Католицизм или католичество – Католичество или католицизм? Большинство словарей дают второй…

это христианин или нет? Католицизм и христианство

Бог един, Бог есть любовь – эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик – это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик – это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин — нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: католицизм, католик. Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и символы веры, и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую – Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик – это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская – «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй – формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение Мартина Лютера и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране – это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества – вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них – Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других протестантских течений, является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики – это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально – да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая – и Католическая, и Православная – считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У православных Церквей тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм – явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.

fb.ru

Католицизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Католици́зм (католи́чество) (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская) — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов[1].

Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации[2]. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с 23 восточнокатолическими церквями составляет единую Католическую церковь, которая полагает себя Церковью, обладающей всей полнотой истины.

Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах Веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе Католической церкви».

Название[ | ]

Слово «католический» (или «кафолический» в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка (греч. καθολικός — «всеобщий», от др.-греч. καθ όλη — «по всему» или «согласно всему»). По толкованию катехизиса Католической Церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий»

[3][K 1].

Впервые по отношению к церкви термин «

encyclopaedia.bid

Католичество — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Католици́зм (католи́чество) (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская) — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов[1]

.

Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации[2]. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с 23 восточнокатолическими церквями составляет единую Католическую церковь, которая полагает себя Церковью, обладающей всей полнотой истины.

Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах Веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе Католической церкви».

Название[ | ]

Слово «католический» (или «кафолический» в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка (греч. καθολικός — «всеобщий», от др.-греч. καθ όλη — «по всему» или «согласно всему»). По толкованию катехизиса Католической Церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий»[3][K 1].

Впервые по отношению к церкви термин «

encyclopaedia.bid

Что такое католицизм и кто такие католики?

Наряду с протестантством и православием, католицизм является одним из самых обширных течений христианской церкви.

Появившись в апостольские времена, за тысячи лет он охватил всю планету и получил широкую известность как за счет принципов своего вероучения, так и благодаря всеобъемлющей организационной структуре. Что такое католицизм? Каковы его характерные черты и кого называют католиками?

Что означает слово «католицизм»?

Развитие современной католической церкви началось в I столетии нашей эры, а само слово «католицизм» впервые было использовано в 110 году в послании епископа Игнатия Богоносца к населению города Смирны (ныне – Измир).

Термин происходит от латинского catholicismus, что означает «всеобщий»

или «согласно всему». Со второй половины II столетия понятие использовалось для обозначения ортодоксальной (нееретической) церкви, а в IV веке многие ранние писатели и историки употребляли его по отношению ко всему христианству.

Вплоть до Великого Раскола, произошедшего в 1054 году, католики рассматривали историю христианства как собственную историю. После разделения христианской церкви на католическую и православную приверженцы католицизма поставили цель отвоевать у арабов Святую землю, в результате чего с конца XI столетия в Европе началась эпоха крестовых походов.

В XIII веке в католической церкви появилось множество монашеских орденов (францисканцы, августинцы, доминиканцы), которые играли важную роль в борьбе с еретическими движениями. Многие годы католики насаждали свою религию в европейских странах, подвергая инквизиции всякого, кто не следовал их вероучениям.


Сегодня католицизм отличается либеральными взглядами и поддерживает диалог с другими христианскими течениями.

Что такое католицизм?

Католицизм является крупнейшим по численности направлением христианства и представляет себя как единственную целостную и универсальную церковь, возглавляемую Иисусом Христом. Видимым главой вероучения выступает Папа Римский, правящий Святым Престолом и его суверенной территорией Ватиканом.

В подчинении Папы находятся свыше 3 тысяч юрисдикций по всему миру, разделяемых на архиепархии, епархии, апостольские викариаты и ряд других организаций. Клир католической церкви включает в себя черное духовенство (монахов) и белое духовенство, то есть священников, которые обслуживают храмы.

Все служители в католицизме получают одну из трех священных степеней – епископ, священник или диакон, а прислужники, не посвященные в сан, возводятся в степень чтецов или аколитов.

Кто такие католики?

