Конечным или промежуточным результатом мышления является – Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их во

Тренировочный тест с ответами по теме «Что делает человека человеком»

Что делает человека человеком

  1. способность мыслить. Высшая степень человеческого познания- это

1) язык 2)мышление 3)поведение 4)деятельность

2. выберите неверное суждение

1) инстинкты составляют основу поведения животных

2) инстинкт самосохранения характерен только для человека

3)инстинктивное поведение является наследственно обусловленным

4) инстинкт- это последовательность действий, характерная для организма данного вида в сложившейся ситуации

3.исторически сложившаяся форма общения между людьми с помощью слов, то есть языка, это

1) коммуникация 2) мышление 3)речь 4)мировоззрение

4. конечным или промежуточным результатом мышления является

1) индивид 2)поведение 3)речь 4) мысль

5. выберите неверное окончание выражения: Русский язык можно использовать для

1) передачи информации 2)выражение эмоций

3)создание нового творческого произведения 4) ориентация в пространстве

6. основным видом деятельности маленьких детей является

1) игра 2)учеба 3)труд 4) творчество

7. выберите неверное выражение

1) деловая игра является одним из методов обучения в вузе

2) зависимость от компьютерных игр может привести к потере контроля над собственным поведением

3) теория игр- это раздел прикладной математики

4) онлайн -игра-это компьютерная игра, не требующая постоянного соединения с интернетом

8.под самореализацией понимается

1) воплощение потенциала личности

2)наблюдение за самим собой, своим поведением

3)сравнение себя с другими личностями

4)удовлетворение своих биологических потребностей

9.свойства личности, позволяющее ей успешно самореализовываться в той или иной области , это

1) эмоции 2) способности 3) потребности 4) характер

10. мысли человека являются результатом активности

1) сердца 2)нервных клеток позвоночника 3)нервных клеток мозга 4)речи

Часть2.

1.Все термины за исключением одного характеризуют понятие «Способности». Найдите лишнее

Темперамент, задатки, талант, гениальность, одаренность.

  1. установите соответствие между историческими деятелями и видами деятельности

А. военная

Б. государственная

В. В области искусства

Г. политическая

1. Джон Кеннеди

2. Владимир Жириновский

3. Георгий Жуков

4. Андрей Рублев

установите соответствие между потребностями и их проявлениями А. жажда

Б. голод

В.общение

Г. Потребность в свободе

1. биологические потребности

2. социальные потребности

Ключ

Часть2
  1. темперамент

  2. 3142

  3. 1122

infourok.ru

Конечный или промежуточный результат мышления

poskripushkin — 24.12.2013 Вот так придешь вечером домой, поужинаешь, уляжешься посмотреть, что там за день в ЖЖ интересное про политику написали, может кого на свободу выпустили или революция какая, или убили, али помер кто. А может заложники или теракт, а вдруг комета скоро прилетит и всем наступит Френк. А если повезет, то и вовсе какой налог введут на покупки через интернет.
       Пока читаешь всю эту хуергу, да плюс уведомления — в голове остается только серая пелена. Все, лимит обработки информации исчерпан, и как в виндовсе 8.1 принудительная перезагрузка. ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ, в твоей винде!!, тебя ставят перед фактом, через сутки твой комп —  йок. Перегрузится. Потом тебя еще раздражают, что осталось 10 минут на все про все. Пять. Одна. И перезагрузка. И Гейтс, сука такой, тебя поимел.
       Моему затуманеному мозгу не понять, блять, на каком основании мой нубук с вифи меня не спрашивает, а перезагружается сам. А если у меня там запущена прога, крякающая сервер Кремля, если, блять, у меня там искусственный интеллект рождается, или порнуха вообще качается. Какого хрена??
       А вообще я не о том. А о том, что пока читаешь, на собственные мысли места не остается, их выдавливает через уши информационный каток.
       В результате рождаются вот такие посты-мысли.

