Какие ритмы бывают – Синонимы и антонимы «ритм» — анализ и ассоциации к слову ритм. Морфологический разбор и склонение слов

Содержание

Ритм в музыке — это… Определение, виды и названия. Примеры музыкальных произведений :: SYL.ru

Жизнь человека – это неутомимое движение в пространстве и времени. Гармоничность этого движения зависит от того, насколько точно оно совпадает или дополняет движение окружающей среды.

Природа вещей или происхождение ритма

Так уж сложилось, что беззвучное движение встречается крайне редко. Движение маятника, ход стрелки часов, биение сердца, работа мотора, шум листвы, журчание ручья, смена времён года, дня и ночи – у каждого явления есть своё звучание и характерная хорошо узнаваемая ритмическая организация.

Человек, утоляя жажду познания, находится в системе координат, центром которой является он сам. Первоначально понятия большой-маленький, быстрый-медленный ребёнок классифицирует относительно своего роста и темпа работы сердца.

Постепенно становятся доступными сравнения предметов и явлений между собой в отстранённой системе координат, однако основы не уходят в небытие, а переходят на уровень подсознательной регуляции. Таким образом, можно утверждать, что основу жизни составляет соразмерная смена явлений, действий, форм – ритм жизни в макро- и микромасштабах, который играет одну из ключевых ролей и в музыкальном искусстве.

Ритмическая организация жизни и музыки

Слово «ритм» греческого происхождения и в дословном переводе обозначает соразмерность. Ритм в музыке – это упорядоченное чередование звуков различной длительности, один из основных элементов выразительности в музыкальной палитре, поскольку звуки без ритмической огранки не могут образовывать мелодию.

Как и поэзия, музыка – это искусство, простирающееся во времени, имеющее свою графическую систему записи. Основной графемой записи звуков является нота – условный знак, указывающий высоту и относительную длительность звука. Следует отметить, что ту систему записи звуков, которую можно увидеть сегодня, ввели в обращение только в шестнадцатом веке. До этого момента деление длительности нот происходило не на две части, а на три. Со временем появилась разность в окраске нот (длинные звуки – белые, а короткие звуки – чёрные), а следом появились «хвостики» в виде штилей и флажков.

В обыденной жизни человеку приходится часто делить целое на две половины или четыре равные части, а иногда и на восемь частей. Этот принцип действует и в определении длительности нот:

  • целая нота – имеет белый окрас и является обозначением длинного звука;
  • половинная нота – составляет по длительности звучания половину целой, также имеет белый окрас, но к ней приставлен штиль, который и отличает её от предыдущего знака;
  • четвертная нота – звучит только четвёртую часть от целой ноты, окрашена в чёрный цвет и имеет штиль;
  • восьмая нота – по аналогии составляет восьмую часть целого, чёрная со штилем и одним флажком.

Существует и более мелкое деление времени звучания и более крупное, но для того, чтобы разобраться в ритмической организации, приведённых длительностей нот более чем достаточно.

Если сравнивать с ежедневными ритмами человека музыкальный, то следует определиться с системой отсчёта. Нашу жизнь ежедневно отсчитывают обыкновенные стрелки часов. А вот ритмическая жизнь музыкального произведения зависит от метра и темпа.

Как различать ритм, метр и темп

На просторах интернета часто цитируют результаты исследований психологов по восприятию бесформенных клякс человеком. Выводы учёных говорят о том, что зрительное восприятие человека (как и слуховое) опирается на уже знакомые образы как на «шаблон» и только после «ощущения опоры» может включить «представление» многообразие других вариантов. Роль опоры в музыке играет метр – от греческого «мера».

Подобно дыханию и сердцебиению, музыкальная ткань состоит из напряжения (сильная доля) и разрядки (слабая доля). Графически музыкальный метр обозначается через размер (изображается в виде дроби и указывает количество долей определённой длительности от одной сильной доли до следующей за ней). Роль ритма в музыке – это создание неповторимого образа мелодии.

