Китайская модель экономики кратко – 1.Ресурсная база экономики Китая. 2.Китайская экономическая реформа. 3.Основные черты экономической модели Китая.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Китайская модель экономики

Китайская модель экономики

1). Экономика Китайской Народной Республики — вторая (после США) экономика мира по номинальному ВВП, первая по ВВП по паритету покупательной способности (c 2014 года).

По данным МВФ в 1 полугодии 2014 года ВВП по ППС КНР по предварительным итогам обогнал ВВП по ППС США, при этом доля и объём к концу года составили 16,48% и 17,632 трлн. долларов против 16,28% и 17, 416 трлн. долларов.

(Паритет покупательной способности — соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг).

2). Становление современной китайской модели экономической системы исторически началось с 1976 года и связано с именем партийного лидера Дэн-Сяопина, который ввел социально-экономические реформы в декабре 1978 года. ЦК Компартии Китая предложил программу «четырех модернизаций», которая была включена в десятилетний план экономического развития. В этой программе особое значение придавалось развитию четырех экономических секторов: аграрного, промышленного, научно-технологического и оборонного.

Дэн-Сяопин стал инструментом внедрения нового мышления, разработал принцип «социализма с китайской спецификой», стал инициатором экономических реформ в Китае и сделал страну частью мирового рынка. Он заложил основы для экономического развития Китая, что позволило Китаю получить репутацию страны с самой быстрорастущей экономикой в мире.

3 сентября 1997 г после XV съезда КПК был провозглашен курс на либерализацию экономики при наличии политического контроля. Следует подчеркнуть, что этот курс открыл китайцам свобод больше, чем они обладали за всю историю государства.

3). Многие черты китайской модели экономики входят в противоречие с рыночными, однако они направлены на развитие страны, что принесло определенный успех. К примеру, государство управляет всеми финансовыми инструментами, здесь работают исключительно местные банки, приветствуется конвертация валюты в юани, а обратная операция затруднена, как и вывоз валюты за пределы государства. Получить доллары можно только переводом из-за рубежа, их можно держать в банке или обменять на юани. Модель экономики Китая отличается следующими особенностями:

4). Большой долей государственного сектора (около 60%). В первую очередь это перерабатывающие производства, энергетика, алкоголь и металлургия.

Государственное поощрение развития частного предпринимательства.

5). Жесткий контроль властями. Ежегодная налоговая ревизия контролирует все предприятия на уплату налогов, уровень цен и т.п. Налоги платят все, по статистике, в год штрафы за неуплату по стране составляют всего около 10 миллионов юаней.

Ориентированность на экспорт. Основные направления: текстиль и готовая одежда, пластик, электроника, уголь, продовольствие.

6). Постоянный рост внутреннего рынка, расширение внутреннего сбыта.

Модель экономики открытая (9 место по объемам экспорта в мире и 11 – по импорту).

Социальная направленность, поддержка малоимущих.

7). Китайская модель экономики не может считаться чисто рыночной системой. Здесь смешены социалистические принципы и элементы капитализма, огромное значение имеет государственное регулирование. Несмотря на явные противоречия (здесь имеются и «чисто» социалистические районы, и зоны свободного рынка), Китай успешно развивает частную собственность, рыночные отношения, успешно привлекает значительные зарубежные инвестиции.

За последние годы сюда привлечены сотни миллиардов инвестиций, накоплено валютных резервов более 200 миллиардов долларов, что позволяет постепенно увеличивать уровень импорта. Постепенно меняется модель экономики. Так, прогнозируемые розничные продажи внутри страны вырастут на 15%, вырастет и ВВП.

В ближайшие годы ожидается рост онлайновых продаж, государство планирует совершенствовать логистику, работу среднего и малого бизнеса, пересмотрит налоги в сторону уменьшения. Продолжится развитие свободных экономических зон, традиционно используемых в китайской модели экономики для развития высоких технологий и инновационных проектов. Здесь действует беспошлинная торговля и льготные условия для инвесторов, стабильно создаются рабочие места.

Рост благосостояния китайцев достаточно высок, уже оформился средний класс, в расчете на который планируется расширение внутреннего рынка. Однако высокие налоги на автомобили и недвижимость, а также некоторая нестабильность в получении доходов приводят к росту накоплений, а не трат. Поэтому планируется в ближайшее время стимулировать внутреннее потребление со стороны государства. Реформирование экономики поможет откорректировать модель развития с учетом современных тенденций.

studfiles.net

Китайская модель смешанной экономики

Смешанная экономика позволяет государству развиваться во многих областях, за счет частных инвестиций и идей предпринимательства, поэтому она стала столь популярной в двадцатом веке.

На сегодняшний день большинство стран мира на практике применяют такой тип экономического взаимодействия, как смешанная экономика. Прежде всего, это связано с тем, что вид экономических отношений – рыночный, а рынок предполагает достаточно большую свободу в сфере торговли, предпринимательства и т.д.

Смешанная экономика преследует различные цели, направленные на усиление рыночных взаимодействий внутри страны.

Главная задача смешанной экономики состоит в развитие и укрепление частного капитала. Именно это способствует повышению эффективности рыночного механизма. Все остальные задачи смешанной экономики в большей степени направлены на улучшение экономической ситуации в стране и обществе, что способствует развитию всех политических, социальных и экономических отношений.

Во многих странах мира на сегодняшний день реализуется именно смешанная экономика, так как есть частная собственность и предпринимательство, однако, государство не пускает на самотек все эти действия и периодически вмешивается по средствам законодательства.

Характеристика модели смешанной экономики Китая

Китай одно из сильнейших государств в области экономики и политики, а также управлении отраслями промышленности. Эта страна с многочисленным населением и достаточно ограниченными ресурсами экономического характера. Однако, это не мешает государству лидировать в определенных областях хозяйствования в условиях мировой конкуренции.

Многие экономисты отмечают, что экономика Китая крайне неоднородна. Здесь надо отметить, что в этой стране до сих пор господствует коммунизм, при этом, экономика имеет смешанный тип, то есть в ней применяются несколько экономических подходов.

Определение 1

Китайская модель смешанной экономики – это своеобразная система экономических отношений, которая строится в условиях гоподства коммунистической идеологии, но частично на принципах рынка.

Несмотря на то, что в Китае слабо развиты рыночные отношения, частная собственность активно развивается, также Китай не против инвестиций из-за рубежа.

Постулаты китайской модели смешанной экономики

Вся смешанная экономика Китая строится на трех основных постулатах:

  1. Использование всех возможностей для привлечения иностранного капитала в страну с целью поднятия народного хозяйства, промышленности и производства. Китай – небогатая страна, однако, товары этого государства заполнили международный рынок и имеют большую перспективу на будущее. В этом стране помогает иностранный капитал, который дает возможности для дальнейшего развития;
  2. Все товары Китая ориентированы на экспорт. Все государство работает на то, чтобы продавать свою продукцию по всему миру, ориентируя свои мощности на потребительский спрос и возможности;
  3. Очень дешевый рабочий труд. Китай смог поднять свою экономику преимущественно за счет очень дешевого труда своего населения. Перенасыщение населения и ограниченность ресурсов привело к тому, что у людей нет возможности нормального качественного существования, поэтому были приняты меры по «выживанию» и выведению страны на высокий уровень жизни.

Высокие темпы роста экономики Китая преимущественно связаны с очень низкой ценой на товары. Ценовая категория товара, произведенного в Китае, имеет минимальную себестоимость и наценку, что просто «уничтожило» конкурентов даже на мировом рынке;

Замечание 1

Кроме того, данное государство смогло привлечь множество инвесторов и производителей на свою территорию, которые поделились не только технологиями, но и стали выпускать итоговый продукт непосредственно внутри Китая, что позволило поднять качество большинства производимых в стране товаров.

