимодействие участников товарного рынка обеспечивается его инфраструктурой (транспортные и складские компании, информационные агентства, консалтинговые фирмы и т. д.), но качество ϶ᴛᴏго взаимодействия зависит не только от уровня развития инфраструктуры, но и от степени государственного воздействия на данный рынок.

По законодательству товарным рынком будет сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории и отсутствия ϶ᴛᴏй возможности за ее пределами (Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»)

.

В НК рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения данных товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.

Товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые особенности (например, рынок лазерных принтеров), географические границы (например, рынок Москвы), субъектный состав, объем товарных ресурсов и т. д.

Организованный рынок – ϶ᴛᴏ сфера отношений по определенным правилам, в основном сформулированным тем субъектом, кᴏᴛᴏᴩый его организовал, например товарная биржа, аукционный дом, ярмарка. К 

неорганизованным рынкам можно отнести все остальные сферы торговли, не отвечающие данному признаку.

 Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. 

Значение понятия «конкуренция». 1. Цель антимонопольного законодательства и критерии его эффективности — это защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

2. Ограничение, устранение и недопущение конкуренции — это противоправные и наказуемые деяния.

3. Сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции.

4. Условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

Например, субъектам может быть отказано в осуществлении сделки по слиянию, если это может привести к ограничению конкуренции.

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели. Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли (состязательный подход к сущности конкуренции).

Легальное определение конкуренции содержится в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». И вновь обращает на себя внимание состязательный подход законодателя к определению экономической сущности конкуренции.

Феномен конкуренции проявляется в сочетании частных интересов у субъектов предпринимательской деятельности и публичных — у государства.

В рыночной системе борьба за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, а также за потребителя и удовлетворение его потребностей есть сфера частных интересов предпринимателей. Что касается ограничения или сдерживания монопольного положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, то здесь конкуренция представляет собой область публичных интересов государства. Указанный подход к общей проблеме конкуренции носит принципиальный характер и может служить отправным моментом в разработке концепции правового регулирования рыночной конкуренции.

studfiles.net

Понятие товарного рынка и конкуренции. Роль конкуренции в развитии экономики государства.

Легальное определение товарного рынка дано в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Иначе, товарный рынок — это сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории или за ее пределами.

Антимонопольные органы проводят анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Чтобы определить степень концентрации на конкретном рынке

Чтобы наметить возможные формы и методы воздействия на ХС, действующих на этих рынках

Этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды

1.  Определение временного интервала исследования товарного рынка (перспективный, ретроспективный).

2.  Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.   Определение географической границы.

4.  Определение состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

5.   Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

7.   Определение барьеров входа на товарный рынок.

8.  Определение состояния конкуренции на рынке.

Что является источником информации для проведения анализа и оценки конкурентной среды?

Информация, получаемая от органов статистики

Сведения об объёмах производства и реализации, предоставляемые непосредственно ХС

Информация, получаемая от покупателей — физических и юридических лиц

За какой период будет анализироваться конкурентная среда?

Как правило, это год. Но может быть и за 2 года.

Функции рынка:

  • коммерческая, так как торговцы получают прибыль от ведения ϲʙᴏей деятельности;

  • ценообразующая, что выражается в формировании цен на товары под влиянием спроса и предложения;

  • информационная – рынок предоставляет сведения о производителях и торговцах, о товаре и товарных сделках;

  • регулирующая – рынок определяет виды и объемы заказов, качество и внедрение результатов деятельности;

  • коммуникационная – рынок позволяет устанавливать контакты между предпринимателями на условиях открытости, равенства, регулярности, известности и в установленных общепринятых формах, причем для более развитого рынка ϲʙᴏйственны разнообразные формы сотрудничества на биржах, выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях, брифингах, конференциях;

  • социокультурная, поскольку применение маркетинга в бизнесе повышает культурный уровень предпринимателя, кᴏᴛᴏᴩый использует в ϲʙᴏей работе научные данные;

  • санирующая – выигрывают наиболее предприимчивые и эффективно работающие, а недобросовестные и неэффективные уходят с рынка.

Рынок – институт или механизм, кᴏᴛᴏᴩый ϲʙᴏдит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара. Взаимодействие участников товарного рынка обеспечивается его инфраструктурой (транспортные и складские компании, информационные агентства, консалтинговые фирмы и т. д.), но качество ϶ᴛᴏго взаимодействия зависит не только от уровня развития инфраструктуры, но и от степени государственного воздействия на данный рынок.