       Что-то меня так дико рубит сегодня под вечер. Может и правда спать по два часа в сутки — мало?

        Ну и еще, сегодня я наебал таксиста, ибо я нищеброд, тетя Мотя-обормотя, на остановке меня закадрила и заставила прикинуться ее молодым ебарем, и проехать в такси, словно мы с ней вместе трахаемся уже год живем.
— Вам же в тот же район, что и мне, я помню где Вы выходите обычно, на углу у церкви?
— Да
— Поехали вместе на такси? Так дешевле будет.
        Ну я согласился, потому что а вдруг даст мне все равно ехать. И всю дорогу думал, почему, блять, меня в такси не зовут проехать молодые и симпатишные, а только старые кошелки нищебродки типа меня?

        Проклял меня кто-то, штоле.

yablor.ru

Конечным результатом влияние любого риска являются потери доходов дивидендов

Дисконтирование — это
(*ответ*) привидение будущей стоимости денег к текущей
 начисление сложных процентов
 начисление простых процентов
 капитализация
Доходы предприятий обесценивает
(*ответ*) инфляция
 деноминация
 дефляция
 конвертация
Затраты в бизнес-проекте оцениваются как
(*ответ*) единовременные и текущие
 случайные
 нецелесообразные
 спекулятивные
Затраты на окружающую среду рассматриваются как
(*ответ*) Необходимые

 по остаточному принципу
 модное увлечение
 необязательные
Инвестиции – это
(*ответ*) кредиты
 безвозмездная помощь
 социальные пособия
 гранты
Инфляция – процесс, характеризующийся
(*ответ*) повышением уровня цен
 уменьшением денежного предложения
 понижением оборачиваемости денежных средств
 ростом выпуска продукции
К внешним рискам относят риски, связанные с
(*ответ*) экономической ситуацией в обществе
 уровнем автоматизации управлением фирмы
 глобальным потеплением
 иммиграционной политикой
К внутренним рискам относят риски, связанные с
(*ответ*) деятельностью фирмы
 экологией
 местом расположения
 культурой персонала
К организационной структуре предъявляются следующие требования
(*ответ*) простота и обозримость структуры
 дублирование функций компании
 концентрация функций в ограниченном числе подразделений
 постоянная реорганизация
К пассивам относит(ят)ся
(*ответ*) долгосрочные и краткосрочные обязательства
 дебиторская задолженность
 нематериальные активы
 денежные средства
К переменным затратам относит(ят)ся
(*ответ*) стоимость материалов и заработная плата производственных рабочих
 амортизация основных фондов
 управленческие расходы
 налог на прибыль
К постоянным затратам относит(ят)ся
(*ответ*) административные расходы
 стоимость материалов
 заработная плата производственных рабочих
 налог на добавленную стоимость
Конечным результатом влияние любого риска являются потери
(*ответ*) доходов
 дивидендов
 репутации
 производительности труда

www.soloby.ru

Между самой деятельностью в сфере социальной защиты и её конечным результатом существует тесная этическая связь, которая обусловливает

Из перечисленного: 1) создание высокой нравственной атмосферы; 2) выработка единства взглядов социального работника и клиента; 3) доверие клиента к социальному работнику; 4) определение уровня культуры клиента — целью специализированной консультативной помощи в социальной работе являются

