Какими бывают формы сознания – 1. Сознание и его свойства. Виды сознания, Лекция 4. Сознание. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 20. Читать онлайн

Какими бывают формы и типы сознания, простейший первичный вид самосознания?

У каждой личности развитие сознания и самосознания происходит поэтапно.

Процесс начинается с раннего детства, когда ребенок постепенно осознает самого себя, анализирует происходящее.

Он развивается внешне и внутренне, этот процесс не заканчивается, даже когда ребенок становится взрослым.

Что такое бессознательное в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Краткое понятие

Сознание — высшая форма обобщенного отражения закономерностей окружающего мира.

Это внутренняя модель внешнего мира, собственное «я» индивида.

В данное понятие включают мышление, эмоции и чувства.

Самосознание — совокупность психических процессов, с помощью которых человек осознает себя в качестве субъекта деятельности.

Он анализирует свои поступки, представляет будущее, кем хотел бы быть, чего достичь. Складываются представления о собственных умениях, хобби, жизненная позициях. Происходит

формирование личностных черт.

Без самосознания человек не в силах ставить цели, достигать их, добиваться успеха, выбирать деятельность, которой хотелось бы заниматься профессионально, обучаться и совершенствоваться. Без этого важного качества не происходит развитие интеллекта.

к содержанию ↑

Виды и формы сознания в психологии

Существует несколько видов сознания:

  1. Ясное (чистое). Адекватное восприятие окружающих. Для него характерны осмысленные ответы, развернутая речь, внимание, выполнение нужных действий. Открывание глаз происходит самопроизвольно. На любые раздражители человек реагирует быстро, реакция превосходная. Ориентация в пространстве сохраняется. Человеку важно, как он выглядит и говорит, с легкостью поддерживает общение.
  2. Неясное (помрачение). Человек равнодушен к своему состоянию, на заданные вопросы отвечает, но медленно, достаточно долго обдумывая ответ. Внимание и реакция нарушаются. Трудно сосредоточиться на чем-либо, мысли путаются. Все действия замедляются.
  3. Ступор. Индивид плохо ориентируется в пространстве, отвечает на вопросы вяло и неправильно, может мгновенно заснуть, даже если с ним разговаривают. Возможно оцепенение в любой момент. В общении нет заинтересованности. Движения становятся меленными, а речь неразборчивой.
  4. Отупление. Характеризуется глубоким помрачением сознания. Почти все время индивид находится в состоянии спячки.

    Он много спит, разбудить его можно только криками. Бодрствование бывает недолгим, после него следует вновь долгий период сна.

    Он наступает в разное время суток, даже если человек совсем не устал. Профессиональная деятельность, учеба становятся невозможными.

  5. Кома. Сознание полностью утрачивается, человек находится в глубокой спячке. Громкие крики, болевые импульсы, касания не дают результатов. На эти действия нет реакции. Рефлексы также полностью утрачиваются. Нет способности мыслить, осознавать происходящее, отвечать на вопросы и реагировать на поступки окружающих.
  6. Бред. Происходит искажение реальности, сознание серьезно нарушено. Бредовые состояния негативно сказываются на жизни индивида, могут спровоцировать повышенную тревожность, раздражительность и конфликты с окружающими. Нет способности мыслить адекватно. Могут быть поступки, не поддающиеся никакому объяснению.
  7. Галлюцинации. Это зрительные и слуховые искажения. Человек начинает видеть или слышать то, чего на самом деле нет. Странные звуки и изображения приводят к плохому психическому состоянию, рождают различные внутренние расстройства, не дают сосредоточиться на действительности.

    Повышается уровень тревожности, становится больше страхов и нервозности.

Какими бывают формы сознания? Специалисты выделяют следующие формы:

ИндивидуальнаяЭто личные ценности, мнение, идеи. Собственное восприятие общественных и исторически сложившихся устоев. У каждой личности свой набор черт и характеристик, поэтому каждая уникальна.
ОбщественнаяДуховная жизнь социума формирует общественное сознание. В него включаются обычаи, традиции, нравы. Им с детства обучают человека, помогая ребенку адаптироваться в социуме. Тесно связано с этническими группами, берет из них все положительное.
Теоретический уровень общественного сознанияЭто связь между общественной психологией и идеологией. Первая отражает внешние проявления социальной реальности, а вторая глубоко проникает в сущность происходящего.
ОбыденнаяСознание человека непосредственно вплетается в повседневную жизнь индивидов. Затрагиваются вопросы, с которыми человек сталкивается ежедневно в привычных ситуациях: ведение хозяйства, разделение обязанностей в семье, восприятие себя в роли матери, отца, сестры, брата.
МассоваяСостоит из множество единиц:одновременно рассматриваются толпа и каждый человек в ней. Характерно для общественных и политических движений. Чувства, настроения и суждения массы зависят от происходящего в обществе. Мощное воздействие на массу оказывают СМИ, общественные лидеры, великие личности, к мнению которых прислушиваются.

Психологи называют три типа сознания:

  1. Общественное. Формируется под воздействием социума с самого раннего возраста, как только человек попадает в группу других людей: детский сад, школа, спортивные секции, кружки. Он учится вести себя определенным образом, понимать устои социума, соответствовать ему, не переступать определенные границы.
  2. Историческое. На личность оказывает воздействие прошлое человечества, важные события, традиции, исторические факты. Это формирует внутренние убеждения, мнение.
  3. Политическое. Личность отслеживает политическое настроение в стране, мире, анализирует события, формируются политические взгляды.
к содержанию ↑

Самосознание и его типы

Самосознание отличается от сознания. У него выявлено два вида: общественное и частное. Общественное возникает, когда человек понимает, каким он предстает в глазах других людей.

