Классификация школ и подходов менеджмента – управленческие революции, возникновение научной теории управления, классификация подходов и школ управления, тенденции развития российского управления.
Классификация подходов и школ менеджмента. — КиберПедия
Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повысить производительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством (рис. 1). Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.
Рисунок 1 — Классическая школа менеджмента
Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).
Бюрократические модели. Главная идея — четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).
Психотехнический подход. Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).
Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).
Новая школа. В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).
Школа социальных систем. Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).
Эмпирическая школа. По мнению сторонников этой школы главная задача ученых — это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.
На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия — составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).
Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития.
Содержание и основные положения школы научного управления производством.
Усилия основоположников школы научного управления были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства, при этом игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.
Школа научного управления (1885 – 1920). Основатель науки управления американский инженер и исследователь Фредерик Тейлор. 1911г. – книга Ф.Тейлора «Принципы научного управления». Суть подхода: «Управление должно иметь свои законы, методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учёте». Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению – это определённая специальность. Выделено 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов. Тейлором разработаны методы рационализации труда рабочих. Генри Форд (механик, предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США). В основу организации управления положены следующие принципы: максимум разделения труда; специализация, широкое применение высокопроизводительного оборудования и оснастки, расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ, регламентированный ритм производства.
Гаррингтон Эмерсон – разработал комплексный системный подход к организации управления. 1912г. – главная работа «Двенадцать принципов производительности».
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
4. Систематическое и правильное стимулирование для повышения производительности труда.
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Вопросы для закрепления:
1. В чем суть школы научного управления?
2. В чем заслуга Ф. Тейлора в развитие менеджмента как науки?
3. В чем заслуга Г.Форда в развитие менеджмента как науки?
4. В чем заслуга Г. Эмерсона в развитие менеджмента как науки?
cyberpedia.su
Классификация подходов и школ менеджмента
Поиск ЛекцийВ рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ. Это школа научного управления, административная или классическая школа, школа человеческих отношений или поведенческая школа, количественная школа управления.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.
В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды. Порядок перечисления указанных подходов и школ управления приблизительно соответствует историческому порядку их появления. Причины формирования подходов и школ в указанном порядке достаточно объективны. Они кроются в характере и уровне развития производительных сил и производственных отношений в соответствующие периоды и в том, какие факторы выдвигаются на первый план в тот или иной период.
Стадии | Содержание методов управления | Характеристика и критерии управления |
Пионерная 1820-1890 гг. | Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя | Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера |
Организационная, начало ХХ в. | Научный подход к организации управления, администрирование | Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и индустрий. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с нанятым персоналом |
Интеграционная, начиная с 30-х гг. ХХ в. | Поведенческие подходы к организации управления | Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует для человека как покупателя, так и для человека как партнера в производственной ипредпринимательской деятельности |
Классическая школа.Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повысить производительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством. Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.
Классическая модель менеджмента, приведена на рис.1.
Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).
Бюрократические модели. Главная идея — четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).
Психотехнический подход.Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).
Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).
Новая школа.В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).
Школа социальных систем.Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).
Эмпирическая школа. По мнению сторонников этой школы главная задача ученых — это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.
На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия—составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Классификация подходов и школ менеджмента.
Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повысить производительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством (рис. 1). Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.
Рисунок 1 — Классическая школа менеджмента
Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).
Бюрократические модели. Главная идея — четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).
Психотехнический подход. Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).
Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).
Новая школа. В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).
Школа социальных систем. Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).
Эмпирическая школа. По мнению сторонников этой школы главная задача ученых — это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.
На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия — составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).
Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития.
Содержание и основные положения школы научного управления производством.
Усилия основоположников школы научного управления были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства, при этом игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.
Школа научного управления (1885 – 1920). Основатель науки управления американский инженер и исследователь Фредерик Тейлор. 1911г. – книга Ф.Тейлора «Принципы научного управления». Суть подхода: «Управление должно иметь свои законы, методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учёте». Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению – это определённая специальность. Выделено 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов. Тейлором разработаны методы рационализации труда рабочих. Генри Форд (механик, предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США). В основу организации управления положены следующие принципы: максимум разделения труда; специализация, широкое применение высокопроизводительного оборудования и оснастки, расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ, регламентированный ритм производства.
Гаррингтон Эмерсон – разработал комплексный системный подход к организации управления. 1912г. – главная работа «Двенадцать принципов производительности».
Основные положения школы научного управления:
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
4. Систематическое и правильное стимулирование для повышения производительности труда.
