Каков порядок пересмотра конституции рф – .. (.9 .134-137) —

Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции рф

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ 

может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только 

в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

studfiles.net

Порядок пересмотра Конституции РФ (Статья 135) | Конституционное право

Ныне действующая Конституция РФ устанавливает, что принятие Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации (Глава 3, статья 71 а). Жесткая Конституция.

Порядок изменения, дополнения и пересмотра Конституции регулируется главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». 3 правовых режима ее изменения:

1.   Пересмотр Конституции — предложение о пересмотре может быть внесено следующими субъектами права:  Президентом РФ, Советом Федерации, Госдумой, Правительством, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее 1/5 чле­нов Совета Федерации или депутатов Госдумы (а также, возможно, несколькими субъектами совместно) (Глава 9, статья 134), и должно быть поддержано не менее чем 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (Глава 9, статья 135, пункт 2). Пересмотр — любое изменение или дополнение трех глав Конституции — 1 «Основы Конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», а также разработка и принятие новой Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра определен в статье 135 Конституции РФ.

2.   Внесение поправок в Конституцию. Поправка может быть инициирована аналогичными субъектами конституционной законодательной инициативы, что и пересмотр (статья 134) или несколькими субъектами совместно, и может касаться только глав 3 — 8 Конституции РФ. Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, то есть требуют одобрения не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136 Конституции РФ).

3.   Внесение поправок в статью 65 Конституции — данный вид поправок вынесен в отдельную статью Конституции, они применяются в случае принятия в состав РФ нового субъекта РФ, изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, либо изменения им своего наименования. В Конституцию эти поправки вносятся на основании: федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ (статья 137 Конституции РФ). При изменении наименования субъектов федерации новое наимено­вание подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур (статья 137, пункт 2).

Статья 134 Конституции РФ определяет круг субъектов конституционной законодательной инициативы. Некоторое сокращение круга субъектов законодательной инициативы по сравнению со статьей 104, пунктом 1 Конституции РФ (исключение индивидуальной инициативы) объясняется высокой значимостью конституционного процесса, желанием законодателя максимально ограничить влияние на него. В Конституции РФ специально оговаривается (статья 92), что исполняющий обязанности Президента не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Пересмотр положение глав 1, 2, 9 Конституции РФ — Статья 135 Конституции РФ определяет порядок пересмотра, то есть наиболее существенного изменения положений Конституции. В соответствии с данной статьей положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием, так как это эквивалентно фактическому принятию новой Конституции РФ. К компетенции палат Федерального Собрания относится лишь созыв учредительного органа — Конституционного Собрания, закон о котором еще не принят, существует лишь только

«Проект федерального конституционного закона О Конституционном Собрании» № 90056938-3, внесенный на рассмотрение в Госдуму 30.06.2000 (определены правовой статус Конституционного Собрания, его состав, порядок созыва, внутренняя структура, порядок деятельности, срок его работы и другие вопросы). Данный учредительный орган либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, принимает его 2/3 от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование.

Решение о созыве Конституционного Собрания должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Поскольку понятие «общее число» в тексте статьи может восприниматься по-разному — и как совокупное число членов и депутатов обеих палат, и как отдельно каждой, Конституционный Суд РФ дал толкование понятия «общее число» как число, относящееся к каждой палате в отдельности.

www.shpora.su

2.4. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

Конституция — акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции. РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст. 134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.

В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.

Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона8, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ3 решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке — указом Президента РФ.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Контрольные вопросы для самоподготовки,

собеседования, создания проблемных ситуаций к теме №2.

1. Что такое Конституция?

2. Конституция — это Основной закон общества или Основной закон государств?

3. В чем заключается сущность Конституции?

4.В чем заключаются юридические свойства Конституции? Охарактеризуйте каждое из них.

5. Какие виды Конституций Вы знаете?

6. Что такое фактические и юридические Конституции?

7. Что такое писаные и неписаные Конституции?

8. Что такое реальные и фиктивные Конституции?

9. Что такое жесткие и гибкие Конституции? 10. Как классифицируются Конституции по форме правления государств их принятия?

11. Как классифицируются Конституции в зависимости от политического режима государств их принятия?

12. Что такое буржуазные и социалистические Конституции?

13. Какие Конституции существуют в России?

14. Какие этапы конституционного развития России Вы можете назвать? 15. Охарактеризуйте конституционную реформу 1977-1978 годов, ее особенности и противоречия.

