Класс обществознание определение – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9 класс) на тему: Словарь терминов по обществознанию 8-9 класс | скачать бесплатно

Тренажер «Термины». Обществознание, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Тренажер «Термины». Обществознание, 8 класс»

Тренажер «Термины»

Обществознание, 8 класс.

Человек

  • биосоциальное существо

Индивид

  • это отдельно взятый представитель рода человеческого

Инд и в и дуальность —

  • Человек наделенный такими признаками, которые принадлежат только ему одному-единственному (отпечатки пальцев).

Личность —

  • Это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством.

Мирово зз рения —

  • Это систему взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности.

Общество —

  • это часть мира, отличающаяся от природы. 
  •   это все человечество в его истории, современности и перспективе

общественные отношения —

  •   это взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности

Эволюция —

  • Это постепенные изменения, преемственность в развитии различных сторон общества

Пр о гре сс

  • Это движение от более простого к более сложному

Р е гре сс

  • Это упадок, возврат к более примитивным формам организации. 

Революция

  • Это коренное изменение во всех сферах жизни общества.

Реформа

  • Это продуманные и организованные преобразования со стороны властей какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя.

  глобализация —

  • Это усиление связей и взаимозависимостей людей, народов, государств.

Культура

  • Это все то что создал человек.

мораль —

  • это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра в зла, справедливости и несправедливости

нравственность —

  • это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д

Добро —

  • Это все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло —

  • Это то что противоположно добру. Это —насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство

Долг

  •   Это определенные объективные обязанности и ответственность перед каждым из окружающих, перед всем обществом.

Совесть —

  • это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. 

Свобода

  • Возможность действовать по своему усмотрению.

Образование

  • это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Самообразование

  • Это проявление личного интереса к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений.

Наука

  • Это сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нем.

Религия —

  • Совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверъестественных сил.

Потребности —

  • это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

экономические блага

  • Это  средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономическая система

  • Это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Традиционная экономика 

  • экономическая система, которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене, Основные экономические вопросы решаются и соответствии с обычаями и традициями (все делать так, как раньше).

Рыночная экономика  —

  • способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.

Командная экономика  —

  • экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ. 

Смешанная экономика —

  • В ее основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Смешанная экономика современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. 

имущественные отношения —

  • это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность

Собственность —

  • Это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам — собственникам;
  • принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности. 

Конкуренция  —

  • Это соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле.

  Спрос —

  • это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение  —

  • это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Производство —

  •   это процесс создания экономических благ {товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

Отрасль экономики —

  • совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.

Продукт

  •   результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах.

Товар —

  •   продукт труда, произведенный для продажи

Услуги —

  • экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

факторы производства —

  • Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства

производительность —

  • Это количество товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов

разделение труда —

  • Это разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками

Специализация —

  • это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

предпринимательство  —

  • самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли. 

Фирма —

  • коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Налог —

  • обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества. 

Государственный бюджет —

  •   сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Облигация —

  • документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определенной суммы за использование одолженных денег. 

Прожиточный минимум —

  • стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

Потребление 

  • использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. 

Страхование —

  • экономические отношения, включающие образование специального фонда (страхового фонда) средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховые случаи), путем выплаты страховых сумм.

Инфляция —

  • Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги

Номинальный доход  —

  • сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени. 

Реальный доход  —

  • количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Сбережения 

  • часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Процент  —

  • цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени.

%

Безработица  —

  • положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие)

Занятость —

  • деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящей, как правило, доход.

Мировое хозяйство —

  •   взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам. 

внешняя торговля —

  • торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг.

международное разделение труда —

  • специализация стран на производстве той или иной продукции, для производства которой в них имеются наиболее благоприятные условия. 

Валюта —

  • денежная единица какой-либо страны, т. е. денежная единица, находящуюся в обращении внутри страны.

социальная мобильность

  •   Перемещения отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы

социальный статус —

  • Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями

Социальная роль

  • Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение. Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.