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Вопросы для закрепления:
1. В чем суть школы научного управления?
2. В чем заслуга Ф. Тейлора в развитие менеджмента как науки?
3. В чем заслуга Г.Форда в развитие менеджмента как науки?
4. В чем заслуга Г. Эмерсона в развитие менеджмента как науки?
student2.ru
Вопрос2 :Классификация подходов и школ менеджмента — Студопедия.Нет
Тема: 2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
Вопрос 1: Предпосылки возникновения менеджмента
Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную «нишу» для его существования.
1.Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.
2.Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».
3.Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в управлении..Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике.Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, которая предполагает его рассмотрение как «системы менеджмента».Рационализм в менеджменте понимается как система норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы.Концепция рационализации подразумевает процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели становится все более ограниченным правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Бюрократия как важнейшая область использования этих правил, законов и предписаний является одним из основных результатов данного процесса рационализации, однако наряду с ней существуют и другие, например капиталистический рынок, система рационально-правовой власти, заводы и сборочные линии. Общим для них является наличие формальных рациональных структур, которые заставляют всех входящих в их состав индивидов действовать в рациональной манере, стремясь к достижению целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.
Вопрос2 :Классификация подходов и школ менеджмента
В рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ. Это школа научного управления, административная или классическая школа, школа человеческих отношений или поведенческая школа, количественная школа управления.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.
В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды. Порядок перечисления указанных подходов и школ управления приблизительно соответствует историческому порядку их появления. Причины формирования подходов и школ в указанном порядке достаточно объективны. Они кроются в характере и уровне развития производительных сил и производственных отношений в соответствующие периоды и в том, какие факторы выдвигаются на первый план в тот или иной период.
Стадии | Содержание методов управления | Характеристика и критерии управления |
Пионерная 1820-1890 гг. | Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя | Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера |
Организационная, начало ХХ в. | Научный подход к организации управления, администрирование | Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и индустрий. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с нанятым персоналом |
Интеграционная, начиная с 30-х гг. ХХ в. | Поведенческие подходы к организации управления | Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует для человека как покупателя, так и для человека как партнера в производственной ипредпринимательской деятельности |
Классическая школа.Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повыситьпроизводительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством. Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.
Классическая модель менеджмента, приведена на рис.1.
Рис.1 Классическая модель менеджмента
Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).
Бюрократические модели. Главная идея — четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).
Психотехнический подход.Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).
Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).
Новая школа.В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).
Школа социальных систем.Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).
Эмпирическая школа. По мнению сторонников этой школы главная задача ученых — это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.
На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия—составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).
studopedia.net
4. Основные этапы эволюции теории менеджмента
История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов, что было связано не в последнюю очередь со строительством пирамид …
Вавилонский царь Хаммурапи (1792-50 до н.э.) создал свод законов управления государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы.
Ассирийский царь Навуходоносор (604-562 до н.э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах. Ее инструментом были разноцветные ярлыки, которыми помечались ежедневно поступающие партии сырья, что позволяло определить сроки их нахождения.
В 500 г. до н.э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, кадрового планирования.
Платон (427-347 до н.э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда, т.к. человек не может везде преуспеть. Сократ (469-399 до н.э.), анализируя обязанности хорошего торговца, военачальника…, показал, по сути дела, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Так он сформулировал идею об универсальном характере управления.
В Средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям?
Англичане Т.Гоббс в 1651 г. и Дж.Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Их соотечественник И.Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» считал, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.
Великий англ. экономист А.Смит сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.
Дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремится лишь около 12% людей, в то время как к славе – почти 40%.
Условно «днем рождения» менеджмента (М) считается 1886 год, когда президент мануфактурной компании Г.Таун на ежегодном собрании «Американского общества инженеров-механиков сделал доклад «Инженер как экономист». Основные положения доклада:
менеджмент – самостоятельная область знаний,
значимости труда менеджера и инженера эквивалентны,
менеджер должен опираться на 2 области знаний: профессиональные знания инженера и экономиста, организатора производства.
Первые попытки привнесения в М социально-психологической направленности даны в работе Гуго Мюнстерберга (1813-1916) «Психология и индустриальная эффективность», в которой рассматриваются подходы к управлению, призванные повысить производительность труда.
5. Общая классификация подходов и школ менеджмента
Школа научного управления
Основатель школы Фредерик Тейлор (1856-1915). В своих работах «Сделочная система», «Управление фабрикой», «Принципы научного менеджмента» доказал, что менеджмент – это наука. В основе его теории лежит постулат о том, что главная цель управления – обеспечить повышение производительности труда рабочих. При этом менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Вместе с тем, он рассматривал менеджмент как совместную деятельность управляющих и рабочих, основанную на общности интересов.