16. Каковы причины и предпосылки принятия Конституции Российской Федерации 1993 года?

17. Охарактеризуйте структуру и особенности Конституции Российский Федерации 1993 года.

18. Правомерно ли выделение в Конституции общей и особенной частей?

19. Дайте конституционно-правовую оценку Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». .

20. Что такое конституционные нормы? Их особенности.

21. Что такое преамбула? Содержит ли она правовые нормы?

22. Что такое нормы-цели и нормы-принципы?

23. Как и кто может толковать конституционные нормы?

24. Возможно ли -расширительное и ограничительное толкование конституционных норм?

25. Кто является официальным толкователем норм Конституции Российской Федерации?

26. Что такое реализация конституционных норм? Из чего складывается ее механизм?

27. Что предпочтительнее: опосредованное или непосредственное действие конституционных норм?

28. Каковы основные направления, формы и способы реализации Конституции?

29. Кто осуществляет контроль за соблюдением конституционных норм?

30. Виды контроля за соблюдением Конституции.

31. Конституционный Суд Российской Федерации, его сущность, структура, полномочия.

32. Как изменяются и дополняются нормы глав 1,2,9 Конституции Российской Федерации?

33. Как изменяются и дополняются нормы глав 3-8 Конституции Российской Федерации?

34. Как изменяется статья 64 Конституции Российской Федерации?

35. Кто вправе входить с инициативой о внесении в Конституцию Российской Федерации дополнений и изменений?

36. Что такое конституционный процесс, каковы его стадии?

37. Каковы основные направления совершенствования Конституции Российской Федерации?

studfiles.net

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в ней тоже должны требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения конституции.

Советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство голосов депутатов высшего представительного органа.

Прежняя российская Конституция закрепляла, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов РФ.

Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой Конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Такой упрощенный порядок изменения в совокупности с политическими факторами нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации было внесено за короткий период около 350 поправок.

Учтя предшествующий отечественный опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность, действующая Конституция внесла в рассматриваемый процесс существенные изменения.

Прежде всего, Конституция 1993 г. применяет новую терминологию — вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Она содержит четыре статьи — 134 — 137.

В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.

Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции определен в качестве субъектов законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства.



Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания — представительного и законодательного органа Российской Федерации — права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят).

Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.



Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 — 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г.

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с Законом понимается любое изменение текста гл. 3 — 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Только после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Статья 137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137) и изменения наименования субъекта (ч. 2). Предусмотренные в ст. 137 вопросы не могут решаться в режиме поправки к Конституции в силу их особого характера.

Конституция в ч. 2 ст. 65 закрепляет, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом, а в ч. 5 ст. 66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Что касается изменения наименования субъекта (ч. 2 ст. 137), то этот вопрос относится к исключительным полномочиям самого субъекта. Однако остался открытым вопрос о том, каким правовым актом должно быть внесено новое наименование в Конституцию. По запросу Государственной Думы о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный Суд в своем постановлении определил, что новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции указом Президента РФ. Однако Конституционный Суд определил, что изменение наименования субъекта в рамках ч. 2 ст. 137 не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина.

 

Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конституции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесения изменения в Конституцию двумя третями голосов народных депутатов высшего законодательного органа гос. власти, действующая Конституция содержит сверхсложный порядок внесения в нее поправок и пересмотра. Такой порядок внесения поправок и пересмотра Конституции является важнейшей гарантией политической и экономической стабильности России, ее основного закона.

Конституция РФ устанавливает три процедуры поправок и пересмотра Конституции в зависимости в зависимости от значимости конституционных норм.

Прежде всего Конституция РФ определяет круг субъектов, которые могут ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции: Президент РФ, Совет Федерации, Гос. Дума, Правительство РФ, законодательные орг. СРФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Гос. Думы.

Конституция содержит различные подходы к пересмотру различных глав Конституции в зависимости от их значимости.

Федеральное Собрание не может пересматривать основополагающие глав Конституции РФ: гл.1 «Основы конституционного строя», гл.2 «Права и свобода человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Регламент Гос. Думы закрепляет, что предложение о пересмотре гл.1,2 и 9 Конституции РФ должно содержать новую редакцию указанных глав или их статей, частей, пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Гос. Думы в Комитет Гос. Думы по законодательству и судебно-правовой реформе для подготовки заключения.

