Какие нормативно правовые акты бывают – Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов — Вопросы на госэкзамен по ТГП

Содержание

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы,

 регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов — кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы

 и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации — законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления

 называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

studfiles.net

19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правиламюридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом 

НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Признаки нормативных правовых актов:

— нормативный характер

— это правовой акт

— является результатом правотворчества

— общеобязательность

— оформление в виде официального документа

— определённый порядок группировки правовых норм.

1. Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Особый порядок — законотворчество.

По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие.

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

2. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

3. Нормативные договоры. Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов:

1. Конституция России.

2. Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России.

3. Законы: Федеральные конституционные законы, Кодексы и Федеральные законы.

4. Подзаконные правовые акты:

5. Указы Президента России,

6. Постановления Правительства России.

7. Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

8. конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

9. законы субъектов Российской Федерации;

10. нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

11. нормативные правовые акты органов местного самоуправления

12. Локальные нормативно-правовые акты.

В зависимости от содержания: отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами), гражданско-правовые уголовно-правовые и т. д. комплексные

АКТЫ СССР – тож бывают.

studfiles.net

Примеры нормативно правовых актов с пояснениями

Примеры нормативно правовых актов: 10 особенностей официальных документов + 4 классификационных признака + 4 типа законов и 4 типа подзаконных актов с примерами.

Развитая и цивилизованная страна должна жить по нормам права.

Для этого на разных уровнях власти издаются официальные документы, которые и регулируют те или иные сферы деятельности.

Примеры нормативно правовых актов в РФ должны знать все, потому что именно они являются доминирующими источниками самоуправления.

Официальная документация обязательна к исполнению для всех граждан, что считают себя законопослушными.

Нормативно правовой акт и его примеры

Без существующих нормативно правовых актов (НПА) в любом мире наступит полная анархия. Эти официальные документы в текстовом виде закрепляют правовую информацию, которая обязательна к использованию всеми гражданами.

1. Что такое нормативно правовой акт?

Первое, что нужно знать о нормативно правовых актах – то, что это официальные документы, которые прописываются и принимаются лишь уполномоченными на то законодательными органами в особом порядке.

То есть, даже при большом желании обычный человек не может сесть и написать Конституцию, которая бы распространялась на всю страну.

А вот взрослое население страны вправе влиять на создание или изменение таких актов. В качестве примера может служить референдум, который проводится во многих странах с целью узнать мнение общества по поводу вводимого законопроекта или изменений к Конституции.

Основное определение НПА можно найти в Постановлении Госдумы № 781-II, что было принято в 1996 году:

Согласно особенностям романо-германской правовой системы, которая используется и РФ, именно нормативные акты являются основным источником права в стране. Их содержание (особенно это касается главного документа – Конституции) не подлежит оспариванию, потому что принимается на высшем государственном уровне.

Права и обязанности человека: 33 вещи, которые нужно знать

Хотя известны случаи, когда высший законодательный орган (Парламент) или взрослое население страны на референдуме меняли действующую государственную Конституцию.

Но подобные практики не имеют широкого распространения, да и сама процедура не так проста, чтобы к ней можно было прибегать слишком уж часто.

2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?

Создание официальных актов – сложный процесс, к которому выдвигаются конкретные требования.

Вот почему не каждый человек, а то и государственный орган располагает полномочиями вершить право в РФ.

Есть 4 основных требования, которых нужно придерживаться в обязательном порядке, создавая законопроект:

  1. Высокое качество.

    Чтобы создать качественный официальный документ, нужно, иметь не только юридическое образование, но и приличный опыт работы в этой сфере.

    Акты, которые отличаются низким качеством (были приняты наспех, содержат ошибки и неточности, не могут считаться полными и т.д.) обычно или дорабатываются, или утрачивают силу, когда появляется более усовершенствованная версия.

  2. Четкая структура.

    Даже если содержание бумаги не вызывает сомнений, но его структура отличается хаотичностью, такая бумага подлежит доработке. Наиболее оптимальная структура – вводная часть и статьи, которые тоже строятся по определенному принципу.

  3. Отражение объективной реальности.

    Мы живем в реальном мире, поэтому и действующая законодательная база должна отражать основные аспекты этой реальности. Вот почему при создании НПА важно опираться не на фантазии, пусть даже и с благими намерениями, а на объективную действительность.

    Если какие-то статьи пойдут в разрез с реальностью, то они просто не будут использоваться.

  4. Доступность для понимания.

    Конечно, подобная важная документация не может писаться совсем уж примитивным стилем в разговорном жанре, но и усложнять их настолько, чтобы сделать недоступными для понимания простых граждан, не имеет смысла.

    Даже люди без юридического образования должны понимать, о чем идет речь.

3. Какими особенностями отличаются примеры нормативно правовых актов?

Основные особенности действующих НПА:

  1. Ориентация на управление отношениями в разных сферах общественной жизни.
  2. Правотворческий процесс, который предшествует созданию любой правовой бумаги.
  3. Официальный характер, который носит каждый из НПА.
  4. Наличие специальных реквизитов:

    1.

    наименование акта (например, закон, постановление, приказ)

    2.

    наименование государственного органа, который принял данный документ (Государственная Дума, Президент, Правительство, Министерство)

    3.

    дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят
  5. Каждый является частью единой правовой системы государства.
  6. Обязателен к исполнению как рядовыми гражданами, так и государственными органами, потому что содержит нормы права, актуальные на момент принятия бумаги.
  7. Принимается согласно официальной процедуре. Обычно вступают в силу после того, как публикуются и таким образом информируют население державы о своем появлении.
  8. Длительное время, которое требуется для принятия того или иного правового акта. Это связано и со сложностью создания документа, и с ответственностью, что лежит на создателях, и с многоуровневой процедурой, которой необходимо придерживаться.
  9. Четкая внутренняя структура: разделы, главы, статьи и т.п.
  10. Исполнение любого законодательного акта контролируется государством, что имеет право проявлять свою силу при необходимости. Пример – наказание, предусмотренное за нарушение того или иного государственного закона.