Трёхдольный метр, например, в представлениях современного человека связывается с вальсом. Чтобы не путать метр с ритмом достаточно сделать один раз несложное упражнение: ногами поочерёдно отстукивать трёхдольный метр вальса (первая сильная доля – левой ногой, две слабые доли – правой ногой), а руками воспроизвести ритм «Болеро» Мориса Равеля.

Этот пример ещё раз подчёркивает значение ритма в музыке: трёхдольный метр (ассоциирующийся у многих слушателей с плавным вальсом) перестаёт быть «белым и пушистым» и, благодаря ритмическому рисунку, приобретает жёсткость и настойчивость.

С определением темпа всё проще, но есть и свои нюансы. В нотной графике всё, что связано с темпом, обозначается итальянскими терминами, а щепетильные композиторы в начале произведения выставляют значение метронома.

Метроном – это прибор, помогающий определять скорость исполнения при помощи шкалы, на которой можно установить разное количество ударов в минуту. Иногда, композиторы указывают темп на русском, английском, французском языках, но, несмотря на это, значение остаётся прежним.

Просторы пунктирного ритма

Графическое изображение звучания музыки не ограничивается обозначением иностранных терминов, нот, пауз, метра. Существуют и специфические обозначения, такие как точка. Точка, поставленная справа от ноты, обозначает не что иное, как пунктирный ритм и удлиняет звучание ноты наполовину. Что же касается характерологических особенностей этого ритма, то в быстром темпе он несёт энергетику порыва, натиска, настойчивости, устремлённости. Как пример можно рассмотреть «Монтекки и Капулетти» из балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Звучание же пунктирного ритма в среднем темпе выражает другие настроения: сомнение, задумчивость, мимолётный порыв. Данное утверждение хорошо иллюстрирует вальс «Сладкая Грёза» из «Детского альбома» П. Чайковского или Прелюдия ми-минор Фредерика Шопена. Тот же композитор использовал пунктирный ритм в медленном темпе для изображения отчаяния, безысходности, подавленности во второй части сонаты для фортепиано, более известной как «Траурный марш».

Территориальные претензии синкопы

Синкопа – это название ритма в музыке. Суть её заключается в перенесении акцента с сильной доли метра на слабую (иначе говоря со вдоха на выдох). Создаётся ощущение ритмического перебоя, который вносит в музыкальную палитру остроту и напряжённость. Сам термин происходит от греческого слова и обозначает пропуск чего-либо. Красочностью этой ритмической организации пользовались многие композиторы, и, в зависимости от метра и темпа произведения, данный ритм способен широко обогатить музыкальный язык.

Например, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Синкопа в этом произведении является зерном, из которого прорастает мелодия, сохраняя ритм «сомнений». Или вальс П. И. Чайковского ми-бемоль – мажор: темп произведения быстрее, чем в предыдущем варианте, поэтому синкопа передаёт волнение, робкую мечтательность. Ещё больше возрастёт роль синкопированных ритмов в современной музыке.

Такой загадочный свинг

Что же такое свинг, и чем он отличается от остальных ритмических матриц? Название образовано от английского слова (в дословном переводе – «покачивание»). Стал известен благодаря развитию джазовой музыки, в свою очередь джаз – это гармоничное развитие и преобразование спиричуэлса (очень иллюстративна композиция «Вернёмся с Иисусом», но не в исполнении академических хоровых коллективов).

Стоит заметить, что «характерное покачивание» ритмического рисунка негритянских песнопений стойко сохраняется и в современном джазовом творчестве. Чтобы представить себе звучание свинга, достаточно вообразить, что первый из каждой пары играемых звуков исполняется длиннее второго, что на слух воспринимается как триоль. Поскольку свинг – это ритмическая матрица, то и влияние темпа на её характерологические особенности тоже велико. Это и быстрый бескомпромиссный вариант Майкла Бубла Spiderman Theme, и проникновенный, можно сказать, «исповедальный» свинг Нины Симоне — Feeling Good.