На сегодняшний день смешанная экономика Китая продолжает развиваться и налаживать процессы производственного и технического характера, увеличивать объемы ВВП и НВП.

Специфика модели смешанной экономики Китая

Китайская модель смешанной экономики имеет свои специфические черты. Так, например, можно отметить, что в данном государстве всей экономикой страны управляет государство, также вся банковская система страны строится только на местных банках, иностранных там нет.

К основным специфическим чертам модели смешанной экономики Китая можно отнести:

  • Доходность экономики страны возникает в основном за счет таких промышленных отраслей хозяйствования как: производства по переработки, алкогольная отрасль, энергетика и т.д. Легкая промышленность приносит доход в экономику, но не столь существенный;
  • Правительство Китая, невзирая на коммунистическое управление страной, разрешает и более того, поощряет частное предпринимательство внутри страны.
  • Это специфика идет в разрез смешанной экономики страны;
  • Жесткая система управления и контроля внутри страны, особенно финансового сектора экономики. Все органы власти, которые имеют полномочия по проверке всех организаций, которые занимаются предпринимательством и получают доход, достаточно серьезно относятся к своим обязанностям, выполняя постоянные проверки. Те организации, которые скрывают свой доход, получают огромные штрафы и неустойки, а государственные учреждения несут ответственность даже уголовного характера;
  • Рост потребительского рынка внутри страны, еще одна специфическая особенность Китайской смешанной экономики. Китайцы слишком большая нация, которая, в свою очередь, также потребляет множество товаров и услуг, поэтому развитие внутреннего рынка влечет за собой развитие экономики за счет собственных финансовых ресурсов.

Таким образом, китайская модель смешанной экономики достаточно эффективная и специфическая, однако, на сегодняшний день ее можно назвать вполне активно развивающейся, по сравнению с несколькими десятками лет назад. Многие бизнесмена мира вкладывают свои средства в развитие Китая и его промышленности и различных отраслей хозяйствования.

spravochnick.ru

1.4. Китайская модель рыночной экономики

Китайская, точнее восточноазиатская, модель развития обеспечила беспрецедентный, не имеющий аналогов экономической истории рост. Китаю (а раньше и другим странам Восточной Азии, основанным на китайской культуре – Японии, Корее, Тайваню, странам юго-восточной Азии) удалась в послевоенный период поднять темпы роста до 7-10% и поддерживать их в течение нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине 20 века стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыв в уровнях экономического развития Запада. В 1993 году Всемирный банк опубликовал исследования «Восточноазиатское чудо: экономический рост и правительственная политика», в котором проанализировал факторы стремительного экономического роста в 1965-1990 гг. восьми восточноазиатских стран – Гонконга, Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Японии. Выводы оказались неоднозначными.

Все экономисты отметили следующие факторы:

-низкая инфляция;

-стимулирование сбережений и государственных вложений в образование

и инфраструктуру;

-привлечение иностранных инвестиций;

-поддержка надежной банковской системы;

-правильное поведение промышленной политики.

Главное требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.

Способов поддержки экспорта много, но главным инструментом является занижение валютного курса через накопления валютных резервов Ценрабанком: когда банк закупает валюту в размерах, превышающих предложение участников рынка, то есть, создает избыточный спрос на валюту, курс национальной денежной единицы понижается. Однако простого поощрения экспорта недостаточно. Недавние исследования показывают, что поощрения сложного наукоемкого экспорта выгодны чисто с экономической точки зрения. И не потому, что ресурсы могут кончиться или подешеветь, а потому, что общественная отдача от развития наукоемких производств больше. Необходима государственная поддержка, чтобы вывести развитие таких отраслей на максимальный уровень.

Именно такая политика, нацеливающая национальных предпринимателей не просто на экспорт, а на постоянное усложнение экспорта, и объясняет экономический успех Китая. В этом как раз и состоит принцип успешной политики: не всякий экспорт стоит поддерживать, а только тот, который дает наибольшую внешнюю выгоду, возникающую тогда, когда общественная отдача от вложений в определенный вид деятельности больше, чем отдача для конкретных фирм, непосредственно занимающихся такой деятельностью.

В 1992 году, еще при жизни Д. Сяопина, Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу» — «технология в обмен на рынок», то есть, уступка части национального рынка транснациональным компаниям в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий. Эта китайская политика оказалась исключительно успешной: сначала 90-ых гг. начался массированный приток иностранных прямых инвестиций в Китай, накопленный объем этих инвестиций достиг 500 млрд. дол., ежегодный приток в последние годы держится на уровне 50млрд. дол.

Подытожив, можно отметить, что китайская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на oпреде-ленные материальные жертвы ради процветания страны.

studfiles.net

«КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ» ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Внедрение экономических реформ и ведение «политики открытости» в течение последних 30 лет дало возможность экономике Китая достичь огромного прогресса. Возникает вопрос: что же все-таки такое «китайская модель» экономики? Какие особенности экономических реформ необходимо учиты- вать и какие выводы можно сделать из того опыта достоинств и недостатков проведенных реформ, накопившихся за достаточно длительный промежуток времени?

Анализ показывает, что «китайская модель» экономики заключает в себе четыре основных направ — ления развития, которые взаимозависимы друг от друга. В литературе эти направления обычно пред — ставлены в виде отдельных моделей [1], но если мы рассматриваем китайскую модель экономики как целое, то правильнее трактовать эти составляющие как «направления развития». Особенность данных направлений заключается в том, что они учитывают, во-первых, особенности политики и государствен — ного управления, а во-вторых, особенности национального менталитета. В данной статье сделана по — пытка критического анализа существующих направлений.

1. Роль государства в управлении, или как встречается в литературе «модель развития под руковод — ством правительства». Правительство оказывает огромное влияние на развитие экономики (как прямое, так и косвенное). Данная модель в какой-то мере согласуется с кейнсианской теорией, что рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Поэтому государство долж — но регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение

ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности) [2], и при бездействии рынка правитель-

ство должно оказывать прямое, необходимое вмешательство и регулирование народного хозяйства.

Вмешательство в экономику и регулирование народного хозяйства правительством КНР проводится путем принятия законов и правил, которые направлены на поддержании порядка на рынке. В экономи — ческой отрасли государственное регулирование касается финансовой политики, денежного обращения, налогообложения и т. п. Политика государства строится на том, что для развития экономики достаточно

обеспечить занятость населения, сохранять стабильность цен на товары и следить за балансом внешней торговли.

Отраслевые ведомства при правительстве проводят постоянный контроль и мониторинг народного хозяйства, в то же время они сами выступают как самостоятельные участники рынка в виде крупных государственных отраслевых компаний, например министерство железных дорог, министерство энергии и ресурсов. Главным инструментом вмешательства правительства в экономику являются государствен-

ные предприятия. В настоящий момент только общие основные средства государственных предприятий уже превышают двадцать тысяч миллиардов юаней (не включая региональные и муниципальные пред — приятия).

В инвестиционной политике страны государственное управление является наиболее весомым. Хотя после проведения реформы и внедрения политики открытости доля государственных инвестиций посто — янно снижается по отношению к частным инвестициям, но все равно остается достаточно большой

(табл.1) [3].

Динамика государственных инвестиций в экономику Китая

Таблица 1

Год

Величина государственных инвестиций (млрд. юань)

Прирост, %

2005

887,736

2006

1099,998

23,9

2007

1373,239

24,8

2008

1728,284

25,9

2009

2245,988

30

2010

2781,219

23,8

Излишнее вмешательство государства в экономику несет в себе и отрицательные моменты, осо — бенно в том случае, когда вмешательство государства существенно и особенно ощущается в сравнении, так как основные районы Китая находятся в социалистическом режиме. А такие страны, как Гонконг, Тайвань, Макао в силу сложившихся политических причин развиваются на условиях свободного рынка.

