Класс обществознание определение – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9 класс) на тему: Словарь терминов по обществознанию 8-9 класс | скачать бесплатно
Словарь терминов по обществознанию 8 класс
Словарь
Агенты социализации — факторы, помогающие становлению личности, — семья, ровесники, сверстники, друзья и приятели; к ним также относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации, которые помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения.
Акционерное общество — хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств участников, посредством выпуска и продажи акций.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая о доле в акционерном капитале общества, подтверждающая право на участие в управлении обществом и получение дивидендов.
Алкоголизм — хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, ведущее к физической, психической, социальной деградации личности.
Альтернативная стоимость — цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.
Банковский кредит — денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента.
Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
Безработные — трудоспособные граждане, которые не имеют работы и стабильного заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Биологическое и социальное в человеке — две стороны человеческой сущности. Первая — природное, телесное, живое в человеке, связанное с его организмом. Второе — свойства и качества человека, которые формируются и проявляются в обществе.
Блага — всё, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения его потребностей.
Валюта — денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны.
Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.
Глобализация — стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов.
Глобальные проблемы — проблемы, затрагивающие интересы всех государств и народов мира, ныне живущих и последующих поколений, требующие для своего решения объединённых усилий всех стран.
Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определённый период.
Гражданственность — моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству.
Гуманизм — человечность, признание достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать.
Дефицит государственного бюджета — превышение государственных расходов страны над государственными доходами.
Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) — сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Жизненные ценности и ориентиры — ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для выстраивания перспективы собственной жизни и отношений с другими людьми, обществом, государством.
Занятость — деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход.
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель рода человеческого.
Индивидуальное частное (единоличное) предприятие — предприятие, принадлежащее гражданину на правах частной собственности.
Инфляция — процесс обесценивания денег, который проявляется в форме роста цен на товары и услуги.
Командная экономика — экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества.
Конкурентоспособность товара — способность товара выдержать сравнение с аналогичными товарами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных.
Конкуренция — соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке.
Кредит — предоставление денег или товаров в долг на определённый срок, как правило, с уплатой процентов и на условиях возвратности.
Личность — человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством.
Малое предприятие — предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции.
Международная торговля — совокупность торговых связей и внешнеторговых отношений между торгующими друг с другом государствами.
Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определённых видов продукции, которыми эти страны обмениваются.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — законодательно устанавливаемый минимум оплаты труда наёмного работника.
Мировое хозяйство — взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.
Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности.
Мораль — особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
Налог — обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товаров и услуг, владельца того или иного имущества и иных получателей дохода.
Наркомания — болезненное, часто непреодолимое влечение к наркотическим средствам, приводящее к глубокому истощению психических и физических сил человека, к разрушению его личности.
Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.
Номинальный доход — сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.
Образование — процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.
Общественные блага — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
Общественные отношения — относительно устойчивые связи между индивидами, большими и малыми группами, этносами и другими объединениями людей во всех сферах человеческой деятельности.
Ограниченность ресурсов — недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.
Ответственность — способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.
Отклоняющееся поведение — поведение, которое не согласуется с социальными нормами.
Отрасль экономики — совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги.
Патриотизм — моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать его от врагов.
Подоходный налог — обязательный платёж, взимаемый государством с доходов физических и юридических лиц.
Потребности — нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.
Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям и хозяйственным организациям.
Предложение — желание и возможность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.
Предпринимательство — самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.
Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами на производство и реализацию этих товаров.
Прожиточный минимум — стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.
Производительность труда — количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов.
Производство — процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.
Равновесная цена — цена, по которой заключается реальная сделка (соглашение) купли-продажи на рынке.
Разделение труда — разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными производителями.
Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
Рынок — 1) место купли-продажи товаров и услуг; 2) совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Рыночная экономика — способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.
Свобода — возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.
Свобода совести — право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.
Смешанная экономика — современное хозяйство, в котором активную роль в решении основных экономических вопросов играют как рынок, так и государство.
Смысл жизни — философские размышления о цели, предназначении, содержании и направленности жизни, своём месте в мире.
Собственность — принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам — собственникам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности.
Совесть — внутренний самоконтроль того, как мы выполняем свой моральный долг.
Социализация — процесс становления личности.
Социальная мобильность — изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.
Социальная структура — совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определённые статусы, между социальными группами.
Социальные нормы — признанные правила, образцы поведения или действий индивидов, социальных групп.
Социальный статус — положение человека в обществе или группе, наделяющее его определёнными правами и обязанностями.
Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.
Спрос — желание потребителя купить конкретный товар, подкреплённое способностью оплатить покупку.
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.
Страхование — экономические отношения, включающие образование специального фонда средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями, путём выплаты страховых сумм.
Субсидия — помощь в денежной или натуральной форме, предоставляемая государством гражданам и хозяйственным организациям, местным органам власти, другим государствам.
