Климов классификация профессий – классификация профессий Климова
32. Классификация профессий по Климову.
В соответствии с предметом труда выделяются пять типов профессий: Человек — живая природа. Человек — техника (и неживая природа. Человек — человек. Человек — знаковая система. .Человек — художественный образ.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса: 1. Гностические профессии. 2. Преобразующие профессии. 3. Изыскательские профессии.
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда. 2. Профессии машинно-ручного труда. 3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем. 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда.
По условиям труда
Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста.
33. По признаку целей:
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек— природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастердиагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек— человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.
2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек — человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.
34. В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДМЕТОМ ТРУДА выделяются пять типов профессий:
1. Человек — живая природа. (растения, животные).
2. Человек — техника (и неживая природа. (машины, материалы).
3. Человек — человек
4. Человек — знаковая система. (книги, языки, коды, модели).
5.Человек — художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности, исскуство.
studfiles.net
Четырехъярусная классификация профессий по Е.А. Климову
Первый ярус классификации (типы профессий)
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:
Второй
ярус классификации (классы профессий)
В
пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса Третий
ярус классификации (отделы профессий)
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не
всегда) выделяться четыре отдела: 1.
Профессии ручного труда (Р). Примеры: ·
в классе гностических профессий – лаборант
химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ,
фельдшер-лаборант; ·
в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер,
слесарь, картограф, художник-живописец. ·
В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть,
по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках
конструктора. 2.
Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением
создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому
типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист
экскаватора, токарь, водитель автомобиля. 3.
Профессии, связанные с применением автоматизированных и
автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с
программным управлением, оператор магнитной записи. 4.
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств
труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода
мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности
действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.). Четвертый
ярус классификации (группы профессий)
По условиям трудаpsi-i.blogspot.com
Классификации профессий (пирамида Е.А. Климова) Профессия
Х Человек- Человек- человек
Таблица классификационных признаков Классификационн ые признаки Виды и характер деятельности по классификационным признакам Предмет труда Т П Ч З Х Человек- Человек- Человек- Человек — Человек — (типы
ПодробнееПрофориентационная рубрика.
Профориентационная рубрика. Хочу — Могу — Надо. «Три кита» профессионального выбора Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид
ПодробнееРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК»
«ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК» Агент коммерческий Администратор Бармен Библиотекарь Воспитатель Врач Гид-переводчик Журналист Косметолог Маникюрша Мастер производственного обучения Медсестра Менеджер Милиционер Официант
Подробнее«Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» г.п.залукокоаже Внеклассное мероприятие в 10 «А» классе «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Классный руководитель
ПодробнееПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ Абитуриенту на заметку Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета (с чем имеет дело работник), средств (использует ли он машины, или
ПодробнееI. «Человек природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с
I. «Человек природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек природа». Объектами труда для представителей
ПодробнееПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ Большинство великих людей ученых, писателей, композиторов, художников уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой,
Подробнее«Матрица выбора профессии»
«Матрица выбора профессии» Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной
Подробнее(«Человек Техника»):
Технономические профессии («Человек Техника»): Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
ПодробнееКЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Профессия — вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. Всего насчитывается
Подробнее«Выбор профессии дело серьёзное»
Цель: Классный час «Выбор профессии дело серьёзное» Подготовить учащихся к обдуманному выбору профессии. Задачи: 1. Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределение»;
ПодробнееКлассификации профессий
Классификации профессий Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом,
ПодробнееОпросник Дж. Холланда
Опросник Дж. Холланда Психологическая концепция профессионально ориентированного типа личности была разработана Дж. Холландом (Голландом) в 1966 году. По мнению Холланда, важнейшей подструктурой личности
ПодробнееОпросник Голланда. 1 этап
Опросник Голланда Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Методика Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека,
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: — программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной.
Подробнее«Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
МБОУ «Пришненская средняя школа 27» Программа Развивающих тренинговых занятий для подростков 9- го класса «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» Составитель: Горбачева О. А. Пришня, 2015 1 Введение Выбор профессии наиболее
ПодробнееВыбор профессии. Сложно ли это?
Выбор профессии. Сложно ли это? Профессия — это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека
ПодробнееВакансии на г.
Вакансии на 19.11.2012г. Профессия АВТОСЛЕСАРЬ ПО КУЗОВНЫМ РАБОТАМ 10000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 12000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АКУШЕРКА 8000 1 АППАРАТЧИК ВЫТЯЖКИ 7000 1 БЕТОНЩИК 8000 10 БИБЛИОТЕКАРЬ 4611
ПодробнееВакансии на г.
