Коэффициенты в квадратном уравнении – Вывод формулы корней полного квадратного уравнения. Решение приведенных квадратных уравнений и уравнений с четным вторым коэффициентом
Урок по алгебре в 8-м классе “Свойства коэффициентов квадратного уравнения”
Разделы: Математика
Цели урока:
Образовательная (учебная).
Сформировать умения и навыки метода устного решения квадратных уравнений.
Воспитательные.
— Формирование мировоззрения:
Показать учащимся, что математические понятия не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи.
— Формирование общественных навыков:
- Вычислительных;
- Эстетических навыков при оформлении записей;
- Приобретение навыков исследовательской работы.
— Формирование качеств личности.
- Трудолюбия;
- Самостоятельности;
- Ответственности за принятое решение.
Развивающие задачи:
- Развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать, классифицировать;
- Развитие творческой деятельности: интуиции, смекалки.
Актуализация знаний.
На доске записано: ах2 + bх + с, где а 0
— Что написано на доске? (Квадратный трехчлен)
— А теперь что написано на доске? ах2 + bх + с =
0, где а 0 (Квадратное
уравнение)
— Всегда ли имеют ли корни квадратный трехчлен и
квадратное уравнение?
— От чего зависит количество корней? (От дискриминанта)
— Как найти дискриминант квадратного трехчлена или квадратного уравнения? (Д = в2 – 4ас)
— Сколько корней в зависимости от дискриминанта может иметь квадратный трехчлен или квадратное уравнение? (Два различных корня, два одинаковых корня или нет корней).
— Как найти корни квадратного трехчлена или квадратного уравнения? (х1,2 = )
— По какой формуле можно квадратный трехчлен разложить на линейные множители? (ах2 + bх + с =а(х – х
1. Найдите корни квадратного трехчлена: 5х2
+ 8х + 3;
(Ответ: )
2. Решите квадратное уравнение: х2 + 6х + 8 = 0;
(Ответ: -4 и -2)
3. Разложите на линейные множители квадратный
трехчлен: 3х2 – 10х + 8;
(Ответ: 3(х — 2)(х — ))
Введение знаний.
— Решая математические задачи, часто приходится встречаться с квадратными уравнениями. Поэтому помимо основных формул для вычисления корней таких уравнений полезно знать методы устного решения. Это помогает не только экономить время, но и развивать внимание. Конечно, не каждое квадратное уравнение можно решить с помощью свойства его коэффициентов, но в школьных учебниках многие уравнения решаются таким способом.
Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
Пусть ах2 + bх + с = 0, где а 0
- Если а + b + с = 0, то х1 = 1, х2 = ;
- Если а + с = b, то х1 = -1, х2 = -.
Пример 1. Решить уравнение: 341х2 + 290х – 51 = 0
Решение. Имеем: а = 341, b = 290, с = -51.
341 + (-51) = 290, т.е. а + с = b. Следовательно, х1 = -1, х2 = .
Пример 2. Решить уравнение: 67х2 – 75х + 8 = 0.
Решение. Замечаем, что 67 + 8 = 75, следовательно, х1 = = 1, х2 = .
Пример 3. Решить уравнение: 19х2 + 15х – 34 = 0.
Решение. Так как 19 + 15 – 34 = 0, то искомые числители дробей равны 19 и -34, тогда, х1 = = 1, х2 = -.
Задания для закрепления.
- 3х2 – 5х + 2 = 0;
- 2х2 + 3х + 1 = 0;
- 5х2 + 9х –14 = 0;
- 5х2 + х – 6 = 0;
- 5х2 + 4х — 9 = 0;
- х2 + 29х – 30 = 0;
- х2 — 2000х – 2001 = 0;
- 72х2 + 69х – 3 = 0;
- 83х2 – 97х + 14 = 0.
Квадратное уравнение с коэффициентом 1 при х2( т.е.а = 1) называют приведенным квадратным уравнением.
— Посмотрите на таблицу. Все ли уравнения , записанные в ней, являются приведенными квадратными уравнениями?