Принципы классификации нормативно правовых актов


Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:

  • субъект инициирования создания документа;
  • область распространения;
  • срок действия;
  • уровень юридической силы.

Классификационные особенности в зависимости от

Субъекта инициирования создания документа

Классификационные особенности в зависимости от

Создание нормативно-правового акта может инициироваться:
— государственным органом;
— общественной организацией;
— народом (референдум).


Области распространения

Выделяют:
— федеральные НПА;
— акты субъектов РФ;
— акты муниципальных органов;
— локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

Срока действия

В зависимости от времени влияния выделяют:
— акты, принятые на неопределенное длительное время;
— акты временные (на определенный период).

Уровня юридической силы

По этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на:
— законы;
— подзаконные акты.

Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы


Юридическая сила – основной классификационный признак.

Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

Принято считать, что НПА изданные вышестоящим органом, к примеру, Государственной Думой, имеют приоритет перед документацией, которую составляют местные органы самоуправления.

1) Примеры законов как нормативно правовых актов.


Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

Выделяют 4 вида такой документации:

  1. Конституция РФ.</p

    Этот документ считается главным в любой правовой державе, потому что там описывается не только государственный строй или политические особенности страны, но и права и обязанности каждого гражданина.

    Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав и 37 статей.

    Этот документ должен быть настольной книгой как для обычных граждан, так и для представителей власти.

  2. Конституционные.

    Это официальная документация, в которой статьи Конституции расписываются подробно для лучшего их понимания гражданами, во избежание неверных трактовок и для того, чтобы минимизировать нарушения.

    Вот примеры конституционных законов:

  3. Федеральные.

    Они принимаются Государственной Думой и вступают в силу после публикации. Цель их создания – урегулировать основные аспекты деятельности граждан, государственных органов, коммерческих организаций и т.д.

    Примеры ФЗ:

    Образец заявления в полицию о краже

    К ФЗ относятся также различные государственные кодексы. К примеру, Трудовой, Семейный, Гражданский и т.д.

  4. Местные.

    Выборные органы субъектов РФ могут принимать законопроекты на местном уровне, которые действуют в конкретном городе или регионе. Их статьи не являются обязательными к исполнению в других субъектах государства и не должны противоречить Конституции или ФЗ.

    Примером активного местного самоуправления могут служить законы штатов в США, которые часто противоречат друг другу.

    Если говорить о примерах местных законопроектов РФ, то можно вспомнить:

Действие Конституции и ФЗ распространяется на все сферы деятельности. Их содержание обязательно к исполнению.

Система нормативных актов в РФ.

Что такое нормативно правовой акт?
Виды нормативных актов.

2) Подзаконные нормативно правовые акты и их примеры.

Юридическая сила подзаконных актов небольшая, если сравнивать с законами, кроме того они не должны противоречить Конституции или ФЗ РФ.

Однако эти особенности не мешают подзаконным актам считаться официальными документами и относиться к НПА.

Все подзаконные акты можно разделить на 4 основные группы:




Название

Пояснение

Пример

1.

Общие

Они обязательны для исполнения всем лицам, проживающим на территории РФ. К таким НПА относятся указы и распоряжения Президента, постановления правительства.

Указ Президента «О награждении государственными наградами Российской Федерации», постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

2.

Местные

Изданные местными органами власти: различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

Постановление мэрии города Новосибирска от 28.04.2016 № 1704 «О структуре администрации Ленинского района города Новосибирска», Распоряжение Правительства Москвы № 237-РП от 30 апреля 2015 года
Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр «Открытое правительство»

3.

Ведомственные

Это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Приказ Минфина России от 28.08.2017 № 137н «О внесении изменений в Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 65Н

4.

Внутриорганизационные / корпоративные

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

Устав АО «Тинькофф Банк», Приказ о назначении генерального директора ООО «Урожай»

Конечно, это далеко не все примеры нормативно правовых актов, потому что образцов официальной документации существует достаточно много.

Не были взяты во внимание акты судебной власти, потому что до сих пор отношение этих бумаг к НПА считается спорным вопросом.

yuristotboga.com

это… Понятие и виды нормативно-правовых актов :: BusinessMan.ru

Каждый отечественный юрист знает одну прописную истину: жизнь населения любого государства регулируется посредством права. Но теоретики поддерживают иную позицию. По их мнению, право можно разделить на несколько составляющих, одной из которых будет позитивное право. Этот термин включает в себя понятие юридической практики, совокупность нормативно-правовых актов и другие элементы, которые прямо влияют на жизнь социума.

Наиболее важную роль в процессе реализации права играют нормативные акты государства. Этот вид отображения правовой нормы является основным вот уже несколько сотен лет подряд. Проблема в том, что далеко не каждый может корректно изложить суть понятия «нормативно-правовой акт». Для этого нужно разбираться не только в юриспруденции, но ещё и в некоторых теоретических вопросах правовых дисциплин. Далее мы попытаемся максимально раскрыть понятие НПА, рассмотреть их виды и способы появления.

Что такое НПА?

Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).

Признаки НПА

Нормативные акты государства отличаются друг от друга, но имеют единые признаки, характерные для каждого из них, а именно:

  1. Издание НПА производится исключительно органами государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом в рамках его полномочий.
  2. В нормативных актах прописаны нормы поведения, санкционированные государством, другими словами, нормы права, которые носят общеобязательный характер.
  3. Действие НПА рассчитано на неопределённый круг лиц.
  4. НПА характеризуется неоднократностью применения.
  5. Правовые нормы в нормативных актах способны прекращать, изменять или создавать новые правоотношения.
  6. Нормативно-правовые акты появляются вследствие процесса правотворчества.

