Концепция экономической безопасности – Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России. Кошелев А.Н. Национальная экономика: конспект лекций
Концепция экономической безопасности предприятия
На начальном этапе понятие экономической безопасности предприятия рассматривали как обеспечение условий сохранения коммерческой тайны и иных секретов предприятия.
В настоящее время экономическая безопасность предприятия – это наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового и технико-технологического потенциалов, а также организационной структуры предприятия его стратегическим целям и задачам, контроль и анализ основных показателей финансовой устойчивости организации.
Для принятия решений и подготовки планов на предприятии разрабатывается концепция экономической безопасности предприятия.
Концепция – это принципиальная позиция, система взглядов, требований и условий функционирования системы экономической безопасности предприятия.
Концепция экономической безопасностипредприятия представляет собой систему взглядов, идей, целевых установок, пронизанных единым замыслом на проблему обеспечения
Основными элементами концепции экономической безопасности предприятия являются:
– защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;
– физическая безопасность персонала предприятия;
– конкурентная разведка;
– безопасность хозяйственно-договорной деятельности;
– информационно-аналитическая работа;
– безопасность зданий и сооружений;
– техническая и противопожарная безопасность;
– экологическая безопасность;
– экспертная проверка механизма системы экономической безопасности предприятия.
В качестве основных задач концепции экономической безопасности предприятия выделяют следующие аспекты:
– защита законных прав и интересов предприятия и его работников;
– сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;
– изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу;
– своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз
– недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;
– противодействие техническому проникновению в преступных целях;
– выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его экономической безопасности;
– обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;
– защита сотрудников предприятия от различных посягательств;
– добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности предприятия;
– физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;
– формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;
– возмещение материального и морального ущерба, который был нанесен в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;
– контроль за эффективностью функционирования системы экономической безопасности предприятия
Таким образом, концепция экономической безопасности предприятия – это официально утвержденный документ, который определяет действия структурных подразделений предприятия на разных этапах и уровнях его деятельности.
newinspire.ru
4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России
Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества – государства.
Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.
Существуют следующие подходы к определению национальной безопасности:
1) экспансия. Подход основан на том, что обладание экономической, политической и военной властью позволяет отдельным индивидуумам или государству использовать ее для насильственного установления диктата своей воли. Национальная безопасность сообразно этому подходу рассматривается только как военная, экономическая и политическая мощь;
2) паритет. Подход основан на том, что национальная безопасность представляет собой экономическую, политическую и военную мощь, позволяющую сохранить индивидууму или государству свою независимость, в том числе и в принятии решений;
3) гуманизм. Подход основан на том, что национальная безопасность состоит в установлении такого режима, при котором, безусловно, признается право как индивидуума, так и государства на самоопределение, независимость в принятии решений.
Изначально военная мощь являлась необходимым условием выживания человека и государства, способом защиты его самостоятельности от внешнего воздействия. Сегодня же она является непосредственной составной часть государства – государственного режима, без которого невозможно его нормальное функционирование.
Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.
Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.
Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:
1) независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;
2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;
3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.
Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:
1) прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
2) разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
4) разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
5) создание условий научной и технологической независимости;
6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
7) повышение эффективности государственного аппарата;
8) поддержание баланса межнациональных отношений;
9) создание условий соблюдения законодательства;
10) формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;
11) сдержание военного потенциала страны;
12) улучшение экологической обстановки;
13) интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
14) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
15) защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
16) формирование режима финансово-кредитной независимости России;
17) усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
18) формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
19) вывод национальной экономики из кризиса.
Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.
studfiles.net
Концепция национальной экономической безопасности России
Потребность в безопасности — устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества — государства.
Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.
Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию — защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.
Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.
Национальная экономическая безопасность — это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения — качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:
- независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно — необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;
- стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;
- устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.
Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:
- прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
- разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
- защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
- разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
- создание условий научной и технологической независимости;
- обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
- повышение эффективности государственного аппарата;
- поддержание баланса межнациональных отношений;
- создание условий соблюдения законодательства;
- формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;
- сдержание военного потенциала страны;
- улучшение экологической обстановки;
- интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
- формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
- защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
- формирование режима финансово-кредитной независимости России;
- усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
- формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
- вывод национальной экономики из кризиса.