Уравнение | a | b | c | Д | х1 | х2 | х1+х2 | х1 х |
х2 – 7х + 12 =0 | ||||||||
х2 – 8х + 12 =0 | ||||||||
х2 – 12х+11 =0 | ||||||||
х2 + 7х – 8 =0 | ||||||||
х2 – 5х + 12 =0 | ||||||||
х2 – х — 12 =0 | ||||||||
х2 – 2х – 3 =0 | ||||||||
х2 + 5х – 14 =0 | ||||||||
х2 + 18х+32 =0 | ||||||||
х2 +5х + 4 =0 | ||||||||
х2 – 7х + 10 =0 | ||||||||
х2 – 7х + 15 =0 | ||||||||
х2 + 2х — 8 =0 | ||||||||
х2 + 5х – 6 =0 | ||||||||
х2 + 3х — 4 =0 | ||||||||
х2 + 5х — 24 =0 | ||||||||
х2 – х – 20 =0 | ||||||||
х2 – 2х + 9 =0 | ||||||||
х2 + 9х + 14 =0 | ||||||||
х2 + 14х — 32=0 |
(Далее решаем уравнения из таблицы и все последовательно заполняем)
Сообщаю, что домашнее задание – закончить заполнение таблицы.
Подведение итогов обучения.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Вывод формулы корней полного квадратного уравнения. Решение приведенных квадратных уравнений и уравнений с четным вторым коэффициентом
Разделы: Математика
Устный счет:
1. При каком значении Х , выражение принимает минимальное значение
а) ; б)
2. Зависимость y(x) выражается формулой y = 13x + 1
выразить x(y)
3. Не решая уравнения, определить, равносильны ли они:
4. Выделить полный квадрат:
5. Вычислить пары чисел , удовлетворяющих условиям
а) m + n = 4 mn = 4 |
б) m + n = –3 mn = –18 |
- Какое уравнение называется полным?
- Что такое корни квадратного уравнения?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
Теорема. Квадратное уравнение не может иметь более двух различных корней.
Доказательство:
Предположим, что уравнение три различных корня:
Если уравнение имеет корень, то после подстановки его в уравнение получится верное числовое равенство:
(1)
(2)
(3)
из (2) отнимаем (1)
–
_____________________
В каком случае произведение равно 0?
Так как = > 0 = > a+ b = 0. (4)
Из (3) вычтем (2)
–
_________________
= > a+ b = 0 (5)
Из (4) отнимем (5)
–
________________
а0 = > = > ,
а по условию пришли
к противоречию.
Давайте решим уравнение:
Самостоятельно:
a)
Вместе:
б)
Нравится ли этот способ? Нет! Тогда будем рассуждать иначе:
(формулу для нахождения корней квадратного уравнения учить проговаривать словами).
– дискриминант квадратного уравнения.
По теореме, доказанной нами , уравнение не может иметь более двух корней.
Количество корней зависит от D.
1). D > 0
2). D = 0
3). D < 0 – уравнение действительных корней не имеет.
Решить уравнения:
1)
– корней нет.
2)
D = 49–48 = 1
3)
D = 25 + 12 = 37
Если в уравнении b = 2k ,то уравнение имеет вид
D =
Диктант(один ученик на внутренней доске, в это время двое по карточкам)
1) Вычислить дискриминант квадратного
уравнения D = 100
2) Найти корни квадратного уравнения х = 3 и
3) При каком условии полное квадратное уравнение
имеет один корень D = 0
4) При каком условии полное квадратное уравнение
не имеет корней.
5) Решить уравнение D < 0.
После диктанта ребята меняются тетрадями и проверяют задание , исправляют ошибки и задают вопросы ученику у доски.
Все проверяют работу учеников на доске, которым были даны карточки.
1)
а) Решить уравнение
б) При каком m можно представить в виде квадрата двучлена выражение
а)
б)
2)
1. Решить уравнение
2. При каком а уравнение имеет один корень
Этим учащимся задаются вопросы и ставится оценка.