Вмешательство государства в экономику зачастую переходит определенные границы рыночного регулирования. Рыночные механизмы перестают работать, и экономика провинций не может обеспечить нормальное развитие района, что приводит к долговой зависимости экономики районов от центра. Та — ким образом, прямое вмешательство государства в рыночную экономику становится одной из причин зависимости экономики провинций от центра.

2. Эффективность инвестиционного процесса, или «модель развития потока инвестиций», позво-

ляющая представить инвестиции как часть процесса экономического развития. Экономика КНР растет высокими темпами (9% в год). Все большую долю в среднем ежегодном приросте ВВП страны обеспе — чивают увеличивающиеся объемы внутренних и внешних инвестиций в основные фонды. По данным статистики 2010 г., формирование капиталов составляло 54,8% по отношению к росту ВВП. По сравне- нию с ним конечная мера потребления составляла отношение роста ВВП 37,3%, а частный экспорт услуг и товаров составлял всего 7,9%. Отсюда годовая ставка роста – 10,3% (в отношениях инвестиций, по — требления и экспорта – 5,6, 3,9 и 0,8%), более половины вклада составляют инвестиции. [3]

Действительно, приведенные цифры говорят о высоких темпах развития, но необходимо отметить и некоторые негативные моменты. В частности, модель развития потока инвестиций делает экономику достаточно нестабильной, зависящей от потребления. В стремлении к максимизации ВВП возникает из — быток продукции, сформированной излишней инвестицией, что в последнее время становится для Китая достаточно актуальной проблемой. В настоящее время в Китае и в традиционных, и в новейших отрас — лях существует уже устоявшееся явление «лишней продукции» и «повторного производства». Такое яв — ление напрямую снижает эффективность и, конечно, влияет на интенсификацию производства. По дан — ным статистики ежегодно миллиарды юаней инвестиций правительства в различные отрасли и сферы оказываются неэффективными или низкоэффективными, что приобретает массовый характер.

Таким образом, после внедрения реформ и политики «открытости внешнему миру» возникла ситу-

ация, когда встает вопрос о замедлении потока инвестиций и снижении роста ВВП.

3. «Модель развития экспорта». Китай в высокой степени интегрирован в мировую систему миро — хозяйственных связей. Он занимает девятое место как ведущий экспортер товаров и 11 место как им — портер товаров. На долю Китая приходится почти 10% глобальных прямых зарубежных инвестиций, а также 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в иностранные страны. Столь высокая доля Китая на мировом рынке инвестиций объясняется довольно своеобразно. Почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР – это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. Хуацяо контролируют больше половины всей экономической деятельности в странах Юго-Восточной Азии.

После реализации реформ Китай являлся и до сих пор одна из крупных быстроразвивающихся стран, которая имеет переизбыток рабочей силы. Для возмещения недостатка средств на развитие эко — номики страны был взят курс на развитие экспорта. Привлечение иностранных инвестиций через экс — порт дало возможность увеличить объем средств на развитие внутренней экономики страны. Таким об — разом, стимулирование развития экспорта в прошлом дало возможность стабильного роста экономики Китая в настоящем. Необходимо отметить, что в данном случае Китай на практике реализовал закон сравнительного преимущества Д. Риккардо: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет аб — солютного преимущества ни по одному из товаров).

Но критический анализ ситуации в данной области показывает, что взятый курс на развитие экс-

порта также потребовал переосмысления и корректировки. Высокое развитие экспорта, привлечение

иностранных средств в огромных количествах – все это увеличивает количество инвалюты и приводит к масштабности ее запасов, что в дальнейшем может привести, а иногда и уже приводит к проблемам в области международной торговли.

Кроме этого, в целях развития экспорта и увеличения сальдо внешней торговли немало предприя-

тий внепланово снижают стоимость продукции за счет экономии «внутренних затрат» и низкой техно — логии. Таким образом, в результате предприятия получают скудную прибыль, и как следствие это явля — ется основной причиной низкой заработной платы работников. Низкая заработная плата, низкий уровень жизни трудящихся приводят к конфликту между предприятиями и работниками [5].

4. «Модель приоритетного развития промышленности». В основе роста экономики Китая лежит в том числе стратегия «приоритета», которая была направлена на первоочередную государственную под — держку развития промышленности. В настоящее время явление «индустриализации» в народном хозяй- стве Китая становится чем дальше, тем очевидней. Ежегодно растет количество частных промышленных предприятий (табл. 2). По данным статистики после десятого пятилетнего плана (2001–2005), валовая продукция промышленности Китая составляет более 70% по отношению к общей валовой продукции страны [3, 4].

Таблица 2

Развитие частных торгово-промышленных предприятий Китая (за исключением Гонконга, Макао и Тайваня)

Год

Количество частных

предприятий

Объем собственных средств (млрд. юаней),

в том числе

Всего

Оборотные средства

Основные

средства

2004

119357

2372,48

1308,046

999,256

2005

123820

3032,512

1642,601

1298,332

2006

149736

4051,483

2203,564

1731,609

2007

177080

5330,495

2941,256

2238,318

2008

245850

7587,959

4057,242

3443,722

2009

256031

9117,756

4755,043

4236,666

2010

273259

11686,783

6179,867

5645,989

Приоритетное развитие промышленности, с одной стороны, дает возможность стремительно раз — вивать определенные отрасли промышленности согласно планам и достижениям поставленных целей, но с другой – стремительное развитие промышленности наносит серьезный урон окружающей среде и истощает ресурсы.

Вопрос загрязнения окружающей среды является оборотной стороной добавочного продукта по мере развития промышленности. По данным статистики, ежегодные убытки вследствие загрязнения окружающей среды составляют 10% относительно общего объема ВВП [3].

Китайская модель экономики по большому счету не относится к моделям рыночной системы, хотя на 14-м съезде представителей КПК цель реформы была сформулирована как создание «социалистиче — ской рыночной экономической системы». Основные задачи реформы: регулирование активности насе — ления, реформа системы ценообразования, системы товарного обращения, финансовой системы, а также реформа государственных предприятий и т. д. Несмотря на присутствие в экономике государственного регулирования, для Китая характерно развитие рыночных отношений и частной собственности, большая доля иностранных инвестиций. Китайская модель экономики имеет свои особенности, но главным явля- ется то, что экономическим развитием управляет аппарат коммунистической партии и правительство. Анализ приобретенного 30-летнего опыта реформ дал возможность оценить достоинства и недостатки пройденного пути, и в данный момент страна переживает переход на более прогрессивную модель раз — вития на основе макрорегулирования, нормативного рыночного регулирования.

Во-первых, ставится задача ускорить реформу государственной системы и перейти от модели раз — вития экономики «под руководством правительства» в модель развития экономики «под руководством рынка». По заданию партии и правительства функция государства должна отойти от прямого вмеша- тельства в экономику и ограничиться формированием нормативно-законодательной базы и косвенным регулированием рынка. Государство должно уступить ведущее место на рынке непосредственно част — ным предприятиям и снижать монополию государственных предприятий в некоторых сферах деятель — ности.

Во-вторых, необходимо изменить развитие экономики по пути «модели увеличения потока инве — стиций» и направить ее по пути развития роста потребления, хотя данный путь развития тоже опасен перекосом, и соблюдение баланса со стороны государства является одной из основных его функций.

