Какие вероучения эпохи реформации вы знаете что в них было общего – Вопрос: Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?
Западная Европа: факторы модернизации. Эпоха Реформации
1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.
Предпосылки:
— колониальная торговля помогала торговому капиталу быстро расти;
— благодаря этому появлялись новые финансовые инструменты, облегчавшие ведение бизнеса;
— стремясь к получению большей прибыли и располагая финансовыми инструментами, торговые компании вкладывали средства и в производство;
— цеховая организация средневекового ремесла мешала свободному обращению капитала, что способствовало появлению её альтернативы;
— технические новшества также способствовали появлению мануфактур (печатный станок, доменная печь и т. д.).
2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья?
При рассеянной мануфактуре купцы размещали заказы у большого количества городских и сельских ремесленников, беря на себя закупку сырья и сбыт готовой продукции. Данный тип мануфактуры по способу производства не отличался от цехового, но приносит больше прибыли организовавшему её купцу.
При смешанной мануфактуре сборку изделие делали одновременно в нескольких мастерских. На первом этапе в разных мастерских изготовляли детали, на финальном этапе в отдельной мастерской их собирали в единое изделие. Такой способ производства требовал большой квалификации лишь от ремесленника, которые делал готовое изделия, детали могли изготовить его менее искусные коллеги. Такой способ увеличивал массовость продукции, делал её дешевле. Но вся работа всё равно проходила в мастерских, которые подчинялись цеховым уставам.
При централизованной мануфактуре всё производство велось в одном месте. Оно оказывалось разбито на множество простых операций, с которыми могли справиться даже неквалифицированные рабочие, которым не требовались долгие годы на обучение мастерству. Кроме того, такое производство можно было организовать где угодно при наличии нужного капитала, вне города, вне цеховых ограничений. Именно централизованная мануфактура сделал производство гораздо более массовым, а товары – дешевле, указав путь к индустриализации.
3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.
Последствия:
— постепенно цехи были оттеснены на второй план;
— увеличились объёмы производства;
— вырос ассортимент выпускаемый продукции;
— стремление к получению первоначального капитала стимулировало развитие товарно-денежных отношений;
— в обществе возросла роль банкиров и купцов, появились предприниматели;
— стремление влиятельных людей участвовать в процессе (открывать мануфактуры самим или поставлять им сырьё) часто приводило к дальнейшему притеснению бедняков, например, к огораживанию в Англии;
— выросло число неимущих, которые пополняли ряды наёмных работников
— безработные бедняки стали социально опасны;
— быстро развивались города, росла роль городского сословия в государстве;
— развитие производство и торговли помогло возникновению единых внутренних рынков, которые укрепили централизацию своих стран;
— началось разделение труда среди стран и регионов Европы;
— мануфактуры подготовили спрос на технические новинки в производстве, что способствовало промышленной революции.
4. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.
Факторы:
— откровенно политические игры папского престола, не имевшие ничего общего с верой;
— двое, позже троепапствие, уронившие авторитет римского первосвященника;
— откровенная продажа церковных должностей и индульгенций;
— явное ослабление влияния римских пап на политическую жизнь Европы в связи с возникновением централизованных государств.
5. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?
Лютеранство отрицает возможность посредничества между человеком и Господом. Согласно этому учению только покаяние и вера могут спасти душу человека. При этом духовенству отводиться только роль советника в толковании священных текстов, но решать для себя верующий всё равно должен сам. Лютеранство выступило против роскоши церкви, монашеского движения и свело к минимуму число церковных таинств.
Цвинглианство пошло ещё дальше. Оно стремилось очистить веру от всего, что не находит подтверждения в Новом Завете. Потому, в частности, оно отрицало церковные таинства как таковые – они не описаны ни в одной из книг Священного Писания.