Основу национальной безопасности составляют национальные интересы — совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.
infopedia.su
1.2. Концепция национальной безопасности. Экономическая безопасность предприятия
1.2. Концепция национальной безопасности
С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608 [3].
В период 1995–1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.
Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности.
Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.
Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Например, США разрабатывают доктрину, концепцию и стратегию своей национальной безопасности, где особое место уделено вопросам экономической безопасности. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической.
Национальная безопасность – чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы (рисунок 1). В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз.
![](/wp-content/uploads/koncepciya-ekonomicheskoj-bezopasnosti_0.jpg)
Рисунок 1. Система национальной безопасности.
При этом следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая – функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, вторая – организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.
Важнейшим компонентом национальной безопасности, её материальным фундаментом, выступает экономическая безопасность.
Все элементы триады «личность-общество-государство» одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения.
Рассматривая различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические аспекты.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.
В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.
В Концепции признано, что, хотя в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.
Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны.
В Концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию – вооружением, население и социальную сферу – предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю – конкурентоспособными товарами.
В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.
В частности отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.
Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.
Негативные процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.
Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:
– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
– реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;
– обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
– подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
– преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
– обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
– совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;
– неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
– равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
– подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.
Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:
– создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
– расширение рынков сбыта российской продукции;
В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:
– правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;
– усиление государственного регулирования в экономике;
– принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.
Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.
Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Важное значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.
Структура экономической безопасности по существу представлена в предложенной развернутой формулировке и состоит, по нашему мнению, из трех частей.
Первая – это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил. Эта составляющая присуща для всех наиболее развитых стран мира и по существу не вызывает ни у кого сомнения. Обеспечивается она государством исключительно за счет бюджетных средств.
Вторая – создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектора, в том числе на частное предпринимательство, т. е. на все уровни – государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т. е. обеспечению первой составляющей.
Третья – защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, тем более катастрофические, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.
Все три составляющие тесно взаимосвязаны, примерно равнозначны и поэтому приведены в одном определении.
Принципиально важным является баланс (гармоничное сочетание) национальной и экономической безопасности. Дело в том, что с экономической точки зрения обеспечение национальной безопасности в основной своей части – обороноспособности, это по существу расходная (затратная) часть, необходимость которой определяется гипотетически – уровнем предотвращенного ущерба в случае войны, однако одновременно для баланса должна быть и доходная часть, обеспечиваемая созданием наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц) в экономической сфере и защищенностью их интересов.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.
В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.
В Концепции признано, что, хотя в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.
Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны.
В Концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию – вооружением, население и социальную сферу – предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю – конкурентоспособными товарами.
В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.
В частности отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.
Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.
Негативные процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.
Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:
– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
– реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;
– обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
– подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
– преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
– обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
– совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;
– неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
– равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами;
– подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.
Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:
– создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
– расширение рынков сбыта российской продукции.
В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:
– правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;
– усиление государственного регулирования в экономике;
– принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.
Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.
Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности.
Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Важное значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
marketing.wikireading.ru
1. Концепция экономической безопасности
Безопасность – это такое положение, при котором кому или чему-либо не угрожает опасность.
Безопасность (как процесс) – это определенный уровень защищенности разносторонних
интересов кого-либо от всевозможных угроз.
Безопасность — это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала.
Впервые термин «экономическая безопасность» использовал Ф. Рузвельт в 1934 г.Более активно он начал использоваться в 70-е годы в связи с обострением проблеммы ограничености ресурсов, явившейся последствием энергетических кризисов 1973 и 1979 гг. За годы своего существования данное направление экономической мысли сформировалось в науку, которую назвали экосестейт (economic security of state). Сегодня благодаря международным исследованиям разработаны теоретические основы экосестейта, сформированы определенные практические предложения по обеспечению ЭБ субъектов экономики. Именно всвязи с тем, что понятие экономической безопасности возникло и получило наибольшее развитие на макроуровне, исследование данной характеристики необходимо начинать в масштабе государства.
1.1Экономическая безопасность государства (эбг).
ЭБГ – это устойчивое и поступательное развитие экономики страны, а также отсутствие и недопущение угроз, нарушающих это стабильное сосояние. Если же угроза отрицательного воздействия возникла то ЭБГ должна способствовать быстрейшему восстановлению исходного стабильного положения. Эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом
суверенитета и независимости страны.