  национальность —

  • Это принадлежности к той или иной этнической общности. Иными словами, этническая группа — это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. 

Отклоняющееся поведение —

  • ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами.

multiurok.ru

Что такое знание? Определение по обществознанию, категории знаний

Знания являются основой нашего существования в этом мире, созданном человеком по законам, сформированным человеческим социумом. Огромные массивы информации различного плана стали нашим наследием, благодаря открытиям предков.

Знания и умения — вот то, на что ориентирует нас та система, в которую мы попадаем чуть ли не сразу после рождения. И это замечательно, что мы можем воспользоваться готовыми данными, делая на их основе свои выводы.

Но что такое знание? Определение по обществознанию и другие понятия, сопутствующие этому, интересуют нас в нашей статье. Надеемся, что собранная информация поможет осознанно подойти к проблеме знаний и принять их значение в жизни современного человека.

Что такое знание? Определение по обществознанию

Одна из наук обо всех явлениях, связанных с общественной жизнью человека, — это обществознание. Она дает нам понятное определение этого термина. Итак, в соответствии с терминологией обществознания, знание — это результат познавательной (в других источниках — когнитивной) деятельности человека.

Кроме того, знание — это некая форма, в которой существуют сформулированные выводы и фиксированные факты, систематизируются и сохраняются с целью передачи и использования.

Знание и познание

Кроме непосредственного вопроса, что такое знание (определение по обществознанию мы привели выше) стоит разобраться и в сопутствующих понятиях. Самым актуальным для полного рассмотрения вопроса считаем понятие познание.

Познание — это процесс, через который человек получает те или иные знания. Факты об объективной реальности отражаются в сознании человека, занимая там свое место. Субъектом познания является сам человек, а объектом — тот массив фактов о явлениях и предметах действительности, собранный и представленный в определенном виде.

Характеристики знаний

Расшифровкой понятия «знание» занимается не только обществознание, но и философия, психология. Так, в современной философии до сих пор актуальны споры по поводу того, какая полученная информация является знанием.

По сложившемуся мнению современных мыслителей, чтобы перейти в эту категорию, информация должна обладать некоторыми признаками, а именно, быть истинной, подтвержденной и заслуживающей доверия.

Как можно увидеть, все критерии весьма относительны и субъективны. В этом и причина открытости данного вопроса для современных наук, к которым относятся и вопросы по обществознанию.

Классификации знаний

Знание — обширная категория обществознания. Поэтому неизбежна и широкая классификация этого понятия. Включает оно множество различных критериев, одни из которых — очевидные, другие же — результат мысли исследователей-философов.

Так, одна из очевидных классификаций знаний — по носителю, иными словами, по местонахождению знаний. Как мы можем представить, хранятся они в памяти людей, печатных изданиях, всевозможных электронных носителях, в базах данных и прочих.

Более интересная, на наш взгляд, классификация знаний, — по степени научности. В соответствии с ней, знания бывают научными и ненаучными. Каждый вид имеет свои подвиды.

Так, научные знания могут быть эмпирическими (полученными в результате собственных наблюдений, познания) и теоретическими (восприятие как истины абстрактных моделей данных о мире — таблиц, схем, абстракций, аналогий).

Разновидностей ненаучных знаний больше, и они сами по себе интересны как категории. К ненаучным знаниям относятся те, которые являются данными об элементарных бытовых вещах, — обыденно-практические. Псевдонаучные знания — те, что оперируют известными научными гипотезами, еще не нашедшими подтверждения или опровержения. Лженаучные знания — это то, что мы называем предрассудками, заблуждениями, домыслами. Существуют также квазинаучные (насаждаемые теориями, но не подтвержденные фактами), антинаучные (утопические, подрывающие представление о реальности), паранаучными (которым пока не представляется возможности отыскать подтверждение).

Вопросы по обществознанию рассматривают небольшую часть видов знаний. Однако с целью самообразования интересно знать о существующих теориях и разделениях информационных массивов, накопленных человечеством.

