Католицизм или католичество – Католичество или католицизм? Большинство словарей дают второй…
это христианин или нет? Католицизм и христианство
Бог един, Бог есть любовь – эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.
История католичества
Понятно, что католик – это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик – это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин — нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).
Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: католицизм, католик. Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и символы веры, и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую – Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик – это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.
Причины раскола
Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская – «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй – формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.
Католицизм и реформация
С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение Мартина Лютера и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране – это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества – вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них – Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других протестантских течений, является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.
К вопросу о единстве Церкви
Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики – это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально – да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая – и Католическая, и Православная – считают себя главными преемницами наследия Христа.
Межцерковные отношения
В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У православных Церквей тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм – явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.
fb.ru
Католицизм — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Католици́зм (католи́чество) (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская) — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов[1].
Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации[2]. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с 23 восточнокатолическими церквями составляет единую Католическую церковь, которая полагает себя Церковью, обладающей всей полнотой истины.
Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.
Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах Веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе Католической церкви».
Название[ | ]
Слово «католический» (или «кафолический» в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка (греч. καθολικός — «всеобщий», от др.-греч. καθ όλη — «по всему» или «согласно всему»). По толкованию катехизиса Католической Церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий»
Впервые по отношению к церкви термин «
encyclopaedia.bid
Католичество — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Католици́зм (католи́чество) (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская) — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов[1].
Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации
Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.
Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах Веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе Католической церкви».
Название[ | ]
Слово «католический» (или «кафолический» в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка (греч. καθολικός — «всеобщий», от др.-греч. καθ όλη — «по всему» или «согласно всему»). По толкованию катехизиса Католической Церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий»[3][K 1].
Впервые по отношению к церкви термин «
encyclopaedia.bid
Что такое католицизм и кто такие католики?
Наряду с протестантством и православием, католицизм является одним из самых обширных течений христианской церкви.
Появившись в апостольские времена, за тысячи лет он охватил всю планету и получил широкую известность как за счет принципов своего вероучения, так и благодаря всеобъемлющей организационной структуре. Что такое католицизм? Каковы его характерные черты и кого называют католиками?
Что означает слово «католицизм»?
Развитие современной католической церкви началось в I столетии нашей эры, а само слово «католицизм» впервые было использовано в 110 году в послании епископа Игнатия Богоносца к населению города Смирны (ныне – Измир).
Термин происходит от латинского catholicismus, что означает «всеобщий» или «согласно всему». Со второй половины II столетия понятие использовалось для обозначения ортодоксальной (нееретической) церкви, а в IV веке многие ранние писатели и историки употребляли его по отношению ко всему христианству.
Вплоть до Великого Раскола, произошедшего в 1054 году, католики рассматривали историю христианства как собственную историю. После разделения христианской церкви на католическую и православную приверженцы католицизма поставили цель отвоевать у арабов Святую землю, в результате чего с конца XI столетия в Европе началась эпоха крестовых походов.
В XIII веке в католической церкви появилось множество монашеских орденов (францисканцы, августинцы, доминиканцы), которые играли важную роль в борьбе с еретическими движениями. Многие годы католики насаждали свою религию в европейских странах, подвергая инквизиции всякого, кто не следовал их вероучениям.
Сегодня католицизм отличается либеральными взглядами и поддерживает диалог с другими христианскими течениями.
Что такое католицизм?
Католицизм является крупнейшим по численности направлением христианства и представляет себя как единственную целостную и универсальную церковь, возглавляемую Иисусом Христом. Видимым главой вероучения выступает Папа Римский, правящий Святым Престолом и его суверенной территорией Ватиканом.
В подчинении Папы находятся свыше 3 тысяч юрисдикций по всему миру, разделяемых на архиепархии, епархии, апостольские викариаты и ряд других организаций. Клир католической церкви включает в себя черное духовенство (монахов) и белое духовенство, то есть священников, которые обслуживают храмы.
Все служители в католицизме получают одну из трех священных степеней – епископ, священник или диакон, а прислужники, не посвященные в сан, возводятся в степень чтецов или аколитов.
Кто такие католики?
