Когда возникла педагогика как наука – Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

История возникновения педагогики — Мегаобучалка

Как произошло название науки о воспитании — педаго­гики и какие древние деятели и философы разрабаты­вали педагогические идеи?

Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании — педагогика. Греческое слово пейдагогос (пейда — ребенок, гогос — вести) первоначально обозначало раба, которому аристократы пору­чали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко­торые занимались обучением и воспитанием детей. Из Древ­ней Греции пришли к нам и многие другие педагогические тер­мины, например, школа (shole — досуг, игра), гимназия (gym-nasion — гимнасий) — школа физического воспитания, а впос­ледствии просто средняя школа, и т.д.

Примечательно, что уже в древнем мире многие обществен­ные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого отдель­ного человека. Афинский правитель Солон (между 640 и 635 — ок. 559 до н.э.) издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей тому или иному виду труда, и сын мог не кормить его в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.

 

Когда и кем педагогика была выделена в особую науч­ную дисциплину и что является предметом ее исследо­вания?

Как особая наука, педагогика была выделена из систе­мы философских знаний английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561 —1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623), он назвал педагогику, под которой понимал «искусство обучения чтению».

Стимулом развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учитель­ская семинария в Германии (г. Штеттин). В это же время на­чинается подготовка учителей в России при созданной Пет­ром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики.



Широкое распространение получили идеи иезуитского (католического) и исламского воспита­ния. Со времени эпохи Возрождения начали формироваться идеи социалистического воспитания (Т. Мор и Р. Оуэн в Анг­лии, Т. Кампанелла в Италии, К. Сен-Симон, Ш. Фурье во Франции, К. Маркс и Ф. Энгельс в Германии, В.И. Ленин в России и т.д.).

По уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. На­учная педагогика обычно связывается с углубленным освеще­нием теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.

Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций.

Необходимость анализа и систематизации народных пред­ставлений о воспитании, его национальных обычаев и тради­ций привела к разработке специальной научной дисципли­ны — этнопедагогики

(этнос — народ, нация), которая в пос­леднее время получает все более широкое развитие.

Обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели — Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др. Они стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.

В 1950 г. писал профессор А.Ф. Про­топопов. «Предметом… педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направ­ленного развития и формирования человеческой личности в ус­ловиях ее обучения, образования, воспитания».

К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:

• изучение сущности и закономерностей развития и форми­рования личности;

• определение целей воспитания;

• разработка содержания воспитания;

• исследование методов и форм организации учебно-воспи­тательной деятельности.

 

Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вкладв развитие педагогической теории?

Это — Дж. Локк (1632—1704) в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712—1778) во Франции, Г. Песталоцци (1746— 1827) в Швейцарии, И. Гербарт (1776—1841) и А. Дистервег (1790-1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629-1680), М.В. Ломоносов (1711-1765), К. Д. Ушинский (1824 -1870), Л.Н. Толстой (1828—1910) в России и др.

Ф. Бэкон лишь выделил педагогику в самостоятель­ную отрасль знания, то Я.А, Коменский (1592—1670) своими фундаментальными теоретическими трудами существенно уп­рочил ее научный статус. Он развивал идеи гуманизации воспитания и уважи­тельного отношения к детям, выступал за всеобщее образова­ние и единую для всех учащихся школу. Разработал принципы природосообразности воспитания, согласно которым послед­нее должно соответствовать «природной гармонии тела и души», способствовать физическому и интеллектуальному раз­витию детей, быть для них посильным, совершаться постепен­но и без спешки.

В своем знаменитом труде «Великая дидактика» (1632) Ко­менский раскрывал вопросы обучения и сформулировал став­шие классическими дидактические принципы его осуществле­ния: наглядность, сознательность, доступность, систематич­ность, прочность и др. В книге «Материн­ская школа» одним из первых в педагогике разрабатывал про­блемы дошкольного воспитания.

Дж. Локк в труде «Мысли о воспитании» выступал против распространенного в его время мнения о врожденном характе­ре развития личности и уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой якобы можно писать что угодно, ука­зывая тем самым на огромную роль воспитания.