Итог урока
– Какие уравнения мы сегодня решали?
– Сколько корней может иметь квадратное
уравнение?
– С помощью чего мы их решали?
Когда D = 0, то …
D < 0, то …
D > 0, то …
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Знаки коэффициентов квадратного трехчлена
Знаки коэффициентов квадратного трехчлена.
В этой статье я расскажу, как по графику квадратичной функции найти знаки коэффициентов квадратного трехчлена.
Чтобы определить знаки коэффициентов квадратного трехчлена по графику квадратичной функции , нужно вспомнить теорему Виета.
Согласно теореме Виета, сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену.
Квадратное уравнение называется приведенным, если его старший коэффициент равен единице.
Чтобы уравнение стало приведенным, нужно обе части уравнения разделить на старший коэффициент. Получим приведенное уравнение . Для него справедливы соотношения:
И эти же соотношения справедливы для уравнения
По графику квадратичной функции мы легко можем определить знак коэффициента — если ветви параболы направлены вверх, то , а если вниз, то .
Также по графику легко определяются знаки корней (корни квадратного трехчлена — это абсциссы точек пересечения графика функции с осью абсцисс), а также знак корня с большим модулем.
Если оба корня положительны, то .
Если оба корня отрицательны, то .
Если корень с большим модулем положителен, то .
Если корень с большим модулем отрицателен, то .
Если корни имеют одинаковые знаки, то .
Если корни имеют разные знаки, то .
Во всех случаях, определив знак коэффициента по направлению ветвей параболы, мы легко найдем знаки коэффициентов и
Рассмотрим примеры.
1. Определить знаки коэффициентов квадратного трехчлена , если график функции имеет вид:
1. Ветви параболы направлены вниз, следовательно, .
2. Корни имеют одинаковые знаки, следовательно, их произведение положительно: . Так как , следовательно, .
3. Оба корня отрицательны, следовательно, их сумма отрицательна: . Так как , следовательно, .
Ответ: , , .
2. Определить знаки коэффициентов квадратного трехчлена , если график функции имеет вид:
1. Ветви параболы направлены вверх, следовательно, .
2. Корни имеют разные знаки, следовательно, их произведение отрицательно: . Так как , следовательно, .
3. Корень с большим модулем положителен, следовательно, сумма корней положительна: . Так как , следовательно, .
Ответ: , , .
Замечание: — ордината точки пересечения параболы с осью , поэтому знак можно определить сразу.
ege-ok.ru
Метод коэффициентов при решении квадратных уравнений
В статье описываются нестандартные способы решения квадратных уравнений.
Ключевые слова: уравнения, квадратные уравнения, способы решения квадратных уравнений.
В школьном курсе математики изучается решение полных квадратных уравнений с помощью дискриминанта, теоремы обратной теореме Виета, выделения полного квадрата. Однако, имеются и другие приемы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения:
1. Прием переброски старшего коэффициента
ах2+вх+с=0
Коэффициент а умножается на с, таким образом «перебрасывается» к свободному члену. Получается следующее уравнение у2+ру+к=0, тогда
х1=, х2=.
Пример:2х2-9х-5=0
У2-9у-10=0. у1=10, у2=-1, тогда х1==5, х2=-0,5.
Данный метод удобен в том случае, когда после переброски корни находятся по т. Виета, или (а+в+с=0; а-в+с=0).
Пример: . При переброске старшего коэффициента получим уравнение . По теореме, обратной т.Виета, получим корни у1=-3, у2=-, тогда х1==, х2=.
2. Сумма коэффициентов квадратного уравнения: ах2+вх+с=0.
Если выполняется условие а+в+с=0, то х1=1, х2=.
Пример: 21х2-3940х+3919=0. Так как 21-3940+3919=0 то, х1=1, х2=.
Если а-в+с=0, то х1=-1, х2=.
Пример: х2+1357х+1356=0. Так как 1-1357+1356=0, то х1=-1, х2=-1356.
3. Метод решения квадратных уравнений вида: ах2± (а2+1)х ± а=0.