Если предложение о пересмотре положений гл. 1,2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, оно считается одобренным и соответствующее постановление Гос. Думы направляется в Совет Федерации для последующего рассмотрения. Поддержание о пересмотре гл. 1,2 и 9 Конституции РФ должно быть поддержано не менее чем тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если предложение пересмотре в идентичной редакции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос. Думы, то созывается Конституционное Собрание (порядок формирования и деятельность должен быть урегулирован ФКЗ, который до сих пор не принят). Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Иная процедура внесения поправок предусмотрена для гл. с 3 по 8 Конституции РФ, что объясняется вторым местом этих норм в иерархии после норм гл. 1, 2 и 9.

Согласно ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. При этом под поправкой понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции.

Предложение о поправке к Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключение статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ.

Поступившее в Гос. Думу предложение о поправке к Конституции РФ направляется в Комитет Гос. Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» об условиях и порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ.

Результатом такой проверки должно стать решение, которое может содержать два варианта: первый — предложение о возвращении проекта закона о поправке инициатору, то есть отклонение проекта; второй — предложение о принятии к рассмотрению Гос. Думой проекта закона о поправке, направляемый вместе с проектом закона о поправках в Совет Гос. Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов Гос. Думой.

Проект закона о поправке обсуждается в Гос. Думе в порядке трех чтений и считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос. Думы. Далее он в течение 5 дней направляется в Совет Федерации, который обязан его рассмотреть. Закон о поправке к Конституции считается принятым при условии его одобрения голосами не менее трех четвертей членов Совета Федерации.

В случае отклонения Советом Федерации закона РФ о поправке к Конституции РФ Совет Федерации вправе внести в Гос. Думу предложение о создании согласительной комиссии.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председателям Совета Федерации в законодательные орг. СРФ, которые обязаны рассмотреть закон в срок не позднее одного года со дня его принятия.

Законодательной орг. СРФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о по правке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.

Одобренный законодательными орг. не менее чем двух третей субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными орг. СРФ направляется председателям Совета Федерации Федерального Собрания Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Президент РФ срок не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке к Конституции подписывают его и осуществляют официальное опубликование. Принятая поправка к Конституции подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соотв. поправок в силу.

В случае если закон РФ о поправке к Конституции РФ не получит ободрение законодательных орг. гос. власти не менее чем двух третий СРФ, повторное внесение в Гос. Думу предложение о данной поправке допускается не ранее чем через 1 год со дня установления результатов рассмотрения законодательными орг. гос. власти СРФ законом РФ о поправке к Конституции.

Особый порядок предусмотрен для внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. Ст. 65 Конституции закрепляет виды и именной состав СРФ, который может измениться в результате объединения двух и более СРФ в один новый субъект, а также в результате принятия нового субъекта Федерации. Изменения в ст.65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносится на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении Конституционно-правового статуса РФ.

Необходимость внесения изменений в ст.65 Конституции РФ может возникнуть в связи с изменением названия субъекта РФ. Статья 65 Конституции закрепляет виды и именной состав РФ, который может измениться в результате объединения двух и более субъектов РФ в один новый субъект, а также в результате принятия нового субъекта РФ. Изменения в ст. 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъектов РФ, об изменении конституционно-правового статуса РФ.

Необходимость внесения изменений в ст.65 Конституции может возникнуть в связи с изменением названия субъекта РФ. В силу ст.73 Конституции РФ решения вопроса об изменении своего именования относится к исключительному ведению СРФ. Новое именование СРФ не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других СРФ, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменения состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта. В такой ситуации согласно ч.2 ст. 137 Конституции РФ новое именование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Вопрос о том, какой именно гос. орган и каким именно правовым актом вправе включать в Конституцию РФ новое наименование субъекта РФ, по запросу Гос. Думы был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении № 15-П разъяснил, что такие изменения включаются в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные ч.1 ст. 85 Конституции РФ.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ отметил, что не является изменением наименования субъекта РФ в смысле ч.2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы др. государств, а также предполагает изменение состава РФ или конституционного-правового статуса ее субъекта.

cyberpedia.su

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции.

 

Стабильность Конституции является одним из ее важных юридических свойств. Она оказывает определяющее влияние на политические, экономические и социальные отношения, закрепляемые ею. Поэтому пересмотр каких-либо положений Основного Закона государства и общества или внесение в него поправок достаточно сложны.