Кальвинизм также выступил против монашества, роскоши церкви, лишних таинств и роли духовенства как посредника в разговоре человека с Богом. Однако кальвинизм больше вниманию уделяет предопределению человека. Идущая ещё от Августина Блаженного тема предопределения в христианстве выразилась в полной мере в этом учении. Согласно нему изначально предопределено, кому уготован рай, кому – ад. Человек не знает своего предназначения, но Бог даёт ему подсказки, например, в виде успеха в делах. Кальвинизм одобряет деловую активность, как и любой труд, считая его богоугодным делом. Грехом наоборот считается праздность, как у монахов.
Монархи часто поддерживали протестантизм, чтобы ослабить папу римского или другого монарха, боровшегося с протестантами. Важным стимулом было также изъятие церковных земель и другого имущества, которое переходило к светским властям. Иногда играли роль и другие мотивы. Например, Генриха VIII Английского привлекла идея самому стать главой новой церкви. Кроме всего прочего, он не видел другого способа расторгнуть свой брак, к чему очень стремился.
6. Какое значение имела Контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?
Контрреформация официально началась с Тридентского собора 1545 г. С одной стороны оно ужесточало и систематизировало карательные меры против еретиков. В частности, расширены были полномочия инквизиции, был издан и периодически обновлялся Индекс запрещённых книг – список книг, которые нельзя было издавать и даже читать в католических странах. Большую роль в этом деле сыграл орден иезуитов со своим знаменитым принципом о цели, оправдывающей средства.
Но одновременно контрреформация ознаменовала и начало борьбы с ересями путём переубеждения. В ответ на доводы еретиков выставлялись не только кары, но и контраргументы. В частности, иезуиты широко занялись образованием молодёжи, чтобы направить это образование в правильное русло. Именно это направление контрреформации обогатило европейскую духовную жизнь во многих её проявлениях. Во многом из него выросла культура барокко.
Западная Европа: факторы модернизации. Эпоха Реформации
1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.
Предпосылки:
— колониальная торговля помогала торговому капиталу быстро расти;
— благодаря этому появлялись новые финансовые инструменты, облегчавшие ведение бизнеса;
— стремясь к получению большей прибыли и располагая финансовыми инструментами, торговые компании вкладывали средства и в производство;
— цеховая организация средневекового ремесла мешала свободному обращению капитала, что способствовало появлению её альтернативы;
— технические новшества также способствовали появлению мануфактур (печатный станок, доменная печь и т. д.).
2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья?
При рассеянной мануфактуре купцы размещали заказы у большого количества городских и сельских ремесленников, беря на себя закупку сырья и сбыт готовой продукции. Данный тип мануфактуры по способу производства не отличался от цехового, но приносит больше прибыли организовавшему её купцу.
При смешанной мануфактуре сборку изделие делали одновременно в нескольких мастерских. На первом этапе в разных мастерских изготовляли детали, на финальном этапе в отдельной мастерской их собирали в единое изделие. Такой способ производства требовал большой квалификации лишь от ремесленника, которые делал готовое изделия, детали могли изготовить его менее искусные коллеги. Такой способ увеличивал массовость продукции, делал её дешевле. Но вся работа всё равно проходила в мастерских, которые подчинялись цеховым уставам.
При централизованной мануфактуре всё производство велось в одном месте. Оно оказывалось разбито на множество простых операций, с которыми могли справиться даже неквалифицированные рабочие, которым не требовались долгие годы на обучение мастерству. Кроме того, такое производство можно было организовать где угодно при наличии нужного капитала, вне города, вне цеховых ограничений. Именно централизованная мануфактура сделал производство гораздо более массовым, а товары – дешевле, указав путь к индустриализации.
3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.