В уравнениях вида ах2+(а2+1)х+а=0 корни х1=- а, х2=-.
Пример: 25х2+626х+25=0, х1=- 25, х2= – .
В уравнениях вида ах2— (а2+1)х+а=0 корни х1= а, х2=.
Пример: 13х2— 170х+13=0, х1=13, х2= .
В уравнениях вида ах2+(а2+1)х- а=0 корни х1=- а, х2=.
Пример: 25х2+626х – 25=0, х1=- 25, х2= .
В уравнениях вида ах2— (а2+1)х- а=0 корни х1= а, х2=.
Пример: 13х2— 170х-13=0, х1=13, х2= .
В уравнениях вида ах2-(а2+1)х+а=0 можно перебросить старший коэффициент, получим уравнение вида у2-(а2+1)у+а2=0. Сумма коэффициентов 1-(а2+1)+а2=0, следовательно у1=1, у2=а2, тогда х1=, х2=а.
Предлагаем решить следующие уравнения, используя рассмотренные приемы:
- Решить квадратные уравнения с большими коэффициентами
4х2 – 13х + 9 =0 1978х2 – 1984х + 6=0 4х2 + 11х + 7 = 0 319х2 + 1988х +1669=0 1999х2 + 2000х+1=0 |
313х2 +326х+13=0 839х2– 448х -391=0 345х2 – 137х – 208=0 939х2+978х+39=0 8х2+65х+8=0 |
- Решите уравнение
а) 20092008х2-20092009х+1 (Олимпиада 2009 г. для поступающих в СМАЛ)
б) x(x+ 1) = 2014·2015 (турнир Ломоносова)
- Найди наиболее рациональным способом корни уравнения:
17х2+290х+17=0 23х2— 530х+23=0 37х2+1370х – 37=0 38х2+3365 – 38=0 |
69х2+4762х+69=0 69х2— 4762х+69=0 69х2+4762х – 69=0 69х2+4762х – 69=0 |
Каждое из этих уравнений может быть решено без использования формулы корней квадратного уравнения; без громоздких вычислений; каждое решение уравнения почти устное.
Умение быстро и рационально решать квадратные уравнения необходимо для решения более сложных уравнений, например, дробно-рациональных уравнений, уравнений высших степеней, биквадратных уравнений, а в старшей школе тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений.
Литература:
- Галицкий М.Л., Гольдман М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики:4-е изд.-М.: Просвещение, 1997.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Учебник для 8 класса. М., Просвещение, 2001.
- Штейнгауз В.Г. Математический калейдоскоп. – М.: Бюро «Квантум», 2005.
- Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1985.
- Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233.
- Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях. Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
- Лысогорова Л.В., Кочетова Н.Г., Зубова С.П. Реализация принципа обучения математике на повышенном уровне трудности. В сборнике: Научные проблемы образования третьего тысячелетия VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2013. С. 109-114.
yun.moluch.ru
Квадратное уравнение — WiKi
Квадра́тное уравне́ние — алгебраическое уравнение общего вида
- ax2+bx+c=0,{\displaystyle ax^{2}+bx+c=0,}
где x{\displaystyle x} — неизвестное, a{\displaystyle a}, b{\displaystyle b}, c{\displaystyle c} — коэффициенты, причём a≠0.{\displaystyle \quad a\neq 0.}
Выражение ax2+bx+c{\displaystyle ax^{2}+bx+c} называют квадратным трёхчленом[1].
Корень — это значение переменной x{\displaystyle x}, обращающее квадратный трёхчлен в ноль, а квадратное уравнение в верное числовое равенство.
Элементы квадратного уравнения имеют собственные названия[1]:
- a{\displaystyle a} называют первым или старшим коэффициентом,
- b{\displaystyle b} называют вторым, средним или коэффициентом при x{\displaystyle x},
- c{\displaystyle c} называют свободным членом.
