Какие виды власти существуют – 2. Виды власти.

Виды государственной власти

Определение 1

Государственная власть представляет собой форму политической власти, которая является руководящим началом общества, осуществляет деятельность от имени народа на всей государственной территории.

Для получения власти статуса государственной необходимо наличия аппарата управления, функционала по изданию и доведению до общества норм поведения.

О видах государственной власти и ее разновидностях размышляют ученые теоретики права. Существуют сторонники теории, что государственная власти представляет собой социальную власть в особом ее проявлении. Особый характер социального проявления государственной власти складывается при наличии двух составляющих:

  • во-первых, наличием особых органов управления;
  • во-вторых, социально неоднородного общества, требующего единения.

Государственная власть всегда проявляется в условиях обозначенных и принятых границ в территориальном смысле. Считается, что именно государственная власть в своих видах способна привнести развитие в общественные институты.

Другие ученые отмечают, что государственная власть в своем проявлении отлична от социальной власти, имеет свои специфические признаки:

  • Только у государственной власти имеются полномочия на принятие общеобязательных правил поведения, границ дозволенного поведения;
  • Только государственная власть имеет механизмы государственного принуждения.

Основная классификация видов государственной власти

После того, как мы определили основные границы государственной власти, следует указать на виды власти (некоторые ученые отмечают, что под видами государственной власти следует понимать виды органов государственной власти):

  1. Законодательная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию, которых входит издание нормативно-правовых актов по всем аспектам общественных отношений, проявляющихся как в дозволении, так и в запретах поведения общества.

  2. Исполнительная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.

  3. Судебная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, которые, в случае нарушения дозволенных правил поведения, имеют полномочия по пресечению дальнейших нарушений.

Данные виды государственной власти являются гарантом сохранения стабильности в обществе. Однако выделяют также и прочие виды государственной власти, давая им несколько иную характеристику:

  • Верховная власть. В соответствии с данной классификацией видов государственной власти, к верховной власти относят – аристократию, монархию и демократию.
  • Управленческая власть. Здесь также дается обобщенное понятие о возможности и полномочиях власти воздействовать и контролировать общества (как в целом, так и в частности – на каждого индивида).
  • Публичная власть. Она как бы выделяется из общества. Данный вид власти обозначен для того, чтобы отграничить гсударственную власть от общественного строя.
  • Символическая власть. Она тесно связана с социальным аспектом, формируя восприятие и оценку происходящих в государстве событий.

Пожалуй, следует выделить и еще одну классификацию видов власти, которую по некоторым основаниям приравнивают к государственной.

Дополнительная классификация видов государственной власти

Так, к законодательной, исполнительной и судебной видам власти общество добавляет еще две:

  • Средства массовой информации, которые действуют независимо от иных органов государственной власти, при этом освещают и обозначают проблемы общества, призывая государственную власть обратить на данные проблемы внимание или осуждают государственную власть за отсутствие достаточного внимания к тем или иных проблемам общества.
  • Церковь. Ее также называют ветвью власти, поскольку помимо правил поведения устанавливаемых в нормативно-правовых актах, существует мораль общественного поведения. Трактовку такой морали осуществляет церковь. Она также призвана обращать внимание государства на те или иные проблемы общества.

Оговоримся, что данная классификация наличествует только в доктрине государства и права, нормативно данное деление видов государственной власти нигде не обозначено.

Замечание 1

Рассмотрев вопрос видов государственной власти отметим, что органы государственной власти представляют собой лишь коллектив, которому общество делегировало осуществлять государственные функции в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

spravochnick.ru

Типы власти их содержание

 

Понятие «власть» возникло с зарождением человеческого общества и сопутствует всему пути его развития. Это возможность руководить действиями других людей, их деятельностью. Иногда власть – это навязывание собственной воли. Базой для нее могут служить разные методы, среди которых – авторитарность, насилие, демократия, провокации и т.п. Но независимо от того, на чем власть базируется, суть ее не меняется. Она может осуществляться с одобрения общественных слоев или вопреки их сопротивлению.

