Когда появились правовые нормы – ПРАВОВАЯ НОРМА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Возникновение права и его отличительные признаки

Возникновение права – один из самых сложных вопросов юридической теории. Он являлся предметом дискуссий, как несколько сот лет назад, так и на сегодняшний день. В любом случае каждое из мнений имеет право на существование. Наиболее популярные причины возникновения права вы сможете узнать, прочитав статью.

Первобытный строй

Одной из самых популярных точек зрения является то, что возникновение права произошло ещё в древнюю эпоху первобытнообщинного строя. Считается, что именно в те времена возникли примитивные нормы.

Профессор Малиновский и Сабо считают, что в роли законодателей в данный период был старейшины или вожди. Позже основания возникновения прав доверили церкви, которая и занималась регулированием законодательства.

Научные основы первобытного строя

Возникновение права неразрывно связано с мифами, обрядами, ритуалами — именно здесь прослеживается плавный переход от мононорм, которые представлены в простейшем смысле, к нормам экономики, морали и права.

Уже в период первобытнообщинного строя назревала неолитическая революция в качестве отсекающего рубежа. Благодаря данному понятию начал формироваться принцип историзма. Постулат является основой познания мира человеческого во многих науках, например, в философии, управлении, социологии, и так далее. Данный принцип используется, в том числе, и для изучения права, освещения аспектов его происхождения, выявления новых теорий и так далее.

Основания возникновения прав скрываются в формировании различных объединений, а именно кланов, общин. В связи с эти возникает вполне закономерный вопрос: всегда ли существовало право? Влияет ли наличие общества на его развитие, если сравнивать эту тенденцию с государственным развитием? Ответ кроется в многочисленных теориях, которые имеют место даже сейчас.

Теологическая теория

Возникновение права объясняет теологическая теория. Её последователями являются Фома Аквинский и Аврелий Августин. Данная теория является наиболее древней, а также служит основанием и развитием для других обоснований происхождения норм.

В основу теологической теории положен божественный закон, который был порождён Создателем. Последователи данной теории считают, что нормы права подарил человечеству Господь, как одно из явлений мира. В качестве аргументации авторы используют положения Библии, которые являются законами для всего народа. Кроме того, считается, что возникновение права обусловлено теми заповедями, которые Бог передал Моисею.

Последователи утверждают, что в основе права лежит божественное послание и божественный разум, который управляет миром. На втором месте в теологической теории находится естественный закон, то есть система общественных отношений, которые сложились в результате взаимодействия между людьми.

Разумеется, данная теория не подвергается научной оценке, так как опирается исключительно на факты религии и веры. Достоверных доказательств вышеприведённой теории авторы не смогли привести. Как показывает практика, приверженцами такого мнения являются мусульманские правоведы и учёные западных католических университетов.

Историческая школа

Теории возникновения права представлены огромным разнообразием, среди которых особое место занимает историческая концепция происхождения правовых норм. Последователями мысли являются Савиньи и Гуго. Историческая школа является своеобразным антиподом естественно-правовой теории. Концепция возникла в начале 19 века.

Сущность её заключается в том, что право не является чем-то навязанным, а также не создаётся законодателем, а складывается, исходя из исторического развития. Возникновение и развитие права, исходя из исторической теории, зависит от 2-х категорий лиц: законодателей и правоведов. Задача 1 группы заключается в правильной переработке правовых норм, а также своевременного доведения его до законодателя. Что касается правоведов, то их задача заключается в том, чтобы уловить и выразить настроения народа, изложить мнение в юридических формулах. Кроме того, право считается действенным только тогда, когда оно полностью соответствует общественному развитию.

Стоит отметить, что данная теория обладает определёнными достоинствами и недостатками. С одной стороны, указывается на историческое развитие, которое заложено в формировании всего живого на земле. А с другой, неполно рассматриваются иные аспекты становления юридических норм.

Естественно-правовая теория права

Гуго Гроций и Жан-Жак Руссо являются последователями естественно-правовой теории возникновения права. Они говорят о том, что помимо норм, установленных государством, существует неотъемлемая и естественная часть права, которую породила природа. Естественная теория говорит о том, что присуще каждому человеку от рождения. Даже сейчас современные правоведы разделяют право на две группы: позитивные и естественные права. Эта классификация носит официальный статус благодаря Гроцию и Руссо.