К католикам относят религиозную группу людей, исповедующих католические учения. Как крупнейшая ветвь христианства, в настоящее время католицизм насчитывает свыше 1,2 миллиарда человек, проживающих преимущественно в Европе.

Католическое вероучение принимают жители большинства европейских стран, в том числе Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Франции. Немало католиков сосредоточено в Китае, Австралии, на Филиппинах. В Африке их численность достигает 175 миллионов.

Вероучения в католицизме

Католическая религия основывается на Библии и Священном Предании, сформированном на протяжении веков по результатам вселенских соборов. Как и все христиане, католики верят в единственность Бога и широко почитают не только Иисуса Христа, но и Деву Марию.

Согласно католическому учению, благодать Божья сообщается людям через 7 таинств, к которым относятся крещение, церковный брак, миропомазание, причастие, исповедание, рукоположение и соборование. Кроме того, католики верят в чистилище, где души людей после смерти очищаются от грехов, и признают учение об индульгенции – временном освобождении от наказания за грехи в случае раскаяния.

Чем католицизм отличается от православия?

Несмотря на то что католицизм и православие являются христианскими религиями, между ними существует ряд отличий. В частности, православные считают, что Христос был зачат в браке Марии и Иосифа, а католики верят в непорочное зачатие Богородицы.

В православии полагают, что Святой Дух исходит только от Бога, тогда как в католицизме его видят исходящим и от Господа, и от его Сына. Представители католической церкви приветствуют догмат о телесном Вознесении Божьей Матери, а в православной среде ни ее Вознесение, ни Успение не признаются догматами.

www.mnogo-otvetov.ru

Католицизм — ALL

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в Москве

Католичество, католицизм (лат. Catholicismus) — самое распространенное течение христианства (около 1 196 000 000 последователей в 2012 г.), получившее свое название от одного из атрибутов христианства, — ее «кафоличность» (соборность).

В 11 веке в мировой христианской общине произошел раскол на две отдельные христианские общины или церкви — на западную, латинского обряда (позже названную католической) и восточную, греческого обряда (позже названную православной или ортодоксальной). Современная Католическая церковь включает в себя как церкви латинского обряда (Римско-католическая церковь), так и церкви восточных обрядов, среди которых — Украинская греко-католическая церковь.

Главой Католической церкви является Папа Римский, который возглавляет Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме. Католическая церковь считает Папу Римского преемником апостола Петра, которому согласно Евангелию, было завещано возглавить Церковь (Мф. 18: 17-19).

Эмблема Святого Престола

Название происходит от греческого слова catholikos (греч. Καθολικος), что означает «соборный», «общий», «всемирный». В таком значении этот термин употреблял Игнатий Богоносец 115 года, а в 381 году на Первом Константинопольском соборе с дополнением Никейского символа веры данный термин стал одним из четырех главных для Церкви — так, согласно этим символом Церковь считается «единой, святой, соборной (греч. Καθολικὴν) и апостольской».

После раскола христианства на западное и восточное в 1054 году для различения восточные Церкви стали именоваться как «православные» или церкви «греческого обряда», а западные как «католические» или церкви «латинского обряда»[1]. Со времен реформации в XVI веке к названию «католический» все чаще стали добавлять «римский», хотя в официальных документах Церковь продолжала именовать себя просто «католической». В религиоведении термин «католицизм» относится к различным христианским общинам, разделяющих католическую доктрину, а «Католической церковью» называют единую религиозную организацию, возглавляемую Папой Римским. Вместе с тем обращает на себя внимание, что в официальных изданиях православные церкви продолжали употреблять по отношению к себе термины вроде «Восточная Вселенская Кафолическая Православная Церковь» вплоть до XX в.

Характерные черты католицизма формировались в условиях жизни поздней Римской империи и великого переселения народов, когда в результате разрушения древних мировых порядков зарождалась новая цивилизация. Формирование католицизма как направления христианства происходило на протяжении веков, с тем, что основой всей деятельности западной церкви — это попытка объединить христиан под властью папы и обеспечить верность Христовой церкви.