По законодательству товарным рынком будет сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории и отсутствия ϶ᴛᴏй возможности за ее пределами (Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

В НК рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения данных товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.

Товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые особенности (например, рынок лазерных принтеров), географические границы (например, рынок Москвы), субъектный состав, объем товарных ресурсов и т. д.

Организованный рынок – ϶ᴛᴏ сфера отношений по определенным правилам, в основном сформулированным тем субъектом, кᴏᴛᴏᴩый его организовал, например товарная биржа, аукционный дом, ярмарка. К неорганизованным рынкам можно отнести все остальные сферы торговли, не отвечающие данному признаку.

 Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. 

Значение понятия «конкуренция». 1. Цель антимонопольного законодательства и критерии его эффективности — это защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

2. Ограничение, устранение и недопущение конкуренции — это противоправные и наказуемые деяния.

3. Сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции.

4. Условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

Например, субъектам может быть отказано в осуществлении сделки по слиянию, если это может привести к ограничению конкуренции.

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели. Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли (состязательный подход к сущности конкуренции).

Легальное определение конкуренции содержится в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». И вновь обращает на себя внимание состязательный подход законодателя к определению экономической сущности конкуренции.

Феномен конкуренции проявляется в сочетании частных интересов у субъектов предпринимательской деятельности и публичных — у государства.

В рыночной системе борьба за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, а также за потребителя и удовлетворение его потребностей есть сфера частных интересов предпринимателей. Что касается ограничения или сдерживания монопольного положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, то здесь конкуренция представляет собой область публичных интересов государства. Указанный подход к общей проблеме конкуренции носит принципиальный характер и может служить отправным моментом в разработке концепции правового регулирования рыночной конкуренции.

studfiles.net

34. Недобросовестная конкуренция на товарном рынке

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении ПрД, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

К числу нарушений российского конкурентного законодательства относится недобросовестная конкуренция. Термин «недобросовестная конкуренция» используется в отечественном законодательстве в связи с присоединением СССР в 1965 году к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. Последняя имеет силу и для РФ, ставшей правопреемником бывшего СССР в области заключенных им м/н договоров.

Актом недобросовестной конкуренциипризнается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (пункт 2 статьи 10 Парижской конвенции).

Законодательство России соответствует обязательным требованиям по защите от недобросовестной конкуренции, установленным нормами Парижской конвенции.

Недобросовестная конкуренция на товарных рынках– это любые направленные на приобретение преимуществ в ПД действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Противоправность недобросовестной конкуренциизаключается в активном поведении правонарушителя, т.е. в его действиях, противоречащих:

  • нормам действующего законодательства;

  • обычаям делового оборота;

  • требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Таким образом, именно наличием конкурентной ситуации на рынке недобросовестная конкуренция отличается от других видов недобросовестной хозяйственной деятельности.

Субъектамиданного правонарушения (правонарушителями) могут быть субъекты предпринимательства (хозяйствующие субъекты, финансовые организации, а также группа лиц).Субъектами недобросовестной конкуренции не признаютсяорганы государственной власти, органы МСУ и их должностные лица, поскольку последние не имеют права осуществлять конкурентные действия вообще. Для установления недобросовестной конкуренции не имеет значения и факт доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке, в том числе доля рынка, ему принадлежащая. Подобные неправомерные действия могут быть совершены как индивидуальным предпринимателем, так и крупнейшей монополистической структурой.

Следует также определить субъектов защитыот рассматриваемого правонарушения. В законодательных определениях недобросовестной конкуренции таковыми признаются лишь субъекты предпринимательства –конкуренты.

Виды недобросовестной конкуренции.Наряду с общим определением недобросовестной конкуренции законодательство России содержит примерный перечень запрещенных действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции. В зависимости от неправомерных методов и средств приобретения преимуществ в ПД (конкурентных преимуществ) недобросовестные конкурентные действия классифицируются на несколько видов.Основа классификации заложена в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, устанавливающей минимум правовой охраны в области пресечения недобросовестной конкуренции.В частности, подлежат запрету:

  • все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;

  • ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;

  • указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров (пункт 3 статья 10 Парижской конвенции).

