Климов классификация профессий – классификация профессий Климова

Содержание

32. Классификация профессий по Климову.

В соответствии с предметом труда выделяются пять типов профессий: Человек — живая природа. Человек — техника (и неживая природа. Человек — человек. Человек — знаковая система. .Человек — художественный образ.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса: 1. Гностические профессии. 2. Преобразующие профессии. 3. Изыскательские профессии.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда. 2. Профессии машинно-ручного труда. 3. Профессии, связанные с применением автомати­зированных и автоматических систем. 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда.

По условиям труда: 1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным». 2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду. 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.. 4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности.

Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста.

33. По признаку целей:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек— природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастердиагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек— человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педа­гог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-де­коратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек — человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

34. В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДМЕТОМ ТРУДА выделяются пять типов профессий:

1. Человек живая природа. (растения, животные).

2. Человек техника (и неживая природа. (машины, материалы).

3. Человек человек. Предметом интереса, рас­познавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

4. Человек знаковая система. (книги, языки, коды, модели).

5.Человек художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности, исскуство.

studfiles.net

Четырехъярусная классификация профессий по Е.А. Климову


Первый ярус классификации (типы профессий)

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:


1.     Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 2.     Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания. 3.     Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель. 4.     Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 5.     Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Второй ярус классификации (классы профессий)

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос «что делать?» распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи): 1.     Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры: ·         в типе «человек — природа» – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;  ·         в типе «человек – техника» – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;  ·         в типе «человек – человек» – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;  ·         в типе «человек – знаковая система» – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;  ·         в типе «человек – художественный образ» – искусствовед, музыковед, театровед. 2.     Преобразующие профессии (П). Примеры: ·         в типе «человек — природа» – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;  ·         в типе «человек — техника» – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;  ·         в типе «человек — человек» – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; ·         в типе «человек — знаковая система» – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;  ·         в типе «человек — художественный образ» – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей. 3.     Изыскательские профессии (И). Примеры: ·         в типе «человек — природа» – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;  ·         в типе «человек — техника» – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;  ·         в типе «человек — человек» – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;  ·         в типе «человек — знаковая система» – программист, математик;  ·         в типе «человек — художественный образ» – художник по проектированию интерьера, композитор.

Третий ярус классификации (отделы профессий)

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1.     Профессии ручного труда (Р). Примеры: ·         в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;  ·         в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.  ·         В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора. 2.     Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля. 3.     Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи. 4.     Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

Четвертый ярус классификации (группы профессий)

По условиям труда (разумеется очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. 1.     Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ПК. 2.     Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции. 3.     Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь

psi-i.blogspot.com

Классификации профессий (пирамида Е.А. Климова) Профессия

Х Человек- Человек- человек

Таблица классификационных признаков Классификационн ые признаки Виды и характер деятельности по классификационным признакам Предмет труда Т П Ч З Х Человек- Человек- Человек- Человек — Человек — (типы

Подробнее

Профориентационная рубрика.

Профориентационная рубрика. Хочу — Могу — Надо. «Три кита» профессионального выбора Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид

Подробнее

РОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК»

«ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК» Агент коммерческий Администратор Бармен Библиотекарь Воспитатель Врач Гид-переводчик Журналист Косметолог Маникюрша Мастер производственного обучения Медсестра Менеджер Милиционер Официант

Подробнее

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» г.п.залукокоаже Внеклассное мероприятие в 10 «А» классе «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Классный руководитель

Подробнее

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ Абитуриенту на заметку Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета (с чем имеет дело работник), средств (использует ли он машины, или

Подробнее

I. «Человек природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с

I. «Человек природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек природа». Объектами труда для представителей

Подробнее

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ Большинство великих людей ученых, писателей, композиторов, художников уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой,

Подробнее

«Матрица выбора профессии»

«Матрица выбора профессии» Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной

Подробнее

(«Человек Техника»):

Технономические профессии («Человек Техника»): Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Подробнее

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Профессия — вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. Всего насчитывается

Подробнее

«Выбор профессии дело серьёзное»

Цель: Классный час «Выбор профессии дело серьёзное» Подготовить учащихся к обдуманному выбору профессии. Задачи: 1. Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределение»;

Подробнее

Классификации профессий

Классификации профессий Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом,

Подробнее

Опросник Дж. Холланда

Опросник Дж. Холланда Психологическая концепция профессионально ориентированного типа личности была разработана Дж. Холландом (Голландом) в 1966 году. По мнению Холланда, важнейшей подструктурой личности

Подробнее

Опросник Голланда. 1 этап

Опросник Голланда Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Методика Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: — программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной.

