Классификация принципов обучения – —

Принципы обучения, их классификация.

Поиск Лекций

Тема. Общая характеристика процесса обучения.

Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения научных знаний и способов деятельности.

Предмет дидактики (теории обучения) — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средств обучения.

Общие задачи дидактики (теории обучения)состоят в том, чтобы: 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

Познавательная деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой познавательной целью.

Познавательные действия – компонент познавательной деятельности, представляют процессы, мотивы и цели которых задаются той познавательной деятельностью, в состав которой входят эти действия.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Умение – характеристика учебного действия, выполняемого по образцу или правилу.

Навык — автоматизированное действие.

Функции обучения отражают его задачи и роль в развитии общества.

Основной состав функций обучения

: образовательная, воспитательная и развивающая.

Отличиефункций обучения: образовательная функция связана с расширением объема знаний, развивающая — со структурным усложнением, а воспитывающая — с формированием отношений.

Движущие силы процесса обучения:

· потребности личности;

· противоречия объективного и субъективного характера.

Противоречие становится движущей силой обучения, если оно отвечает условию:

· содержательно,т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознается ими как необходимость.

· соразмерно познавательному потенциалу учащихся.

Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

Современная трактовка логики обучения определяется сочетанием индуктивно-аналитического и дедуктивно-синтетического представления процесса познания:

· При выборе индуктивно-аналитической логики, обобщение в виде понятий, определений, теорий, законов завершает (в основном) обучение.

· При выборе дедуктивно-синтетической логики, наоборот, обобщенные данные вводятся в начале изучения темы. В этом случае завершающим этапом обучения выступает конкретизация.

Структура процесса познания, основные его компоненты

.

В логике процесса обучения действует следующая схема познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.

 

Тема. Закономерности и принципы обучения.

Педагогический закон — это обобщённая, объективная, существенная и устойчиво повторяющаяся связь между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающая механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом (закономерность — это более широкое по объему понятие, чем «закон»).

Основные законы обучения.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения.

Закон отрицания отрицания.

3. Внешние и внутренние закономерности, их роль в процессе обучения.

Основная закономерность процесса обучения: Личность развивается путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей.

Внутренние или частные закономерности обучения.

1) Зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества.

2) Зависимость эффективности процесса обучения от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.).

3) Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром.

Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Принципы обучения, их классификация.

Принципы обучения — обобщённая система норм и требований к построению учебного процесса и управлению им (обусловлены закономерностями, определяют общую стратегию достижения целей обучения).

Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность.

Подход в педагогике (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.) — это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.

Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила — его отдельные стороны.

Все принципы обучения могут быть разделены на содержательные и процессуальные (организационно-методические). Такое деление помогает ответить на два основных вопроса дидактики

: чему и как учить?

Содержательные принципы обучения (принципы организации пед. процесса) отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).

Организационно-методические принципы обучения (принципы управления деятельностью учащихся): преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности (прочности).


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Принципы обучения школьников. Классификация принципов обучения.

Принципы обучения

Дидактические принципы

 — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Разработка принципов велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения великий педагог Ян Амос Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так:

— своевременность,

  • постепенность,
  • постоянство,
  • твердость усвоения,
  • ясность,
  • самодеятельность учащихся,
  • отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.

Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл и К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике:

1. Принцип сознательности и активности

2. Принцип прочности знаний

3. Принцип народности

4. Принцип доступности

5. Принцип связи теории с практикой

6. Принцип наглядности обучения

Принцип сознательности и активности в обучении

Данный принцип заключается в целенаправленном восприятии учебного материала, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.

Сознательность рассматривается в двух аспектах: как по­нимание изучаемого и как сознательное отношение к учению. 

Принцип сознательности и активности требует осмысления изучаемого материала, понимания причин возникновения различных явлении, умения сознательно при­менять знания на практике .

Принцип прочности знаний

Способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться знаниями на практике, т.е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом и заключается главная особенность данного принципа.

Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип народности обучения

Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни.

Данный принцип реализуется с помощью таких предметов, как: история, технология, география, обществознание и т.д.