Согласно доктрине самой католической церкви, католическая церковь была «объявлена ​​в прообразах уже от начала мира, удивительно уготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, появилась через излияние Святого Духа и получит славное завершение в конце веков».[2] Так же, как Ева была создана из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронизанного сердца Христа, умершего на Кресте.[3]

I тысячелетие[править]

(▲)

Трудные темы истории церкви

В течение IV—VIII вв. доктрина, культ и правовые основы католицизма оформлялись на «Вселенских соборах», среди которых — Первый Никейский, Первый Константинопольский (553), Третий Константинопольский (680—681) и Второй Никейский (787).

Сложный процесс формирования доктрины сопровождался расколами церкви и выделением отдельных доктринальных течений, объявляемых на Вселенских соборах ересями и осуждаемых. Становление христианской доктрины проходило в полемике с другими другими течениями. Были признаны ложными неортодоксальные взгляды на Святую Троицу.

Католицизм формировался постепенно в результате ассимиляции элементов эллинистической и римской культуры. Это привело к многочисленным конфликтам внутри Церкви. С христианским приматом Рима не соглашалось много епископов Востока и восточноримских императоров, что впервые ярко проявилось на Трулльском соборе (692). Разногласия стали углубляться во времена патриарха Фотия, который объявил еретическим формулировки «филиокве» и окончательно они были решены расколом христианской церкви в 1054 году, разделивший христианскую церковь на две основные течения — католицизм и православие, а сам термин «католический» начал касаться только западной ветви христианства.

II тысячелетие[править]

В последующие века Католическая церковь неоднократно предпринимали попытки преодолеть восточную схизму, в частности на Лионском (1274) и Флорентийском (1438) соборах, однако эти попытки всякий раз терпели неудачу. Зато в XVI веке католицизм претерпел очередную волну раскола, вызванного Реформацией — движением за обновление христианства. Реформация стала реакцией на ряд негативных явлений, имевших место в католической церкви в предыдущие века и привела к выделению новых ветвей христианства, обычно окрещённых собирательным термином протестантизм — лютеранство (Мартин Лютер, 1517), англиканство (король Генрих VIII, 1534) и кальвинизм (Жан Кальвин, 1536), распространившиеся главным образом в Германии, Англии, Нидерландах и Скандинавских странах.

Ответом на реформационный движение со стороны Католической церкви стала Контрреформация, в ходе которой Церковь осуществила ряд важных внутренних реформ. Были основаны первые семинарии для повышения морального и интеллектуального уровня будущих священников, направленные на искоренение злоупотреблений реформы коснулись целого ряда монашеских орденов. Ряд богословских концепций был уточнен в ходе Тридентского собора.

С географическими открытиями XVI—XVII века Католическая церковь начала активную миссионерскую деятельность в странах Нового Света и в Азии. Распространение католицизма происходило также путем заключения уний между Римско-католической церковью с православными общинами, наиболее значимой из которых была Брестская уния (1596), в результате которой появилась Украинская греко-католическая церковь.

Великая французская революция вызвала новые трудности в истории католицизма. В 1790 году была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Тенденция к секуляризации наблюдалась и в других европейских странах, сопровождаясь разорением монастырей и репрессиями против духовенства.

В XIX веке Католическая Церковь получила новый подъем. Была восстановлена ​​католическая иерархия в ряде протестантских стран, восстанавливали позиции монашеские ордена и конгрегации. Первый Ватиканский собор (1869—1870 год) принял Догмат о непогрешимости Папы, вызвавший, однако, несогласие части католиков, которые создали старокатолицизм. В то же время революционные процессы в Италии привели к созданию единого государства, ликвидации в 1870 году Папского государства и лишения Папы светской власти. Светский статус Апостольского престола оставался неурегулированным до 1929 года, когда в результате Латеранских соглашений было создано государство Ватикан.

В XX веке Церковь подверглась жестоким гонениям в СССР, Мексике и республиканской Испании. Начиная с 1920-х годов, советская власть приступила к уничтожению Католической церкви в стране; были расстреляны, репрессированы и высланы из страны практически все священнослужители и активные прихожане. Во времена Второй мировой войны Католическая церковь пыталась держаться нейтралитета для сохранения жизни верующих и своей независимости. Множество католических священников и монахов прошли через нацистские концлагеря, часть из них погибла, некоторые из них впоследствии канонизированы.