Подробнее

«Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

МБОУ «Пришненская средняя школа 27» Программа Развивающих тренинговых занятий для подростков 9- го класса «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» Составитель: Горбачева О. А. Пришня, 2015 1 Введение Выбор профессии наиболее

Подробнее

Выбор профессии. Сложно ли это?

Выбор профессии. Сложно ли это? Профессия — это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека

Подробнее

Вакансии на г.

Вакансии на 19.11.2012г. Профессия АВТОСЛЕСАРЬ ПО КУЗОВНЫМ РАБОТАМ 10000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 12000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АКУШЕРКА 8000 1 АППАРАТЧИК ВЫТЯЖКИ 7000 1 БЕТОНЩИК 8000 10 БИБЛИОТЕКАРЬ 4611

Подробнее

Вакансии на г.

Вакансии на 22.10.2012г. Профессия АВТОСЛЕСАРЬ ПО КУЗОВНЫМ РАБОТАМ 10000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 12000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АКУШЕРКА 8000 1 АППАРАТЧИК ВЫТЯЖКИ 7000 1 БЕТОНЩИК 8000 10 БИБЛИОТЕКАРЬ 4611

Подробнее

Что такое профессия?

Что такое профессия? Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным

Подробнее

МАОУ СОШ 30 г.тамбов ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

МАОУ СОШ 30 г.тамбов ВЫБОР ПРОФЕССИИ http://aida.ucoz.ru Кем быть? Цель: -выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное их сочетание в своей будущей профессии; -научиться планировать

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 18.07.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 8000 1 АВТОСЛЕСАРЬ 10000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 10000 1 АГРОНОМ 24000 1 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000 2

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 04.05.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 8000 1 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 6204 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000 2 АКУШЕРКА 13000 1 АППАРАТЧИК НА ПЛАЗМЕННЫХ

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 27.06.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 8000 1 АВТОСЛЕСАРЬ 10000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 10000 1 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 13000 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000

Подробнее

Вакансии на г.

Вакансии на 21.01.2013г. Профессия АВТОЭЛЕКТРИК 12000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АДМИНИСТРАТОР 10000 1 АДМИНИСТРАТОР 8000 2 АКУШЕРКА 8000 1 АРТИСТ-ВОКАЛИСТ (СОЛИСТ) 5205 4 АРТИСТ ЖАНРА ЦИРКОВОГО

Подробнее

О выборе профессии. Успехов вам в этом!

О выборе профессии. Случайность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, ввергает в депрессию, стрессовое состояние, приводит к болезням.

Подробнее

«Профориентация. Опросник Климова»

ГБОУ школа-интернат 31 Невского района Санкт-Петербурга Теоретический материал для учащихся 9х-11х классов и их родителей «Профориентация. Опросник Климова» Составитель Педагог-психолог Станкевич О.Б.

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 25.06.2012 Профессия АГРОНОМ 8000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 17000 1 АДМИНИСТРАТОР 6000 1 АППАРАТЧИК 7000 1 АППАРАТЧИК 6000 1 АППАРАТЧИК ВЫТЯЖКИ 8000 2 АППАРАТЧИК ОТКАТКИ

Подробнее

Мир профессий Что такое профессия?

