Концепции общества – ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Философские концепции общества. Идея социального устройства в философии.

Общество– это самодостаточная, самовоспроизводящаяся социальная группа, общность людей. Оно способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать необходимые условия собственного существования. Костяк общества составляет система общественных отношений, в рамках которых осуществляется человеческая деятельность.

Философские концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом планеопираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Идеалистическая концепцияисходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей.

Идеалистическое понимание общества имеет определенные основания. Бесспорным фактом является то, что все действия, поступки людей происходят при участии сознания.

Материалистическая концепция.

1 вариант материалистического понимания общества -географическое направление в социологии («географический детерминизм»), утверждающее, что на специфику и историю общественной жизни определяющее воздействие оказывает географическая среда.

2-ой, основной вариантматериалистического понимания истории предложен в марксизме. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т. п., а для этого необходимо трудиться.

Труд — основа общественной жизни.

Если иметь в виду структуру общества, включающую в себя соотношение четырех сфер общественной жизни, то выстраивается иерархия: экономическая — социальная — политическая — духовная сферы.

В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытиехарактеризуется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят: способ производства материальных благ, экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена, материальные стороны жизни семьи, классов, наций и других форм общности людей.

Общественное сознаниехарактеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Идеалистическое понимание истории утверждает первичность общественного сознания относительно общественного бытия, аматериалистические — первичность общественного бытияотносительно общественного сознания.

Кроме того, известны натуралистическая и технократическая концепции:

Натуралистическая— объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество — рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, — лишь их модификация;

Технократическая — возникла и развилась в связи с бурным ростом науки и техники; постулирует главенствующую роль техники для развития общества и техноморфность самого общества.

Общественный идеал – это совершенное общество. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Это

такое общество, где обеспечены максимальные свобода, равенство и общечеловеческая солидарность.

Важным вопросом является вопрос об осуществимости общественного идеала. На этот вопрос есть основных три ответа.

1. Социальный утопизмсчитает, что идеал осуществим в любых условиях, достаточно убедить в нем большинство населения. На практике утопические действия ведут к насилию над реальностью.Слово «утопизм» происходит от названия романа Томаса Мора «Утопия», которое дословно означает «место, которого нет».

2. Социальный пессимизмсчитает, что идеал непостижим и недостижим, поэтому не стоит даже пытаться его реализовать. Пусть все идет само собой.

3. Практический идеализмсчитает, что, хотя полностью осуществить общественный идеал невозможно, все же следует стараться его познать и по мере созревания условий частично воплощать в реальность.

Важен вопрос: каков общественный идеал по содержанию? Можно выделить несколько основных вариантов ответа на эту проблему.

1. Теория идеального государства Платона.По Платону, идеальное государство должно отличаться единством, быть единым организмом. Главная ценность идеального государства справедливость и единство(сплоченность). Высшая справедливость состоит в том, что каждый занимается своим делом и получает по заслугам. В идеальном государстве должно быть три класса населения. Правят самые мудрые – философы. Второй класс общества – воины. Третий класс – ремесленники, крестьяне, торговцы, которые занимаются материальным производством и обменом. Такое общество, по мысли Платона, является самым сплоченным и справедливым.

Советское общество тоже ориентировалось на коллективистский идеал. Главной провозглашаемой ценностью было социальное равенство.

2. Либеральный общественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственность и т.д. Либералы так решают парадокс свободы: свобода одного не должна нарушать свободу другого человека. В экономике должны господствовать частная собственность, свободный рынок и конкуренция. Либералы считают, что государство не должно вмешиваться в экономику. Оно только должно охранять порядок и собственность граждан. Государство должно быть правовым, главной целью его существования должна быть защита прав и свобод человека. Чтобы сама государственная власть не могла нарушить свободу человека, она должна быть демократически избираемой, подконтрольной обществу. Власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Такой идеал отчасти реализован на Западе.

3. Социалистический общественный идеал. Социалисты считают, что надо сделать обстоятельства человечными. Главные ценности для социалистов – это социальная справедливость (понимаемая как равенство) и солидарность между людьми. Общество должно помогать каждому его члену, но и каждый индивид должен сознательно заботится об общественном благе.

Социализм утверждает необходимость социальных прав человека – на труд, отдых, охрану здоровья, жилье, образование и др. Это невозможно сделать без вмешательства государства в экономику и перераспределения средств от обеспеченных слоев к необеспеченным. Основное противоречие капитализма, противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов, может быть разрешено путем установления общественной собственности на средства производства и личной собственности на предметы потребления. Плановая экономика.