Не допускается недобросовестная конкуренция (Статья 14 ФЗ «о защите конкуренции»):

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Дела о нарушении норм законодательства, направленных против недобросовестной конкуренции, возбуждаются и рассматриваются ФАС РФ (по итогам рассмотрения принимается решение и выдается предписание, которые могут быть обжалованы в течение 3 месяцев с момента принятия (выдачи)).

Решение ФАС, связанные с нарушением приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Ненадлежащая реклама относится к одной из форм недобросовестной конкуренции (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ).

studfiles.net

30. Недобросовестная конкуренция на товарном рынке

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении ПрД, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

К числу нарушений российского конкурентного законодательства относится недобросовестная конкуренция. Термин «недобросовестная конкуренция» используется в отечественном законодательстве в связи с присоединением СССР в 1965 году к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. Последняя имеет силу и для РФ, ставшей правопреемником бывшего СССР в области заключенных им м/н договоров.

Актом недобросовестной конкуренциипризнается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (пункт 2 статьи 10 Парижской конвенции).

Законодательство России соответствует обязательным требованиям по защите от недобросовестной конкуренции, установленным нормами Парижской конвенции.

Недобросовестная конкуренция на товарных рынках– это любые направленные на приобретение преимуществ в ПД действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Противоправность недобросовестной конкуренциизаключается в активном поведении правонарушителя, т.е. в его действиях, противоречащих:

  • нормам действующего законодательства;

  • обычаям делового оборота;

  • требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Таким образом, именно наличием конкурентной ситуации на рынке недобросовестная конкуренция отличается от других видов недобросовестной хозяйственной деятельности.

Субъектамиданного правонарушения (правонарушителями) могут быть субъекты предпринимательства (хозяйствующие субъекты, финансовые организации, а также группа лиц).Субъектами недобросовестной конкуренции не признаютсяорганы государственной власти, органы МСУ и их должностные лица, поскольку последние не имеют права осуществлять конкурентные действия вообще. Для установления недобросовестной конкуренции не имеет значения и факт доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке, в том числе доля рынка, ему принадлежащая. Подобные неправомерные действия могут быть совершены как индивидуальным предпринимателем, так и крупнейшей монополистической структурой.

Следует также определить субъектов защитыот рассматриваемого правонарушения. В законодательных определениях недобросовестной конкуренции таковыми признаются лишь субъекты предпринимательства –конкуренты.

Виды недобросовестной конкуренции.Наряду с общим определением недобросовестной конкуренции законодательство России содержит примерный перечень запрещенных действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции. В зависимости от неправомерных методов и средств приобретения преимуществ в ПД (конкурентных преимуществ) недобросовестные конкурентные действия классифицируются на несколько видов.Основа классификации заложена в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, устанавливающей минимум правовой охраны в области пресечения недобросовестной конкуренции.В частности, подлежат запрету:

  • все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;

  • ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;

  • указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров (пункт 3 статья 10 Парижской конвенции).

Не допускается недобросовестная конкуренция (Статья 14 ФЗ «о защите конкуренции»):

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Дела о нарушении норм законодательства, направленных против недобросовестной конкуренции, возбуждаются и рассматриваются ФАС РФ (по итогам рассмотрения принимается решение и выдается предписание, которые могут быть обжалованы в течение 3 месяцев с момента принятия (выдачи)).

Решение ФАС, связанные с нарушением приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Ненадлежащая реклама относится к одной из форм недобросовестной конкуренции (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ).

studfiles.net

34. Недобросовестная конкуренция на товарном рынке и на рынке финансовых услуг

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении ПрД, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

К числу нарушений российского конкурентного законодательства относится недобросовестная конкуренция. Термин «недобросовестная конкуренция» используется в отечественном законодательстве в связи с присоединением СССР в 1965 году к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. Последняя имеет силу и для РФ, ставшей правопреемником бывшего СССР в области заключенных им м/н договоров.

Актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (пункт 2 статьи 10 Парижской конвенции).

Законодательство России соответствует обязательным требованиям по защите от недобросовестной конкуренции, установленным нормами Парижской конвенции.

