Какие проблемы возникают при сокращении численности населения – Сокращение численности населения Земли — цель глобальной демографической политики
Сокращение численности Российского населения — MicroArticles
Россия – одна из немногих стран, где отмечается сокращение численности населения. Если, по прогнозам, население Земли к концу XXI века увеличится почти вдвое, то в России, при сохранении существующих тенденций, к 2075 году останется всего 50 – 55 млн. человек (из них всего 5 – 10 млн. мужчин). Россия переживает небывалый по разрушительной силе и далеко идущим последствиям демографический кризис, который эксперты называют беспрецедентным в мирное время. Сейчас демографы особенно выделяют в России такую проблему как сверхсмертность мужчин. В актуальности этой проблемы нельзя сомневаться, ведь с исчезновением сильного пола в России исчезнет и женская часть населения. Вряд ли кто-нибудь задумывается, что Россия как самостоятельное государство может просто не существовать.
Анализ статистических данных
Россия переживает небывалый по разрушительной силе и далеко идущим последствиям демографический кризис, который эксперты называют беспрецедентным в мирное время. Если по прогнозам население Земли к концу XXI века увеличится почти вдвое, то в России, при сохранении существующих тенденций, к 2075 году останется всего 50-55 млн. человек, в числе которых преобладающим будет женское население.
В XX веке мальчиков рождалось больше, чем девочек, но это не радует, ведь смертность мужчин превышала женскую .
В XXI веке мальчики начали уступать девочкам в рождаемости. Чтобы доказать это, мы провели исследование в г. Лангепас. Мы собрали информацию о половом составе учащихся гимназии №6 и сравнили количество мальчиков и девочек среди параллели 5 – 9 классов. Выяснилось, что в пятых, шестых, седьмых и девятых классах больше девочек. А в восьмых классах оказалось больше мальчиков. Но, в общем, девочек оказалось больше, чем мальчиков .
Чтобы подтвердить исследование, проведенное нами в гимназии, мы обратились в отдел Управление Образования, где нам предоставили данные о половозрастном составе обучающихся .
Мужеская смертность была всегда высокой в России, но сейчас она стала практически самой высокой в мире. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин превышает 13 лет. (55 против 75) .
Убыль мужского населения в России наблюдается в четвертый раз. Первые три были обусловлены первой мировой и гражданской войнами, голодом и репрессиями 30 — х. годов, второй мировой войной, войнами в Чечне и Афганистане. Последняя убыль связана с причинами мирного времени, что очень настораживает.
За 1992-2004гг. в нашей стране умерло на 9,6млн. человек больше, чем родилось. Такая ситуация сложилась как за счет снижения рождаемости, так и резкого увеличения смертности населения. С 1990г. по настоящее время, количество родившихся уменьшилось на четверть, а количество умерших возросло на 43%. Общий коэффициент смертности в 2004г. достиг 16,5%. В последний период он был выше только в 1947г. В сравнении с более благополучным 1986г. рост общей смертности составил 1,6 раза.
За последние полтора десятка лет рост смертности наблюдается во всех возрастных группах населения кроме детей до 10 лет. Смертность среди трудоспособного населения выросла в 1,8 раза. Для лиц, не достигших пенсионного возраста, среди умерших в настоящее время составляет 43% у мужчин, 13% — у женщин.
Наибольшие темпы роста смертности наблюдаются у лиц молодого трудоспособного возраста. Такая динамика возрастной смертности привела к сокращению средней ожидаемой продолжительности жизни у мужчин на 6,4 года, у женщин – на 2,5 года. Разрыв в уровнях продолжительности жизни у мужчин и женщин вырос с 9,6 лет до 13,6 лет. При сохранении современного уровня смертности из каждой 1000 родившихся в настоящее время мальчиков до 60 лет доживут только 533, из 1000 девочек — 829.
Для того, чтобы доказать данный факт, мы обратились в Лангепасский городской отдел ЗАГС с просьбой предоставить нам информацию о количестве родившихся и умерших за последние пять лет. Проведя необходимые расчеты, мы выявили, что мальчиков в период с 2001-2005гг. рождалось больше чем девочек примерно на 10 человек. Что касается смертности, то мужчин также умерло больше чем женщин, только уже на 50 человек .
По продолжительности жизни мужчин Россия занимает 134-место в мире, женщин-100-е. Средняя продолжительность жизни в России в среднем чуть более 65 лет. У мужчин этот показатель является самым низким в Европе – 58,8 года.
Выявление причин преобладания женского населения
Проблемы здоровья населения и его долголетия являются в настоящее время весьма актуальными для России в целом и каждого ее региона в частности. Анализ различных материалов: статистических данных, социологических исследований, результатов медицинских обследований населения и прочее, показали, что в России в период системного кризиса 90-х годов XX столетия произошло резкое ухудшение здоровья населения. Это произошло в отсутствии войн, голода, эпидемий и других масштабных бедствий, что свидетельствует о важнейшей роли социально-экономических преобразований в формировании здоровья на данном этапе.
Для характеристики состояния общественного здоровья используются показатели общей и повозрастной смертности населения, а также показатель потерь жизненного потенциала, основанный на учете недожития людей до некоего потенциально достижимого возраста. В своих расчетах мы приняли величины этого возраста для мужчин в 71 год, для женщин – в 80 лет. Показатель потерь жизненного потенциала отражает уровень сразу нескольких демографических показателей смертности, младенческой смертности и средне ожидаемой продолжительности жизни.
Начиная с 1998 года, практически 2/3 общего прироста смертности населения были обусловлены ее ростом среди трудоспособного населения. На 40% чаще стала умирать молодежь 15-19 лет. При сохранении сложившегося уровня из нынешних 16-летних юношей доживет до пенсионного возраста только 54%. Это хуже, чем было в России 100 лет назад, когда до 60 лет доживали 56% мужчин.
Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни — алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем. Смертность населения от неестественных причин занимает второе место среди причин смертности, а в рабочих возрастах — первое. Смертность от самоубийств превышает среднеевропейский уровень у мужчин в 2,5 раза, у женщин — в 1,5 раза. По смертности от ДТП Россия обогнала европейские страны в 2 раза. Смертность от употребления алкоголя с 1990 г. возросла почти в 3 раза. Россия относится к числу немногочисленных стран мира, где потребление алкоголя на душу населения за год превышает 12 литров. (В среднем на одного жителя планеты приходится 5 литров). Причем в отличие от Франции, Италии, Венгрии, где потребляется более 10 литров алкоголя на душу населения, в России самая высокая доля крепких и некачественных напитков. Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев. Средний возраст употребления алкоголя за 12 лет снизился с 15,5 до 11 лет; С той или иной частотой потребляют различные алкогольные напитки, согласно личному признанию, 83% молодых людей. 76% опрошенных пьют пиво.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Среди женщин курят 30%. На земном шаре в настоящее время курят 40% взрослых жителей, в России — 48%, в США ~ 25% (28% мужчин и 23% женщин), а в Швеции — 22 — 24%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляет наркотики, почти две трети из них молодежь (особенно юноши), в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных. По употреблению алкоголя и наркотиков мужчины стоят на первом месте. Для подтверждения этих сведений мы обратились в наркологическое отделение Городской больницы. В настоящее время на диспансерном учете по алкоголизму состоят 386 мужчин и 85 женщин; по наркологии 25 женщин и 80 мужчин, данные говорят сами за себя
По данным Генштаба ВС России на январь 2004 года, более 50% юношей призывного возраста имели различные ограничения по состоянию здоровья, а среди призванных на военную службу ребят стало выявляться все больше пристрастившихся к различным психоактивным веществам, в том числе наркотическим. Демографы информируют: Россия фактически потеряла молодое поколение.
В сегодняшнее время к ним добавилась новая, но уже прогрессирующая болезнь – игромания. Уже было много случаев самоубийств мужчин из – за своих долгов в азартных играх.
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья мужчин, необходимо отметить снижение качества жизни (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни мужского населения в России.
Несчастные случаи, отравления и травмы являются главными причинами смерти трудоспособного населения мужчин. В западноевропейских странах, США и Японии уровень преждевременной смертности трудоспособных мужчин в 2,5 — 4 раза меньше, чем в России.
В стране 70% населения не занимается физкультурой, а распространение гиподинамии среди школьников достигло 80%, более 30% населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания.
В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост профессиональной заболеваемости мужчин, связанной с неудовлетворительными условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о правах и обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических нормах и правилах.
Пути решения проблемы.
На основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», была разработана Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года. Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержке семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития. В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты: укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а так же путем развития физической культуры и спорта и организации досуга. Для повышения уровня здоровья и долголетия дается широкий круг рекомендаций. Но они остаются, в основном, на бумаге. За четыре года, прошедшие после принятия вышеупомянутого президентского Указа, улучшения ситуации не произошло.
www.microarticles.ru
Сокращение численности населения Земли — цель глобальной демографической политики
Усилия международных политических организаций и институтов глобальной массовой культуры (кино, музыка, интернет) по сокращению численности жителей планеты Земля (депопуляции) видны сегодня невооруженным глазом.
Феминизм и эмансипация похищают женщину из семьи, чтобы она не стала матерью. Современная мода требует от мужчины навсегда забыть про свою мужественность. Западная система образования приучает маленьких детей толерантно относиться к извращениям. Массовая глобальная культура объявляет главной целью человеческой жизни увеличение количества и улучшение качества удовольствий. Все это и многое другое бомбардирует психику современного человека с утра до вечера. Итог – состояние перманентного психического расстройства личности, которое не позволяет создать крепкую семью, рожать здоровых детей, вырастить их, воспитать и помогать им создавать собственные семьи.
Перенаселение – лукавый миф или страшная реальность?
Все это имеет внешне вполне легитимную крышу научности. Якобы, народонаселение Земли растет угрожающими для благополучия человечества темпами. Нам показывают графики, сколько людей было в далёком прошлом, сколько людей живут сейчас и насколько население увеличится в будущем. При этом никто не задаёт вопросы, откуда цифры по древней и средневековой демографии? Какие методы расчётов использовались и насколько эти методы точны? Насколько точны методы оценки сегодняшней численности масс людей? Есть ли реальные научные основания под «ужасными» прогнозами роста человеческой популяции? Предлагается поверить на слово! Всё это производит впечатление глобальной манипуляции общественным мнением. Другими словами, а не мошенничество ли вообще всё это?
Кому понадобилось сокращение населения мира?
Масштаб сегодняшних депопуляционных проектов в мире вполне сравним с глобальным геноцидом, когда одни люди планомерно уничтожают других. Обычно геноцид происходит во время войн, когда один народ атакует другой народ, или после войны, когда один народ победил другой народ и уничтожает его, чтобы освободить жизненное пространство или чтобы не допустить в будущем мести со стороны повзрослевших детей ныне побежденных воинов. Так это делал Чингисхан, вырезавший всех мужчин-татар ростом выше колеса повозки. Так делал протестант Кромвель, уничтожавший католиков ирландцев. Так делал Гитлер, уничтожая несчастных евреев. Печальных исторических примеров можно привести много. Но кто завоевал планету Земля так, что теперь уничтожает её жителей?
Интересно то, что по данным ЦРУ США за 2016 год, которые опубликованы у них на сайте и переведены на русский язык, среди 18-ти стран мира население которых составляет больше 80 млн. человек единственными странами с убылью населения являются Германия и Япония. То есть, в отличии от других самых многочисленных наций Земли только немцы и японцы депопулируют. Численность граждан остальных 18-ти крупнейших стран мира худо-бедно растет.
Германия и Япония были побеждены во Второй мировой войне. Многие исследователи полагают, что эти два государства до сих пор можно рассматривать как оккупированные страны. На территории этих стран располагаются американские военные базы.
Можно предположить, что Германия и Япония, будучи оккупированными США, лишены воли к сопротивлению и подвержены депопуляционным проектам в большей степени, чем другие страны.
Тогда стоит присмотреться к США. Может американцы являются теми извергами, которые утроили планетарный геноцид?
США действительно похожи на заказчика глобальных депопуляционных проектов. В 1974 году ныне здравствующий (и до сих пор в дипломатическом строю) Генри Киссинджер, будучи советником по американской национальной безопасности, составил документ для президента США, который был назван «Меморандум 200». В документе говорилось о том, что перенаселение стран мира наносит вред национальной безопасности США. Мол, увеличение количества граждан приводит к нехватке ресурсов, недовольству и смутам, которые чреваты сменой проамериканских местных правительств на национально ориентированные режимы. Это в свою очередь может лишить США доступа к ресурсам этих стран. Примечательно, что этот «меморандум» был засекречен и принят в 1975 году президентом Геральдом Фордом в качестве официальной государственной политики. Этот документ был рассекречен в 90-х годах, когда Россия, которая единственная могла реально помешать американцам депопулировать страны мира, была наконец выбита с поля международной политики. В то время, кстати, Российская Федерация была подвергнута тем же технологиям скрытого геноцида.
США очевидно являются важным исполнителем проектов депопуляции. Но является ли Вашингтон заказчиком этой глобальной политики? Ведь от неё, в том числе, и в огромной степени страдают сами граждане США.
Здесь важно вспомнить, что США – это государство-должник. На состояние 2016 года США задолжали 106,4% от своего ВВП. Это значит, что все США фактически принадлежат своим кредиторам. Кредитором США является ФРС (Федеральная резервная система), акционерами которой выступают крупнейшие частные международные банки, чьи владельцы засекречены коммерческой тайной. Нет сомнений в том, что это члены старейших торгово-финансовых семей Европы, часть из которых, возможно, принимала участие ещё в венецианской, голландской и английской международной торговле.
Эти люди из древних буржуазных семей с помощью финансов сильнейшим образом влияют на международные отношения, финансируют массовую культуру и имеют все инструменты для того, чтобы направлять глобальную демографическую политику в нужное им русло.
Зачем это нужно?
Если заказчиками являются высшие международные финансовые буржуа, то уменьшение количества землян каким-то образом соответствует их интересам.
Уничтожение ограбленных
Торгово-ростовщический капитализм обогащает высших международных финансовых буржуа за счёт ограбления огромных масс граждан. Человеку дают кредит на покупку товаров и услуг, которые ему в реальности не нужны. Но массовая культура убеждает человека в обратном. Загипнотизированный модой «свободный индивид» влезает в долги и платит большой процент от своих доходов банку. Содержать требовательную супругу и прожорливых детей уже не на что.
Если человек всё-таки обзаводится семьёй, то рано или поздно он приходит к ограничению своих потребностей и сокращает свой долг, так как оплата процентов ложится непосильным бременем на семейный бюджет. Так домохозяйство вовсе может выйти из кредитной зависимости. Тогда владельцы кредитных организаций недополучают прибыль. А недополученная прибыль на языке бизнеса называется убытком. Поэтому, чтобы финансист не получил убыток, а человек не обременял себя семьей, последнего помещают в поле действия проектов по сокращению населения или, другими словами, проектов, которые формируют мощные препятствия для создания семьи и рождения детей.
Таким образом, финансовые буржуа грабят жителей планеты и уничтожают ту их часть, которая уже ограблена до своего рождения. Другими словами, классический грабёж с последующим убийством.
Решение экологических проблем
Наша планета является шаром с конечной площадью поверхности. Перспектива колонизации космоса пока призрачна. А экологические проблемы, которые созданы гигантскими промышленными производствами для того, чтобы обеспечить международную торговлю и растущую массовою похоть товарного потребления, вполне реальны.
Высшие международные финансовые буржуа понимают, что с помощью финансов они уже фактически завладели всем миром, который стал их собственностью. И, о ужас, на территории их собственности вдруг они заметили людей, которые своей жизнедеятельностью загрязняют собственность хозяев. Возникает понятное желание устранить людей со своей собственности и почистить газон. Но куда устранить людей? В хозяйской собственности-то теперь весь земной шар. Решение: сокращение человеческой популяции. Крайним проявлением этого стремления стал экофашизм, который объявил о вреде человека для Матери-планеты и необходимости сокращения вредной популяции Хомо Сапиенс.
Сдерживание освоения космоса
Прошло то время, когда крупные венецианские или голландские купеческие дома охотно вкладывали деньги в рискованную отправку торговых экспедиций за моря. Сегодня высшая торгово-финансовая международная буржуазия обленилась и не хочет вкладывать деньги в освоение космоса. Ей подавай то, что попроще и что-то менее рискованное.
Космические программы были всегда уделом крупных и экономически мощных государств. Одним из важных элементов Холодной войны и Гонки вооружений между СССР и США были именно космические программы, которые всегда были связаны с военными разработками.
В космических программах важен именно государственный подход с точки зрения безопасности людей. Этот подход не выносит бизнес-экономии и оптимизации расходов. Если применить принципы бизнес-оптимизации к космическим программам, то люди начинают гибнуть, а оборудование выходить из строя.
