Когда и почему возникла социология – Предпосылки и причины возникновения социологии. Вклад о. Конта в развитие социологии. Натуралистическое и психологическое направления социологии.

Содержание

Почему возникла социология?

Количество просмотров публикации Почему возникла социология? — 218

Введение в дисциплину ʼʼСоциологияʼʼ. История становления и развития социологии.

Лекция 1

В научный обиход понятие ʼʼсоциологияʼʼ было введено в 1839 ᴦ. Огюстом Контом. Он сделал это с целью ʼʼиметь возможность обозначить одним словом ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениямʼʼ.

К этому времени в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоретических изменений, которые и способствовали появлению социологического знания.

К серединœе XIX в. потребности общественного, научного, цивилизационного, человеческого и т.д. развития требовали новых подходов к объяснению окружающего мира. Ведь шел процесс становления и укрепления прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного раба

, гражданского общества вместо нормативного порядка феодального устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. И в ответ на эти потребности возникает социология.

Предпосылки возникновения социологии как науки можно условно разделить на две группы:

1. Исторические предпосылки:

Что же и когда произошло с обществом, что заставило людей усомниться в незыблемости их бытия, пробудило поиски принципиально новых факторов общественного развития, новых интерпретаций поведения человека, которые в итоге привели к зарождению и становлению социологии как самостоятельной науки?

· Великая Французская революция 1789 ᴦ. Революция, провозгласив идеалы всœеобщей свободы и равенства, братства и счастья, устранила от власти помещиков-феодалов. Вместе с тем она разрушила средневековое сословно-монархическое устройство, социально значимые формы поведения, закрепленные в традициях. Непредвиденными последствиями тому стало утверждение не виданных ранее морально-этических норм – на смену ценностям Царства Божия приходили ценности благосостояния, жажды власти и славы, комфорта и удовольствий. В этих условиях поведение масс людей как богатых, так и бедных стало направляться страстями и вожделœениями. В беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы, распространяются деструктивные действия и хаос. Французская революция изначально подпитывалась теоретиками Просвещения их верой в силу человеческого разума, который-де способен устроить жизнь всœех людей ко всœеобщему благополучию. Эти радужные иллюзии сменяются как скепсисом, так и осознанием крайне важно сти новых подходов к анализу общества.

· Промышленная революция. Индустриальная революция основывалась на передовых достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Но не только это. Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший всœе сферы общественной жизни. Его характерными особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация, невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, которые становятся повсœедневными. Строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные миграционные потоки. Множество крестьян покидали свои земельные наделы и отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферу сельскохозяйственной деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения. Возникает и быстро растет слой управленческой бюрократии, а с ним и рационализируются капиталистические производственные отношения. Но ещё в течение длительного периода времени это приводило к благополучию лишь небольшого числа собственников, в то время как подавляющее большинство людей подвергалось нещадной эксплуатации.

· Радикальные изменения в ментальности. Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что ими создаваемая новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственным целям через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Οʜᴎ институционализируются посредством повсœеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых- естествоиспытателœей расшатываются метафизические представления о мире. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес метафизики и по образу и подобию естественных наук. Мировосприятие, прежде всœего у ученых становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всœеобщей свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники,

зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принœесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе жизни и поведении людей. Вместе с тем, обрело институционализацию право на религиозное и политическое несогласие.

Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.

2. Научно-теоретические предпосылки:

· Естествознание перестает быть собирательной наукой. Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телœескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества, что непосредственно сказалось на философии того времени, сделавшей громадный шаг в осмыслении мира, общества и науки.

· Развитие философских попыток объяснения общественного устройства. Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.

· Формирование идеи общества;

· Формирование идеи социального закона (закона прогресса).

Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, ᴛ.ᴇ. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции. В серединœе XVIII в. начала зреть рационалистическая теория прогресса. В корне этого прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, техники, искусства.

Три базовых закона социального развития:

1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер.

2) в его базе лежит рост знания, прежде всœего, научного, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ практически реализуется в развитии техники и промышленности.

3) общество в своем развитии совершенствуется, ᴛ.ᴇ. в нем действует закон прогресса.

· Формирование идеи метода.

В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам «учености» в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание «естественной» науки. «Естественное» при этом понималось как

рациональное, основанное на разуме. Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: антителœеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конструированию объекта͵ тесная связь научной и практической методологии). Это был прообраз будущей социологии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, ᴛ.ᴇ. знания о неизменных естественных законах, прежде всœего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединœения этих идей и родилась новая наука – социология.

referatwork.ru

Вопрос № 2. Причины возникновения социологии как самостоятельной науки.

Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание ткачей во Франции, ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Эти проблемы остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии –

марксизм. Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Это привело к урбанизации. Это, в свою очередь, вело к росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим формировалась новая прослойка общества – средний класс,который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок

. Возрастало число общественных движений, выступающих за социальные реформы.

В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и увеличили угрозу жизни самого человеческого общества. В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем.До появления социологии на обозначенные выше вопросы пыталась ответить религия, однако научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Буржуазное общество ощутило потребность в науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы. Такой наукой и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе.

Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития социологии.

Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие:

  • сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;

  • развитие капиталистических отношений;

  • географические открытия;

  • законы, сформулированные в естествознании;

  • технические изобретения;

  • высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

  • повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве

Социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после социалистической революции 1917 года до начала перестроечных процессов.

studfiles.net

Почему возникла социология? | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Введение в дисциплину «Социология». История становления и развития социологии.

Лекция 1

В научный обиход понятие «социология» было введено в 1839 г. Огюстом Контом. Он сделал это с целью «иметь возможность обозначить одним словом ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям».

К этому времени в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоретических изменений, которые и способствовали появлению социологического знания.

К середине XIX в. потребности общественного, научного, цивилизационного, человеческого и т.д. развития требовали новых подходов к объяснению окружающего мира. Ведь шел процесс становления и укрепления прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного раба, гражданского общества вместо нормативного порядка феодального устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. И в ответ на эти потребности возникает социология.

Предпосылки возникновения социологии как науки можно условно разделить на две группы:

1. Исторические предпосылки:

Что же и когда произошло с обществом, что заставило людей усомниться в незыблемости их бытия, пробудило поиски принципиально новых факторов общественного развития, новых интерпретаций поведения человека, которые в итоге привели к зарождению и становлению социологии как самостоятельной науки?

· Великая Французская революция 1789 г. Революция, провозгласив идеалы всеобщей свободы и равенства, братства и счастья, устранила от власти помещиков-феодалов. Вместе с тем она разрушила средневековое сословно-монархическое устройство, социально значимые формы поведения, закрепленные в традициях. Непредвиденными последствиями тому стало утверждение не виданных ранее морально-этических норм – на смену ценностям Царства Божия приходили ценности благосостояния, жажды власти и славы, комфорта и удовольствий. В этих условиях поведение масс людей как богатых, так и бедных стало направляться страстями и вожделениями. В беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы, распространяются деструктивные действия и хаос. Французская революция изначально подпитывалась теоретиками Просвещения их верой в силу человеческого разума, который-де способен устроить жизнь всех людей ко всеобщему благополучию. Эти радужные иллюзии сменяются как скепсисом, так и осознанием необходимости новых подходов к анализу общества.

· Промышленная революция. Индустриальная революция основывалась на передовых достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Но не только это. Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший все сферы общественной жизни. Его характерными особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация, невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, которые становятся повседневными. Строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные миграционные потоки. Множество крестьян покидали свои земельные наделы и отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферу сельскохозяйственной деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения. Возникает и быстро растет слой управленческой бюрократии, а с ним и рационализируются капиталистические производственные отношения. Но ещё в течение длительного периода времени это приводило к благополучию лишь небольшого числа собственников, в то время как подавляющее большинство людей подвергалось нещадной эксплуатации.

· Радикальные изменения в ментальности. Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что ими создаваемая новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственным целям через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых- естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес метафизики и по образу и подобию естественных наук. Мировосприятие, прежде всего у ученых становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию право на религиозное и политическое несогласие.

Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.

 

2. Научно-теоретические предпосылки:

· Естествознание перестает быть собирательной наукой. Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества, что непосредственно сказалось на философии того времени, сделавшей громадный шаг в осмыслении мира, общества и науки.

· Развитие философских попыток объяснения общественного устройства. Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.

· Формирование идеи общества;

· Формирование идеи социального закона (закона прогресса).

Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции. В середине XVIII в. начала зреть рационалистическая теория прогресса. В основе этого прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, техники, искусства.

Три основных закона социального развития:

1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер.

2) в его основе лежит рост знания, прежде всего, научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности.

3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса.

· Формирование идеи метода.

В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам «учености» в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание «естественной» науки. «Естественное» при этом понималось как рациональное, основанное на разуме. Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: антителеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конструированию объекта, тесная связь научной и практической методологии). Это был прообраз будущей социологии.

Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука – социология.

refac.ru

это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие

Слово «социология» происходит от латинского «societas» (общество) и греческого слова «hoyos» (учение). Из этого следует, что социология — это наука, изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.

Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие «социология» в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт — человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его — 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология — это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 — начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни — 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Институционализация социологии в России

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология — это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: эмпирические исследования, специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская теория развития общества. То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал социологию марксизма от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала Герберту Спенсеру (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей — политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Теории конфликтов

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название — теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его — движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Г. Зиммель. Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник — власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово «интеракция» переводится как «взаимодействие»). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания — ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология — наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир — сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации — идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология — это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель — осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает «Вестник Института социологии» — научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление «социология».

fb.ru

Почему социология как наука возникает в середине XIX века? — Мегаобучалка

Геннадий Иванович Козырев

Социология: 100 вопросов – 100 ответов

 

 

Геннадий Иванович Козырев

Социология: 100 вопросов – 100 ответов

 

Предисловие

 

Учебное пособие представляет собой курс социологии в вопросах и ответах, рассчитанный на студентов всех специальностей. Широкий диапазон тем, общая доступность, простота и компактность изложения могут оказать существенную помощь в процессе самостоятельного изучения курса социологии, а также в подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

Структура пособия, количество представленных тем и последовательность их изложения соответствуют рекомендуемым Министерством образования и науки учебно‑методическим программам и отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Социология».

Однако при использовании данного пособия необходимо учитывать следующие обстоятельства: если для студентов технических и иных вызов, в которых социология является не профильным предметом и изучается в ограниченных объемах, предлагаемое пособие можно использовать в качестве основного теоретического материала, то для студентов гуманитарных и иных вузов, где социология изучается как один из профилирующих предметов, пособие может быть использовано как дополнительный информационно‑справочных материал.

Особую помощь учебное пособие может оказать студентам при подготовке к экзаменам, зачетам и семинарским занятиям в условиях ограниченного времени. Специфика пособия состоит в том, что его структура представляет собой своего рода «справочник». в котором легко найти необходимый (заданный) вопрос и краткий, изложенный в доступный форме ответ.

При составлении пособия учитывались также интересы студентов, которые проявляют особый интерес к определенным темам курса социологии. Поэтому значительное внимание уделяется таким актуальным темам, как «Социальное действие и взаимодействие», «Социальные процессы и изменения», «Социальное управление», «Социальные конфликты», «Социология культуры», «Социология семьи и брака» и др.



Все представленные темы (ответы на вопросы) опираются на необходимую теоретическую базу и многолетнюю практику преподавания социологии в различных московских вузах, а четкие, лаконичные формулировки определения основных терминов, понятий и явлений, значительно упрощают процесс усвоения материала. Каждая глава пособия заканчивается списком рекомендуемой литературы, предназначенной для более углубленного изучения темы. В конце пособия приводятся тесты для проверки знаний по всему курсу.

В настоящее время в нашем обществе происходят сложные социально‑политические процессы и изменения. В эти процессы активно вовлекается молодежь, которая не всегда в полной мере понимает суть происходящих социальных явлений и становится объектом манипуляции недобросовестных политиков и общественных деятелей. Поэтому данное учебное пособие может быть рекомендовано не только студентам, изучающим социологию, но и всем интересующимся социальными проблемами общества.

 

Тема I

История развития социологической мысли

 

Почему социология как наука возникает в середине XIX века?

 

Именно в XIX в. в обществе (имеются в виду наиболее развитые страны Европы и США) начинает ощущаться насущная потребность в новой социальной науке с ее особыми методами исследования. Причина такой «востребованности» заключается в том, что в первой половине XIX в. процесс становления и развития гражданского общества получает значительное ускорение. В обществе возникают новые социальные общности, новые социальные институты, новые социальные отношения и способы социального взаимодействия. Для объяснения всех этих новых явлений и потребовалась новая социальная наука.

Если на вопрос отвечать более подробно, то необходимо выделить наиболее важные причины (факторы) возникновения социологии: экономические, политические, гносеологические (научно‑познавательные), социальные.

Экономические причины. В результате промышленной революции (XVII–XVIII вв.) к началу XIX в. в экономической сфере развитых европейских стран и США утвердились буржуазные (рыночные) отношения. Рынок и свободная конкуренция по сути представляют собой институты демократии в экономической сфере. Если в условиях феодализма экономические отношения между различными классами и сословиями строились на основе внеэкономической зависимости (например, помещик – крепостной), то рыночные отношения предполагают равенство всех участников экономического процесса.