Авторы отмечают, что естественные права обладают приоритетом перед позитивными, так как возникают с рождения, независимо от установленных государством норм. Кроме того, основания возникновения прав теория не объясняет, так как считается, что каждый человек с момента рождения становится обладателем неотъемлемых привилегий.

Регулятивная теория

Причины возникновения права объясняет другая теория – регулятивная. Она характеризуется жесткостью, так как регулятивное направление возникло в азиатских странах, где по сей день установлены жёсткие правовые нормы.

Стоит обратить внимание на то, что жесткие климатические и географические условия, а также необходимая организация военной деятельности породили тоталитарный строй государства. Суть теории заключается в необходимости установления жёсткого порядка всех сфер государственной и общественной жизни.

Как показывает историческая практика, регулирующие нормы необходимы на любом этапе развития человечества, однако возникновение права собственности граждан, государства, личные неимущественные права, уголовное право, а также иные институты и отрасли регулируются исключительно официальной властью страны.

Примирительная теория происхождения

Создателями примирительной концепции считаются Берман и Аннерс. Авторы говорят преимущественно о предназначении права. Берман и Аннерс придерживались мнения относительно того, что юридические нормы имеют место быть только в случае возникновения конфликтных ситуаций. Таким образом, внутри родовой общины право необходимо не для урегулирования общественных отношений, а для разрешения споров.

Возникновение гражданского права, уголовного, а также ряда иных отраслей вполне объясняется марксисткой теорией. Её пропаганда активно велась в Советском Союзе, так как авторами, как можно догадаться, являлись Маркс, Энгельс, Ленин и другие советские правоведы.

Сущность теории заключается в том, что юридические нормы выражают классовый характер и волю господствующего класса. Причём необходимым компонентом здесь является социальный статус и экономическое положение. Стоит отметить, что данная школа обладает большим количеством преимуществ, а именно:

  1. Предоставляет возможность тщательного анализа роли экономических отношений в обществе и их зависимости от правовых норм.
  2. Теория говорит о том, что сложность общественных структур требует наиболее усовершенствованных нормативных регуляторов.
  3. Многие памятники права посвящены отражению воли господствующего класса, а значит, роль данного принципа практически невозможно оспорить.

Однако здесь присутствуют и определённые недостатки: чрезмерное возвышение роли экономики в свете рассмотрения юридических норм, недооценка особенностей культуры, религии государства, а также отсутствие учёта внешнеполитических взаимосвязей с иностранными государствами.

fb.ru

Когда право возникло | juridicheskii.ru

Как возникло право

Этот подход подробно описан и связан с возникновением обменных отношений между людьми и развитием общества. Справедливости ради заметим, что у представителей этого подхода речь идет о возникновении права в его развитых формах, и реализуется такая модель возникновения права не сразу.

Такую оговорку можно найти у Е.Б.

Пашуканиса:

«Если оставить в стороне культуру первобытных народов, где мы вообще лишь с трудом можно выделить право из общей массы социальных явлений нормативного порядка, то даже в средневековой феодальной Европе правовые формы отличаются крайней неразвитостью…»

.

Возникновение права

Право как особая система юридических норм (правил) и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно.

Вместе с тем у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности. Однако существуют в этом процессе и некоторые общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требуют определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.

Теории происхождения права

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга.

Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенци­онное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.

Когда право возникло

Людям всегда был необходим такой регулятор поведе­ния, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо устранять любые конфликты.

И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию, предназна­чение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, цивилизованно.

Необходимым условием существования любого общества яв­ляется регулирование отношений его членов. Социальное регули­рование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное.

Пер­вое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем чле­нам общества (или определенной его части) и не имеют конкрет­ного адресата.

Второе относится к конкретному субъекту, явля­ется индивидуальным приказом действовать соответствующим об­разом.

Когда и почему возникло право

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений [1].

общепризнанного определения права не существует и в современной науке [2][3] . Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

Обратимся к выяснению вопроса о возникновении права как особого регулятора социальной жизни, отличного от морали, религии, нравов и т.

д. Для этого рассмотрим, каким путем выделилось право из первоначальных нераздельных, слитных велений и запретов первобытного общества. I. Авторитарная теория выводит право из простого повеления бога, жрецов или вождя, требовавших известного поведения от членов группы; за неисполнение веления устанавливается кара, за доблестное исполнение — награда.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский.

