Какие внешние силы наиболее значительно изменяют рельеф – Вопрос: 1. В чём заключаются роль выветривания? 2. Какие внешние силы наиболее значительно изменяют рельеф? 3. Какие формы рельефа образуют реки, ветер, ледники? 4. Как образуются карстовые формы рельефа? 5. Что такое эрозия? Какова роль человека в распространении этого процесса?

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание



Благодаря какому источнику энергии действуют внешние силы, изменяющие поверхность Земли?

Внешние силы действуют благодаря солнечной энергии.

Что происходит с твердыми горными породами при нагревании и последующем охлаждении?

Горные породы при нагревании и последующем охлаждении растрескиваются и постепенно разрушаются.

Как воздействуют на горные породы корни деревьев и животные, роющие норы?

Корни деревьев, животные так же разрушают горные породы, нарушая их целостность.

Вопросы и задания

1. Как изменяют земную поверхность действующие на ней внешние силы?

Внешние силы выравнивают земную поверхность, разрушая возвышения и засыпая впадины.

2. Что такое выветривание? Как оно воздействует на горные породы?

Выветривание — это разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды. Выветривание может происходить под действием химических, биологических и физических процессов.

3. Из каких видов состоит единый процесс выветривания?

Выветривание бывает химическое, биологическое, физическое.

4. Как живые организмы воздействуют на горные породы?

Корни деревьев, растущих на скалах, наподобие клиньев раздвигают трещины. Разрушению пород способствуют и животные, особенно роющие норы грызуны. Живые организмы разрушают минералы и способствуют образованию почвы.

5. Как участвуют животные и растения в физическом и химическом выветривании?

Живые организмы часто являются причиной образования трещин в горных породах (прорастание корней растений, норы животных). В эти полости потом проникает вода и начинается физическое или химическое выветривание.

resheba.com

какие внешние силы влияют на рельеф нашей планеты

Внешние силы — выветривание, работа ветра, работа текучих вод (эрозия) , работа снега и льда, деятельность волн и приливов, действия силы тяжести

Деятельность внешних сил в целом ведет к разрушению горных пород, слагающих земную поверхность, и сносу продуктов разрушения с высоких мест на более низкие. Этот процесс называется денудацией. Снесённый материал накапливается в низких местах — долинах, котловинах, впадинах. Этот процесс называется аккумуляцией. Разрушение горных пород вблизи поверхности Земли под действием разных факторов — выветривание подготавливает материал для перемещения. Выветрование может быть трёх видов – физическим, химическим и биологическим.

Особенно велика роль воды, попавшей в трещины, почти всегда имеющиеся в горных породах. Замерзая, она расширяет, раздвигает края трещины; оттаивая, вытекает из неё, унося с собой разрушенные частицы.

Не менее важная сила, под воздействием которой меняется рельеф – проявление действия силы тяжести. Это такие природные явления как сели, оползни, обвалы и осыпи. Деятельность текучих вод образовывает в рельефе балки, овраги и огромные каньоны. Благодаря карстам появляются горные пещеры и воронки.

Свою лепту в изменение рельефа вносят морские волны и приливы. Они разрушают берега, уносят разрушенный материал и перемещают его на разные расстояния вдоль берега, формируя прибрежные валы и пляжи, постоянно меняют береговую линию.

На поверхности горных ледников и в их толще перемещаются обломки пород, песок, пыль с окрестных скал и склонов долин. При таянии ледника весь этот материал ложится на земную поверхность. Сама ледяная масса способна оказывать сильное формирующее действие на рельеф. Под её воздействием образуются ледниковые долины корытообразной формы — троги, остроконечные пики — карлинги, огромные насыпные валы — морены. Ледники способствуют образованию зандр и горных гряд. В результате эрозии земля и скалы приобретают странную форму, меняют цвет, образовывают причудливые фигуры.

Ещё одним немаловажным элементом, который влияет на состояние рельефа, является ветер. Самым ярким примером его деятельности являются песчаные барханы.

И последней внешней силой, которая не относится к природным явлениям, относится деятельность человека. При помощи механизмов он способен вырывать гигантские карьеры или терриконы.

otvet.mail.ru

Как внешние силы воздействуют на рельеф — урок. География, 5 класс.

Внутренние силы делают поверхность Земли различной по высоте. Внешние силы действуют в противоположном направлении. Они разрушают крупные возвышения рельефа, переносят обломки горных пород и засыпают впадины. Таким образом, внешние силы сглаживают, выравнивают поверхность.

 

 

Однако внешние процессы — не только разрушители, но и созидатели рельефа. Разрушая крупные его формы, они создают средние и мелкие неровности.