(*ответ*) 1, 2, 3
 1, 3, 4
 2, 3, 4
 1, 2, 4
Из перечисленного: 1) сохранять ценности этических принципов и методологию профессии и вносить вклад в их уточнение и совершенствование; 2) придерживаться профессиональных стандартов в работе и развивать их; 3) защищать профессию от несправедливой критики и стремиться к утверждению идеи о необходимости профессиональной практики; 4) воздерживаться от критики профессии, её теории, методов, практики; 5) осторожно относиться к появлению новых методов и подходов для отклика на существующие потребности, — в основе стандарта по отношению социального работника к профессии закрепляется
(*ответ*) 1, 2, 3
 1, 3, 5
 2, 3, 4
 3, 4, 5
Из перечисленного: 1) стараться понять каждого отдельного клиента и систему клиентства, элементы, влияющие на поведение и предлагаемые услуги; 2) развивать ценности, знания и методологию профессии; 3) воздерживаться от поведения, которое нарушает правила профессиональной деятельности; 4) бороться с любыми профессиональными и личностыми ограничениями; 5) препятствовать распространению профессиональных знаний и навыков — в соответствии с принятым Международным кодексом к основным стандартам этического поведения социального работника относятся
(*ответ*) 1, 2, 3
 1, 3, 5
 3, 4, 5
 2, 3, 4
Из перечисленного: 1) сформулировать систему основных принципов социальной работы; 2) сформулировать социальный заказ; 3) идентифицировать сферы возникновения этических проблем в практике социальной работы; 4) служить руководством в выборе методов решения этических проблем; 5) служить руководством в организации поисковой базы данных — целями Международной декларации этических принципов являются
(*ответ*) 1, 3, 4
 1, 3, 5
 3, 4, 5
 1, 2, 3
Инновационный подход предлагает оценить не столько результаты деятельности, сколько
(*ответ*) саму деятельность, её сущность и содержание
 экономическую обоснованность
 причины этой деятельности
 последствия этой деятельности
Классический подход рассматривает вопросы этики в профессиональной деятельности, как нечто внешнее по отношению к содержанию самой деятельности и подвергает этической оценке скорее _ деятельности, нежели саму деятельность
(*ответ*) результаты
 субъекты
 объекты
 условия
Критерий профессиональной деятельности социального работника как профессионала, раскрывающийся в содействии самореализации клиента, повышении его личностного потенциала, определяет содействие
(*ответ*) общественному прогрессу
 самоактуализации
 развитию социальной помощи
 развитию организации
Между самой деятельностью в сфере социальной защиты и её конечным результатом существует тесная этическая связь, которая обусловливает выбор социальным работником не только цели, но и
(*ответ*) средств её достижения
 времени и места реализации
 субъективных условий
 объективных условий

www.soloby.ru

Мышление — Психологос

Фильм «Мышление животных и культура»

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

Само по себе большим достоинством это не является: мыслят все и всегда, включая пауков и ворон, а переработка информации может быть и пустым, и деструктивным процессом. И инсайт, и бред – все это проявления процесса мышления.

Мышление может происходить в самых разных формах, разном стиле и с разным качеством: оно может быть разной степени связности, логичности и целесообразности, быть бредом и образцом великой мудрости, эффективным и пустым.

Мышление — очень личностное явление, и его видов можно выделить столько же, сколько типов характера и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, импульсивное и рассудительное, некритичное и критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление процессника и мышление результатника, дикое и цивилизованное, мужское и женское.

Когда описывается «просто мышление», как правило, подразумевается мышление мужское. Мужчина чаще готов рассмотреть происходящее объективно, у женщины все пропитано чувствами и субъективностью. Мужчина чаще опирается на логику, женщина — на интуицию, чувства и ощущения.

Мышление — это просто течение мыслей, картинок и смыслов. Вялотекующее мышление просто занимает голову интеллектуальным барахлом, грамотное мышление дает видение и понимание, как что-то соотносится с другим, как что-то принадлежит другому. Если человек в процессе мышления делает специальную работу анализа — частное и общее, причина и следствие, процесс — результат — его мышление становится осмысленным. Такое мышление нацелено на понимание сути проблемы и поиск решения, которое может работать в ряде аналогичных ситуаций. Такое мышление приветствуется в науке, в повседневной же жизни нередко более эффективным оказывается другой тип мышления: сообразительность. Сообразительность — тип мышления, когда без глубокого анализа человек ищет самые простые, а главное быстрые решения, которые любым образом ту или иную задачу решают. Сообразительный студент заучит, а не будет затруднять себя действительным пониманием, спишет или заговорит преподавателя, и потратит на экзамен меньше времени, нежели его более серьезно настроенный на учебу сокурсник. Сообразительный человек не всегда честен, не всегда дальновиден, но он ситуативно эффективен, и его ходы и увертки иногда выручают его лучше, чем глубокое мышление честного и прямого человека рядом с ним.

Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи. Конечный или промежуточный продукт мышления — образ действия или, в свернутом виде, мысль. Насколько та или иная мысль ценна, является ли она чем-то нужным или это только барахло, захламляющее голову — вопрос уже другой. В личной и деловой жизни оказывается не так важен конкретный тип мышления — словесный или образный, как способность человека к мышлению и привычка человека мышлением пользоваться. Развитое мышление — мышление продуктивное и адекватное, и такое мышление вырабатывается только у тех людей, которые думать приучены. Такое развитое мышление — уже не просто психическая функция, это важнейшее качество личности, в должной мере развитое не у всех и в этом смысле — для некоторых людей не характерное.

Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности — произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас — автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И в глубине — базовые схемы и когнитивные убеждения, живущие в нас, как правило, бессознательно. См.→

Не всякое мышление — благо. Иногда оно может в жизни мешать, поскольку в некоторых случаях действия на уровне рефлексов и привычек оказываются более успешными, нежели после долгого или неудачного обдумывания… Голова может мешать, если она кривая, мысли могут отвлекать и сбивать, если они пустые или негативные. И что делать? Смотри, как избавляться от назойливых мыслей и шире — Управление мышлением.

Развитие мышления

Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению — одна из главных задач обучения. Даже животных сейчас учат мыслить. А сколько времени посвятили вы развитию собственного мышления? См.→

Думают ли животные? Большинство тех, у кого живут домашние питомцы, в этом абсолютно уверены.

Анализ и связи понятия Мышление

Мышление и ум, Мыслить и думать, Мышление и восприятие, Мышление и эмоциональность, Мышление и язык, Мышление и проговаривание во внутренней речи. См.→

​Мышление может быть нарушено. См.→

www.psychologos.ru

Действие ума, разума, рассудка. Конечный или промежуточный продукт мышления 5 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: То, что заполняет сознание, дума

Ответ: Мысль

Вопрос: Мыслительный процесс, мышление

Ответ: Мысль

Вопрос: Убеждения, взгляды

Ответ: Мысль

Вопрос: То, что явилось в результате размышления, идея

Ответ: Мысль

Вопрос: Хорошая идея, хорошо придумано

Ответ: Мысль

Вопрос: Головная продукция

Ответ: Мысль

Вопрос: Мыслительный процесс, отражающий объективную действительность в понятиях, суждениях, умозаключениях; мышление

Ответ: Мысль

Вопрос: Познания в какой-либо области знания

Ответ: Мысль

Вопрос: Потенциальная идея

Ответ: Мысль

Вопрос: Процесс работы сознания

Ответ: Мысль

Вопрос: Рассказ Л. Андреева

Ответ: Мысль

Вопрос: Результат мыслительного процесса (в форме понятия, суждения)

Ответ: Мысль

Вопрос: Синоним дума

Ответ: Мысль

Вопрос: То, что явилось в результате обдумывания

Ответ: Мысль

Вопрос: Что летит быстрее стрелы

Ответ: Мысль

Вопрос: Рассказ писателя Леонида Андреева, посвященный теме внутреннего самоопределения героя Антона Керженцева, который убил своего друга и вынужден был пройти проверку судебно-психиатрической комиссией. С целью избежания уголовного наказания он симулирует безумие, однако, оказавшись в стенах лечебницы, понимает, что не может дать точного ответа на вопрос о симуляции безумия здоровым человеком

Ответ: Мысль

Вопрос: Действие ума, разума, рассудка. Конечный или промежуточный продукт мышления

Ответ: Мысль

Вопрос: Глухонемая фраза

Ответ: Мысль

Вопрос: Идея

Ответ: Мысль

Вопрос: Хорошая идея

Ответ: Мысль

Вопрос: Задняя «идея»

Ответ: Мысль

wordparts.ru

25. Основные признаки мышления

Мышление как процесс характеризуется рядом признаков, которые дают представление о его необычности, сложности и важности в познании окружающего мира. К ним в первую очередь относятся: опосредованный и обобщенный характер, целенаправленность и производительность.