Это особенно остро проявляется, когда человек находится в группе людей, на него обращают внимание, возникает желание понравиться остальным, выглядеть определенным образом.

Появляется желание следовать социальным нормам, но приводит к тревожности. Индивид начинает беспокоиться, что его воспринимают не так, как ему хочется.

Боится, что с ним перестанут общаться, начнут оскорблять, не будут принимать в коллективе.

Частное возникает, когда личность осознает некоторые аспекты собственного «я», испытывает определенные чувства в качестве реакции на происходящее вокруг.

Например: в животе появляется неприятное чувство, когда человек не уверен в себе, боится контрольной работы, либо трепещет сердце при виде любимого человека.

Существует четыре формы самосознания:

  1. Самопознание. Личность познает себя, анализирует свои поступки, открывает в себе новые стороны, возможности.

    На их основе формируются цели, задачи и мечты, которые хочется осуществить в будущем.

  2. Самоконтроль. Основывается на внутренних убеждениях, принципах. Человек говорит себе, когда нужно остановиться, не переходить определенные грани, следовать принятым в социуме нормам. Происходит контроль эмоций, чувств.
  3. Самооценка. Индивид рассматривает самого себя, включает знания о себе, определяет свою значимость. На основе успехов, проделанной работы себе ставятся оценки.
  4. Самопринятие. Человек осознает свои преимущества и недостатки, принимает себя таким, какой есть. Он понимает, что идеал недостижим.

Специалисты наызвают три образа «я», которые являются продуктами самосознания:

  1. Я реальное. Личность осознает, какой является в дествительности, какими чертами и особенностями обладает.
  2. Я идельное. Происходит представление, кем удалосб бы стать, если бы удалось реализовать свои возможности и талант, добиться успеха.
  3. Я фантастическое. Это представление о нереальном «я», который недостижим из-за недостатка возможностей. Это могут быть сказочные, фантастические образы, когда личность наделяет себя супервозможностями, предполагает, что смогла бы справиться с непосильными задачами.

Функций у самосознания несколько:

Название функцииЗначение
Обеспечение внутренней согласованностиСамосознание не пропускает внутрь все внешние факторы, а только те, которые соответствуют хотя бы одной черте внутреннего «я». Это регулирует согласованность, предупреждает внутренние конфликты.
Интерпретация индивидуального опытаХарактер восприятия событий. Трактуется не только свое поведение, но и действия других людей. Происходит оценка происходящих событий.
Определение ожиданийЧеловек пытается предугадать, что должно случиться в будущем. Это происходит при принятии решений, видении ситуации под определенным углом. Анализируются различные ситуации.

К средствам самосознания относят написание текстов в личном дневнике, просмотр фильмов и спектаклей, изучение психологии, использование психологических тестирований, чтение книг.

Личность разными способами пытается себя понять, самосовершенствоваться, открывать в себе новые стороны, ранее неизученные. Происходит непрерывное собственное развитие.

Появляется простейшая первичная форма самосознания в раннем возрасте, когда ребенку исполняется три года.

Именно тогда малыш начинает осознавать себя, начинает говорить «я», «мой», у него складывается мнение об окружающих, появляется желание поговорить с близкими.

Он перестает говорить о себе в третьем лице или называть себя по имени.

Ребенок может отказаться от определенной одежды или пищи, отстаивая свои интересы.

Он начинает понимать, что ему нравится не все, формируются предпочтения, происходит начальная стадия социализации, появляются друзья.

Сознание и самосознание — это два близких понятия, которые играют огромную роль в процессе формирования личности, ее развития.

Они характерны для каждого человека, включают его принципы, убеждения, мнение и осознание себя. Это сложные и многосторонние явления, без которых человек бы основывал свое поведение на инстинктах, не отличаясь не от животных.

Как самостоятельно развить эмоциональный интеллект? Читайте об этом здесь.

О сознании и самосознании в этом видео:



Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Сознание в философии, формы сознания человека

Сознание человека – это субъективное переживание внешней действительности, которое выражается в самоотчете этих событий. Более широкое определение понятия сознание это свойство психики, через которое отображаются внешние события, независимо от уровня осуществления (биологического, общественного, чувственного или рационального). В более узком значении – это функция головного мозга, свойственная только людям, которая, связанная с речью, выражается в целенаправленном и обобщенном отражений явлений действительности, предварительном построении действий в уме и прогнозировании результатов, проявляется в рациональном управлении и самоконтроле действий посредством рефлексии.

Понятие сознание человека является предметом исследования во многих науках (психологии, философии, социологии), ученые пытаются раскрыть смысл существования и возникновения такого явления.

Сознание синоним: рассудок, осмысление, уяснение, постижение, мысль, разум, далее они будут использоваться в тексте.

Формы сознания

Существует индивидуальное и общественное сознания. Первое, индивидуальное – это сознательность каждого индивида о его индивидуальности бытия, посредством его общественного бытия. Оно является элементом общественного сознания. Следовательно, второе, понятие сознания общественного – это обобщенные индивидуальные сознания различных личностей. Такое обобщение происходит исторически, в процессе долгого времени. Поэтому оно также считается групповым.

В групповом сознании необходимо рассмотреть две особенности – это общественный контакт людей, как важный фактор и общая сила этих людей при объединении их отдельных сил.