В-третьих, необходимо скорректировать модель развития экспорта и перейти на критерий сбалан — сированности внешней торговли и товарооборота. Данная политика в первую очередь должна стать по — литикой предприятия, которое должно ориентироваться на размер заработной платы и уровень жизни работников. Для этого предприятия должны идти по пути внедрения новейших технологий, повышения квалификации трудящихся и улучшения качества продукции. Государство же ставит перед собой цель сбалансировать развитие легкой и тяжелой отраслей промышленности.

Основной задачей новых реформ является превращение «китайской модели» экономики в систему,

и работа в этом направлении только начинается, что дает возможность корректировать, изменять «ки — тайскую модель» и как следствие задать ей новую траекторию развития. «Китайская модель» экономики остается актуальной и интересной для экономик всех стран мира. На основе обобщения исторического опыта, изучая и анализируя возникающие противоречия в процессе практики, «китайскую модель» эко — номики можно совершенствовать, адаптировать и применять в других странах.

Материал взят из: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления №2 (37) 2012

(Visited 8 556 times, 6 visits today)

moyuniver.net

Шведская модель, Китайская модель, Южнокорейская модель, Мировая экономическая система

Основной характеристикой шведской модели выступает ее ярко выраженный социальный аспект, когда развитие национальной экономики ориентируется на достижение высокого жизненного уровня. Социал-демократический и путь экономического и общественного развития в. Швеции демонстрирует вариант социальной стабильности с высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенностию.

В фундаменте шведской экономической модели лежит так называемый функциональный социализм, то есть социализация без национализации. Главным содержанием этой концепции является сохранение основных средств производства в частном владении за отторжение от капитала права распоряжения всеми доходами. Значительная часть дохода изымается в бюджет с использованием на социально-экономические потребностиби.

Модель включает различные формы собственности: государственную, корпоративную, коммунальную и кооперативную. В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономических процессов не включает частного сектора, который развил ется самостоятельно по законам конкурентной борьбы на потребительском рынке. Частные предприниматели отвечают за размеры и качество национального продукта, а государственная власть — за качество жизни и справедливый распределение материальных благ. При таком распределении сил достигается баланс между крепким государственным регулированием и рыночным механизмом. Взаимное влияние этих векторов обеспечивает оптимально стабильное функционирование я страны из-за высокого уровня жизнедеятельностииття.

Итак, шведская модель экономической системы, имея социальную сущность, направленная на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев насе елення. Это создает благоприятные условия для получения образования и профессиональной подготовки рабочей силы как в материальных, так в нематериальных интеллектуальных отраслях экономики. Следует отметить, что шведская мод эль присуща и другим скандинавским странаам.

Китайская модель

Становление современной китайской модели экономической системы исторически началось с 1976 года и связано с именем партийного лидера. Дэн-Сяопина, который ввел социально-экономические реформы в декабре 1978 8 р. ЦК. Компартии. Китая предложил программу»четырех модернизаций», которая была включена в десятилетний план экономического развития. В этой программе особое значение придавалось развитию четырех провод них экономических секторов: аграрном, промышленном, научно-технологическому и оборонно і оборонному.

Переломный период конца 70-х и начале 80-х годов принес. Китаю новый перспективный курс развития экономической системы. Он был продлен осуществлением хозяйственных реформ, определенных в октябре 1987 г. XI III съездом. Компартии. Китая под лозунгом строительства»социализма с китайской спецификой»Этот курс, предложенный. Дэн. Сяопином, основывался на таких принципиальных положениях: построение социализма; демокра. Политическая диктатура народа; руководящая роль. КПК; твердый курс на проведение реформ и расширения связей с внешним миронішнім світом.

3 сентября 1997 г после XV съезда. КПК был провозглашен курс на либерализацию экономики при наличии политического контроля. Следует подчеркнуть, что этот курс открыл китайцам свобод больше, чем они обладали за всю историю государства

С учетом прошлого и современного опыта социально-экономических преобразований в китайских реформах заложены следующие принципы:

— реформирование экономики обязательно должно сопровождаться развитием производительных сил;

— в ходе реформ необходимо перестраивать экономическую систему, а не социально-экономический уклад, который, наоборот, должен развиваться и совершенствоваться;

— при реформировании следует учитывать особенности развития собственной страны, а не абсолютно копировать модели других стран;

— реформы нужно проводить последовательно и комплексно, стремясь»прорыва в наиболее важных направлениях»

Большинство перечисленных принципов отражают характерную черту китайских реформ — градуализм, есть постепенность проведения. В процессе реформирования осуществлен ряд разграничений, в частности:

— отдельно право собственности от права хозяйствования. Это означает, что средства производства, которые ранее принадлежали государству, так и теперь ей принадлежат, а права хозяйствования реформа предоставляет предприятиям, и получили самостоятельность. Главная цель такого разграничения — активизация деятельности трудовых коллективовв;

— отделение функций от функций предприятий и превращение последних в самостоятельные субъекты рыночной экономики, которые работают на принципах четырех»С»: самогосподарювання; самоокупаемости; с саморазвития; самоконтролямоконтролю.

С начала проведения реформ и становления новой экономической системы в. Китае начали уделять внимание макроэкономическому анализу и макроконтроля, как наиболее важном компонента хозяйственного механизма в течение 90-х годов в. Китае осуществлялся акцент на:

— создании системы макроэкономического регулирования рыночной экономики;

— совершенствовании планирования с уменьшением преимущества директивного планирования;

— внедрении нового механизма ценообразования;

— овладении новыми методами макроэкономического контроля над инфляцией;

— разработке новых подходов к созданию бездефицитного бюджета;

— совершенствовании налоговой системы;

— обеспечении взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством, постепенного»открытия»внутреннего рынка для иностранных производителей товаров и услуг (проведение мер валютного регулирования ния, политики снижения пошлины и др.ита та ін.).

Особого внимания заслуживает политика поощрения иностранных инвестиций, которые превышают сейчас 100 млрд долл.. Создаются совместные предприятия, специальные экономические зоны, расположенные вдоль океанского уз збережжя. Китая и привлекают иностранных инвесторыв.

Важной составляющей экономической системы. Китая стала внешнеторговая деятельность. Экспорт стране в конце 90-х годов достиг 125 млрд долл. (импорт — 116 млрд долл.). После присоединения. Гонконга. Китай вошел в в первую десятку торговых лидеров мирту.

Южнокорейская модель

Южнокорейская модель сочетает план и рынок, то есть систему жесткого государственного планирования и рыночного механизма

Государство планомерно создавала рыночное хозяйство, частный сектор был отдан под власть рынка. В государственной собственности остались те отрасли экономики, которые были»неподъемными»для частного сектора, поскольку требовали больших первоначальных капиталовложений, а доходы поступали не сразу (производственная и социальная инфраструктуры, энергетика, транспорт, добывающая промышленность, тяжелое машиностроениеобудування).

Для проведения реформ понадобились большие финансовые ресурсы, которые были сосредоточены за счет увеличения нормы сбережений населения. Правительство. Южной. Кореи использовал иностранные займы, обеспечил льготный ове условия для инвестиций и экспорта товаров, предоставило импульс развитию промышленности и товарооборота и позволило вывести страну на мировой ринок.

Мировая экономическая система

. Мировая экономическая система базируется на международном разделении труда и международной экономической интеграции и представляет собой взаимосвязанные экономики стран мира

Формирование мировой экономической системы невозможно без открытой экономики в странах, являющихся ее субъектами. Открытая экономика характеризуется определенными свойствами:

— прозрачностью, или свободным доступом к национальной макроэкономической информации;

— экономической свободой внутри страны;

— участием стране и ее экономических субъектов в мировом экономическом процессе

Сущность и структура мировой экономической системы не зависят от того, какая модель экономического развития реализуется в конкретной стране

Интеграция во всемирную экономическую систему способствует углублению специализации данной страны на мировом рынке и кооперации с другими странами в освоении новейших технологий, росте производительности труда и и повышении эффективности производства. Это дает возможность пользоваться преимуществами в получении льготных условий, необходимых для развития ресурсов: значительных инвестиций в экономику, приобретение ноу-хау, ран ише недоступной информации тощо.