По вышеизложенным причинам космические проекты увеличивают роль государства и армии. А это идёт вразрез с взятым либеральным курсом на ослабление суверенных государств и на превращение всего населенного мира в единый лишенный политических границ рынок без госрегулирования. Именно этот курс взят высшей международной торгово-финансовой буржуазией, которая является заказчиком и спонсором глобализма.
Поэтому глобалистам, с одной стороны, нужно возглавить процесс космического освоения и профанировать его. Эту задачу выполняет PR-иллюзионист Илон Маск со своими убыточными компаниями, которые существуют на деньги американских налогоплательщиков. А, с другой стороны, устранить причину необходимости в космических проектах. Нужно сделать так, чтобы жителям планеты Земля вполне хватало жизненного пространства на родной планете. Увеличить планету невозможно. Поэтому решено бороться с перенаселением.
Помимо этих трех вышеописанных причин, без сомнения, существуют и другие причины современной глобальной демографической политики. Важно понимать, что эта политика является изначально порочной. Бог сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… А земля есть и на других планетах. Поэтому наша духовная задача не идти на поводу у алчных торгашей-богоборцев. Нам надо отказаться от потребления лишних товаров и услуг, перенастроить экономику на убыточные с коммерческой точки зрения экологичные производства (без ущерба для благосостояния людей), укреплять наши государства, осваивать космос и создавать крепкие семьи с большим количеством детей.
historiosophy.ru
Причины сокращения численности населения России
Программу ведет Олег Вахрушев. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Юлия Стасюк.Олег Вахрушев: Численность населения России, а вместе с ней и численность жителей Свердловской области, ежегодно сокращается. Кроме того, женщин в России намного больше, чем мужчин. Таковы предварительные результаты всероссийской переписи населения.Юлия Стасюк: В послевоенный период до 1989 года численность населения в России возрастала. С 1992 года и до сих пор — сокращается. На Урале этот процесс начался на год раньше. Как показала последняя перепись, за этот год численность населения в России сократилась почти на 2 миллиона человек. По словам начальника управления статистики населения Федеральной Службы государственной статистики Ирины Збарской, тенденция сокращения продлится до 2025 года. Причина — низкий уровень качества жизни, в результате — стресс, низкая рождаемость и высокая смертность, особенно среди мужчин. 200 тысяч мужчин в России ежегодно умирает от так называемых неестественных причин.Ирина Збарская: Это убийства, самоубийства, несчастные случаи, отравление алкоголем. У нас мужчины не доживают в среднем уже до возраста выхода на пенсию. Женщины живут в среднем 72 года. Программа «Берегите мужчин» для России как никогда актуальна.Юлия Стасюк: Всего в стране женщин на 10 миллионов больше, чем мужчин. Численное преобладание женщин над мужчинами начинается только с 33-хлетнего возраста. Перевес количества женщин над количеством мужчин повлиял на изменение брачной ситуации. В частности, выросло число пар, которые не регистрируют свой брак, а треть рожденных детей на сегодня — это дети, рожденные вне брака. То, что институт семьи изменился, подтверждает и вице-президент Всемирного Совета психотерапии Виктор Макаров.Виктор Макаров: Роль семьи изменилась, потому что женщинам в нашей стране теперь можно зарабатывать деньги, а мужчинам можно зарабатывать много денег. И семья сама изменилась. Если раньше, когда говорили «семья», имели в виду большую семью, где несколько поколений. Сейчас мы имеем в виду только семью, где родители и ребенок, и семья также может состоять из двух человек. Семья может быть гражданской, семья может быть другой. То есть семья стала очень разнообразной сегодня, и важно понимать все это разнообразие. Сегодня нам важно сохранять то, что у нас есть, и развивать.Юлия Стасюк: К самым большим изменениям психологи относят и тот факт, что сейчас девушки не спешат выходить замуж. Причем, есть такая тенденция: чем выше уровень образования, тем позже девушки выходят замуж. Но более медиков тревожит кризис в отношениях между разными поколениями: то, что было ценным для старших поколений, не является таковым для нового поколения.www.svoboda.org
Сокращение населения и великий экономический разворот | Мир | ИноСМИ
В последние недели мы фокусируем наше внимание на Греции, Германии, Украине и России. Все это по-прежнему острые проблемы. Однако в каждом из перечисленных случаев читатели привлекали мое внимание к тому, что они считают основным и даже определяющим измерением во всех этих вопросах – и если не прямо сейчас, то очень скоро. Речь идет об измерении, связанном с сокращением населения, и о том влиянии, которое оно будет оказывать на все эти страны. Существовала точка зрения, согласно которой сокращение населения станет причиной кризиса в этих и в других странах, и в результате будет подорвана экономика и национальная мощь. Иногда нам следует сделать паузу, отойти от сегодняшних кризисов и обратиться к более широким вопросам. Позвольте мне начать с некоторых мыслей из моей книги «Следующие 100 лет» (The Next 100 Years).
Причины сокращения населения
Не подлежит сомнению, что население большинства европейских стран сократится в следующем поколении, а в случае Германии и России это сокращение будет весьма значительным. Практически во всех обществах, от самых бедных до самых богатых, уровень рождаемости сокращается. Для поддержания стабильности населения коэффициент рождаемости должен оставаться на уровне 2,1 рождения на одну женщину. Если этот показатель выше, то население растет, если ниже – то оно сокращается. В развитом индустриальном мире коэффициент рождаемости уже значительно ниже 2,1. В странах из среднего слоя, таких, как Мексика или Турция, коэффициент рождаемости снижается, однако он достигнет показателя 2,1 только в период между 2040 и 2050 годом. В самых бедных странах, таких, как Бангладеш или Боливия, коэффициент рождаемости также снижается, однако лишь к концу этого столетия от достигнет отметки 2,1.
Этот процесс, в целом, является необратимым. В первую очередь он является следствием урбанизации. В сельскохозяйственных и низко развитых промышленных обществах дети являются производственным активом. Детей уже в возрасте 6 лет можно привлечь к сельскохозяйственным работам или к простым видам помощи в мастерской. Дети становятся источником дохода, и чем больше вы их имеете, тем лучше. Столь же важно и то, что в таких обществах не существует другого, кроме семьи, плана пенсионного обеспечения, и поэтому большим семьям легче поддерживать родителей в преклонном возрасте.
В зрелых урбанистических обществах экономическая ценность детей снижается. На самом деле дети превращаются из инструментов производства в объекты массового потребления. В урбанистических индустриальных обществах возможности трудоустройства в детском возрасте сокращаются, однако существенным образом расширяются образовательные требования. Дети теперь нуждаются в поддержке в течение значительно более длительного периода, иногда до 25-летнего возраста. Дети стоят огромного количества денег, и лишь небольшая их часть возвращается родителям, если это вообще происходит. Поэтому люди имеют все меньше детей. Регулирование рождаемости просто предоставило средство для того, что уже стало экономической необходимостью. Для большинства людей семья, состоящая из восьми детей, стала бы финансовой катастрофой. Поэтому женщины в среднем имеют либо два ребенка, либо меньше. В результате население сокращается. Конечно, существуют и другие причины этого сокращения, однако урбанистический индустриализм лежит в основе подобных изменений.
Есть люди, которые предрекают наступление экономической катастрофы в результате этого процесса. Как человек, родившийся в мире, в котором взрывной рост численности населения стал причинной экономической катастрофы, я склонен считать, что окончание бума рождаемости будет встречено с восторгом. Однако мысль о том, что сокращение населения, особенно в переходный период еще до того, как уйдут в мир иной более старшие поколения, приведет к тому, что останется относительно небольшое количество рабочих, поддерживающих очень большую группу пенсионеров -особенно сейчас, когда средняя продолжительность жизни в развитых промышленных странах увеличивается. Кроме того, накопленные старшими поколениями долги будут переложены на плечи сократившегося по численности более молодого поколения. Поэтому есть основания говорить о том, что продолжительность жизни является главной экономической дислокацией. Кроме того, некоторые специалисты считают, что политическая мощь страны будет убывать вместе с сокращением населения, поскольку будут уменьшаться вооруженные силы, которые нужно будет развернуть – и оплатить — при наличии меньшего количества населения.