Политические причины. В первой половине XIX в. в странах Западной Европы и США происходит становление демократических форм политического правления, основанных на Конституции. В 30‑е годы в Англии и США (а позже и в некоторых других странах) начинают проводить всеобщие политические выборы в парламент; появляются современные массовые политические партии и общественные движения; все члены общества получают формально равные права, т. е. становятся гражданами.

Гносеологические факторы (причины). Возникновение социологической науки было подготовлено всей многовековой историей развития социальной мысли. Уже в Античные времена и в эпоху Средневековья высказывались и обосновывались многие значимые социальные идеи и понятия. Социально‑философские концепции Нового времени и эпохи Просвещения позволили освободить социальные идеи от религиозных догм, разграничить такие понятия как индивид, общество, государство и выделить общество и личность в качестве самостоятельных объектов исследования. Непосредственные предшественники возникновения социологии – Ф. Бекон, Ж. – Ж. Руссо, Сен‑Симон, А. Кетле и др. – подготовили значительный теоретический и эмпирический базис для создания социологии, который сумел обобщить О. Конт.

Социальные причины. Все многообразие экономических, политических, гносеологических и иных факторов способствовало тому, что к середине XIX в. во многих странах Западной Европы и США в общих чертах сформировалось гражданское общество. С возникновением и развитием гражданского общества значительно возрастает географическая и социальная мобильность людей, появляются новые социальные институты, изменяется социальная структура общества, накапливаются социальные факты, которые уже не укладываются в объяснения, предлагаемые существовавшими теориями. Чтобы объяснить сущность происходящих перемен, требовались новые теоретические и методологические подходы.

 

megaobuchalka.ru

Глава 3: Как возникла социология

Социология как размышление человека над возникающими в процессе жизни различными

взаимоотношениями существовала, конечно, уже на самой заре истории. Так,

например, Аристотель описывал политические процессы своего времени, опираясь на

теорию всеобщих социальных отношений. Арабский философ XIV века Ибн Хальдун тоже

может считаться одним из первых социологов. В течение долгого времени теории

общественных отношений состыковывались с религиозными или астрологическими

подходами.

Однако возникновение той науки, которую мы сегодня называем социологией,

относится к началу распада средневековья и переходу к новому времени, т.е. к XV

— XVI векам. В это же время зародилось и современное естествознание, основанное

на нерелигиозном подходе к изучению природы и связанное в первую очередь с

именами Коперника, Ньютона, Галилея и др. Произошли также глобальные

экономические и политические изменения — сначала расширение торговли, а затем

возникновение современных национальных государств. Эти явления анализировались

радикальными философами в нерелигиозных терминах. В процессе секуляризации

мышления закладывались основы того, что впоследствии стало социологией.

Понятие «общество» со временем несколько изменило свое содержание. Раньше оно

обозначало нечто вроде того, что сегодня мы называем «компанией» — некоторое

количество людей, встречающихся и обменивающихся мыслями по определенному кругу

интересующих их тем. Это первоначальное значение еще сохраняется в английском

«society», немецком «Gesellschaft» и французском «societe». В XVIII веке

началось отделение «королевской власти», или «государства», от «гражданского

общества». Задаваясь вопросом, почему люди присоединяются к тем или иным

компаниям, можно поставить аналогичный вопрос о том, почему люди соединяются в

общество. В эпоху Просвещения вопрос считался спорным. Некоторые полагали, что

общество образовалось в принудительном порядке, в результате действий

какого-нибудь короля, завоевавшего данную местность и подчинившего себе ее

обитателей. Другие, напротив, считали, что общество образовалось вследствие

заключения Людьми «общественного договора» друг с другом и с правителем, чтобы

иметь возможность сотрудничать в торговле и быть защищенными от врагов. Если

властитель нарушал подобный «контракт» и поворачивался против своего народа, его

следовало сместить. Это положение было очень важно для легитимизации

повстанческих движений того времени.

Одновременно возникло другое важное понятие: «индивид». Это латинский перевод

греческого слова «атом», что означает «неделимый». Раньше считалось, что

общество состоит из разных сословий и каждый человек должен принадлежать к тому

сословию, в котором он был рожден. Утверждалось также, что пытаться изменить

этот социальный порядок — грех, поскольку он установлен божественным

предопределением. Примерно в то же самое время, когда учение Эмпедокла о

возникновении всего сущего из различных комбинаций четырех первооснов — земли,

воды, воздуха и огня — начало сменяться мыслью о том, что материя в своей основе

состоит из комбинаций похожих друг на друга атомов, зародилось мнение, что

общество, по сути, состоит из отдельных индивидов. Стало укрепляться

представление, что люди не рождаются неравными — неравными делают их

общественные (феодальные) отношения. Французский философ-просветитель Руссо

писал: «Человек рожден свободным, однако повсюду мы видим его в оковах».