Власть – необходимое условие существования любого общества, функционирования производства, регулирования отношений между людьми.

Типы власти могут быть разными. Если рассматривать это явление с точки зрения сфер воздействия, то можно выделить политическую, информационную, экономическую, духовную.

Некоторые политологи считают, что более точно отражает особенности власти ее деление на социальную, экономическую, духовно-информационную, принудительную.

Экономическая и социальная власть между собой связаны теснее, чем остальные составляющие. Если первая распределяет блага материальные, то вторая предполагает разделение в обществе статусов, привилегий, мест в социальной структуре. Сегодня многие прогрессивные государства стремятся демократизировать социальную власть. Например, собственники предприятия во многих странах не имеют права самостоятельно принимать решения о заработной плате сотрудникам, их увольнении, понижении и пр. Эти социальные права регулируются специальными актами, соглашениями, за соблюдением которых следят профсоюзы или аналогичные им органы.

Духовно-информационные типы власти – это управление людьми при помощи научных знаний, информации. Знания лежат в основе принятия решений, законодательных актов. При помощи распространения информации производится воздействие на общество, сознание людей. Посредством информационной власти можно создавать общественное мнение, объективно освещать деятельность правительства и решения социальных вопросов, а можно манипулировать сознанием людей. Проводниками духовно-информационной власти являются СМИ, школы, ВУЗы, просветительские организации.

Принудительные типы власти основаны на силе. Они подразумевают физическое насилие над инакомыслящими.

Политическая власть – отдельная составляющая, которая сильно отличается от других типов власти. Прежде всего, любые типы политической власти занимают главенствующее положение, а решения, которые эта власть принимает, обязательны для всех. Ей под силу ограничить или даже запретить деятельность любых властных институтов, учреждений и т.п.

Политическая власть оперирует понятием «право» и обращается к народу безлично, публично, с правовой точки зрения. Единственная из всех, она легально использует силу или принуждение в отношении определенных граждан.

Политическая власть моноцентрична, может использовать в своих интересах все культурно-информационные, экономические, принудительные ресурсы.

Наконец, главным элементом политической власти, ее обязательной составляющей является власть государственная.

Такое деление на типы власти – неокончательное. В зависимости от выбранного подхода ученые различают:

  • По типу субъекта: государственную, семейную, армейскую, административную.
  • По широте распространения: мега-, макро-, мезо-, микроуровни.
  • По функциям: законодательную, исполнительную, судебную.
  • По типу взаимодействия «субъект-объект»: тоталитарную, авторитарную, либеральную, демократическую.
  • По виду социальной базы: поли- или олигархию, плуто-, тео-, партократию или власть толпы – охлократию.
  • По типу ресурсов, на которых основывается подчинение: нормативную, принуждающую, вознаграждающую, экспертную и т.п.

 

fb.ru

Власть и ее виды

Для того чтобы лучше понять механизмы власти и осуществления властных полномочий, нам следует обратиться к классификации данного феномена. Власть принято подразделять на следующие виды:

·  Экономическая – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности;

·  Социальная – это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий;

·  Политическая власть – всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1)    легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2)    верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3)    публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью закона;

4)    моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений;

5)    многообразием ресурсов.

Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т.к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (организованная преступность, деспотизм в семье).

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей с целью обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные учреждения и СМИ.

Власть в цивилизованном обществе должна обладать легитимностью (т.е. законностью). Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Известный немецкий социолог Макс Вебер выделил три способа достижения легитимности:

1.    Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (характерна для монархий).

2.    Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направлен-ных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором беспристрастные нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются установленные законом процедуры. В системе подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

3.    Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т.е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются факторами общественной жизни.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание.

Во второй половине 20 века многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.

Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно.

Исследователи выделяют несколько источников легитимности.

1.    Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.

2.    Технократическая легитимность, т.е. легитимность посредством эконо-мической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности. Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).