 

Основные внешние силы — это выветривание, работа текучих вод, ветра, ледников, моря. Значительной внешней силой стала и хозяйственная деятельность человека.

 

Процесс выветривания, несмотря на название, не связан только с работой ветра.

Выветривание происходит благодаря воздействию на поверхность колебаний температуры, воды с растворёнными в ней веществами и живых организмов.

Выветривание — процесс разрушения и преобразования горных пород на земной поверхности, происходящий под воздействием факторов и условий внешней среды.

Само выветривание не приводит к образованию форм рельефа, а лишь превращает твёрдые породы в рыхлые и подготавливает материал к передвижению. Результатом такого передвижения являются различные формы рельефа.

Аккумуляция — процесс накопления продуктов разрушения горных пород, органических и химических осадков, на поверхности суши и дне океанов. Аккумуляция, как правило, происходит в понижениях рельефа.

Источники:

Дронов В. П., Савельева Л. Е. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник — М.: Дрофа, 2015. — 283 с.

Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с.

 

www.yaklass.ru

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли

К внешним процессам, которые изменяют рельеф земной поверхности, относятся выветривание, геологическая деятельность текучих вод, ледников, ветра. Энергия для всех перечисленных процессов обеспечивается, с одной стороны, Солнцем, с другой гравитационными силами. 

Выветривание совокупность процессов разрушения горных пород. Горные породы могут разрушаться из –за перепадов температур, вследствие того, что различные минералы, из которых состоят горные породы, имеют различные коэффициенты теплового расширения. Со временем в некогда монолитной породе появляются трещины. В них может проникать вода, которая при отрицательных температурах замерзает. В этом случае расширяющийся лёд разрывает горные породы, они разрушаются, а вместе с тем разрушаются и формы рельефа, которые они образуют.

Такие процессы называются физическим выветриванием. Наиболее интенсивно они протекают в районах с большими годовыми и суточными амплитудами температуры.

Над разрушением горных пород работают и другие силы химические. Просачиваясь в трещины вода постепенно растворяет горные породы. Растворяющая способность воды увеличивается при содержании в ней различных газов. Наиболее интенсивному химическому выветриванию подвержены известняки, гипс, каменная соль. В тех местах, где водорастворимые породы находятся близко к поверхности, наблюдаются многочисленные провалы, шахты, воронки, котловины.

Горные породы могут разрушаться и в результате жизнедеятельности живых организмов (растения- камнеломки). Это биологическое выветривание.

Вся вода, текущая с материков в океаны под действием силы тяжести, производит огромную работу по смыву и сносу разрыхленных горных пород. Вода медленно, но верно разрушает своё ложе те породы, по которым она протекает. Постоянные водостоки реки образуют речные долины, тянущиеся от истока до устья. С временными водостоками связано появление оврагов.

Около миллиона лет назад на Земле в связи с похолоданием климата началась ледниковая эпоха. Сплошной ледяной панцирь покрывал северные части Евразии и северной Америки. Толщина ледника достигала 1-2 км. Движение такой огромной массы люда не могло пройти бесследно для рельефа земной поверхности. Ледник как бы выпахивал и выскребал землю. Продукты разрушения горных пород вмерзали в ледник, переносились на огромные расстояния, а затем, при таянии ледника, «проецировались» на земную поверхность. В пределах границ оледенений распространены фьорды

длинные узкие заливы, озёрные котловины с причудливо изрезанной береговой линией, огромные валуны, а также невысокие холмы и гряды, возникающие из отложений ледника морены. Ледниковые формы рельефа в наибольшей степени распространены в Евразии и Северной Америке.

Геологическая деятельность ветра наиболее отчётливо выражена на открытых пространствах, которые совсем или частично лишены растительности. В таких условиях ветер переносит большое количество песка и пыли. Там, где ветер ослабевает, песок падает на землю и образуется груда. Часто даже небольшой кустик может стать преградой для ветра и причиной образования песчаных насыпей. Так образуются сначала маленькие, а затем большие песчаные холмы.

Много мелких обломков и песка ветер сдувает с оголённых горных вершин. Они снова и снова ударяются о скалы и способствуют их разрушению. В результате на открытых пространствах можно наблюдать причудливые причуды выдувания останцы. Формы рельефа, связанные с деятельностью ветра, распространены на всех материках, кроме Антарктиды.

Остались вопросы? Хотите знать больше о силах, изменяющих поверхность Земли?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Внешние силы, создающие рельеф

Внешние силы сглаживают формы рельефа, созданные внутренними силами Земли. Разрушая выступающие неровности поверхности, они заполняют осадочными породами впадины. Текучие воды, ледники, ветер, человек создают на суше разнообразные более мелкие формы рельефа.