Вакансии на 22.10.2012г. Профессия АВТОСЛЕСАРЬ ПО КУЗОВНЫМ РАБОТАМ 10000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 12000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АКУШЕРКА 8000 1 АППАРАТЧИК ВЫТЯЖКИ 7000 1 БЕТОНЩИК 8000 10 БИБЛИОТЕКАРЬ 4611
ПодробнееЧто такое профессия?
Что такое профессия? Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным
ПодробнееМАОУ СОШ 30 г.тамбов ВЫБОР ПРОФЕССИИ.
МАОУ СОШ 30 г.тамбов ВЫБОР ПРОФЕССИИ http://aida.ucoz.ru Кем быть? Цель: -выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное их сочетание в своей будущей профессии; -научиться планировать
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 18.07.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 8000 1 АВТОСЛЕСАРЬ 10000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 10000 1 АГРОНОМ 24000 1 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000 2
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 04.05.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 8000 1 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 6204 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000 2 АКУШЕРКА 13000 1 АППАРАТЧИК НА ПЛАЗМЕННЫХ
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 27.06.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 8000 1 АВТОСЛЕСАРЬ 10000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 10000 1 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 13000 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000
ПодробнееВакансии на г.
Вакансии на 21.01.2013г. Профессия АВТОЭЛЕКТРИК 12000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АДМИНИСТРАТОР 10000 1 АДМИНИСТРАТОР 8000 2 АКУШЕРКА 8000 1 АРТИСТ-ВОКАЛИСТ (СОЛИСТ) 5205 4 АРТИСТ ЖАНРА ЦИРКОВОГО
ПодробнееО выборе профессии. Успехов вам в этом!
О выборе профессии. Случайность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, ввергает в депрессию, стрессовое состояние, приводит к болезням.
Подробнее«Профориентация. Опросник Климова»
ГБОУ школа-интернат 31 Невского района Санкт-Петербурга Теоретический материал для учащихся 9х-11х классов и их родителей «Профориентация. Опросник Климова» Составитель Педагог-психолог Станкевич О.Б.
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 25.06.2012 Профессия АГРОНОМ 8000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 17000 1 АДМИНИСТРАТОР 6000 1 АППАРАТЧИК 7000 1 АППАРАТЧИК 6000 1 АППАРАТЧИК ВЫТЯЖКИ 8000 2 АППАРАТЧИК ОТКАТКИ
ПодробнееМир профессий Что такое профессия?
Мир профессий Что такое профессия? Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат
ПодробнееВакансии на года
Вакансии на 27.01.2014 года Профессия АГРОНОМ 9000 1 АГРОНОМ ПО СЕМЕНОВОДСТВУ 12000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АДМИНИСТРАТОР 8500 1 АДМИНИСТРАТОР 15000 1 АРТИСТ-ВОКАЛИСТ (СОЛИСТ) 6387 3 БАРМЕН 10000 1 БЕТОНЩИК
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 29.08.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 8000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 10000 1 АГРОНОМ 24000 1 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 15000 2 АППАРАТЧИК НА ПЛАЗМЕННЫХ УСТАНОВКАХ
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 14.12.2015 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 15000 2 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АРМАТУРЩИК 15000 2 АРТИСТ ТАНЦЕВАЛЬНОГО И ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5965 3 АРТИСТ ТАНЦЕВАЛЬНОГО И ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5965
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 25.04.2016 Профессия АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 6204 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000 2 АКУШЕРКА 13000 1 АППАРАТЧИК НА ПЛАЗМЕННЫХ УСТАНОВКАХ 20000
Подробнее«Личный профессиональный план»
«Личный профессиональный план» Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий. Кэти Селигман. У каждого
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 31.10.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 10000 1 АВТОСЛЕСАРЬ 15000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 10000 1 АГРОНОМ 24000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АКУШЕРКА 8000 2 АППАРАТЧИК ХИМВОДООЧИСТКИ 8000 2 АППАРАТЧИК
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 15.02.2016 Профессия АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АКУШЕРКА 13000 1 АРМАТУРЩИК 15000 2 БЕТОНЩИК 15000 2 БИБЛИОТЕКАРЬ 6204 1 БУХГАЛТЕР 15000 1 ВЕДУЩИЙ ИНЖЕНЕР 21000 1 ВЕТЕРИНАРНЫЙ ВРАЧ 22862
ПодробнееВсе профессии нужны, все профессии важны
Все профессии нужны, все профессии важны Цель: подготовка обучающихся к свободному и осознанному выбору профессии. Задачи: познакомить обучающихся с профессиями; привить интерес к различным видам деятельности;
ПодробнееВакансии на
Вакансии на 18.04.2016 Профессия АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 6204 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000 2 АКУШЕРКА 13000 1 АППАРАТЧИК НА ПЛАЗМЕННЫХ УСТАНОВКАХ 20000
ПодробнееВакансии на г.