Недобросовестная конкуренция на товарных рынках – это любые направленные на приобретение преимуществ в ПД действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг – действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении ПД, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Противоправность недобросовестной конкуренции заключается в активном поведении правонарушителя, т.е. в его действиях, противоречащих:

  • нормам действующего законодательства;

  • обычаям делового оборота;

  • требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Таким образом, именно наличием конкурентной ситуации на рынке недобросовестная конкуренция отличается от других видов недобросовестной хозяйственной деятельности.

Субъектами данного правонарушения (правонарушителями) могут быть субъекты предпринимательства (хозяйствующие субъекты, финансовые организации, а также группа лиц). Субъектами недобросовестной конкуренции не признаются органы государственной власти, органы МСУ и их должностные лица, поскольку последние не имеют права осуществлять конкурентные действия вообще. Для установления недобросовестной конкуренции не имеет значения и факт доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке, в том числе доля рынка, ему принадлежащая. Подобные неправомерные действия могут быть совершены как индивидуальным предпринимателем, так и крупнейшей монополистической структурой.

Следует также определить субъектов защиты от рассматриваемого правонарушения. В законодательных определениях недобросовестной конкуренции таковыми признаются лишь субъекты предпринимательства – конкуренты.

Виды недобросовестной конкуренции. Наряду с общим определением недобросовестной конкуренции законодательство России содержит примерный перечень запрещенных действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции. В зависимости от неправомерных методов и средств приобретения преимуществ в ПД (конкурентных преимуществ) недобросовестные конкурентные действия классифицируются на несколько видов. Основа классификации заложена в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, устанавливающей минимум правовой охраны в области пресечения недобросовестной конкуренции. В частности, подлежат запрету:

  • все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;

  • ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;

  • указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров (пункт 3 статья 10 Парижской конвенции).

Не допускается недобросовестная конкуренция (Статья 14 ФЗ «о защите конкуренции»):

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Дела о нарушении норм законодательства, направленных против недобросовестной конкуренции, возбуждаются и рассматриваются ФАС РФ (по итогам рассмотрения принимается решение и выдается предписание, которые могут быть обжалованы в течение 3 месяцев с момента принятия (выдачи)).

Решение ФАС, связанные с нарушением приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Ненадлежащая реклама относится к одной из форм недобросовестной конкуренции (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ).

studfiles.net

30. Недобросовестная конкуренция на товарном рынке

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении ПрД, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

К числу нарушений российского конкурентного законодательства относится недобросовестная конкуренция. Термин «недобросовестная конкуренция» используется в отечественном законодательстве в связи с присоединением СССР в 1965 году к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. Последняя имеет силу и для РФ, ставшей правопреемником бывшего СССР в области заключенных им м/н договоров.

Актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (пункт 2 статьи 10 Парижской конвенции).

Законодательство России соответствует обязательным требованиям по защите от недобросовестной конкуренции, установленным нормами Парижской конвенции.

Недобросовестная конкуренция на товарных рынках – это любые направленные на приобретение преимуществ в ПД действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Противоправность недобросовестной конкуренции заключается в активном поведении правонарушителя, т.е. в его действиях, противоречащих:

  • нормам действующего законодательства;

  • обычаям делового оборота;

  • требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Таким образом, именно наличием конкурентной ситуации на рынке недобросовестная конкуренция отличается от других видов недобросовестной хозяйственной деятельности.

Субъектами данного правонарушения (правонарушителями) могут быть субъекты предпринимательства (хозяйствующие субъекты, финансовые организации, а также группа лиц). Субъектами недобросовестной конкуренции не признаются органы государственной власти, органы МСУ и их должностные лица, поскольку последние не имеют права осуществлять конкурентные действия вообще. Для установления недобросовестной конкуренции не имеет значения и факт доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке, в том числе доля рынка, ему принадлежащая. Подобные неправомерные действия могут быть совершены как индивидуальным предпринимателем, так и крупнейшей монополистической структурой.

Следует также определить субъектов защиты от рассматриваемого правонарушения. В законодательных определениях недобросовестной конкуренции таковыми признаются лишь субъекты предпринимательства – конкуренты.

Виды недобросовестной конкуренции. Наряду с общим определением недобросовестной конкуренции законодательство России содержит примерный перечень запрещенных действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции. В зависимости от неправомерных методов и средств приобретения преимуществ в ПД (конкурентных преимуществ) недобросовестные конкурентные действия классифицируются на несколько видов. Основа классификации заложена в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, устанавливающей минимум правовой охраны в области пресечения недобросовестной конкуренции. В частности, подлежат запрету:

  • все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;

  • ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;

  • указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров (пункт 3 статья 10 Парижской конвенции).