Приведённым называют квадратное уравнение, в котором старший коэффициент равен единице[1]. Такое уравнение может быть получено делением всего выражения на старший коэффициент a{\displaystyle a}:
- x2+px+q=0,p=ba,q=ca.{\displaystyle x^{2}+px+q=0,\quad p={\frac {b}{a}},\quad q={\frac {c}{a}}.}
Полным называют такое квадратное уравнение, все коэффициенты которого отличны от нуля.
Неполным называется такое квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов, кроме старшего (либо второй коэффициент, либо свободный член), равен нулю.
Исторические сведения о квадратных уравнениях
Древний Вавилон
Уже во втором тысячелетии до нашей эры вавилоняне знали, как решать квадратные уравнения[1]. Решение их в Древнем Вавилоне было тесно связано с практическими задачами, в основном такими, как измерение площади земельных участков, земельные работы, связанные с военными нуждами; наличие этих познаний также обусловлено развитием математики и астрономии вообще. Были известны способы решения как полных, так и неполных квадратных уравнений. Приведём примеры квадратных уравнений, решавшихся в Древнем Вавилоне, используя современную алгебраическую запись:
- x2+x=34; x2−x=1412.{\displaystyle x^{2}+x={\frac {3}{4}};\ x^{2}-x=14{\frac {1}{2}}.}
Правила решения квадратных уравнений во многом аналогичны современным, однако в вавилонских текстах не зафиксированы рассуждения, путём которых эти правила были получены.
Индия
Задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений, встречаются в трактате по астрономии «Ариабхаттиам», написанным индийским астрономом и математиком Ариабхатой в 499 году нашей эры. Один из первых известных выводов формулы корней квадратного уравнения принадлежит индийскому учёному Брахмагупте (около 598 г.)[1]; Брахмагупта изложил универсальное правило решения квадратного уравнения, приведённого к каноническому виду: ax2+bx=c{\displaystyle ax^{2}+bx=c} ; притом предполагалось, что в нём все коэффициенты, кроме a,{\displaystyle a,} могут быть отрицательными. Сформулированное учёным правило по своему существу совпадает с современным.
I способ. Общая формула для вычисления корней
Для нахождения корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0{\displaystyle ax^{2}+bx+c=0} в общем случае следует пользоваться приводимым ниже алгоритмом:
Выведение формулы
Формулу можно получить следующим образом:
- ax2+bx+c=0,{\displaystyle ax^{2}+bx+c=0,}
- ax2+bx=−c{\displaystyle ax^{2}+bx=-c}
Умножаем каждую часть на 4a{\displaystyle 4a} и прибавляем b2{\displaystyle b^{2}} :
- 4a2x2+4abx+b2=−4ac+b2{\displaystyle 4a^{2}x^{2}+4abx+b^{2}=-4ac+b^{2}}
- (2ax+b)2=−4ac+b2{\displaystyle (2ax+b)^{2}=-4ac+b^{2}}
- 2ax+b=±−4ac+b2{\displaystyle 2ax+b=\pm {\sqrt {-4ac+b^{2}}}}
- 2ax=−b±−4ac+b2{\displaystyle 2ax=-b\pm {\sqrt {-4ac+b^{2}}}}
- x1,2=−b±b2−4ac2a.{\displaystyle x_{1,2}={\frac {-b\pm {\sqrt {b^{2}-4ac}}}{2a}}.}
Примечание: очевидно, что формула для корня кратности 2 является частным случаем общей формулы, получается при подстановке в неё равенства D=0, а вывод о отсутствии вещественных корней при D<0 следует также сделать, учтя, что в этом случае -D>0, а −1=i{\displaystyle {\sqrt {-1}}=i} .
Изложенный метод универсален, однако он далеко не единственный.
II способ. Корни квадратного уравнения при чётном коэффициенте b
Для уравнений вида ax2+2kx+c=0{\displaystyle ax^{2}+2kx+c=0} , то есть при чётном b{\displaystyle b} , где
- k=12b,{\displaystyle k={\frac {1}{2}}b,}
вместо формулы (1) для нахождения корней можно использовать более простые выражения[1].