Товар — продукт труда, произведённый для продажи.
Товарищество — объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела.
Традиционная экономика — экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов.
Услуги — экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.
Факторы производства — основные ресурсы, используемые в процессе производства.
Экономика — хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.
Экономическая свобода — возможность для участников хозяйственной деятельности выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, способов потребления благ и распределения доходов.
Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.
Экономические блага — средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
Этническая группа — общность, члены которой имеют объединяющие их устойчивые особенности культуры (включая язык) и осознают своё отличие от других подобных общностей.
studfiles.net
Классы людей в обществознании
Классы людей в обществознании.
Данная статья будет посвящена общественным классам, которые изучаются в обществознании.
Стоит сразу упомянуть, что классы в чистом виде существовали только в индустриальном обществе. Классовое деление в СССР представляло собой разделение общества всего на два класса: пролетариат (рабочий класс) и буржуазия (класс управленцев). Теория о классовом делении общества принадлежит К. Марксу. Под классом он понимал группу людей, определенным образом участвующих, в некий исторический период, в общественном производстве.
В традиционном обществе, вместо классов существовали сословия. Сословия представляют собой социальное неравенство, закрепленное в законе. Социальный статус того времени принадлежал человеку с рождения. В силу отсутствия социальной мобильности, социальный статус закреплялся у человека на всю жизнь. К сословиям на Руси относили: крестьян, рабов, бояр, дворян, купцов, духовенство.
Современное же общество, классифицируется по профессиональному критерию (врач, педагог, пожарный).
В целом, процесс деления общества на различные классы, называется — социальной дифференциацией.
В любом своем проявлении, объединение людей в классы, сословия, профессиональный слой — являются своего рода социальными группами. Социальная группа — объединение нескольких человек по каким либо признакам.
Классификация социальных групп:
1. По количеству участников: макрогруппы (большое количество людей), микрогруппы (малое количество людей).
2. По характеру взаимоотношений в группах: первичные (тесные взаимосвязи), вторичные (нет тесных взаимосвязей).
3. По способу регулирования отношений внутри группы: формальные (отношения урегулированы каким-либо документом), неформальные (не урегулированные формально).
4. По способу формирования группы: реальная (пол, возраст, национальность), номинальная (искусственно выведенная группа для целей статистики).
Стратификация постиндустриального общества подразумевает разделение на слои не только по профессиональному принципу, но и по политической принадлежности и экономическому статусу.
Подводя итог вышеизложенному, хочу отметить, что классы в обществе в разные временные периоды представляли собой абсолютно разную структуру. Изучая общественный строй того или иного времени необходимо отталкиваться от типа исторического развития общества, его динамичности и неповторимости.
Более подробную информацию Вы можете найти в лекциях по обществознанию.
xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai
Социальный класс — это… Что такое Социальный класс?
Запрос «Высший класс» перенаправляется сюда; об одноимённом сериале см. Высший класс (сериал).
Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.
В социально-классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений) и неосновные классы (остатки прежних классов в новой формации или зарождающиеся классы), а также различные слои общества.
«…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).
Понятие «социальный класс» начали разрабатывать ученые Англии и Франции в XVII—XIX веках. Ими рассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные, рабочие-капиталисты, собственники-несобственники. Французские историки Ф. Гизо и О. Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения. Английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо раскрыли внутреннее строение классов.
Деление на антагонистические (непримиримо борющиеся между собою) социальные классы впервые наиболее полно и развёрнуто описал Карл Маркс.
Социальные классы в марксизме
Согласно марксизму, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после — феодалы и крепостные крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третий класс — это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей.
Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание собственностью. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.
Все марксистские определения класса имеют три основные отличительные черты: Классы понимаются не просто как существующие «над» или «под» другими классами; они скорее всегда определяются с точки зрения их социального отношения к другим классам. Соотвественно, названия классов — не «высший», «средний» и «низший», а «капиталисты», «рабочие», «феодалы» и «крепостные».
Социальные отношения, определяющие класс, всегда анализируются прежде всего с точки зрения социальной, а не технической организации экономических отношений. Классовые отношения прежде всего определяются социальными отношениями в процессе производства, а не социальными отношениями в процессе обмена.
Но и среди марксистов нет согласия относительно того, какие классы существуют при современном капитализме. В спорах о его классовой структуре главную роль играет спор о «среднем классе». Все марксисты соглашаются, что индустриальные наемные работники физического труда принадлежат к рабочему классу и все они сходятся в том, что владельцы семейных предприятий относятся к классу капиталистов. Разногласия же начинаются при переходе к анализу проблемы «белых воротничков», — позиций, занимаемых высококвалифицированными специалистами и различными типами менеджеров.