Вакансии на 22.07.2013г. Профессия АВТОЭЛЕКТРИК 6207 2 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АДМИНИСТРАТОР 6207 1 АДМИНИСТРАТОР 7200 1 АДМИНИСТРАТОР 15000 1 АКУШЕРКА 8000 1 АППАРАТЧИК 10000 1 АППАРАТЧИК ТЕПЛОУТИЛИЗАЦИИ
ПодробнееПрофориентационная работа со школьниками
Профориентационная работа со школьниками ОГБПОУ «Галичский аграрный техникум» ОГБПОУ «Галичский индустриальный колледж» ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум ОГБПОУ «Мантуровский политехнический техникум»
Подробнееdocplayer.ru
Поиск Лекций
Тест на профориентацию по методике академика Е.А. Климова. Предлагаем вам 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.
Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»
Запишите свои ответы в таблицу
Результаты тестирования
Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.
Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.
Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.
Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.
Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.
Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.
Классификация профессий (по Е.А. Климову) Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Типы профессий 1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др. 2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др. 3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др. 4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система». 5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.
Профессионально важные качества Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника» В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей зрительно-моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической силы и выносливости. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–природа» Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–художественный образ» · для хореографа – к танцевально-музыкальным; · для музыканта – к музыкальным; · для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д. Любому творческому человеку хочется быть «самым-самым» в своём искусстве. При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–знаковая система» Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–человек» Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, врач-стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов профессий. Рекомендуемые страницы: |
|
poisk-ru.ru
Классификация профессий по предмету труда – пять классов по Климову
Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.):
«Человек-человек» «Человек-техника» «Человек-знак»
«Человек-художественный образ» «Человек-природа»
В последнее время появился новый тип — шестой — «Человек-бизнес».
Класс профессии говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса:
алгоритмический (исполнительский) и
творческий (эвристический)
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» -знание).
2. Преобразующие профессии (П).
3. Изыскательские профессии (И).
Классификация специальностей
ПРИМЕРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ВЫДЕЛЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (Е.А. Климов)
Человек – Природа | Человек – Техника | Человек – Знаковая система | Человек – Художественный образ | Человек – Человек |
— Агроном — Ветеринар — Микробиолог — Зоолог — Зоопсихолог — Биолог — Физиолог — Генетик — Селекционер — Генетик — Фитопатолог — Пчеловод — Специалист по пушнине — Фармацевт — Географ — Химик | — Инженер-конструктор — Специалист в области электроники — Строительные специальности — Механик — Радиотехник — Транспортные профессии (автомобильный, железнодорожный, морской и воздушный транспорт) — Специалисты в области легкой и пищевой промышленности — Физик | — Специалист в области компьютерных информационных технологий — Специалист, обслуживающий средства массовой информации — Корректор — Наборщик текстов — Переводчик научно-технической литературы — Картограф — Бухгалтер — Чертежник — Связист | — Дизайнер — Художник-оформитель — Артист — Музыкант — Художник — Литературовед — Музыковед — Писатель — Поэт — Переводчик художественной литературы — Композитор — Литературный критик — Режиссер — Сценарист — Фотограф | — Воспитатель — Учитель — Психолог — Менеджер — Работник кадровой службы — Юрист — Социолог — Историк — Переводчик — Работник сферы услуг — Работник торговли — Администратор — Спортсмен — Секретарь — Специалист налоговой службы |
СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Природа – Техника:геолог, инженер леса. Природа – Знак –геолог, картограф. Природа – художественный образ:озеленитель. Природа – Человек:врач, медсестра, эколог, учитель химии, биологии | Техника – знаковая система:оператор ЭВМ Техника – Художественный образ:ювелир, резчик по дереву, модельер Техника – Человек:преподаватель технических дисциплин, военный специалист | Знаковая система – Художественный образ:журналист, модельер, конструктор и т.п. Знаковая система – Человек:библиотекарь, сотрудник коммуникационных служб (почта, телеграф, интернет) | Художественный образ – Человек:журналист, экскурсовод, преподаватель МХК, актер и т.п. |
13. Принципы профессиографирования
Составление профессиограммы должно проводиться в соответствии со следующими принципами:
Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности.
Поэтапность — последовательность сбора и анализа материала.
Выделяются пять этапов: «информационный», «аналитический», «синтетический», «экспериментальный», «результирующий».
На первом этапе – «информационном» — собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда.
На втором – «аналитическом» — происходит осознание информационных данных, их дифференциация и структурирование.
На третьем этапе – «синтетическом» строится гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и осуществляется выделение субъектно-объектных взаимосвязей.
Четвертый этап – «экспериментальный».
Здесь происходит планирование эксперимента на основе данных, полученных на трех предыдущих этапах.
На пятом этапе – «результирующем» — осуществляется анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента и построение прогноза преобразования конкретной ситуации, или действий субъекта труда, и выдача конкретных рекомендаций в случае необходимости.