Выветривание

Одним из главных внешних процессов является выветривание — процесс разрушения и преобразования горных пород.

Само выветривание не приводит к образованию форм рельефа, а лишь превращает твёрдые породы в рыхлые и подготавливает материал к передвижению. Результатом такого передвижения являются различные формы рельефа.

Действие силы тяжести

Под действием силы тяжести породы, разрушенные выветриванием, перемещаются но поверхности Земли с возвышенных участков в более низкие. Каменные глыбы, щебень, песок часто устремляются вниз с крутых горных склонов, порождая обвалы и осыпи.

Под действием силы тяжести возникают оползни и сели. Они переносят огромные массы пород. Оползни представляют собой сползание масс горных пород вниз по склону. Они образуются по берегам водоёмов, на склонах холмов и гор после сильных дождей или таяния снега. Верхний рыхлый слой горных пород становится тяжелее при насыщении водой и сползает по нижнему, не пропускающему воду слою. Ливневые дожди и быстрое таяние снегов также вызывают в горах грязекаменные потоки сели. Они с разрушительной силой движутся вниз по склону, снося всё на своём пути. Оползни и сели приводят к авариям и гибели людей.

Деятельность текучих вод

Важнейший преобразователь рельефа — движущаяся вода, которая выполняет большую разрушительную и созидательную работу. Реки прорезают широкие речные долины на равнинах, глубокие каньоны и ущелья в горах. Небольшие водные потоки создают на равнинах овражно-балочный рельеф.

Текучие поды не только создают углубления на поверхности, но и захватывают обломки горных пород, переносят их и откладывают во впадинах или и собственных долинах. Так из речных наносов вдоль рек формируются плоские равнины

Карст

В тех районах, где близко к земной поверхности залегают легкорастворимые горные породы (известняки, гипс, мел, каменная соль), наблюдаются удивительные природные явления. Реки и ручьи, растворяя горные породы, исчезают с поверхности и устремляются в глубь земных недр. Явления, связанные с растворением горных пород поверхностными и подземными водами, называются карстом. Растворение пород приводит к образованию карстовых форм рельефа: пещер, пропастей, шахт, воронок, иногда заполненных водой. Красивейшие сталактиты (многометровые известковые «сосульки») и сталагмиты («колонны» из известковых наростов) образуют в пещерах причудливые скульптуры.

Деятельность ветра

На открытых безлесных пространствах ветер перемещает гигантские скопления песчаных или глинистых частиц, создавая эоловые формы рельефа (Эол бог покровитель ветра в  древнегреческой мифологии). Большинство песчаных пустынь мира покрыто барханами песчаными холмами. Иногда они достигают высоты 100 метров. Сверху бархан имеет вид серпа.

Двигаясь с большой скоростью, частички песка и щебня обрабатывают каменные глыбы подобно наждачной бумаге. Этот процесс идёт быстрее у поверхности земли, где песчинок больше.

В результате деятельности ветра могут накапливаться плотные отложения из пылеватых частиц.
Такие однородные пористые породы серовато-жёлтого цвета называются лёссами.

Деятельность ледников

Ледники формируют особый ледниковый рельеф. Двигаясь по поверхности суши, они сглаживают скалы, выпахивают котловины, перемещают разрушенные горные породы. Отложения этих пород образуют моренные холмы и гряды. При таянии ледников из принесённого водой песка формируются песчаные равнины — зандры. Котловины, образованные ледниками, часто заполняются водой, превращаясь в ледниковые озёра.

Деятельность человека

Большую роль в изменении рельефа играет человек. Особенно сильно изменены его деятельностью равнины. Люди издавна селятся на равнинах, они строят дома и дороги, засыпают овраги, сооружают насыпи. Человек изменяет рельеф при добыче полезных ископаемых: выкапываются огромные карьеры, насыпаются холмы-терриконы — отвалы пустой породы.

Масштабы человеческой деятельности могут быть сравнимы с природными процессами. Например, реки вырабатывают свои долины, вынося горные породы, а человек строит сопоставимые по размерам каналы.

Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными. Антропогенное изменение рельефа происходит с помощью современной техники и довольно быстрыми темпами.

Движущаяся вода и ветер выполняют огромную разрушительную работу, которая называется эрозией (от латинского слова erosio разъедание). Эрозия земель — природный процесс. Однако он усиливается в результате хозяйственной деятельности людей: распашки склонов, вырубки лесов, неумеренного выпаса скота, прокладки дорог. Только за последние сто лет эрозии подверглась третья часть всех обрабатываемых земель мира. Наибольших масштабов эти процессы достигли в крупных земледельческих районах России, Индии, Китая и США.