Американская Декларация независимости 1776 года уже в первых абзацах содержала

утверждение: «Все люди созданы равными…» Поэтому понятие индивида выражало

также новый взгляд на человека и его место в обществе.

В феодальные времена жизнь каждого человека определялась по большей части тем,

из какой он семьи или рода, принадлежавшими ему земельными владениями или его

собственной принадлежностью к определенному цеху или гильдии. Большинство

населения едва ли можно было отнести к «свободным индивидам». Миграционная и

социальная мобильность были ничтожно малы и приобрели социально значимый

характер только в конце данного периода. Обычно же умирали в том самом месте,

где родились, наследовали ремесло своих предков и следовали уставам гильдии или

цеха, к которому принадлежали.

Расшатывание феодальных устоев повлекло за собой, помимо всего прочего, усиление

социальной и географической подвижности. Все большее количество людей приходило

к пониманию относительности различных социальных отношений. Когда возникли нации

и государства, появилось также, хотя и с некоторым запозданием, понятие

«общество», обозначавшее традиционные законы, обычаи и правила, соблюдавшиеся

людьми в то время как понятие «индивид» обозначало отдельного человека, от

природы наделенного такими неоспоримыми правами, как право на благополучие и

возможность добиваться своего счастья. Уже в те времена взаимоотношения между

«обществом» и «индивидом» воспринимались как весьма проблематичные.

Этот тип общества, порожденный промышленной революцией в Англии, политической и

социальной революцией во Франции, и стал источником нового образа мышления,

получившего название «социология». По мере усиления индустриализации все больше

начинала привлекать к себе внимание проблема увеличения количества «неимущих

тружеников». Многие радикалы той эпохи желали дальнейшего развития и доведения

до конца Великой французской революции; создавалось множество моделей общества,

в которых предполагалось торжество политической и социальной демократии. Анализ

различных аспектов этой проблемы постепенно приводил к возникновению новой

научной дисциплины — социологии.

Возникла она во Франции, сотрясаемой в течение долгих лет, начиная с 1789 года,

социальными и политическими волнениями. Революции и контрреволюции сменяли друг1

друга. Политические заговоры постоянно угрожали новыми переворотами. Одним из

тех, кого волновала нестабильность французского общества и кто пытался создать

концепцию правового общества, был граф Анри Сен-Симон (1760-1825). Он исследовал

отношения в современном ему обществе и попытался создать теорию того, что

порождает социальные беспорядки. Постепенно он пришел к мысли, что старые,

дореволюционные институты, такие, как церковь, король, привилегированное

дворянство, больше не в состоянии управлять жизнью людей, а в новом обществе еще

не успели развиться новые действующие институты. Эта идея была подхвачена бывшим

секретарем Сен-Симона Огюстом Контом (1798-1857), который развил ее дальше. Он

пытался также создать научный метод для повой дисциплины. Первоначально он

назвал свое детище «социальной физикой», опираясь на аналогию с уже признанной

наукой, но впоследствии изменил название на «учение о социальном», т.е., другими

словами, на «социологию». Открытие, сделанное этими пионерами социологии,

заключалось в следующем: не только люди управляют экономическими и политическими

отношениями, но в этом участвуют также и незримые «социальные связи». Эти связи

— социальные отношения между людьми, и задача новой науки состояла в том, чтобы

максимально объективно проанализировать и исследовать их с целью выявления

законов, управляющих обществом.

В это же время ряд социальных философов предприняли попытки исследовать

фундаментальные законы исторического развития человеческого общества. Социальная

антропология той поры открыла большое количество «примитивных культур»,

рассматривавшихся многими учеными как ранние стадии передовых обществ Западной

Европы и Северной Америки. Конт позднее назвал их «авангардом человечества».

Англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), применяя в социологии теорию Дарвина о

естественном отборе, считал, что по мере развития общества возрастает его

сложность и дифференциация. Либеральный реформатор Дж. С. Милль (1806-1873)^

внес свой вклад в социологию, попытавшись построить науку об обществе на

исследовании отдельного индивида, т.е. на психологии. Однако по большому счету

социология как наука была неизвестна до последних десятилетий XIX века. Этому, в

частности, способствовало вырождение учения Копта в новое религиозное

направление, насаждавшее культ «позитивной науки». Последнее обстоятельство

очень негативно отразилось на репутации социологии.