Примечание: данные ниже формулы можно получить, подставив в стандартные формулы выражение b=2k и совершив при этом несложные преобразования.
III способ. Решение неполных квадратных уравнений
К решению неполных квадратных уравнений следует подходить по-особому. Рассмотрим три возможных ситуации.
ru-wiki.org
Квадратное уравнение Википедия
Квадра́тное уравне́ние — алгебраическое уравнение общего вида
- ax2+bx+c=0,{\displaystyle ax^{2}+bx+c=0,}
где x{\displaystyle x} — неизвестное, a{\displaystyle a}, b{\displaystyle b}, c{\displaystyle c} — коэффициенты, причём a≠0.{\displaystyle \quad a\neq 0.}
Выражение ax2+bx+c{\displaystyle ax^{2}+bx+c} называют квадратным трёхчленом[1].
Корень — это значение переменной x{\displaystyle x}, обращающее квадратный трёхчлен в ноль, а квадратное уравнение в верное числовое равенство.
Элементы квадратного уравнения имеют собственные названия[1]:
- a{\displaystyle a} называют первым или старшим коэффициентом,
- b{\displaystyle b} называют вторым, средним или коэффициентом при x{\displaystyle x},
- c{\displaystyle c} называют свободным членом.
Приведённым называют квадратное уравнение, в котором старший коэффициент равен единице[1]. Такое уравнение может быть получено делением всего выражения на старший коэффициент a{\displaystyle a}:
- x2+px+q=0,p=ba,q=ca.{\displaystyle x^{2}+px+q=0,\quad p={\frac {b}{a}},\quad q={\frac {c}{a}}.}
Полным называют такое квадратное уравнение, все коэффициенты которого отличны от нуля.
Неполным называется такое квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов, кроме старшего (либо второй коэффициент, либо свободный член), равен нулю.
ru-wiki.ru
Определение квадратного уравнения | Учитель математики.ру
Квадратным уравнением называется уравнение вида где – переменная, и — некоторые числа, причём
Я вполне допускаю мысль о том, что не всё сразу понятно в этом определении. Не беспокойтесь! Сейчас во всём разберёмся!
Числа и называются коэффициентами квадратного уравнения:
– первый или старший коэффициент;
– второй коэффициент;
– свободный член. Число не называют третий коэффициент. Для него существует специальное название «свободный член». Почему «свободный член»? Потому что он «свободен» от переменной .
Обратите внимание на то, что число стоит перед , число стоит перед , а число это просто какое-то число, явно не связанное с .
Ограничение для старшего коэффициента
В определении квадратного уравнения есть очень важное ограничение для старшего коэффициента . Ограничение заключается в такой записи . Эта запись говорит о том, что число может принимать любые значения, кроме нуля!
Попробуем разобраться, почему необходимо это ограничение. А что будет, если не учитывать это ограничение? Что тогда произойдёт с уравнением? Давайте снимем ограничение . Ну, не нравится нам это ограничение!
Предположим, что . Что же мы получим в этом случае?
А вот что! Подставим в уравнение вместо число , получим: . Так как , то уравнение примет вид: .
Но, позвольте! Уравнение такого вида является линейным или его ещё можно назвать уравнением первой степени. Ничего общего с квадратным уравнением оно не имеет! А мы-то ведём речь о квадратном уравнении!
Итак, делаем очень важный вывод ограничение крайне необходимо! Потому что если мы не будем его учитывать, то вместо квадратного уравнения получим линейное.
Таким образом, в квадратном уравнении старший коэффициент в ни в коем случае не может быть равным нулю! Никогда!!! Так как иначе квадратное уравнение превратится в линейное.
Повторим ещё раз определение квадратного уравнения.
«Квадратным уравнением называется уравнение вида , где –переменная, и – некоторые числа, причём, .
Я надеюсь, теперь всем понятен смысл этого определения, включая ограничение!
А вот с числами и всё гораздо проще! Числа и запросто могут быть равными нулю! В этом случае получается неполное квадратное уравнение. Об этом мы говорили в предыдущей статье.
vebuchitel.ru