Некоторые марксисты считают, что за исключением очень небольшого числа менеджеров высшего звена, непосредственно связанных с буржуазией посредством владения акциями, все наемные работники — это рабочий класс. Другие помещают многие категории наемных работников в сегмент мелкой буржуазии, который часто называют «новой мелкой буржуазией» — чтобы отличить её от традиционной мелкой буржуазии ремесленников, владельцев магазинов, производителей-индивидуалов. Третий вариант — это считать специалистов и менеджеров не частью мелкой буржуазии, а новым классом, называемым «классом специалистов и менеджеров» (КСМ) (Professional and Managerial Class). Этот класс определяется скорее специфической ролью, которую он играет в воспроизводстве классовых отношений, чем просто его позицией в рамках социальных отношений производства как таковых.
Немарксистские теории социальной стратификации
Альтернативой марксистской теории социальных классов стали работы М.Вебера, в которых были заложены основы современного подхода к изучению социальной стратификации. Вебер кроме экономического критерия (отношения к собственности и уровень доходов) учитывал также как социальный престиж (получение индивидом от рождения или благодаря своим личным качествам определенного социального статуса, позволяющего занять ему соответствующее место в социальной иерархии) и политическую власть.
Большой вклад в развитие теории социальной стратификации внесли также такие ученые, как Т. Парсонс, Р.Дарендорф, Б. Барбер, К. Девис, У. Мор, Р. Коллинз, П.А.Сорокин. Сторонники этой теории социальной стратификации считают, что понятие класса годится только для анализа социальной структуры обществ прошлого, а в современном обществе оно уже не применимо, так как возрастание роли наемных менеджеров привело к тому, что отношения собственности потеряли свою определенность, оказались размыты и поэтому понятие «класс» следует заменить понятием «страта» или слой, а общество рассматривать с точки зрения теории социальной стратификации, а не теории социально-классового строения общества. Страты, в отличие от класса, формируются не только по формальным экономическим признакам (наличие частной собственности, доход, профессии и др.), но и по таким признакам, как престиж, образ и стиль жизни, объем власти и авторитета.
В этих стратификационных моделях выделяются три уровня: высший слой (высший класс), средний слой (средний класс) и низший слой (низший класс). Высший слой — это элитарное меньшинство населения. Средний слой является основным слоем, который стабилизирует все общество. Низший слой занимают люди, опустившиеся на социальное «дно».
Б. Барбер указывал, что за последние сто лет западное общество проделало эволюции от пирамидального типа социальной структуры к ромбовидному типу. Он пишет, что «самый большой процент населения принадлежит по своему рангу к верхней, средней и нижней частям средних слоев, а не к остроконечной верхушке или основанию стратификационных пирамид».
Принятый в США вариант социальной стратификации:
- высший высший класс: руководитель общенациональной корпорации, совладелец крупной фирмы, высший военный чин, федеральный судья, крупный архитектор, известный врач, архиепископ;
- высший класс: руководитель средней фирмы, врач с частной практикой, адвокат, преподаватель университета;
- высший средний класс: преподаватель муниципального колледжа, менеджер среднего звена, учитель средней школы;
- средний средний класс: банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, менеджер супермаркета, квалифицированный столяр;
- низший средний класс: автомеханик, парикмахер, бармен, квалифицированный рабочий, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика;
- средний низший класс: среднеквалифицированный рабочий, водитель такси;
- низший низший класс: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, дворник, мусорщик, неработающие, полностью зависящие от программ государственного вспомоществования.
В последнее время учёными выделяется ещё один класс, класс когнитариата.[1]
См. также
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
Понятие «класс»: определение и понятие
Понятие «класс» является предметом анализа для социологов, политологов, антропологов и социальных историков. Однако не существует единого определения этого понятия, и термин имеет широкий диапазон иногда противоречивых значений. В общем, понятие «класс» обычно является синонимом социально-экономического класса, который определяется как «большая группа людей, имеющих одинаковый социальный, экономический, культурный, политический или образовательный статус». Например: «рабочий», «новый профессиональный» и т. д. Тем не менее ученые отделяют социальный и социально-экономический статус друг от друга, причем в первом случае они ссылаются на относительно стабильный социокультурный фон, а во втором — на текущую социально-экономическую ситуацию, которая делает этот статус более изменчивым и непостоянным.

Классы: понятие по истории
Исторически сложилось так, что страта и ее социальная роль иногда устанавливались законом. Например, разрешенный режим в строго регламентированных местах, разрешение на роскошь лишь для аристократии и т. д. Качество и разнообразие одежды по-прежнему являются отражением понятия социального класса, ибо так исторически сложилось.

Теоретические модели
Определения социальных ролей отражают ряд социологических школ, которые одновременно связаны с антропологией, экономикой, психологией и социологией. Главными школами исторически были марксизм и структурный функционализм — именно они задавали основные понятия страт в социологии, философии и политологии. Общая стратиграфическая модель делит общество на простую иерархию рабочего, среднего и высшего класса. В академических кругах появляются две широкие школы определений: те, которые соответствуют социологическим стратовым моделям XX века, и те, которые соответствуют историческим материалистическим экономическим моделям XIX века, актуальным для марксистов и анархистов.