А такие известные исполнители свинга, как Элла Фицджеральд и Дюк Эллингтон, способны убедить слушателя в том, что всем известная композиция «Караван» не может существовать вне свинга.

Нужно заметить, что свинг — это не что-то из ряда вон выходящее, и как пример — неповторимый Луи Армстронг в композиции Go Down Moses. Ритм в современной музыке не ограничивается только донной матрицей, он многогранен, и зачастую эксперименты композиторов приобретают невообразимые рельефы.

Особые ритмические фигуры, как кружевное украшение в музыке

Под особыми ритмическими фигурами понимаются триоли, квартоли, квинтоли и т.д. Происходят они от деления одной доли на произвольное количество (3,4,5,6,7) равных частей. По времени звучания эти группы не отличаются от разделённой доли и имеют только один акцент (это всегда первый звук в группе).

Особую красочность и атмосферность приобретает музыкальная ткань при одновременном воспроизведении нескольких ритмических фигур, чем виртуозно воспользовался Джордже Энеску в произведении «Румынская рапсодия» ля-мажор. Однако нельзя забывать, какую роль в восприятии ритма играет темп. В рапсодии используются темпы от умеренных до быстрых, что окрашивает произведение в игривые, искромётные, завораживающие оттенки. Мастерски пользовался в своих произведениях разными ритмическими изысками пианист и композитор Ференс Лист («Венгерская рапсодия» №2, к примеру).

Что же касается медленных и умеренных темпов в использовании особых ритмических рисунков и затакта в музыке, то в данном случае хочется упомянуть Фредерика Шопена и его непревзойдённые Ноктюрны. Для польского композитора ритм в музыке – это одно из главных средств выразительности. Известный «Ноктюрн Ля-бемоль мажор» — яркая иллюстрация данного утверждения.

Художественные краски ритма

Совершенно очевидно, что ритм тесно связан с темпом, мелодикой, динамикой. Однако нельзя отрицать, что ритм в музыке – это первооснова и связующая нить между остальными выразительными компонентами.

Разнообразие ритмических матриц, заимствованных от предыдущих поколений, царит в современной музыке. И неважно, какой национальности композитор, какие ритмы и стили предпочитает использовать в своих композициях — ценно то, что он общается со слушателем на понятном ему языке, описывает знакомые переживания и чувства.

www.syl.ru

Каким бывает РИТМ — Карта слов и выражений русского языка

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово изменница (существительное):

Это слово знает
каждый ребёнок

Достаточно
распространено

Нечасто встретишь
в повседневной ситуации

Узкоспециальный
термин

Что это?
Впервые вижу

Другое
Не знаю

Предложения со словом «ритм»:

  • Целое поколение молодых амбрийцев поддалось импульсам, о которых они раньше даже и не подумали бы, если бы барабаны войны не начали отбивать ритм их жизни.
  • Автоматически определяет артефакты, ведёт дневники симптомов и событий, анализирует вариабельность сердечного ритма по времени.
  • Сердце моментально отреагировало и застучало в бешеном ритме.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Синонимы и антонимы «ритм» — анализ и ассоциации к слову ритм. Морфологический разбор и склонение слов

Перевод слова ритм

Мы предлагаем Вам перевод слова ритм на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»


  • rhythm
     — ритмика
    • синусовый ритм — sinus rhythm
  • beat — такт
    • нарушения сердечного ритма — irregular heart beat
  • tempo — темп
    • ритм жизни — tempo of life
    • сердечный ритм — heart rate
    • бешеный ритм — frantic pace
  • cadence — каденция
  • pulse — импульс
  • rhyme — рифма
  • movement — движение
  • metre — размер
  • Rhythmus — такт
    • собственный ритм — eigener Rhythmus
  • Takt — такт
  • rythme — темп
    • синусовый ритм — rythme sinusal
  • battement
     — биение
  • fréquence — периодичность
    • ритм сердца — la fréquence cardiaque
  • pouls — пульс
  • séquence — чередование
  • nombre — коэффициент

