Коап обязывающие нормы – Статья 4.7 КоАП РФ обязывает судью, рассматривающего дело об административном правонарушении, которое повлекло имущественный ущерб, при отсутствии спора одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении причиненного вреда. Принимая такое решение, судья обязан установить причинную связь между административным правонарушением и имущественным вредом, вину обвиняемого в его нанесении.. Вопрос о возмещении ущерба разрешается в порядке гражданского судопроизводства в случаях, если:

приведите пример управомочивающей и материальной нормы административного права из КоАП

Добры день!

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Главы КоАП РФ с 5 по 21 включительно содержат материальные нормы.

Все последующие главы — процессуальные.

Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав.

Уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие админи­стративно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению. Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отно­шений.

а) ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ – защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер производства по делу, постановлений по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом;
б) ч. 4 ст. 25.7 КоАП РФ – понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий.
в) п. 1 ч. 4 ст. 25.8 КоАП РФ – специалист вправе: знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием.
г) ч. 4 ст. 25.9 КоАП РФ – эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключений.
д) ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

pravoved.ru

Виды норм административного права, основания классификации

Административно-правовые нормы регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Значение и основные виды классификаций

Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

По предмету регулирования

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные

Материальные — закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.

Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.

Процессуальные

Процессуальные — лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.

Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.

Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.

Предписание

Вторая распространенная типология основана на форме предписания.

Выделяются:

  • императивные
  • диспозитивные

Императивные носят обязывающий характер и не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.

Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.

Нормы, носящие рекомендательный характер, служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.

Из данной статьи станет известно, что собой представляет понятие и виды субъектов административного права.

Что собой представляет административное право как отрасль права, можно подробно узнать прочитав данную статью.

Узнать больше про международные договоры как источник административного права РФ, можно прочитав данную статью здесь: http://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/mezhdunarodnyj-dogovor-kak-istochnik-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava.html

В зависимости от предмета регулирования

Выделяют:

  • обязывающие,
  • управомочивающие
  • запрещающие,
  • стимулирующие
  • рекомендательные нормы.
Обязывающие

Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.

Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.

В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной статье.

Управомачивающие

Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.

Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.

Запретительные

Запретительные

— предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.

Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.

Стимулирующие

Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.

По субъекту регулирования

Выделяют:

  • устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.

По подчиненности

Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.

Функции, обобщенность и пределы действия — основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.

Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.

Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.

Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.

В зависимости от функционального назначения

Можно выделить:

  • дефиниции,
  • декларации,
  • оперативные
  • коллизионные.

Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.

Декларативные — закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.

Оперативные — изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.

Так же не мало важно знать и понимать функции административного права.

По уровню обобщения

Можно выделить:

  • общие
  • специальные.

Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.

Специальные — создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.

Видео

Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.

Возможно вам так же будет интересно узнать про административный прецедент как источник права. Вся информация находится в данной статье.

Так же важно понимать каково соотношение административного право и административного законодательства.

Что собой представляет принцип законности в административном праве, можно ознакомиться в данной статье.

Интересно так же будет узнать, что собой представляют общественные объединения административном праве.

Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.

Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.

ruleconsult.ru

Примеры в первой части ГК РФ статей, которые содержат нормы админстр. … — Юриспруденция

Кроме этого помогите решить 3 задачи!
1 марта 2004 г. областной суд признал не соответствующими Федеральному закону ст. 8, 9, 11 областного Кодекса об административной ответственности. Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по гражданским делам от 30 марта 2004 г. решение суда было оставлено в силе. 10 июля 2004 г. областная Дума приняла закон, в котором сказано:

«1. Отменить ст. 8, 9, 11 областного Кодекса об административной ответственности.

2. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его опубликования».

Закон был официально опубликован 12 июля.

Согласны ли вы с такими нормами?

#2. В постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. сказано:

«1. Признать не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье (этот Таможенный кодекс действовал до 1 января 2004 г.).

2. Признать не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 35 (ч. 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения» (этот Кодекс действовал до 1 июля 2002 г.) Является ли это постановление источником административного права?

Задача 3. В 2004 г. ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 1.1 следующего содержания: «Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., право на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно не предоставляется.

Указанным военнослужащим вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации».

Законом установлено общее правило, в соответствии с которым военнослужащим взамен существовавшего ранее права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска предоставляется денежная компенсация. Но за лицами, которые поступили на военную службу по контракту до 1 января 2004 г., сохраняется ранее существовавшее право на бесплатный проезд.