Другое различие в трактовке понятия «класс» может быть проведено между аналитическими социальными концепциями, такими как марксистская и веберовская, а также эмпирическими, такими как подход к социально-экономическому статусу, который отмечает соотношение доходов, образования и богатства с социальными результатами без необходимости учета отношения к определенной общественной структуре.
Классы по Марксу
Для Маркса общественное положение — это сочетание объективных и субъективных факторов. Объективно оно разделяет общую связь со средствами производства. Субъективно же члены одной страты обязательно будут иметь некоторое восприятие («классовое сознание») и сходство общих интересов. Классовое сознание — это не просто осознание собственного группового интереса, но и совокупность общих взглядов на то, как общество должно быть организовано юридически, культурно, социально и политически. Эти коллективные отношения воспроизводятся во времени.
В марксистской теории структура капиталистического общества характеризуется нарастающим конфликтом между двумя основными общественными формациями: буржуазией или капиталистами, которые обладают всеми необходимыми орудиями производства, и пролетариатом, который вынужден продавать свою собственную рабочую силу, существуя за счет «унизительного» (по мнению марксистов) наемного труда. Это фундаментальная экономическая структура соотношения труда и собственности обнажает противоестественное состояние неравенства, которое якобы легитимизируется через культуру и идеологию. Понятие слова «класс» в марксизме тесно связано с понятиями базиса и надстройки.
Марксисты объясняют историю «цивилизованных» обществ в терминах борьбы между теми, кто контролирует производство, и теми, кто производит товары или услуги в обществе. В марксистском взгляде на капитализм это конфликт между капиталистами (буржуазией) и наемными рабочими (пролетариатом). Для марксистов фундаментальный антагонизм коренится в ситуации, когда контроль над общественным производством обязательно влечет за собой контроль над группой людей, производящей товары — в капитализме это эксплуатация рабочих буржуазией. Потому понятие «класс» в марксизме имеет довольно специфический политический окрас.

Вечная борьба
Метаисторический конфликт, зачастую называемый «классовой войной» или «классовой борьбой», представляет собой, в представлении марксистов, извечный антагонизм, существующий в обществе из-за конкурирующих социально-экономических интересов и желаний между людьми разных социальных страт.
Для Маркса история человеческого общества была историей классового конфликта. Он указал на успешный подъем буржуазии и необходимость революционного насилия в обеспечении прав буржуазии, которые поддерживали капиталистическую экономику.
Маркс утверждал, что эксплуатация и нищета, присущие капитализму, были уже существующей формой этого конфликта. Маркс считал, что наемным работникам нужно будет восстать, чтобы обеспечить более справедливое распределение богатства и политической власти.
Классы по Веберу
Вебер вывел многие из своих ключевых концепций социальной стратификации, изучив социальную структуру многих стран. Он отметил, что, вопреки теориям Маркса, стратификация основывается не только на владении капиталом. Вебер отметил, что некоторые члены аристократии не имеют экономического богатства, но тем не менее могут иметь политическую власть. Аналогичным образом в Европе многие богатые еврейские семьи испытывали недостаток в престиже и честности, поскольку считались членами группы «париев».

В пик исторического материализма Маркса Вебер подчеркнул важность культурных влияний, вложенных в религию, как средство понимания генезиса капитализма. Протестантская этика была самой ранней частью более широкого исследования Вебера, посвященного мировой религии — он продолжил изучение религий Китая, Индии и древнего иудаизма с особым учетом их различных экономических последствий и условий социальной стратификации. В другой крупной работе «Политика как призвание» Вебер определил государство как предприятие, которое успешно заявляет о «монополии на законное использование физической силы на данной территории». Он также первым классифицировал социальную власть в различных формах, которые он назвал харизматичными, традиционными и рационально-правовыми. Его анализ бюрократии подчеркивал, что современные государственные институты все чаще основываются на рационально-правовой власти.
Современная трехсторонняя модель
Сегодня принято считать, что общество состоит из трех элементов: очень богатого и мощного высшего класса, который владеет и контролирует средства производства, срединной страты, состоящей из профессиональных работников, владельцев малого бизнеса и менеджеров низкого уровня, и более низкой социальной группы, которая полагается на низкооплачиваемую зарплату за свои средства к существованию и часто сталкиваются с бедностью. Такое разделение сегодня существует во всех странах. Трехсторонняя модель стала настолько популярной, что из социологии давно перекочевала в бытовой язык.
Когда где-либо просят дать определение понятия «класс», то подразумевают как раз эту привычную всем модель.