Опосредованность мышления заключается в том, что оно предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Иными словами, мышление конкретного человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление опирается и использует накопленный человечеством интеллектуальный опыт. Только в достаточной степени усвоив его, индивид оказывается в состоянии сам привноситьчто-тов «копилку общественного разума». «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» — эти вечные слова И.Ньютона точно выражают идею опосредованности мышления.

Мышление человека социально обусловлено. Оно формируется лишь в среде себе подобных, где имеется возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними. Это подтверждают известные факты из наблюдений за реальными, а не сказочными детьми – Маугли, которые так и не достигли нормального уровня развития мышления, свойственного их сверстникам, именно из-запродолжительной отстраненности от социального окружения.

Мышление позволяет человеку познать не только то, что непосредственно воспринимается через органы чувств, но и то, что недоступно им. Это осуществляется косвенным образом через специфические мыслительные операция, часто с использованием различных технических средств, т.е. опосредованно.

Обобщенность мышления заключается в исследовании единичного во многих его проявлениях и последующем обобщении полученных данных. Обобщение является одним из средств мыслительной деятельности (или важной мыслительной операцией). В самом общем виде суть обобщения заключается в распространении принципа или концепции на новые объекты (события, области). Объекты могут обобщаться на основании либо одного признака (простейшие обобщения) либо по множеству признаков (сложные обобщения).

Результатом мышления является сжатая, обобщенная «модель» действительности, которая порождается благодаря мысленной переработке человеком многих информационных источников самой различной природы. Знания, которые приобретаются человеком в результате мыслительного

процесса, всегда касаются самых общих и существенных характеристик того объекта, на который они направлены. Особенно это видно в словеснологическом (или понятийном) мышлении. Любое понятие – это всегда обобщение. Например, когда мы произносим слово «самолет», то мы объединяем (обобщаем) в огромный класс множество крылатых летательных аппаратов, различающихся между собой формой, размерами, особенностями конструкции, назначением и т.д. При этом основанием для обобщения является наличие у летательного аппарата крыльев, двигателя, аппаратуры управления полетом, а также возможности многоразового использования по назначению.

Целенаправленность и произвольность мышления заключается в том,

что оно всегда связано с решением какой-тозадачи. А задача есть не что иное, как цель данная в определенных условиях. Там где нет цели, нет и задачи, а значит нет и процесса решения, т.е. мыслительного процесса.

Мыслительный процесс для своей реализации всегда требует от человека определенных волевых усилий. Именно в этом заключается произвольность мышления.

Для мыслительной деятельности характерна сложная взаимосвязь между осознаваемым (сознательным) и бессознательным. Это хорошо просматривается на соотношении основных и побочных результатов мыслительной деятельности. Путь к основному результату, конечно, направляется и регулируется осознанной целью, анализом промежуточных результатов решаемых задач. Полученные на этом пути побочные результаты лишены речевого оформления и осознанности. Тем не менее они часто используются человеком при решении других новых задач.

26.Виды мышления.

Мышление современного человека – это продукт и результат длительного эволюционного процесса развития его психики.

Все мыслительные операции возникли и выполнялись сначала как практические операции-действияи лишь затем перешли во внутренний план

истали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность.