Не допускается недобросовестная конкуренция (Статья 14 ФЗ «о защите конкуренции»):

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Дела о нарушении норм законодательства, направленных против недобросовестной конкуренции, возбуждаются и рассматриваются ФАС РФ (по итогам рассмотрения принимается решение и выдается предписание, которые могут быть обжалованы в течение 3 месяцев с момента принятия (выдачи)).

Решение ФАС, связанные с нарушением приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Ненадлежащая реклама относится к одной из форм недобросовестной конкуренции (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ).

studfiles.net

Тема 11. Правовое обеспечение формирования конкурентной среды на товарном рынке

План:

1. Понятие и правовая основа конкуренции на товарном рынке

2. Характеристика недобросовестной конкуренции на товарном рынке. Акты (формы) недобросовестной конкуренции

3. Понятие и виды монополий. Методы регулирования сферы естественных монополий

4. Антимонопольные органы и их полномочия

При изучении понятий «монополия» и «конкуренция» следует уяснить, что монополия и конкуренция – это определенное состояние отношений того или иного рынка товаров, поэтому необходимо выяснить, а в чем выражается это состояние, позволяющее характеризовать его в качестве монополии или конкуренции. Выяснить, кто является субъектом монополии и отрицательные последствия монополии в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Монополию с правовых позиций принято определять как исключительное право субъекта на определенные действия или что-либо иное.

Следует иметь в виду, что объектом правового регулирования антимонопольного законодательства являются отношения, характеризующиеся состоянием конкуренции. Цель антимонопольного законодательства – это создание возможности воспроизводства и поддержки отношений между хозяйствующими субъектами в состоянии конкуренции.

Правовое регулирование этих отношений антимонопольным законодательством осуществляется методом запрета. Хозяйствующим субъектам запрещено заниматься монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией, а государственным органам запрещено принимать акты, ограничивающие конкуренцию.

Следует изучить признаки, при наличии которых деятельность хозяйствующего субъекта квалифицируется как монополистическая, а также признаки, позволяющие квалифицировать действия хозяйствующего субъекта, как недобросовестная конкуренция.

Не следует смешивать понятие «формы предупреждения, ограничения и недопущения конкуренции» с понятиями «способы реагирования на нарушение антимонопольного законодательства» и «способы устранения нарушений антимонопольного законодательства».

1. Понятие и правовая основа конкуренции на товарном рынке

Конкуренция — (лат. сталкиваться) — отношения между товаропроизводителями, вызванные борьбой за наи­более выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья.

Конкуренция — это экономическая категория, характеризующая особого рода экономические отношения (состязательность, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция является необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос.

Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.

Вместе с тем необходимо учитывать, что конкуренции, как экономической категории, присущи некоторые отрицательные проявления и свойства, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же время неизбежно разрушает и делает невозможным существование этого равновесия. Это может выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого положения участников имущественного оборота. В частности, с понижением цены определенное количество производителей и продавцов выталкивается с рынка, и для некоторых предпринимателей это означает разорение, а для рабочих — безработицу. Конкуренция создает также предпосылки для образования монополий и монополизации рынка.

Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция — как процесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка. Этот процесс – явление прогрессивное, т.к. наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции.

В Конституции РФ содержатся основные принципы регулирования конкурентных отношений в РФ. В ст. 34 закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одновременно в части второй этой статьи установлено, что «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию», — т.е. действия, нарушающие свободу экономической деятельности. Фактически данная статья, характеризуя экономическую деятельность индивида как проявление его личной свободы в сфере экономики 8, закрепляет применительно к этой сфере общий принцип существования человека в обществе: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Конкуренция — необходимая предпосылка рыночной экономики. Конкуренция — это борьба между производителями про­дукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в це­лях достижения наилучших результатов своей деятельности. В ры­ночной системе основное содержание конкуренции — борьба за по­требителя, за удовлетворение его потребностей, борьба за рынок, успех которой зависит от цены и качества товаров.

Однако соперничество или борьба, которую ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция, выступающая антиподом добросовестных с позиции действующего законодательства форм конкурентной борьбы.

Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению.

Решающее значение на товарном рынке имеет количество продавцов и масшта­бы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации и т.п. Знание структуры рын­ка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Конкуренция предполагает состяза­тельность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация про­изводства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рынка. Поэтому на поддержку конкуренции и ограничение моно­полистической деятельности направлено антимонопольное законо­дательство.

Целью законодательства о конкуренции и монополии является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями.

Основная задача данной области законодательства сформулирована в норме ч.1 ст.8 Конституции РФ и состоит в государственной поддержке конкуренции. Такая поддержка осуществляется посредством различных мер (правовых способов), предусмотренных в различных нормах законодательства о конкуренции и монополии (которые, в свою очередь, образуют отдельные области данного законодательства).

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ определены в ФЗ РФ «О защите конкуренции», Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О за­щите прав потребителей»; ФЗ РФ «О рекламе»; ФЗ РФ от 17 августа 1995 г. «О естествен­ных монополиях»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»; ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.

Нормы, регламентирующие предметную сферу административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

В частности, административная ответственность предусмотрена за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ), за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции наступает в соответствии со ст. 178 УК РФ.

Заметное место в ряду источников правового регулирования отношений в сфере недобросовестной конкуренции принадлежит подзаконным нормативным правовым актам. В их числе следует назвать Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказы Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 г. N 324 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», от 22 декабря 2006 г. N 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», от 9 апреля 2007 г. N 105 «Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы», Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 N 409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации» и др.

В частности, Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», регламентирован порядок проведения анализа товарных рынков с целью определения их соответствия антимонопольному законодательству

Утвержденный «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» должен использоваться антимонопольными органами для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

«Порядком» предписано определять временной интервал исследования товарного рынка (определять необходимость ретроспективного анализа), определять продуктовые границы товарного рынка (выявлять товары, не имеющие заменителя, или взаимозаменяемые товары, обращающиеся на одном и том же товарном рынке), определять географические границы товарного рынка (границы территории, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами), определять состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, и рассчитывать объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

На основании указанных показателей и с использованием установленных «Порядком» коэффициентов определяются уровень концентрации товарного рынка и наличие барьеров входа на товарный рынок, которые, в свою очередь, являются основанием признания рынка рынком с развитой конкуренцией, с недостаточно развитой конкуренцией или с неразвитой конкуренцией, а также основанием для определения перспектив изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

В случае недостаточности указанных характеристик для заключения о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый рынок, необходимо анализировать поведение на нем хозяйствующих субъектов, в частности изучать инновационную деятельность и маркетинговую стратегию продавцов, устанавливать факты предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям, выявлять соглашения хозяйствующих субъектов, а также выявлять имеющиеся в распоряжении покупателя источники информации о товаре, оценивать достоверность и актуальность доступной ему информации, и оценивать расходы, связанные с получением такой информации.

Целью конкурентной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

Государство косвенно влияет на конкуренцию и монополию с помощью кредитно-денежной и, налоговой политики, распределе­ния государственных заказов, финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, создания стимулов для инве­стиций в модернизацию устаревшего производства, а также воз­действует прямо и непосредственно через антимонопольное зако­нодательство.

Идеальная модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает равенство участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений в вопросах сво­его поведения на рынке, недопустимость произвольного вме­шательства кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную возможность выхода на рынок и ухода с него. Достижению та­кого состояния народного хозяйства служит конкуренция.

Конкуренция основной механиз­м осуществления товарно-денежной формы взаимосвязи ме­жду производителями, основным механизмом рыночной эконо­мики, важнейший элемент хозяйственного механизма, свойство, черта, атрибут, стержень рынка, главный двига­тель современного прогресса.

Глубинные корни становления и развития конкуренции ухо­дят в природу товарного производства и рынка. Конкуренция объективно обусловлена хозяйственной самостоятельностью предпринимателя в производстве и реализации товаров при од­новременной полной его зависимости от хозяйственной конъ­юнктуры, борьбы за наибольший доход, за процветание или, по крайней мере, выживание. Стремление каждого из них к росту прибыли неизбежно приводит к расширению масштабов хозяй­ственной деятельности, в результате чего предприниматели вы­ступают как конкуренты по отношению друг к другу.

studfiles.net