Современная мировая экономическая система характеризуется качественными преобразованиями, которые будут продолжаться и в XXI в в таких направлениях:

— целенаправленное регулирование развития мирового хозяйства;

— создание всемирной экономической структуры;

— регулирование международного обмена товарами и услугами;

— создание наднациональных международных органов обеспечения государств производственными ресурсами, в том числе капиталом и информационными технологиями;

— ускорение интеграционных процессов: создание и расширение экономических, валютных и политических международных союзов;

— развитие и усиление роли международных корпораций;

— переход стран мира в общую систему статистического и бухгалтерского учета

uchebnikirus.com

основные черты Китайской модели управления экономикой

Поиск Лекций

Китайская модель экономики по большому счету не относится к моделям рыночной системы. Государственное регулирование основано на социалистических принципах, экономика смешанного типа. Для Китая характерно развитие рыночных отношений и частной собственности, большая доля иностранных инвестиций.

Вмешательство государство в рынок весьма существенное, из-за чего одни районы Китая находятся в социалистическом режиме, а другие развиваются на условиях свободного рынка.

Китайская модель экономики весьма своеобразна, в первую очередь это коммунистическая страна, единственная крупная в современном мире. Экономическим развитием управляет аппарат коммунистической партии и правительство. В данный момент страна переживает переход на более прогрессивную модель развития с помощью макрорегулирования, нормативного рыночного регулирования, единого государственного планирования.

Основные черты китайской модели экономики:

 

1. Большая доля сектора государственного производства, на нее приходится примерно 60% всей экономики страны. Особенно сильные позиции государства в нефтепереработке, электроэнергетике металлургии, производстве алкоголя.
2. Частный сектор Китая отличается эффективностью, начал развиваться он сравнительно недавно, с 1978 года. Китайское правительство поощряет развитие индивидуальных предприятий.
3. Для Китая характерна сильная контролирующая ветвь власти. Ежегодно в стране проводится налоговая ревизия, которая контролирует уровень сбора налогов, проверяет финансовые дела предприятий, соответствие цен. Штрафы за неуплату налогов в среднем за год составляют 10 миллионов юаней. Для исключения коррупция введен запрет на создание предприятий работникам юридических, военных, милицейских структур.
4. Расширение внутреннего рынка одна из важнейших задач Китая. Объем сбыта ежегодно растет, следовательно сохраняется социальная стабильность и увеличивается покупательная возможность населения.
5. Благодаря росту промышленности экспорт страны с каждым годом становится всё шире. Основные направления экспорта Китая: одежда и текстиль, электроника, продовольствие, пластмассы и смолы, обувь, уголь и прочее.
6. Интеграция Китая в систему хозяйственных связей мира характеризует открытость ее экономической системы. Девятое место занимает Китай среди экспортеров, а среди импортеров одиннадцатое. Инвестиционная доля страны в глобальные инвестиции 10%, в прямые 40%. Накопления ПИИ свыше 200 млрд. долларов.
7. Для освоения новых и высоких технологий в Китае получили распространение свободные экономические зоны. В них разрешена беспошлинная торговля, они имеют льготные условия инвестирования. Благодаря этому были обеспечены дополнительные рабочие места, граждане получили возможность получить определенные навыки в работе, улучшить свой квалификационный уровень.
8. Китайская диаспора, несомненно, играет огромную роль для китайской экономики. За пределами Китая живут более 80 млн китайцев, которые образуют в других странах свои общества, предприятия и целые империи.
9. Финансово-валютная система Китая характеризуется сохранением государственного управления всеми финансовыми рычагами, физические и юридические лица КНР обслуживаются исключительно китайскими банками. Конвертация доллара в юань одобряется государством, в отличии с обратной операцией. Вывоз валюты из Китая затруднен. Население не может купить доллар, только получить из-за границы, покупать на них юани, хранить в банке.
10. Китай заботится о нуждах населения, особое внимание уделяется малоимущим.

 

5 Развивающиеся страны

5.1 Общая характеристика экономика развивающихся стран

К концу 1970-х гг. выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса:

1) страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения ближе всего подошли к нижней границе развитых стран, а то и превысили ее. Это прежде всего «новые индустриальные страны». К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны – экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке;

2) страны со средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда входят такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны – Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки;

3) наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго, Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия.

В 1970-х гг. наступил исторический перелом в динамике разрыва между индустриально развитыми и развивающимися странами. Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившие развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала. По развивающимся странам в целом с 1986 г. наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций.

По прогнозам западных экономистов, приток иностранных капиталов в развивающиеся страны в ближайшие пятнадцать лет увеличится.

Динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо– и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся.

Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности.

Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила,благоприятные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а следовательно, издержки производства существенно ниже. Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, однако он позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся.

Особая роль в этом процессе принадлежит ТНК, поскольку именно они вкладывают прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны.

 

5.2 экономическое развитие новых индустриальных стран.

Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. В ходе мирового промышленного развития из общей массы государств выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). 70—80-е годы XX в. для этих стран были характерны более высокими темпами хозяйственного развития, превышающими аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран.1 Следовательно, НИС нельзя отнести ни к одной из существующих групп стран: развивающихся, развитых, государств с переходной экономикой. Они заняли особое положение в мировом хозяйстве и составили новую самостоятельную группу.

Анализ их роста:

Анализ показателей экономического роста новых индустриальных стран за последние десятилетия свидетельствует о том, что проводимая ими политика является очень результативной. По таким показателям как ВВП, ВВП на душу населения, объем экспорта НИС первой волны уже опережают некоторые развитые постиндустриальные страны мира. Политика НИС второй волны чаще всего носит догоняющий характер, но заметна тенденция по приближению к отдельным промышленно развитым государствам. Для экономики НИС характерно наличие огромных резервных валютных фондов. (см. Приложение 1)4 По производству наукоемких товаров (например: микрочипы) и товаров общего потребления НИС вышли на лидирующие строки в мире (см. Приложение 2). Южно – Корейская корпорация Samsung Electronics по статистике на конец 2009 г. – начало 2010 г. находится в тройке лучших производителей микрочипов с годовым оборотом 17,89 млрд. долл. США5. Благодаря ощутимым экономическим успехам, достигнутым НИС к концу 80-х гг. их влияние на структуру и направление международной торговли сильно возросло. Очевидными становятся и тенденции к влиянию НИС на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных торговых партнеров. Примером может служить торгово – экономическое сотрудничество Российской Федерации, как развивающейся страны, с Сингапуром, уровень которого в 2009 году возрос на 22%, а за первые семь месяцев 2010 года увеличился еще на 43%, а сотрудничество США, как развитой постиндустриальной экономики, с Сингапуром является важнейшим для обеих стран: по экспорту: США занимает вторую строку в рейтинге стран импортирующих продукцию, произведенную в Сингапуре (13,3%), также как и по импорту: на втором месте в рейтинге экспортирующих свою продукцию в Сингапур (13,9%). В росте объема мирового экспорта огромное значение играют страны — «драконы» (см. Приложение 3).