Ж.Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совер­шенства детей. Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого природного совер­шенства, а должно основываться на предоставлении детям полной свободы, приспосабливаясь к их склонностям и интере­сам. Эти идеи Руссо положили начало разработке в педагогике теории «свободного воспитания» и «педоцентризма», т.е. необ­ходимости целиком следовать за влечениями и желаниями детей, не мешая их спонтанному (самопроизвольному) разви­тию.

 

megaobuchalka.ru

Лекция 4. Педагогика как наука.

 

План.

1. Понятие науки педагогики.

2.Этапы развития педагогики.

3.Источники педагогической науки.

4.Функция, объект и предмет педагогики.

5. Основные педагогические понятия

6. Структура науки педагогики

7.Связь педагогики с другими науками.

Ведущая идея: «Знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет»

Вспомните материал темы «Воспитание как общественное явление».

Вопросы для размышления:

— Что появилось раньше: воспитание или наука педагогика?

— Когда могла появиться наука о воспитании?

— Каковы причины возникновения и развития науки педагогики?

— Попробуйте дать определение педагогике как науке.

— Как Вы думаете: педагогика одна из самых простых или сложных наук? Почему так считаете?

(см. учебник «Педагогика», автор И.П. Подласый, часть 1)

1. Понятие науки педагогики.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает – «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле этого слова брал ребенка своего господина за руку и сопровождал его в школу.

Постепенно слово «педагогика стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его, обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранялось почти до конца 20 века. В последнее время возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому самое краткое и относительно

точное определение современной науки педагогики – это наука о воспитании человека.

Воспитание здесь употребляется в широком смысле слова, включая в себя образование, обучение и развитие.

Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, оставались самые жизнестойкие.

Развивалась и наука о воспитании, главной задачей которой становилось накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека.

2.Этапы развития педагогики.

Педагогика как наука прошла сложный путь формирования. Воспитание появилось с появлением человеческого общества. А педагогика как наука появилась тогда, когда уже накопился определенный опыт воспитания и необходимо было:

— осмыслить накопленный опыт

— определить закономерности воспитания и обучения

— найти наилучшие формы организации воспитания и обучения

— создать правила руководства по воспитанию и обучению (методику)

1 этап: Педагогические идеи явились составной частью философских и политических сочинений. Например, Сократ заявил о том, что дети должны быть умнее своих родителей и учителей. За что был упрятан в тюрьму, где и умер. Метод сократовской беседы до сих пор используется в теории проблемного обучения. Платон написал политический трактат «О государстве», где изложил, как воспитывать политических и государственных деятелей, начиная с раннего возраста. (Аристотель, Плутарх, Демокрит, Т. Мор (1478-1535), Т. Кампанелла 1568-1639)

2 этап: В 16 веке появилась стройная педагогическая система Я.А. Коменского (1592-1670 ) («Великая дидактика» – первое произведение теоретической педагогики. Разработал дидактические принципы обучения (чему и как учить): наглядность, доступность, систематичность и т.д.

3 этап: Возникновение гуманистических идей в педагогике (Жан Жак Руссо (1712—17780): ребенок – высшая ценность на земле, провозглашал необходимость уважения к ребенку)

4 этап: Начало социалистического направления в педагогике. Сен-Симон, Фурье, Р. Оуэн: провозглашали равенство для воспитания и обучения детей всех классов, взаимное уважение, воспитание на принципах коллективизма, в общественных государственных учреждениях.

5 этап: Построение научных основ педагогики. И.Г. Песталоцци (1746-1827) выдвинул идею о соединении производительного труда и обучения, реализовал ее на практике, организовав школу для бедных, сделал определенные выводы. (А. Дистервег (1790-1866)

6 этап: Значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли русские революционеры-демократы и общественные деятели: А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов. Провозгласив главной целью воспитания в России: воспитание борца, патриота, труженика. Л.Н. Толстой открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей на принципах свободного воспитания.

7 этап: Велики заслуги в развитии педагогики К.Д. Ушинского (1824-1870) (отец русской педагогики), развивающего идею народности в образовании. На русской природе, фольклоре, с учетом возраста и особенностей каждого ребенка. Образование для народа, на традициях народа, в интересах народа. «Если педагогика хочет воспитать ребенка во всех отношениях, она должна узнать его тоже во всех отношениях».

Окончательно педагогика как наука сложилась в 19 веке.