В истории две основные формы реализации на практике социалистического идеала. Это советский коммунизм и социал-демократия в Европе.

Основной конфликт нашей эпохипроисходитмеждунаходящимися сегодня у власти во многих странахнеолибералами, которые стремятся вернуться к классическому капитализму образца 19 века исторонниками сохранения социального государства.

studfiles.net

Основные концепции общества

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 80Следующая ⇒

 

В социологии отсутствует единое определение понятия «общество». В понимании общества социологическая мысль колеблется между двумя крайними позициями – социологическим реализмом и социологическим номинализмом.

Социологический реализм основан на той идее, что общество есть sui generis (нечто в своем роде, своеобразное – лат.), т. е. являет собой органичное единство, не сводимое к совокупности индивидов, ее составляющих.

Социологический номинализм предполагает, что общество только словесная функция (имя – от лат. nomen), в действительности же существуют только отдельно взаимодействующие друг с другом индивиды.

В своем чистом виде социологический номинализм и реализм представлены крайне редко. Можно лишь говорить о тяготении того или иного исследователя к определенной теоретической позиции. Так, Э. Дюркгейма можно назвать «социологическим реалистом», а М. Вебера «социологическим номиналистом».

Между двумя названными теоретическими позициями находится множество попыток определить понятие общества, множество концепций общества.

«Атомистская» или «сетевая» концепция. Согласно ей общество представляет собой совокупность (сеть) действий индивидов. Примером подобного подхода является трактовка общества, даваемая М. Вебером. Так, он полагал, что общество есть взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. Примерно так же рассуждал об обществе классик социологии ХХ века Т. Парсонс. Он понимал общество как систему отношений между людьми, где связующим началом являются нормы и ценности. К сетевой концепции общества можно отнести и трактовку общества, даваемую современным американским социологом Дж. Девисом: «Все общество, в конце концов, можно представить как паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно – со всем миром».

Концепция социальных групп. В соответствии с этой концепцией общество – это совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Можно привести следующий пример: население России – доминирующая группа, которая распадается на многие другие пересекающиеся группы: граждане и не граждане РФ; мужчины и женщины; этнические группы – национальности; возрастные группы; поселенческие группы. Эти группы пересекаются, т. к. один индивид входит во множество этих групп.

Институциональная концепция. Согласно ей, общество большая совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Предполагается, что именно институты и организации придают устойчивость взаимодействию людей.

Функциональная концепция. В соответствии с этой концепцией общество – это группа людей, осуществляющая систему самообеспечивающих действий.

Аналитическая концепция. Она представляет собой расширительную трактовку функциональной концепции. В аналитической концепции общество понимается как относительно самостоятельное, самообеспечивающееся население, характеризующееся внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.

Обобщая различные концепции общества необходимо сказать следующее. Само слово (термин) «общество» имеет несколько значений. В широком смысле общество – это особая форма движения материи, особая реальность, отличная от физических, химических, биологических реальностей. Это человечество в целом. В узком смысле общество – это любое объединение людей.

В социологии под обществом понимается нечто среднее. Это и не все человечество в целом и не любое, а особое объединение людей. Его признаками являются, во-первых, его самодостаточность, то есть в рамках этого объединения создается социальная система, которая позволяет полностью удовлетворять основные потребности людей. Во-вторых, это его относительная автономность, обособленность от других подобных объединений, самоуправление и суверенность этого объединения: решения, касающиеся этого объединения, оно принимает самостоятельно, источник высшей власти находится в нем самом. В-третьих, постоянное совершающееся самовоспроизводство. Социальная система, создаваемая на базе этого объединения воспроизводит сама себя во всех своих связях и функциях, прежде всего, воспроизводятся люди, способные выполнять эти функции. В-четвертых, территориальность в том плане, что это объединение людей расположено на некоторой территории. Первоначально эта территориальность не носила постоянного характера (объединения людей могли кочевать с места на место) и не имела четко обозначенных границ. С возникновением в рамках общества государства появились четко обозначенные границы: общество стало существовать в виде страны.