Согласно его учению, миром управляет божественный разум.

создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Наряду с существованием нескольких теорий происхождения государства существует несколько взглядов (концепций) возникновения. Но в одном практически все ученые сходятся — как социальный институт возникает практически вместе с государством, потому что во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.

Как невозможно существование государства без (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Как мы уже упоминали, в догосударственном обществе существовали социальные нормы.

juridicheskii.ru

ПРАВОВАЯ НОРМА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ПРАВОВАЯ НОРМА — правило поведения общего характера.

Бу­ду­чи раз­но­вид­но­стью со­ци­аль­ных норм, правовая норма об­ла­да­ет все­ми при­су­щи­ми им при­зна­ка­ми. Правовая норма при­ну­ди­тель­на, то есть вы­ра­жа­ет пра­ви­ло по­ве­де­ния, ко­торое объ­ек­тив­но по сво­ему ха­рак­те­ру, до­пус­кая как ис­пол­не­ние, так и на­ру­ше­ние, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в ка­че­ст­ве обя­за­тель­но­го и обес­пе­чи­ва­ет­ся санк­ци­ей. Правовая норма со­ци­аль­на, то есть на­прав­ле­на на ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми и не яв­ля­ет­ся са­мо­ис­пол­ни­мой (тре­бу­ет для сво­его обес­пе­че­ния сис­те­мы спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ных и при­ме­няе­мых санк­ций). Правовая норма вы­ра­жа­ет со­ци­аль­но ти­пич­ные («нор­маль­ные») и со­ци­аль­но эф­фек­тив­ные (по­лез­ные) об­раз­цы по­ве­де­ния, ко­то­рые в си­лу это­го и ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в ка­че­ст­ве при­ну­ди­тель­но обес­пе­чи­вае­мых пра­вил. Кро­ме этих при­зна­ков, об­щих для всех со­ци­аль­ных норм, Правовая норма об­ла­да­ет ря­дом и спе­ци­фических свойств. Правовая норма об­ще­обя­за­тель­на, то есть вы­ра­жа­ет тре­бо­ва­ние, ад­ре­са­ты ко­то­ро­го не пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­ны и оп­ре­де­ля­ют­ся об­щи­ми, ро­до­вы­ми при­зна­ка­ми (гра­ж­да­не стра­ны, долж­но­ст­ные ли­ца, не­со­вер­шен­но­лет­ние, жен­щи­ны, имею­щие де­тей в воз­рас­те до трёх лет, и тому подобное). Об­ще­обя­за­тель­ность правовой нормы про­ис­те­ка­ет из её над­ле­жа­ще­го ус­та­нов­ле­ния (ком­пе­тент­ным ор­га­ном в оп­ре­де­лён­ном ис­точ­ни­ке пра­ва) и обес­пе­чи­ва­ет­ся в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти государственным при­ну­ж­де­ни­ем. Правовая норма пред­став­ля­ет со­бой фор­маль­но оп­ре­де­лён­ное пра­ви­ло по­ве­де­ния; она фик­си­ру­ет аб­ст­ракт­ные, фор­ма­ли­зо­ван­ные мо­де­ли по­ве­де­ния, но вме­сте с тем со­дер­жит до­ста­точ­но кон­крет­ные пред­пи­са­ния, по­зво­ляю­щие чёт­ко оп­ре­де­лять пра­ва и обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков ре­гу­ли­руе­мо­го от­но­ше­ния. Фор­маль­ная оп­ре­де­лён­ность правовой нормы тре­бу­ет её тек­сту­аль­но­го вы­ра­же­ния в том или ином ис­точ­ни­ке пра­ва (как пра­ви­ло, в письменном ак­те, хо­тя су­ще­ст­ву­ют и обыч­но-пра­во­вые нор­мы, не имею­щие письменного за­кре­п­ле­ния).