8 этап: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Дали научное освещение проблемам воспитания и зависимости его целей и содержания от социальных условий и уровня развития общества. Раскрыли исторический и классовый характер воспитания.

9 этап: Классики советской и зарубежной педагогики 20 века: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Я.Корчак. В их трудах представлены все вопросы воспитания и обучения детей в общественных учреждениях и в семье.

10 этап: Педагоги –новаторы и педагогика сотрудничества (конец 20 века). Шаталов В.Ф. – метод опорных сигналов и обучаемость каждого ученика. Щетинин М.П.– всестороннее развитие каждого ребенка в условиях школы-комплекса. И.П. Иванов, Караковский В.А.– коммунарская система воспитания с девизом «Работать творчески – иначе зачем?» Лысенкова С.Н.– абсолютная грамотность способом комментированного письма. Волков И.П.– решал проблемы профориентации школьников. Ильин Е.Н. – разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Ш.А. Амонашвили – уникальная система обучения детей с 6-летнего возраста на основах гуманной педагогики. Крылова Н.А.– уникальная система развития личности ребенка –дошкольника по программе «Детский сад – дом радости».

11 этап: 21 век, Россия: Разрушение на государственном уровне сложившейся системы образования и поддержка на уровне отдельных учреждений и педагогов лучших традиций отечественной и зарубежной педагогики.

3.Источники педагогической науки.

— многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в традициях

— философские, обществоведческие педагогические и психологические труды

— текущая мировая и отечественная практика воспитания

— данные специально организованных педагогических исследований

— опыт педагогов – новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в быстро меняющихся условиях.

4. Функция, объект и предмет педагогики.

Д.И. Менделеев говорил, что у каждой научной теории две основные и конечные цели – предвидение и польза. Не является исключением и педагогика. Ее функция (назначение) – познавать законы воспитания и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Объектом исследования научной педагогики А.С. Макаренко определил систему педагогических явлений (или фактов), связанных с развитием человека в процессе целенаправленной деятельности общества. (т.е. объект педагогики – образование)

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет вполне конкретен: это целостный педагогический процесс, осуществляемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

5. Основные педагогические понятия (категории)

Воспитание – целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования личности.

В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему (в рамках общественно-исторической формации)

В узком смысле воспитание – это направленное воздействие на решение каких-либо конкретных воспитательных задач.

Обучение – это передача и усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

Знание – усвоенная информация (в переводе с санскрита- игра, времяпровождение)

Умения – способность совершать действия на основе полученных знаний (в переводе с санскритского- способность трансформировать сознание, удачу, радость, счастье)

Навыки – автоматизированное умение быстро и безошибочно совершать действия на основе полученных знаний.

Образование – результат воспитания и обучения (интеллигентность)

Воспитание и обучение процесс двусторонний (Подумайте почему?)

Воспитание невозможно без самовоспитания (Почему?)

Образование без самообразования (Почему?)

Перевоспитание – это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения…

Формирование – процесс становления личности в процессе воздействия различных факторов.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека.

(Приведите примеры на понимание всех понятий педагогики)

(Вспомните и сравните основные понятия гуманной педагогики с традиционными)

5. Структура науки педагогики (Система педагогических наук)

Если в 19 веке педагогику можно было сравнить с ровным прямым стержнем (единая наука о воспитании детей), то сегодня педагогика – это достаточно разветвленная структура, которую можно сравнить с разветвленным деревом.

Фундамент педагогики:

Философия – методологические основы

Физиология – естественно-научные основы

История педагогики – основа педагогических наук

Общая педагогика – стержень науки, базовая дисциплина

Возрастная педагогика – наиболее значимая отрасль (пренатальная, педагогика раннего возраста, дошкольная, школьная, СПО)

Частные методики (предметные дидактики) – преподавание отдельных дисциплин

Специальная педагогика – сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, коррекционная.

Педагогика взрослых (андрогогика)– педагогика высшей школы, педагогика труда

Социальная педагогика – семейная, военная, педагогика детских организаций и т.д.

7. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика связана с такими науками, как психология, анатомия, этика, эстетика, педиатрия, гигиена, информатика и т.д.