Каждый коллектив составляет группу различных личностей, однако, не каждая группа личностей будет коллективом. Исходя из этого, проявление коллективного сознания всегда будет групповым, а групповое не всегда будет коллективным. Коллективный разум – это, во-первых, проявление общественного сознания, как общественной идеи, во-вторых, эта идея обусловливает деятельность отдельных личностей в этом коллективе.

Индивидуальная осознанность типичных личностей всегда определяет групповую осознанность. Но только типичное для определенной группы, которое подходит по частоте проявления, силе выражения в любое время, то есть такое, что опережает, направляет развитие данной группы.

Коллективное и групповое формы сознания пребывают под зависимостью общественного сознания и обусловливаются отношениями между членами группы. Таким образом, те психические явления, которые характерны процессу общения представляют различные явления в групповом сознании.

Последнее, в свою очередь, разделяется на несколько форм сознания. Самыми специфическими являются массовидные явления, они составляют общественные настроения и создают групповой психологический климат. Вызывают эти настроения в большей части межличностные отношения. Если в группе хорошие, теплые и доверчивые отношения, то соответственно и психологический климат будет благоприятный и проблемы такой группе легче решать. Но если в такой коллектив внедряется человек, рассеивающий вражду между членами группы, естественно, психологический климат будет ухудшаться, эффективность труда начнет падать. Также на массовые настроения в группе могут повлиять дидактогении – это изменения в настроении, доходящие до болезненного состояния и вызваны грубым поведением и воздействием руководителя.

Еще одна форма группового сознания – паника. Паника – это проявление страха, состояние аффекта, которое захватывает целую группу и под влиянием взаимного подражания усиливается еще больше.

Мода – форма группового сознания, когда люди начинают подражать друг другу, равняться на общественное мнение и опираться на извещение средств массовой информации, относительного того, в чем они должны ходить, одеваться, обуваться, какую музыку слушать.

Коллективное мышление – также форма групповой сознательности, оно закрепляет целенаправленность каждого члена в решении задания коллектива, дает возможность продумать ее и осветить с разных сторон, также способствует инициативности. Коллективное мышление добавляет критичность решениям, и это способствует развитию самокритичности в каждого члена группы, обогащает знаниями и опытом одних за счет приобретения знания у других, создает позитивный эмоциональный тонус, создает ситуации соревнования, повышая работоспособность, сокращает время для решения поставленной задачи. Решение одного задания способствует появлению новых и стимулирует, таким образом, развитие и прогрессирование группы, коллективное мышление двигает коллектив вперед.

Форма общественного сознания делится на несколько видов: религию, науку, право, нравственность, идеологию и искусство. Такие формы, как религия, право, нравственность и искусство, как социальные явления являются относительно самостоятельными и изучаются разными науками. Нравственное и эстетическое сознания имеют связь, какую можно повседневно наблюдать, например, нравственные поступки часто характеризуют как красивые, и наоборот, аморальные поступки называют отвратительными или безобразными.

Религиозное искусство через церковную живопись, музыку используется для углубления религиозных чувств и в целом религиозного сознания каждой личности и целых групп. В малых группах религиозная осознаваемость – это явление из религиозной психологии, которая включает религиозное мировоззрение отдельного человека и групп.

Философский вид сознания – теоретическое мировоззрение, познания о законах природы, человека и общества, она выделяет методы их познания. Отображает бытие в концептуальной форме, выполняет гносеологическую и мировоззренческую функции.

Научность сознания представляет собой рациональное систематизированное отображение окружающего мира через применение научных теорий, доводов и фактов, отображается в сознании людей в категориях законов и теорий. Оно позволяет человеку мыслить в категориях, применять различные принципы познания, чтобы делать новые открытия. Применение научного сознания можно увидеть во всевозможных сферах бытия людей.

Нравственность, как форма осознанности, появлялась и изменялась, также как нравственная психология группы, которая обобщает социальный полезный опыт общения в группах и в соответствующих условиях.

Нравственность сознания основывается на категории морали, она является самой древней формой общественного сознания, также оно проходит сквозь все области человеческой деятельности (профессию, быт, семью). Оно отражается в категориях, которым человек мыслит и руководится: добра, зла, совести, достоинства и другие. Мораль определяется кругозорами конкретных обществ и классов. В моральных нормах отображаются общечеловеческие, то есть независимые от общественного класса, нравственные ценности: гуманизм, честь, ответственность, сострадание, коллективизм, благодарность, великодушие.

Политичность сознания начала появляться с формированием государства, классов и сферы политики. Оно отражает взаимодействия классов и социальных групп, место и их роль в государственной власти, отношений между собой наций и государств, ориентированы экономическими мотивами. Оно интегрирует все формы общественного сознания. На него воздействуют различные сферы: религия, наука, право, но ведущим остается политическое. Также это элемент функционирования политической системы страны. В нем есть два уровня: обыденно-практический уровень и идеолого-теоретический. На обыденно-теоретическом уровне взаимосвязаны опыт и традиция, эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, оно появляется стихийно, из деятельности и жизненного опыта людей. Также оно нестабильное, потому что существует под влиянием и зависимостью от условий жизни, эмоций людей и постоянно меняющегося опыта.

Употребление обыденного сознания важно тем, что ему свойственна целостность жизнепонимания, и при творческой обработке оно есть основой теоретического сознания. Теоретическому политическому сознанию свойственна полнота и глубина отображения политической реальности, отличающаяся способностью прогнозировать и систематизировать взгляды. Оно может вырабатывать политическую программу, с опорой на экономическую и социальную сферы. Такая политическая идеология способна активно оказывать влияние на уровне общественного сознания. Над созданием идеологии трудятся только специально обученные люди, которые занимаются осмыслением закономерностей общественной жизни и занимают себя «политическим творчеством». Хорошо сформированная идеология может оказать влияние на сознательность общества в целом, поскольку это непросто система взглядов, а хорошо структурированная пропаганда, пронизывающая все слои и сферы общества, которая пользуется государственной силой и использует средства массовой информации, науку, культуру, религию.