К католикам относят религиозную группу людей, исповедующих католические учения. Как крупнейшая ветвь христианства, в настоящее время католицизм насчитывает свыше 1,2 миллиарда человек, проживающих преимущественно в Европе.
Католическое вероучение принимают жители большинства европейских стран, в том числе Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Франции. Немало католиков сосредоточено в Китае, Австралии, на Филиппинах. В Африке их численность достигает 175 миллионов.
Вероучения в католицизме
Католическая религия основывается на Библии и Священном Предании, сформированном на протяжении веков по результатам вселенских соборов. Как и все христиане, католики верят в единственность Бога и широко почитают не только Иисуса Христа, но и Деву Марию.
Согласно католическому учению, благодать Божья сообщается людям через 7 таинств, к которым относятся крещение, церковный брак, миропомазание, причастие, исповедание, рукоположение и соборование. Кроме того, католики верят в чистилище, где души людей после смерти очищаются от грехов, и признают учение об индульгенции – временном освобождении от наказания за грехи в случае раскаяния.
Чем католицизм отличается от православия?
Несмотря на то что католицизм и православие являются христианскими религиями, между ними существует ряд отличий. В частности, православные считают, что Христос был зачат в браке Марии и Иосифа, а католики верят в непорочное зачатие Богородицы.
В православии полагают, что Святой Дух исходит только от Бога, тогда как в католицизме его видят исходящим и от Господа, и от его Сына. Представители католической церкви приветствуют догмат о телесном Вознесении Божьей Матери, а в православной среде ни ее Вознесение, ни Успение не признаются догматами.
www.mnogo-otvetov.ru
Католицизм — ALL
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в МосквеКатоличество, католицизм (лат. Catholicismus) — самое распространенное течение христианства (около 1 196 000 000 последователей в 2012 г.), получившее свое название от одного из атрибутов христианства, — ее «кафоличность» (соборность).
В 11 веке в мировой христианской общине произошел раскол на две отдельные христианские общины или церкви — на западную, латинского обряда (позже названную католической) и восточную, греческого обряда (позже названную православной или ортодоксальной). Современная Католическая церковь включает в себя как церкви латинского обряда (Римско-католическая церковь), так и церкви восточных обрядов, среди которых — Украинская греко-католическая церковь.
Главой Католической церкви является Папа Римский, который возглавляет Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме. Католическая церковь считает Папу Римского преемником апостола Петра, которому согласно Евангелию, было завещано возглавить Церковь (Мф. 18: 17-19).
Эмблема Святого ПрестолаНазвание происходит от греческого слова catholikos (греч. Καθολικος), что означает «соборный», «общий», «всемирный». В таком значении этот термин употреблял Игнатий Богоносец 115 года, а в 381 году на Первом Константинопольском соборе с дополнением Никейского символа веры данный термин стал одним из четырех главных для Церкви — так, согласно этим символом Церковь считается «единой, святой, соборной (греч. Καθολικὴν) и апостольской».
После раскола христианства на западное и восточное в 1054 году для различения восточные Церкви стали именоваться как «православные» или церкви «греческого обряда», а западные как «католические» или церкви «латинского обряда»[1]. Со времен реформации в XVI веке к названию «католический» все чаще стали добавлять «римский», хотя в официальных документах Церковь продолжала именовать себя просто «католической». В религиоведении термин «католицизм» относится к различным христианским общинам, разделяющих католическую доктрину, а «Католической церковью» называют единую религиозную организацию, возглавляемую Папой Римским. Вместе с тем обращает на себя внимание, что в официальных изданиях православные церкви продолжали употреблять по отношению к себе термины вроде «Восточная Вселенская Кафолическая Православная Церковь» вплоть до XX в.
Характерные черты католицизма формировались в условиях жизни поздней Римской империи и великого переселения народов, когда в результате разрушения древних мировых порядков зарождалась новая цивилизация. Формирование католицизма как направления христианства происходило на протяжении веков, с тем, что основой всей деятельности западной церкви — это попытка объединить христиан под властью папы и обеспечить верность Христовой церкви.