Основные положения теории Тейлора:
Нормирование труда (позднее НОТ) Роль менеджера Вознаграждение, стимулирование
Основные положения своей теории Тейлор сформулировал в виде 4 «великих основных принципов»:
Выработка истинных научных основ производства, т.е.
анализ трудового процесса,
расчленение на отдельные операции,
выбор лучшего способа выполнения этой операции,
оплата по результатам труда,
штраф за непродуктивный труд;
Научный подбор исполнителей;
Их научное обучение и тренировка;
Тесное дружеское отношение между администрацией и исполнителями.
Его последователи: Г. Гантт, Ф.Гилберт и Л.Гилберт, Г.Эмерсон, Г.Форд.
Генри Гантт (1861-1919) в работе «Организация труда» регламентировал производственный процесс в целом. В основу своих преобразований положил оптимизацию планирования и расширения задач работников. Ввел в систему зарплаты элементы повременной и сдельной форм оплаты, с помощью карты-графика определял план работы рабочего.
Фрэнк и Лилиан Гилберты в 20-х годах ХХ столетия применяли фотоаппарат и кинокамеру для измерения движений работников.
Инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в своем труде «Двенадцать принципов производительности» сформулировал знаменитые 12 принципов управления:
отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления
здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске причин
компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления
дисциплина обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением
справедливое отношение к персоналу
быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет
диспетчирование
нормы и расписание, способствующие поиску и реализации резервов
нормализация условий труда
нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени
письменные стандартные инструкции
вознаграждение за производительность
Генри Форд (1863-1947) дополнил систему Тейлора рядом правил:
при выполнении работы следует избегать ненужных формальностей,
необходимо хорошо оплачивать каждому работнику и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не более,
приучить людей уважать свои орудия труда, окружающую обстановку и самих себя.
Заслуга Тейлоризма, как первого научного направления М в том, что было практически доказано: управление, основанное на научных принципах рационализации труда ведет к значительному увеличению производительности труда, чем управление, основанное на здравом смысле и опыте. Это породило «движение за научное управление». Однако к недостаткам следует отнести механические модели организации, в которых человек «винтик», обеспечивающий выполнение заданной операции.
Бюрократическая школа управления
Ее основатель Макс Вебер (1864-1920). Основные положения его теории:
непрерывность управленческой деятельности,
установление границ власти и компетенции каждого менеджера,
иерархия образует основной принцип контроля на менеджерами (чиновниками),
менеджер отделен от собственности на средства производства, а должность отделена от индивида, выполняющего административные функции,
менеджмент становится особой профессией, предусматривающей систему образования,
управленческие функции документируются,
управление использует принцип безличности,
права и обязанности работников определены системой правил и норм,
продвижение внутри организации (карьера) на основе компетентности и стажа работы,
стратегия к пожизненному найму.
Его главная идея – четкое разделение задач, обязанностей, регламентация числа управленцев в организации. Принцип безличности явился движением вперед, так как человек рассматривался теперь по его способностям, а не по его приведениям. Однако негативные черты данной модели проявились не только в социально-психологических установках менеджера (внутренней несвободе, безынициативности, негибкости), но и в технических вопросах. Так, важное положение его системы – регламентация функций и количества управленцев – опровергает закон С.Н.Паркинсона «количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой».
Классическая или административная школа управления
Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, в книге «Общее и промышленное управление» (1916) дал первую целостную теорию управления, которая в дальнейшем получила название «классическая». Его главная цель была – оптимизировать деятельность менеджера-администратора. Основные положения его теории:
Организация как единый организм Система управления
Структура организации Управление как универсальный процесс
Виды деятельности Функции управления
(функции организации) (виды управленческих действий)
Техническая, коммерческая, финансовая, Планирование, организация, координация,
безопасности, эккаутинг, управление. мотивация, контроль.
Он выдвинул 14 принципов управления:
Разделение труда (обеспечить повышение качества и роста объема производства).
Власть и ответственность – право отдавать распоряжения и нести ответственность за результаты.
Дисциплина. Предполагает уважение к правилам и договоренностям, существующих в организации. Ее состояние исходит от руководителей.
Единоначалие, т.е. распоряжение от одного руководителя и одному подотчетность.
Единство руководства – два приказа может отдавать один начальник.
Подчиненность личных интересов общим.
