Классификация принципов обучения – —
Принципы обучения, их классификация.
Поиск ЛекцийТема. Общая характеристика процесса обучения.
Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения научных знаний и способов деятельности.
Предмет дидактики (теории обучения) — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средств обучения.
Общие задачи дидактики (теории обучения)состоят в том, чтобы: 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.
Познавательная деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой познавательной целью.
Познавательные действия – компонент познавательной деятельности, представляют процессы, мотивы и цели которых задаются той познавательной деятельностью, в состав которой входят эти действия.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Умение – характеристика учебного действия, выполняемого по образцу или правилу.
Навык — автоматизированное действие.
Функции обучения отражают его задачи и роль в развитии общества.
Основной состав функций обучения
Отличиефункций обучения: образовательная функция связана с расширением объема знаний, развивающая — со структурным усложнением, а воспитывающая — с формированием отношений.
Движущие силы процесса обучения:
· потребности личности;
· противоречия объективного и субъективного характера.
Противоречие становится движущей силой обучения, если оно отвечает условию:
· содержательно,т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознается ими как необходимость.
· соразмерно познавательному потенциалу учащихся.
Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Современная трактовка логики обучения определяется сочетанием индуктивно-аналитического и дедуктивно-синтетического представления процесса познания:
· При выборе индуктивно-аналитической логики, обобщение в виде понятий, определений, теорий, законов завершает (в основном) обучение.
· При выборе дедуктивно-синтетической логики, наоборот, обобщенные данные вводятся в начале изучения темы. В этом случае завершающим этапом обучения выступает конкретизация.
Структура процесса познания, основные его компоненты
В логике процесса обучения действует следующая схема познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.
Тема. Закономерности и принципы обучения.
Педагогический закон — это обобщённая, объективная, существенная и устойчиво повторяющаяся связь между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающая механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом (закономерность — это более широкое по объему понятие, чем «закон»).
Основные законы обучения.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения.
Закон отрицания отрицания.
3. Внешние и внутренние закономерности, их роль в процессе обучения.
Основная закономерность процесса обучения: Личность развивается путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей.
Внутренние или частные закономерности обучения.
1) Зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества.
2) Зависимость эффективности процесса обучения от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.).
3) Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром.
Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.
Принципы обучения, их классификация.
Принципы обучения — обобщённая система норм и требований к построению учебного процесса и управлению им (обусловлены закономерностями, определяют общую стратегию достижения целей обучения).
Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность.
Подход в педагогике (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.) — это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила — его отдельные стороны.
Все принципы обучения могут быть разделены на содержательные и процессуальные (организационно-методические). Такое деление помогает ответить на два основных вопроса дидактики
Содержательные принципы обучения (принципы организации пед. процесса) отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).
Организационно-методические принципы обучения (принципы управления деятельностью учащихся): преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности (прочности).
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Принципы обучения школьников. Классификация принципов обучения.
Принципы обучения
Дидактические принципы
Разработка принципов велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения великий педагог Ян Амос Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.
К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так:
— своевременность,
- постепенность,
- постоянство,
- твердость усвоения,
- ясность,
- самодеятельность учащихся,
- отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.
Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл и К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике:
1. Принцип сознательности и активности
2. Принцип прочности знаний
3. Принцип народности
4. Принцип доступности
5. Принцип связи теории с практикой
6. Принцип наглядности обучения
Принцип сознательности и активности в обучении
Данный принцип заключается в целенаправленном восприятии учебного материала, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.
Сознательность рассматривается в двух аспектах: как понимание изучаемого и как сознательное отношение к учению.
Принцип сознательности и активности требует осмысления изучаемого материала, понимания причин возникновения различных явлении, умения сознательно применять знания на практике .
Принцип прочности знаний
Способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться знаниями на практике, т.е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом и заключается главная особенность данного принципа.
Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Принцип народности обучения
Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни.
Данный принцип реализуется с помощью таких предметов, как: история, технология, география, обществознание и т.д.