Вывод: педагогика, как и любая другая наука имеет:

— Объект и предмет исследования

— Цель и задачи

— Свой понятийный аппарат

— Методологию

— Отрасли

— Связь с другими науками

— Прошла определенный путь своего развития

Вопросы для размышления по материалам урока:

— Принято считать, что педагогика не столько наука, сколько искусство. Почему?

— Искусство – это Творчество, Талант и Труд. (ТТТ). А педагогика?

kursak.net

Признаки педагогики как науки

Признаки науки

Признаки педагогики

Возникает из потреб­ностей общества.

Для того чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) все новым и новым поколениям. Выделилась об­ласть науки — педагогика как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Имеет свой предмет исследования.

Имеет свой предмет: образовательный процесс.

Имеет собственный категориальный ап­парат.

Имеет свой категориальный аппарат: к числу ос­новных понятий (категорий) относятся образова­ние, развитие, воспитание, обучение.

У каждой науки имеются свои мето­ды исследования.

Наряду с использованием психологических и со­циологических методов в педагогике используют­ся такие методы педагогического исследования, как педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

2. Возникновение и развитие педагогической науки.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации.

Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся от­раслей знания.

Первопричина возникновения всех научных отраслей — по­требности жизни. Наступило время, когда воспитание, обра­зование стали играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медлен­нее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитатель­ных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегре­ческая философия. Виднейшие представители Демокрит (460 — 370 до н.э.), Сократ (469 — 399 до н.э.), его ученик Платон (427 — 347 до н.э.), Аристотель (384 — 322 до н.э. В их трудах разрабо­таны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например, Тертуллиан (160 — 222), Августин (354 — 430), теолог Фома Аквинский (1225 — 1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

Эпоха Возрождения дала миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, в числе которых — итальянец В. Фельтре (1378 — 1446), голландец Эразм Роттердамский (1469 — 1536), французы Ф. Рабле (1494 — 1553) и М. Монтень (1553 — 1592).

Революционные преобразования в науке о воспитании связа­ны с именем великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592 — 1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1657 г.) — одна из первых научно-педагогических книг. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения — например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогичес­кой теории.

Борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713 — 1784), К. Гельвеции (1715 — 1771), П. Гольбах (1723 — 1789), Ж.Ж. Руссо (1712 — 1778).

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педа­гога И. Песталоцци (1746 — 1827).

Немецкий философ И. Гербарт (1776 — 1841) известен значительными теоретическими обобщениями в об­ласти психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений.

Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790 — 1866) пло­дотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811 — 1848), А.И. Герцена (1812 — 1870), Н.Г. Чернышевского (1828 — 1889), Н.А. Добролюбова (1836 -1861). Во всем мире признаны идеи Л.Н. Толстого (1828 — 1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810 — 1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразо­вания дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824 — 1871), совершивший переворот в теории, революцию в пе­дагогической практике.

В педагогической системе К.Д.Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания.

Виднейшими представителями американской педагогики яв­ляются Д. Дьюи (1859 — 1952) и Э. Торндайк (1874 — 1949), прославившийся исследова­ниями процесса обучения, созданием весьма действенных технологий.

Российская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих ис­каниях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878 — 1934), П.П. Блонский (1884 — 1941). Известность педагогике социалистического периода принесли ра­боты Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

А.С. Макаренко (1888 — 1939) вы­двинул и проверил на практике принципы создания и педаго­гического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дис­циплины и воспитания детей в семье.

В.А. Сухомлинский (1918 — 1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи.

studfiles.net

1.Педагогика как наука. Общее понятие.

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово

появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь об-

ширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их при-

общением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык,

читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова —

«педагог» и «педагогика».

Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. По-

этому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть

процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу-

емая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обу-

чения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специаль-

ные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педаго-

гический процесс стал не только предметом специальной организации, но и

предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследо-

вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле-

жат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирова-

ния путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффек-

тивных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в об-

ществе.

Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на

протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитыва-

ет своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагоги-

ку рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с

передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь умест-

но говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогиче-

ским мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление

педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как от-

расль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы вли-

яния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общест-

венного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели,

прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и сис-

темного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией,

философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, вклю-

чающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспита-

ния.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания вхо-

дит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в

качестве педагогической культуры человека.

2. Динамика становления педагогики как науки

studfiles.net