Последствия:
— постепенно цехи были оттеснены на второй план;
— увеличились объёмы производства;
— вырос ассортимент выпускаемый продукции;
— стремление к получению первоначального капитала стимулировало развитие товарно-денежных отношений;
— в обществе возросла роль банкиров и купцов, появились предприниматели;
— стремление влиятельных людей участвовать в процессе (открывать мануфактуры самим или поставлять им сырьё) часто приводило к дальнейшему притеснению бедняков, например, к огораживанию в Англии;
— выросло число неимущих, которые пополняли ряды наёмных работников
— безработные бедняки стали социально опасны;
— быстро развивались города, росла роль городского сословия в государстве;
— развитие производство и торговли помогло возникновению единых внутренних рынков, которые укрепили централизацию своих стран;
— началось разделение труда среди стран и регионов Европы;
— мануфактуры подготовили спрос на технические новинки в производстве, что способствовало промышленной революции.
4. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.
Факторы:
— многочисленные часто обличаемые грехи католического духовенства;
— откровенно политические игры папского престола, не имевшие ничего общего с верой;
— двое, позже троепапствие, уронившие авторитет римского первосвященника;
— откровенная продажа церковных должностей и индульгенций;
— явное ослабление влияния римских пап на политическую жизнь Европы в связи с возникновением централизованных государств.
5. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?
Лютеранство отрицает возможность посредничества между человеком и Господом. Согласно этому учению только покаяние и вера могут спасти душу человека. При этом духовенству отводиться только роль советника в толковании священных текстов, но решать для себя верующий всё равно должен сам. Лютеранство выступило против роскоши церкви, монашеского движения и свело к минимуму число церковных таинств.
Цвинглианство пошло ещё дальше. Оно стремилось очистить веру от всего, что не находит подтверждения в Новом Завете. Потому, в частности, оно отрицало церковные таинства как таковые – они не описаны ни в одной из книг Священного Писания.
Кальвинизм также выступил против монашества, роскоши церкви, лишних таинств и роли духовенства как посредника в разговоре человека с Богом. Однако кальвинизм больше вниманию уделяет предопределению человека. Идущая ещё от Августина Блаженного тема предопределения в христианстве выразилась в полной мере в этом учении. Согласно нему изначально предопределено, кому уготован рай, кому – ад. Человек не знает своего предназначения, но Бог даёт ему подсказки, например, в виде успеха в делах. Кальвинизм одобряет деловую активность, как и любой труд, считая его богоугодным делом. Грехом наоборот считается праздность, как у монахов.
Монархи часто поддерживали протестантизм, чтобы ослабить папу римского или другого монарха, боровшегося с протестантами. Важным стимулом было также изъятие церковных земель и другого имущества, которое переходило к светским властям. Иногда играли роль и другие мотивы. Например, Генриха VIII Английского привлекла идея самому стать главой новой церкви. Кроме всего прочего, он не видел другого способа расторгнуть свой брак, к чему очень стремился.
6. Какое значение имела Контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?
Контрреформация официально началась с Тридентского собора 1545 г. С одной стороны оно ужесточало и систематизировало карательные меры против еретиков. В частности, расширены были полномочия инквизиции, был издан и периодически обновлялся Индекс запрещённых книг – список книг, которые нельзя было издавать и даже читать в католических странах. Большую роль в этом деле сыграл орден иезуитов со своим знаменитым принципом о цели, оправдывающей средства.
Но одновременно контрреформация ознаменовала и начало борьбы с ересями путём переубеждения. В ответ на доводы еретиков выставлялись не только кары, но и контраргументы. В частности, иезуиты широко занялись образованием молодёжи, чтобы направить это образование в правильное русло. Именно это направление контрреформации обогатило европейскую духовную жизнь во многих её проявлениях. Во многом из него выросла культура барокко.