В за­ви­си­мо­сти от раз­ных сущ­но­ст­ных пред­став­ле­ний о пра­ве (ти­пов пра­во­по­ни­ма­ния) вы­де­ля­ют­ся и иные спе­ци­фические при­зна­ки правовой нормы. Для сто­рон­ни­ков ле­гист­ско­го (эта­ти­ст­ско­го, за­кон­ни­че­ско­го) по­зи­ти­виз­ма основным при­зна­ком правовой нормы яв­ля­ет­ся её ус­та­нов­ле­ние или санк­цио­ни­ро­ва­ние го­су­дар­ст­вом в ис­хо­дя­щем от не­го ак­те и обес­пе­чен­ность государственным при­ну­ж­де­нием. В рам­ках со­цио­ло­гической кон­цеп­ций пра­ва ак­цент де­ла­ет­ся на фак­ти­че­ской реа­ли­зуе­мо­сти правовой нормы; она долж­на быть ле­ги­тим­ной, во­пло­щать­ся в ре­аль­ных пра­во­от­но­ше­ни­ях, обес­пе­чи­вать­ся су­деб­ной и административной за­щи­той. С точ­ки зре­ния ес­те­ст­вен­но-пра­во­вой шко­лы важ­ней­шим при­зна­ком правовой нормы яв­ля­ет­ся её спра­вед­ли­вость, со­от­вет­ст­вие мо­раль­но-нрав­ст­вен­ным или ре­лигиозным пред­став­ле­ни­ям, до­ми­ни­рую­щим в об­ще­ст­ве. В ли­бер­тар­ных ин­тер­пре­та­ци­ях пра­ва правовая норма трак­ту­ет­ся как ме­ра сво­бо­ды уча­ст­ни­ков пра­во­от­но­ше­ний, вы­ра­жаю­щая и за­кре­п­ляю­щая их фор­маль­ное ра­вен­ст­во.

Правовая норма име­ет спе­ци­фическую ло­гическую струк­ту­ру, вклю­чаю­щую три эле­мен­та: ги­по­те­зу, дис­по­зи­цию и санк­цию. Ги­по­те­за — ука­за­ние на ус­ло­вия, при на­ли­чии ко­то­рых сле­ду­ет ру­ко­во­дство­вать­ся дан­ной нор­мой; дис­по­зи­ция — пред­пи­сы­вае­мое нор­мой пра­ви­ло по­ве­де­ния; санк­ция — не­бла­го­при­ят­ные по­след­ст­вия, на­сту­паю­щие в слу­чае на­ру­ше­ния дис­по­зи­ции. Схе­ма­тич­но ло­гическая струк­ту­ра правовой нормы мо­жет быть пред­став­ле­на в ви­де ус­лов­но­го пред­ло­же­ния: «Ес­ли… (ги­по­те­за), то… (дис­по­зи­ция), ина­че… (санк­ция)». Толь­ко един­ст­во всех трёх эле­мен­тов об­ра­зу­ет пра­во­вую нор­му.

Правовая норма все­гда вы­ра­же­на в том или ином нор­ма­тив­ном юри­дическом тек­сте (ис­точ­ни­ке пра­ва в фор­маль­ном смыс­ле). При этом язы­ко­вое вы­ра­же­ние и ор­га­ни­за­ция юри­дических тек­стов прак­ти­че­ски ни­ко­гда пол­но­стью не сов­па­да­ют с ло­гической струк­ту­рой правовой нормы. В кон­крет­ных их фраг­мен­тах (пре­ж­де все­го в стать­ях и пунк­тах за­ко­нов и других нор­ма­тив­ных ак­тов), как пра­ви­ло, бы­ва­ют пред­став­ле­ны лишь отдельных пред­пи­са­ния, об­ра­зую­щие тот или иной эле­мент ло­гической струк­ту­ры пра­во­вой нор­мы.

Раз­ли­ча­ют три спо­со­ба из­ло­же­ния правовой нормы в юри­дических тек­стах. Пря­мой спо­соб пред­по­ла­га­ет пол­ное вос­про­из­ве­де­ние в фраг­мен­те тек­ста (ста­тье, пунк­те) всех эле­мен­тов ло­гической струк­ту­ры правовой нормы. При ис­поль­зо­ва­нии от­сы­лоч­но­го спо­со­ба ука­зы­ва­ют­ся кон­крет­ные ста­тьи, час­ти, пунк­ты оп­ре­де­лён­но­го нор­ма­тив­но­го ак­та, где мож­но най­ти эле­мен­ты ло­гической струк­ту­ры правовой нормы, от­сут­ст­вую­щие в дан­ном фраг­мен­те. При блан­кет­ном спо­со­бе из­ло­же­ния для вос­ста­нов­ле­ния от­сут­ст­вую­щих эле­мен­тов ло­гической струк­ту­ры правовой нормы так­же не­об­хо­ди­мо об­ра­тить­ся к другому нор­ма­тив­но­му ак­ту, но от­сыл­ка к не­му осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в са­мой об­щей фор­ме (например: «На­ру­ше­ние пра­вил тех­ни­ки безо­пас­но­сти на­ка­зы­ва­ет­ся…», «В слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном, …»). Кро­ме то­го, раз­ли­ча­ют аб­ст­ракт­ное (че­рез ука­за­ние на об­щие, ро­до­вые, фор­маль­ные при­зна­ки) и ка­зу­аль­ное (кон­крет­ное, де­таль­ное, си­туа­ци­он­ное) из­ло­же­ние правовой нормы. Аб­ст­ракт­ный спо­соб из­ло­же­ния правовой нормы ха­рак­те­рен для нор­ма­тив­ных ак­тов, ка­зу­аль­ный — для су­деб­ных и административных пре­це­ден­тов.

Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных клас­си­фи­ка­ций правовых норм. Все они в дос­та­точ­ной ме­ре ус­лов­ны. По от­рас­ле­вой при­над­леж­но­сти (по пред­ме­ту пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния) вы­де­ля­ют нор­мы кон­сти­ту­ци­он­но­го, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го, гра­ж­дан­ско­го, уго­лов­но­го и тому подобное пра­ва. В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра дис­по­зи­ции раз­ли­ча­ют за­пре­щаю­щие, обя­зы­ваю­щие и упра­во­мо­чи­ваю­щие правовые нормы. Спе­ци­фи­ка ис­поль­зуе­мо­го ме­то­да пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния по­зво­ля­ет го­во­рить об им­пе­ра­тив­ных (од­но­знач­но пред­пи­сы­ваю­щих кон­крет­ный ва­ри­ант по­ве­де­ния) и дис­по­зи­тив­ных (пре­дос­тав­ляю­щих воз­мож­ность для вы­бо­ра ва­ри­ан­та по­ве­де­ния) правовых нормах. По сфе­ре дей­ст­вия раз­ли­ча­ют правовые нормы об­щие и спе­ци­аль­ные, пред­став­ляю­щие со­бой ис­клю­че­ние, изъ­я­тие, ча­ст­ный слу­чай об­щих (например, правовые нормы, оп­ре­де­ляю­щие осо­бен­но­сти при­вле­че­ния к уго­ловной от­вет­ст­вен­но­сти отдельных ка­те­го­рий лиц — не­со­вер­шен­но­лет­них, де­пу­та­тов, су­дей). Из­вест­ны и так называемые не­ти­пич­ные нор­ма­тив­ные пред­пи­са­ния — нор­мы-прин­ци­пы, нор­мы-оп­ре­де­ле­ния.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

 

w.histrf.ru

Правовой обычай — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2013; проверки требуют 35 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2013; проверки требуют 35 правок.

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Значительную роль правовой обычай играет в международном праве в форме неписаных норм международного права.

ru.wikipedia.org

что это такое? :: SYL.ru

Любое общество на определённом этапе своего существования требует того, чтобы имеющиеся отношения были упорядочены. Правовые нормы как раз выступают одним из инструментов для такого порядка и регулирования. Нормы складываются, когда в определённых ситуациях люди повторяют одни и те же действия. При этом требования к качеству актов правового характера повышается с ходом времени в связи с тем, что усложняются сами отношения в обществе.

О признаках и основных понятиях

Как уже говорилось, любые отношения требуют регулирования. Несмотря на это, правовые нормы появились не так давно. Только развитие института государства позволило появиться именно такой форме регуляции. Нормы права отличаются тем, что являются обязательными для всех правилами поведения в обществе. Их нарушение влечёт за собой ответственность юридического характера.

О структуре этого понятия

Структура такого явления складывалась постепенно, лишь спустя определенное время. Правовые нормы обладают структурой, которая всегда характеризуется большим значением для общества. Кроме того, в любой правовой норме обязательным элементом становится её содержание. Это правило поведения, которое и устанавливается нормой.

Некоторые разновидности норм

Конечно, как и в любой другой системе регулирования отношений, в системе правовых норм можно встретить определённые группы элементов, которые существуют в зависимости от регулируемых ими отношений, их уровня и сложности. Например, муниципально-правовые нормы. Это свод правил, которые обычно действуют в сфере местного самоуправления. Но нормы этой группы тесно и неразрывно связаны с другими отраслями, о чём никогда не стоит забывать.