В послевоенное время значительным событием в истории католицизма стал Второй Ватиканский собор, декларации которого были направлены на поиск взаимопонимания с другими христианскими конфессиями и религиями. В частности, Папа Римский Павел VI и патриарх Константинопольский Атенагор аннулировали взаимные анафемы 1054 года. Реформе подверглись также богослужения, в частности, разрешено служение мессы на национальных языках. Несогласные с реформой богослужения сформировали движение католиков-традиционалистов, часть из них в 1980-х годах оказалась в состоянии раскола.

Основы католицизма[править]

Вероучения Католической церкви базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя решения Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

Истины веры[править]

  • Бог един в трех лицах (Бог-Отец, Сын Божий, Святой Дух — Святая Троица),
  • Бог как Творец и Господь мира открыл себя людям, и Сын Божий стал человеком в лице Иисуса Христа. Он является истинным Богом и человеком, спасителем людей, умер за грехи их, и воскрес.
  • Бог создал людей с любовью, но, потеряв первоначальную связь с Богом, они удалились от Бога и стали смертными.
  • Все люди призваны к вере, надежде и любви, духовной жизни и исполнения воли Божией, как сказано в заповедях, в частности, заповеди любви к Богу и к ближнему, что является основой Декалога.
  • Человеку уготована вечная жизнь с Богом и воскресение после возвращения Христа на Землю, но тех, кто отвергает спасение, ждет вечное пребывание в аду.

Семь признаваемых таинств[править]

(▲)

Православие или католицизм
  • крещение
  • брак
  • миропомазание
  • евхаристия
  • исповедь
  • елеосвящение
  • священство

Почитание святых[править]

Характерным для католицизма есть честь различных реликвий и культ мучеников, святых и блаженных. На сегодняшний день у католиков насчитывается более 20 000 святых и 200 000 блаженных. Но церковью подчеркивается, что поклонение принадлежит одному лишь Богу, а молитвы святым носят характер просьбы о заступничестве. Показательно, что в литаниях, обращенных ко Христу, употребляется возглас «Спаси нас!» или «Помилуй нас!»; в литаниях, обращенных к Богородице и святым, — «Молись о нас!». Процесс включения того или иного лица к лику святых называется канонизацией и осуществляется папой Римским, канонизации предшествует беатификация.

Различия вероучения[править]

(▲)

О заблуждениях католицизма

Догматы католической церкви отличаются от учения православия — и имеют следующие признаки:

  • догмат о происхождении Святого Духа (filioque) — от Бога-Отца и от Бога-Сына, в отличие от православия, где признается сошествие Святого Духа прямо от Бога Отца.
  • учение о чистилище — промежуточное место между раем и адом, в котором души грешников очищаются, прежде чем получить вечное счастье в раю;
  • догмат о непогрешимости Папы — в делах веры по веры и морали Папа Римский, как высокий Пастор Церкви не может ошибаться.

Другие различия[править]

Другие канонические различия, которые отличают католицизм и другие христианские течения:

  • безбрачие всего духовенства в римском католицизме;
  • перманентность священства — священник, раз посвящен, не может оставить духовного сана;
  • почетный титул кардинала, которого нет в других христианских церквях;
  • неразрывность таинства брака.

Структура Католической церкви[править]

Высшей властью в Католической церкви наделен Папа Римский.[4] Совещательный орган при Папе — коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с курией формирует Святой Престол, расположенный в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и восточных католических церквей, исповедующих один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). Эти церкви, сохраняя общение с папой и разделяя католическое вероучение, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие восточные католические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за Папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия (епархия), возглавляемая епископом. Отдельные епархии имеют более высокий статус архиепархии (архиепархии).

К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

  • Апостольский викариат
  • Апостольськая префектура
  • Апостольская администратура
  • Военный ординариат
  • Территориальная прелатура
  • Территориальное аббатство

В восточных церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархии) могут быть объединены в митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно архиепископом. В некоторых странах (Италия , США и других) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинстве стран объединены в конференцию епископов, обладающих большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчиненные епископу. Настоятелю прихода могут помогать другие священники, называемые викариями. Иногда расположенные рядом приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют монашеские ордена и конгрегации, а также общество апостольской жизни. Монашеские ордена имеют собственные уставы (утверждаются Папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Первым стал монашеский орден бенедиктинцев. До сих пор насчитывается около 140 орденов и сообществ. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно Папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и четкую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Распространение[править]

Католицизм является крупнейшей ветвью христианства. По данным на 2012 год, в мире насчитывается 1,196 млрд католиков. Католицизм является основной религией во многих европейских странах. Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространен во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков в Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и другие). В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 000 000 католиков[5].