Связь с другими словами

Слова содержащие -ритм-:
Слова начинающиеся на ритм-:
Слова заканчивающиеся на -ритм:

Каким бывает ритм (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

бешеным сердечным привычным нормальным размеренным четким определенным нужным внутренним общим рабочим медленным рваным сложным монотонным быстрым ровным пульсирующим собственным жизненным мерным обычным странным новым музыкальным единым другим барабанным танцевальным суточным напряженным неким особым правильным сумасшедшим спокойным неровным современным естественным прежним неторопливым знакомым тяжелым иным зажигательным завораживающим жестким неспешным джазовым однообразным гипнотическим маршевым мощным безумным биологическим нарастающим заданным замысловатым настойчивым глухим заунывным замедленным стремительным ускоренным

Что может ритм? Что можно сделать с ритмом (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

ускориться измениться становиться ускоряться воскрешать сбиться захватить совпадать нарастать успокаивать сливаться оказаться завораживать смениться замедлиться учащаться нарушиться слиться отдаваться задавать помогать участиться пронизывать возобновиться заставить замедляться воспроизводить прерываться заставлять прекратиться казаться отражать исчезнуть будоражить звучать меняться продолжать сойти проникнуть оставаться действовать возбуждать сводить постигать встретиться греметь показывать распадаться ссаться поменяться попадать пульсировать усиливаться напоминать проникать подхватить подчинять достичь гнать завладеть накладываться служить восстановиться двинуться

Ассоциации к слову ритм

барабан движение стол музыка гребец биение руль сердце такт дно крышка носок мелодия пульс язык унисон ритм грудь подлокотник течение жизнь работа конец стук пол удар грохот голова звук сочетание книга колено темп использование волна камень толчок плечо мотор стиль светофор столешница соответствие слово руководство пение норма висок жертва дыхание усилие фон сайлас темь природа поэзия шаг сопровождение состояние лошадь песнь муж скорость танец

Анаграммы слова ритм

мирт

Сфера употребления слова ритм

Медицина Общая лексика Биология Музыка SAP

Морфологический разбор (часть речи) слова ритм

Часть речи:

существительное

Число:

единственное

Одушевленность:

неодушевленное

Падеж:

именительный

Склонение существительного ритм

ПадежВопросЕд.числоМн. число
Именительный(кто, что?)ритмритмы
Родительный(кого, чего?)ритмаритмов
Дательный(кому, чему?)ритмуритмам
Винительный(кого, что?)ритмритмы
Творительный(кем, чем?)ритмомритмами
Предложный(о ком, о чём?)ритмеритмах

Предложения со словом ритм

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Нужный ритм немедленно сбился в веселую стайку

плохо 0

хорошо 1

2. Устойчивый ритм бесконечно сменялся от осеннего заката

плохо 1

хорошо 1

www.reright.ru

Какие бывают ритмы в музыке?

Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков (нот) образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нем заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.). В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм. Очень редко основная сетка ритмической пульсации полностью совпадает с реальным музыкальным звучанием, то есть, редко «озвучиваются» одинаковым образом все акценты. Напротив, музыка состоит из чередований звуков разной длительности, подобно более или менее сложному узору, накинутому на сетку пульсации. Именно последовательность, сочетание и совмещение в одновременности разных длительностей, разных ритмических рисунков создает музыкальный ритм в специфическом значении данного термина. Внутреннюю организацию ритма называют метром. Первый уровень организации — деление времени на равные промежутки, счетные доли. Яснее всего доли выделяются в музыке, связанной с движением, например в марше, А есть жанры, в которых это деление завуалировано: лирическая народная песня, плач. . Второй уровень организации времени в музыке связан с подразделением долей на сильные и слабые. Отсчитывая доли вальса — раз, два. три, — мы непременно акцентируем «раз» и таким образом группируем доли в такты: сильная доля с последующими слабыми, вплоть до следующей сильной, и образует такт. Размер такта немаловажен для характера музыки. Как и в поэзии, в ней чаще всего используются двудольные и трехдольные размеры. Двудольными тактами пишут марши, польки, галопы, песни, близкие этим жанрам. Трехдольный размер сразу вызывает представление о вальсе, но и более давние чакона и сарабанда, полонез и мазурка, а в исключительных случаях и марш («Священная война») тоже пишутся «на три». Четырехдольные такты встречаются в самой разной музыке — в спокойной и оживленной, вокальной и инструментальной, танцевальной и опять-таки маршевой. Размер такта в большинстве случаев сохраняется на протяжении произведения или хотя бы его крупной части. Размеры обозначаются двумя цифрами: верхняя — количество долей в такте, нижняя — ритмическое значение доли — четверть, восьмая и т. д. Таково, например, обозначение простых размеров — 2/4, 3/8, 3/4. Иногда употребляются сложные и смешанные размеры, состоящие из двух и более простых (двух- и трехдольных). Возможно регулярное и даже нерегулярное изменение размера, когда число безударных долей между ударными меняется, — это происходит в музыке повествовательно-импровизационного характера. В ритмических рисунках проявляется жанровая природа музыки, они существенны и для ее выразительного смысла. Равномерный ритм (все звуки равной длительности) создает ощущение беспрепятственного движения — стремительного или спокойного, это уж зависит от темпа. Чередование кратких и более протяженных звуков (припев «Гимна демократической молодежи мира» А. Г. Новикова) придает музыке динамическую устремленность, напор. Особую роль играет синкопа — неожиданная ритмическая задержка на слабой доле, из-за чего на ней возникает «лишний» акцент в такте. Синкопа, словно сжатая пружина, сообщает музыке дополнительную остроту, упругость и потому часто встречается в танцах — давних и современных. Важны отношения длительностей не только отдельных звуков, но и целых фраз, более широких построений. Тут тоже может быть равномерность (в песнях «Савка и Гришка», «Во поле березонька стояла», в «Камаринской» все фразы одинаковой протяженности) и более сложная организация времени. В припеве песенки Паганеля из музыки И. О. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» происходит постепенный рост соединяемых частей музыки. Расширяя далее зону наблюдения, мы подойдем к наиболее широкому пониманию ритма — как соразмерности частей всего музыкального произведения. Поскольку время, занятое музыкой, само по себе является средством воздействия на слушателя, постольку ритмичность в широком смысле слова и заключается в том, чтобы время распределялось между частями сочинения пропорционально их значимости.

otvetof.org

Из различных длительностей чередующихся звуков в музыке складывается музыкальный ритм.

Ритм, таким образом, можно определить как “порядок временных соотношений, действующий между звуками” (по Габору Дарвашу). И не обязательно это справедливо только для музыки, это является особенностью любых явлений природы.

Ритм в музыке

Ритм в музыке – наиболее самостоятельная ее составляющая характеристика. Но вместе стем, я бы добавил, и группирующая отдельные произведения в узнаваемые общие жанры. Пусть не всегда, но очень часто мы по ритму можем с легкостью определить, к чему относится пьеса.

Примеры узнаваемых ритмов

Вот, например, такой ритм:

Всем становится ясно, что такой ритм сопровождения мелодии не что иное , как танго. Да и мелодия своей пульсацией располагает именно к этому жанру.

Надеюсь, одного примера будет достаточно, чтобы понять, о чем мы говорим.