На рубеже веков, в период примерно с 1880 по 1920 год, социология стала чем-то

большим, нежели упражнения отдельных интеллектуалов или просто попытки отыскать

объективные законы общественного развития. В этот промежуток времени работало

большинство «классиков» социологии: Эмиль Дюркгейм (1858-1917) и Жорж Сорель

(1847-1922) во Франции, Фердинанд Теннис (1855-1936), Георг Зиммель (1858-1918)

и Макс Вебер (1864-1 920) в Германии, итальянцы Гаэтано Моска (1858-1941) и

Вильфредо Парето (1848-1923), живший по большей части в Швейцарии. В США

социология далеко продвинулась вперед благодаря Лестеру Уорду (1841-1913) и

Чарльзу Кули (1864-1929). Начал издаваться ряд социологических журналов, а за

несколько лет до начала нового века появилась первая профессура по этому

предмету. Социология, таким образом, становилась признанной и уважаемой

университетской научной дисциплиной.

Изначально социология использовала самые разнородные научные знания и

разнообразные методики. Можно отметить некоторые национальные особенности:

например, французская социология базировалась на известной теории социального

порядка, сформулированной еще Сен-Симоном, и на попытке О.Конта создать

правильный научный метод. Немецкая социология использовала методы исторической

науки, в которой происходили бурные дискуссии. В Италии на социологию сильное

влияние оказывали традиции Н.Макиавелли, анализировавшего «проблему власти», а в

США молодая наука тяготела к социально-политической постановке вопросов.

Можно назвать еще одного мыслителя, внесшего, по крайней мере косвенно,

значительный вклад в новую науку, — это Карл Маркс (1818-1883). Сам он никогда

не пытался создать какое-либо «учение о социальном», и в его работах очень

немного ссылок на социологов тех лет. Но когда после его смерти многие крупные

рабочие партии, и в первую очередь немецкая социал-демократическая партия,

начали опираться на его теории, Маркс стал объектом внимания огромного

количества современных социологов. Дюркгейм неоднократно выступал с циклами

лекций о социализме; Вебер оспаривал правомерность «экономического толкования

истории», а Парето пытался представить Маркса «говорливым, ненаучным

моралистом». После этой первой встречи с Марксом процесс приостановился до 60-х

годов нашего столетия, пока социологи вновь не заинтересовались его теориями.

Классиками в этой области стали Дюркгейм и Вебер, которых можно считать

основоположниками современной социологии. Дюркгейм; уже в юности сосредоточился

на создании полноправной науки об обществе, и Исходным положением он считал

независимость общества в целом от отдельных индивидов. Предмет социологии, т.е.

«общество», он считал реальностью в себе самой, которая не может быть объяснена

действиями отдельных индивидов. Напротив, поступки индивидов следует объяснять

влиянием общества. Даже такой сугубо индивидуальный поступок, как добровольное

расставание с жизнью, предопределен обществом, пояснял он в своем исследовании

самоубийств. Общество, по Дюркгейму, предстает в виде парка с «разрешенными»

аллеями и «запрещенными» газонами, который мы наблюдали во вступительной главе.

Дюркгейм разработал первую теоретически последовательную методику новой науки,

причем его «методические правила социологии» не потеряли своего значения даже

спустя сто лет после публикации.

Вебер, занимавшийся также историей и политэкономией, испытал на себе сильное

влияние дискуссии о возможности получения объективного знания в исторической

науке и перенес анализ многих обсуждавшихся проблем в социологию. В ходе этих

споров дебатировалось, в частности, существование объективных законов

исторического развития и то, насколько реально люди могут судить об иных

исторических эпохах и культурах. Для Вебера социология была наукой о «социальных

действиях», т.е. о действиях, совершаемых людьми по отношению друг к другу.

Согласно Веберу, проблема заключалась не только в отыскании объективных законов,

по которым функционирует общество, но и в попытке попять роли людей, действующих

в соответствии с их собственными культурными понятиями. Вебер не отрицал

существование социальных институтов в обществе, но он настаивал на том, что они

должны пониматься как выражение (проявление) человеческих действий и поступков.

Все коллективные и институционализированные образования, такие, как «класс»,

«государство» или «рынок», в конечном счете должны сводиться к объяснимым

действиям индивидов. Социология Вебера, таким образом, весьма близка к

«идеальному типу» общества, представленного в образе моря с кораблями и лодками.