3.    Легитимность через принуждение. Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила – последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Иногда власть утрачивает легитимность. Основными причинами делегитимизации являются следующие:

—  Противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе и эгоистическими интересами властвующей элиты;

—  Противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;

—  Отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

—  Нарастание бюрократизации и коррумпированности;

—  Национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;

—  Потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение.

21biz.ru

Какие виды власти вы знаете? — КиберПедия

Верховная власть— высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.

Законодательная власть —власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства

Исполнительная власть —один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Судебная власть —Органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции).

Политическая власть —cпособность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Управленческая власть —разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Публичная власть —это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя.

 

31. Приведите примеры неполитической власти.

Семейная власть (родительскую власть, властные отношения между супругами)

32. Назовите традиционные источники политической власти.
Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

 

33. Кратко охарактеризуйте три идеальных типа власти согласно классификации Вебера.
Вебер выделил три идеальных типа политической власти:
1) харизматический, характерный для семейных и религиозных властных институтов;

Харизматическая власть основана на исключительных качествах, приписываемых лидеру. При наличии этого типа власти приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную, существующую и известную им.
Харизматическая власть основана на исключительных качествах, приписываемых лидеру. При наличии этого типа власти приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную, существующую и известную им.
2) традиционный, свойственный патриархальным обществам и феодализму;
Традиционная власть — это возможность и способность оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного положения.



Традиционная власть основана на восприятии традиции подчиняться должностному лицу. При этом исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг — подчиняться им. В результате исполнитель ожидает, что подчинение приведет к удовлетворению его потребностей (продолжать работать в этой организации, получать вознаграждения в виде премий, благодарности и др.) .
3) рационально-легальный, присущий современному государству и бюрократии
власть, которая основывается на признании правомерности или справедливости законов, в соответствии с которыми те или иные лица пришли к власти и исполняют свои обязанности. Этот тип легитимности характерен для современных индустриальных обществ с их научным видением мира, достаточно ясными нормами и правилами жизни, принимающими чаще всего форму закона. Здесь закон, равно как и власть в целом, исходит не от личности, а от должности.

 

34. Чем легальная власть отличается от легитимной?
Легитимность — это признание власти народом, а легальность — это закрепление власти в законодательном порядке.

 

35. Кто может быть носителем теневой власти?
Носителями могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.

 

36. Какие три типа господства по характеру их внутреннего оправдания выделял М. Вебер?
рационально-легальное — в силу авторитета рациональных уста­новлений и правил;
традиционное — на основе авторитета исконных нравов и извеч­ного закона;
харизматическое— оправдание авторитетом.



 

37. Что такое государственная власть? Чем государственная власть отличается от власти политической?
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.
Разница:
1) Форма реализации. Государственная власть осуществляется на основе правовых инструментов: принятие законов, координация работы всех органов. Политическая власть может использовать и другие методы, которые позволены её идеологией (насилие, репрессии, террор).
2) Характер. Гос-власть обязательна не только для общества в целом, но и для каждого индивида в частности. Неподчинение распоряжениям правовых институтов влекут за собой ответственность. Политическая власть зачастую не имеет такого влияния, ограничиваясь членами своей партии.
3) Обязательность. Государственная власть распространяется на территории всего государства. Политическая – лишь в том случае, если правительство возглавляется её партией.

cyberpedia.su

Что такое власть и какие виды общественной власти существуют?

Главная » Обществознание — учебник. » 1. Что такое власть и какие виды общественной власти существуют?



1. Что такое власть и какие виды общественной власти существуют?