Принцип доступности обучения
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на основе учета возрастных возможностей учащихся и соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний. С его помощью регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор метода изложения его на уроке, правильная дозировка домашних заданий. Слишком упрощенное содержание обучения снижает его развивающие и воспитательные возможности.
Я. А. Коменский говорил: «Всё подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте».
Принцип связи теории с практикой
Главная особенность данного принципа – это закрепление теории на практике.
При обучении практика служит главным образом для:
— углубления понимания учащимися теории,
— для закрепления,
— применения,
— проверки усвоенных знаний.
Принцип наглядности обучения
Ввел в процесс обучения Я. А. Коменский, назвав его золотым правилом дидактики.
Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо.
Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.
Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.
«Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» .
В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.
Только целостное применение принципов обучения позволит успешно решать задачи современной школы.
Нельзя придерживаться только одного принципа, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения.
kopilkaurokov.ru
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения. Педагогика: конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.
Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип сознательности и активности;
3) принцип наглядности;
4) принцип систематичности и последовательности;
5) принцип научности;
6) принцип доступности;
7) принцип прочности;
8) принцип взаимосвязи теории и практики;
9) принцип завершенности процесса обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:
1) обращать внимание на личность ученика;
2) научить учащегося мыслить причинно.
Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:
1) понимание целей и задач предстоящей работы;
2) опора на интересы учащихся;
3) воспитание активности у учащихся;
4) использование проблемного обучения;
5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.
Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:
1) использовать наглядные предметы;
2) изготавливать совместно учебные пособия;
3) использовать технические средства обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:
1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;
2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;
3) должна существовать логическая урочная система;
4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.
Принцип научности проходит при использовании следующих правил:
1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;
2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;
3) необходимо использование научных терминов;
4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;
5) необходимо поощрение исследовательской работы.
Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:
1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;
2) учет возрастных особенностей учащихся;
3) доступность, использование аналогий.
Принцип прочности основан на следующих правилах:
1) систематическое повторение учебного материала;
2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;
3) использование логики в обучении;
4) применение различных норм и методов контроля знаний.
Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:
1) практикой доказывать необходимость научных знаний;
2) информировать учащихся о научных открытиях;
3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;
4) приучать учащихся применять знания на практике.
Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:
1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;
2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Принципы обучения. Методы и классификация методов обучения
Принципы обучения. Методы и классификация методов обучения
Принципы процесса обучения– основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.
Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип сознательности и активности;
3) принцип наглядности;
4) принцип систематичности и последовательности;
5) принцип научности;
6) принцип доступности;
7) принцип прочности;
8) принцип взаимосвязи теории и практики;
9) принцип завершенности процесса обучения.
Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.
Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения.
Классификации методов обучения различны.
В зависимости от того, как действует ученик в обучении, можно выделить:
1) активные методы;
2) пассивные методы.
Деление методов, связанных с живым словом учителя, по источнику передачи и приобретения знаний включает:
1) словесные методы;
2) практические методы.
Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.
Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом:
1) на эвристические;
2) на исследовательские;
3) на объяснительно-иллюстративные;
4) на проблемные;
5) на репродуктивные.
По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации;
3) методы контроля и самоконтроля
Функции методов обучения подразделяются следующим образом:
1) обучающая;
2) развивающая;
3) мотивационная;
4) воспитательная.
cribs.me
Билет 4 В процессе развития трудового обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения. Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии. Дидакты по-разному подходят к понятию «принцип». Одни считают их нормой, определяющей методы дидактической работы учителя. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такого подхода считают, что учителю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством универсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы. Под принципами обучения понимают руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации. Классификация основных принципов обучения выделяет: · сознательности и активности; · наглядности; · систематичности и последовательности; · прочности; · научности; · доступности; · связи теории с практикой. Эти принципы составляют систему дидактических принципов. Принцип сознательности и активности. В его основе лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса, управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность усвоения учебного материала. Принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе – строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. Принцип систематичности и последовательности. Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков – они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется. Принцип прочности. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется. Принцип доступности. Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, применяемых учителем методов и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Принцип научности. Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего строгим соблюдением принципов его формирования и зависит от реализации учителями принятого содержания. Принцип связи теории с практикой. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. |
stydopedia.ru