Любой нормативный акт обладает представленным выше перечнем особенностей. Отсутствие хотя бы одной из них лишает НПА юридической силы.

НПА в странах романо-германской правовой семьи

Так как Российская Федерация находится в группе государств романо-германской семьи, понятие нормативного акта следует рассматривать с учётом данной особенности. Нормативно-правовые акты РФ — это основной источник права в государстве. НПА издаются в определённом порядке (с использованием юридической техники), уполномоченными органами, о чём уже было указано ранее. Ко всему прочему, в России и государствах романо-германской правовой семьи нормативные акты образуют систему, которая имеет свою иерархичность. Этот факт позволяет говорить о классификации НПА, основываясь на их юридической силе.

Виды НПА

Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

  • Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт — НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
  • Согласно субъекту, издающему НПА — акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

Законы и подзаконные акты: в чем разница?

Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.

Нормы права, закрепленные в подзаконных актах, считаются исходящими из норм, закрепленных в законах, и не могут им противоречить. Подзаконные акты можно классифицировать на основе органов, которые их издают, например: НПА министерств, президента, ведомств и т.п.

Правотворчество

С учётом того, что НПА – это специфическая форма реализации права или же официальный документ, нужно выделить особый порядок их принятия, который носит название «правотворчество». Этим термином обозначается совокупность действий, направленных на подготовку, принятие, опубликование нормативных актов. Правотворчество – это обязательная процедура, вследствие которой появляются нормативные акты. Она имеет особенности и определённые стадии, а именно:

  1. Подготовка проекта нормативного акта.
  2. Обсуждение проекта.
  3. Согласование проекта с соответствующими органами власти.
  4. Принятие нормативного акта и его подписание.
  5. Оглашение НПА в официальных источниках.

Если мы говорим об издании законов, то процесс законотворчества немного отличается. Законотворчество осуществляется исключительно органами законодательной власти, а также включает в себя издание законов и подзаконных актов высших государственных органов. В свою очередь, правотворчество может осуществляться любыми уполномоченными на то органами.

Регистрация НПА

В некоторых случаях изданные нормативные акты органов исполнительной власти РФ нуждаются в государственной регистрации. Подобный вид деятельности является прерогативой Министерства юстиции Российской Федерации. Зарегистрированные акты вносятся в реестр нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Регистрация является обязательной и проводится в тех случаях, когда нормативный акт затрагивает права и свободы граждан, их обязанности, изменяет правовой статус организаций и ведомств, имеет межведомственный характер. Перед регистрацией в Минюсте нормативный акт проверяется на наличие несоответствий с законодательством Российской Федерации. Если подобные факты обнаружены, то нормативный акт возвращается ведомству на доработку.

Экспертиза актов правотворчества

Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.

Международные нормативные акты

Государство может вести как внутреннюю, так и внешнеполитическую деятельность. В процессе взаимодействия с другими государствами возникает вопрос о регулировании международных отношений. Таким образом появляются международные НПА. Субъектами данных актов являются государства, объектом – отношения между государствами по поводу нематериальных и материальных благ. Международные нормативно-правовые акты могут быть нескольких видов. К примеру, конвенции, международные договоры, рекомендации, ноты. Отсюда следует тот факт, что международные НПА – это основной способ регулирования отношений между государствами, включающий в себя использования международных правовых норм.

Заключение

В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день многие страны выделяют как основной способ влияния на общественные правоотношения именно НПА. Примеры этих официальных документов, порядок принятия и особенности были представлены в данной статье.

businessman.ru

Нормативно-правовой акт как источник права РФ

Вместе с другими источниками права, обычаем и прецедентом нормативно-правовой акт считают относительно поздним плодом становления юриспруденции как отдельного института социальных отношений. Сегодня он приобретает большее значение даже в тех странах, где основой государственного строя на протяжении не одного века служат религиозные воззрения. В нашей державе нормативно-правовому акту весомая роль отведена достаточно давно. Законы и президентские указы, распорядительные документы органов исполнительной ветви власти являются фундаментом законности и верховенства принятых решений во всех сферах общественных отношений.

Роль законов и подзаконных актов как юридических источников

История помнит несколько правовых форм, использующихся непосредственно на территории современной российской державы: это добровольное соглашение, непосредственно законодательный документ и обычай. Каждый из них обладает разным значением, имеет отдельную сферу применения. Отечественная судебная практика официально никогда не служила прямым источником для применения ранее принятых решений в прецедентных случаях.

И хотя нормативные акты являются наиболее характерной для РФ формой права, возможностью издавать законы наделены лишь высшие государственные структуры. В нашей стране заниматься правотворческой деятельностью разрешено представительным органам и исполнительной ветке. Кроме того, каждый госорган компетентен в издании нормативных актов по исключительным вопросам, т. е. находящихся в его ведении.

Говоря о нормативно-правовых актах как источниках права, сначала следовало бы определить особенности их действия. С момента вступления в юридическую силу вплоть до ее утраты они действуют на ограниченной территории. После оглашения (опубликования) предписания закона применимы до тех пор, пока не будет принят документ, отменяющий, приостанавливающий его действие или позволяющий внести в него определенные изменения.

Какими бывают нормативно-правовые акты в РФ?

Нормативно-правовой акт как источник российского права можно классифицировать по нескольким параметрам. Если его предписания предназначаются для отдельного круга лиц, подразумевается утверждение специального решения. Документы, не имеющие конкретного указания, являются обязательными для всех граждан.
Кроме того, решения госорганов могут иметь общефедеральное значение или региональное. В иерархической системе каждый принятый на государственном уровне документ имеет свою ступень в зависимости от юридической силы. Условно распределить их можно в следующем порядке:

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы, в том числе обладающие статусом конституционных;
  • президентские указы.