Страна – это относительно поздний вид общества, появившийся вместе с возникновением определенных территориальных границ проживания групп населения, называемых государственными границами. Большую часть своего существования человечество пребывало в «дострановом» периоде. Под страной часто понимали и нечто географическое – часть света, регион. В социологии страна – это самовоспроизводящаяся, самообеспечивающаяся группа населения, обладающая определенной, только ей принадлежащей территорией, собственной историей, собственной системой управления, сплоченная определенной духовной культурой, существующая дольше жизни одного поколения.

В отечественной науке общество рассматривается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т. д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. (См.: Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995. – С. 469).

Современная российская социология изучает какие качества, свойственные советскому обществу, исчезают и какие новые черты обретает современное российское общество.

Отмечается, например, активное расслоение ранее в основном однородного общества на бедные, средние и богатые классы, анализируются изменения в культуре, структуре занятости и т. п.

Различные трактовки общества в той или иной мере отражают его реальную конфигурацию, доминирующие принципы.

В целом общество – это системное образование, характеризующее совместную жизнедеятельность людей.

Эта категория определяет стабильное объединение людей, социальных групп, организаций и институтов в систему, которая имеет властный центр, является самодостаточной и независимой. Это организация, которая возникает на определенном этапе исторического процесса. Природа связей в обществе может быть различной (родственной, этнической, религиозной, военной, политической, экономической и др.), чаще всего сложной. Такие связи должны признаваться его членами.

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Основные философские концепции общества

Общество — объект изучения многих гуманитарных и социальных отраслей знания: истории, экономической теории, демографии, социологии и т.д.. Ближе всех к философии в изучении общественных процессов — социология. Течение длительного периода социологические знания об обществе накапливались в недрах философии.

 

Но даже после того, как социология провозгласила независимость от философии как настоящая наука об обществе, философия продолжала и продолжает играть заметную роль в исследовании общественной жизни. Предметная сфера философских рассуждений — исследование общественной жизни с позиций проблем мировоззрения. Центральное место занимают вопросы анализа смысла, смысла и цели существования общества, его происхождение, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития. Существенное значение в философском знании об обществе имеет осмысление качественного своеобразия общества, его отличии от природы.

Специфика философского осмысления общества проявляется и в рамках философии истории. Августин Аврелий, Георг Гегель, Карл Маркс, Раймон Арон, Энджи Калло, Арнольд Тойнби связывали философское представление об обществе с поисками законов общественной жизни, направленности исторического развития, возможностью предвидения будущего. В XVII — XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Натуралистический философский принцип требует разъяснения социальных явлений исключительно действием естественной закономерности: физической, географической, биологической и др.. Французский социалист — утопист Шарль Фурье, например, пытался создать социальную науку, исходя из законов всемирного тяготения Исаака Ньютона. Задачу своей жизни он видел в формировании социальной теории как части теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерностью, что обусловливает природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда. Высокие формы бытия натурализм сводит к низшим. Так, человека сводил до уровня чисто природного существа. Такой подход присущ всем формам метафизического материализма. Основная ошибка заключалась в унижении человеческой активности и отрицание человеческой свободы. Действительно, если субъект рассматривается только как природное явление, растворяется в природе, лишается качественной определенности, это неизбежно приводит к жесткому включения человеческого поведения в цепь естественных причин и последствий. Здесь вольно не остается места, а концепция социальных событий неизбежно приобретает фаталистического окраску. Отрицая свободу и унижая духовную суть человека, материализм становится антигуманным, враждебным человеку. Так, в системе Томаса Гоббса свободе отводится слишком скромное место. Свобода рассматривается лишь модификацией необходимой причины. В работе «О свободе и необходимости» Томас Гоббс именно так и высказывает мнение: «Кож на добровольное действие является вынужденной», а «все действия необходимы».

Еще один недостаток натуралистического подхода к обществу — то, что человек уподобляется социальному атому, а общество — механический агрегат индивидов — атомов, сосредотачиваются исключительно на собственных интересах. Механицизм органически вытекает из натурализма и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма. Иными словами, натурализм толкует человека вульгарно-материалистически, замечает в ней только природную субстанцию, что действительно имеет место. В результате и человеческие связи приобретают естественности. Общество признается, но как цементирующий начало, берется либо пользу теории просветителей XVII — XVIII вв., Или половая любовь (Людвиг Фейербах). И хотя натуралисты постоянно говорят об индивиде, между тем нет понимания ни индивида, ни общества, потому что общество в натуралистической философии характеризуется только как всеобщность, связывающая множество индивидов только природными узами. Но если человека с человеком связывают только природные узы, то каждый должен защищать свою природу против существующих моральных принципов, потому что принципы морали не выходят из природы человека. Теоретическое обоснование эгоистической жизненной позиции сделал немецкий философ, молодогегельянець Макс Штирнер (Каспар Шмидт) в книге «Единственный и его собственность», а внутреннюю пустую жизненную позицию, пожалуй, лучше всех раскрыл Тарас Шевченко в поэме «Сон».