В российской Конституции этому посвящена самостоятельная глава 9. Ее положения, с точки зрения порядка изменения Конституции, поделены на четыре части.

Первая часть — это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — Парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 ч. 2 гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть — это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. [13]

Третья часть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ст. 137 ч. 1, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ст. 137 ч. 2 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.[14]

Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотрено Конституцией, федеральным конституционным законом, но до настоящего времени данный закон не принят.

Конституция в ст. 134 ввела новую норму, устанавливающую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В виду конституционной неопределенности относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции, Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ст. 136 Конституции, будучи сторонницей позиции принятия поправок федеральными конституционными законами. Принятое по результатам рассмотрения запроса Государственной Думы Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» стало важным актом конституционного значения, по существу определившим порядок принятия конституционных поправок.[15] В этом Постановлении Конституционный Суд установил, что поправки к Конституции не могут иметь форму как федерального конституционного закона, так и федерального закона. Конституционный Суд признал, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта, имеющего особый статус. Таким образом, Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. №12-П в систему российского законодательства был введен третий вид законов федерального уровня — закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[16] детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу и внесения поправки в текст Конституции.

Конституция РФ 1993 года, в отличие от предшествующих, ввела институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции.

Конституционному Суду предоставлено право давать толкование Конституции РФ. Такое толкование (имеется в виду нормативное, а не казуальное толкование, осуществляемое всеми правоприменителями) обусловлено самой юридической природой данного органа. Без этой функции невозможен реальный и эффективный конституционный контроль. Однако по своей инициативе давать толкование Конституции Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. К их числу Конституция относит Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и частных лиц.

Кроме того, Конституционный Суд при осуществлении конституционного контроля и разрешении споров о конституционной компетенции дает казуальное толкование Конституции РФ и актов, конституционность которых подвергается проверке. Считается, что казуальное толкование обязательно только для рассматриваемого дела. Очевидно, что авторитет казуального толкования, данного Конституционным Судом, заставляет все остальные государственные органы, равно как и правовую доктрину, ориентироваться на правовую позицию, выражаемую в решениях Конституционного Суда. По существу, создаются имеющие фактическую нормативную силу прецеденты толкования отдельных положений Конституции и законов (иных актов), если последние признаются соответствующими Конституции.

Кроме того, предполагается, что сам Конституционный Суд, применяя одни и те же положения Конституции, должен придерживаться однажды избранной им правовой позиции, выраженной в казуальном толковании этих положений Конституции. Естественно, сам Конституционный Суд не может быть жестко связан своими прецедентами, однако отклонение от однажды избранной правовой позиции не должно носить случайный характер. Поэтому ст.73 Закона о Конституционном Суде устанавливает: «В случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание».

 



Дата добавления: 2018-08-31; просмотров: 120;


znatock.org

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции.

Стабильность Конституции является одним из ее важных юридических свойств. Она оказывает определяющее влияние на политические, экономические и социальные отношения, закрепляемые ею. Поэтому пересмотр каких-либо положений Основного Закона государства и общества или внесение в него поправок достаточно сложны. В российской Конституции этому посвящена самостоятельная глава 9. Ее положения, с точки зрения порядка изменения Конституции, поделены на четыре части.

Первая часть — это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — Парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 ч. 2 гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть — это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. [13]

Третья часть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ст. 137 ч. 1, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.



Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ст. 137 ч. 2 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.[14]

Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотрено Конституцией, федеральным конституционным законом, но до настоящего времени данный закон не принят. Конституция в ст. 134 ввела новую норму, устанавливающую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. В виду конституционной неопределенности относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции, Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ст. 136 Конституции, будучи сторонницей позиции принятия поправок федеральными конституционными законами. Принятое по результатам рассмотрения запроса Государственной Думы Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» стало важным актом конституционного значения, по существу определившим порядок принятия конституционных поправок.[15] В этом Постановлении Конституционный Суд установил, что поправки к Конституции не могут иметь форму как федерального конституционного закона, так и федерального закона. Конституционный Суд признал, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта, имеющего особый статус. Таким образом, Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. №12-П в систему российского законодательства был введен третий вид законов федерального уровня — закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[16] детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу и внесения поправки в текст Конституции.



Конституция РФ 1993 года, в отличие от предшествующих, ввела институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции.