Среди нормативно-правовых актов, относящихся к источникам права в России, стоит отметить распорядительные документы правительства РФ, решения центральных ведомств и служб, министерств и подчиненных им государственных структур. К отдельной группе относят международные соглашения, договоры и резолюции, ратифицированные в Российской Федерации, а также документы, принятые органами власти в отдельных субъектах. Такие нормативно-правовые акты как источники права действуют исключительно на территории региона, утвердившего данное решение.

Конституция – фундамент в правовой системе государства

На вершине системы находится Конституция РФ – это базисный закон, действующий во всех точках государства. Его верховенство объясняется следующими моментами:

  • Во-первых, Конституция – следствие свободного и демократичного волеизъявления населения, постоянно проживающего на территории РФ.
  • Во-вторых, этот закон устанавливает рамки для формирования понятийного аппарата, принципов, общественного порядка.
  • В-третьих, Конституция определяет и гарантирует защиту правам человека и гражданина, устанавливает границы компетентности каждого отдельного элемента в системе высшего государственного устройства.

Внести изменения в Конституцию РФ так же, как в другой нормативно-правовой источник права, обладающий меньшей юридической значимостью, непросто. Правотворческая процедура подразумевает соблюдение целого ряда условий, а сам текст документа вмещает более 130 статей, нормы которых относятся ко всем юридическим отраслям.

Правотворчество законодателей: кто издает законы в России?

Государственная дума – высший орган, на который возложена функция принятия законодательных актов. После всех чтения законопроекта документ отправляется для ознакомления и рассмотрения Совету Федерации. При положительном голосовании за проект преимущественным числом участников заседания от общей численности членов палаты закон считается принятым. Роль президента РФ на данном этапе является, по сути, формальной: для приобретения нормативно-правовым актом как основного источника права юридической силы необходимо ему необходимо подписать и обнародовать его. Однако при необходимости глава государства может вернуть документ на доработку.

Для любых законов, в том числе федеральных и конституционных, обязательна огласка посредством публикации. Решения, прошедшие все необходимые процедуры и принятые на высшем уровне, печатают в редакции «Собрания законодательства Российской Федерации» или «Российской газете». Согласно конституционному укладу, субъекты РФ самостоятельно создают правовую базу, регулирующую правоотношения во всех направлениях общественной жизни региона.

Президентские и правительственные решения

Указы главы РФ практически наравне с федеральными законами определяют механизм реализации и охраны человеческих прав и свобод, интересов граждан. Изданные президентом страны нормативно-правовые акты в системе источников права в обязательном порядке исполняются по всей территории страны. Чаще всего предметом регулирования служат вопросы внутренней и межгосударственной политики России.

Учитывая, что на правительственные органы возложена функция осуществления исполнительной власти в государстве, данные структуры не в состоянии выполнить задачу без реализации правотворческой деятельности. Например, Правительство РФ издает распоряжения, необходимые для осуществления задач в текущем порядке, а принимаемые им постановления носят нормативный характер и обладают большей значимостью.

Особенности и главные отличия законов от правового обычая

Чем же отличаются иные формы источников права от нормативно-правовых актов? Разница заключается вот в чем:

  • Законы и подзаконные документы, принятые на высшем государственном уровне, объединены необходимостью соответствия Конституции РФ, а потому не противоречат ей.
  • В отличие от обычая и прецедента нормативные документы являются четко фиксированными, письменными источниками.
  • Юридически выразить нормы обычая или прецедента невозможно, поскольку такое воплощение приобретет сугубо казуистический неопределенный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты как основные источники права исходят из единого регулирующего центра, что позволяет применять их с целью развития социума в одном направлении, едином русле. Кроме того, законы и подзаконные документы, изданные госорганами высшего звена, служат неотъемлемым механизмом для установления правопорядка. Определенность норм, из которых состоят документы, в большей мере является препятствием децентрализации и способом приведения к соответствию принципам верховенства права.

Почему в сравнении с обычаем нормативное право имеет большую юридическую силу?

О нормативно-правовом акте как источнике права РФ стоит также сказать следующее. Будучи официальным письменным документом, изданным компетентными руководящими структурами, закон устанавливает, вносит изменения, а также отменяет действующие правовые нормы. Отсюда несложно сделать вывод о том, что любой закон или подзаконный документ является актом правотворчества, а его предназначение заключается в повсеместном применении для неограниченного количества случаев. Непрерывно действуют президентские и правительственные акты, обладающие достаточной значимостью для вступления в силу на территории всех субъектов страны.

Законы и подзаконные документы обладают массой преимуществ относительно всех видов источников права. Нормативно-правовые акты:

  • имеют значительные субординационные и координационные возможности для установления тех или иных норм, правил, инструкций;
  • способны оформить устоявшиеся до определенного времени нормы при соблюдении основных правил изложения;
  • являются удобным подспорьем для разрешения дел – на них легко ссылаться, требуя соблюдения прав или выполнения обязанностей.

История появления закона как основного правового источника

Как уже говорилось, нормативно-правовой акт является источником права, заняв главенствующее положение над обычаем и прецедентом. Переход к соответствующему виду регулирования общественных отношений происходила постепенно. Весьма интересна история «внедрения» нормативно-правовых актов в систему юридических источников: изначально документы применялись только в сферах, связанных непосредственно с реализацией государственной власти. Правоотношения частного, неимущественного характера еще долго оставались под регулированием обычая и прецедентных судебных решений.

С течением времени существенно расширилось влияние законов как письменных источников. Нормативно-правовые акты по трудовому праву, в том числе КЗоТ РФ, гражданскому праву (ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ) используют в соответствующих отраслях общественных отношений. Кодифицированные законные и подзаконные документы давным-давно приняты за рамками стандартного регулирования правоотношений.

В качестве ярчайшего примера выступает Гражданский кодекс РФ – это основной акт, вмещающий в себе нормы частного имущественного и неимущественного права, в том числе регулирующие предпринимательскую деятельность. Несмотря на то что данный документ относят к отрасли гражданских правоотношений, его используют при необходимости правоустанавливающих действий и в экономической сфере.