Дюркгейма и Вебера можно считать представителями двух доминирующих течений новой

науки. Даже если представить, что оба они изучали «лодки на аллеях парка»,

делали они это не только с разных точек зрения, но даже с разными намерениями.

по Дюркгейму, новая наука в первую очередь должна быть общественно полезной.

Если бы это было не так, она не имела бы права на существование, полагал

Дюркгейм. Вебер же считал, что наука не может быть ничем иным, кроме как одним

из множества возможных истолкований действительности, и поэтому к ней нельзя

предъявлять требование абсолютной правоты. Ученый должен стремиться к пониманию

культурного смысла разнообразных общественных феноменов, и было бы наивно

верить, что с помощью науки можно сформулировать некие принципы, приносящие

конкретную пользу обществу. Между этими двумя точками зрения на предмет

социологии имеются существенные различия в подходах к пониманию общества и к

возможности получения объективных знаний о нем. Мы подробнее затронем эту

проблему в следующей главе.

И «парковая социология» Дюркгейма, и «социология моря» Вебера были признаны и

получили дальнейшее развитие в рамках новой науки. Модель Дюркгейма особенно

распространилась в родственных дисциплинах, таких, как социальная антропология и

языкознание, а позднее стала основой «структурализма» — одного из важнейших

направлений в комплексе наук о человеке и обществе XX века. Отправная точка

модели Вебера, в сочетании с близкими философскими и методологическими

течениями, также приобрела огромное значение, прежде всего в западноевропейской

социологии. Предпринимались и попытки «перекинуть мост» между методами Дюркгейма

и Вебера. Одним из первых попытался это сделать американский социолог Толкотт

Парсонс (1902-1979)’ со своей комбинацией «структурного функционализма» и

«теории действия», оказавшей доминирующее влияние на целое поколение

обществоведов, особенно американских, хотя оно было велико и в Европе.

В Швеции развитие социологии, как и многих других наук, проходило с некоторым

запозданием. В XIX веке здесь также ставились «социальные вопросы», в частности,

Эриком Густавом Гейером, а политэконом Густав Стеффен организовал в 1902 году в

Гётеборгском университете при своей кафедре профессуру по социологии. В 30-е

годы нынешнего столетия проводились многие важные исследования (например,

«Кризис изучения населения» Альвы и Гуннара Мюрдаль, 1934), в которых

использовались социологические теории и методы. Приблизительно в это же время

проводились первые социологические семинары в Лунде, примеру которого вскоре

последовал Стокгольм. В 1947 году в Стокгольме учреждается первая чисто

социологическая кафедра под руководством Торгню Сегешстедта. Не прошло и

полувека, как остальные университеты тоже пошли по этому пути.

Вначале шведская социология находилась под сильным воздействием американской,

где помимо общих идей Парсонса доминировала методологическая направленность

исследований. Заниматься социологией означало собирать как можно больше

«объективных фактов», обрабатывая их с помощью «социологических методов». В

первые годы количество студентов было довольно незначительным, но в связи со

«студенческими мятежами» 1968 года выпуски по этой профессии увеличивались

лавинообразно. Социология в те годы стала модной темой. Например, в весеннем

семестре 1969 года в Социологическом институте Гётеборга насчитывалось более

2000 студентов — для сравнения скажу, что сейчас их количество составляет лишь

около 200. В других университетах наблюдалась схожая картина. Вновь пробудилась

марксистская социология, но и прочие западноевропейские школы, такие, как

феноменология, герменевтика и экзистенциальная социология, также находились на

подъеме. Между различными социологическими направлениями бушевали настоящие

штормы дебатов. «Объективная социология-строгих-данных» подвергалась резкой

критике, а «структурный функционализм» Парсонса многими рассматривался как

консервативный. Некоторые считали, что социология прежде всего должна быть

ориентирована на индивида, другие — что отдельный индивид вообще должен быть

исключен из рассмотрения. Резкое пробуждение марксизма привело к тому, что

социология приобрела репутацию науки социальных переворотов, а дополнительную

подпитку дала группа социологов, изучавшая нарождавшуюся.»демократию

предприятия» во время большой шахтерской забастовки на Кирунском разломе зимой

1969 года.

Начиная с середины 70-х годов все стало возвращаться в норму. Снизилось

количество студентов, регламентация направлений специализации упорядочила

предмет, а исследовательские работы вновь стали появляться в печати.