Особенности права муниципального характера

Для такого явления, как правовые нормы этой группы, характерно то, что в нашей стране данное понятие сложилось совсем недавно. Наиболее универсальной среди классификаций правовых норм считается классификация, построенная в зависимости от их связи с государственной властью. В данном случае правовые нормы представлены следующими видами: акты правосудия, управления и законодательства. Это деление учитывает виды власти, которые участвуют в принятии норм и законов. При этом каждый вид норм внутри большой группы может быть разделён более детально.

Дополнительная информация

Муниципальное право также отличается тем, что всегда в нём особую роль играли гарантии. Конечно, меньшие по размеру субъекты Российской Федерации всё равно должны выполнять те законы и правила,  которые действуют на территории всей страны. Но правовые нормы – это не инструмент для ограничения прав местного самоуправления, которыми оно наделено также по действующему у нас законодательству. Кроме того, в муниципальном праве нет метода регулирования или установки правил, который можно было бы назвать основным. Можно сказать, основой для работы этой системы становится некоторый синтез методов и способов воздействия на разные ее элементы.

www.syl.ru

Норма права — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Но́рма пра́ва — форма выражения права; общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное силой власти. Нормы права и статьи закона не всегда совпадают (например, в статьях Конституции не сформулированы санкции), но они содержатся в других нормативных актах, конкретизирующих положения Конституции.Для правовой нормы характерны следующие признаки:
— исходит от государства и официально выражает его волю;
— имеет общеобязательный характер: предписывает определенный вид действий, выполнение которых обеспечивается силой государства;
— имеет конкретное формальное выражение в нормативных актах;
— служит инструментом регулирования общественных отношений;
— закрепляет права и обязанности участников общественных отношений;
— взаимосвязана с другими правовыми нормами, не вступает в противоречие с нормами морали и нравственности;
— действует постоянно (в рамках, определенных соответствующим нормативным актом), регулирует типичные отношения (нет направленности на конкретного человека), исполняется многократно.Совокупность норм права, регулирующих однородные отношения, образует отрасль права (гражданское, уголовное право).
В зависимости от отраслей права различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного права.
Формой закрепления норм права являются нормативные правовые акты (закон, указ, постановление). Нормы права, закрепленные в законах, являются законодательными нормами права.

Норма права включает в себя структурные элементы, которые раскрывают механизм ее действия. В состав нормы права входят гипотеза, диспозиция и санкция.
1) Гипотеза (предположение) — указание на конкретные обстоятельства, при которых норма вступает в действие. Выделяют простую гипотезу, которая предполагает одно условие реализации юридической нормы, и сложную гипотезу, которая связывает данную норму с наличием двух или более условий.
2) Диспозиция (распоряжение) — правило поведения, которое составляет смысловую суть нормы, указывает на права и обязанности субъектов.
Выделяют три вида диспозиций:
— управомочивающие, т. е. предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определенным образом;
— обязывающие, т. е. предписывающие обязательное совершение определенных действий;
— запрещающие, т. е. устанавливающие запрет на совершение определенного вида действий.
3) Санкция (взыскание) — элемент нормы права, предусматривающий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае неисполнения предписанной диспозиции.

megabook.ru

Норма права

48

Глава тринадцатая. НОРМА  ПРАВА  

Понятие нормы права и  ее признаки. Структура  нормы права. Отличие  нормы права от индивидуальных правовых предписаний. Способы  изложения правовых норм в нормативно-правовых актах. Виды и классификация  норм права.

Подыскивая  образное сравнение для нормы  права, я подумал, что, пожалуй, самым  точным будет представление об этом социальном явлении как о первичной  клеточке или как об атоме правовой системы, если использовать биологическую  и физическую терминологии.

Действительно, норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой  основе конкретно-регулятивною воздействия  права на общественные отношения. Совокупность, система определенных норм формирует  определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.

В свою очередь норма имеет сложную  структуру, прежде всего ядро – правило  поведения, вокруг которого «вращаются»  ее элементы, появляются ее признаки. Норма  права может видоизменяться, делиться, укрупняться, и ее не так-то просто «извлечь»  из той словесной оболочки, в которую  она окутана в процессе своего появления на свет, где бушуют социальные страсти, политические баталии, словом, на свет общественной жизнедеятельности.