Разновидности федеральных законов: в чем разница?

Интересной особенностью нормативно-правовых актов, изданных отечественными законодателями, является их подразделение на федеральные и федеральные конституционные. Последние, несомненно, обладают большей юридической значимостью для регулируемых с их помощью отраслей общественных отношений. В зависимости от масштаба действия и территории распространения подобных документов их принято разделять на:

  • нормативные акты централизованного регулирования – принимаются государственными структурами или муниципалитетом;
  • локальные нормативные акты – принимаемые на местном уровне для решения текущих задач региона.

Власти и органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты федерального, республиканского значения. Некоторые документы действуют исключительно на территории автономных округов, краев, отдельных областей. Для координации определенной сферы правоотношений в Москве или Санкт-Петербурге – городах, обладающих особым статусом, власти принимают отдельные подзаконные акты. С помощью данной классификации удается распределять компетенцию в вопросе регулирования отношений между конкретными государственными органами.

Закон как образцовый источник правовой системы

Как источник права нормативно-правовой акт является самым распространенным и эффективным, поскольку призван регулировать правила поведения, устанавливать права и обязанности как представителей федеральных субъектов РФ, так и простых граждан. Законы, указы, постановления и распоряжения включают в себя основополагающие положения, которые определяют подчинение объектов, принимающих на себе действие конкретного документа. Кроме того, любой из вышеперечисленных нормативно-правовых актов является письменным, а значит гарантированным и обязательным к соблюдению всеми, кого он касается. Любой документ, используемый в сфере регулирования сферы отношений, содержит правила общего характера, устанавливает, изменяет или отменяет те или иные правовые нормы.

По сути, главным отличием нормативно-правовых актов от других элементов системы источников является его неоднократное применение. Индивидуальные предписания или же принимаемые государственными органами решения смешанного характера встречаются на практике не реже, но зачастую не применяются больше одного раза.

В нормативно-правовой системе все элементы тесно соприкасаются, обладают значимой юридической силой, а некоторые из них находятся в подчинении относительно друг друга. Значение и роль документа определяются свойством самого документа. Юридическая сила принятого решения зависит в первую очередь от компетенции органа, принявшего его. Нормативно-правовой акт – связующий элемент между правом и государством, опосредующий объективно существующие отношения в социуме.

fb.ru

Понятие и виды нормативно-правовых актов в РФ

На протяжении всей истории человечество пыталось найти идеальный способ саморегулирования. Эти поиски очень часто заканчивались достаточно парадоксально, а иногда крайне опасно. Тем не менее люди всё-таки сумели разработать поистине идеальную систему саморегулирования – право. Однако не стоит забегать вперёд.

Первоначально основным способом убеждения или же влияния было насилие. Позднее этот незаменимый атрибут любой древней власти был вытеснен моральными нормами, которые потихоньку начали санкционироваться той или иной властью. Таким образом, на сегодняшний день право является наиболее сформированным и цивилизованным способом самоорганизации и самоуправления людей. Он активно используется властью любого государства для непосредственного влияния на граждан. Однако достаточно часто возникает вопрос, как право фактически реализуется или же доносится до сознания обыкновенных граждан отдельно взятого государства. Сегодня по данному вопросу в теории государства и права сформирована целая научная отрасль, которая изучает нормативные акты органов власти. Именно благодаря подобным документам право реализуется в жизни граждан.

Для чего существуют НПА?

Ранее мы уже указали, что нормативно-правовые акты — это, прежде всего, одна из форм непосредственной реализации права в реальной жизни. Их используют в разных сферах деятельности для регулирования тех или иных отношений. Система субъектов использования нормативных актов достаточно обширна, о ней пойдёт речь далее в статье. А сам институт государственных актов имеет иное предназначение, о котором по большей части известно исключительно юристам-теоретикам.

Дело в том, что НПА характеризуют правовую систему того или иного государства в полной мере. Наиболее ярко данная особенность проявляется в РФ, потому что тут нормативные акты являются ключевым правовым источником. По сути, юридическая система государства состоит из НПА, потому что именно в них проявляется ее трехэлементная структура, состоящая из отраслей, институтов и отдельных правовых норм. Понятия и виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации позволяют увидеть реальное действие этой структуры в сфере регулирования отношений общественного характера.

Субъекты использования НПА

Прежде чем рассмотреть непосредственно понятие и виды нормативно-правовых актов в России, нужно разобраться в системе субъектов, которые их непосредственно используют. Если рассматривать этот вопрос глобально, то всех без исключения субъектов возможно поделить на две большие группы: общие и специальные.

1. Общие субъекты использования НПА – это все население РФ, вне зависимости от пола, социального статуса, положения в обществе, занимаемых должностей и т. п. Каждый без исключения житель РФ обязан придерживаться законов и не нарушать предписанные ими нормы. Именно такими правомерными действиями граждане, а также иные лица, пребывающие на территории России, обеспечивают реальное действие НПА.

2. Второй видо субъектов — специальный. К нему можно причислить органы всех ветвей власти (исполнительной, судебной и законодательной). Таким образом, основная особенность, характеризующая специальный субъект, – это непосредственная принадлежность к органам госвласти России. Как правило, представители этого вида наделены большим количеством правомочий, нежели общие субъекты использования и реализации норм НПА.