Наиболее очевидное решение этой проблемы – иммиграция. Но проблема состоит в том, что Япония и большинство европейских стран испытывают значительные сложности в процессе интегрирования иммигрантов. Японцы по большей части вообще не пытаются этого делать, а те европейцы, которые попробовали этим заниматься – особенно с мигрантами из исламских государств – обнаружили, что это не так легко. В Соединенных Штатах коэффициент рождаемости у белых женщин также составляет около 1,9, и это означает, что белое население сокращается, тогда как афроамериканское и испаноговорящее население компенсирует этот процесс. Помимо этого, Соединенные Штаты эффективно управляют миграцией, несмотря на отдельные проблемы.
Два замечания следует сделать по вопросу об иммиграции. Во-первых, американское решение, состоящее в опоре на миграцию, будет означать наличие существенных изменений в том, что исторически было больным вопросом в американской культуре, – речь идет о расе. Соединенные Штаты имеют возможность поддерживать свое население только в том случае, если белое население в долгосрочной перспективе превратится в меньшинство. Во-вторых, некоторые традиционные источники иммиграции — например, Мексика, — сегодня экспортируют меньше иммигрантов. По мере того, как Мексика будет двигаться вверх по экономической шкале, эмиграция в Соединенные Штаты будет падать. Поэтому страны третьего слоя, где еще существует избыток населения, будут служить источником для иммигрантов. Европа и Япония не обладают жизнеспособной моделью в сфере интеграции мигрантов.
Влияние населения на ВВП
Однако реальный вопрос состоит в том, имеет ли вообще значение сокращение населения. Представим себе, что существует плавная нисходящая кривая населения, а показатели сокращения составляют 20%. Если нисходящая кривая ВВП совпадает с нисходящей кривой населения, то подушевой ВВП остается без изменения. Проблемы, если основываться на подобной простой оценке, начнутся в том случае, если ВВП сократится в большей степени, чем население, и если его падение не будет синхронизировано с населением, что будет способствовать созданию негативных или позитивных пузырей. Это может привести к дестабилизации.
Однако нет оснований полагать, что ВВП будет сокращаться вместе с населением. Основная структура общества, его производственный механизм в широком смысле, не будет разрушен в результате сокращения населения. Представим себе также, что население сокращается, тогда как ВВП падает в меньшей степени – или даже растет. В результате подушевой ВВП будет увеличиваться, а население станет более зажиточным, чем раньше.
Одной из ключевых переменных, смягчающих сокращение населения, может быть продолжающийся прогресс в области технологий, способствующий росту производительности. Можно говорить здесь об автоматизации или о робототехнике, однако рост индивидуальной производительности происходит в любой производственной среде с начала индустриализации, а темпы роста увеличиваются. С учетом плавного и предсказуемого снижения количества населения, как минимум, можно предположить, что ВВП сократится в меньшей мере. Другими словами, при сокращении населения в развитых индустриальных обществах даже без учета иммиграции можно ожидать роста подушевого ВВП.
Изменения зависимости между трудом и капиталом
Сокращение населения может иметь другие, более радикальные последствия. Население в мире оставалось стабильным до середины 16-го столетия. Темпы роста населения стали увеличиваться примерно в 1750 году и после этого отмечался их устойчивый рост до начала 20-го века, когда они резко взлетели вверх. Другими словами, начиная с европейского империализма и особенно в 20-м столетии, население постоянно росло. За последние 500 лет население увеличивается все более быстрыми темпами. Это означает, что на протяжении всей истории современного индустриализма и капитализма существовал избыток рабочей силы. И всегда существовал недостаток капитала, то есть капитал был более дорогим, чем труд в эквивалентных показателях, а с учетом постоянного производства все большего количества людей, предложение этого показателя вызывало понижение цены труда.
Впервые за последние 500 лет ситуация начинает меняться. Во-первых, сегодня меньше рождается людей, и это означает, что трудовые ресурсы будут сокращаться, а цена любого вида труда будет возрастать. Ничего подобного в истории индустриального человека раньше не происходило. В прошлом главным дефицитным элементом был капитал. Однако в настоящее время капитал, если понимать его в точном значении как средство производства, окажется в избытке, тогда как труд будет пользоваться повышенным спросом. Экономические предприятия, работающие сейчас и те, которые будут созданы следующим поколением, никуда не исчезнут. В крайнем случае они могут оставаться недогруженными, а это означает сокращение дохода от капитала. Если перевести это в аналогичную денежную форму, то это будет означать следующее: мы входим в тот период, когда деньги будут дешевыми, а стоимость труда будет постоянно возрастать.
Единственным условием, при котором подобные вещи не будут происходить, может стать значительный рост производительности, в результате которого возникнет избыток труда. Если это произойдет, то мы, несомненно, окажемся в революционной ситуации, в которой отношение между трудом и доходом изменится. Представим себе более постепенное, хотя и интенсивное, улучшение в области производительности – в этом случае все равно избыток будет на стороне капитала, а дефицит – на стороне труда, и этого будет достаточно для того, чтобы понизить цену денег и повысить цену труда.
Это будет означать, что в дополнение к растущему подушевому ВВП будет изменяться также и фактическое распределение богатства. В настоящее время накопление богатства существенно меняется, и оно сосредоточено в меньшем количестве рук, тогда как разрыв между верхним средним классом и средним классом также увеличивается. Если цена денег падает, а цена труда растет, то существующие значительные диспропорции будут смещаться, а историческая логика промышленного капитализма — если не ставить ее на голову – будет, несомненно, переформулирована.
Следует также помнить, что тремя составляющими производства являются земля, труд и капитал. Ценность земли, понимаемая в более широком смысле как недвижимое имущество, изменяется в определенном соответствии с населением. При сокращении населения спрос на землю уменьшается, что вызывает сокращение цены жилья и приводит к дальнейшему повышению показателей подушевого ВВП.
Путь к примерному балансу будет тернистым и чреватым финансовыми кризисами. Так, например, снижение цены жилья может представлять опасность для чистой цены среднего и верхнего класса, поскольку приспособление к миру, в котором процентные ставки постоянно находятся на более низком уровне, чем при первой эре капитализме, будут противоречить ожиданиям, что приведет финансовые рынки в область темных алей. Смягчающий элемент в данном случае состоит в том, что сокращение численности населения является транспарентным и в высокой степени предсказуемым. Есть время для того, чтобы владельцы домов, инвесторы и все остальные смогли подкорректировать свои ожидания.
Подобные вещи не будут происходить во всех странах. Государства среднего и третьего слоя будут переживать свои сокращения уже после того, как развитые страны приспособятся к новым условиям, что будет дополнительной причиной разбалансированности системы. А такие страны как Россия, где население сокращается вне контекста прочной капиталистической инфраструктуры, столкнутся с сокращение подушевого ВВП в зависимости от цен на сырьевые товары, в том числе на нефть. Население сокращается и в тех странах, где нет развитого индустриализма, а также в тех местах, где присутствуют лишь урбанизация и сокращение доиндустриального сельского хозяйства, и последствия оказываются еще более суровыми. Существует государства, где нет сетки безопасности для малоимущих, и Россия – одно из них.
Мой аргумент состоит в том, что сокращение населения существенным образом изменит функционирование экономики, однако для развитого индустриального мира это не станет катастрофой – как раз наоборот. Вероятно, самое важное изменение будет состоять в следующем: там, где последние 500 лет главенствующая роль принадлежала банкирам и финансистам, ключевым элементом в обществе с дефицитом рабочей силы станут источники трудовых ресурсов, с которыми надо будет договариваться. Я понятия не имею, как будет выглядеть эта бизнес-модель, но я не сомневаюсь в том, что другие люди смогут в этом разобраться.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Депопуляция — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 ноября 2015; проверки требуют 118 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 ноября 2015; проверки требуют 118 правок.Депопуля́ция — стабильное (то есть не вызванное разовыми чрезвычайными обстоятельствами) сокращение численности населения населённого пункта, региона, страны по причине суженного воспроизводства (то есть уровня рождаемости и детской смертности, при котором число доживающих до детородного возраста детей меньше, чем численность поколения их родителей, с учетом бездетных взрослых), естественной или миграционной убыли, в перспективе приводящее к разрушению общественного (политического, экономического и культурного) уклада и общности.
Также депопуляцией можно считать стабильное сокращение численности этнической, расовой, религиозной, языковой, сословно-классовой группы как в целом по планете, так и в конкретном регионе.