Согласно доктрине самой католической церкви, католическая церковь была «объявлена в прообразах уже от начала мира, удивительно уготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, появилась через излияние Святого Духа и получит славное завершение в конце веков».[2] Так же, как Ева была создана из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронизанного сердца Христа, умершего на Кресте.[3]
I тысячелетие[править]
(▲)
Трудные темы истории церквиВ течение IV—VIII вв. доктрина, культ и правовые основы католицизма оформлялись на «Вселенских соборах», среди которых — Первый Никейский, Первый Константинопольский (553), Третий Константинопольский (680—681) и Второй Никейский (787).
Сложный процесс формирования доктрины сопровождался расколами церкви и выделением отдельных доктринальных течений, объявляемых на Вселенских соборах ересями и осуждаемых. Становление христианской доктрины проходило в полемике с другими другими течениями. Были признаны ложными неортодоксальные взгляды на Святую Троицу.
Католицизм формировался постепенно в результате ассимиляции элементов эллинистической и римской культуры. Это привело к многочисленным конфликтам внутри Церкви. С христианским приматом Рима не соглашалось много епископов Востока и восточноримских императоров, что впервые ярко проявилось на Трулльском соборе (692). Разногласия стали углубляться во времена патриарха Фотия, который объявил еретическим формулировки «филиокве» и окончательно они были решены расколом христианской церкви в 1054 году, разделивший христианскую церковь на две основные течения — католицизм и православие, а сам термин «католический» начал касаться только западной ветви христианства.
II тысячелетие[править]
В последующие века Католическая церковь неоднократно предпринимали попытки преодолеть восточную схизму, в частности на Лионском (1274) и Флорентийском (1438) соборах, однако эти попытки всякий раз терпели неудачу. Зато в XVI веке католицизм претерпел очередную волну раскола, вызванного Реформацией — движением за обновление христианства. Реформация стала реакцией на ряд негативных явлений, имевших место в католической церкви в предыдущие века и привела к выделению новых ветвей христианства, обычно окрещённых собирательным термином протестантизм — лютеранство (Мартин Лютер, 1517), англиканство (король Генрих VIII, 1534) и кальвинизм (Жан Кальвин, 1536), распространившиеся главным образом в Германии, Англии, Нидерландах и Скандинавских странах.
Ответом на реформационный движение со стороны Католической церкви стала Контрреформация, в ходе которой Церковь осуществила ряд важных внутренних реформ. Были основаны первые семинарии для повышения морального и интеллектуального уровня будущих священников, направленные на искоренение злоупотреблений реформы коснулись целого ряда монашеских орденов. Ряд богословских концепций был уточнен в ходе Тридентского собора.
С географическими открытиями XVI—XVII века Католическая церковь начала активную миссионерскую деятельность в странах Нового Света и в Азии. Распространение католицизма происходило также путем заключения уний между Римско-католической церковью с православными общинами, наиболее значимой из которых была Брестская уния (1596), в результате которой появилась Украинская греко-католическая церковь.
Великая французская революция вызвала новые трудности в истории католицизма. В 1790 году была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Тенденция к секуляризации наблюдалась и в других европейских странах, сопровождаясь разорением монастырей и репрессиями против духовенства.
В XIX веке Католическая Церковь получила новый подъем. Была восстановлена католическая иерархия в ряде протестантских стран, восстанавливали позиции монашеские ордена и конгрегации. Первый Ватиканский собор (1869—1870 год) принял Догмат о непогрешимости Папы, вызвавший, однако, несогласие части католиков, которые создали старокатолицизм. В то же время революционные процессы в Италии привели к созданию единого государства, ликвидации в 1870 году Папского государства и лишения Папы светской власти. Светский статус Апостольского престола оставался неурегулированным до 1929 года, когда в результате Латеранских соглашений было создано государство Ватикан.
В XX веке Церковь подверглась жестоким гонениям в СССР, Мексике и республиканской Испании. Начиная с 1920-х годов, советская власть приступила к уничтожению Католической церкви в стране; были расстреляны, репрессированы и высланы из страны практически все священнослужители и активные прихожане. Во времена Второй мировой войны Католическая церковь пыталась держаться нейтралитета для сохранения жизни верующих и своей независимости. Множество католических священников и монахов прошли через нацистские концлагеря, часть из них погибла, некоторые из них впоследствии канонизированы.