Важное направление в подходе к изучению общественных процессов — идеалистическая концепция общества. Идеализм в отличие от натуралистических концепций слишком одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии. Практически это

означает придерживаться просветительского принципа: мнение правит миром. Разумеется, идеализм в принципе не отрицает объективный фактор в истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме функцию творческого начала, социального першоруху выполняет или мировой Разум (объективный идеализм), или не определена ничем человеческая, прежде всего, духовно-волевая активность (субъективный идеализм). Мировым Разумом в философию привносится фатализм (что имеет место и в натуралистическом материализме) духовно-волевая активность обосновывается чисто субъективистских пониманием исторического хода.

В некоторых идеалистических системах, например, в кантианства и русской религиозно-нравственный философии, является позитивное начало в подходе к человеку и истории, обосновывается свободой субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, а нравственность же предполагает наличие свободы. Духовно-нравственной может быть только свободный человек. Поэтому нужно победить узкие рамки натурализма, экономического материализма и технократизма и вернуться к гуманистическим ценностям. А это предполагает усвоение всего богатства духовных традиций. Так, Иммануил Кант в отличие от просветителей принципиально по-новому подошел к обоснованию социального бытия человека. Наивному оптимизму натуралистической этики с ее центральным принципом пользы противопоставляется концепция самоценности человеческой личности, а из постулатов практического разума выходит на первое место Свобода. По мнению Иммануила Канта, Человек как моральное существо не требует никаких принуждений, потому что действительно моральный мотив порождается свободным волеизъявлением лица. Такой мотив состоит в том, чтобы человек выполнила моральный долг, не ожидая компенсации ни в этом, ни в ином мире.

Негативные последствия идеалистического понимания общества состоят в отрыве слова от дела, теории от практики, идеала от интереса, формирования отчужденных фетишистских форм сознания, начинают господствовать над людьми. Иначе, идеалистическое понимание истории опасно тем, что порождает социальную мифологию и обрекает социальные субъекты, попавшие под влияние мифа, на погоню за миражами. Когда символ господствует над бытием, будь это образ светлого будущего, идеального научного знания или всемогущей техники, цель непременно подменяется средством, а мудрость — Разумом. Современная наука пошла на сближение с техникой и отделилась от человека. Однако живой культуру делает нравственность, а не культ науки и техники, опустошает ее, влияет на нее. Что касается диктатуры социального идеала, оторванного от жизни и даже такого, что ей противостоит, то результаты господства в общественном сознании таких идеалов-миражей хорошо известны человечеству XX века. Это и концепция создания всеобщего благоденствия в США, и построение развитого социализма в СССР, и различные теории конвергенции двух систем и др.. Идея только тогда хорошая, когда освещенная смыслом человеческого бытия. Вне такой заданностью идея становится интеллектуальным безумием.

В XX в. на осмысление исторического процесса существенно вилинуло материалистическое понимание истории. Последовательное материалистическое понимание истории изложены в марксизме. Всего, чего достигла марксистская социология — введение в науку понятие социальный организм. Ценность такого открытия несомненна. Однако общество не сводится к организму. В более широком смысле, т.е. не только социологическом, но и в философском, человеческое общество выступает как специфический вид объективной реальности и как особая ступень в космическом процессе. Общественная жизнь с позиций марксизма понимается как высшая форма движения материи, возникшей на определенном уровне ее развития и имеет собственную логику бытия. Общественная логика развития означает, что хотя общество и является живой системой, т.е. особым типом на Земле, все же качественно отличается от других живых систем, выступает и как объект, и как субъект материальной действительности. Но объективное не равняется материальном, а субъективное — идеальному.