Вершина пирамиды
Вершина пирамиды социально-экономических отношений — это социальный класс, состоящий из богатых, благородных, могущественных людей. Обычно они имеют наибольшую политическую власть. В некоторых странах достаточно быть богатым и успешным, чтобы позволить себе войти в эту категорию людей. В других только люди, которые рождаются или вступают в брак в определенных аристократических семьях, считаются членами этой страты, а те, кто приобретают большие богатства посредством коммерческой деятельности, смотрят на аристократию как на нуворишей.
Например, в Соединенном Королевстве высшие классы — это аристократия и члены королевской семьи, а богатство играет менее важную роль в статусе. У многих пэров и прочих носителей титулов есть места, прикрепленные к ним, причем обладатель титула (например, граф Бристоль) и его семья являются хранителями дома, но не владельцами. Многие из них требуют больших затрат, поэтому аристократам обычно требуется богатство. Многие дома являются частями поместий, принадлежащих и управляемых владельцем титула с денежными средствами, полученными за счет торговли землей, арендной платы или других источников дохода. Однако в Соединенных Штатах, где нет аристократии или королевской власти, самый высокий статус принадлежит чрезвычайно богатым, так называемым «сверхбогатым» людям. Хотя даже в Соединенных Штатах у представителей старых благородных фамилий есть привычка смотреть сверху вниз на тех, кто заработал свои деньги в бизнесе: там это называется борьбой между New Money и Old Money.
Высший класс, как правило, составляет 2 % населения. Его члены часто рождаются уже со своим статусом и отличаются огромным богатством, которое передается из поколения в поколение в форме имений и капиталов.

Середина пирамиды
Любая система, состоящая из трех элементов, подразумевает, что между нижним и верхним элементом будет стоять что-то промежуточное, как между молотом и наковальней. То же самое касается и социологии. Понятие среднего класса в социологии подразумевает большую группу людей, которые социально и экономически находятся между низшим и высшим классами. Одним из примеров вариативности этого термина является то, что в Соединенных Штатах слово «средний класс» применяется по отношению к людям, которые в другом месте считались бы представителями пролетариата. Таких работников иногда называют «служащими».
Очень многие теоретики, такие как Ральф Дахрендорф, заметили тенденцию к увеличению количества и влияния среднего класса в современных развитых обществах, особенно в связи с нуждой в образованной рабочей силе (проще говоря — специалистах) в высокотехнологической экономике.
Нижняя часть пирамиды
Низший класс — это люди, работающие на низкооплачиваемых рабочих местах с очень низкой экономической безопасностью. Этот термин также относится к лицам с низким доходом.
Пролетариат иногда разделяется на тех, кто нанят, но не имеет финансовой безопасности («работающий бедный»), и неработающих бедных — тех, кто является безработным в долгосрочной перспективе и/или бездомным, особенно тех, кто получает дотации от государства. Последнее аналогично марксистскому термину «люмпен-пролетариат». Члены рабочего класса в Америке иногда называются «синими воротничками».

Роль социальных страт
Социально-экономический класс человека имеет широкомасштабные последствия для его жизни. Это может повлиять на школу, которую он будет посещать, его здоровье, доступность рабочих мест, возможность вступить в брак, доступность социальных служб.
Ангус Дитон и Энн Кейс проанализировали уровень смертности, связанный с группой белых американцев в возрасте от 45 до 54 лет и их отношением к определенному классу. Растет число самоубийств и смертей от злоупотребления психоактивными веществами в этой конкретной группе американцев. Эта группа также была зарегистрирована с увеличением числа сообщений о хронических болях и плохом общем состоянии здоровья. Дитон и Кейс пришли к выводу из этих наблюдений, что из-за постоянного напряжения, которое эти американцы чувствуют из-за борьбы с бедностью и постоянного колебания между низшим и рабочим классом, страдает не только разум, но и тело.
Социальные стратификации также могут определять спортивные мероприятия, в которых участвуют представители тех или иных классов. Предполагается, что представители высших слоев общества с большей вероятностью будут участвовать в спортивных мероприятиях, тогда как люди низкого социального статуса с меньшей вероятностью будут участвовать в них.
Популярная утопия
«Бесклассовое общество» описывает строй, в котором никто не рождается в рамках определенной социальной группы. Различия в богатстве, доходах, образовании, культуре или социальных связях могут возникать и определяться только индивидуальным опытом и достижениями в таком обществе.
Поскольку эти различия трудно избежать, сторонники этого строя общества (например, анархисты и коммунисты) предлагают различные средства для его достижения и поддержания и придают разную степень важности ему как логическому завершению своих политических целей. Часто они отвергают необходимость понятия социального класса как таковую.

Бесклассовое общество и эволюция марксизма
Маркс еще в XIX веке отметил, что должна быть некая переходная форма между обществом капитализма и обществом коммунизма. Это переходное звено, которое он назвал социализмом, по-прежнему было бы классовым, но вместо капиталистов в нем правили бы рабочие. Будучи правящей силой, рабочие затем развивали бы производительные мощности до стадии, где могло бы быть всестороннее развитие каждого человека и мог бы быть реализован принцип «каждому по его потребностям».