Для НИС основной тенденцией дохода стала обрабатывающая промышленность. Для НИС первой волны характерны в целом более высокие темпы роста производительности труда в этой отрасли. С 1970 г. по 2000г. доля в экспорте обрабатывающей промышленности в НИС выросла с 20% до 70%. Бразилия – страна первой волны НИС (лидер по выплавке алюминия, по производству различных отраслей машиностроения), а также страны Восточной Европы – НИС второй волны, которые имеют исторически сложившиеся центры развития текстильной индустрии на своей территории. 6Далее по уровню экспорта идут страны Латинской Америки – страны НИС второй волны и страны с догоняющим характером экономики. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности из стран Латинской Америки уступает по величине роста только НИС Азии. С 80-х гг. до 2009 г. их доля в мировом экспорте продукции обрабатывающей промышленности выросла с 1,5 % до 9,5%. 90-е гг. для НИС принесли начало процесса изменения основных приоритетов экономики на ориентацию на увеличение сектора НИОКР. Мощнейший прорыв в сфере НИОКР демонстрирует Южная Корея. Здесь данная отрасль является приоритетной. Её быстрейшее развитие началось в середине 80-х годов, и, начиная с 1992 года, полупроводники являются основой экспорта, составляя в нём 10 % (по статистике на 2002 год). До сих пор Южная Корея является главным производителем чипов памяти в мире, а такие чеболи как Samsung превратились в мощные ТНК. Большая часть экспорта идёт в развитые с постиндустриальным характером экономики страны: США, Японию, Евросоюз и страны Юго-Восточной Азии.

Динамическое развитие внешнеторговых связей НИС с развитыми странами привело к росту влияния НИС в мировой экономике. О значительном участии в процессе глобализации свидетельствуют высокие квоты экспорта и импорта этих стран, в частности у стран – «драконов» по суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические государства (кроме Германии и США). На долю новых индустриальных стран приходится почти ½ всего вывоза из развивающихся государств. К примеру, Бразилия успешно конкурирует с Канадой на рынке производства деталей и комплектующих для автомобилей и транспортных средств, такая конкуренция осуществляется на равных условиях. По показателям конкурентоспособности экономического развития НИС занимают ведущие места среди всех стран мира. Успехи НИС в конкуренции с развитыми странами, прежде всего, связаны с низкими издержками производства, потому как в НИС не уделяется должного внимания экологической обстановке.7Примером могут служить многочисленные разливы нефти в Южно – Китайском море, аварии на крупнейших комбинатах химической промышленности в Китае, авария на нефтеперерабатывающем заводе «Петробрас» в городе Араукари на юге Бразилии. В результате чего можно говорить о возможности НИС использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Постоянно растущее качество экспортной продукции, увеличение ассортимента, применение достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и образованию банковского капитала. Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по своим масштабам не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран. Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала, за рубежом образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.

Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономического развития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика 8

Появление стран с таким типом экономики — это закономерный результат бурно промышленного развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый — развитие импортозамещающих отраслей, второй — создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий — развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития.

В отличие от большинства развивающихся государств, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас по уровню и характеру экономического развития некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств.

5.3 —————————————

5.4Позиция России в международных экономических отношениях

В мировой торговле доля России меньше, чем ее доля в мировом производстве товаров и услуг. Об этом свидетельствует то, что экспортная квота России намного ниже общемирового показателя. По объему экспорта в 2003 г. Россия занимала 17-е место в мире (1,7 %). Еще в СССР в экономике наблюдался перекос структуры экспорта в сторону небольшого количества сырьевых товаров, особенно энергоносителей. В постсоветской России это еще более усилилось. Россия очень мало вывозит промышленных и потребительских товаров, машин и оборудования. Одна из причин этого – низкая конкурентоспособность российских промышленных товаров на мировом рынке. В импорте России значительное место занимают продовольственные и потребительские товары, доля промышленного оборудования также очень низка.

Участие России в мировых финансовых потоках сложно назвать нормальным. В 1990-х гг. быстро увеличивалась внешняя государственная и негосударственная задолженность. Одновременно в огромных количествах частные капиталы «утекали» из России по экономическим и иным мотивам. Россия нуждалась в прямых иностранных инвестициях, способных принести с собой новые технологии, но они поступали в малых размерах. Легальный вывоз капитала из России в виде прямых инвестиций также крайне мал.

Однако Россия обладает благоприятными факторами производства: квалифицированной, организованной и низкооплачиваемой рабочей силой; богатейшими природными ресурсами; высоким научно-техническим потенциалом.

Причины того, что эти благоприятные факторы до сих пор не оказывают положительного влияния на экономику и международные экономические отношения России, состоит в следующем:

1. разрушив планово-социалистическую экономику, Россия не смогла создать на ее месте эффективную частнокапиталистическую систему хозяйства;

2. распад внутрисоюзных интеграционных связей тяжело заменяется новой системой международного разделения труда на постсоветском пространстве;

3. отход от милитаризованной экономики этой модели при сохранении эффективных секторов военного производства – также трудный процесс;

4. как и бегство капиталов, большое значение имеет «утечка мозгов» – эмиграция персональных носителей научно-технического прогресса.

России необходима так называемая реиндустриализация, т. е. создание современной экономики на основе внедрения передовых технологий во все отрасли хозяйства и сферы жизни. Развитие более здоровых международных экономических отношений может сопутствовать экономическому возрождению России.

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Модели экономики

Модель экономики – или экономическая система – это комплекс тесно переплетенных элементов, которые образуют упорядоченную целостность, выраженную в форме экономической структуры общества. Подобная целостность проявляется в единстве отношений, которые возникают в результате производства, обмена, потребления и перераспределения материальных благ.

 

Важность системного характера экономики заключается в том, что без этого состояния невозможно возобновлять и воспроизводить экономические институты, закономерности и отношения. Без единой системы общепризнанные теории и процессы перестали бы координироваться в рамках общей продуктивной экономической политики.

 

Любая система экономики создана для того чтобы разрешить три главных вопроса:

 

  • Как производить?
  • Что создавать?
  • Для кого изготовлять?

 

Объясняется это тем, что существующие ресурсы ограничены, поэтому общество вынуждено рационально использовать то, что имеет. В зависимости от ответов на эти фундаментальные вопросы и будет зависеть модель действующей экономической системы государства.

 

Существует ряд критериев, по которым экономические системы разделяются между собой:

 

  • Доминирующая форма собственности.
  • Влияние государства.
  • Методы координации экономических отношений.

 

На основе этих показателей выделяют традиционную, командно-административную и рыночную экономику. Рассмотрим каждую из них детальней.

 

Традиционная модель экономики

 

Традиционная модель экономики – самый древний тип систем, которая возникла одновременно с появлением общества. Хозяйствование осуществляется на основе коллективной или совместной общинной собственности. Ее основными характеристиками являются:

 

  • Отсутствие влияния государства и его органов.
  • Решение вопросов жизни осуществляется старейшинами.
  • Развитая на низком уровне технология производства.
  • Существенное влияние ручного труда на все отрасли экономической деятельности.
  • Несущественная роль предпринимательства.
  • Во всей жизнедеятельности общества преобладают обычаи и традиции.
  • Религия влияет на экономические решения.

 

Главным экономическим ресурсом традиционной экономики является земля. Она составляет основу хозяйствования. Феодализм есть форма развития традиционной экономики.

 

В настоящий момент традиционная система присуща неразвитым странам, которые базируют свою деятельность на отсталых технологиях с доминированием ручного труда. Подобной системе присуща многоукладность процессов, что означает сохранение традиционных форм хозяйствования (в первую очередь это касается коллективного управления и натурального перераспределения изготовленного продукта).

 

В традиционной системе весомая доля рынка принадлежит мелкотоварному производству, представленному в форме многочисленных ремесленных и крестьянских хозяйств. А вот предпринимательство в подобных странах развито слабо, что делает влияние иностранного капитала весомым. Общество живет по установленным традициям, которые являются основным тормозом экономического прогресса.