Что же является определяющим в жизни общества, в его истории? Материальное или идеальное, общественное бытие или общественное сознание? Несмотря на отдельные правильные мысли, сформулированные разными философами еще в древности, наука об обществе и законы его развития к марксизму не создана. Философы рассматривали общество с позиций идеализма, а их философские учения страдали рядом существенных недостатков. В разных концепциях рассматривались лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследовалось то, чем они вызываются, не уловлювалася объективная закономерность в развитии систем общественных отношений, не прослеживалось корни отношений в уровне развития материального производства. Следовательно, оставались на поверхности явлений, тогда как задача науки — проникнуть за видимость и этажность событий в их суть, открыть их определяющие причины. Домарксистской социологи между окружающей природой и обществом видели бездну, не замечая и не понимая, что человек и человеческое общество, хотя и специфические, но все же часть единого материального мира, и следовательно, закономерности развития общества то же объективные, несмотря на их специфичности. Существенный недостаток немарксистской социологии: игнорирование решающей роли народных масс в истории, возведение истории общества к истории деятельности великих людей. Только устранив недостатки рассмотрения развития общества, можно создать науку о законах общественного развития, обосновать диалектико — материалистическое понимание истории.

В чем же суть диалектико — материалистического понимания общественной истории? Материалистическое понимание истории начинается с решения основного вопроса философии применительно к обществу. Сознание людей зависит от их бытия. Основу жизни общества и окончательно всю общественную деятельность определяет материальное производство и другие материальные явления и процессы. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Карл Маркс вслед за Иммануил Кант и Георгом Гегелем четко ставит проблему объективных оснований исторического процесса: интересы, воля, желания, действия людей, как правило, разнонаправленные; но хаос случайного — только внешняя картина истории, за которой скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность. Контуры методологии Карла Маркса: идти не от субъективных намерений участников исторического процесса, в том числе и выдающихся, а от внутренней, объективной основы, что делает историю единственным, самим собой упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальной цели и субъективных свобод . Суть материалистического понимания общества состоит в том, во-первых, что производство, а вслед за производством и обмен продуктов является основой любого общественного строя, во-вторых, исторический процесс, общественное бытие имеют объективный характер, в-третьих, главным движущей силой, превращает жизнь общества, являются народные массы; в-четвертых, средства для изменения существующего положения явлений, событий необходимо открывать в имеющихся материальных факторах производства.

  Учение Карла Маркса о материалистическое понимание развития общества — одно из найаргументованиших. Основные положения составляют базу современной концепции общества. Но ее исторические границы, догматизация учение его последователями, в том числе и сползания к экономического материализма, игнорирует субъективный фактор в истории; абсолютизация производственных отношений, материального производства и принижения роли духовного производства; преувеличение роли общества в развитии отдельного индивида, которое ведет к философского ограничения и оправдания тоталитарного общества; нигилистическое, а часто и враждебное отношение к немарксистских концепций теории общества — все это справедливо подвергается критическому анализу. В XX в. проблема научно-технической революции, ее влияния на социальные структуры и роль в развитии современного мира привела к формированию технократических моделей истории. Среди них наиболее известны: концепции постиндустриального, технотронного, информационного общества.


worldofscience.ru

Современные концепции развития общества.

Количество просмотров публикации Современные концепции развития общества. — 1742

В современном мире можно выделить 2 основные тенденции развития обществ:

1. проявляется ярко, усиливаются интеграционные процессы. Мир становится ʼʼдеревнейʼʼ. Все явления и процессы тесно взаимосвязаны.

2. проявляется менее заметно. Общества пытаются сохранить свою уникальность ( к примеру, страны западной Европы объединились, вместе с тем вносят запреты на въезд граждан из других стран).

Данные тенденции, взаимодействуя, зачастую ведут к конфликтам.

Существует масса концепций общества. Современные социологи выделяют 3 типа обществ: традиционное;индустриальное – характерен высокий уровень промышленного производства, рост интересов и потребностей людей; постиндустриальное (60-е гг 20 века) – его отождествляют с инновационным, информационным обществом – характерно первенство знаний и образования, большая часть граждан занимается производством и воспроизводством информации.

Карл Поппер предложил свою типологию – закрытое (характерен коллективистский, уравнительный стиль жизни) и открытое (индивиды обладают высокой степенью социальной свободы и ответственности).

В современной литературе существует множество концепций, объясняющих социальную природу и будущность обществ. Все концепции развития обществ можно подразделить на 2 группы:

1. эволюционные – базируются на положении о том, что путем медленных естественных изменений (с помощью реформ) можно добиться значительного прогресса общества

2. революционные – качественные изменения в обществе м/б достигнуты через конфликты, кризисы, революции.