Мир профессий Что такое профессия? Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат

Подробнее

Вакансии на года

Вакансии на 27.01.2014 года Профессия АГРОНОМ 9000 1 АГРОНОМ ПО СЕМЕНОВОДСТВУ 12000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АДМИНИСТРАТОР 8500 1 АДМИНИСТРАТОР 15000 1 АРТИСТ-ВОКАЛИСТ (СОЛИСТ) 6387 3 БАРМЕН 10000 1 БЕТОНЩИК

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 29.08.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 8000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 10000 1 АГРОНОМ 24000 1 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 15000 2 АППАРАТЧИК НА ПЛАЗМЕННЫХ УСТАНОВКАХ

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 14.12.2015 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 15000 2 АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АРМАТУРЩИК 15000 2 АРТИСТ ТАНЦЕВАЛЬНОГО И ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5965 3 АРТИСТ ТАНЦЕВАЛЬНОГО И ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5965

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 25.04.2016 Профессия АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 6204 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000 2 АКУШЕРКА 13000 1 АППАРАТЧИК НА ПЛАЗМЕННЫХ УСТАНОВКАХ 20000

Подробнее

«Личный профессиональный план»

«Личный профессиональный план» Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий. Кэти Селигман. У каждого

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 31.10.2016 Профессия АВТОСЛЕСАРЬ 10000 1 АВТОСЛЕСАРЬ 15000 1 АВТОЭЛЕКТРИК 10000 1 АГРОНОМ 24000 1 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АКУШЕРКА 8000 2 АППАРАТЧИК ХИМВОДООЧИСТКИ 8000 2 АППАРАТЧИК

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 15.02.2016 Профессия АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АКУШЕРКА 13000 1 АРМАТУРЩИК 15000 2 БЕТОНЩИК 15000 2 БИБЛИОТЕКАРЬ 6204 1 БУХГАЛТЕР 15000 1 ВЕДУЩИЙ ИНЖЕНЕР 21000 1 ВЕТЕРИНАРНЫЙ ВРАЧ 22862

Подробнее

Все профессии нужны, все профессии важны

Все профессии нужны, все профессии важны Цель: подготовка обучающихся к свободному и осознанному выбору профессии. Задачи: познакомить обучающихся с профессиями; привить интерес к различным видам деятельности;

Подробнее

Вакансии на

Вакансии на 18.04.2016 Профессия АГРОНОМ 8000 1 АГРОХИМИК 8000 1 АДМИНИСТРАТОР 6204 1 АДМИНИСТРАТОР ЗАЛА 12000 1 АКУШЕРКА 8500 1 АКУШЕРКА 15000 2 АКУШЕРКА 13000 1 АППАРАТЧИК НА ПЛАЗМЕННЫХ УСТАНОВКАХ 20000

Подробнее

Вакансии на г.

Вакансии на 22.07.2013г. Профессия АВТОЭЛЕКТРИК 6207 2 АГРОНОМ 9000 1 АГРОХИМИК 9000 1 АДМИНИСТРАТОР 6207 1 АДМИНИСТРАТОР 7200 1 АДМИНИСТРАТОР 15000 1 АКУШЕРКА 8000 1 АППАРАТЧИК 10000 1 АППАРАТЧИК ТЕПЛОУТИЛИЗАЦИИ

Подробнее

Профориентационная работа со школьниками

Профориентационная работа со школьниками ОГБПОУ «Галичский аграрный техникум» ОГБПОУ «Галичский индустриальный колледж» ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум ОГБПОУ «Мантуровский политехнический техникум»

Подробнее

docplayer.ru

Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Поиск Лекций

Тест на профориентацию

по методике академика Е.А. Климова.

Предлагаем вам 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.

 

Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»

 

1а. Ухаживать за животными.   1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным людям, лечить их.   2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. 3б. Следить за состоянием, развитием растений.  
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.). 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. 5б. Обсуждать художественные книги.
6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы. 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты. 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс­ портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д. 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище. 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных. 10б. Выполнять расчёты, вычисления.
11а. Выводить новые сорта растений. 11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты. 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культ­ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. 19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. 20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс).

 

 

Запишите свои ответы в таблицу

 

Группы профессий
Человек — природа Человек — техника Человек — человек Человек — знаковая система Человек — художественный образ
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
         

 

Результаты тестирования

 

Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.