Власть как явление и как весьма сложная социально-политическая категория с древних времен и вплоть до наших дней привлекает пристальное внимание самых различных слоев общества, и в первую очередь ученых, исследователей.
В настоящее время, согласно сложившемуся в отечественной и зарубежной научной литературе представлению, власть в общеупотребительном смысле понимается как способность и возможность лица, группы лиц, отдельных объединений, государственных и общественных органов и организаций, общественных институтов или государства отражать и «осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей» с помощью определенных средств, включая насилие и принуждение.
Власть в самом широком понимании называют общественной или социальной, поскольку она возникает и существует только между людьми и создаваемыми ими общественными и государственными органами и организациями.
За всю историю существования человечества сложилось множество различных видов и форм проявления общественной власти. В зависимости от того, какой признак или положение (критерий) берется за основу классификации, выделяются следующие виды общественной власти:
власть государственная, партийная и власть различных общественно-политических объединений;
власть одного лица, группы лиц, слоя, класса;
власть родительская, семейная;
власть экономическая, социально-психологическая, политическая, идеологическая и др.;
власть демократическая, диктаторская, либерально-демократическая и т.д.
За основу классификации власти при этом берутся, как нетрудно заметить, такие отличающиеся друг от друга критерии, как — принадлежность власти государству в целом; государственным, партийным и общественным органам и организациям; отдельным лицам, группам лиц, слоям общества, классам.
В качестве критериев классификации власти выступают также сферы ее приложения, формы и методы ее осуществления и другие основания.
Лекция, реферат. 1. Что такое власть и какие виды общественной власти существуют? — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

referatwork.ru

Понятие, сущность, признаки и виды власти. Особенности государственной власти

Рассмотрим понятие, сущность, признаки и виды власти, а также изучим особенности государственной власти.

Власть отражает способность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение иного субъекта для реализации собственных интересов или интересов других лиц.

Власть характеризуется совокупностью важных признаков.

Во-первых, власть – это явление социальное, то есть общественное.

Во-вторых, она является неотъемлемым признаком общества на всех этапах его развития.

Общество представляет собой сложноорганизованную систему в виде социального организма, которая постоянно нуждается в управлении и упорядочении, направленном на поддержание системы в нормальном состоянии.

С точки зрения генезиса именно необходимость управления обществом предопределяет появление такого феномена, который описывается понятием «власть».

При этом следует отметить, что она выступает средством именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, например, техническим, то есть управлением технической системой (например, мотоциклом). Таким образом, понятие «управление» – явление более широкое, нежели понятие «власть», которая представляет собой исключительно социальный феномен.

В-третьих, сущность власти проявляется в том, что она может функционировать только в рамках общественного отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами.

В-четвертых, её реализация представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс от властвующего субъекта должен быть осознан подвластным, прежде чем определить его волю и поведение.

В-пятых, властные общественные отношения являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение – это двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой – подвластным.

В-шестых, важнейшим признаком власти является её опора на силу. Именно наличие силы предопределяет положение субъекта в качестве властвующего. Её сила может иметь разнообразные источники: физическая сила, сила оружия, интеллекта, авторитета, убеждения, красоты и т. п.

В-седьмых, сознательное подчинение является условием её наличия в определенном отношении над определенным субъектом.

Существуют различные подходы и основания для классификации и выделения отдельных видов власти.

В зависимости от социального уровня власти различают следующие виды власти: власть в масштабе всего общества; власть внутри определенного коллектива; власть в отношении между двумя индивидами.

В зависимости от масштаба возможного воздействия власть можно подразделить на следующие виды: политическую и неполитическую. Политическая власть может выступить средством решения политических задач и защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической силы являются:

– власть одной социальной группы над другой;

– государственная власть;

– власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

– власть политических лидеров.

В зависимости от способа организации и реализации власть может быть двух видов: демократической или недемократической.

К особенностям государственной власти следует отнести следующие обстоятельства:

– государственная сила опирается на специальный аппарат;

– она имеет публичную сущность;

– осуществляется специальным профессиональным аппаратом, который отделен от общества;

– она является суверенной;

– она является универсальной;

– она принимает общеобязательные юридические нормы.

Таким образом, власть представляет собой специфическое общественное явление, обладающее набором характерных признаков.

lecu.ru

Виды и формы власти

Власть означает способность определенной личности влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Руководителю она позволяет осуществлять управление, распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать к более эффективной работе и предотвращать возникающие конфликты.

Власть бывает формальной и реальной.
Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица в структуре управления. Она измеряется числом подчиненных или объемом подконтрольных ресурсов, либо тем и другим.