Но это  все эмоциональный, образный подход к норме права. А рациональный?

Начнем  с определения. Норма права –  это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

Это одна из реальных разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими  социальными нормами общность их предназначения. Они регулируют общественные отношения в том смысле, о котором  шла речь выше в теме о социальных регуляторах, т.е. устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований – от государства  до различных социальных групп. Норма  права, как и другие социальные нормы, – это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между  индивидами, веер возможностей при  выборе тех или иных вариантов  поведения. Но норма права это  также и четко обозначенный канал  правил поведения, упорядочивающих, стабилизирующих  соответственные общественные отношения  и состояния.

Вместе  с тем норма права – это  и особая социальная норма, имеющая  свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

Генетически норма права появляется, как отмечалось, в итоге «неополитической революции» для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием  городов-государств и других видов  государственности, новых форм семейно-брачных  отношений, духовной и социальной жизни  раннеклассовых обществ и т.п. И  по содержанию, и по форме норма  права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей  формальной определенностью, четкой письменной фиксацией и, – что, может быть, самое главное, – возможностью государственного принуждения для обеспечения  исполнения.

Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности, обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся, встречающиеся социальные процессы, причинно-следственные связи, образцы  поведения. Норма права – это  правило не только для единичного случая, но для всей органической суммы  таких однотипных случаев. И в  этом заключается ее большая социальная ценность.

Появляясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и  социально важных процессов общественного  бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально  ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти  процессы, устанавливает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое. Поэтому-то нормативное  содержание права, появление норм права  – это большое культурное завоевание человечества, элемент цивилизации.

Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ учета результатов  труда и их распределения, норма  права распространила свое действие и на политические, социальные структуры  общества, переплелась, как нити на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал  формирования и осуществления государственной  власти и т.п.

Норма права еще и потому создает  социально-равновесное состояние, что  у каждого из индивидов формирует  ожидание соответствующего поведения  другого члена общества, т.е. предсказуемое  поведение, которое позволяет строить  и свое поведение, и свое отношение  к другому члену общества.

И социальная ценность нормы права заключается  как раз и в том, что создавая эту психологическую установку  индивида, она формирует социально  устойчивое общественное состояние. Иными  словами, норма права еще и  потому завоевание культурного развития человечества, что, регулируя поведение  своих конкретных адресатов в  типичных случаях, она также формирует  у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношения.

Отсюда  и возмущение и даже изумление  у нормального члена общества, когда ему приходится сталкиваться с нарушением нормативно определенного  и ожидаемого поведения, когда появляются такие социальные состояния, которые  определяются как правонарушения, особенно преступления, «беспредел» и т.п.

Любопытны взгляды на норму нрава древнеримских  юристов, стоявших две тысячи лет  у истоков зарождения этого нового явления в жизни общества –  нормативного регулирования.

Так, Помпоний утверждал: следует устанавливать  права, как сказал Феофат для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. Ему вторил Павел: законодатели обходят, как сказал Феофат, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.

А вот  высказывание Цельса: права не устанавливаются  исходя из того, что может произойти  в единичном случае. Мнение Ульпиана: права устанавливаются не для  отдельных лиц, а общим образом.

Словом, норма права – это обобщение, социально-правовая типизация тех  или иных общественных отношений, состояний.

Подчеркну, что хотя норма права это и  элемент, клеточка права в целом, но само право как целостный социальный институт – это не просто механическая сумма, совокупность, система норм права. Целое, как уже отмечалось, и право  в том числе, приобретает и  иные характеристики, чем просто сумму характеристик своих элементов, своих норм права в данном случае.

Поэтому так методологически важно углубиться в структуру права и выделить признаки норм права, структуру нормы  права, а также сопоставить эти  характеристики с характеристиками права в целом, как обособленного  социального института. К признакам  правовой нормы относят, прежде всего, ее общеобязательность. Норма права  – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного  предписания. Неважно, касается ли это  создания условий для того или  иного способа жизнедеятельности, т.е. для возможного, дозволенного поведения, или же это направлено на строго и четко обозначенное обязательное поведение.

Закон гласит – и его адресатам следует  исполнять государственно-властное предписание.