Вознаграждение персонала – справедливое и стимулирующее.
Централизация – управление зависит от конкретного предприятия.
Цели взаимодействия – должна быть четкая иерархия должностей в руководстве предприятием.
Порядок – каждая должность соответствует работнику, а работник – конкретной должности.
Справедливость, как сочетание благожелательности и законности.
Стабильность. Текучесть персонала – причина и следствие плохого состояния дел.
Инициатива, как свобода предложения и выполнения производственного плана должна поощряться.
Корпоративный дух. Необходимо развивать бригадную форму работы.
Заслуга Файола – в представление управления универсальным процессом и определении его обязательных функций, в изложении основных принципов управления, разделении видов деятельности, что позволило распределять полномочия и ответственность, определяя и совершенствуя формальную структуру организации. К недостаткам – невнимание к вопросам развития организации и к роли человека в организации.
Школа человеческих отношений
Данное направление называется «неоклассической школой М». Его родоначальником является социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 –1949). Его основные выводы:
Человек – существо социальное.
Жесткая иерархия и формализация организационных процессов несовместимы с природой человека.
Решение проблемы человека в организации – дело предпринимателей.
Мэри Фоллет (1868-1933), первая в США женщина – доктор социологии, считала, что для успешного управления менеджер должен быть признанным рабочим, а не опираться на формальную власть, исходить из ситуации, а не из того, что предписано функцией управления (книга «Новое государство» 1920 г.).
Заслуга Мэйо и его последователей в том, что они первыми увидели, что прежние методы управления, направленные на достижение материальной эффективности, себя исчерпали. Они увидели необходимость перехода к сотрудничеству между людьми и наметили пути этого перехода. Недостаток – в ограниченности, односторонности, подобно классической теории, так как основное внимание уделялось лишь отношениям в малых неформальных группах.
Поведенческий подход к управлению
В 60-е и последующие годы были проведены исследования различных мотивационных механизмов поведения человека. Последователи бихевиористской или поведенческой школы менеджмента изучали различные аспекты мотивации, характера власти, лидерства, коммуникаций. Натюбольший вклад в развитие этого направления внесли Р.Лайкерт, Д.Мак Грегор, Ф.Герцберг, Р.Блейк, Я.Мутон, Ф.Фидлер.
Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал пирамиду потребностей, лежащую в основе многих современных моделей мотивации труда. Мотивы поступков определялись их потребностями, которые иерархичны и лишь частично удовлетворяются материальными стимулами. Большое значение имеют нематериальные мотивы: признание со стороны коллег и т.д.
Автор работы «Человеческая сторона предприятия» Дуглас Мак Грегор (1906-1964) разработал теорию «ХУ» («икс-игрек»). В основу своей концепции он положил дихотономию теорий, условно обозначив их «Х» и «У».
Характеристика работника | Теория «Х» | Теория «У» |
1. Отношение к работе | Стремление увильнуть от труда | Физические и умственные затраты естественны |
2. Уровень ответственности | Избегает ответственности | Принимает ответственность |
3. Личные амбиции | Очень низкие | Потребность в высоком социальном статусе |
4. Потребность в контроле | Стремление, чтобы им руководили | Самоконтроль и самоуправление |
Каждому типу работника соответствует и свой тип управленческих отношений. Теория «Х» воплощает автократичный тип управления с жестким контролем и централизацией власти. Теория «У» обосновывает более эффективный демократический тип управления. Менеджер должен распознать к какому типу работника соответствует данный исполнитель.
Эту теорию развивает теория «Z» Уильяма Оучи. В книге «Методы организации производства. Теория «Z». (1981) он выделил следующие позиции:
Желания людей не могут быть полностью оценены в денежной форме.
Работа становится неприятной лишь тогда, когда она ограничивает человека в его способностях.
Между предпринимателем (работодателем) и работником должны быть установлены отношения партнерства.
Развитие предприятия, введение инноваций требуют широкой информации рабочих о положении дел в фирме.
Основоположники производственной демократии как системы управления, американские социологии Д.Коул и А.Горц, в своей концепции пытались вывести демократические процессы из политической сферы в сферу экономики. Это возможно, по их мнению, путем следующих преобразований:
Представительство рабочих в администрации предприятия.
Включение рабочих в систему менеджмента за счет уменьшения количества вертикальных ступеней иерархи и увеличения числа горизонтальных связей между исполнителями.
Менеджеры из управленцев превращаются в координаторов трудового процесса, а работники становятся активными участниками принимаемых решений.
Участие рабочих в прибыли предприятия.