resheba.me
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА1)Перечислите факторы, содействовавшие… — Незнайка.НЕТ
Ответ оставил Гость
Религиозная реформация как буржуазная революция: о политическом значении религиозных идей. Буржуазной революцией номер один, открывшей период новой истории, назвал Ф. Энгельс эпоху Реформации22.Отмеченное выше обстоятельство следует учитывать при рассмотрении основных политических идей Реформации. Эти идеи высказаны в основном в религиозной форме и в них есть особенный для последующего буржуазного развития смысл. Но отсюда не следует, что деятели Реформации были сторонниками капитализма. Так, М. Лютер – один из виднейших деятелей Реформации неоднократно крайне отрицательно высказывался по поводу ростовщичества и какого бы то ни было взимания процентов, в чем (с капиталистической точки зрения) проявлялась “отсталость” его взглядов. Деятели Реформации ставили целью не создание какой-либо специальной программы этических реформ, но “спасение души”. Это при анализе их религиозных доктрин можно обнаружить, что протестантские этические идеи отвечали духу капитализма. Но отсюда не следует, что стремление к мирским благам само по себе могло кому-нибудь из них представляться этической ценностью. Более того, культурные последствия Реформации в значительной части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.
Реформацию принято делить на два направления: бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин) и народное (Т. Мюнцер, анабаптисты и др.).Как известно, в католицизме церковь рассматривалась в качестве посредника между человеком и Богом: “Без церкви нет спасения”. Только церковь имеет право на толкование Священного писания, познание Бога идет через церковь. У Лютера человек познает Бога самостоятельно, т.е. имеет право на самостоятельное познание Истины. Ключевое для Нового времени понятие индивидуализма можно найти в его опровержении идеи о церкви как коллективном институте спасения. В то же время это своеобразный индивидуализм: дело веры свободно, но у человека, по сути, нет других прав, поскольку страдание и муки, муки и страдания – таково, по мысли Лютера, единственное право христианина.
В католицизме для спасения верующие должны делать “добрые дела”: молиться, поститься, совершать паломничества к святым местам и др. Лютер считает, что такого рода дела добрые лишь постольку, поскольку они плоды веры, и не дают никакого спасения без последней.
Оцени ответ
reshebka.com
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, история
Krezabrez17 сент. 2014 г., 23:02:56 (4 года назад)
Религиозная реформация как буржуазная революция: о политическом значении религиозных идей. Буржуазной революцией номер один, открывшей период новой истории, назвал Ф. Энгельс эпоху Реформации22.Отмеченное выше обстоятельство следует учитывать при рассмотрении основных политических идей Реформации. Эти идеи высказаны в основном в религиозной форме и в них есть особенный для последующего буржуазного развития смысл. Но отсюда не следует, что деятели Реформации были сторонниками капитализма. Так, М. Лютер – один из виднейших деятелей Реформации неоднократно крайне отрицательно высказывался по поводу ростовщичества и какого бы то ни было взимания процентов, в чем (с капиталистической точки зрения) проявлялась “отсталость” его взглядов. Деятели Реформации ставили целью не создание какой-либо специальной программы этических реформ, но “спасение души”. Это при анализе их религиозных доктрин можно обнаружить, что протестантские этические идеи отвечали духу капитализма. Но отсюда не следует, что стремление к мирским благам само по себе могло кому-нибудь из них представляться этической ценностью. Более того, культурные последствия Реформации в значительной части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.
Реформацию принято делить на два направления: бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин) и народное (Т. Мюнцер, анабаптисты и др.).Как известно, в католицизме церковь рассматривалась в качестве посредника между человеком и Богом: “Без церкви нет спасения”. Только церковь имеет право на толкование Священного писания, познание Бога идет через церковь. У Лютера человек познает Бога самостоятельно, т.е. имеет право на самостоятельное познание Истины. Ключевое для Нового времени понятие индивидуализма можно найти в его опровержении идеи о церкви как коллективном институте спасения. В то же время это своеобразный индивидуализм: дело веры свободно, но у человека, по сути, нет других прав, поскольку страдание и муки, муки и страдания – таково, по мысли Лютера, единственное право христианина.
В католицизме для спасения верующие должны делать “добрые дела”: молиться, поститься, совершать паломничества к святым местам и др. Лютер считает, что такого рода дела добрые лишь постольку, поскольку они плоды веры, и не дают никакого спасения без последней.
istoria.neznaka.ru
Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе — Мегаобучалка
Новые реальности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.
Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ослабило влияние римско-католической церкви на светских государей. Лишь в 1377 г., благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию XI удалось вернуть резиденцию главы церкви в Рим. Однако после его смерти в 1377 г. французские епископы избрали своего папу, а итальянские — своего. Церковный собор, созванный в 1409 г., низложил обоих пап и избрал своего кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы. Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г., значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы — Англии, Франции и Испании.
В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникло движение за создание национальной церкви с более демократичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Основатель этого движения, профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако его последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360—1430), поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.
В 1420—1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гуситов, объявленных ими еретиками. Однако крестоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гуситов наносили контрудары по территории Венгрии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с особым порядком службы.
Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Наиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена августинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (1483—1546). Он выступил против продажи индульгенций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека.
Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.
В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522— 1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.
В 1524—1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабаптистов. Они отрицали не только официальную, католическую, церковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.
Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его духовных лидеров Т. Мюнцер (1490—1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, реформа церкви.
Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгромили плохо организованные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян.
Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.
Захват церковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был заключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Его поддержали даже верные католицизму князья.
Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии. Швейцарский реформатор церкви, выходец из Франции Жан Кальвин (1509—1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.
Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509—1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства соблюдения обета безбрачия.
Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформации. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1491—1556). Орден строился на принципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками Реформации.
Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации — борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астронома Н. Коперника (1473—1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548—1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.
2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья?
3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.
4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.
5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.
6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?
7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?
megaobuchalka.ru
Реформация – новое отношение к Богу. Религия, церковь, еретики
Стр. 64. Постановка проблемы урока
Что Лютер объявляет главной драгоценностью христианства?
Мартин Лютер считает главной ценностью христиан Божье Слово, он во всем надеется на Господа.
Можно ли, по-твоему, подобные взгляды считать ересью, опровержением христианства?
Да, подобные взгляды можно считать ересью.
Сравни два вывода и сформулируй проблемный вопрос.
Лютер – еретик или нет?
Повторение необходимых знаний
Объясни значение понятий: религия, церковь, еретики, инквизиция.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).
Церковь — религиозное сообщество христиан, объединенных общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и ее Глава.
Еретик — это тот, кто придерживается взглядов, противоречащих базовым ценностям церкви.
Инквизиция — это преследование неверующих, выступающих против догматов Церкви.
Каким в Средневековье было положение Церкви? (Введение)
Для средневековья характерна господствующая роль религии и церкви. Церковь подчиняла себе политику, мораль, науку, образование и искусство.
Решение проблемы
Изучи текст (используя продуктивное чтение — см. с. 18), и сформулируй причины Реформации.
Причины Реформации:
• язык церкви, латинский, был непонятен многим верующим;
• многие не могли прочитать Библию;
• крестьян и горожан возмущали поборы церкви;
• представителей буржуазии раздражало богатое убранство церкви;
• малоземельные рыцари феодалы с завистью смотрели на богатые церковные земли;
• королей и князей раздражало вмешательство римского папы в дела государства.
Поставь себя на место участников Вормсского рейхстага 1521 года и составь одну обвинительную речь против Мартина Лютера, а другую — в его защиту. Сделай вывод по проблеме Лютера и Церкви.
Обвинительная речь.
Мы объявляем и заявляем, что профессор Виттенбергского университета доктор Мартин Лютер обвиняется в неисполнении указаний Его Святейшества Папы, а также в убеждениях, признанных Его Святейшеством и Высоким Судом опасными и еретическими.
Проповедуя и распространяя свои идеи и убеждения он сеял семена богохульства и ереси.
Доктор Лютер публично отвергает святую силу индульгенций, что также противозаконно, т.к. тем самым он лишает верующих возможности обрести спасение души – ведь только с помощью индульгенции, заверенной печатью Папы можно обрести ту часть Божественной благодати, которую оставили нам грешным святые мученики и праведники.