Смертность и рождаемость в Венгрииru.wikipedia.org
Сокращение численности населения – очевидная, но игнорируемая мировая проблема
Сокращение численности населения – очевидная, но игнорируемая мировая проблема. Если мыслить категориями арифметики, мы знаем, что социальная жизнь наиболее развитых стран рухнет в течение двух поколений. К 2050 году две трети итальянцев и три четверти японцев станут пожилыми иждивенцами. [1] При сохранении нынешних коэффициентов рождаемости в ближайшие два века количество немцев сократится на 98%. Ни одна пенсионная система, как и система здравоохранения не сумеет поддерживать такую перевернутую демографическую пирамиду. Кроме того, эта проблема не ограничивается развитыми странами. Еще большими темпами – в самом деле, такие уровни не были зарегистрированы ранее – рождаемость падает в мусульманском мире. В период с середины по конец 21-го века мировое население уменьшится на одну пятую, что на данный момент будет крупнейшим сокращением в истории человечества.
Миру грозит более страшная катастрофа, чем в худших фантазиях «зеленых». Европейские защитники окружающей среды, выступающие за снижение мирового населения для сокращения выбросов углекислого газа, проведут свои преклонные годы в нищете, потому что через поколение в живых не останется европейцев, чтобы оплачивать их пенсии и медицинский уход. [2] Впервые в мировой истории уровень рождаемости во всем развитом мире намного ниже уровня воспроизводства, и значительная его часть миновала демографическую точку невозврата.
Но еще более уязвимо исламское общество. В то время как уровень рождаемости сокращается невиданными ранее темпами, она накладывается на катастрофически низкую деторождаемость в Европе, как кадры в замедленной сьемке. Среднестатистическая 30-летняя иранка происходит из семьи с шестью детьми, но сама она за свою жизнь родит только одного или двух детей. Турция и Алжир ненамного отстают от Ирана в сокращении рождаемости, и большинство других мусульманских стран быстро догоняют их. Но к середине этого века пояс мусульманских стран от Марокко до Ирана станет таким же серым, как и поредевшая Европа. Исламский мир получит такую же долю пожилых иждивенцев, что и развитые страны – но с одной десятой их производительности. В мусульманском мире тикает бомба замедленного действия, которую невозможно обезвредить.
Неотвратимость сокращения численности населения увеличивает, а не уменьшает опасность радикального ислама. Из-за отчаяния радикальные мусульмане, уже способные распознать разрушение своей культуры, полагают, что терять им уже нечего.
Политическая наука в растерянности перед лицом демографического спада и его последствий. Увядание стран – это проблема, не имеющая решения в современной политической теории, основанной на принципе рациональной личной выгоды. На пороге исчезновения умные модели политологов разваливаются. Мы «не ведем переговоров с террористами». Но банковский грабитель, захвативший заложников, тоже в какой-то степени террорист, а переговоры полиции с такими злодеями – нечто само собой разумеющееся. А что, если грабитель банков знает, что через несколько недель он умрет от неизлечимой болезни? Это меняет ход переговоров. Простая правда – назовите ее Первым Универсальным законом Шпенглера – Человек или государство на пороге смерти не имеет «рациональной личной выгоды».
Традиционная геополитическая теория, в которой преобладают такие материальные факторы, как территория, природные ресурсы и превосходство технологий, не рассматривает вопрос о том, как люди поведут себя в условиях угрозы существованию. Геополитические модели едва ли напоминают реальный мир, в котором мы живем, где основной проблемой является желание или нежелание людей, населяющих данную территорию, дать жизнь новым поколениям.
Сокращение численности населения, главная проблема XXI века, повлечет за собой жестокие насильственные перевороты в мировом порядке. Страны, которым грозит снижение рождаемости, такие как Иран, реагируют агрессивно. В борьбе с собственной гибелью государства могут сделать выбор в пользу падения в ореоле славы. Конфликты могут выйти за рамки рациональной надежды на достижение стратегических задач – и дойти до точки, когда тот, кто желает сражаться до смерти, воспользуется возможностью сделать это.
Анализ государственных интересов не способен объяснить, почему некоторые страны вступают в войну без надежды на победу, или почему другие страны не сражаются даже ради защиты жизненно важных интересов. Он не может дать объяснение тому историческому факту, почему народы сражаются упорнее, жертвуя средствами и людьми, когда вся надежда на победу потеряна. Традиционный геополитический анализ не способен объяснить и причины сокращения численности населения, как и его последствия – например, при каких обстоятельствах стратегические перемены (особенно две мировые войны прошлого века) могут разрушить амбиции проигравших и привести к апатии и демографической смерти.
Почему люди, группы и страны действуют нерационально, часто под угрозой гибели? Часть проблемы лежит в нашем определении рациональности. При обычных обстоятельствах нам кажется нерациональным, если пожилой человек обналичивает свой страховой полис и сразу же тратит деньги. Но если этот человек неизлечимо болен и не имеет наследников, мы считаем вполне разумным быстро потратить все, как это сделал Отто Крингеляйн (Otto Kringelein) в фильме Гранд-отель или его более современный аналог, героиня Куин Латифы (Queen Latifah) в Последних каникулах . А если мы знаем, что скоро умрем от бешенства, что помешает нам кусать всех, кто нам не нравится? Что кажется самоубийственным американцам, может показаться рациональным людям, столкнувшимся с неминуемой гибелью в условиях экзистенциального вызова.
Как ни печально, самопожертвование людей, которым угрожает уничтожение, — это довольно распространенное явление. Культуры каменного века часто разрушались при контакте с внешним миром. Их культура разваливается, и количество самоубийств резко возрастает. Австралийский исследователь пишет о «распространении самоубийств или групповых смертях – феномене, при котором коренные народы, особенно мужчины из одной общины, кончают с собой в тревожных масштабах». [3] Канадский фонд Aboriginal Health Foundation сообщает: «Общий уровень самоубийств среди коренных народов примерно вдвое выше, чем среди всего населения Канады; уровень суицидов среди эскимосов еще выше – в 6-11 раз превышает общий уровень для всего населения». [4] Самоубийства носят характер эпидемий среди амазонских племен. 19 ноября 2000 года The London Telegraph писал:
Крупнейшее племя амазонских индейцев, 27-тысячное Гуарани, охватила волна самоубийств среди детей, вызванная их столкновением с современным миром. Суицид, никогда ранее не встречавшийся среди амазонских индейцев, теперь опустошает ряды Гуарани, живущих на юго-западе Бразилии, и отныне уровень самоубийств на этой территории является одним из самых высоких в мире. За последние десять лет более 280 Гуарани, включая 26 детей младше 14 лет, покончили с собой, отравившись или повесившись. Широкое распространение получил алкоголизм, а также желание иметь радио, телевизоры и джинсы, заставившие аборигенов осознать собственную нищету. Разрушились демографические структуры сообществ и семейная целостность, а священные ритуалы больше не соблюдаются.
Из более 6000 языков, существующих на планете в настоящее время, каждую неделю исчезают два, и в соответствии с большинством прогнозов, к концу века мертвыми станут половина из них. [5] В отчете Организации Объединенных наций говорится, что в ближайшие сотню лет 90% языков, на которых сейчас говорят на планете, перестанут существовать. [6] Более всего опасности исчезновения подвергаются языки с очень малым количеством носителей. В Папуа Новой Гвинее говорят, возможно, на тысяче отдельных языков, многие из которых используются племенами, состоящими всего из нескольких сотен представителей. Несколько исчезающих племенных языков существуют в амазонских джунглях, Андах или сибирской тайге. У восемнадцати языков существует лишь по одному живому носителю. Тяжело даже представить, каким должен казаться мир этим людям. Они навеки остались сиротами, начисто лишены воспоминаний, их существование сузилось до сиюминутной необходимости.
Но действительно ли эти умирающие остатки примитивных обществ настолько отличаются от нас? Гибель грозит большинству народов мира – не в этом году или следующем, а во вполне обозримом будущем. Значительная часть мира потеряла вкус к жизни. В настоящий момент уровень рождаемости в определенных частях развитого мира сократился настолько, что такие языки, как украинский или эстонский, могут исчезнуть через сто лет, а немецкий, японский и итальянский – через двести. Отречение от жизни в продвинутых странах, живущих в мире и процветании, не имеет исторического прецедента, кроме, пожалуй, падения нравов в Греции в пост-александрийский период упадка и в Риме в первые века нашей эры. Но Греция сдалась Риму, а Рим – варварам. В прошлом страны, предвидевшие собственный закат, сдавались Четырем всадникам апокалипсиса: Войне, Смерти, Голоду и Мору. Головным дозорным для старого квартета в сегодняшнем, более цивилизованном мире, стал Пятый всадник – потеря веры. Сегодняшние культуры умирают от апатии, а не от мечей своих врагов.