Понятие НПА

Понятие и виды нормативно-правовых актов – это термины, которые неразрывно связаны между собой. Однако чтобы выделить их особенности в отдельности, нужно разобраться в самой сути НПА. Согласно выработанной доктрине, в науке государства и права нормативно-правовой акт – это документ официального характера, который принимается в порядке и пределах компетенции отдельного органа власти, имеющий установленную форму и закрепляющий санкционированные государством правила поведения, которые рассчитаны на неограниченное количество лиц. Представленное понятие является общепринятым, то есть «стандартом» юриспруденции, если можно так выразиться. Однако в мире научных дискуссий принято понимать НПА и как документ, и как акт правотворчества. Суть терминов принципиально разная. В первом случае говорится о формализованном государственными правилами материальном носителе правовых норм, который имеет юридическую силу. Что касается второго случая, то тут нормативный акт рассматривается как «продукт» процесса нормотворчества, то есть непосредственного регулирования отношений общественного характера. При этом НПА, понятие, виды которых представлены в данной статье, играют значительную роль в правовой системе России.

НПА как юридические источники

Исторически так сложилось, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской семьи права. Общая особенность подобных государств в том, что в них ключевым источником права является НПА. Именно на его основе производится разработка всех иных источников. Что касается совокупности правовых актов, то они входят в единую систему, которая не только упорядочена, но также является иерархичной. Помимо этого, нормативные акты «рождаются» вследствие специфической процедуры правотворчества, производить которую могут специально уполномоченные органы. Кроме этого, практически любой существующий акт отвечает правилам юридической техники, а также принципу законности и гуманизма. Следует отметить, что понятие и виды нормативно-правовых актов в РФ можно выделить именно при помощи существующей иерархии, так как эта особенность является ключевой характеристикой правовой системы России.

Правовая система РФ как совокупность государственных актов

Понятия и виды нормативно-правовых актов в России во многом помогают исследовать, а также выделить ключевые моменты правовой системы этого государства. Таким образом, на основе данного подхода можно сказать, что правовая система РФ – это совокупность национальных и международных юридических актов, которые являются основой правовой культуры государства и главными регуляторами общественных отношений. Такое понятие является существенно размытым, однако оно наиболее классическое. Проблема в том, что правовую систему невозможно рассматривать исключительно с позиции нормативных актов. Это, безусловно, выгодно в контексте данной статьи, однако уж очень заострять внимание на подобной характеристике не стоит.

Нормативно-правовые акты: классификация

Как уже говорилось ранее в статье, иерархичность НПА позволяет классифицировать их. Основным критерием дифференциации всех без исключения НПА является юридическая сила. Выделяют два основных направления классификации, а именно:

1. Вертикальная классификация – это расположение всех нормативных актов согласно их месту в общей иерархии от Конституции РФ до актов конкретных ведомств. При такой дифференциации можно также сказать, что все без исключения нормативно-правовые акты – система «закон и подзаконные акты».

2. Горизонтальная классификация делит все НПА не только на основе юридической силы, но и сферы применения. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют абсолютно равную юридическую силу. Однако их использование ограничено территориально. Поэтому понятие и виды нормативно-правовых актов РК (Республики Казахстан или других субъектов РФ) не рассматриваются в отдельности, а исключительно в совокупности с иными государственными документами равной юридической силы. Ведь для теории государства и права большое значение имеет общий механизм регулирования общественных отношений, а не территориальные особенности этого процесса.

Таким образом, нормативно-правовые акты, классификация которых представлена в статье, имеют между собой существенные различия. Их более детально можно увидеть только при рассмотрении всех видов в отдельности.

Конституция – основа правовой системы РФ

Понятие и виды нормативно-правовых актов невозможно рассматривать без учёта Конституции России и её норм. Ведь Основной Закон является не только наивысшим по своей юридической силе нормативным актом РФ, но ещё и основой всей правовой системы государства. Главной особенностью этого нормативного акта является его содержание. Конституция закрепляет положения о центральных органах власти, территориальном и политическом устройстве страны, принципах реализации прав и свобод человека. Наряду с этим основной нормативный акт государства принимается посредством достаточно специфической процедуры.

Следует также отметить, что, в отличие от иных нормативных актов государства, Конституция должна отвечать международным правовым стандартам. Вдобавок к этому, абсолютно все НПА РФ создаются исключительно на основе основного закона. Любые противоречия с ним недопустимы. Необходимо также учитывать, что все нормативно-правовые акты, признаки и виды которых представлены в статье, создаются на основе главных черт РФ, которые закреплены в Конституции. К подобным приоритетам развития страны можно отнести:

1. Демократизм.

2. Федерализм территориального устройства.

3. Верховенство права, закона.

4. Гуманность осуществления власти.

5. Социальную направленность.

6. Республиканскую форму правления.

7. Гласность осуществления власти.

Таким образом, Основной Закон регламентирует и фактически «порождает» при помощи юридической техники и специальных органов каждый в отдельности нормативно-правовой акт. Понятие, виды и юридическая сила – это исходные от Конституции РФ особенности юридических документов государственного характера.

Внесение изменений в конституцию

Ранее мы уже отметили, что Конституция принимается и меняется в специфическом порядке. Например, отдельные главы основного закона могут быть изменены исключительно путём пересмотра полностью всего акта. Чтобы осуществить данную процедуру, созывается специальное Конституционное Собрание. Для принятия новой редакции основного закона необходимо 3/5 численности всех голосов депутатов верхней и нижней палаты парламента. Непосредственно принятие решения осуществляется тем же составом участников при наличии 2/3 голосов. Также предусмотрен иной, упрощённый порядок пересмотра конституционных норм — путём создания отдельных Федеральных законов «О поправках к Конституции Российской Федерации».

Законодательство в РФ

Федеральные законы – это наивысшие по своей юридической силе после Конституции нормативно-правовые акты. Что к ним относится, догадаться несложно, ведь вся правовая система России держится на «трёх китах»: Конституции, законах и подзаконных актах. ФЗ – это ключевой элемент законодательной деятельности одноимённого государственного органа – двухпалатного Парламента Российской Федерации. Все без исключения законодательные нормы являются обязательными к исполнению на всей территории государства. Помимо этого, подзаконные акты не должны им противоречить. В свою очередь, ФЗ не могут своими положениями каким-либо образом противоречить Конституции.