Мышление в ходе эволюционного развития психики прошло несколько стадий, которым соответствуют различающиеся по форме следующие виды мышления: наглядно-действенноемышление,наглядно-образноемышление

исловесно-логическоемышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробывания свойств объектов. Такое мышление иногда называют «ручным» мышлением. Элементарные формынаглядно-действенногомышления наблюдаются и у высших животных, например, у человекообразных обезьян.

Уребенка наглядно-действенноемышление образует первую ступень развития мышления. У взрослого современного человека такое мышление существуетнаглядно-образнымисловесно-логическиммышлением.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Оно опирается на образы, т.е. зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения. Такое мышление позволяет соединить

вобразе привычные «невероятные» сочетания предметов и их свойств.

Уребенка наглядно-образноемышление – это вторая ступень развития его мышления.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Такое мышление представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического мышления. В структуре словеснологического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Такое мышление часто называют понятийным мышлением.

Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.

В ходе онтогенетического развития психики (с момента рождения и дальше) мышление человека последовательно проходит этапы нагляднодейственного, наглядно-образногоисловесно-логическогомышления. У современного взрослого человека одновременно существуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления.

Некоторые авторы в качестве критерия выделения названных видов мышления называют не форму, а характер используемых средств.

Используются и другие основания для выделения видов мышления. К ним относятся: сфера приложения результатов, оригинальность результатов, степень отражения действительности и обоснованность результатов.

По сфере приложения результатов и характеру решаемых задач

мыслительной деятельности выделяют теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление не требует оперативного использования его результатов на практике. Обычно оно направлено на разработку методических аспектов, обобщениекаких-либотеоретических положений, обоснование тех или иных феноменов, формулировку закономерностей и т.п.

Практическое мышление, наоборот, нацелено на прямое и оперативное (быстрое) использование его результатов в повседневной практике человека. Примерами такого мышления является мышление врача, ставящего диагноз пациенту, адвоката, обдумывающего план своего выступления на судебном заседании, конструктора, проектирующего деталь машины, программиста, разрабатывающего программу.

Деление мышления на теоретическое и практическое достаточно условно. Эти виды в реальной мыслительной деятельности связаны друг с другом.

По оригинальности результатов выделяют творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление.

Репродуктивное мышление повторяет ранее полученный результат, применительно к новым условиям. Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта.

Творческое мышление приводит к появлению новых оригинальных теоретических или практических продуктов (идей, методов, аппаратуры) или неизвестных ранее способов их получения. Примерами такого мышления может служить идея известного хирурга Г.Илизарьева, предложившего «выращивать» кости конечностей человека до нормальной длины методом растяжки с помощью специальных устройств, спроектированных им же самим.

Другим примером может служить техника аутогенной тренировки, предложенная в 1923г. австрийским психиатром И.Шульцем. Он преодолен созданный и поддерживаемый в массовом сознании образ всемогущего гипнотизера, безотказно влияющего на психику обычных людей. Его мышление происходило по схеме: если пациенту помогает внешний гипноз, то почему бы не попробовать таким же способом оказывать помощь самому себе. В настоящее время техника аутогенной тренировки широко применяется для снятия психической напряженности.

По степени обоснованности результатов мыслительной деятельности различают интуитивное, логическое, эвристическое и вероятностное мышление.

Интуитивное мышление базируется на эффекте неосознанных путей получения нового знания. При его осуществлении человек как бы «чувствует» искомое решение, но не может обосновать причинноследственные связи, приводящие к такому выводу. Природа и механизмы этого мышления ещё до конца не выяснены. Но какой бы ни была истинная разгадка этого мышления, природа его заключена в личном творческом опыте, а также в общей и профессиональной культуре человека.

Конечно, нельзя исключать в этом виде мыслительной деятельности роль случая. Но, по наблюдениям многих ученых, случай помогает только хорошо подготовленному уму. В этом плане представляет интерес феномен «бокового мышления», описанный английским врачом Э.Боно. Свое название феномен получил по аналогии с боковым зрением. Сущность его заключается в тезисе: «Чтобы мыслить творчески, надо думать около».