Так Спенсер развитие общества связывал с его усложнением и ростом самостоятельности индивидов. При этом эволюционные теории не могли объяснить кризисы и регрессию. На смену им приходят неоэволюционные теории. П.Сорокин считал, что эволюционные теории непригодны при объяснении больших периодов в истории. Он выдвинул теорию флуктуации – источником социальных изменений общества является его внутренние имманентные факторы. Причем социокультурный фактор является доминирующим по отношению к экономическим и политическим.

Представители неклассических теорий развития общества:

Тойнби. Суть теории: Эволюция не есть прямолинœейное движение, это своеобразный замкнутый цикл, в котором есть стадия возникновения, роста͵ ʼʼнадломаʼʼ, упадка и разложения. Пройдя их, повторяется новый цикл, но на новом уровне. Эта динамика цивилизации определяется ʼʼзаконом вызова и ответаʼʼ, согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ʼʼответомʼʼ на ʼʼвызовʼʼ исторической ситуации. Адекватный ʼʼответʼʼ — заслуга ʼʼтворческого меньшинстваʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ властвует сначала силой своего авторитета͵ а затем превращается в ʼʼгосподствующее меньшинствоʼʼ. Банкротство ʼʼᴦ.м.ʼʼ, его неспособность справиться с обстоятельствами и новыми проблемами приводят к ʼʼнадломуʼʼ, а затем (если ʼʼболезньʼʼ не получает своевременного лечения) к окончательной гибели цивилизации.

Немецкий социолог Н.Луман выдвинул и обосновал концепцию коммуникативного общества: проходя в своей эволюции новые этапы, общество вступает в стадию атомизации. В экономике, политике, праве начинают развиваться независимы друг от друга процессы. Общественная система становится бессвязной: законы в одной подсистеме не согласовываются с законами в другой. Атомизация общества проявляется не только в самоизоляции подсистем, но и отдельных индивидов.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

4. ядро – модернизированные страны – технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счёт эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счёт своих ресурсов.

5. периферия – модернизация началась недавно, доходы населœения невысокие, технологии примитивные.

6. полупериферия — ϶ᴛᴏ промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Концепция устойчивого развития общества: На 19 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1997) эта концепция получила официальное признание и опирается на следующие принципы:

1. в центре должен находиться человек и его неотъемлемое право на здоровую окружающую среду;

2. ответственность государства за устойчивое развитие общества должна быть дифференцированной. Развитые общества должны делиться со слаборазвитыми, иначе последние не выживут.

Полная интеграция – экологической, экономической политики для достижения главной цели данной концепции – уничтожение нищеты. При этом, на словах признавая данную концепцию развитые страны не готовы делиться.

referatwork.ru

Концепции общества в истории философии. Понятие общества

Поиск Лекций

Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс «наук о духе»: истории, социологии, этнографии, культурологии и т.д. Общество выступает также особым предметом философской рефлексии. В отличие от частно-научных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте изучения общества, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д. Философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, эпохой и культурой обусловленное представление об обществе и месте человека в нем. Мировоззренческая природа философского знания в вопросах об обществе и человеке становится наиболее очевидной.

Философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. Как пишет французский философ Э. Калло, «философия истории является одновременно синтезом и интерпретацией истории. Она анализирует ход событий, показывая, что последние подчиняются внутреннему закону конечной цели, которая представляет единственный критерий их объяснения». Другой философ, А. Тойнби, считает, что философия истории — это изучение универсального исторического бытия через внутренний субъективный опыт человека.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона (2.1). По мнению Платона, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей, воинов, или стражей, ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различием душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты.

По мнению Платона, государство может быть мудрым и справедливым благодаря душевным свойствам управляющих им людей. Поскольку мудростью обладают только философы, то именно они должны управлять государством. Задача воинов — защита от внешних и внутренних врагов, а ремесленников и земледельцев — обеспечение всех необходимыми материальными благами. Государство справедливо, если каждое сословие добросовестно выполняет свою работу. Для того чтобы ремесленники и земледельцы могли выполнять свою работу, им необходима семья и собственность. Стражам и философам семья и собственность не нужны.

Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса (2.2). История начинается грехопадением первых людей и заканчивается страшным судом и вторым пришествием Христа. Характерными для Средневековья являются идеи Аврелия Августина, который представляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом.

Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Макиавелли демонстрирует принципиально новый подход к пониманию общества и государства. По его мнению, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Политика — это сфера действия, цель действия власть. По мнению Макиавелли, цель оправдывает средства, т.е. для удержания власти правитель может использовать любые средства. Наиболее эффективными инструментами удержания власти являются любовь и страх. При этом страх — лучшая гарантия власти, чем любовь. Люди по своей природе злы, поэтому правитель должен удерживать их от неблаговидных поступков с помощью страха наказания. Концепция Макиавелли ознаменовала собой радикальный поворот в философских представлениях об обществе и государстве, поскольку предметом ее внимания стала реальная политика, а не идеальные, умозрительные конструкции.

Новое время предложило свою интерпретацию происхождения и устройства государства — концепцию естественного права и общественного договора. По мнению Т. Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние — война всех против всех. Такое состояние гибельно для человеческого рода, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора.

Общественный договор — это договор каждого с каждым о передаче права управлять собой общей власти. Сам факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому. Главный признак гражданского состояния наличие государства^ т.е. публично организованной принудительной силы. Заключая общественный договор, люди передают часть своих прав власти, держателем которой выступает суверен. Все остальные — его подданные. Т. Гоббс отмечает, что общественным договором отчуждаются не все права. У подданных существует ряд неотъемлемых прав, которые государство как раз и призвано защищать: право на жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, право покупать и продавать.

Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Этими правами обладают все люди от рождения, независимо от других обстоятельств. Все гражданские законы основываются, по мнению Дж. Локка, на идее естественных неотчуждаемых прав.

Философ-просветитель Ж.Ж. Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. Люди по природе добры, считает он, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Гражданское, цивилизованное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, который сознательно заключают люди, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, т.е. создать и сохранить справедливое гражданское состояние. Этот договор делает каждого человека, с одной стороны, подданным, с другой — сувереном. Единство этих двух свойств и создает, по мнению Ж.Ж. Руссо, гражданина.

Что касается понимания сущности исторического развития, то до середины XIX в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. С позиции исторического субъективизма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических, религиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории. С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил. Материалистическое объяснение истории впервые было предложено К. Марксом в его концепции исторического развития как смены общественноэкономических формаций (6.8).

В конце XIX — начале XX в. произошло еще одно изменение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций (6.7, 6.8). Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби. Развитие идеи цикличности осуществлено в середине XX в. представителями французской исторической школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель).

В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию. При этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее.

Общество — целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения — наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

В структуре общества выделяют несколько сфер: экономическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Потребность организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная — потребности самореализации и развития своих способностей.

Общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Кроме того, существуют общие закономерности, которые реализуются во всех сферах общества, определяя их характер. Общество — органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества в свою очередь следует рассматривать как целостную систему со множеством элементов.


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

5.4. Философские концепции общества. Философия в схемах и комментариях

5.4. Философские концепции общества

Философские концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом плане опираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Во взглядах на общественную жизнь, историю общества длительное время господствовала, да и в настоящее время продолжает, идеалистическая концепция. Идеалистическая концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история – лишь внешнее проявление абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе является прусская монархия. В другом случае мы встречаемся с тезисом о том, что «мнения правят миром». Деятели движения французского Просвещения, исходя из того, что главная основа и причина изменений общества – в идеях, борьбе мнений, утверждали, что для изменения общества в прогрессивном направлении нужно просветить людей, ввести в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т. д. Позитивисты XIX в. говорили о том, что миром управляют идеи.

Идеалистическое понимание общества имеет определенные основания. Бесспорным фактом является то, что все действия, поступки людей происходят при участии сознания. В начале существования человечества сознание было «вплетено» в практическую жизнь ладей. Затем важным историческим фактом стало отделение умственного труда от физического. Выделение умственного труда в относительно самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, будто сознание, идеи не зависят от материальной жизни общества, развиваются совершенно самостоятельно. С отделением умственного труда от физического господствующие слои общества монополизировали умственный труд, физическим трудом занимаются народные массы. А господствующие классы руководят производством и обменом, берут в свои руки управление государством, определяют политику, право, идеологию и т. д.

Первым вариантом материалистического понимания общества можно считать географическое направление в социологии («географический детерминизм»), утверждающее, что на специфику и историю общественной жизни определяющее воздействие оказывает географическая среда. Об этом подробнее речь пойдет в следующем разделе.

Второй, основной вариант материалистического понимания истории предложен в марксизме. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т. п., а для этого необходимо трудиться. Труд – основа общественной жизни.

Если иметь в виду структуру общества, включающую в себя соотношение четырех сфер общественной жизни, то выстраивается иерархия: экономическая – социальная – политическая – духовная сферы.