Доктор Лютер утверждает также, что на должность священника может быть избран любой верующий и что обязанность такого священнослужителя – растолковать верующим Библию и быть наставником в религиозной жизни. Но он забывает, что не все простые верующие знакомы с трудами святых Отцов и Учителей Церкви, и, следовательно, не могут верно истолковать все истины Священного Писания и постичь всю его мудрость. Доступно же это лишь священникам, участие которых доктор Лютер решительно отвергает.
Доктор Лютер также отвергает авторитет папской власти, и, утверждая это, он идет против Канонического права, по которому именно Папа является верховным владыкой над всеми светскими и духовными князьями.
Таким образом, учение доктора Лютера противоречит всей концепции и всем догматам Святой нашей Матери Церкви, а следовательно, является противозаконным и еретическим.
Речь в защиту Мартина Лютера.
Поскольку Вы, Ваше Величество, и Вы, Ваши Светлости, пока я не опровергнут свидетельствами Писания или ясными доводами, — ибо я не верю ни папе, ни соборам; известно, что они часто заблуждались и противоречили сами себе, — меня осиливают приведенные мною слова Писания. А поскольку моя совесть в плену у Слов Бога, я ни от чего не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. Я призываю правителя, включая императора, реформировать церковь. Требую, чтобы папство вернулось к апостольской бедности и простоте. Из семи церковных таинств я признаю только два: крещение и причащение, причем последнее отказываюсь связывать с мессой. Священник не совершает никакого чуда, так как Христос присутствует всегда и во всем. Священнослужитель всего лишь открывает глаза верующим, показывая им его присутствие, ибо, хотя Бог и Христос присутствуют во всем, это присутствие не всегда бывает явным. Миряне не должны зависеть от священнического сословия, т.к. священник – просто член церкви, поставленный исполнять конкретное служение. На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь.
Стр. 67
Попробуйте оценить устройство Лютеранской церкви с позиции Томаса Мюнцера и с позиции Фридриха Мудрого: чем вы можете объяснить различие в их взглядах?
• Лютер отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству. Мюнцер же шагнул дальше -из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Мюнцер делает вывод о равенстве всех сынов Божьих. А это означало и требование гражданского равенства, и устранения, по крайней мере, наиболее значительных имущественных различий. В религиозном учении Мюнцера преобладают мистические мотивы, он выступает против церковной иерархии, ортодоксальных теологических учений, «самоуверенных фарисеев, епископов и книжников» и противопоставляет им непосредственную «веру сердца». Таким образом, Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование. Идеалом Мюнцера явилось построение Царства Божия на Земле.
• Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер был похищен группой людей курфюрста. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.
Сделайте вывод по проблеме.
Действия Лютера привели к неожиданным последствиям. Новые идеи получили распространение среди крестьян. В Германии началась крестьянская война.
Стр. 68-70
Сравни (найди общее и различное) вероучения и устройства Церкви Мартина Лютера и Жана Кальвина. Оцени с позиции человека XXI века действия Жана Кальвина в Женеве: какие из них ты можешь оправдать, какие — осудить? Сделай вывод по проблеме.
В ходе Реформации в Европе появилось несколько церквей. Для того чтобы сравнить новые церкви и католическую, заполним таблицу:
Итоги:
— Сохранилась вера в Бога.
— Изменяется роль священников, богослужение ведется на родном языке, Римский Папа теряет свою власть, главой церкви становится светский правитель, церковь оказывается «дешевой», священники не уполномочены прощать грехи, это может сделать только Бог.
— Появившиеся церкви во многом отличались от католической, церкви, они противоречили ей.
Церкви, которые выступали против католической церкви, стали называется — протестантскими.
Стр. 72 Применение знаний
С помощью конкретных фактов докажи, что в XVI веке в Европе началась религиозная Реформация.
Реформация — слово, которое переводится с латинского как «перестройка», стало символом целой эпохи в истории Европы. Это был период, когда происходила борьба за переосмысление роли Католической церкви в обществе. Реформация началась в Германии и была вызвана кризисным состоянием Католической церкви.