 

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

 

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

 

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

 

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования

различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

 

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

 

Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.
Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов.

Типы профессий

1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.

2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.

3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система».

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.

 

Профессионально важные качества

Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими.
Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность.
Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника»

В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей зрительно-моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической силы и выносливости.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–природа»
Представители этого типа профессий смотрят на мир как на систему живой природы, биологических явлений. Они могут удерживать в уме большие объёмы информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь биологических и экологических систем – лесов, водоёмов, парков и т. д. Например, необходимо предсказать, что произойдёт в какой-либо биологической системе, если изменится то или иное условие жизни: сельскохозяйственные животные перейдут на новый вид кормов или через лес со сложившимся в нём подвижным равновесием сил пройдёт новая железнодорожная линия или автотрасса и т. д. Профессионалам, работающим с живой природой, нужно иметь особый вид мышления –естественнонаучное мышление. Развитое естественнонаучное мышление включает в себя, прежде всего, способность учитывать воздействия на биологическую систему сразу нескольких обстоятельств, каждое из которых приводит к различным изменениям и с разной скоростью. Для этого надо уметь видеть в каком-либо ряду явлений закономерность и на основании её продолжать этот ряд.
Кроме того, нужно иметь в виду, что почти всегда достижения в работе приходят медленно, конечный результат далёк, а промежуточные цели отсрочены. Например, биологу-селекционеру необходимы десятилетия, чтобы вывести новый сорт плодовых деревьев. Поэтому профессионально важным качеством является терпение, а также наблюдательность – умение замечать малейшие изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью, направленной на внешний мир. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.), необходимы физическая выносливость, сила, ловкость. И конечно, важно любить всё живое и бережно к нему относиться.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–художественный образ»
Представители профессий этого типа воспринимают мир, прежде всего, как то, в чём можно найти красоту, как ту область, в которую можно привнести что-то прекрасное. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов необходимо развитое творческое мышление. Оно отличается оригинальностью – способностью человека придумать что-то нестандартное, а потому и интересное; гибкостью – умением придумывать разнообразные творческие решения; точностью – способностью предложить то решение, которое сообразно условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, видеть гармонию, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо иметь и душевную устойчивость, невозмутимость, которая даёт силы не расстраиваться по любому поводу.
В профессиях типа «человек–художественный образ» можно выделить творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель и т. д.) и рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и т. д.).
Содержание деятельности рабочих профессий заключается в воспроизводстве художественного образа с помощью различных средств, орудий труда, поэтому к профессионально важным качествам наряду с образной памятью можно отнести и такие, как координация движений, пространственные представления, ловкость движений.
Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям:

· для хореографа – к танцевально-музыкальным;

· для музыканта – к музыкальным;

· для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д.

Любому творческому человеку хочется быть «самым-самым» в своём искусстве. При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–знаковая система»
Людям, занятым в профессиях «человек–знаковая система», мир, прежде всего, видится со стороны того, насколько он упорядочен и всё в нём изучено, учтено, подсчитано. Представители профессий этого типа хорошо умеют ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Поэтому для них важно, например, чувство языка, то есть способность находить общий смысл в тексте и улавливать всё, что не соответствует ему. Очень высоки требования к развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания, чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например, для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера или наборной машины к дисплею.
Представителям профессий этого типа нужна также способность быстро приводить в систему различные данные, которые на первый взгляд кажутся неупорядоченными. Их деятельность определена множеством норм: законами грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек–знаковая система» являются усидчивость, аккуратность, точность, пунктуальность.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–человек»
Люди, занятые в профессиях типа «человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений. Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по-своему, а многие трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность называетсяэмпатией. Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень важно быть тактичным. От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает профессионал. Поэтому необходимы выдержка, самообладание, организационные умения.
Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию, интересе к другим людям, то организаторские умения – в самостоятельном принятии решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать время и средства, доводя начатое дело до завершения.

Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, врач-стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов профессий.

Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Классификация профессий по предмету труда – пять классов по Климову

Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.):
«Человек-человек» «Человек-техника» «Человек-знак»
«Человек-художественный образ» «Человек-природа»
В последнее время появился новый тип — шестой — «Человек-бизнес».
Класс профессии говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса:
алгоритмический (исполнительский) и
творческий (эвристический)

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» -знание).
2. Преобразующие профессии (П).



3. Изыскательские профессии (И).
Классификация специальностей

ПРИМЕРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ВЫДЕЛЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (Е.А. Климов)

Человек – Природа Человек – Техника Человек – Знаковая система Человек – Художественный образ Человек – Человек
— Агроном — Ветеринар — Микробиолог — Зоолог — Зоопсихолог — Биолог — Физиолог — Генетик — Селекционер — Генетик — Фитопатолог — Пчеловод — Специалист по пушнине — Фармацевт — Географ — Химик — Инженер-конструктор — Специалист в области электроники — Строительные специальности — Механик — Радиотехник — Транспортные профессии (автомобильный, железнодорожный, морской и воздушный транспорт) — Специалисты в области легкой и пищевой промышленности — Физик — Специалист в области компьютерных информационных технологий — Специалист, обслуживающий средства массовой информации — Корректор — Наборщик текстов — Переводчик научно-технической литературы — Картограф — Бухгалтер — Чертежник — Связист — Дизайнер — Художник-оформитель — Артист — Музыкант — Художник — Литературовед — Музыковед — Писатель — Поэт — Переводчик художественной литературы — Композитор — Литературный критик — Режиссер — Сценарист — Фотограф — Воспитатель — Учитель — Психолог — Менеджер — Работник кадровой службы — Юрист — Социолог — Историк — Переводчик — Работник сферы услуг — Работник торговли — Администратор — Спортсмен — Секретарь — Специалист налоговой службы

СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Природа – Техника:геолог, инженер леса. Природа – Знак –геолог, картограф. Природа – художественный образ:озеленитель. Природа – Человек:врач, медсестра, эколог, учитель химии, биологии Техника – знаковая система:оператор ЭВМ Техника – Художественный образ:ювелир, резчик по дереву, модельер Техника – Человек:преподаватель технических дисциплин, военный специалист Знаковая система – Художественный образ:журналист, модельер, конструктор и т.п. Знаковая система – Человек:библиотекарь, сотрудник коммуникационных служб (почта, телеграф, интернет) Художественный образ – Человек:журналист, экскурсовод, преподаватель МХК, актер и т.п.

13. Принципы профессиографирования

Составление профессиограммы должно проводиться в соответствии со следующими принципами:

Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности.

Поэтапность — последовательность сбора и анализа материала.
Выделяются пять этапов: «информационный», «аналитический», «синтетический», «экспериментальный», «результирующий».

На первом этапе – «информационном» — собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда.

На втором – «аналитическом» — происходит осознание информационных данных, их дифференциация и структурирование.

На третьем этапе – «синтетическом» строится гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и осуществляется выделение субъектно-объектных взаимосвязей.

Четвертый этап – «экспериментальный».
Здесь происходит планирование эксперимента на основе данных, полученных на трех предыдущих этапах.

На пятом этапе – «результирующем» — осуществляется анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента и построение прогноза преобразования конкретной ситуации, или действий субъекта труда, и выдача конкретных рекомендаций в случае необходимости.

Целенаправленность познания – соответствие конкретным целям изучения.
Сущность этого принципа заключается в том, что программа исследования должна строиться в зависимости от целей изучения (диагностических, информационных, методических и др.) и конкретных практических задач (профотбора, профориентации, повышения работоспособности субъекта труда, профессионального обучения и др.), специфики труда и условий его изучения.

Именно данные факторы обусловливают выделение вопросов, включаемых в программу, глубину и детальность рассмотрения разных характеристик субъектно-объектных взаимосвязей, а такие выбор методов, приемов, схем изучения и форм представления материала.

Селективность (избирательность) объекта изучения – концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового процесса.