 

В традиционной системе активная роль достается государству, которое большую часть общего дохода направляет на поддержку имеющейся инфраструктуры и помощь беднейшей прослойке населения.

 

Командная модель экономики

 

Командно-административная модель экономики – это вторая по счету модель, которая впервые зародилась в древнем Египте. Она характеризуется тем, что в ней присутствует сильный центр и государственная собственность.

 

 

Основные черты:

 

  • Фундаментом экономики является собственность государства.
  • Принятие всех экономических решений возлагается на государственные органы, что реализуют свою деятельность централизованно.
  • Государство занимается директивным планированием, то есть самостоятельно определяет нужды и потребности всех субъектов общества (назначает исполнителей, поставщиков, устанавливает нормы закупки и производства, а также принимает все прочие стратегические решения).
  • Все имеющиеся в государстве средства производства делятся между отраслями в расчете на долгосрочную перспективу.
  • Управление хозяйствующими субъектами происходит с центра на основе госплана.
  • Низкая дифференциация оплаты труда.
  • Партийно-бюрократическая система устанавливает стоимость, количество и ассортимент производимых благ согласно номенклатуре.
  • Активное развитие промышленно-военного комплекса.
  • Невозможность внедрения научно-технических разработок из-за ориентации на количественные показатели производства.

 

Когда исполнительная власть злоупотребляет централизацией, в стране развивается бюрократический механизм, который негативно отражается на существующих экономических связях (снижается рост всей хозяйственная деятельности). Объясняется это возникновением крупнейшей монополистической системы, которая посредством законов способна подавить любую конкуренцию. При этом в развитии современных научных технологий отпадала какая-либо потребность.

 

Важной особенностью командной системы является тот факт, что центральные органы определяли потребности всего общества. Поскольку в крупных масштабах детализировать все потребности невозможно, степень их реализации сводилась к минимуму.

 

Еще одной значащей характеристикой стран с командной системой является развитость военного комплекса и обособленность партийной элиты, которым со стороны государства выделялась значительная часть всех имеющихся ресурсов.

 

Непродуктивность командной системы объясняется, в первую очередь, её невосприимчивостью к научным достижениям в сфере экономики, а также неподготовленностью к переходу на более интенсивный этап развития.

 

Рыночная (капиталистическая) модель экономики

 

Ключевой предпосылкой капитализма стала практически полная свобода всех субъектов экономических отношений, где личные (порой эгоистические) интересы вышли на первое место.

 

 

Основные характеристики рыночной модели экономики:

 

  • Сильная частная собственность.
  • Маркетинговая система управления, что дает возможность до начала продаж определить ассортимент и качественные характеристики товара.
  • Развитость предпринимательского сектора.
  • Конкурентная борьба за рынок.
  • Тесная взаимосвязь с рыночной системой.
  • Ограниченное влияние государственного аппарата (государство следит за порядком и вмешивается лишь тогда, когда кто-либо из участников нарушает установленные «правила»).

 

Рыночная система демонстрирует собой механизм, где все индивидуальные решения подвержены гласности и координации. Результат такой политики сказался на широком расслоении всей экономической власти государства. Теперь свободное предпринимательство стало основным фактором финансово-экономического прогресса. В подобной среде обычный рабочий и капиталист-предприниматель начали выступать равноправными участниками экономических отношений. Ценой такой широкой автономии стала персональная ответственность за итоги работы, оговоренные в трудовом соглашении.

 

В рыночной системе товаропроизводитель начинает самостоятельно перераспределять имеющиеся ресурсы, акцентируя внимание на производстве тех товаров, что в настоящее время пользуются спросом, а не на приоритеты государственного аппарата.

 

Предприниматели сосредотачиваются на получение максимальной прибыли и рациональном использовании всех имеющиеся ресурсов (инвестиционных, трудовых, естественных и прочих). Параллельно они начинают внедрять свои новаторские разработки в выбранную сферу деятельности, что приводит к возникновению мощного стимула для развития производства и укрепления частной собственности.

 

Смешанная модель экономики

 

Вышеизложенные системы являются «идеальными», однако практически любая система (прошлая или действующая) является смешанной. Ее особенность в том, что она впитывает в себя общие черты двух (или более) систем.

 

 

Смешанная система являет собой компромисс интересов, основанный на доминировании государства в одних отраслях экономики и допустимой свободы предпринимательского сектора в других. Особенность подобной экономики заключается в том, что она демонстрирует закономерный итог развития общества, а не насильственно внедренной идеологией.

 

Чтобы определить, какой тип экономики представлен в стране, необходимо определить степень воздействия следующих показателей:

 

  • Каков размер доли собственности государства (чем выше это значение, тем больше экономика тяготит к командно-административной системе).
  • Какова доля перераспределяемых совокупных доходов (возникающих вследствие налоговых сборов и перераспределяемых трансферов).
  • Уровень влияния государственно аппарата на общую экономическую ситуацию.

 

Современный смешанный тип экономики является наиболее совершенным из всех существовавших ранее.

 

Его особенность заключается в умелом сочетании капитализма и командной экономики. Кроме этого смешанная модель экономики характеризуется высокой адаптационной гибкостью, которая позволяет государству приспособиться под переменчивые условия окружающего мира. Нельзя не отметить такие черты смешанной экономики, как рационализм, инновации и высокая роль индивида в общей экономической системе.

 

Исходя из особенностей каждого из перечисленных критериев, возникли различные локальные экономические модели. Рассмотрим их подробней.

 

Американская модель

 

Отличительной характеристикой США является склонность к прогнозированию и долгосрочному стратегическому планированию всего экономического курса. Эта идеология формирует основу всех принимаемых решений в сфере управления государством.

 

На этапе создания стратегического плана взяты во внимание все основополагающие для страны факторы: международные, технологические, экономико-политические, конкурентные и рыночные.

 

В государственном регулировании равномерно представлены два типа подразделений: федеральные и местные. Сама же система регулирования изображает собой структуру из множества уровней:

 

  • Регулятивный механизм правительства.
  • Регулятивный механизм местных органов и штатов.
  • Национальный инструментарий (федеральный бюджет, кредитно-денежная стратегия, налоговая система).
  • Административно-регулирующий аппарат в отдельных секторах экономики.

 

Особая роль отводится федеральному бюджету, что является важнейшим инструментов корректировки всего экономического курса США. Все бюджетно-налоговые решения правительства направлены в первую очередь на то, чтобы уменьшить остроту кризисных проявлений, поддержать существующие темпы развития и стимулировать экономический рост.

 

В финансовой системе американской модели дублируется существующая система власти, которая представлена федеральным, штатным и местным бюджетами. Федеральные расходы находятся в приоритете, поскольку на них рассчитано около 60% всех имеющихся средств.

 

В современной экономике США роль государства укрепляется, и оно постепенно готовится к переходу на новую ступень развития, которая будет соответствовать достижениям современной науки и технологиям. Для воплощения этой цели в бюджете предусмотрена специальная графа расходов, которая с каждым годом планово возрастает.

 

На всех ступенях налоговой системы предусмотрены следующие типы налогов:

 

  • Индивидуальные (подоходные).
  • Налоги на корпорационную прибыль.
  • Налоги и различные взносы, которые направляются на социальное страхование личности.
  • Дарственные и наследственные налоги.
  • Акцизы.
  • Таможенные выплаты.

 

Американская модель характеризуется прогрессивной кредитной системой. ФРС – это ее главный государственный элемент, наделенный полномочиями центрального банка страны. ФРС координирует кредитно-денежный вектор США, воздействуя на экономическую ситуацию через сектор кредита и денежного оборота.