В правовом сознании очень большая связь с политическим, поскольку в не м имеют место политические, как и экономические заинтересованности различных общественных групп. Оно воздействует на различные сферы общественной жизни, в которой выполняет такие функции: регулятивную, познавательную и оценочную.

Также правовое, имеет исторический характер, и его развитие происходит зависимо от экономических и политических обстоятельств и условий жизни, оно зарождается вместе с первыми проявлениями политической организации социума, права и деления на классы и отображает взаимоотношения людей, организаций, государственных органов, которые связаны правами и обязанностями, их гарантом является закон.

Экономическая осведомленность отображает знания и теории экономической деятельности и социальные потребности. Оно формируется под влиянием исторических условий и обусловливается необходимостью осознания экономических и социальных изменений. Также оно направлено на совершенствование экономической реальности.

Экологические аспекты сознательности человека выполняют общественные функции. Прежде всего познавательную и воспитательную функции. Оно взаимосвязано с другими формами сознания: нравственным, эстетическим и правовым. Состояние экологии требует от человека эстетического и нравственного отношения к окружающей природе, в ином случаи, человек поддается влиянию правового сознания с целью, оплатить ущерб, нанесенный природе.

Экологическая сознательность заключается в гуманном отношении к природе, осведомленностью человека себя, как часть этой природы. Критерием в этом служит духовная потребность бережного отношения и стремления к сохранению красоты природы.

Сознание и бессознательное

Состояние осведомленности – есть состоянием человека, в котором тот способен четко видит и осмысливать все, что происходит вокруг него и что происходит непосредственно с ним, способен держать под контролем свои действия и следить за развитием событий вокруг него.

Бессознательное – это неконтролируемые, неосознанные действия и особенные психические проявления. Это два различных полюса психики, но они находятся в связи и взаимодействии.

Психоанализ первым в психологии начал изучать индивидуальную сознательность и бессознательное их взаимосвязь и, как они проявляются в поведении. Согласно с этим направлением, осведомленность человека – это всего лишь не более чем одна десятая психики. Большую часть составляет бессознательное, в котором хранятся инстинкты, желания, эмоции, страхи, они всегда с человеком, но только иногда проявляются и в тот момент руководят человеком.

Сознание синоним сознательности, и этот термин также будет использоваться. Итак, сознательное – это то, которое контролируется человеком, бессознательное – то, которое невозможно контролировать, только оно само способно воздействовать на человека. Озарение, сны, ассоциации, рефлексы, инстинкты – проявляются без нашей воли, также интуиция, вдохновение, творчество, впечатления, вспоминания, навязчивые мысли, оговорки, описки, болезни, боли, побуждения – проявления бессознательного, иногда некоторые из них могут проявляться в совсем неподходящий момент или если человек этого совершенно не ожидает.

Таким образом, наблюдается связь бессознательного с сознательным, и на сегодняшний день никто не решается опровергнуть ее. Как сознательное, так и бессознательное переплетаются в человеке и влияют и на него и друг на друга. Бессознательная сфера может открыться человеку, чем устанавливается то, какие внутренние побуждения и силы движут человеком, его мыслями и поступками, вне сознания.

Руководствуясь этим знанием можно намного улучшить свою жизнь, научиться доверять интуиции, становиться открытым творчеству, работать над своими страхами, открываться инсайтам, слушать внутренний голос, прорабатывать угнетенные желания. Для всего этого требуется запас сил и желание, но затем чтобы всецело понимать себя, развиваться, достигать целей, избавиться от комплексов, необходимо заниматься самоанализом и глубоким самопознанием.

Бессознательное избавляет разум от лишней нагрузки, защищает от перегрузки информацией. Оно помещает в себе негативные переживания, страхи, травмирующую психику информацию и благодаря этому, защищает человека от психологических перенапряжений и срывов. Без такого механизма люди не смогли бы выдерживать все давления из внешнего мира. Благодаря освобождению от негативных переживаний или устаревшей ненужной информации, человек способен полностью себя реализовывать.

Защита сознания человека проявляется в освобождении его от постоянного контроля над действиями, которые он осуществляет каждый день. Такие действия, как, например, чистка зубов, пользование приборами, езда на велосипеде, и многие другие становятся автоматическими и не требуют осмысливания действий. Также взрослый человек не замечает, как он из букв составляет слова, когда читает, не думает о том какие действия нужно совершать чтобы ходить. Точно так же действия становятся автоматическими в профессиях.

Оттого, что некоторая информация переходит в бессознательную область, освобождается гораздо больше места для усвоения новой информации, разум легче концентрируется на новых важных задачах. Но надо не забывать, что даже то, что ушло в бессознательное не пропало бесследно, оно хранится, и под влиянием какого-то стимула способно вырваться наружу, потому что, в любом случае, оно есть частью человека.

Сознательное и бессознательное психики имеют одинаковую важность для людей, и нельзя недооценивать функциональность какого-нибудь из них.

Сознание и самосознание

Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.

Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.

Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.

В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.

Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.

Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и интеллект. Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.

Сознание в философии

Понятие сознания в философии является сложной темой для изучения, над ней размышляли великие люди. Соотношение понятий сознание и мозг в философии еще более трудная тема, поскольку два понятия представляются, как абсолютно разные. Определением сознания является идея, а мозг – материальный субстрат. Но все  же между ними определенно существует связь.