Исследования направлены именно на ту «зону» труда, в которой наиболее ярко выражена и как бы сконцентрирована основная специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности, т.е. задача, которую должен решать человек в процессе работы — объективно сложна (по точностным, скоростным, пространственно-временным и социальным параметрам) и требует осознанного отношения при ее исполнении.

Структурированность предполагает реализацию поуровневого исследования системного объекта, например, на трех уровнях анализа: нормативно-параметрическом, морфологическом и функциональном.

Многоуровневость (комплексность) познания объекта — изучение субъектно-объектных взаимосвязей на уровнях функционирования системы деятельности. Данный принцип обусловлен тем,- что трудовая деятельность человека является не просто системным, а и полимодальным объектом, так как ее подсистемы «субъект труда» и «объект труда», обусловливающие ее действенность, имеют разную «природу» строения и функционирования. Поэтому необходимо исследование не только «горизонтальных», субъектно-объектных взаимосвязей, но и «вертикальных» — объектно-объектных и субъектно-субъектных. Именно они опосредствуют в конечном итоге субъектно-объектное взаимосоответствие. Реализация данного принципа требует широкого круга теоретико-методических средств: методологии системного подхода и в его рамках профессиографии, концепции субъектного и деятельностного подходов.

Иерархичность познания предполагает наличие динамики преобразования субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей в процессе формирования человека как субъекта конкретного труда, профессионала.

Реализация данного принципа может быть достигнута при использовании следующих концептуальных аппаратов: теории деятельности, позволяющей «увидеть» трансформацию «единиц» анализа деятельности в процессе ее формирования; субъектного подхода, в частности, «единиц» психических регуляторов труда и их соотношения с психологическими признаками труда, характеризующими уровень сформированности конкретно субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей.

Использование количественно-качественных методов изучения – взаимное дополнение содержательной и статистической информации.

Исследования такого рода должны проводиться комплексом методов (наблюдения, опроса, изучения документации, трудового, биографического, статистического и др.), где метод эксперимента осуществляет функцию контроля правильности постановки задачи ж ее решения.

Системность – изучение взаимосвязей и взаимоотношений отдельных компонентов деятельности на всех иерархических уровнях (деятельность, действия и операции, нормальные и экстремальные условия и др.)

Идентичность методических приемов и программ изучения и описания – для корректного сравнения профессий.

megaobuchalka.ru

68. Классификация профессий Е.А. Климова

68. Классификация профессий Е.А. Климова.

Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», — и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом. Contents [hide]

1 Технономические профессии («Человек – Техника») Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

2 Биономические профессии («Человек – Природа») В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

3 Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система») В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

4 Артономические профессии («Человек — Художественный образ») Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

5 Социономические профессии («Человек — Человек») Професси типа » человек-человек» предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

studfiles.net

Классификация профессий по Климову.

Классификация профессий по Климову.

В соответствии с предметом труда выделяются пять типов профессий: Человек — живая природа. Человек — техника (и неживая природа. Человек — человек. Человек — знаковая система. .Человек — художественный образ.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целейна три класса: 1. Гностические профессии. 2. Преобразующие профессии. 3. Изыскательские профессии.

По признаку основных средств трудав рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда. 2. Профессии машинно-ручного труда. 3. Профессии, связанные с применением автомати­зированных и автоматических систем. 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда.

Поусловиям труда:1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным». 2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду. 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.. 4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности.

Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста.

 

33.ПО ПРИЗНАКУ ЦЕЛЕЙ:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек— природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастердиагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек— человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педа­гог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-де­коратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек — человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.



 

34.В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДМЕТОМ ТРУДА выделяются пять типов профессий:

1. Человек живая природа. (растения, животные).

2. Человектехника (и неживая природа. (машины, материалы).

3. Человек человек. Предметом интереса, рас­познавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

4. Человекзнаковая система. (книги, языки, коды, модели).

5.Человек художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности, исскуство.


Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 131 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ | ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ | САМООЦЕНКА КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ | Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения Климов Е.А. | КОНФЛИКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | Изучение школьников в целях профориентации |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.004 сек.)

mybiblioteka.su