Формирование рельефа Земли

Особенности рельефа Земли

geographyofrussia.com

Внешние силы, создающие рельеф

Тема: Внешние силы, создающие рельеф.

Цель: 1 .Сформировать представление о внешних силах и созданных ими формами рельефа.


  1. Развивать логическое мышление.

  2. Воспитывать коммуникативные качества у учащихся.
    Оборудование: учебник, электронное пособие, тетрадь-тренажер.

Ход урока

Установите соответствие между внешними процессами и созданными ими фор­мами рельефа. (Задание с затруднением по неизученной теме) тетрадь-тренажер с. 36 №11.



  1. деятельность поверхностных а) моренные холмы;
    текучих вод;

  2. деятельность подземных вод; б) барханы;

  3. деятельность ледников; в) пещеры;

  4. деятельность ветра. г) овраги.

Учащиеся затрудняются, могут выполнить задание, но в его правильности неуве­ренны.

Учитель: Значит, какова цель нашего урока?

Ученики отвечают: Изучить внешние силы и узнать, какие формы рельефа они формируют.

Учитель предлагает изучить в группах внешние процессы и созданные ими фор­мы рельефа по учебнику § 20.



  1. группа. Процесс выветривания.

  2. группа. Действие силы тяжести.

  3. группа. Деятельность текучих вод.

  4. группа. Карст.

  5. группа. Деятельность ветра.

  6. группа. Деятельность ледников.

  7. группа. Эрозия.

  8. группа. Деятельность человека.

Ученики изучают зависимость между внешней силой и созданной ей формой рельефа по учебнику § 20 и электронному пособию.

Учитель предлагает заполнить таблицу «Внешние силы, создающие рельеф» по итогам работы групп.





Внешние силы

Формы рельефа

1

Выветривание

2

Действие силы тяжести: оползни, сели.

Изменения берегов, склонов холмов, измене­ния склонов и подножий гор.

3

Деятельность текучих вод

Речные долины, каньоны, ущелья, овраги, бал­ки, плоские равнины.

4

Карст

Пещеры, пропасти, шахты, воронки

5

Деятельность ветра

Эоловые формы рельефа: барханы, «каменные грибы».

6

Деятельность ледников

Моренные холмы и гряды, зандровые равнины, котловины.

7

Эрозия (см. деятельность текучих

вод и деятельность ветра).

8

Деятельность человека

Карьеры, холмы-терриконы, каналы, котлова­ны — антропогенные формы рельефа.

В ходе заполнения таблицы рассматриваются рисунки форм рельефа, созданных внешними силами с. 62 — 65 учебника.

Группам предлагается пояснить новые термины: выветривание, оползни, сели, карст, эрозия.

Группы дают определения предложенным терминам.

Ученикам предлагается выполнить задание № 3 с. 37 тетради-тренажера, где за­крепляются знания о выветривании.

Учитель предлагает сравнить по размерам формы рельефа, созданные внутрен­ними силами и формы рельефа, созданные внешними силами.

Ученики делают вывод, что формы рельефа, созданные внешними силами мень­ше по величине.

Затем группам предлагается выбрать внешние силы, которые наиболее значи­тельно изменяют рельеф. Можно ограничить внешние силы до з-х.

Группы предлагают различные варианты.

Учитель записывает результаты работы групп на доске и после обсуждения вы­бирают 3 наиболее значимые.


  1. Выветривание.

  2. Деятельность текучих вод.

  3. Деятельность человека.

Ученикам предлагается проверить правильность ответов задания № 11 с.36 тет­ради-тренажера, выполненного в начале урока.

Ученики проверяют выполненное задание.

Учитель предлагает группам составить свои задания по изученной теме, исполь­зуя в качестве образца тетрадь-тренажер, возможен свой вариант задания.

Группы составляют задания, затем одна группа зачитывает свое задание, другие отвечают.

Рефлексия: Географический диктант.


  1. Форма рельефа, созданная текучими водами, речная долина в горах, (каньон)

  2. Формы рельефа, созданные человеком, (антропогенные)

  3. Все формы неровностей земной поверхности, (рельеф)

  4. Грязекаменные потоки в горах, (сели)

  5. Антропогенная форма рельефа, отвалы пустой породы, (терриконы)

Из начальных букв полученных слов получите ключевое слово, одну из внешних сил.(карст)

Д/3 1)§ 20 изучить;

2) описать одну из форм рельефа вашей местности, образованную внешними силами.

flatik.ru