Современные философы уверены в существовании сознания и относительно источников, выделяют несколько его факторов. Первое, внешний и духовный мир, природное и духовное отражаются в сознании под видом определенных чувственно-понятийных представлений. Такая информация заключается в результате взаимодействий человека и ситуации, обеспечивающей контакт с ней.

Второе, социокультурная среда, эстетические и этические установки, правовые акты, знания, способы и средства познавательной деятельности – это позволяет человеку быть социальным существом.

Третье, это духовный внутренний мир личности, ее жизненный опыт и переживания, переосмысливая которые человек строит планы.

Четвертое, мозг является таким фактором, потому что он на клеточном уровне обеспечивает осуществление функционирование сознания.

Пятое, также фактором выступает космическое информационное поле, звеном которого есть функционирование сознания человека.

Получается, что источником сознания есть не только сами идеи (за теорией идеалистов), и не сам мозг (за материалистами), а объективная и субъективная действительность, отображающая человеком с помощью головного мозга в надличностных формах сознания.

Сознание и мозг в философии изучается с нескольких подходов. Одним из таких есть физикализм – материалистическое направление, отрицающее существование сознания в качестве самостоятельной субстанции, поскольку в первую очередь, оно порождено материей.

Солипсизм также является подходом, изучающим понятие сознания и предъявляющее крайние взгляды. Он гласит, что осознанность каждого человека существует, как единая достоверная реальность. Материальный мир есть продуктом сознания.

Описанные подходы предъявляют умеренный материализм и объективный идеализм. Относительно первого, то категория сознания в нем определяется, как уникальное проявление материи, позволяющее отображать самого себя. Второй, твердит, что в сознании имеется некая связь с материей, существование сознания определяют, как первоначальное.

В самом деле, осознанность человека относительно мозга, или как само по себе не объясняется вышеописанными подходами. Необходимо изучить другие направления. Например, существует космический взгляд, согласно ему – смысл сознания независимый от материального носителя – это дар космоса, и является неделимым.

Согласно биологической теории, возможность осознавать – это продукт живой природы и присущее абсолютно всем, даже самым простым организмам. Потому что жизнь не спонтанна, и закономерности истекают из сознания. Все живые создания имеют инстинкты врожденные и приобретенные в процессе их жизнедеятельности, накопленные вместе с опытом, они тоже способны проделывать сложные по структуре действия, а некоторым животным даже присуща своеобразная мораль.

Но есть также взгляд, относительно которого, свойство сознания считается присущим исключительно человеку. Но, даже выходя из таких разных версий, определений, философия не дает единого ответа на вопрос о источнике происхождения сознания. Разум человека находится в непрерывном движении, развитии, поскольку с ним каждый день происходят разные события, которые человек пытается осмыслить, осознать.

Сознание и язык в философии кратко можно описать, как еще  один волнующий философов вопрос. Разум и язык непосредственно имеют взаимовлияние, которыми можно управлять. Когда человек работает над усовершенствованием речевых данных, он также изменяет собственные свойства сознания, развивая тем самым умение в объективном восприятии информации и принимать решения. Древние философские мыслители, такие как Гераклит, Платон, Аристотель занимались изучением взаимосвязи сознания, мышления и языка. Это даже можно проследить в греческом слове «логос», которое дословно значит, что мысль неотрывна от слова.

Сознание и язык в философии кратко можно обусловить через такое философское течение, как «философия языка», оно твердит, что способность сознания, непосредственно влияет на мировосприятие человека, в частности, его речь, из этого истекает, что также и на общение с окружающими.

В современном времени многие ученые пытаются найти все  новые отношения в сознании и языку. Например, недавние исследования подтвердили, что в каждого человека в мышлении применяются визуальные картинки, которые сформировались под воздействием сознания. Таким образом, осознаваемость направляет мыслительный процесс. Близким к такому определению был мыслитель Рене Декарт, давший такое объяснение, которое навсегда закрепилось в философии и других науках, что его можно находить доминирующим.

Декарт полагал, что есть две субстанции – мыслящая и телесная, принципиально различающиеся друг от друга. Вещи и события телесной субстанции, считаются пространственными и доступными внешнему созерцанию, то сознания и события в нем не пространственные, то есть их наблюдать невозможно, но они могут осознаваться внутренним опытом носителя этого сознания.

Идеалисты не поддерживали такую мысль, а утверждали, что личность – это состояния сознания, как дух, в котором телесное и биологическое не имеет особого значения. Современники не удовлетворяются подобным взглядом, поэтому философы, обсуждающие психофизическую проблему сознания, придерживаются в большей степени вариантов материализма.

Самым последовательным вариантом материалистического направления есть теория тождества, полагающая, что мыслительные процессы, восприятия и ощущения тождественны с состоянием мозга.

Функционализм, как еще один взгляд на определение сознания, рассматривает явления и процессы, как функциональные состояния мозга, а не физические. Мозг определяется, как сложная многоуровневая система, обладающая физическими, функциональными и системными свойствами. Такой подход имеет несколько минусов, из которых основным есть то, что такое определение очень в духе картезианского дуализма.

Некоторые сторонники современной философии считают, что нужно отвернуться от представлений Декарта о личности, как «духе в машине», исходя из того, что изначально человек является разумным животным, способным к сознательному поведению, личность не можно разделить по двум мирам, поэтому есть необходимость в новом толковании понятий, связанных со способностью сознания – от простых ощущений до интеллектуальных процессов и самосознания.

psihomed.com

2. Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.

Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-прежнему нет ответа на вопросы; вся ли материя обладает сознанием или нет, и как возникло сознание? Современная наука считает, что сознание существовало не всегда, оно возникло в процессе перехода одной формы материи в другую, более сложную, в результате чего возникла живая материя. Современная наука считает, что сознанием обладает только живая материя. Если к решению этого вопроса подходить неисторически, а это уже было в истории философии, то мы получим утверждение, которое высказывали представители философского направления, получившего название гилозоизма. В частности, Б.Спиноза и Робинэ утверждали, что сознание присуще всей материи, что мыслит не только человек, но и камень, а различие между ними количественные.

Сегодня известно, что в неживой материи никакого сознания нет, но есть свойство, сходное с ощущением, которое является основой для возникновения сознания, — отражение.

Отражение – всеобщее свойство материи, а сознание не является таковым, но оно является всеобщим в потенции, которая реализуется там и тогда, где и когда наличествуют пригодные для жизни мыслящих существ условия. Отражение – это способность материальных систем к воспроизведению, к взаимодействию.

В силу своей внутренней активности материя порождает различные формы отражения. Так, в неживой природе широко распространены изоморфные отображения, отпечатки, возникающие в результате взаимодействия двух или более объектов (след, вмятина, царапина, намагничивание и т.д.). Как свойство живого, организма выступает раздражительность, которая проявляется в виде физиологических реакций, еще не связанных с возникновением образа объективного мира. Она средство управления, регулирования приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии форм отражения после раздражимости связан с возникновением у более высоких форм живой материи нового свойства – чувствительности, то есть способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм.

Ощущения, составляют начальную форму психики животных. Психика не является свойством живой, материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи. Психика – это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные процессы.

При изучении действий животных и людей на уровне психики часто возникает вопрос: «Думают ли животные?» Да, думают, но не так, как люди.

По шкале швейцарского зоолога А. Нортмана способности мышления человека, оцениваются в 214 баллов, дельфина – в 195, слона – 150, обезьяны – 63, зебры – 42, жирафа – 38, лисы – 8, а самого глупого существа – бегемота – 18 баллов. Животные не осознают ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Животное не обладает ни сознанием, ни тем более самосознанием. Итак, сознание есть высшая форма отражения. Сущность его состоит в том, что оно есть особое свойство мозга давать идеальное отражение реального мира. К такому пониманию сущности сознания ближе всего подошла марксистская философия. Марксистское понимание сознания характерно тем, что материализм подчеркивает, что сознание содержит в себе противоречия. Сознание, с одной стороны, материально, а с другой нет. Когда марксистская философия говорит о материальности сознания, это значит, что сознание не самостоятельно существующая сущность, а свойство высокоорганизованной материи, т.е. мозга, отражать в себе окружающий мир. Основываясь на вышеназванном понимании сущности сознания, попытаемся определить, что такое сознание.

Сознание – это знание чего-либо, осознание результатов общественного познания и преобразования мира. Сознание включает не все знания, а лишь ту часть, которая добыта в процессе жизненного опыта итак или иначе воспроизводится при решении конкретных задач, удовлетворении потребностей. Другая же часть знания, будучи не нужной в данной обстановке, может не осознаваться человеком. Это положение означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство. Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные копии последних.

Единство и связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С одной стороны, психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстракт, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует; с другой — возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, – способностью прежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Например, если бы людям каменного века каким-то образом попала книга о конструировании автомобилей, то они не смогли бы ее «идеализировать», то есть преобразовать в идеальное, в понятие, осмысленное представление о ней, так как в их жизни еще, не сложились те нормы действительности, которые обусловили бы уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и тем самым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его противоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.

studfiles.net

Виды сознания человека

Понятие сознания

Определение 1

Сознанием называют высшую форму отражения реального мира, свойственную людям.

Заключается в обобщении и фокусировке на отражении реальности, используя предварительное мысленное построение образов или действий и предвидении возможных результатов, а также сознательного контролирования поведения личности.

Сознанием можно назвать восприятие окружающей среды и осознанное, осмысленное отношение к людям и вещам, находящимся во внешнем мире.

Понимание сущности сознания среди психологов является неоднозначным. В общем смысле подразумевается отражение действительности на любом уровне физического мира. При этом подчеркивается его взаимосвязь с материей без обнаружения его структуры . В структуру сознания входят такие важные моменты как осознанное отношение к вещам, то есть переживание или конкретное отношение к воспринимаемому субъекту.

Сознание формируется с помощью высшего уровня психики.

Свойства сознания

Сознание обладает следующими свойствами:

  • Ограниченностью. Оно охватывает определённое число воспринимаемых субъектов.
  • Неоднородностью. Психологи выделяют две области сознания — мутное сознание и ясное сознание с точкой фиксации, находящийся в фокусе ясного сознания.
  • Ритмичностью. Некоторые компоненты сознания стремятся к формированию групп элементов, которые взаимосвязаны друг с другом. Это происходит либо непроизвольно либо осознанно управляется вниманием. Благодаря данному свойству объем внимания увеличивается.

Замечание 1

Степень развития сознания зависит от уровня организации мозговой деятельности и формируется в процессе развития мозга, также происходит и противоположный процесс, по мере снижения активности мозговой деятельности угасают и функции сознания.

Процесс осознания всегда связан с мыслительными реакциями и тесно взаимодействует с мозгом. При этом сознание зависит от членораздельной речи, логических обобщений и абстрактных понятий, присущих человеку.