В послевоенное время значительным событием в истории католицизма стал Второй Ватиканский собор, декларации которого были направлены на поиск взаимопонимания с другими христианскими конфессиями и религиями. В частности, Папа Римский Павел VI и патриарх Константинопольский Атенагор аннулировали взаимные анафемы 1054 года. Реформе подверглись также богослужения, в частности, разрешено служение мессы на национальных языках. Несогласные с реформой богослужения сформировали движение католиков-традиционалистов, часть из них в 1980-х годах оказалась в состоянии раскола.
Основы католицизма[править]
Вероучения Католической церкви базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя решения Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.
Истины веры[править]
- Бог един в трех лицах (Бог-Отец, Сын Божий, Святой Дух — Святая Троица),
- Бог как Творец и Господь мира открыл себя людям, и Сын Божий стал человеком в лице Иисуса Христа. Он является истинным Богом и человеком, спасителем людей, умер за грехи их, и воскрес.
- Бог создал людей с любовью, но, потеряв первоначальную связь с Богом, они удалились от Бога и стали смертными.
- Все люди призваны к вере, надежде и любви, духовной жизни и исполнения воли Божией, как сказано в заповедях, в частности, заповеди любви к Богу и к ближнему, что является основой Декалога.
- Человеку уготована вечная жизнь с Богом и воскресение после возвращения Христа на Землю, но тех, кто отвергает спасение, ждет вечное пребывание в аду.
Семь признаваемых таинств[править]
(▲)
Православие или католицизм- крещение
- брак
- миропомазание
- евхаристия
- исповедь
- елеосвящение
- священство
Почитание святых[править]
Характерным для католицизма есть честь различных реликвий и культ мучеников, святых и блаженных. На сегодняшний день у католиков насчитывается более 20 000 святых и 200 000 блаженных. Но церковью подчеркивается, что поклонение принадлежит одному лишь Богу, а молитвы святым носят характер просьбы о заступничестве. Показательно, что в литаниях, обращенных ко Христу, употребляется возглас «Спаси нас!» или «Помилуй нас!»; в литаниях, обращенных к Богородице и святым, — «Молись о нас!». Процесс включения того или иного лица к лику святых называется канонизацией и осуществляется папой Римским, канонизации предшествует беатификация.
Различия вероучения[править]
(▲)
О заблуждениях католицизмаДогматы католической церкви отличаются от учения православия — и имеют следующие признаки:
- догмат о происхождении Святого Духа (filioque) — от Бога-Отца и от Бога-Сына, в отличие от православия, где признается сошествие Святого Духа прямо от Бога Отца.
- учение о чистилище — промежуточное место между раем и адом, в котором души грешников очищаются, прежде чем получить вечное счастье в раю;
- догмат о непогрешимости Папы — в делах веры по веры и морали Папа Римский, как высокий Пастор Церкви не может ошибаться.
Другие различия[править]
Другие канонические различия, которые отличают католицизм и другие христианские течения:
- безбрачие всего духовенства в римском католицизме;
- перманентность священства — священник, раз посвящен, не может оставить духовного сана;
- почетный титул кардинала, которого нет в других христианских церквях;
- неразрывность таинства брака.
Структура Католической церкви[править]
Высшей властью в Католической церкви наделен Папа Римский.[4] Совещательный орган при Папе — коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с курией формирует Святой Престол, расположенный в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.
Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и восточных католических церквей, исповедующих один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). Эти церкви, сохраняя общение с папой и разделяя католическое вероучение, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие восточные католические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за Папой.
Основной отдельной территориальной единицей является епархия (епархия), возглавляемая епископом. Отдельные епархии имеют более высокий статус архиепархии (архиепархии).
К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:
- Апостольский викариат
- Апостольськая префектура
- Апостольская администратура
- Военный ординариат
- Территориальная прелатура
- Территориальное аббатство
В восточных церквях существуют, кроме того, экзархаты.
Несколько епархий (и архиепархии) могут быть объединены в митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно архиепископом. В некоторых странах (Италия , США и других) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинстве стран объединены в конференцию епископов, обладающих большими полномочиями в организации церковной жизни страны.
Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчиненные епископу. Настоятелю прихода могут помогать другие священники, называемые викариями. Иногда расположенные рядом приходы объединяются в деканаты.
Особую роль в католической церкви играют монашеские ордена и конгрегации, а также общество апостольской жизни. Монашеские ордена имеют собственные уставы (утверждаются Папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Первым стал монашеский орден бенедиктинцев. До сих пор насчитывается около 140 орденов и сообществ. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно Папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и четкую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.
Распространение[править]
Католицизм является крупнейшей ветвью христианства. По данным на 2012 год, в мире насчитывается 1,196 млрд католиков. Католицизм является основной религией во многих европейских странах. Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.
В Западном полушарии католицизм распространен во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.
В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков в Вьетнаме, Южной Корее и Китае.
На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и другие). В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 000 000 католиков[5].
- Волконский А. М. «Католичество и Священное Предание Востока». Париж, 1933
- Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М.: 2005
- Й. Лортц. История Церкви. «Христианская Россия». М.: 1999
- Дж. Омэнн. Христианская духовность в католической традиции. Изд. Святого Креста. Рим-Люблин 1994.
- Юрий Табак. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
- Е. Н. Цимбаева. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма
- Collinge, William J. Historical Dictionary of Catholicism. 1997
- McBrien, Richard P., ed. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. 1995
- Coleman, Lisa M., et al. Basics of the Catholic Faith. 2000
- Froehle, Bryan T., Mary L. Catholicism USA: A Portrait of the Catholic Church in the United States. 2000
- Burns, Robert A. Roman Catholicism after Vatican II. 2001
- Katolicyzm A-Z, Poznań 1982
allll.net
Католичество или католицизм? Большинство словарей дают второй… | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||
Top of Page | Разработано LiveJournal.com |
pishu-pravilno.livejournal.com
Православие |
Католицизм |
Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына». |
Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына». |
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. |
Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать. |
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. |
Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения. |
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. |
Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. |
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. |
Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя. |
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. |
Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г. |
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. |
Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле. |
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. |
Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки. |
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. |
При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся. |
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. | Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями. |
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). |
Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). |
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). |
Месса совершается на пресном хлебе (Гостия). |
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. |
Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются. |
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. |
Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. |
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. |
Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок». |
— |
Учение об индульгенциях. |
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. |
Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. |
Православие |
Католицизм |
Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. |
Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти. |
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. |
Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»). |
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. |
Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни). |
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. |
В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда. |
Алтарь, как правило, ориентирован на восток. |
Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах. |
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. |
Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле. |
Детей начинают причащать с младенчества. |
К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет. |
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. |
Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо. |
Целибат обязателен только для монахов. |
Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов). |
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. |
Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою). |
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. |
Минимальный евхаристический пост составляет один час. |
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. |
В католическом богослужении чаще всего используется орган. |
В храмах нередко отсутствуют скамейки для молящихся, верующие благоговейно молятся стоя. |
В храмах чаще всего присутствуют скамьи для молящихся, верующие молятся сидя. |
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. |
Брак принципиально нерасторжим. |
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. |
Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др. |
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. |
Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего». |
Принят термин «освящение воды». |
Принят термин «благословение воды». |
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. |
Католическое духовенство, как правило, безбородо. |
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. |
Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация. |
Монастыри различаются лишь уставом. |
Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации. |
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). |
В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути. |
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. |
Используется григорианский календарь. |
Православие |
Католицизм |
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос. |
|
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым. |
|
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. |
|
Имеют апостольское преемство. |
|
Имеют семь церковных Таинств. |
|
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания. |
|
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. |
|
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу. |
|
Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г. |
|
Имеют общее представление о семье. |
|
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека. |
|
Не признают гомосексуальные браки. |
|
Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире. |
|
Влияние православия на католицизм |
|
1 |
При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции. |
2 |
Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора. |
3 |
В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах. |
4 |
Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов. |
5 |
Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви |
Влияние католицизма на православие |
|
1 |
Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе. |
2 |
Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах. |
3 |
Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру. |
6 |
Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи. |
7 |
Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия. |
azbyka.ru