 

Японская модель

 

Особенностью регулирования экономики Японии является комплексное применение социально-адаптированных экономических планов и научных программ, которые выступают основными стабилизационными инструментами правительства.

 

 

По своему характеру социально-экономические планы индикативны, то есть, направлены на общенациональные цели посредством реализации совокупных государственных программ. Подобный подход позволяет спрогнозировать вероятный путь дальнейшего экономического развития, своевременно обнаружить потенциальные проблемы, а также найти обоснованные рекомендации, позволяющие разрешить или предотвратить надвигающиеся трудности.

 

За счет эффективно действующих планов-прогнозов правительство и предпринимательский сектор имеет общую ориентировку, которая позволяет в будущем координировать и совершенствовать отдельные отрасли хозяйства и поддерживать отстающие регионы страны.

 

Экономическую стратегию Японии формирует Министерство финансов вместе с отдельными министерствами и управлениями. Помимо всего финансового сектора на Министерство финансов возложена функция контроля национального бюджета.

 

На Министерство промышленности и внешней торговли возложена обязанность детальной разработки стратегических планов в каждом отраслевом секторе промышленности. Чтобы составить эффективный план необходимо скрупулезно изучить статистику, рыночный спрос на продукт, предложение, а также уровень внешней и зарубежной конкуренции. После сбора всей информации делается детальный, научно обоснованный анализ, который дает возможность максимально точно предугадать дальнейшее развитие, как отдельного промышленного сектора, так и в целом всей экономики.

 

Для поддержания жизнеспособности японской модели правительство выделяет немало ресурсов на фундаментальные исследования и подготовку квалифицированных специалистов. Связано это с методом достижения поставленных экономических целей, который ориентирован на технологическое развитие всей отраслевой структуры промышленности. Эта особенность делает японский продукт конкурентным на всей рыночной арене.

 

Правительство Японии заинтересовано в поиске новых экономических стимулов и рычагов. Для этой цели разработана целая программа льготного кредитования, которая дает шанс инновационным проектам развиваться и активно дополнять существующую модель. Подобный подход позволил Японии быстро преодолеть кризисные явления в 1973 и 1985 гг., а сейчас стимулирует экономику страны на ежегодный рост.

 

Шведская модель

 

Прогрессивный рост экономики в сочетании с комплексом массовых реформ и социально-стабильным обществом еще в шестидесятых годах привлек внимание всего мира к шведской модели экономики и развития государства.

 

 

Экономическая тактика Швеции в первоочередном порядке направлена на воплощение двух базовых целей:

 

  • Создание условий для занятости всего населения.
  • Выравнивание черты доходов.

 

Шведской модели присуща политическая и экономическая устойчивость, высокий уровень жизнеобеспечения граждан и прогрессивный рост. Такие итоги стали возможны после внедрения на государственном уровне следующих принципов:

 

  • В стране реально действует высокая корпоративная и политическая культура, которая позволяет разрешать даже самые острые разногласия в границах закона, опираясь на переговоры и систему взаимных уступок.
  • Конкурентоспособность промышленности, которая одновременно взаимодействует с научными, частными и государственными институтами. Крупные и малые сегменты экономики тесно контактируют, поддерживают постоянную связь и заинтересованы во взаимном процветании.
  • Весомая поддержка правительства в сфере развития инновационных технологий, направленных на оптимизацию экономических процессов.
  • Увеличение значимости человеческого фактора – развитого и инновационного работника, который способен трудиться, применяя не только свои знания, но творческий потенциал.

 

На основе этих принципов формируется шведский тип общества, которому присущи экономическая эффективность, высокие стандарты в производстве, экологии и уровню жизни отдельно взятого гражданина.

 

В Швеции государственные органы серьезно воздействуют на все важнейшие отрасли экономической жизни общества:

 

  • Контролируются не только доходы населения, но и уровень использования капитала.
  • Через антимонопольный механизм государство способно влиять на сформировавшийся уровень цен.
  • В шведской модели государство является крупнейшим работодателем, который обеспечивает занятость более трети всех трудящихся.

 

Постоянно изменяющаяся динамика рынка потребует от шведской модели новых методов для сохранения основных приоритетов правительства (высокой занятости и развито-равного экономического общества). В текущих условиях специфические характеристики шведской системы доказывают свою продуктивную экономическую прогрессивность.

 

Германская модель

 

Особенность этой модели проявляется в том, что государство самостоятельно не устанавливает экономические задачи. Подобная деятельность должна вытекать из плоскости индивидуальных решений, которые обосновываются потребностями рынка. Роль государственного аппарата сводится к созданию комплекса административно-правовых условий, поддерживающих реализацию экономической инициативы всех субъектов рынка.

 

Отличительными характеристиками германской модели являются:

 

  • Индивидуальная предпринимательская свобода и государственная поддержка здоровой конкуренции.
  • Социальное равенство, проявляемое в активном участии государства в поиске компромиссов между разнообразными слоями населения; весомый вклад правительства в действующий комплекс социальных благ.
  • Поддержка инноваций и технологических разработок, способных стимулировать рост всего экономического сектора страны.
  • Органическое единство государства и внутреннего рынка.
  • Мощный банковский сектор, который сильно влияет на стратегическое развитие национальной экономики и весь бизнес-сегмент.

 

В настоящее время германская модель переживает не лучшие времена и нуждается в модернизации. Связано это с целым комплексом проблемных обстоятельств, основными среди которых являются:

 

  • Высокие налоги.
  • Отсутствие действенных программ по привлечению и работе с иностранными инвестициями.
  • Прогрессивно растущий уровень расходов, провоцирующий бюджетный дефицит и внешний долг.
  • Затянувшаяся консолидация германских земель.

 

Действующая германская модель нуждается в комплексном реформировании. Больше всего ей подойдет американский консервативный шаблон реформ, направленный на либерализацию экономики страны.

 

Китайская модель

 

В настоящий момент Китай активно переходит к смешанной экономической модели. В государстве формируются новые взгляды на возведение социалистического общества, где экономические отношения базируются на равноправном признании национальной и частной собственности.

 

Особенность китайской модели связана с мощной поддержкой иностранного капитала. В скором будущем Китай планирует представить миру новейшую экономическую модель, где стратегический государственный план будет гармонично интегрирован в мировой рыночный механизм.

 

Латиноамериканская модель

 

Характерными чертами этой модели экономики являются следующие:

 

  • активная эксплуатация щедрых природных ресурсов без затрат на их восстановление;
  • использование дешевой рабочей силы;
  • криминализация экономики и высокий уровень коррупции;
  • низкая эффективность экономических процессов;
  • значительное социальное неравенство;
  • высокая внешняя задолженность.

 

Африканская модель

 

Африканскую модель характеризует:

 

  • патриархальное ведение хозяйства;
  • многообразие различных форм собственности;
  • низкая производительность;
  • жесткая эксплуатация низкоквалифицированного наемного труда.

 

Теория модели экономики будущего

 

В последнее время в связи с явным переформатированием мировой системы на арену выходит понятие устойчивой системы, или ресурсо-ориентированной модели экономики, автором которой является американский инженер Жак Фреско.

 

 

Ее постулатом является неразрывность связей между собственно экономикой, социумом и природой. Теория этой модели экономики возникла на фоне того, что в погоне за деньгами и экономическим ростом современные действующие модели совершенно не учитывают возникающие экологические проблемы. Что, в конечном итоге, негативно сказывается на состоянии всей планеты.

 

Стратегическим направлением ресурсо-ориентированной модели экономики есть отказ от стихийных методов и экономическое планирование в зависимости от ресурсопотребления каждого отдельного государства и планеты в целом.

 

 

Кратко и по делу о модели экономики читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

utmagazine.ru