В Соединенных Штатах силы производства уже развиты до такой степени, что бесклассовое общество теоретически может существовать. Хотя, по словам Маркса, оно может быть реализовано лишь при коммунизме. Но со времен Русской революции все современные виды социалистов отделились от коммунистов с точки зрения политической организации, но никогда не сомневались в том, что социализм является лишь переходным обществом на пути к коммунизму и что только при коммунизме может быть бесклассовым обществом.
Как революционные социалисты пришли к тому, чтобы остановиться лишь на социализме, все еще претендуя на право называть себя марксистами? Переломным моментом стала Русская революция. Если бы большевики никогда не совершали революцию, социализм и коммунизм как конечная цель оставались бы частью марксистской идеологии, и марксистские организации всего мира могли бы продолжать свою борьбу против капитализма в одиночку.
Понятие «класс» в математике
Это слово имеет множество специальных значений в математике. В этой области оно относится к группе объектов с некоторым общим свойством.
В статистике определение понятия «класс» подразумевает под собой группу значений, по которым данные привязываются для вычисления частотного распределения. Диапазон таких значений называется интервалом, границы интервала называются ограничениями, а середина интервала называется меткой.
Вне теории слово «класс» иногда используется в качестве аналога слова «набор». Эта привычка восходит к особому периоду в истории математики, когда их не отличали от понятия множеств, как в современной теоретико-множественной терминологии. Многие дискуссии о них в XIX веке и ранее на самом деле относятся к наборам или, возможно, к более двусмысленной концепции. Схожую трансформацию прошло и понятие о классах глагола.
Другой подход применяется аксиомами фон Неймана-Бернайса-Геделя (NBG) — классы являются основными объектами в этой теории. Однако аксиомы существования класса NBG ограничены, так что они только количественно определяют по множеству. Это приводит к тому, что NBG является консервативным расширением ZF. Каким бы ни было понятие класса, множество всегда является его атрибутом.
Теория множеств Морзе-Келли допускает правильные классы как базовые объекты, такие как NBG, но также позволяет количественно определять их в своих аксиомах. Это заставляет MK быть строго сильнее, чем NBG и ZF.
В других теориях множеств, таких как «новые основы» или «теория полусетей», понятие «правильный класс» по-прежнему имеет смысл (не все они являются множествами). Например, любая теория множеств с универсальным множеством имеет собственные наборы, которые являются подклассами множеств.
Каждый подобный элемент является множеством — это знают все, кто знаком с математикой. Классы — основное понятие в данных математических теориях.
fb.ru
Классы общественные это что такое Классы общественные: определение — Политика.НЭС
Общественный класс
группа людей, занимающих в обществе одинаковое социальное и экономическое положение; в основе классовой системы может лежать экономическое неравенство или профессиональный статус.
Оцените определение:
Источник: Политология: глоссарий по книге
Классы общественные
— это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношениям к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Л., 39, 15).
Оцените определение:
Источник: Краткий политологический толковый словарь
Классы общественные
1) относительно устойчивые социальные группы , имеющие общие интересы и ценности (напр., крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.). Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества (марксизм, социализм). Выдвигаются разные критерии деления общества на классы и социальные группы (возрастные, экономические, профессиональные, система прав и обязанностей, социальный статус и др.) (стратификация, сословие, статус). В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов;
2) один из основных типов социальной стратификации (элементов социальной структуры) наряду с кастой и сословием. В теоретической социологии можно выделить три подхода к анализу классов: два из них берут начало в работах К. Маркса и М. Вебера, рассматривавших различные экономические факторы в качестве классообразующих; существует и альтернативный подход, представленный некоторыми современными исследованиями социальной стратификации, при котором класс не определяется чисто экономически. К. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на буржуазию и пролетариат. В.И. Ленин определял классы как большие группы людей, отличающиеся друг от друга местом в системе общественного производства и ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства и возможностью присвоения труда другой группы, способом получения и размером доли общественного богатства. М. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, а другими — квалификация, образование и статус (социальное уважение). Вебер различал четыре класса: (1) класс собственников; (2) класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; (3) традиционный мелкобуржуазный класс мелких собственников и торговцев; (4) рабочий класс. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.
Оцените определение:
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
politike.ru
Обществознание — это… Что такое Обществознание?
Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.[1]
Обществознание как предмет в средней школе
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).
В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).
Обществознание как комплекс наук
Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике[источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).
Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.).[источник не указан 675 дней]
Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными».[источник не указан 675 дней]
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Сычев А. А. Обществознание. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. С. 5.
dic.academic.ru
КЛАСС это что такое КЛАСС: определение — Политика.НЭС
КЛАСС
лат. classis разряд, класс) — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределение благ в обществе), власти, социальному престижу.
Оцените определение:
Источник: Политология: Словарь-справочник
Классы
большие группы людей, отличающиеся друг от друга по способам получения доли общественного богатства, по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают, по их закрепленному и законам отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда.