Одновременно развивалась так называемая «конкретно-прикладная социология» с

достаточно узкой специализацией, например социология рынка труда, социология

жилища, социология свободного времени, социология миграции, социология

организаций и т.п. В результате большой дискуссии 70-х годов выработался более

широкий взгляд на различные направления и традиции. Мало кто отстаивает в

настоящее время абсолютное превосходство какого-то направления над остальными,

чаще берут, как кто-то выразился, «всего понемногу, как на шведском столе». При

этом можно отметить возросший интерес к области, изучающей происхождение науки и

научного знания, а также роль науки в обществе. Можно даже, наверное, сказать,

что усиление интереса к социологии науки и познания, к теории науки в известной

степени связано с реакцией на «штормовые годы» чересчур завышенных требований к

социологическим знаниям. Многие социологи теперь очень скромно оценивают свою

роль и назначение в

обществе.

Пройденный социологией путь развития, от исследований пионеров этой науки, через

работы классиков и институционализацию к статусу признанной академической

дисциплины, связан, разумеется, с глубинными изменениями, происходившими в

индустриальном обществе. Начиная с раннего периода революционного зарождения

нового общества, через капиталистическую индустриализацию к современному

«постиндустриализму», или «позднему капитализму», изменилось большинство

общественных отношений — связанные с этим проблемы также изучает социология.

Кстати, можно отметить, что эта наука глубоко связана именно с индустриальным

обществом, его возникновением и развитием. По выражению шведского социолога

Йорана Тербурна, это наука «периода двух революций — буржуазной и пролетарской».

Изменениям в рамках этого периода, к примеру, возросшему с 30-х годов значению

государства и общественного сектора, соответствовали сдвиги, происшедшие в

различных областях социологии. Кроме того, эта наука быстро стала находить

применение во все более «неакадемических» сферах. Помимо изучения конкретных

государственных проблем, социология в перспективе может применяться в управлении

рынком, при создании разнообразных новых организаций, прежде всего в

промышленности, как это было, к примеру, при «демократизации предприятий», а

также при исследованиях взаимоотношений различных групп населения. Социология

всегда имела склонность к «всеядности», и сегодня эта особенность заметна как

никогда. По словам ректора одного учебного заведения, «теперь нет времени

заниматься переливанием из пустого в порожнее, ведь все больше в почете

эффективность и рациональные мероприятия по планированию». Научное содержание

социологии проявляется не только при изучении изменений, происходящих в

обществе, важным является и отношение к применению социологических знаний.

Социологию можно также рассматривать как выражение различных общественных

отношений хотя бы потому, что она их изучает, т.е. социология? всегда

присутствует внутри общества. В сущности, можно представить социологию как

саморефлексию и самопознание (возможно, неосознанное) западного индустриального

общества.

studfiles.net

Почему возникла социология

Социология в виде самостоятельной науки появилась в XIX веке. Этому способствовало активное становление гражданского общества в развитых европейских государствах и США. Для его изучения потребовались новые методы.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме «Почему возникла социология» Что такое сюрреализм Что такое этнология Что такое антиоксиданты Выделяют четыре причины возникновения социологии. Первая из них – экономическая. Промышленная революция, произошедшая в XVII–XVIII веках, привела к тому, что начало XIX века ознаменовалось утверждением рыночных отношений в области экономики. В эпоху феодализма основой экономических отношений между различными классами являлась внеэкономическая зависимость, примером чему могут служить отношения помещика и крепостного. При рыночных же отношениях все участники между собой равны.

Вторая причина – политическая. Начало XIX века – время, когда в США и государствах Западной Европы устанавливаются демократические формы правления, в основе которых лежит Конституция. Ближе к середине XIX века организовывается институт всеобщих парламентских выборов, помимо этого формируются различные политические движения, а также партии. Члены общества наделяются равными правами, становятся его полноценными гражданами.

Третья причина – гносеологическая, также называемая научно-познавательной. Развитие социальной мысли, осуществлявшееся в течение многих веков, является одним из факторов появления новой науки – социологии. Во времена античности и позже, в Средневековье, многими мыслителями высказывались важные идеи и понятия. В Новое время, а также в эпоху Просвещения, социальные идеи получили свободу от религиозных догм, были выделены важные понятия общества, индивида, государства. Такие мыслители как Ф. Бекон, Сен-Симон, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле являются предшественниками социологии. Их труды были позже обобщены О. Контом.

Четвертая причина – социальная. Описанные экономические, гносеологические и политические факторы явились одним из толчков к появлению гражданского общества в США и Западной Европе. В результате появились новые общественные процессы, возросла мобильность людей (как социальная, так и географическая), начала меняться общественная структура. Для описания данных перемен и потребовались новые научные подходы.

Как просто

masterotvetov.com