Следует отметить, что федеральные законы принимается исключительно по предметам ведения РФ. Иными словами, предметом являются наиболее важные вопросы страны. Помимо этого, ФЗ регулируют отношения в той или иной отрасли права. Отсюда можно выделить понятие и виды нормативно-правовых актов трудового права, криминального, хозяйственного, гражданского и т. п. Предметом законодательства также являются наиболее важные положения Конституции, а точнее, механизм их непосредственной реализации. Таким образом, выдаются федеральные законы, регулирующие территориальное устройство РФ, защиту и реализацию прав и свобод человека, систему органов государственной власти, внесение изменений в Основной Закон и т. д. Представленный перечень не является исчерпывающим, так как общественные отношения развиваются практически ежесекундно. Отсюда следует, что предмет федерального законодательства — это достаточно обширное понятие, включающее в себя большое количество иных аспектов.

Федеральные законы имеют собственную классификацию, которая выработалась в процессе юридической практики, а точнее, правотворчества. Согласно данному критерию, понятия и виды нормативно правовых актов по закону можно разделить следующим образом:

1. Основной закон – нормативные акты, содержащие в себе суть предмета регулирования, а также порядок его реализации.

2. Законы о внесении дополнений – нормативный акт, содержащий положения для улучшения или изменения существующих федеральных законов.

Необходимо также заметить, что любой нормативно-правовой акт, понятие, виды, структура большинства из которых представлены в этой статье, имеет особенный порядок принятия или же создания. Федеральные законы в этом смысле не являются исключением из правил. Согласно Конституции РФ, ФЗ создаются органом законодательной власти, а именно: Государственной думой. Сам процесс принятия закона имеет свои особенности. Проект каждого нормативного акта проходит несколько стадий рассмотрения. Даже факт принятия не является гарантией вступления его в силу. Например, президент может наложить на закон вето, что повлечет его пересмотр.

Акты главы государства

Следует заметить, что Россия является президентской республикой. Данный факт свидетельствует о существенной силе такого источника, как президентский нормативно-правовой акт, понятие, виды, признаки которого будут представлены далее. Конечно, в силу международной доктрины о народовластии акты главы государства не могут быть выше по своей юридической силе, чем акты законодательного органа. Однако президентские документы регулируют не менее важные сферы общественных отношений. Как и федеральные законы, акты президента России не могут противоречить Конституции. При этом они также не могут конкурировать каким-либо образом с ФЗ. Как правило, президентские акты принимаются по вопросам ведения Федерации. В зависимости от специфики предмета регулирования, выделяют указы и распоряжения президента РФ.

1. Указами называются решения президента, имеющие нормативный характер. Они издаются с целью многократного использования, а также постоянного действия. Помимо этого, указы имеют специфический предмет регулирования, а именно: решение о принятии на службу на должности в центральные органы исполнительной власти или же освобождение от таковой, награждение государственными наградами, предоставление политического убежища, присвоение классных чинов и специальных званий.

2. Распоряжения являются более оперативными решениями президента и чаще всего предназначены для решения управленческих задач, например координации работы президентской администрации.

Таким образом, президентские нормативно-правовые акты, понятие, виды которых были описаны выше, представляют собой «точечные» решения главы государства по поводу вопросов, находящихся в его непосредственном поле регулирования.

Правительственные акты

Российское правительство – это центральный орган исполнительной власти государства. Он координирует и фактически обеспечивает реализацию правовой системы России. В рамках своей компетенции Правительство может издавать нормативно-правовые акты определённого вида. Согласно Конституции, а именно статье 114, правительство имеет следующую компетенцию:

— проведение кредитной, денежной и финансовой политики;

— реализация политики в сфере культуры, здравоохранения, социального обеспечения и т. п.

— управление собственностью федерального характера;

— осуществление всех необходимых мер для обеспечения обороны государства;

— иные полномочия, которые могут быть возложены на центральный орган Конституцией, актами президента и федеральными законами.

В процессе регулирования правоотношений и реализации норм Конституции и Федеральных законов правительство Российской Федерации имеет право издавать собственные нормативные акты. К подобным можно отнести постановления и распоряжения. Их основное отличие состоит в числе лиц, на которых направлено нормативное регулирование, а также сути и цели вложенной в НПА информации.

Нормативные акты ведомств

Правительство России состоит из отдельных ведомств или же министерств, как их принято называть. С целью реализации своих полномочий эти организации имеют право издавать собственные нормативные акты, помимо постановлений правительства. Как правило, акты министерств издаются с целью регулирования отдельных правоотношений в конкретной сфере. Последний элемент определяется в зависимости от целевой направленности каждого в отдельности министерства. Следует заметить, что издание НПА возлагается исключительно на высшие органы исполнительной власти. Иными словами, лишь министерства имеют право издавать НПА. Отдельные подразделения и службы не могут разрабатывать юридические документы в силу отсутствия полномочий.

Итак, в статье мы с вами рассмотрели такой термин, как нормативно-правовой акт. Понятие, виды, признаки этой совокупности юридически значимых документов также были представлены в данном обзоре. В заключение необходимо сказать о том, что система НПА все еще имеет массу неразрешенных вопросов, которые необходимо решить, дабы обеспечить стабильность и качество в сфере правореализации.

fb.ru

нпа, виды, расшифровка, что такое, понятие, обладающий высшей юридической силой

Нормативно правовой акт – это обладающий безоговорочной силой документ субъекта права официального порядка и определённой формы.

Он принимается различными органами: государственного или местного значения, должностными лицами.

Посредством НПА регулируются общественные отношения. Легитимность документа неоспорима и защищена государством.

В каждой стране существует единая система НПА. Хотя единого определения, как такового, нет.