Если же мелодию и аккомпанемент написать в измененном виде:

Мы изменили ритм мелодии и ритм сопровождения и в результате получаем совершенно другое произведение, по жанру мало похожее на танго. Тут уже сложней определить жанр, но вы видите, как важен ритм в сложении музыки?

Два основных типа ритма в музыке

В музыке в целом различают два основных типа ритма:

  • Связанный (строгий) ритм, который внешне равномерный и симметричный (марши, танго).
  • Несвязанный (нерегулярный) ритм, который состоит из различных сплетающихся длительностей звуков, сравнимый с непрерывной речью (народные песни и танцы, например).

guitarbloknot.ru

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

 

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

 

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм. Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

На нотном стане

Вне нотного стана

Целая

 

 

 

1 и 2 и 3 и 4 и

Половинная

   

1 и 2 и

Четверть

   

1 и

Восьмая

 

или

1

Шестнадцатая

 

или 

В два раза меньше восьмой

 

 

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.

 

 

Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.

Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

 

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

 

Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.

  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

 

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.  

 

 

loadmodule mod_custom,p8}

Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.

Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.

Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.

Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».

 

Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.

  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.
 

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.

Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.

 

Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.

 

 

 

Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.

Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

 

 

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

 

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.

Сравните с ответом, представленном ниже:

 

 

Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

№1

№2

 

Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.

№1

№2

Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

 

Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

 

Абсолютный слух 2

В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.

 

 

Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

 

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

soundtimes.ru

Мелодия и ритм в музыке. Роль ритма в музыке. Ритм в музыке

Мелодическая структура в музыке во многом зависит от ритма, именно этому показателю мы подчас обязаны хорошим настроением, когда хочется кивать в такт или отстукивать ногой сильную долю в любимой песне. При этом бывает непросто объяснить, что представляет собой ритм в музыке, это требует специальных познаний, хотя бы начального музыкального образования. Однако если задаться целью и желанием, то можно объяснить этот вопрос и широкой публике, пользуясь популярными понятиями и развёрнутыми определениями. Само по себе слово «ритм» применяется не только в музыке, это обширное понятие, которое настолько прочно вошло в жизнь, что расценивается как нечто само собой разумеющееся.

Если мы увлечены какой-либо мелодией, мы можем начать постукивать пальцами или ногой в такт, при этом соблюдая определённый порядок пауз и темп. Это похоже на пульсацию, которая управляет нами почти неосознанно. Таким образом, ритм в музыке — это и есть сочетание длительности звуков и пауз в определённом темпе.

Пожалуй, именно определение музыкального ритма можно считать одной из самых сложных формулировок, поскольку является основополагающей, её сложно объяснить простейшими понятиями.

Как объяснить понятие «ритм»?

В музыкальном образовании понятие «ритм» даже не объясняется, поскольку само восприятие ритмичности впитывается ещё в начальных классах. Каким же образом объяснить понятие ритма человеку без малейшего музыкального образования?

Практически всё в нашей жизни подчинено размеренной пульсации с определённой длительностью. Сердце бьётся с практически равными промежутками, морские волны тоже имеют собственную длительность. Ритм может ускоряться, замедляться, сбиваться и восстанавливаться, но он определённо имеется, поэтому это понятие в большинстве случаев воспринимается как нечто естественное.

Поэтому ритм в музыке — это сочетание длительностей и акцентов, сложные переплетения звуков различной высоты, пауз в разграниченном временном режиме. По большому счёту, любой музыкальный ритм можно переложить в математическую систему и даже начертить график. Однако большей части людей математическое обоснование не требуется, у них присутствует врождённое чувство ритма.

Как определить ритм

Ритм в музыке — это сочетание размера и темпа. Если с темпом всё понятно, это «скорость» музыки, то размер представляет собой количество базовых длин звуков или пауз на один такт. Каким образом мы обычно считаем ритм музыки? Например, в вальсе чаще всего это повторение «раз-два-три, раз-два-три» — это есть ритм вальса, при этом каждая цифра означает долю, то есть составную часть одного такта. В приведённую фразу как раз помещается два такта, в каждом по три доли.

В музыке под долей обычно имеется в виду одна четвертная нота, но возможны и другие варианты. В примере с классическим размером вальса это обычно три четверти, то есть в одном такте помещается ровно три равные длительности, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на более мелкие по длительности звуки или объединены в более длинные. Детская песенка «В лесу родилась ёлочка» — ещё один прекрасный пример плавного стройного ритма и размера две четверти.

Влияние ритма на восприятие музыкального произведения

Именно ритм влияет на то, как мы воспринимаем музыкальные произведения. Более того, смена ритма может кардинально сменить стилевое направление, иногда этим пользуются для стилистической аранжировки. Если сменить ритмическую пульсацию музыки, то можно превратить вальс в джазовую композицию, при этом оставив узнаваемую мелодику произведения. Разбираясь, что такое ритм в музыке, можно смело утверждать, что это один из определяющих факторов стилистики и жанровой направленности.

В разные времена в моде были разные ритмы, но музыкальная мода циклична, кроме того, никто не отменял классику. Классические произведения называют бессмертными, ведь это на самом деле не стареющая музыка. Роль ритма в музыке нельзя недооценивать, одно без другого просто не существует.

Бывает ли неритмичная музыка?

Иногда можно слышать критику в адрес того или иного произведения: «Это абсолютно неритмичная музыка». Действительно ли такое может быть? Начнём с того, что музыка сама по себе является сочетанием звуков различной высоты, громкости и длительности, пауз и акцентов. Если внимательно посмотреть партитуру сложного музыкального произведения, можно увидеть, что ритм и размер могут меняться в зависимости от задач, поставленных композитором.

Что такое ритм в музыке — это некая константа или всё же гибкий параметр, который можно менять? Безусловно, ритм может меняться, это придаёт композиции большую живость, особое настроение. Если какая-то музыка кажется неритмичной, то, скорее всего, она разбита на неравные части с разными ритмами, украшена синкопами и выразительными акцентами.

Взаимосвязь мелодии и ритма

Чёткий ритм в мелодии нередко связан с предполагаемыми движениями, и в качестве примера прекрасно подойдёт марш. Наверное, это одна из самых ритмичных мелодий, где каждая доля предполагает шаг. По большому счёту мелодия и ритм в музыке определяют настроение и жанр движений, которые идеально сочетаются с рассматриваемым произведением. Танец и музыка всегда были тесно связаны, гармония этого сочетания кроется именно в ритме, когда движения совпадают с музыкальными долями и акцентами. Аналогичным образом связаны музыка и стихи в песне, в них должен совпадать размер, тогда у слушателей не возникнет диссонанса.

Ритм как широкое понятие

Поскольку многие процессы в жизни и окружающем мире подчинены размеренному чередованию, можно смело утверждать, что фраза «ритм жизни» не является метафорой. Ритм облегчает жизнь, мы входим в некое подобие резонанса с повторяющимися циклами, сопряжёнными с развитием. Поэтому ритмичная жизнь не должна становиться замкнутым кругом. Это, скорее, восходящая спираль, символизирующая прогресс личности и крайне похожая на музыкальный ритм. В музыке тоже можно найти сходные процессы — развитие, кульминация и завершение.

Выражение «войти в рабочий ритм» тоже распространено достаточно широко и подразумевает размеренное чередование активности и отдыха. Параллели прослеживаются совершенно прозрачные, поэтому данное понятие действительно следует считать более широким, чем просто музыкальный термин.

Для успешной медитации тоже необходимо подключиться к ритму, останется только выбрать, какой именно больше подходит для вхождения в резонанс с окружающим миром. Кому-то больше нравится ритм волн, другим — биение человеческого сердца. Ритм сам по себе очень важен для достижения гармонии, и музыка помогает достичь этой цели.

fb.ru