Принцип доступности обучения

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на основе учета возрастных возможностей учащихся и соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний. С его помощью регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор метода изложения его на уроке, правильная дозировка домашних заданий. Слишком упрощенное содержание обучения снижает его развивающие и воспитательные возможности.

Я. А. Коменский говорил: «Всё подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте».

Принцип связи теории с практикой

Главная особенность данного принципа – это закрепление теории на практике.

При обучении практика служит главным образом для:

— углубления понимания учащимися теории,

— для закрепления,

— применения,

— проверки усвоенных знаний.

Принцип наглядности обучения

Ввел в процесс обучения Я. А. Коменский, назвав его золотым правилом дидактики.

Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо.

Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.

Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.

«Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» .

В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.

Только целостное применение принципов обучения позволит успешно решать задачи современной школы.

Нельзя придерживаться только одного принципа, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения.

kopilkaurokov.ru

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения. Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип сознательности и активности;

3) принцип наглядности;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип научности;

6) принцип доступности;

7) принцип прочности;

8) принцип взаимосвязи теории и практики;

9) принцип завершенности процесса обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

1) обращать внимание на личность ученика;

2) научить учащегося мыслить причинно.

Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:

1) понимание целей и задач предстоящей работы;

2) опора на интересы учащихся;

3) воспитание активности у учащихся;

4) использование проблемного обучения;

5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.

Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

1) использовать наглядные предметы;

2) изготавливать совместно учебные пособия;

3) использовать технические средства обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:

1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

3) должна существовать логическая урочная система;

4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

Принцип научности проходит при использовании следующих правил:

1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

3) необходимо использование научных терминов;

4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

5) необходимо поощрение исследовательской работы.

Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

2) учет возрастных особенностей учащихся;

3) доступность, использование аналогий.

Принцип прочности основан на следующих правилах:

1) систематическое повторение учебного материала;

2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

3) использование логики в обучении;

4) применение различных норм и методов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:

1) практикой доказывать необходимость научных знаний;

2) информировать учащихся о научных открытиях;

3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

4) приучать учащихся применять знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:

1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Принципы обучения. Методы и классификация методов обучения

Принципы обучения. Методы и классификация методов обучения

Принципы процесса обучения– основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип сознательности и активности;

3) принцип наглядности;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип научности;

6) принцип доступности;

7) принцип прочности;

8) принцип взаимосвязи теории и практики;

9) принцип завершенности процесса обучения.

Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.

Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения.

Классификации методов обучения различны.

В зависимости от того, как действует ученик в обучении, можно выделить:

1) активные методы;

2) пассивные методы.

Деление методов, связанных с живым словом учителя, по источнику передачи и приобретения знаний включает:

1) словесные методы;

2) практические методы.

Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.

Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом:

1) на эвристические;

2) на исследовательские;

3) на объяснительно-иллюстративные;

4) на проблемные;

5) на репродуктивные.

По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов:

1) методы приобретения новых знаний;

2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации;

3) методы контроля и самоконтроля

Функции методов обучения подразделяются следующим образом:

1) обучающая;

2) развивающая;

3) мотивационная;

4) воспитательная.


cribs.me

Классификация дидактических принципов


Билет 4

В процессе развития трудового обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.

Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии.

Дидакты по-разному подходят к понятию «принцип». Одни считают их нормой, определяющей методы дидактической работы учителя. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такого подхода считают, что учителю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством универсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Под принципами обучения понимают руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Классификация основных принципов обучения выделяет:

· сознательности и активности;

· наглядности;

· систематичности и последовательности;

· прочности;

· научности;

· доступности;

· связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

Принцип сознательности и активности. В его основе лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса, управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность усвоения учебного материала.



Принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе – строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Принцип систематичности и последовательности. Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков – они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

Принцип прочности. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип доступности. Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, применяемых учителем методов и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Принцип научности. Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего строгим соблюдением принципов его формирования и зависит от реализации учителями принятого содержания.

Принцип связи теории с практикой. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

stydopedia.ru