Рабочие берут на себя наиболее трудоемкие, повседневные функции по контролю за качеством продукции и состояние трудовой дисциплины.
Достижение поведенческого подхода – в разработке конкретных рекомендаций для руководителей, получивших широкое распространение в практике менеджмента. Однако эта система лишь отчасти опирается на формальную структуру и достижения других методов управления и в это ее ограниченность.
studfiles.net
управленческие революции, возникновение научной теории управления, классификация подходов и школ управления, тенденции развития российского управления.
Социально-экономическая сущность и содержание управления. Управление как потребность и как фактор успеха деятельности, сущность и содержание управления, место теории управления в системе современных знаний, специфика управленческой деятельности, современные проблемы управления.
Менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов.
Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление». Общее двух терминов связано с координацией совместного труда. Предмет – отношения, которые возникают в процессе управления. Они возникают в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий.
Различия: Термин «управление» шире, поскольку применим к разным видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применим только к тем категориям предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли.
Конечная цель – обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Важнейшая задача – организация производства товаров и услуг с учетом рыночной конъюнктуры на основе имеющихся материальных и людских ресурсах и обеспечение рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
К важнейшим задачам менеджмента относятся:
1. практическая организация эффективной совместной работы, в ходе которой каждый труженик мог бы раскрывать свой потенциал;
2. укрепление кадровой политики предприятий, совершенствование методов и стиля управления.
3. обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников высокой квалификации;
4. стимулирование работы сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
5. постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия, координация работы всех его подразделений;
6. постоянный поиск и освоение новых рынков;
7. выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
8. разработка стратегии развития организации — хозяйственных задач и путей их решения;
9. выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
10. определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
11. установление контроля за выполнением поставленных задач.
Теория управления – наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Предмет управления – управленческие отношения в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы, с целью их упорядочения, сохранения специфики, развитие и усовершенствование, а также тенденции развития в порядке управления, методы и технологии управления.
Наука управления является системной, т.к. она основывается на знаниях других наук и использует их достижения.
Наука управления состоит из четырёх разделов :
1) Теория управления – он связан с изучением закономерности принципов науки управления, а также правильного протекания процессов и явлений в области управления конкретным производством. 2) Организация управления – связан с изучением функций и структур управления.
3) Методы управления – связан с изучением способов воздействия, с целью получения желаемого результата.
4) Техника управления – связан с изучением техники и технологии, принятия и реализации управленческих решений.
Наука управления – это система знаний о закономерностях и принципах, функциях и структуре, методах и технологиях рационального построения, функционирования и развития системы управления с целью повышения эффективности конкретного производства и улучшения качества работы управленческого персонала.
Наука управления, как самостоятельная отрасль знаний имеет свой предмет, объект, методы исследования и задачи.
Предметов науки управления является вся совокупность общественных отношений возникающих между людьми в процессе управления, на разных уровнях и в различных звеньях социально – экономической системы.
Объектом исследования науки управления является конкретное производство на различных уровнях его организации. Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и включает все характерные, присущие ему элементы : предмет труда, средства труда, труд и результат труда.
Управленческие революции:
Первая революция (религиозно-коммерческая) произошла 4 — 5 тыс. лет назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке.
В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров.
Вторая революция в области менеджмента (светско-административная) произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.). — суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.
Третья революция (производственно-строительная) (Царь Навуходоноссор II)- строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте.
Четвертая революция в менеджменте (индустриальная) — Руководитель- собственник, т. е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев капитала.
Вместо единственного руководителя-собственника — несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привилегированных классов. Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.
Только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.
Начало повсеместного признания управления, как самостоятельной области научных исследований положила концепция научного управления, выдвинутая американским инженером Фредериком Тейлором.
Принципы научного управления :
1) Выявление наиболее рациональных приемов выполнения работ.
2) Установление нормативов, определенные требования к рабочим результатам.
3) Обучение работников рациональным приемам работы.
4) Отбор более подходящих работников.
5) Усовершенствование технологий труда.
6) Создание наилучших условий труда.
7) Четкая и понятная связь размера оплаты и результата труда.
8) Система учета количества выполненной работы.
9) Предоставление работникам полной информации о том, что от них требуется и о достигнутых ими результатах.
10) Установление хороших отношений между администрацией и работниками.
Концепция административного управления Анри Файоля.
Согласно теории Файоля, организация рассматривалась как замкнутая система управлять которой, систематизировано, чтобы эффективно достигать поставленных целей.
studfiles.net