Сенчаков В.К. – руководитель Центра финансово-банковских исследований Института Экономики РАН, д.э.н. ЭБГ – это:
готовность и способность государственных институтов власти, общественных ассоциаций, частного сектора создавать механизм реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, противодействуя внутренним и внешним угрозам поддержания социально-политической стабильности общества.
Илларионов А. -директор института экономического анализа, Россия, д.э.н. ЭБГ – это:
Такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом.
Михайленко А. ЭБГ – это:
такое состояние национальной экономики, которое характеризуется её устойчивостью, “иммунитетом” к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повыщенную социальную напряжённость в обществе, а также угрозу самому существованию государства.
Савин В.А. ЭБГ – это:
система защиты жизненных интересов государства , где объекты защиты – народное хозяйство
страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и
физические лица.
Тамбовцев В. ЭБ – это:
совокупность свойств состояния производственной составляющей единой системы, которая
обеспечивает возможность достижения целей всей системы.
Абалкин Л.И. ЭБГ – это:
состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.
studfiles.net
4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России. Национальная экономика: конспект лекций
4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России
Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества – государства.
Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.
Существуют следующие подходы к определению национальной безопасности:
1) экспансия. Подход основан на том, что обладание экономической, политической и военной властью позволяет отдельным индивидуумам или государству использовать ее для насильственного установления диктата своей воли. Национальная безопасность сообразно этому подходу рассматривается только как военная, экономическая и политическая мощь;
2) паритет. Подход основан на том, что национальная безопасность представляет собой экономическую, политическую и военную мощь, позволяющую сохранить индивидууму или государству свою независимость, в том числе и в принятии решений;
3) гуманизм. Подход основан на том, что национальная безопасность состоит в установлении такого режима, при котором, безусловно, признается право как индивидуума, так и государства на самоопределение, независимость в принятии решений.
Изначально военная мощь являлась необходимым условием выживания человека и государства, способом защиты его самостоятельности от внешнего воздействия. Сегодня же она является непосредственной составной часть государства – государственного режима, без которого невозможно его нормальное функционирование.
Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.
Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.
Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:
1) независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;
2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;
3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.
Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:
1) прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
2) разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
4) разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
5) создание условий научной и технологической независимости;
6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
7) повышение эффективности государственного аппарата;
8) поддержание баланса межнациональных отношений;
9) создание условий соблюдения законодательства;
10) формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;
11) сдержание военного потенциала страны;
12) улучшение экологической обстановки;
13) интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
14) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
15) защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
16) формирование режима финансово-кредитной независимости России;
17) усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
18) формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
19) вывод национальной экономики из кризиса.
Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России
Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества – государства.
Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.
Существуют следующие подходы к определению национальной безопасности:
1) экспансия. Подход основан на том, что обладание экономической, политической и военной властью позволяет отдельным индивидуумам или государству использовать ее для насильственного установления диктата своей воли. Национальная безопасность сообразно этому подходу рассматривается только как военная, экономическая и политическая мощь;
2) паритет. Подход основан на том, что национальная безопасность представляет собой экономическую, политическую и военную мощь, позволяющую сохранить индивидууму или государству свою независимость, в том числе и в принятии решений;
3) гуманизм. Подход основан на том, что национальная безопасность состоит в установлении такого режима, при котором, безусловно, признается право как индивидуума, так и государствана самоопределение, независимость в принятии решений.
Изначально военная мощь являлась необходимым условием выживания человека и государства, способом защиты его самостоятельности от внешнего воздействия. Сегодня же она является непосредственной составной часть государства – государственного режима, без которого невозможно его нормальное функционирование.
Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результатеих будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.
Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.
Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:
1) независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;
2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;
3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.
Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической.Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января2000 г. № 24).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечениев Российской Федерации безопасности личности, общества и государстваот внешнихи внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:
1) прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
2) разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
4) разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
5) создание условий научной и технологической независимости;
6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
7) повышение эффективности государственного аппарата;
8) поддержание баланса межнациональных отношений;
9) создание условий соблюдения законодательства;
10) формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;
11) сдержание военного потенциала страны;
12) улучшение экологической обстановки;
13) интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
14) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
15) защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
16) формирование режима финансово-кредитной независимости России;
17) усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
18) формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
19) вывод национальной экономики из кризиса.
Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.
www.strategplann.ru