Какие способы действия во времени новой нормы и старой нормы закреплены в п. 1.1 ст. 20 Закона о статусе военнослужащих?

www.liveexpert.ru

9.Нормы Особенной части (КоАп) и их основное назначение.

Нормы Особенной части в зависимости от функциональной роль подразделяются на:

1.Нормы-запреты

2.Нормы-примечания

3.Нормы, устанавливающие меры адм.-правового принуждения.

Именно в нормах-запретах формулируется деяние, устанавливается запрет, несоблюдение которого может повлечь адм. отв-ть.

По способу изложения различают 4 вида норм-запретов:

1.Простые

2.Обыкновенные

3.Отсылочные

4.Смешанные

В простых нормах-запретах обозначается адм. Деяние без указания особых его признаков. Признаки определяются путём толкования. Простых норм-запретов в КоАП немного. Н-р, ст.17.5 «Занятие проституцией». Подобное упрощенство усложняет работу правоприменителей, может приводить к субъективному толкованию.

Обыкновенные нормы-запреты-это правила, в которых не только даётся название адм.деяния, но и раскрываются его признаки. Они преобладают. Они являются характерными, определяющими. Н-р, ст.9.2 раскрывает сущность клеветы и называет основные признаки — распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений.

Отсылочные нормы: в них не называются все признаки адм. Правонарушения, а делается отсылка к иным НПА. По адресату отсылки эти нормы делятся на:

1.Бланкетные

2.Ссылочные

Бланкетная норма отсылает к иным НПА, не относящихся к АД. Бланкетная норма облегчает работу законодателя, становится лаконичной, но ёмкой по содержанию. Так как направлена на обеспечение многочисленных правил. Между тем подобные нормы усложняют работу правоприменителя. Им необходимо в каждом конкретном случае отыскать соответствующий НПА и нарушенные правила. Без такой конкретики невозможно составить протокол об админ. правонарушении.

Ссылочная норма-для уяснения смысла необходимо обратиться к норме. Находящеёся в другой статье КоАП или в другом пункте этой статьи.

Смешанная норма одновременно является и описательной и бланкетной или описательной и ссылочной.

По допустимости понимания нормы можно разделить на сложные и несложные.

К несложным относятся те, в которых даются названия адм. правонарушения и раскрываются его основные признаки. К сложнымотносятся нормы, состоящие из нескольких слагаемых частей: несложной, отсылочной и смешанной.

Нормы-примечания-правила, определяющие или истолковывающие отдельные термины, категории, употребляемые в норме-запрете Особенной части. Нормы-примечания оказывают существенную помощь правоприменителям в уяснении тех или иных терминов и облегчают им работу по классификации деяния, и обеспечивают соблюдение законности.

Третий вид норм Особенной части КоАп-нормы, устанавливающие меры адм.-правового принуждения-сожержат меры адм.-прав. принуждения.

Нормы, предусматривающие меры адм. Отв-ти бывают:

  1. Абсолютно-определённые

  2. Относительно-определённые. Они могут быть альтернативными.

Абсолютно-определённые устанавливают точно вид и размер взыскания. Н-р, за безбилетный проезд пассажиров в зависимости от вида транспортного средства штраф предусмотрен в размере 0,2 либо 0,4 базовой величины. Данные нормы не дают возможности органу индивидуализировать взыскание с учётом обстоятельств.

Относительно-опр. нормы устанавливают соответствующие взыскания и пределы, в которых орган вправе с учётом всех обстоятельств дела, личности виновного, его материального положения определить меру и размер наказания.Н-р, в ст.9.2 за клевету предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 базовых величин.

Альтернативная же норма позволяет органу, рассматривающему дело, самому избирать вид административного наказания из указанных, а потом определить их размер.

По кругу лиц, можно выделить следующие нормы:

1.Лиц как возможных субъектов адм. Правонарушений (физ. и юр. лица, ИП)

2.Лиц, ведущих адм. процесс

3.Иных лиц.

В свою очередь по названному критерии нормы можно разделить на:

1.Общие

2.Индивидуальные

3.Специальные

Индивидуальные нормы прописывают конкретного субъекта правонарушения, которым может быть только гражданин, ИП или юр. Лицо.

Специальные нормы распространяются на субъектов, обладающих специальными признаками:

1.Должностные лица

2.Работники юридического лица

3.Медицинские работники

4. Пешеходы

  1. Пассажиры

  2. Иные лица.

studfiles.net