Интуиция и случай имеют свои причины. Действительно, закон всемирного тяготения мог открыть не каждый, кто видел в саду падающие яблоки, а только И.Ньютон, для которого проблема тяготения стала устойчивой целью мыслительной деятельности.

Логическое мышление порождает результаты благодаря последовательным умственным действиям по строгим правилам логики. Эти правила предполагают анализ проблемы, формулировку целей и задач мыслительной деятельности, определение рабочей гипотезы, выбор методов решения проблемы, строгую схему процесса решения и проверку результатов на адекватность. Такое мышление называют также дискурсивным, т.е. развернутым.

Эвристическое мышление сводится к умственной процедуре, предназначенной для поиска решения проблемы за счет сокращения диапазона возможных вариантов приемлемых ответов. Значительный удельный вес в этом виде мышления имеют не столькокакие-тоосознанные

формальные правила, схемы и понятия, сколько мотивационные и эмоциональные процессы личности, чувство вдохновения и т.п. С эвристическим мышлением связан феномен инсайта – внезапного и невыводимого из прошлого опыта понимания и даже решениякакой-топроблемы или задачи. Инсайт объясняется предчувствием внутренней природычего-либо,навязчивым осознанием правильностичего-тобез явной опоры на следы памяти и прошлый опыт («и тут меня вдруг осенило»). Такое решение называют интуитивным.

Вероятностное мышление также опирается на знания и прошлый опыт, но оно всегда связано со степенью ожидания каких-тособытий. В основе такого мышления лежит интуитивное ощущение вероятности или частоты возникновения некоторого события. При этом результата мыслительной деятельности находится безкаких-либоматематических расчетов. Примером такого мышления может быть наше решение брать с собой зонтик или нет, которое мы принимаем перед выходом на работу.

По степени отражения действительности выделяют:

–реалистическое мышление, результаты и процесс которого базируются на реальных факторах, событиях, явлениях повседневной жизни. Такое мышление решает задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, и учитывает реальные обстоятельства;

–аутистическое мышление, результаты которого игнорируют реальное положение дел и основаны на безотчетных желаниях и стремлениях человека, его фантазиях, мечтах и грезах. Такое мышление описано Н.Гоголем в его поэме «Мертвые души» на примере помещика Манилова.

Многие задачи инженерной психологии, особенно те, которые связаны

суправлением техническими системами в психологически сложных ситуациях, требуют выделения особого вида мышления – оперативного мышления. Основными признаками такого мышления являются:

-наличие тесной связи между восприятием и осмыслением быстро изменяющейся информации, а также условий обстановки;

-жестко лимитированные нормы времени на решение;

-большие эмоционально-волевыенагрузки на человека – оператора;

-четкое образное видение объекта управления, создаваемое на основе соотнесения текущей информации о состоянии объекта с той информацией о нем, которая была ранее накоплена человеком-оператором.

Обладает особой спецификой и поэтому может быть выделено в самостоятельный вид мышление в условиях диалога. Специфика мыслительного процесса в диалоговом режиме заключается в необходимости

учета характеристик коммуникативного взаимодействия с партнерами, в наличии общего банка решений и диалогической рефлексии.

В заключение представим классификацию видов мышления в виде схемы.

Рисунок 6.1 – Классификация видов мышления

Рассмотренная классификация видов мышления является наиболее употребляемой, однако по ряду ее положений имеются разногласия.

Так, А.В. Брушлинский отрицает существование репродуктивного мышления, утверждая, что в результате мыслительного процесса обязательно должно появиться новое знание. По его мнению, если этого нет, то результат достигается не мышлением, а процессами памяти.

Против разделения мышления на теоретическое и практическое резко возражал С.Рубинштейн, указывая, что любые виды мышления всегда связаны с практикой. По его мнению, у человека существует единое мышление, но внутри этого единства имеются различные виды и уровни умственной деятельности.

studfiles.net