Конституционному Суду предоставлено право давать толкование Конституции РФ. Такое толкование (имеется в виду нормативное, а не казуальное толкование, осуществляемое всеми правоприменителями) обусловлено самой юридической природой данного органа. Без этой функции невозможен реальный и эффективный конституционный контроль. Однако по своей инициативе давать толкование Конституции Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. К их числу Конституция относит Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и частных лиц.

Кроме того, Конституционный Суд при осуществлении конституционного контроля и разрешении споров о конституционной компетенции дает казуальное толкование Конституции РФ и актов, конституционность которых подвергается проверке. Считается, что казуальное толкование обязательно только для рассматриваемого дела. Очевидно, что авторитет казуального толкования, данного Конституционным Судом, заставляет все остальные государственные органы, равно как и правовую доктрину, ориентироваться на правовую позицию, выражаемую в решениях Конституционного Суда. По существу, создаются имеющие фактическую нормативную силу прецеденты толкования отдельных положений Конституции и законов (иных актов), если последние признаются соответствующими Конституции.

Кроме того, предполагается, что сам Конституционный Суд, применяя одни и те же положения Конституции, должен придерживаться однажды избранной им правовой позиции, выраженной в казуальном толковании этих положений Конституции. Естественно, сам Конституционный Суд не может быть жестко связан своими прецедентами, однако отклонение от однажды избранной правовой позиции не должно носить случайный характер. Поэтому ст.73 Закона о Конституционном Суде устанавливает: «В случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание».

cyberpedia.su

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции.

 

Стабильность Конституции является одним из ее важных юридических свойств. Она оказывает определяющее влияние на политические, экономические и социальные отношения, закрепляемые ею. Поэтому пересмотр каких-либо положений Основного Закона государства и общества или внесение в него поправок достаточно сложны.

В российской Конституции этому посвящена самостоятельная глава 9. Ее положения, с точки зрения порядка изменения Конституции, поделены на четыре части.

Первая часть — это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — Парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 ч. 2 гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть — это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. [13]

Третья часть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ст. 137 ч. 1, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ст. 137 ч. 2 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.[14]

Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотрено Конституцией, федеральным конституционным законом, но до настоящего времени данный закон не принят.

Конституция в ст. 134 ввела новую норму, устанавливающую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В виду конституционной неопределенности относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции, Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ст. 136 Конституции, будучи сторонницей позиции принятия поправок федеральными конституционными законами. Принятое по результатам рассмотрения запроса Государственной Думы Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» стало важным актом конституционного значения, по существу определившим порядок принятия конституционных поправок.[15] В этом Постановлении Конституционный Суд установил, что поправки к Конституции не могут иметь форму как федерального конституционного закона, так и федерального закона. Конституционный Суд признал, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта, имеющего особый статус. Таким образом, Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. №12-П в систему российского законодательства был введен третий вид законов федерального уровня — закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[16] детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу и внесения поправки в текст Конституции.

Конституция РФ 1993 года, в отличие от предшествующих, ввела институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции.

Конституционному Суду предоставлено право давать толкование Конституции РФ. Такое толкование (имеется в виду нормативное, а не казуальное толкование, осуществляемое всеми правоприменителями) обусловлено самой юридической природой данного органа. Без этой функции невозможен реальный и эффективный конституционный контроль. Однако по своей инициативе давать толкование Конституции Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. К их числу Конституция относит Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и частных лиц.

Кроме того, Конституционный Суд при осуществлении конституционного контроля и разрешении споров о конституционной компетенции дает казуальное толкование Конституции РФ и актов, конституционность которых подвергается проверке. Считается, что казуальное толкование обязательно только для рассматриваемого дела. Очевидно, что авторитет казуального толкования, данного Конституционным Судом, заставляет все остальные государственные органы, равно как и правовую доктрину, ориентироваться на правовую позицию, выражаемую в решениях Конституционного Суда. По существу, создаются имеющие фактическую нормативную силу прецеденты толкования отдельных положений Конституции и законов (иных актов), если последние признаются соответствующими Конституции.

Кроме того, предполагается, что сам Конституционный Суд, применяя одни и те же положения Конституции, должен придерживаться однажды избранной им правовой позиции, выраженной в казуальном толковании этих положений Конституции. Естественно, сам Конституционный Суд не может быть жестко связан своими прецедентами, однако отклонение от однажды избранной правовой позиции не должно носить случайный характер. Поэтому ст.73 Закона о Конституционном Суде устанавливает: «В случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание».

 


Похожие статьи:

poznayka.org