  • Волконский А. М. «Католичество и Священное Предание Востока». Париж, 1933
  • Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М.: 2005
  • Й. Лортц. История Церкви. «Христианская Россия». М.: 1999
  • Дж. Омэнн. Христианская духовность в католической традиции. Изд. Святого Креста. Рим-Люблин 1994.
  • Юрий Табак. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
  • Е. Н. Цимбаева. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма
  • Collinge, William J. Historical Dictionary of Catholicism. 1997
  • McBrien, Richard P., ed. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. 1995
  • Coleman, Lisa M., et al. Basics of the Catholic Faith. 2000
  • Froehle, Bryan T., Mary L. Catholicism USA: A Portrait of the Catholic Church in the United States. 2000
  • Burns, Robert A. Roman Catholicism after Vatican II. 2001
  • Katolicyzm A-Z, Poznań 1982

allll.net

Католичество или католицизм? Большинство словарей дают второй…

Католичество или католицизм? Большинство словарей дают второй…

24 июн, 2009 @ 21:05

Католичество или католицизм?
Большинство словарей дают второй вариант.  Есть ли разница в употреблении?

КАТОЛИЧЕСТВО ср.

1. То же, что: католицизм.

принять католичество. перейти в католицизм. только не спрашивайте, почему)))хотя.. перейти в католичество… да без разницы, по-моему… но это сугубо имхо, никаких объяснений дать не могу.))
мне почему-то кажется, что перейти в католицизм нельзя. но к нему можно обратиться или им заинтереосваться. объяснений дать не могу.
католичество -вероисповедание, католицизм -учение
Согласен с этой версией.
А по-моему, разница стилистическая: католицизм — книжное, католичество — нейтральное.
нет. это слова я с разными значениями. одно — это сиситема верований и взглядов. то есть своего рода научная теория. а второе регилигия со всеми ее практиками, обрадами, а так же догматами.
Top of Page Разработано LiveJournal.com

pishu-pravilno.livejournal.com

Таблица: Православие и католицизм

Православие

Католицизм

Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».

Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».

Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом.

Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным.

Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц.

Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.

Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа.

Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.

Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г.

Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.

Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа.

Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.

Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность.

Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки.

Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения.

При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся.

Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями.

Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора).

Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).

Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются.

Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.

Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик.

Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.

Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу.

Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

Учение об индульгенциях.

Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии.

Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.

Православие

Католицизм

Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.

Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.

Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.

Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).

Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.

Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).

Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.

В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.

Алтарь, как правило, ориентирован на восток.

Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.

В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.

Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.

Детей начинают причащать с младенчества.

К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.

Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.

Целибат обязателен только для монахов.

Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).

Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.
Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).

Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).

Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.

Минимальный евхаристический пост составляет один час.

В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.

В католическом богослужении чаще всего используется орган.

В храмах нередко отсутствуют скамейки для молящихся, верующие благоговейно молятся стоя.

В храмах чаще всего присутствуют скамьи для молящихся, верующие молятся сидя.

Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.

Брак принципиально нерасторжим.

Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.

Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.

Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.

Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».

Принят термин «освящение воды».

Принят термин «благословение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.

Католическое духовенство, как правило, безбородо.

Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.

Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.

Монастыри различаются лишь уставом.

Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.

В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).

В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.

Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.

Используется григорианский календарь.

Православие

Католицизм

Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.

Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.

Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.

Имеют апостольское преемство.

Имеют семь церковных Таинств.

Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.

Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.

Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.

Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.

Имеют общее представление о семье.

Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.

Не признают гомосексуальные браки.

Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

Влияние православия на католицизм

1

При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.

2

Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.

3

В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.

4

Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.

5

Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви

Влияние католицизма на православие

1

Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.

2

Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.

3

Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.

6

Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.

7

Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

azbyka.ru