Оцените определение:
Источник: Политико-терминологический словарь
Класс
социальная группа, отличающаяся от других групп доступом к богатству, власти и социальным престижем. В марксизме классы различаются по отношению к средствам производства (земля, природные ресурсы, заводы). Господствующие классы обладают средствами производства, эксплуатируемые классы лишены их.
Оцените определение:
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
КЛАСС
относительно устойчивая группа людей, имеющих общие интересы и ценности. Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества (см. Марксизм, Социализм). В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов.
Оцените определение:
Источник: Словарь по политологии
Класс
один из основных типов социальной стратификации (элементов социальной структуры) наряду с кастой и сословием. В теоретической социологии можно выделить три подхода к анализу классов: два из них берут начало в работах К. Маркса и М. Вебера, рассматривавших различные экономические факторы в качестве классообразующих; существует и альтернативный подход, представленный некоторыми современными исследованиями социальной стратификации, при котором класс не определяется чисто экономически. К. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на буржуазию и пролетариат. Постоянное стремление буржуазии к извлечению прибыли влечет за собой эксплуатацию пролетариата и, как полагал Маркс, его растущее обнищание. В этих условиях у рабочих развивается классовое сознание, и пролетариат должен превратиться из «класса в себе» (чисто экономически определяемая категория, означающая отсутствие классового самосознания) в «класс для себя», состоящий из рабочих, обладающих классовым мировоззрением и готовых вести классовую борьбу с капиталистами. В.И. Ленин определял классы как большие группы людей, отличающиеся друг от друга отношением к средствам производства, местом в системе производства, ролью в организации труда и размером и формой получаемых благ. Современные концепции класса часто противоречат марксистскому подходу. Отделение собственности на капитал от менеджмента и контроля над индустрией превращает «отсутствие собственности» в такую широкую категорию, что при ее использовании невозможно провести различие между группами, занимающими разные экономические позиции, например, между менеджерами и рядовыми рабочими. М. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, а другими — квалификация, образование и статус (социальное уважение). Вебер различал четыре класса: (1) класс собственников; (2) класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; (3) традиционный мелкобуржуазный класс мелких собственников и торговцев; (4) рабочий класс. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.
Оцените определение:
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
КЛАССЫ
лат. classis — разряд) — большие группы людей, по теории Маркса, являющиеся основой, на которой формируется политическая организация общества. Понятие классов появилось в науке XIX в. в связи с их развитием и классическим оформлением в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс, независимо друг от друга, пришли к теоретическому выводу о том, что классовая борьба — основной момент современной истории.
Можно считать, что теория классов связана с первоначальным этапом развития промышленного общества. Резкая граница между буржуа и пролетариями, а также представление о том, что общество идет к классической, по Марксу, социальной структуре, состоящей из небольшого числа крупнейших капиталистов и пролетарской массы и иных наемных работников выступили в качестве основы для теоретических выводов коммунистов. Маркс приходит к выводу, что историю определяет классовая борьба, а не иные социальные институты. В буржуазном обществе классовая борьба осуществляется между классами капиталистов и наемных рабочих; компромисс между ними невозможен, и пролетариат осуществит революцию, которая в своем развитии преодолеет классовое построение общества.
В теории коммунизма классы различаются в зависимости от их отношения к средствам производства, от места в общественном разделении труда и принадлежности к общественному богатству (В. И. Ленин). По учению Маркса, преодоление классов возможно путем установления власти пролетариата (диктатура пролетариата) и отмены частной собственности на средства производства. Эти предпосылки, как считают коммунисты, позволят минимизировать отчуждение всех членов общества от культуры посредством превращения труда в источник всестороннего развития человека и увеличения свободного времени. Революционная попытка в России и других капиталистических странах уничтожить частную собственность на средства производства не привела, в конечном счете, к ликвидации эксплуатации. С обобществлением собственности связан кризис реального социализма. Научно-технический прогресс так изменил промышленность, что численность рабочего класса снизилась (около 15% в развитых странах). Это уменьшило его политическую роль. В перспективе возможен переход к безлюдным технологиям производства материальных благ. Это обстоятельство позволяет сделать вывод, что классовое деление в современном обществе перестает быть основой политических процессов и конфликтов. В то же время нельзя отрицать наличие классовых противоречий. Особенно классовые отношения актуальны в России. В нашей стране всегда основная масса населения характеризовалась высоким уровнем эксплуатации. Как ни странно, демократические реформы еще больше усилили эксплуатацию наемной рабочей силы. Поэтому политическая ситуация в современной России носит ярко выраженный классовый характер.