Понятие и признаки НПА

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Все нормативные акты соответствуют определённой форме и процедуре принятия. НПА способен устанавливать, отменять, изменять юридические параметры права. Как предписание общего назначения, понятие такого акта распространяется на определённый вид отношений (а не на одно отдельно взятое).

Полезно знать: вся система законодательства представлена правовыми актами.

Задача НПА – сохранение информации правового направления, распространение её среди адресатов; осуществление правового регулирования, реагирования на насущные потребности общества.

Принятие НПА осуществляется:

  • правотворческим органом государства;
  • должностными лицами;
  • органом муниципального значения;
  • посредством референдума на основании законодательной процедуры;
  • товариществом, другими социальными структурами.

Признаки (общие черты) НПА


Отдельные авторы выделяют различные признаки НПА.

Можно вычленить общие признаки, отмечаемые практически всеми:

  • многократность применяемых государственных правил, обязательных для всех;
  • установленный властью страны порядок их законного издания;
  • содержание бесспорных (для неопределённого круга людей) правовых норм;
  • направленность на установку, отмену, существенное изменение правоотношений;
  • принцип иерархичности;
  • строго установленная системность;
  • властный характер (издаётся государством).

Особенности НПА



При издании, применении, распространении документов учитываются определённые особенности:

  1. Документы обладают силой юридически обоснованного характера.
  2. Прекращают, изменяют существующие правоотношения либо регулируют вновь созданные.
  3. Издаются конкретным образом. Оформляются официально с учётом особой структуры, обязательных реквизитов.
  4. В РФ акты распространяются на определённую территорию, срок, круг лиц
  5. Принимаются органами государственных структур (местных, локальных), народным волеизъявлением.
  6. Нарушение норм НПА приводит к юридической ответственности.

Действие НПА осуществляется по признакам:

  • пространство действия;
  • время;
  • круг людей.

По этим и другим признакам различаются акты.

Виды НПА

Классификация НПА осуществляется по разным критериям:

Критерий классификацииВиды
По характеру юридической силыЗаконы, подзаконные акты
По особенностям процедуры принятияПринимаются коллективно государственным органом,

основываются на единоначалии

По субъекту правотворчестваИсполнительного, правоохранительного характера, контрольно-надзорный, другие
По области действияФедеральные документы, акты субъектов РФ, местного, локального типа
По времени действияВременные, неопределённо длительные
По волеизъявлениюПраво изменяющие, право устанавливающие, право прекращающие

 

Нормативные акты подчинены принципу иерархии, а именно: нижестоящие правовые источники не противоречат вышестоящим.

Иерархия НПА:

  1. Основной закон (Конституция РФ).
  2. Законы федерального масштаба.
  3. Указы руководителя государства.
  4. Правительственные постановления.
  5. НПА министерств, ведомств.

По одной из основных градаций НПА делятся на группы законов и подзаконных актов. Те и другие тесно связаны общей концепцией.

Законы

Принятые решением законодательного органа документы высшей силы для координации отношений в обществе, называются законами.

Они являются отражением воли народа по темам государственного устройства, проблемам экономики, культурного развития, политики.

Важно понимать: Законы первичны, их юридическая сила признаётся наивысшей.

Законы существуют конституционные (иначе их называют базовыми) и обыкновенные. Конституционные нормы закрепляют государственные принципы, считаются нормативной основой законодательства.

Конституция РФ — основной правовой документ, устанавливающий законодательные принципы нормотворческого регулирования. Она предусматривает разработку федеральных законов.

Признаки закона:

  • это главнейший (ведущий) источник права;
  • принимается в определённом порядке;
  • осуществляет регулирование значимых отношений в обществе;
  • он наделён наивысшей юридической силой.

Стоит отметить: текущие законы, которые официально утверждаются Госдумой страны, имеют силу на всей её территории. Нормативные акты, созданные субъектами РФ, действительны соответственно на территории данных субъектов. 

Стадии правового нормотворческого процесса

По правилам нормотворчество должно пройти несколько стадий:

  1. Внесение проекта на рассмотрение в Госдуму.
  2. Его рассмотрение.
  3. Принятие закона Госдумой.
  4. Утверждение документа Советом Федерации.
  5. Подписание Президентом страны.
  6. Обнародование (опубликование).

Вступившим официально в силу закон считается с момента опубликования.

Закон, обладающий наивысшей силой, осуществляет первичное регулирование отношений в обществе. Вторичное же урегулирование осуществляется подзаконными актами.

Особенности подзаконных актов

Подзаконный НПА является вторичным документом, который во всём соответствует закону.

Он служит конкретизации, детализации закона, обеспечению его действия.

При возникновении противоречия в приоритете оказывается закон согласно принципу иерархии.

Примите во внимание: подзаконные акты создаются разными компетентными органами на основании существующих законов.

НПА регистрируются в Министерстве юстиции по завершении правовой экспертизы и публикуются официально. Не опубликованные акты теряют юридическую силу.

Ненормативный правовой акт

На практике не всегда можно применять нормативные акты к отдельному конкретному лицу.

Ненормативный акт является решением, принятым должностным лицом, органом управления государственного либо местного. Он может иметь одноразовое действие, относиться к определённому лицу.

Пример ненормативного акта: документ о решении налоговой инспекции о нарушениях и привлечении к ответственности. Документ составляется в определённой форме, адресуется определённому лицу, содержит конкретные требования.

Обратите внимание: ненормативный правовой акт может быть признан недействительным в арбитражном суде.

В России не применяется обратная сила законных решений, то есть их действие не распространяются на обстоятельства, имеющие место до вступления в силу конкретного закона.

НПА (расшифровка выше) – распространённая форма российского права. Это понятие постоянно развивается. НПА позволяют всем гражданам быть сопричастными к деятельности государства, обязывает подчиняться его предписаниям, ограничениям, запретам.

Смотрите видео, в котором разъясняется система нормативно правовых актов в России:

sovetnik.guru