Но надо обратить внимание и на то, что признак  общеобязательности предполагает и  учет юридической силы соответствующей  нормы права, т.е. ее места в системе, иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся  в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет  норма права вышестоящего нормативно-правового  акта.

Так, высшую юридическую силу всегда имеют нормы  конституции – основного закона. Это позволило Г. Кельзену сформулировать идею основополагающей нормы, лежащей  в основе правотой системы.

Отмечу, что печальное, порой тупиковое  состояние возникает, когда появляются противоречивые нормы права в  двух законах, имеющих одинаковую юридическую  силу. Например, два закона, регламентирующих избирательную кампанию в России в 1995 году, содержали нормы, одна из которых предписывала кандидату  в депутаты обязательно оставлять  на период кампании свою должность, а  вторая – устанавливала, что это  кандидат может делать по своему усмотрению.

В этих случаях приходится осуществлять историческое толкование закона, обращаться в Конституционный  суд за разъяснением, использовать иные механизмы – об этом чуть ниже, в теме о реализации права.

Следующий признак нормы права – ее неперсонифицированность. Такое ее свойство вытекает из кибернетическою  знания о существовании в природе  двух видов сигналов, импульсов поведения. Один сигнал – это целенаправленная информация конкретному адресату, получателю сигнала. В обществе – это сигналы  конкретному гражданину, члену общества с оценкой его поведения, с  конкретным предписанием и т.д.

Второй  тип – это сигнал тому, к кому это относится. Если опять же прибегнуть к образному сравнению, то можно  представить себе озерцо со всякой живностью, например с лягушками. Первый тип сигнала об опасности –  это сигнал, когда какой-нибудь камешек  бросают в конкретную лягушку (ну, есть такие привычки у детей), второй – когда камешек бросают в  центр озера. Это сигнал об опасности  тем, к кому он относится. Мол, берегитесь, появился «царь природы». Или сигнал на лекции: «тише». Он относится к  тем, кого касается, в отличие от замечания конкретному студенту. В правовых нормах для обозначения  ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами. Испанское законодательство, например, указы короля Хуана Карлоса  часто обращены к «испанцам, которые  слышат и понимают своего короля».

Формальная  определенность – еще один важный признак правовой нормы. Об этом уже  шла речь выше. Но здесь важно  подчеркнуть, что это свойство позволяет  не только выделять норму права из словесной оболочки того или иного  источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, ее участниками, словом, реализовывать то самое воздействие, которое соответствующее правило оказывает на конкретный вид общественного отношения.

Формальная  определенность нормы права также  появилась в процессе тысячелетнего  развития права, характеризует социальную ценность права; позволяет оперировать  с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества. И как бы ни упрекали юристов в  том, что они формалисты, «законники»  и вместо того, чтобы учитывать  дух закона, они, де, приверженцы  буквы закона и потому просто крючкотворы, весь социально-правовой опыт человечества свидетельствует о полезности именно такого подхода к норме права, о приоритете буквы закона над  субъективно толкуемым духом  закона, о недопустимости подмены, а  то и замены целесообразностью законности.

Это, разумеется, не простой вопрос, учитывая динамику права, изменение и развитие правовых норм. Однако, когда речь идет о теоретически выделяемых признаках нормы права, ее формальная определенность оказывается  и теоретически правильным, и практически  полезным признаком.

Формальная  определенность характеризуется еще  и тем, что норма права выражена, как правило, в письменной форме. Появление письменности шло в  параллель с появлением правовых норм. В древности сначала символическое, а затем и буквенное обозначение  принадлежности тех или иных товаров  тому или иному купцу (в частности  первоначально использовались печати, которые накладывались на амфоры, кувшины, мешки и т.п. тару, в которой  перевозились, продавались товары, прежде всего, зерно) постепенно становилось  письменным способом общения. Письменность стала использоваться для посвящения тех или иных жертв божествам, для учета знамений, выражения  предсказаний и их последствий, для  царских посвятительных надписей, содержащих своеобразные правовые нормы и т.п. Клинопись у шумеров в Вавилоне служила не только для фиксации законов, например знаменитая стела Хаммурапи  с его «кодексом законов», но и  для учета судебной практики. В  городе-государстве Лагаш археологи  раскопали корзины, в которых  содержались записи всех дел, которые  рассматривал суд города Лагаша во втором тысячелетии до н.э.

stud24.ru