Заключение

Мы рассмотрели в нашей статье одно из основополагающих определений науки обществознания — знание. Так что такое знание? Определение по обществознанию говорит нам, что это результат познавательной деятельности человека, а также и форма, в которой хранится и передается этот результат.

Современная классификация знаний очень широка и учитывает множество критериев. И наши обыденные, и профессиональные знания, и исключительно научные факты, и утопические гипотезы — все это отдельные виды и подвиды знаний.

Надеемся, наша статья оказалась интересной для вас.

fb.ru

Обществознание. 7-8 класс

1. Соотнесите понятие и определение.

Понятие:
1. Гражданин.
2. Гражданство.
3.Правовой статус гражданина.

Определение:
а) Совокупность прав и обязанностей гражданина.
б) Лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством.
в) Устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.

2. Дайте определение понятиям: гуманизм, культура, личность, экономика, нация.

3. Расставьте заданные понятия в логической последовательности.

Понятия:
а) Человек осваивает природу.
б) Человек приспосабливается к природной среде.
в) Человек зависит от природы.
г) Человек преобразует природу.

4. Закончите определение:
«Унитарное государство – это государство:

а) части которого объединены одной религией и одними культурными традициями;
б) в названии которого есть слово «союз»;
в) состоящее из единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства, в них назначаются управителями, которые формируют местные органы управления».

5. Гражданское общество – это деятельность:

а) государственных органов;
б) граждан и их организаций;
в) религиозных организаций;
г) судебных органов.

6. Что характерно для рыночной экономики?

А) преобладание государственных предприятий;
Б) самостоятельность предприятий в вопросах производства;
В) государственное ценообразование
Г) централизованное планирование производства

7. Соотнесите понятие и их наиболее точные признаки.

а) Правопорядок.
б) Законность.
в) Законопослушание.

1) Порядок жизни общества, охраняемый государством.
2) Свидетельство уважения граждан по отношению к государству, ответственное отношение.
3) Порядок жизни общества.
4) Повсеместное исполнение законов гражданами, государственными органами, предприятиями.

8. Согласитесь или опровергните следующие утверждения.
15- летний подросток может:

1) Согласиться на изменение своего имени или фамилии.
2) Выехать за пределы РФ без заграничного паспорта.
3) Положить деньги в банк.
4) Получить вознаграждение за сочиненную им песню
5) Стать членом жилищного кооператива.
6) Потратить свою стипендию без согласия родителей.
7) Купить квартиру с письменного согласия своих родителей.
8) Получить в нотариальной конторе свидетельство о праве наследования.
9) Работать в свободное от учебы время.
10) Лично обратиться в суд а защитой своих прав.

9. Вставьте пропущенные буквы в слова:

А) Гл….б…лизац…я
Б) Мир…в…зрение
В) Сп….с…бн.. сти
Г) Т…л….рантность

10. Соотнесите понятия и определения:

А) Инстинкты

1. Переживание смысла жизненных явлений и ситуаций обусловленные потребностями человека.

Б) Эмоции

2. выражение понимания человеком мира, других людей и самого себя.

В) Чувства

3. Высшая форма переживания, связанная с теми людьми, событиями и предметами, которые для данного человека являются значимыми.

Г) Мысли

4. Врожденные компоненты поведения и психики животных и человека.

11. Напишите эссе.
Почему в современной России так обострились проблемы экологии? Каковы на Ваш взгляд гуманные и правовые меры обеспечения гармоничных отношений человека и природы.

Ответы:

п/п

Ответ

1.

1-б, 2-в, 3-а

2.

определение детей

3.

1-в,2-б,3-а,4-г

4.

в, б, г

5.

б

6.

б

7.

1-а,2-в,4-б

8.

да- 1,3,4,6,7,8,9,10

нет-5

9.

Глобализация, мировоззрение, способности, толерантность.

10.

А-4,Б-1,В-3,Г-2

11.

эссе

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Что такое обществознание? Боголюбов: обществознание

Что такое обществознание? Как называлась эта наука раньше? Обратимся к составным словам. Исходя из названия, можно сказать, что это наука об обществе. Но что это значит?