Реальная власть — это власть как должности, так и авторитета. Она обусловлена либо местом лица в официальной и неофициальной системах отношений и измеряется числом людей, которые неформально готовы подчиниться данному лицу, либо степенью зависимости его от окружающих. Следовательно, границы формальной и неформальной власти могут не совпадать.

Существует несколько форм власти.
Власть принуждения. Она основана на зависимости и страхе, что отказ от выполнения требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой негативные последствия — санкции (штраф, лишение премии, статус, служебное положение, авторитет и др.). Однако власть, основанная на страхе, малоэффективна, так как действует только в ограниченных зонах контроля и, самое главное, не создает у исполнителей заинтересованности в работе и стимулов к труду. Если эта власть основана на законном принуждении, то она называется административной.

Власть на ресурсы. Прежде всего это касается власти над материальными ресурсами, в том числе и денежными. Однако немаловажным ресурсом являются связи с влиятельными лицами, а в современном мире и обладание информацией. В совокупности все это позволяет обладателю ресурсов властвовать и диктовать свою волю другим.

Власть внутреннего подчинения. Она основана на трех основных причинах внутренней потребности подчинения: традиции, личной харизмы, убежденности.

Исходя из вышесказанного, можно считать, что реальная власть — это зависимость подчиненного от руководителя. В этой связи у широкой общественности понятие власти иногда вызывает отрицательные эмоции. Это можно соотнести с высказыванием
лорда Эктона, который сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть — развращать абсолютно».

Однако концепция зависимости в реальной жизни не так проста и зависит от баланса власти. Дело в том, что в отдельных ситуациях руководитель сам зависим от подчиненных и, зная об этом, руководитель идет на компромисс с подчиненным ради сохранения власти. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточный для обеспечения достижения целей. Этот баланс говорит о том, что нарушение его в одном направлении может привести к произволу власти, в другом — к ее параличу.

Прочность власти и преобладание той или иной ее формы зависит от многих субъективных обстоятельств, но в целом имеет тенденцию к ослаблению. Это обусловлено следующими факторами: во-первых, сокращается уровень образования и квалификации между руководителями и подчиненными; во-вторых, основу организации начинают составлять узкие специалисты, обладающие высокой, подчас уникальной квалификацией и в этой связи малоподвластные; в-третьих, со временем ослабляются традиции послушания в жизни цивилизованных стран.

В итоге власть руководителя над подчиненными ослабляется, становится более гибкой, меняет формы проявления, а в ряде случаев власть руководителя частично переадресуется подчиненным.

В отдельных случаях допускается, что разработка и принятие управленческих решений осуществляется группой. Функции координатора при этом передаются одному из членов группы, наиболее подходящему для выполнения этой миссии. Такое коллективное управление наиболее эффективно в том случае, когда необходимо найти взвешенное решение спорной или сложной проблемы на основе совместных знаний и опыта специалистов. Оно позволяет объединить усилия по решению проблем тех работников, для которых они не являются «своими», и они не желают полностью брать на себя ответственность, хотя и готовы в соответствующем объеме разделить эту ответственность с другими. Наконец, коллективное управление, осуществляемое на основе объединения специалистов различных структурных подразделений, позволяет укреплять внутренние взаимосвязи в организации, улучшать обмен информацией.

Однако коллективное управление несет в себе ряд опасностей. Прежде всего решения, принимаемые в его рамках, характеризуются повышенным риском, что обусловлено разделением ответственности, консерватизмом отдельных его участников, игнорированием информации, противоречащей общим установкам, и др.

В современных западных фирмах процесс коллективного управления осуществляется с помощью так называемых команд, т.е. небольших групп специалистов, принадлежащих к различным сферам деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем. На высшем уровне это, например, совет директоров акционерного общества, коллегия министерства или ведомства; на низовом — кружки рационализаторов, группы по совершенствованию деятельности подразделений (например, известные в США и Японии кружки качества).

psyera.ru