Оцените определение:
Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова
КЛАСС
(class) Оксфордский словарь английского языка дает следующее определение класса: «Разделение общества или порядок в обществе согласно статусу; разряд, категория общества». Но это определение класса столь же разъясняет, сколь и вносит путаницу. Маркс (Мarx) или Вебер (Weber) вкладывали в это понятие другой смысл. Вебер специально разделяет понятия класса и статуса. По Марксу, принадлежность к классу определяется отношением к средствам производства. Тот, кто контролирует средства производства, принадлежит к классу помещиков или капиталистов. Если человеку нечего предложить, кроме своей рабочей силы, он принадлежит пролетариату (proletariat). Маркс и Энгельс (Engels) полагали, что «общество в целом все более раскалывается на два огромных класса, непосредственно противостоящих друг другу: буржуазию (buorgeoisie) и пролетариат» и что «управление современным государством представляет собой комитет по управлению делами буржуазии» («Коммунистический манифест») (1848). У буржуазии и пролетариата прямо противоположные классовые интересы, Политика и экономика – игра с нулевой суммой (zero-sum game). Маркс уточнил (некоторые скажут: запутал) свою модель двухклассового общества, подчеркнув, что «класс в себе» вовсе не обязательно «класс для себя». Только когда пролетариат начнет осознавать общность своих интересов и необходимость противостоять буржуазии, он может стать революционным классом. Люди с ложным сознанием (false consciousness) порой заблуждаются и не сознают, в чем заключаются их истинные классовые интересы. Однако Маркс не всегда строго придерживался двухклассовой модели общества. Например, в «Коммунистическом манифесте» отмечено, что рабочий класс может «вынудить законодательно признать определенные интересы рабочих, воспользовавшись отсутствием согласия в рядах буржуазии. Так, в Англии был принят закон о десятичасовом рабочем дне». (Этот закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня, приняли после ожесточенной полемики и при поддержке большинства тори в противовес вигам.) В статьях и политических комментариях Маркс признавал сложность расстановки классов в обществе. Так, он выделял «финансовую аристократию, промышленную буржуазию, средний класс, мелкую буржуазию, армию, люмпен-пролетариат, интеллектуальную элиту, церковников и сельское население», объединившихся против городского пролетариата, восставшего в Париже в 1848 г. Или, например, писал, что «(Луи) Бонапарт (Bonaparte) представляет класс, и это наиболее многочисленный класс французского общества, класс малоземельных крестьян» («18 брюмера Луи Бонапарта») (1852). Веберу предстояло уточнить разницу между классом и статусными группами. По его мнению, «положение по статусу не определяется только классовой принадлежностью: обладание деньгами или положение предпринимателя сами по себе не подтверждают наличие статуса, хотя могут стать таковым. Отсутствие собственности само по себе не свидетельствует об утрате статуса, хотя может привести к ней». Отсюда становится понятной суть любой викторианской мелодрамы и современной комедии положений. Некий граф N и мойщик окон, работающий на себя, принадлежат к одному классу (как собственники производства), но находятся в разных социальных группах. Мойщик окон в доме у графа и его дочь, моющая окна на фабрике, где она работает, имеют одинаковый социальный статус, но принадлежат к разным классам. К сожалению, английское слово «класс» используется в обоих значениях, в то время как в родном для Маркса и Вебера немецком языке, эти понятия различаются. Обычно рассуждения о классах и политике на самом деле представляют собой рассуждения о социальных группах и политике. Например, в Великобритании при исследовании электорального поведения население традиционно подразделяется по классификации Общества рыночных исследований: A – руководители, администраторы, профессионалы высшего звена; B – управленцы, администраторы и профессионалы среднего звена; C1 – руководители, служащие, администраторы или профессионалы низшего звена; C2 – квалифицированные рабочие; D – полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие, занятые в сфере ручного труда; E – государственные пенсионеры, рабочие, не имеющие постоянной работы. Подобная классификация вполне приемлема для исследований рынка, но не для политических оценок. Рекламодатели должны знать, что нет смысла рекламировать товары, предназначенные для групп A и B, среди групп D и E, и наоборот. Но это не имеет ничего общего с понятием класса. При схожести структуры своего потребления мойщики окон, работающие на себя и по найму, при голосовании ведут себя по-разному. Так же обстоит дело с управляющими, которые получают зарплату, и владельцами предприятий. В настоящее время для изучения поведения электората используется более совершенная классификация социальной принадлежности. Она выделяет владельцев собственности и управляющих, мелкую буржуазию (мелких собственников) (petite-bourgeois) и рабочий класс. Современные марксисты никак не могут решить, следует ли относить управляющих (которые контролируют людей и капитал, не являющийся их собственностью) и мелких торговцев (которые владеют собственностью, но слишком незначительной, чтобы контролировать еще что-то, не говоря уже об управлении другими людьми) к «противоположным классам» (см., например, Пулантцас). В то же время само по себе разделение людей на категории весьма спорно. Существует, однако, и другая точка зрения, склоняющаяся к тому, что формальное разделение людей на категории не имеет значения, если их классовая принадлежность и без того ясна. См. также: middle class, working class, class consciousness).
Оцените определение:
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
politike.ru