Виды сознания

В психологии различают несколько видов сознания:

  1. Ясное или чистое — адекватное восприятие окружающих событий и людей. Характеризуется:

    • активным вниманием;
    • развернутым речевым контактом;
    • осмысленными ответами на вопросы;
    • выполнением необходимых действий;
    • самопроизвольным открыванием глаз;
    • быстрой и целенаправленной реакцией на любые раздражители;
    • сохранностью ориентации в пространстве.
  2. Неясное или помрачение сознания. Характеризуется:

    • проявлением равнодушного и безразличного отношения к своему состоянию;
    • на заданные вопросы реагирует верно, но с задержкой ответа.
  3. Ступор. Характеризуется:

    • плохой ориентацией в окружающем мире;
    • при ответах на вопросы реагирует медлительно и вяло, отвечает невпопад;
    • может заснуть в процессе разговора;
    • в течение дня может впасть в оцепенение.
  4. Отупление. Характеризуется:

    • глубоким помрачением сознания;
    • человеку свойственно находиться в спячке. При этом вывести из спячки можно громким криком или болевыми воздействиями, но на короткий промежуток времени, затем он снова погружается в спячку.
  5. Кома. Характеризуется:

    • полной утратой сознания и глубокой спячкой;.
    • человек абсолютно не реагирует на крики, болевые импульсы и и физические касания;
    • полностью утрачены рефлексы.
  6. Бред. Данный вид сознания является ложным и человек искажает восприятие своей реальности. Характеризуется:

    • сильным нарушением сознания;
    • бредовым состоянием.
  7. Галлюцинации. Различают две разновидности галлюцинаций: зрительные искажения и слуховые.

spravochnick.ru

59. Виды (формы) общественного сознания.

Общественное сознание — осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружаюещей действительности. Порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. Общественное сознание представляет собой «основное содержание, сердцевину духовной сферы общественной жизни. Это — сложная система и совокупность чувств, переживаний, нравов, традиций, заблуждений, знаний, взглядов, мировоззрений, идеологических систем, отражающих общественное бытие на данном этапе развития общества» Формы общественного сознания: Политическая — совокупность политический доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп. Право — совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль — совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества). Художественная — духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) Религиозная — религиозные верования в духовной жизни общества. Наука — научные представления.

60. Человек как личность. Социальная роль личности.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид — элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). Человеческий индивидуум и личность — это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия «человек» и «личность» рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек — родовое, общее, а личность — единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Так в натуралистических школах социально-философской антропологии самого понятия «личность» как целостного, единственного и неповторимого образования человека просто не существует. У человека в течение всей жизни преобладает то, что свойственно его природе; этим обусловлена неизменная определенность образа жизни. Любой человек здесь предстает или как проявление надындивидуальной родовой основы — поведенческо-генетической программы, где основными ориентациями жизнедеятельности являются общие для всех инстинкты выживания, или как строго индивидуальный биологический организм, который не может отрешить себя от своего тела. Теологические принципы в анализе человека и его сущности предполагают соответствующие им установки и в определении личности. Так, например, для Н. А. Бердяева личности человека нет, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить. Именно поэтому, считает он, быть личностью — это быть индивидуальностью, а значит — определять свое особое предназначение в мироздании, утверждать полноту своего единственного бытия в бытии вселенском, питаться соками божественной жизни. Поэтому для него человек есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу. В этом внутреннем отношении личность черпает силы для свободного отношения к миру, а поэтому она — универсум в индивидуально-неповторимой форме, независимое целое, высшая ценность. Ничто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности, наделенной правом и долгом защищать свою духовную свободу от других людей, общества, государства.

Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращёнными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определённой социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) даёт в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус. Ёе ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль — на поведение присущую этому статусу. Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»[1]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

studfiles.net

28. Происхождение, сущность и формы сознания

Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Многие философы считают, что сознания как такового нет. Сознание складывается из различных актов восприятия, воспоминания, фантазирования и т.д.

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Без сознания оказывается невозможной совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Понятие «сознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

1) Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) «Ядром» сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

5) Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно — единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание — отражение общественного бытия; формы общественного сознания — наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

29. Диалектика процесса познания. Единство чувственного и рационального познания.

Философия выделяет две составляющие познания: чувственное (ощущения, восприятия и представления) и рациональное (мышление в многообразных формах: понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях).

Сторонники сенсуализма (от латинского sensus — чувство, ощущение) полагали, что решающая роль в познании принадлежит чувственному моменту: ощущениям и восприятиям. Здесь есть верная мысль, ибо, действительно, только посредством ощущений сознание человека связывается с внешним миром.

Ощущения — источник знания, но что же является источником самих ощущений? Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юм, махисты) считает ощущения и восприятия последней реальностью, с которой мы имеем дело; он либо вообще отрицает существование независимой от познания реальности, либо провозглашает бессмысленной саму постановку вопроса об источнике ощущений и восприятий.

Так называемый «физиологический» идеализм, возникший еще в XIX в., односторонне толкуя данные физиологии органов чувств, полагает, что внешний раздражитель выполняет лишь функции толчка, повода для ощущения, но совершенно не определяет его содержания. Последнее зависит от «внутренней энергии», которая специфична для каждого органа чувств.

Другая крайность — «наивный реализм». Его сторонники считают, что вещи и процессы, существующие вне сознания человека, являются буквально такими, какими их непосредственно воспринимает человек. Человек и его нервная система якобы не оказывают никакого воздействия на форму ощущений.

В действительности органы чувств оказывают влияние на формирование ощущений. Ощущение — это субъективный образ объективного мира.