Арабский террорист-смертник приходится духовным братом подавленному туземцу амазонских джунглей. А европейская апатия – это обратная сторона исламского экстремизма. Но и безразличные европейцы, и радикальные мусульмане потеряли связь с прошлым и уверенность в будущем. Разница между европейским смирением с культурным вымиранием в пределах ста лет и исламистской похвальбой «Вы любите жизнь, а мы любим смерть» не так уж велика. Что приводит нас ко Второму Универсальному закону Шпенглера: Когда страны мира рассматривают свое падение не как отдаленную перспективу за горизонтом, а как прогнозируемый результат, они погибают от отчаяния. Как и у смертельно больного пациента, обналичивающего свою страховку, у культуры, предвидящей собственную гибель, иной стандарт рациональности, нежели предполагается в рамках традиционной политической науки.
Игровые теоретики попытались превратить политическую стратегию в количественную дисциплину. Игроки с долгосрочными интересами мыслят иначе, нежели игроки с краткосрочными. Мошенник, не рассчитывающий вновь повстречаться со своей жертвой, возьмет все, что сможет, и сбежит; продавец, желающий набрать клиентуру, будет действовать честно в собственных же интересах. По аналогичной причине, утверждают теоретики, страны понимают, что в их интересах действовать как ответственные члены мирового сообщества, потому что долгосрочные преимущества хорошего поведения перевешивают временные блага хищнического образа жизни.
Но что если никакой долгосрочной перспективы нет – по крайней мере, у некоторых «участников» «игры»? Сложность в применении теории игр к проблеме экзистенциальной войны состоит в том, что игроки не могут ожидать очередного витка игры. Иногда целые народы обнаруживают, что находятся на грани возможного исчезновения, так что мирное решение может их не устраивать.
Такого рода ситуации часто возникали в истории, но никогда ранее с такой частотой, как сейчас, когда так много мировых культур могут не пережить и двух следующих веков. Народ, которому грозит культурное вымирание, вполне могут выбрать войну, если война дает даже слабую надежду на выживание. Именно таким радикальные исламисты видят положение традиционного мусульманского общества перед лицом современности. Исламисты опасаются, что если они потерпят поражение, то их религия и культура исчезнет в водовороте современного мира. Многие из них скорее погибнут в бою.
Как это ни парадоксально, возможно, войны на уничтожение имеют в своей основе рациональный выбор, так как диапазон выбора всегда должен быть ограничен допущением, что выбирающий продолжит существование. Экзистенциальный критерий, то есть обычный расчет успеха и провала. Если одна или более сторон знают, что миру необходимо, чтобы они перестали существовать, у них нет мотива для возвращения в мир. Вот каким видится будущее мусульманского общества радикальным исламистам. Богатое и успешное еврейское государство рядом с бедным и неблагополучным палестинским государством может подразумевать окончание морального авторитета ислама, и некоторые палестинцы, скорее, будут бороться до конца, нежели примут такой итог. Не желая отдавать своих детей на растерзание западной среды личной свободы и сексуальной распущенности, радикальные исламисты будут бороться не на жизнь, а на смерть.
Но почему мусульмане – а также и европейцы, и японцы – живут под общественным смертным приговором? Почему в современном мире вымирают народы? Демографы выявили несколько разных факторов, связанных с сокращением населения: урбанизация, образование и грамотность, модернизация традиционных обществ. В традиционном обществе дети имеют экономическую ценность – как сельскохозяйственные рабочие и кормильцы пожилых родителей; урбанизация и пенсионные системы превратили детей из источника дохода в обузу. А женская грамотность – это мощный прогнозирующий фактор сокращения населения в странах мира. В большинстве своем бедные и неграмотные женщины в Мали и Нигере за свою жизнь рожают по восемь детей, в то время как образованные и состоятельные женщины в развитом мире рожают одного или двух.
Но что определяет, будет ли один ребенок или двое? Дети также обладают духовной ценностью. Вот почему степень религиозности во многом объясняет разницу в приросте населения в разных странах мира. Самый низкий уровень рождаемости в индустриально развитых странах наблюдается в Восточной Европе, где атеизм был официальной идеологией на протяжении нескольких поколений. Самые высокие уровни рождаемости – в странах с высокой степенью религиозности, а именно – в Соединенных Штатах и Израиле. А демографы назвали религию решающим фактором различий в заселенности стран. Когда нет веры, нет и рождаемости. Смертельная спираль уровня рождаемости в большей части развитого мира заставила демографов обратить внимание на веру. Десятки новых исследований зафиксировали связь между религиозной верой и уровнем рождаемости.
Но почему одни религии, похоже, обеспечивают лучшую защиту от стерилизационных влияний современности, чем другие? Самый быстрый демографический спад, зарегистрированный в документированной истории, происходит сегодня в мусульманских странах; демографическая зима быстрее всего наступает в одной пятой части мира, где религия оказывает наибольшее влияние. И что еще более удивительно: почему выходит так, что одна религия (христианство) предохраняет народ от демографического спада в одной местности (Америка), а в другой – нет (Европа)? Во многих частях света то, что некогда выглядело незыблемым оплотом веры, растаяло в жарком свете современности. В других современность лишь добавила удобрения, способствуя укреплению веры. Очевидно, некоторые разновидности религии выживут в современном мире, а другие – погибнут.
Стратегические аналитики и политики не готовы осознать эти новые и шокирующие обстоятельства, а также их всеохватывающие последствия для политической стратегии и экономики. Чтобы осмыслить сегодняшний мир, мы должны создать нечто большее, чем светская политология, которая ставит веру на полку как еще одну понятийную модель среди прочих понятийных моделей в своей коллекции образцов.
Наша политическая наука недостаточно компетентна, чтобы распознать глобальный кризис, основная причина которого имеет духовный характер. Но так было не всегда. С наступления эпохи христианства до Эпохи Просвещения XVII века Запад рассматривал политику сквозь призму веры. В трактате Святого Августина V века «Город Бога» государство рассматривалось сквозь призму соответствующего гражданского общества, а это гражданское общество как общину – союз на основе общей любви, в качестве противопоставления государству Цицерона ( Cicero ) , основанному лишь на общих интересах. (В заключительной главе мы узнаем, почему мировоззрение Августина является путеводной звездой для американской внешней политики, способной реально справиться с угрозой, созданной неминуемым демографическим кризисом стран).
Взгляды Августина можно назвать «теополитикой». Тысячу лет спустя Николо Макиавелли ( Niccolo Machiavelli ) и Томас Хоббс ( Thomas Hobbes ) сменили тему на человеческое стремление к власти, богатству и личному выживанию. Хоббс, дедушка современной политологии из XVII века, ввел радикально усеченную антропологию, основанную на человеческой борьбе за выживание. Государство, доказывал он, было соглашением между людьми со слабыми перспективами на выживание в «первозданном виде»; таким образом, они передали свои личные права государю в обмен на защиту. Век спустя Монтескье ( Montesquieu ) разбавил эту смесь различиями в климате, почве и ресурсах. Современное видение разобщенного человека, мотивированного лишь поиском преимуществ, в широком смысле известно как «геополитика».
Что вызвало такую революцию в политическом мышлении, которая лишила современную политическую теорию без инструментов понимания причин и последствий нынешнего демографического кризиса? Несомненно, ужасные религиозные войны XVI и XVII веков, отравившие саму идею политики, основанной на религии. Европа вела династические и политические войны под чужим флагом религии до тех пор, пока Тридцатилетняя война 1618-1648 годов не уничтожила почти половину населения Центральной Европы. Вестфальский мир, завершивший эту страшную войну, навсегда похоронил политическую модель, которую христианский мир принимал со времен Августина: универсальную христианскую империю, сохраняющую мир и ограничивающую личную власть королей. Вещи не так просты, какими они кажутся в стандартной оценке насилия, из-за которого Запад разлюбил теополитику. Потому что – как мы увидим впоследствии – государства-нации, противостоявшие универсальной империи, были основаны на противоборствующих типах веры, фанатичной форме национального самопоклонения, внутренняя логика которого изжила себя лишь в конце мировой войны и геноцида в XX веке, а также в кризисе веры и рождаемости в XXI веке. Но когда Томас Хоббс опубликовал свою великую книгу «Левиафан» через три года после окончания Тридцатилетней войны, казалось вполне правдоподобным, что «папство – это не что иное, как призрак погибшей Римской Империи, сидящий на ее могиле в короне».
Одной важной привлекательной чертой революции Хоббса в политическом мышлении была власть, обещанная ею интеллигенции. Если политика сводится к человеку и его материальным потребностям, тогда человеком можно манипулировать за счет изменения его материальных обстоятельств. Умная элита могла решить все проблемы мира. В 1793 году Иммануэль Кант ( Immanuel Kant ) хвастал, что он может написать конституцию для расы дьяволов, «только будь они разумными». Европа проигнорировала его и продолжила саморазрушение в Наполеоновских войнах и двух мировых войнах прошлого века. Сегодня, как и во времена Канта, большим разочарованием в международных отношениях является отказ некоторых игроков действовать разумно. В революции Хоббса в политическом мышлении XVII века кое-что было приобретено, но гораздо больше было потеряно. Если рассматривать людей как существ, озабоченных лишь властью, богатством и собственной безопасностью, — то это убогая антропология. Упущенные инструменты – те, что Хоббс и Макиавелли вынули из ящика – это как раз те, которые необходимы нам, чтобы понять и справиться с опасностями, характерным для крупного кризиса, грозящего нам сегодня.
Секуляризм (принцип светскости) во всех своих формах не способен удовлетворить большинство фундаментальных человеческих потребностей. Социолог Эрик Кауфманн ( Eric Kaufmann ) , который сам сожалеет о плодовитости религиозного и бесплодности светского, говорит об этом так: «Самым слабым звеном атеистического подхода к человеческой природе является то, что он не учитывает сильную тягу человека к обретению бессмертия для самих себя и своих любимых». Традиционному обществу приходится противостоять детской смертности, а также смерти от голода, болезней и войны. Однако это не должно слишком волновать нас: «Возможно, мы не сможем полностью победить смерть, но она станет настолько редким явлением, что мы с легкостью сможем забыть о ней».
Стала ли смерть действительно редким событием? Назовем это Третьим Универсальным законом Шпенглера: Несмотря на то, что вам говорят социологи, человеческая смертность по-прежнему достигает 100%.
Мы только можем заткнуть уши пальцами и повторять «Я ничего не слышу!» перед лицом гибели. Религия предлагает человеку средства выйти за границы смертности, пережить хрупкость смертного существования. Homo religiosus (человек религиозный) противостоит смерти, только чтобы восторжествовать над нею. Мы не можем осознать роль религии в демографическом, экономическом и политическом развитии, а также различные роли религий в разных местах и временных периодах – без понимания экзистенциального опыта религиозного человека. Сложно передать этот опыт аналитику-атеисту; это сродни описанию влюбленности кому-то, кто никогда не был влюблен. Для понимания религии не нужно быть религиозным, но это помогает.
Но, не понимая противостояния человека собственной морали в религии, политическая наука ограничена анализом на основе инстинкта выживания – который, похоже, неожиданно подводит целые народы – и рационального шкурного интереса – в тот момент, когда страны и народы не ведут себя подчеркнуто рационально.
В заключение предыдущей вспышки нерациональности – Первой мировой войны – молодой немецкий солдат на отдаленном посту в Македонии кратко записывал свои мысли на армейских открытках в последние месяцы Первой мировой. Невысокий, с тонкими усиками, в очках, он готовился стать одним из чиновников немецкой академии, философом, работа которого должна была заключаться в усилении веры страны в свою культуру. Перед самым началом войны он вернулся к иудаизму, чуть не перейдя в христианство. Когда списки убитых, раненых и пропавших без вести росли обратно пропорционально надежде на победу, философия оказалась ложным утешением. Философы, писал он, были как малые дети, заткнувшие уши руками и кричащие «Я тебя не слышу!» перед страхом смерти. «Из смерти – из страха перед смертью – происходит все наше знание Всего сущего», — начал солдат. Юного солдата заворожил не сам страх человека перед смертью, а то, как целые страны реагируют на страх своей совместной гибели. Он писал:
Как и каждый человек должен принимать во внимание свою окончательную смерть, народы мира предвидят свое окончательное вымирание, хотя и отдаленное во времени. Более того, любовь народов к своему собственному национальному единству сладка и наполнена предчувствием смерти. Любовь только тогда необыкновенно сладка, когда она направлена на смертный объект, и секрет этой величайшей сладости определяется горечью смерти. Таким образом, народы мира предвидят время, когда их земля с ее реками и горами все еще будет под небом, как и сегодня, но жить там будет кто-то другой; когда их язык будет захоронен в книгах, а их законы и обычаи потеряют свою живую силу.
Этим солдатом был Франц Розенцвейг ( Franz Rosenzweig ) , а открытки стали великой книгой «Звезда Искупления» . Осознание смерти определяет состояние человека, так что люди не могут смириться со своей смертностью без надежды на бессмертие. А наше чувство бессмертия – стадное. Культура общности – это то, что объединяет мертвых с теми, кто еще не родился.
Гибель культуры – это страшное событие, так как оно стирает не только будущее, но и прошлое, то есть надежды и страхи, тяжкий труд и жертвы бесчисленных поколений, о чьих жизнях больше не помнят, потому что ни одно живое существо не споет песню или не расскажет легенду.
Первый дошедший до нас памятник письменной словесности, «Сказания о Гильгамеше» , созданный, вероятно, 3700 лет назад, описывает похождения шумерского царя в поисках бессмертия. После похода, полного трудностей и опасностей, Гильгамешу было сказано: «Жизни, что ищешь, не найдешь ты. Когда боги создали человека, они предназначили ему смерть, но жизнь сохранит он сам».
В дохристианском мире, указывает Розенцвейг, народы земли предвидели собственное исчезновение. Любовь всякой нации несет в себе предчувствие смерти, потому что всякое племя знает, что его время на земле ограничено. Некоторые сражаются не на жизнь, а на смерть. Другие перестают размножаться. Некоторые делают и то, и другое.
Христианство первым научило их еврейскому обещанию жизни вечной. Разговор о «человеческом поиске смысла» упрощает проблему. Человечеству требуется смысл, выходящий за пределы смерти. Эта необходимость во многом объясняет человеческое поведение, которое в ином случае может показаться нерациональным. Не нужно быть религиозным, чтобы понять этот фундаментальный факт человеческой природы, но религия помогает, потому что вера недвусмысленно выражает человеческую потребность в выходе за границы морали. Светским рационалистам сложно определить мотивы народов, столкнувшихся с экзистенциальным вызовом, — не столько потому что у них нет веры, столько потому что они питаются верой в саму рациональность, и со всем энтузиазмом обращенного верят в способность разума объяснить весь человеческий опыт.
Но не только религиозные люди нуждаются на надежде на бессмертие. Самый безбожный коммунист надеется, что его память останется в сердце благодарного пролетариата. Даже если мы не верим, что наша душа найдет место на небесах или что мы воскреснем во плоти, мы, тем не менее, верим, что какая-то часть нас останется в потомках, воспоминаниях или последовательности действий, и что эта часть продолжит существовать так долго, пока люди вроде нас продолжат населять Землю. Человечество упорно продолжает утешать себя тем, что некая часть нас сохраняется после смерти. К сожалению, наша надежда на бессмертие в форме воспоминаний хрупка и часто напрасна. Бессмертие такого рода зависит от выживания людей, похожих на нас – то есть от преемственности нашей культуры. Если вы действительно верите в божественную жизнь после смерти, будьте уверены, ничто не способно по-настоящему разочаровать вас. Но нет никакого утешения в том, чтобы быть последним из Могикан.
И это из-за Четвертого Универсального закона Шпенглера: История мира – это история человеческого поиска бессмертия. Когда нации добровольно выходят в эту темную ночь, что мы должны думать о человеческой природе?
Люди могут быть не единственными животными, чувствующими смерть. (Слоны, очевидно, скорбят по мертвым, и собаки оплакивают своих умерших хозяев). Но мы – единственные животные, чье чувство целостности зависит от культуры настолько же, насколько и от генов. В отличие от мужчин и женщин, здоровые животные общепризнанно проявляют инстинкт самосохранения и воспроизведения своих видов. Нет кошек, решивших не иметь котят, чтобы лучше преуспеть в качестве ловцов мышей.
Я не имею в виду, что люди разных культур принадлежат к разным видам. Напротив, сын бушмена из Калахари преуспеет, если его воспитают в семье механика из Глазго. (Как отмечает Джаред Даймонд ( Jared Diamond ) , автор книги «Кризис: Как общества решают потерпеть поражение или добиться успеха», проще быть глупым в современном государстве всеобщего благосостояния, чем в племени охотников-собирателей в Новой Гвинее).
Но для людей культура играет ту же роль, что и виды для животных. Взрослый бушмен никогда полностью не адаптируется к индустриальному обществу, как и старший судовой механик из Глазго не выдержит и пары недель в Калахари. В той же мере можно сказать, что животное испытывает стремление к будущему за пределами его собственной жизни, этот импульс реализуется за счет размножения видов. Но отдельное человеческое существование стремится к преемственности культуры, которая поощряет, сохраняет и передает наш вклад будущим поколениям. Культура – это то, из чего мы формируем надежду на бессмертие – не просто через генетическую передачу, но и посредством процесса обмена между поколениями.
При отсутствии религиозной веры, если наша культура умирает, наша надежда на выход за пределы простого человеческого существования умирает вместе с ней. Люди, запертые в умирающей культуре, живут в сумеречном мире. Они выбирают смерть через стерильность, похоть и войну. Собака залезет в канаву и там умрет. Члены больных культур не совершают ничего настолько грандиозного, но они перестают рожать детей, притупляют свои чувства с помощью алкоголя и наркотиков, впадают в депрессию и слишком легко кончают с собой. Или они вступают в войну с имеющимся источником их унижения.
Правда в том – ссылаясь на Пятый Универсальный закон Шпенглера – что Человечество не может принять смертность без надежды на бессмертие. Когда мужчины и женщины теряют святое, они теряют желание жить. Лишенные бессмертия, мы с удивлением осознаем тот факт, который мы знаем со всей определенностью – что однажды мы должны умереть. Это справедливо как для современного гомо сапиенса, так и для наших самых дальних предков. Даже в могилах неандертальцев при раскопках был обнаружен погребальный инвентарь. «Не хлебом единым жив человек», — сказал Моисей на восточном берегу реки Иордан. У богатых людей мира есть весь хлеб, что им нужен, но они потеряли желание жить.
Американцы неспособны проникнуться экзистенциальными страхами других стран. Америка – величайшее исключение в демографическом кризисе, охватившем современный мир. Будучи нацией эмигрантов, мы возрождаем сами себя. У нас нет багажа из трагического прошлого. Клей, что держит нас вместе, — это общая концепция справедливости и возможности. Соединенные Штаты – это то, что Джон Кортни Мюррей ( John Courtney Murray ) назвал «пропозициональной страной». Обладая благожелательностью и оптимизмом, мы полагаем, что все народы похожи на нас, забывая, что мы происходим от людей, решивших отказаться от трагической судьбы своих собственных стран на далеких берегах и стали нацией американцев. Но мы узнали, что наша способность влиять на события в остальном мире, даже при отсутствии конкурирующей сверхдержавы, ограниченна, и что расточение ресурсов может быть убийственным для нас. Наше стратегическое мышление страдает из-за неспособности принимать в расчет экзистенциальные проблемы других стран. Мы мыслим узкими категориями геополитики, но нам нужно изучать теополитику – мощное влияние религиозных верований и стремлений на мировые события. Даже мы, исключительные американцы, должны понять и справиться с кризисом веры и рождаемости – особенно в быстро и опасно исчезающем мусульманском мире – чтобы доминировать в мире, где трагические исходы происходят намного чаще счастливых концов.
Примечания
1. Эти данные основаны на Elderly Dependency Ratio (отношении количества граждан старше 65 лет включительно к количеству граждан 15-64-х лет), рассчитанном по модели доклада ООН World Population Prospects 2010 года при условии сохранения нынешнего уровня рождаемости. Модель можно найти на сайте http :// esa . un . org / unpd / wpp / unpp / panel _ indicators .
2. В книге Джареда Даймонда «Кризис: Как общества решают потерпеть поражение или добиться успеха», написанной в 2005 году, осуждается истощение ресурсов и экологический ущерб. Вымерший народ острова Пасхи и индейцы майя доколумбовой эпохи вырубили слишком много деревьев, отмечает Даймонд, и таким образом, он утверждает, что ущерб, нанесенный окружающей среде, является величайшей угрозой нашей цивилизации. (Неважно, что за последнюю четверть века Америка увеличила площадь своих лесов на 20 миллионов акров: истории о катастрофах подобного рода находят отклик у публики, получающих удовольствие от сообщений в СМИ о глобальном потеплении и фильмов-катастроф). Однако остров Пасхи – это редкий феномен в мировой истории. Культуры, о которых нам больше всего известно – и от которых происходит наша собственная цивилизация – погибли по другой причине. Классическая Греция и Рим пали по той же причине, по которой сегодня умирают Западная Европа, Япония и другие части современного мира: они лишились мотивации к рождению новых детей. Бесплодные греки были завоеваны римской армией и неисчерпаемой рабочей силы ферм итальянского полуострова; когда сами римляне позднее перестали рожать, их одолели мелкие армии завоевателей-варваров.
3. http :// www . cdu . edu . au / newsroom / origins / edition 1-2007/ origins 1-2007- suicide — contagion . pdf .
4. www . ahf . ca / pages / download /28_13246
5. http :// www . nytimes . com /2007/09/19/ science /19 language . html
6. http :// www . newkerala . com / news / fullnews -30561. html
dz-online.ru
Почему сокращается численность населения? признаки.
как свидетельствуют российские данные по демографии, вплоть до конца 70-х годов прошлого века в России продолжался прирост населения. Анализируя причины столь бедственной на сегодняшний день демографической проблемы, возникла данная проблема не вдруг и совсем не случайно. Еще 100 лет назад, в начале XX века, население Российской империи росло самыми быстрыми темпами в мире, и в 1913 году составляло 7,8% от 1,5 млрд землян. Но за последнее столетие страна перенесла три страшных демографических удара, приведших к ломке фундаментальных основ жизнеустройства. Сначала – Первая мировая война и Гражданская война, потом – Вторая мировая война, и, наконец, геополитическая катастрофа, связанная с распадом Советского Союза. Такие потрясения, бесследно для здоровья нации не проходят, сопровождаясь сверхсмертностью, спадом рождаемости и сокращением воспроизводства народа.Самым опасным в смысле наиболее сильного сокращения рождаемости оказался, по мнению экспертов Фонда, третий удар, нанесенный в 1991 году. Неслучайно именно с 1992 года, начала пресловутых «реформ» в постсоветской России, рост смертности в стране стал откровенно доминировать над ростом рождаемости. Из-за взлета смертности и спада рождаемости в течение последних 18 лет нация потеряла около 30 млн реальных и потенциальных граждан (12 млн – сверхсмертность и 18 млн – недорождений) .
И это притом, что последняя катастрофа, в отличие от первых двух, никак не была связана с отражениями вражеских нашествий и масштабными боевыми действиями по всей территории страны (за исключением войны в Чечне, ожесточенной, но все же локальной) . Более того, после 1991 года эпидемий, массового голода, природных, техногенных и иных катаклизмов, которые повлекли бы за собой массовую гибель людей, в России не было.
Таким образом, резкое сокращение населения страны носит не естественный, а рукотворный характер. Оно происходит в результате как действий явных и скрытых врагов России, так и преступных или необоснованных управленческих решений нынешних властей страны. Следовательно, истоки депопуляции, ее первопричину надо искать в той социально-экономической политике, которую проводят пришедшие к власти агрессивно-либеральные силы.
Но нельзя сказать, что демографическая катастрофа оставалась незамеченной и обществом, и даже некоторыми представителями органов государственной власти. Уже в 1999 году, когда в Государственной Думе ставился вопрос об импичменте Борису Ельцину, среди прочих преступлений ему инкриминировалась сверхсмертность населения России, которая приняла формы геноцида народа.
Как констатировала тогда комиссия по импичменту, «тяжелые условия жизни народа России и значительное сокращение его численности явились следствием тех мер, которые были осуществлены в период с 1992 года под руководством и при активном участии президента Ельцина.. . Есть серьезные основания считать, что сокращение численности населения также охватывалось намерением президента. Стремясь в конечном итоге добиться изменения в стране социально-экономического уклада и обеспечить с помощью нарождающегося класса частных собственников укрепления своей политической власти, президент Ельцин сознательно шел на ухудшение жизненных условий российских граждан, с неизбежностью влекущее повышение смертности населения и сокращение его рождаемости…» .
Позже, в 2001 году, руководство Фонда национальной и международной безопасности обратилось в Генеральную прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту эпидемии сверхсмертности в России, в результате которой население России в 1992-2001 годах сократилось на 5 млн человек. В том же году Государственная Дума официально дала характеристику демографической ситуации в России как «
otvet.mail.ru