Понятие общества

Кажется, что дать объяснение очень легко. Все слышали про общество книголюбов, рыболовов и охотников. Встречается этот термин также в экономической (хозяйственной) деятельности — общество с ограниченной ответственностью, акционерное и т.д. Также можно найти применение понятию и в исторической науке. Например, его используют для определения общественно-экономической фармации — феодальная или капиталистическая. Многие определяют общество как коллектив людей, собрание и т.д.

Но обществознание Боголюбова (автора школьных учебников) дает четкое понимание данного понятия. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.

Обществознание: Боголюбов о признаках человеческого общества

Этот вопрос ключевой в данной науке. Без него нельзя в полном объеме понять, что такое обществознание. Оно имеет следующие признаки:

  • Обособление от природы. Подразумевается, что человек уже не так сильно зависим от ее капризов, климата, как первобытные люди и животные. Мы научились строить дома, накапливать припасы в случае неурожая, заменять многие природные материалы искусственными и т. д.
  • Тесно связано с природой. Обособление не значит полного отказа. Несмотря на все достижения в науке и технике, человек постоянно контактирует с природой. Достаточно вспомнить, сколько жизней уносят цунами, сколько разрушений происходит от ураганов, чтобы понять связь с природой.
  • Общество подразумевает систему объединения форм людей. Они различны: политические или экономические объединения, рабочие или кооперативные коллективы, а также всевозможные социальные институты. Все это объединено в единую систему, которая носит научный термин «общество».
  • Способы взаимодействия между объединениями. Для функционирования системы необходимы инструменты, методы поддержания единства, целостности. Ими являются формы взаимодействия людей.

Таким образом, обществознание Боголюбова дает полное, объемное определение этого понятия в широком смысле. Коллеги на работе – это трудовой коллектив, а не общество в понимании науки, несмотря на то что на бытовом уровне его могут так называть.

Сферы общественной жизни

Уроки обществознания полностью основаны на данном понятии. Сферы – это частицы единой системы. Каждый сегмент выполняет определенную роль и поддерживает единство общества. Их четыре:

  • Экономическая сфера. Это все, что связано с производством, распределением и обменом материальных товар и услуг.
  • Политическая. Сюда входят все социальные институты по управлению. Ключевым образом это связано с таким понятием, как государство.
  • Социальная. Связана с человеческим общением внутри общества.
  • Духовная. Направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека.

Следовательно, на вопрос о том, что такое обществознание, также можно ответить, что это наука, изучающая сферы общественной жизни, их роль в жизни человека и способы взаимодействия между ними.

Роль обществознания

Действительно, многим кажется бесполезной эта наука. Да и большинство гуманитарных тоже. До 20 века на них вообще не обращали никакого внимания. Только математические, прикладные науки ценились в жизни. На них делался основной упор в развитии. Именно это привело к резкому технологическому скачку в развитии человечества. Что такое обществознание и для какой цели нужна эта наука, никому было не интересно.

Но так называемая технократия принесла свои плоды. Подчинив все промышленности, автоматизации, люди получили глубочайший кризис на планете. Он вылился в две неслыханные до этого по своему масштабу войны. Всего за полвека на полях новых, технических сражений погибло больше людей, чем за всю историю человечества до этого.

Итоги

Таким образом, скачок в науке и технике позволил создать неслыханное оружие, которое за несколько минут полностью уничтожит планету со всеми живыми организмами на ней. Атомная и водородная бомбы способны отклонить Землю от курса, что приведет к ее гибели как космического тела.

Так же считает автор школьных учебников «Обществознание» Боголюбов. Он много лет занимался точными науками, считая гуманитарные пустой тратой времени. Но потом пришло осознание, что техника без развития человека способна уничтожить все живое. Именно с развитием гуманности, морали, права, с увеличением уровня образования, культуры и духовности необходимо совершенствовать и внедрять новые приспособления. А без теоретических знаний это невозможно. Обществознание как наука призвана устранить пробел в знаниях. Изучая сферы жизни, человек усвоит, что такое мораль и ценности, культура и религия, бережно будет относиться к окружающей природе, с уважением к людям и самому себе.

fb.ru