Тезис сенсуализма, провозглашенный английским философом Локком («Нет ничего в разуме, что первоначально не было бы в чувствах»), выражает метафизическую ограниченность, которая носит название эмпиризма (от греческого empeiria — опыт). С точки зрения эмпиризма знание не только по своему источнику происходит из ощущений и восприятий, но и все его содержание исчерпывается ими. За мышлением эмпиризм оставляет только роль суммирования, упорядочения данных опыта, под которым подразумевается совокупность ощущений и восприятий человека.

Современный эмпиризм существует в форме неопозитивизма, или логического позитивизма. Он не выступает против мышления вообще, но допускает его лишь в форме логических исчислений (логического доказательства, операций со знаками). Однако весь ход развития науки убедительно доказал, что знание нельзя свести к двум элементам: данным опыта и логическим операциям со знаками. Оно включает в себя всю сложную, синтетическую деятельность человеческого разума. Представители рационализма (от латинского ratio — разум, рассудок), абсолютизируют роль мышления в познании. Чувственному созерцанию эмпириков рационалисты (Декарт, Спиноза и др.) противопоставили «сверхчувственное», т. е. якобы независимое от чувственных данных «чистое мышление», способное без опоры на опыт логически дедуцировать новое знание. Они выдвинули понятие интеллектуальной интуиции, посредством которой разум, минуя чувственные данные, «непосредственно» постигает сущность вещей и процессов. Роль чувственного опыта при этом принижалась. Получалось, что опыт дает лишь толчок, повод для деятельности мышления или служит простым подтверждением умозрительных выводов.

Несколько смягченную, ослабленную форму рационализма представляет собою априоризм Канта. По мнению Канта, знание имеет два независимых друг от друга источника: 1) данные чувственных восприятий, составляющие содержание знания, и 2) формы чувственности и рассудка, носящие априорный (независимый от опыта) характер. Верной является мысль Канта, что знание возникает в результате синтеза чувственного и рацион-го, однако эти два момента у него отгорожены друг от друга.

Соотношение чувственного и рационального, данных опыта и мышления в познании было правильно понято лишь с позиций марксистской теории познания. Познание начинается с живого, чувственного созерцания действительности. Чувственный опыт человека (ощущения, восприятия, представления) — источник знания, связывающий человека с внешним миром.

Знание — это не только то, что дают органы чувств. С помощью различных форм мышления знание выходит за пределы чувственного представления.

Без понятий человек не может выразить в языке своего чувственного опыта. Вот почему нет «чистого» чувственного созерцания. У человека оно всегда пронизано мышлением. Но нет и «чистого» мышления, последнее, всегда связано с материалом чувственности, хотя бы в форме наглядных образов и знаков.

Таким образом, знание является единством чувственного и рационального отражения действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания.

studfiles.net

Признаки сознания:

  1. Сознание неразрывно связано с человеческим мозгом.Сознание, действительно, является функцией головного мозга человека. Это подтверждается экспериментальными данными медицины, психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук. Хорошо известно, что различные физические или иного рода поражения головного мозга приводят к нарушениям в структуре сознания, которые проявляются в неправильной мыслительной или речевой деятельности, в частной или полной потере способности ориентироваться в пространстве и т.д. Кроме этого, можно напомнить и о том, как деградирует человек, когда он попадает в зависимость от алкоголя или наркотиков, которые деформируют не только сознание, но и его материальный носитель – мозг.

  2. Способность отражать действительность. Это отражение происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных образов. Эти субъективные образы возникают в силу взаимодействия человека с окружающим миром, которые сопровождаются биохимическими, физиологическими процессами, протекающими в мозгу.

  3. Взаимосвязь сознания и языка. Единство языка и сознания обнаруживается в том, что язык служит средством оформления сознания и, одновременно, средством выражения и передачи продуцируемых сознанием идей. Именно в языке находят своё выражение психические состояния и мысли человека. В языке и речи, то есть в словесной форме осуществляется такой признак сознания какспособность к обобщению и абстрагированию. Кроме вербальной формы сознание выступает и вобразно-символической форме. Наиболее яркими примерами образного сознания человека служат искусство и литература (так в живописи не словесные формы, а рисунок, колорит, композиция выражают замысел художника).

  4. Активность и целенаправленность. Воспроизводимый сознанием образ представляет собой результат преобразующей, творческой деятельности. Сознание творит образ, конструирует его в соответствии с целями и задачами, обусловленными потребностями человека. В разные моменты своего бытия человек получает разные образы одного и того же предмета. Более того, в своём сознании человек может сконструировать такой образ, который соответствует не действительному, а возможному состоянию предмета. Человек мысленно изменяет предмет, предвосхищая результат того или иного реального изменения. Иначе говоря, сознание человека обладает способностью предвидеть.

Активность сознания является одним из фундаментальных его признаков, которое проявляется в том, что оно:

    • отражает мир целенаправленно и избирательно;

    • конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

    • разрабатывает прогнозы развития природных и социальных процессов и явлений.

  1. Способность оценивать. Эта способность сознания выражает его избирательность, ориентацию на выработанные обществом нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности, отношение человека к этим ценностям, а также к самому себе, к своей собственной деятельности.

    Основные свойства человеческого сознания

    Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания — языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

    Интенциональность – направленность на предмет (окружающий мир, его предметы, явления). Подразумевает наличие предмета сознания, (что «видит» сознание) и формы (как оно воспринимает предмет

    Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы, то есть то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, духовные ценности и т.д.

  2. studfiles.net