Целенаправленность познания – соответствие конкретным целям изучения.
Сущность этого принципа заключается в том, что программа исследования должна строиться в зависимости от целей изучения (диагностических, информационных, методических и др.) и конкретных практических задач (профотбора, профориентации, повышения работоспособности субъекта труда, профессионального обучения и др.), специфики труда и условий его изучения.
Именно данные факторы обусловливают выделение вопросов, включаемых в программу, глубину и детальность рассмотрения разных характеристик субъектно-объектных взаимосвязей, а такие выбор методов, приемов, схем изучения и форм представления материала.
Селективность (избирательность) объекта изучения – концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового процесса.
Исследования направлены именно на ту «зону» труда, в которой наиболее ярко выражена и как бы сконцентрирована основная специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности, т.е. задача, которую должен решать человек в процессе работы — объективно сложна (по точностным, скоростным, пространственно-временным и социальным параметрам) и требует осознанного отношения при ее исполнении.
Структурированность предполагает реализацию поуровневого исследования системного объекта, например, на трех уровнях анализа: нормативно-параметрическом, морфологическом и функциональном.
Многоуровневость (комплексность) познания объекта — изучение субъектно-объектных взаимосвязей на уровнях функционирования системы деятельности. Данный принцип обусловлен тем,- что трудовая деятельность человека является не просто системным, а и полимодальным объектом, так как ее подсистемы «субъект труда» и «объект труда», обусловливающие ее действенность, имеют разную «природу» строения и функционирования. Поэтому необходимо исследование не только «горизонтальных», субъектно-объектных взаимосвязей, но и «вертикальных» — объектно-объектных и субъектно-субъектных. Именно они опосредствуют в конечном итоге субъектно-объектное взаимосоответствие. Реализация данного принципа требует широкого круга теоретико-методических средств: методологии системного подхода и в его рамках профессиографии, концепции субъектного и деятельностного подходов.
Иерархичность познания предполагает наличие динамики преобразования субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей в процессе формирования человека как субъекта конкретного труда, профессионала.
Реализация данного принципа может быть достигнута при использовании следующих концептуальных аппаратов: теории деятельности, позволяющей «увидеть» трансформацию «единиц» анализа деятельности в процессе ее формирования; субъектного подхода, в частности, «единиц» психических регуляторов труда и их соотношения с психологическими признаками труда, характеризующими уровень сформированности конкретно субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей.
Использование количественно-качественных методов изучения – взаимное дополнение содержательной и статистической информации.
Исследования такого рода должны проводиться комплексом методов (наблюдения, опроса, изучения документации, трудового, биографического, статистического и др.), где метод эксперимента осуществляет функцию контроля правильности постановки задачи ж ее решения.
Системность – изучение взаимосвязей и взаимоотношений отдельных компонентов деятельности на всех иерархических уровнях (деятельность, действия и операции, нормальные и экстремальные условия и др.)
Идентичность методических приемов и программ изучения и описания – для корректного сравнения профессий.
megaobuchalka.ru
68. Классификация профессий Е.А. Климова
68. Классификация профессий Е.А. Климова.
Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», — и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом. Contents [hide]
1 Технономические профессии («Человек – Техника») Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
2 Биономические профессии («Человек – Природа») В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
3 Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система») В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
4 Артономические профессии («Человек — Художественный образ») Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.
5 Социономические профессии («Человек — Человек») Професси типа » человек-человек» предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.
studfiles.net
Классификация профессий по Климову.
Классификация профессий по Климову.В соответствии с предметом труда выделяются пять типов профессий: Человек — живая природа. Человек — техника (и неживая природа. Человек — человек. Человек — знаковая система. .Человек — художественный образ.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целейна три класса: 1. Гностические профессии. 2. Преобразующие профессии. 3. Изыскательские профессии.
По признаку основных средств трудав рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда. 2. Профессии машинно-ручного труда. 3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем. 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда.
Поусловиям труда:1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным». 2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду. 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.. 4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности.
Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста.
33.ПО ПРИЗНАКУ ЦЕЛЕЙ:
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек— природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастердиагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек— человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.
2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек — человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.
34.В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДМЕТОМ ТРУДА выделяются пять типов профессий:
1. Человек — живая природа. (растения, животные).
2. Человек— техника (и неживая природа. (машины, материалы).
3. Человек — человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
4. Человек— знаковая система. (книги, языки, коды, модели).
5.Человек — художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности, исскуство.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 131 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ | ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ | САМООЦЕНКА КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ | Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения Климов Е.А. | КОНФЛИКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | Изучение школьников в целях профориентации |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.004 сек.)
mybiblioteka.su