В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие характеризуется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят: способ производства материальных благ, экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена, материальные стороны жизни семьи, классов, наций и других форм общности людей. Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Идеалистическое понимание истории утверждает первичность общественного сознания относительно общественного бытия, а материалистические – первичность общественного бытия относительно общественного сознания.

Когда в общефилософском плане рассматривается соотношение сознания и бытия, то материализм понимает первичность бытия прежде всего в генетическом аспекте. Это означает, что было такое время, когда материальное бытие, природная среда (в частности, на Земле) существовала, а сознания не было, и оно возникло на основе эволюции природной среды. А в обществе не может быть такого положения, что материальная сторона общественной жизни уже есть, а общественного сознания еще нет. Социальная действительность – единство материального и идеального. И тогда вопрос не в том, что существует раньше или позднее, а в том, играет ли материальная сторона жизни общества, материальные условия определяющую роль по отношению к духовной жизни, или же духовная сторона жизни общества определяет материальную.

Материальная и духовная стороны жизни общества находятся во взаимодействии. Но во взаимодействии есть активная и реактивная связи. Тогда с точки зрения материалистического понимания общества активная связь будет ориентирована от материального к идеальному, а реактивная – наоборот. С позиции идеалистического понимания общества ситуация будет обратной.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Концепции развития общества. Человек и общество

 

Добро пожаловать на сайт сдать-егэ.рф и мы продолжаем изучение курса «Обществознание», для подготовки к ЕГЭ!

В прошлом посте, мы остановились на концепции развитии общества греческого мыслителя Гесиода, сегодня в этом посте мы продолжим изучение этой крайне непростой темы.

Вспомним предыдущий пост. В нем говорилось о Гесиоде и его концепции развития нашего общества. Он говорил, что общество развивается проходя через стадии. В основе каждой стадии лежит металл и общество с течением времени деградирует понижаясь в Веке по его концепции. Более подробно об этом можно почитать здесь.

Второй мыслитель — Пифагор, говорил что общество также развивается проходя известные стадии. Первая стадия — стадия роста, когда молодые империи развиваются, воюя друг с другом. Вторая стадия — стадия надлома, когда они происходят различные кризисы (экономический кризис, кризис власти и т.д.). И последняя третья стадия любого общества по мысли Пифагора — стадия распада, когда цивилизация или общество деградирует… По мысли Пифагора, все эти стадии, обязательно проходит любое общество.

И более современная концепция развития общества — концепция Карла Маркса. Это ученый XIX в. который положил в основу своей концепции идею формации, это некая стадия развития общества, которой свойственен свой тип производства товаров и услуг. И первая стадия его концепции —  стадия ручного труда и эту стадию еще можно назвать первобытной. Вторая формация — рабовладельческая, когда общество делится на классы рабов и рабовладельцев. Дадим определение класса. Класс — объединение людей, которые имеют свое место и роль в производстве товаров и услуг. Третья формация, по концепции Карла Маркса — феодальная — время жестокой иерархии и внеэкономического принуждения, когда например крестьян бесплатно заставляют работать на феодалов. Позже приходит эпоха капитализма — при капитале возникает буржуазия. Она  монополизирует средства производства  — орудия труда. И в конце-концов возникают противоречия между рабочими и буржуазией. Все это выливается в пролетарскую революцию и создается государство, которое приводит общество к коммунизму. Вот эти пять формаций, по мысли Маркса проходит любое общество.

И если мы сейчас разделим наше общество на эпохи, то как Вы видите, будет эпоха первобытная, рабовладельческая, феодальная, рыночная и современная.

Также нельзя не заметить теорию цивилизационную, но для начала дадим определение цивилизации. Цивилизация — группа стран, народов имеющих одну судьбу и одну культуру. Сегодня по мысли идеологов мир делится на Европейскую цивилизацию, Англо-Американскую, Православную, Синно-Буддийскую, Латино-Американскую и т.д.

Итак, что Вы должны понять из этих двух постов. То, что общество появляется в ходе закономерного развития мира, социальная форма материи является завершением эволюции мира, так на сегодняшний день говорит философия. Из этих теорий, Вам, читатели моего сайта, нужно запомнить только лишь теорию Карла Маркса, так как она часто встречается в тестах ЕГЭ и ГИА (ОГЭ) и подпишись на новости сайта. До встречи в следующих постах, посвященных истории и обществознанию.

©  Иван Некрасов 2014

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai