Какие общественные науки бывают – Общественная наука — это какая? Что изучают общественные науки. Система общественных наук

Список общественных наук

Антропология
.
Физическая антропология Культурная антропология
Антропологическая лингвистика Медицинская антропология
.
Археология
.
Классическая археология Морская археология
Египтология Ближневосточная археология
Экспериментальная археология Палеоантропология
.
География
.
Картография Военная география
Культурная география Социальная география
Экономическая география Туристическая география
Историческая география Экологическая география
Политическая география Физическая география
.
Политология
.
Геополитика Политическая культура
Государственная политика Политическая экономия
Государственное управление Политические исследования
Международные организации Политическое поведение
Международные отношения Сравнительная политология
Политическая история Философия политики
.
Психология
.
Биологическая психология Прикладная психология
Внутриличностные коммуникации Психоанализ
Дифференциальная психология Психология здоровья
Клиническая психология Психология личности
Когнитивная наука Психология развития
Когнитивная психология Психология спорта
Количественные методы в психологии Психология средств массовой информации
Медицинская психология Психопатология
Наука о поведении Психометрия
Нейропсихология Психофизика
Общественная психология Социальная психология
Организационная психология Судебная психология
Парапсихология Эволюционная психология
Педагогическая психология Экспериментальная психология
Позитивная психология Юридическая психология
.
Социология
.
Визуальная социология Социокибернетика
Военная социология Социолингвистика
Гендерная социология Социологическая теория
Демография Социология девиантного поведения

Интеракционизм

Социология культуры
Коллективное поведение Социология медицины
Космическая социология Социология науки
Криминология Социология образования
Культурология Социология организации
Прикладная социология Социология семьи
Социальная политика Социология спорта
Социальная психология Социология труда
Социальная стратификация Социология управления
Социальная теория Сравнительная социология
Социальная философия Теория конфликта
Социальная экономика Урбанистика
Социальное исследование Феминистская социология
Социальный капитал Футурология
Социальный контроль Экология человека
Социобиология Энвайронментальная социология
.
Экономика
.
Агроэкономика Теория потребительского выбора
Биоэкономика Теория человеческого развития
Государственная экономика Теория экономического роста
Государственные финансы Транспортная экономика
Денежные отношения Феминистская экономика
Зеленая экономика Финансовая экономика
Институциональная экономика Эволюционная экономическая теория
Информационная экономика Экологическая экономика
Исламистская экономика Экологическая экономика
История экономики Эконометрика
Макроэкономика Экономика в области недвижимого имущества
Математическая экономика Экономика в области природных ресурсов
Международная экономика Экономика и право
Микроэкономика

Экономика общественного благосостояния

Наука об экономическом поведении Экономика развития
Нейроэкономика Экономика труда
Плановая экономика Экономика управления
Политическая экономия Экономика энергетики
Предпринимательская экономика Экономическая география
Промышленное предприятие Экономическая социология
Социоэкономика Экономические системы
Теория игр Экспериментальная психология
.
Наука о гендере и сексуальности
.
Психология женщины Психология мужчины
Гендерные исследования Мужские исследования
Гетеросексизм Половое воспитание
Сексуальное поведение человека Сексология

Сексуальность человека

Женские исследования

www.kursach.com

Общественные науки — Wikipedia Metonymia.ru

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/.


Общественные науки – это науки общества об обществе, главная часть гоблинских наук, ненормативных наук.

Ведущая часть учения о троице, в котором Отцу соответствует общество (см. учение о троице).

Апологетами общественных наук являются обществоведы.

Общественные науки — памятник, образчик восточного менталитета.

Характерная черта общественных наук

Положение о том, что любой человек должен быть членом какого-либо общества, а будучи таким членом, он как отдельное существо не интересен. Общественные науки любят рассуждать о правах и свободах человека, однако конкретные предложения в виде правовых норм им противны, поскольку все гумские науки являются ненормативными. Опять же под отдельным человеком общественные науки всегда и везде подразумевают некую идеальную модель члена общества.

Отличительные признаки общественных наук

  • внеправовой, авторитарный подходы. Исследование действующего законодательства, внесение конкретных предложений в него минимально и случайно. Тотальное преобладание ссылок на авторитетные суждения,
  • изучают не всех людей, а некоторые совокупности либо модели людей (отдельный, случайно взятый и что самое важное любой и каждый человек не входит в сферу данных наук),
  • основной «объект» исследования — отношения. Поэтому они изучают не столько людей, сколько то, что они должны усвоить либо усвоили.

Отличия от нормативных наук, изучающих людей как совокупность обезличенных единиц

Отличия от точных наук

Антропология, биология, медицина и т.п. также изучают не всех людей, а некоторые совокупности либо модели людей. Главное отличие между этими и общественными науками заключается в том, что задачей первых является предельно точное описание исследуемого объекта, тогда как в задачу вторых точное описание не входит.

Отличия от правовых наук

Перефразируя слова выдающегося мемоида М.М. Бахтина, можно сказать, что

Объединение общественных и правовых (юридических) наук в одно целое "называется механическим, 
если отдельные элементы его соединены только в пространстве и времени внешнею связью, а не
проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и
соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.

Правовые науки также изучают не столько людей, сколько то, что люди должны усвоить либо усвоили, а именно законы и нормы.

Текст по правовой науке пишется на основе непосредственного исследования законодательства с целью его усовершенствования. Текст же общественных наук пишется обычно безо всякой оглядки на действующее законодательство с целью дать параллельное толкование принятым в законодательстве слов, терминов, понятий. Эта черта весьма примечательна культурологии, ибо каждый автор учебника, лекций старается придумать своё толкование понятия «культуры».

Главное отличие между правовыми и общественными науками заключается в том, что задачей первых является логичная систематизация норм в виде законов, кодексов и конституций, а задачей вторых – алогичная догматика на основе перевирания слов и путаницы понятий.

Перечень общественных наук

К общественным наукам следует относить все науки, которые содержат в себе политические, социологические, культурологические учения, учения о личности и т.п. Список общественных наук, таким образом, включает в себя следующие науки:

Таким образом, учитывая также, что обществоведение = социология, чисто общественными науками являются только 3 (перечислены по степени догматичности):

  1. Социология (больше об Отце)
  2. Культурология (больше о Святом Духе)
  3. Политология (больше о Сыне)

Нетрудно заметить, что все чисто общественные науки являются макрообщественными науками. Микрообщественные науки — педагогика и психология наиболее близки к человеку и поэтому наиболее научные среди всех общественных наук.

Культурология одновременно является чисто идеологической (теологической) наукой, то есть связующим звеном между общественными и теологическими учениями.


См.: классификация наук, идеология, идеологическая глобализация.

metonymia.ru

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека

Что изучает обществознание?

Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.

В каждой науке есть объект и субъект.

Объект науки — явление объективной реальности, которая изучает наука.

Субъект науки — Личность, группа лиц, познающая объект.

Науки разделяются на три группы.

Науки:

Точные науки

Естественные науки

Общественные (гуманитарные)

Математика, информатика, логика и другие

Химия, физика, биология, астрономия и другие

Философии, экономика, социология и другие

Общество изучают общественные (гуманитарные науки).

Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:

Отличие

Общественные науки

Гуманитарные науки

Главный объект изучения

Общество

Человек

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:

археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.

Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология — наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия — наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.

Науки изучают общества в узком и широком смыслах.

Общество в узком смысле:

1. Все население Земли, совокупность всех народов.

2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).

3. Страна, государство (французское общество, российское общество).

4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских

матерей).

5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).

6. Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

gigabaza.ru

Почему общественные науки являются разделами биологии?

Последнее обновление статьи: 29.10.2018

 

В одном из предыдущих постов Канадзава объяснял какие существуют самые популярные заблуждения о науке у людей, которые не занимаются ею профессионально. В этом посте речь идет уже о дискуссии между учеными.

Изучая право в университете я постоянно чувствовал какую-то неполноту своей картины мира. В школе была физика, химия, биология, а первые курсы университета начались с истории государства и права и теории государства и права. Известные гипотезы возникновения государства объяснялись оторвано от биологии. И этот пробел имеет огромное значение. Ведь когда мы понимаем, что государство и право возникает в следствии невозможности человеческих групп выживать по другому, то смотрим на эти понятия совсем по другому. Потому, я поддерживаю тезис Канадзавы и считаю, что изучение эволюционной биологии и психологии обязательно для тех, кто изучает общественные науки. Далее адаптированный перевод.

 

Эй, кто-нибудь, гидрогенология

 

Биология – это наука о всех живых организмах, их поведении и социальных системах. Люди – живые организмы. Таким образом, общественные науки (науки о поведении человека и его социальных системах) находятся в компетенции биологии. Общественные науки – это отрасли биологии, и все гипотезы в области общественных наук относительно поведения человека должны согласоваться с установленными принципами и законами биологии.

И всё же большинство социологов воспротивились бы подобному включению общественных наук в биологию и утверждали бы, что уникальность человеческого вида требует отдельной науки. Некоторые даже претендовали бы на то, что подобная неповторимость делает людей свободными от законов и принципов биологии: биология не имеет большого значения для человеческого поведения.

Согласно исследованию 1996 года, 168 опрошенных социологов в среднем объясняют только 4,7% межполовых различий в отношении профессиональных интересов и 15,3% межполовых различий в отношении насильственной преступности биологическими (генетическими, внутриутробными и послеродовыми несоциальными) факторами.

Исходя из этого, типичный социолог убежден, что почти 85% вариаций касательно половых различий в насилии и агрессии объясняются исключительно социальными и культурными факторами, такими как гендерная социализация. Когда-то, много лет назад, я был таким социологом.

Нет никаких сомнений в том, что люди уникальны. Между тем, как напоминает великий социобиолог Пьер ван ден Берге, люди не уникальны в неповторимости. Потому что каждый вид исключительный. Если бы это было не так, то он бы не был отдельным видом.

Если уникальность вида требует отдельной научной дисциплины, тогда должно было бы быть столько же научных дисциплин, сколько существует видов (наука о собаках, наука о кошках, наука о жирафах и т. д.). На практике биология охватывает все виды, существующие в природе, за исключением людей, или же таково общепринятое мнение в общественных науках.

Заявлять, что общественные науки не являются частью биологии, и создавать отдельную и несогласующуюся науку, посвященную исключительно человеческому виду – это настолько же дико и излишне, как учреждать гидрогенологию – науку о водороде – вне физики и несогласующуюся с ней.

Впрочем, мысль о гидрогенологии, которая отделена от физики, имеет столько же смысла, сколько и идея общественных наук, отделенных от биологии. Водород – очень необыкновенный элемент: это, несомненно, самый распространенный элемент во вселенной; это самый легкий и простой элемент; это единственный элемент, ядро которого не содержит нейтронов; он имеет наименьшее количество изотопов в природе; у него крайне низкая температура кипения и плавления; молекула водорода – это самая простая молекула; его скорость выше, чем у любого другого газа при любой заданной температуре, и поэтому он диффундирует быстрее, чем любой другой газ… Список можно продолжать.

Впрочем, нет никакой необходимости создавать гидрогенологию, посвященную исключительно изучению водорода, так как физика составляет общие законы и принципы, применимые ко всем элементам, включая водород.

Закон Бойля и закон Авогадро касаются водорода в той же мере, что и всех других газов, невзирая на его уникальность. Физика как наука развивалась тем образом, которым развивалась, потому что она не делает исключений; она формулирует всеобщие законы и принципы, которые применяются ко всем элементам, а не отдельные для каждого элемента.

Конечно, физики, как и прочие ученые, специализируются на определенных видах материи; некоторые из них – физики, изучающие элементарные частицы, другие – физики, изучающие плотные вещества. Так что нет ничего дурного в некоторых ученых, специализирующихся на изучении поведения человека. В области химии некоторые специализируются на изучении углеродных соединений, но в «карбонологии» (органической химии) не существует ничего противоречащего общим принципам химии. Я не призываю к изъятию общественных наук, а только к классификации их как «биологии человека».

В своей книге «Непротиворечивость» 1998 года гарвардский энтомолог Эдвард О. Уилсон наиболее исчерпывающим и решительным образом призывает к единству или к непротиворечивости всех естественных и гуманитарных наук (таких как искусство, литература, музыка и этика), руководствуясь принципами эволюционной биологии. Непротиворечивость – это то, что нам необходимо, чтобы включить общественные науки в биологию.

Большинство социологов не замечают, что одни и те же законы биологии справедливы для людей в той же мере, что и для всех других видов. К примеру, большинство социологов утверждает, что даже если все другие виды в природе обладают врожденными, типичными для вида качествами, определяющими манеру поведения представителей видов, то люди – исключение из этого правила и не обладают врожденными качествами. Они заявляют, что люди рождаются чистыми досками и все их поведение определяется социализацией и прочими факторами окружающей среды.

Большинство социологов не замечают, как такая человеческая исключительность – их тенденция формулировать теории, являющиеся специфичными исключительно для людей, – мешает развитию общественных наук. Потребовалась бы умопомрачительная вера в библейское творение, чтобы считать, что человек – это единственный вид, освобожденный от законов биологии, распространяющихся на остальной мир.

Гидрогенология вне физики не нужна, поскольку наряду с тем, что водород уникален, от других элементов он отличается только количественно, но не качественно. Водород – это элемент, отличный от гелия, но гелий – не что иное, как водород с дополнительной парой протон-электрон. Литий, отличаясь от водорода и гелия, – это не более чем гелий с дополнительной парой протон-электрон. Все элементы одинаковы, разве что различаются количеством протонов и электронов, которые они содержат; из этого вытекают все специфические свойства отдельных элементов. Вот почему одни и те же законы и принципы физики применимы ко всем элементам, невзирая на присущие только им качества.

То же самое верно в отношении биологических организмов. Человек – вид отличный от шимпанзе, но шимпанзе – это всего-навсего люди, видоизмененные в своем геноме на несколько процентов, а гориллы находятся на расстоянии в еще несколько процентов. Все виды животных одинаковы, если не считать гены, содержащиеся в их геномах. Все законы и принципы биологии распространяются на людей так же, как и на все другие виды животных.

Биологический редукционизм (классификация всех биологических организмов с точки зрения их генетических составляющих и интерпретация их поведения, а также социального строя посредством одной и той же системы принципов эволюционной биологии) и универсальный характер (без совершения оговорок по поводу какого-либо вида) позволяют им быть применимыми ко всем видам. Редукционизм и универсальный характер – два существенных принципа естественной науки.

В моем следующем посте я изложу, почему, в отличие от мнения большинства социологов, любая компетентная естественная наука – редукционистская, а любое поведение человека должно объясняться на уровне генов (и молекул, и атомов, и элементарных частиц).

 

Почему любая компетентная естественная наука является редукционистской

 

Вопреки распространенному убеждению (и, согласно убеждению большинства социологов) всякая адекватная естественная наука – редукционистская. Специалист по физике элементарных частиц и лауреат Нобелевской премии (а также один из моих героев по части умственного труда) Стивен Вайнберг высказывается лучше всех, когда говорит: «Мировоззрение редукциониста холодно и беспристрастно. Его необходимо принимать таким, каково оно есть, не потому, что оно нам нравится, а потому, что это то, как устроен мир».

Но почему так? Почему редукционистское мировоззрение – это то, как устроен мир? Все очень просто. По своей природе объекты покрупнее состоят из более мелких объектов. Объекты помельче не состоят из крупных объектов. Таким образом, явления на более высоком уровне агрегации (объекты покрупнее») должны объясняться причинно обусловленными механизмами, действующими на более низком уровне агрегации («объекты помельче»).

Люди состоят из генов, клеток и белков. Гены, клетки и белки не состоят из людей. Так что человеческое поведение (явления на уровне людей) должно объясняться механизмами, действующими на уровне генов, клеток и белков. Конечно же, действия генов, клеток и белков должны объясняться на уровне молекул, элементов и, в конце концов, элементарных частиц, а также, вероятно, вибрирующих струн.

Совсем как черепахам, редукционизму нет конца (но, в отличие от черепах, он останавливается на фундаментальной составляющей природы, которой некогда считался атом, а сейчас ею считается вибрирующая струна).

Тем не менее, важно отметить, что редукционизм не означает, что физика, самая фундаментальная из всех естественных наук, может одна объяснить все на свете. Для объяснения внезапно всплывающих явлений, находящихся на более высоких уровнях, требуются особые законы, в дополнение к более фундаментальным законам.

Иными словами, редукционизм не означает, что мы можем избавиться от менее фундаментальных наук, находящихся на более высоком уровне, таких как общественные науки. Как и в предыдущем случае, Вайнберг превосходно это объясняет в своей книге 1992 года «Мечты об окончательной теории»:

Я уверен, что есть смысл в том, чтобы всё объяснять законами природы, а законы природы – это то, что пытаются открывать физики. Но объяснение – это некое толкование в целом, которое ни в коем случае не ставит под угрозу автономию прочих естественных наук. Мы находим это даже в самой физике. Учение статистической физики – поведение большого числа частиц – и его применение при изучении материи в целом, к примеру, при изучении веществ в конденсированном состоянии – кристаллов и жидкостей – это отдельная наука, поскольку, когда вы имеете дело с очень большим количеством частиц, возникают новые явления. Вот пример, который я приводил в другом месте: даже если вы попробовали редукционистский подход и спланировали движение каждой молекулы в стакане воды, используя уравнения молекулярной физики, чтобы следить за тем, как двигалась каждая молекула, нигде среди горы компьютерных записей, созданных вами, вы не найдете того, что представляется для вас интересным в воде наподобие перемешивания, температуры или энтропии. Каждая наука изучает природу на своих условиях, поскольку каждая наука находит еще что-то интересное во вселенной. При этом складывается впечатление, что принципы статистической физики таковы, каковы они есть из-за свойств частиц, из которых состоят объекты. У статистической физики нет автономных принципов, и они не могут быть выведены из более низкого уровня.

Подобным образом, отдельно взятые законы эволюционной биологии не могут объяснить, почему некоторые мужчины становятся закоренелыми преступниками, тогда как другие становятся законопослушными гражданами, или почему некоторые браки длятся вечно, в то время как другие заканчиваются разводом, не говоря уже о том, почему случаются войны, революции и снижение темпов экономического развития.

Для того, чтобы объяснить эти явления, возникающие на макроуровне, требуются законы социологии, политологии и экономики. В то же время, эти вспомогательные законы общественных наук не могут противоречить более фундаментальными законами эволюционной биологии; например, полная макросоциологическая теория, касающаяся революций, не может содержать предположение о том, что люди как субъекты в равной мере ценят благосостояние своего собственного генетического потомства и благосостояние чужого потомства, или же что мужчины и женщины в одинаковой степени предрасположены к физическому насилию.

Иначе говоря, общественные науки относятся к эволюционной биологии тем же образом, как статистическая физика относится к физике элементарных частиц в приведенной выше цитате Вайнберга. Перефразируя Вайнберга, у общественных наук нет принципов, которые являются самостоятельными и не могут быть получены на более низком уровне.

Леда Космидес и Джон Тоби, сооснователи эволюционной психологии, напоминают нам, что до Галилео и Ньютона наука о небе (о движении небесных тел) и наука о земле (о движении объектов на Земле) рассматривались как отдельные науки, определяемые различными наборами законов и принципов. В истории науки разрушение разделяющей стены между ними, как это сделали Галилео и Ньютон, и признание того, что как к небесным, так и к земным телам применяется один и тот же набор законов и принципов – это было грандиозным шагом вперед.

Таково, к сожалению, плачевное состояние общественных наук на сегодня. Общественные науки в XXI веке находятся там же, где и естественные науки в XVII веке. Социологи убеждены в решительном разделении гуманитарных наук (общественных наук), касающихся поведения человеческого вида и наук, не имеющих отношения к человеку (биология) и касающихся поведения всех других видов в мире, считая, что они руководствуются совершенно разными наборами законов и принципов. Разрушить и эту стену, а также отнести общественные науки к биологии – в истории науки это было бы существенным шагом вперед.

Я завершу этот пост другой моей любимой цитатой, принадлежащей Вайнбергу.

Причина, по которой мы создаем впечатление, будто мы считаем, что физика элементарных частиц более фундаментальна, чем другие направления физики, заключается в том, что так оно и есть.

Причина, по которой мы создаем впечатление, будто мы считаем, что эволюционная психология более фундаментальна, чем другие направления общественных наук и наук о поведении, заключается в том, что так оно и есть.

Источники: Часть 1, Часть 2

 

Что еще изучить?

 

Эволюционная психология старается объяснить причины того или иного поведения человека, а социальные технологии помогают использовать это знание на практике. Зарегистрируйся на онлайн-курс Владимира Тарасова «Персональное управленческое искусство» и получи доступ к технологиям, которые помогут стать намного эффективнее в карьере и личной жизни.

 

Загрузка…

Иван Палий

Главред

brammels.com

Ответы@Mail.Ru: какие бывают науки?

Гуманитарные науки
Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К гуманитарным наукам относятся:
Антропология, Философия, История, Культурология, Филология, Педагогика, Искусствоведение, Литературоведение, Психология, Журналистика, Этика, Эстетика, Археология, Графология, Лингвистика, Социология, Политология, Юриспруденция, Право, Этнография, Науковедение, Криминалистика.

Общественные науки
Общественные (социальные) науки — комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками.
К общественным наукам относятся:
Археология, Графология, Экономика, История, Культурология, Лингвистика, Политология, Психология, Социальная и культурная антропология, Социально-экономическая география, Регионоведение, Социология, Юриспруденция, Право, Этнография

Естественные науки
Естественные науки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных — от «естество» , природа) явлений.
К естественным наукам относятся:
Математика, Физика, Химия, Биология

Технические науки
Технические науки — комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо её саму (изучает техносферу) .
К техническим наукам относятся:
Архитектура, Биотехнология, Информатика, Кораблестроение, Космонавтика, Материаловедение, Механика, Системотехника, Химическая технология, Электротехника, Ядерная энергетика.

Прикладные науки
Прикладная наука — это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

otvet.mail.ru

Общественная наука — это… Что такое Общественная наука?


  • Общественная нравственность
  • Общественная лицензия GNU

Смотреть что такое «Общественная наука» в других словарях:

  • общественная наука — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN social science The study of society and of the relationship of individual members within society, including economics, history, political science, psychology, anthropology, and …   Справочник технического переводчика

  • общественная наука — общественные науки науки о человеческой личности и обществе. гуманитарный. ▼ филология …   Идеографический словарь русского языка

  • Наука об управлении — (точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления) [management science] социальная, общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется …   Экономико-математический словарь

  • наука об управлении — Точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления, социальная, общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется глубиной познания… …   Справочник технического переводчика

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • Общественная организация — добровольное объединение граждан, возникшее по их инициативе для реализации их интересов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — – общественная психика – совокупность групповых, коллективных, массовых психических явлений, состояний и процессов в обществе, образующих систему психосоциального отражения действительности. На основе О.п. возникают и развиваются экономическое,… …   Политическая психология. Словарь-справочник

  • Наука — I Наука         сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… …   Большая советская энциклопедия

  • Наука — I Наука         сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… …   Большая советская энциклопедия

  • Наука в России — Основная статья: Наука Содержание 1 История науки в России 2 Российская наука накануне октябрьской революции …   Википедия

Книги

  • Невидимые руки, опыт России и общественная наука. Способы объяснения системного провала, Хедлунд Стефан. В этой книге исследуются ситуации, в которых деятельность на национальном и международном уровнях приводит к катастрофическим последствиям, а сложные аналитические модели общественной науки… Подробнее  Купить за 589 грн (только Украина)
  • Невидимые руки, опыт России и общественная наука. Способы объяснения системного провала, Хедлунд Стефан. В этой книге исследуются ситуации, в которых деятельность на национальном и международном уровнях приводит к катастрофическим последствиям, а сложные аналитические модели общественной науки… Подробнее  Купить за 570 руб
  • Невидимые руки, опыт России и общественная наука. Способы объяснения системного провала, Хедлунд С.. В этой книге исследуются ситуации, в которых деятельность на национальном и международном уровнях приводит к катастрофическим последствиям, а сложные аналитические модели общественной науки… Подробнее  Купить за 562 руб
Другие книги по запросу «Общественная наука» >>

dic.academic.ru

Социальные науки, их классификация

Общество ¾ настолько сложный объект, что одной на­уке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, человеческое общество. Совокупность всех наук, изучающих общество в целом, называют обществознанием. К ним относят философию, историю, социологию, экономику, политологию, психологию и социальную психологию, антропологию и культурологию. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Обществознание, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории.

Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальныхи гуманитарных.

Если социальные науки — это науки о поведении людей, то гуманитарные — это науки о духе. Можно сказать иначе, предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин — культура. Основным предметом социальных наук выступает изучение поведения людей.

Социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этногра­фия (наука о народах) относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не­му группа других, родственных ему, дисциплин: фило­софия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию.

Поскольку представители соседних наук постоянно общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки, с примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии – экономическая психология. Помимо того существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.

Познакомимся более основательно со спецификой ведущих общественных наук:

Экономика – наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом — в общественной и частной жизни — люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости мы — прямо или косвенно — учитываем принципы экономии.

Социология–наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология– наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология — наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуаль­ном поведении. В центе внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились сегодня с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника — малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах — в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

История — одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскание». Некоторые ученые считали, что объектом изучения истории является прошлое. Известный французский историк М.Блок категорически возражал против этого. «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна».

Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Однако, это вряд ли справедливо, так как Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы. И труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считаться отцами истории у Фукидида, Полибия, Арриана, Публия Корнелия Тацита, Аммиана Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.».

И хотя, с течением времени, люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения истории не оспаривалась. Известнейший русский историк В.О.Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Культурологию интересует прежде всего мир искусства — живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей.

Демография изучает население — все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как размножаются, сколько живут, почему и в каком количестве умирают, куда передвигаются большие массы людей. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. На эти процессы воздействуют в первую очередь биологические законы. Например, наука доказала, что больше 110-115 лет человек жить не может. Таков его биологический ресурс. Однако подавляющее большинство людей проживает до 60-70 лет. Но это сегодня, а двести лет назад средняя продолжительность жизни не превышала 30-40 лет. В бедных и слаборазвитых странах и сегодня люди живут меньше, чем в богатых и очень развитых. У человека продолжительность жизни определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).

 

 

3.7. Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание — это познание общества. Познание общества — процесс очень сложный в силу ряда причин.

1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.

2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом познания является наблюдение. Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании, наблюдая звезды. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение. Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В.А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата..

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.

2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».

3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.

4. Социальный эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент — эксперимент констатирующий, подтверждающий.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод — это моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, вообще еще не существует, например, в прогностических исследованиях), либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо оно невозможно в силу этических соображений.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.

 

 


Похожие статьи:

poznayka.org