Идейной предпосылкой реформационного движения стали идеалы гуманизма. Религия, считал Эразм Роттердамский, должна приобрести форму непосредственного и откровенного диалога между Богом и человеком. Церковные службы должны осуществляться народным языком, что сделает их доступными и понятными.
Основал Реформацию выступление профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера против католической церкви в 1517 Возмущенный кризисом церкви, критикуя роскошь Рима, он был вынужден определить новые отношения между человеком и Богом, создавая, таким образом, новую религию.
Реформация в Германии началась как движение умеренных общественных слоев, вдохновенных гуманистическими идеалами, направленный против католической церкви. Однако постепенно она приобрела черты присущих борьбе народных масс за улучшение своего положения. Отражением этого стали призывы Томаса Мюнцера поднять меч против господ и установить силой церкви Царство Божие на Земле, и события Крестьянской войны 1524 — 1526 рр.
В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в княжествах Северной Германии — Пруссии, Браденбурзи, Саксонии, Силезии, Вюртемберге, Гессене. Официальной религией его признали в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и в прибалтийских землях.
Вслед за лютеранством появляются также другие варианты протестантских учений. Основателем одного из них стал француз Жан Кальвин. Швейцарский город Женева, где он поселился, превратилось в один из центров европейской Реформации
Кальвинизм получил в Европе и мире в целом даже больше сторонников чем лютеранство. Кальвинизм распространился в Соединенных провинциях Нидерландов, Швейцарском Союзе и некоторых из германских княжеств. Немало его сторонников, в Польше и Венгрии. Кальвинистами были пресвитериане Шотландии, пуритане Англии и гугеноты Франции. Спасаясь от преследований английские пуритане переселялись в Северную Америку, распространяя кальвинизм за пределами Европы
Распространение идей Реформации в Англии привело к возникновению англиканской церкви. Согласно «Акту супрематии» 1534 ее возглавлял король Генрих VIII Тюдор
Несмотря на заметные успехи в распространении реформационных идей количество сторонников католицизма в Европе оставалась значительной. Верной Католической церкви оставалась большинство населения Италии, Испании, Португалии, княжеств Южной Германии, значительная часть Франции.
Используя все ключевые слова параграфа, разнообразные иллюстрации, составь электронную схему, отражающую причины и последствия Реформации.
Причины и последствия Реформации
resheba.com
ТОП 10: |
Новые реальности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения. Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ослабило влияние римско-католической церкви на светских государей. Лишь в 1377 г., благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию XI удалось вернуть резиденцию главы церкви в Рим. Однако после его смерти в 1377 г. французские епископы избрали своего папу, а итальянские — своего. Церковный собор, созванный в 1409 г., низложил обоих пап и избрал своего кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы. Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г., значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы — Англии, Франции и Испании. В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникло движение за создание национальной церкви с более демократичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Основатель этого движения, профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако его последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360—1430), поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов. В 1420—1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гуситов, объявленных ими еретиками. Однако крестоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гуситов наносили контрудары по территории Венгрии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с особым порядком службы. Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Наиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена августинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (1483—1546). Он выступил против продажи индульгенций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере. В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522— 1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений. В 1524—1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабаптистов. Они отрицали не только официальную, католическую, церковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем. Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его духовных лидеров Т. Мюнцер (1490—1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, реформа церкви. Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгромили плохо организованные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян. Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей. Захват церковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был заключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Его поддержали даже верные католицизму князья. Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии. Швейцарский реформатор церкви, выходец из Франции Жан Кальвин (1509—1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды. Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509—1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства соблюдения обета безбрачия. Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформации. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1491—1556). Орден строился на принципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками Реформации. Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации — борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астронома Н. Коперника (1473—1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548—1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству. 2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья? 3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе. 4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. 5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы. 6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию? 7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?
|
infopedia.su