Какие исследования – Какие бывают методы исследования в дипломной работе? Цель и предмет исследования :: SYL.ru

Содержание

Виды научного исследования и их характеристики

Информация о видах научных методов исследований в настоящее время актуальна не только для тех, кто работает в области теоретической науки. Зачастую методики, разработанные для проведения исследований, используются преподавателями, тренерами, специалистами различных учреждений, по работе вынужденных зачастую сталкиваться с другими людьми и передавать им накопленные знания. Не секрет, что творческое отношение к любой поставленной задаче всегда повышает вероятность успешного решения проблемы, и все же знание видов, результатов научного исследования позволяет не просто полагаться на свои природные таланты, но и на накопленный другими людьми опыт.

Исследования: какие бывают?

Аргументируя точность решения некоторого вопроса, человек тем больше веса придаст своим словам, чем лучше он сможет объяснить, каким образом пришел к ответу. Это означает, что правильное манипулирование известными видами деятельности научного исследования позволяет добиться своего, вместе с тем создать в глазах окружающих образ не просто человека, способного решить проблему, но и умеющего работать над ней с применением наиболее эффективных подходов.

Говоря о разновидностях исследования, выделяют следующие типы:

  • методические;
  • научные методические;
  • научные исследовательские.

Наука – это непросто

Научность – это параметр, на соответствие которому нужно проверять не исследование как таковое, а работу. Выдвигают ряд требований; если процесс работы над исследованием им соответствует, можно говорить о научности проделанного. Так, рассматривая понятие науки и виды научных исследований, нельзя не признать, что педагогический опыт и его обобщение – это тоже научная детальность. При этом учитывают, что методическая работа и научная методическая – это в первую очередь специфика проделанного, позволяющая говорить о том, что исследование своей целью имело в первую очередь найти ответы на вопросы, связанные с методикой (например, воспитания, обучения).

В то же время важно учитывать, что методическая работа предполагает новизну и применение методологий, характерных для этой работы. А вот для научной методической это условие уже не будет обязательным. На примере классификация видов научных исследований может быть проиллюстрирована так: предположим, проводится исследование педагогической работы. Если при этом исследователь просто знакомится с опытом специалистов, обобщает его и анализирует, то это методическая работа. А вот обобщение, сопряженное с поиском закономерностей, позволяющее установить что-то новое, а затем подтвердить это в ходе корректно поставленного эксперимента, уже классифицируется как научно-методический вид научно-практических исследований.

Терминология – это важно!

Рассматривая виды научного исследования, важно сформулировать, что таковым исследованием назвать можно. Как видно из теоретической базы, термин применяют к процессу исследования, сопровождающемуся экспериментированием. При этом теория концептуализируется и проверяется, что приводит к наращиванию объемов научных знаний общества.

Научные исследования могут быть фундаментальными, то есть направленными на получение информации, реальных областей применения которой пока (вполне возможно) нет, а также прикладными, то есть такими, которые имеют своей целью производство информации, позволяющей достичь некоторой заранее сформулированной цели. Подобное исследование направлено на решение конкретной задачи. Также основные виды научных исследований включают в себя поисковые расследования и разработки. Первое предполагает оценку уровня перспективности выбранной темы, сопряженную с поиском вариантов решения поставленной задачи, а второй термин применяется к такому исследованию, которое позволяет на практике применить ту или иную работу из описанных ранее категории прикладных, фундаментальных.

А если подробнее?

Если рассматривать основные виды научных исследований более внимательно, придется обратить внимание, в частности, на такой факт: познание реальности возможно в первую очередь через фундаментальные исследования, в то же время этот метод предполагает не брать во внимание возможность применения полученного знания на практике. А вот прикладной – это такой вариант, который, наоборот, должен быть применен в рамках решения поставленной перед исследователями задачи, дабы добиться ее позитивного решения.

Монодисциплинарные виды научных исследований, этапы научного исследования отличаются строго очерченными границами: можно прибегать только к тому, что доступно в рамках конкретной науки. А вот междисциплинарные – это такие, которые позволяют специалистам из разных сфер объединить свои усилия для поиска оптимального варианта ответа. Как показывает практика, наиболее сложные виды объектов научных исследований требуют совместной работы представителей разных дисциплин, только в этом случае можно рассчитывать на успех. Хороший пример – генетика, так как свойственные ей виды целей научного исследования могут быть достигнуты только объединением усилий разных специалистов. Другой хороший пример – психофизиология, этнопсихология, социология.

Это все?

Рассматривая научные исследования, виды научных исследований, их характеристику, также внимание нужно уделить еще двум важным категориям: комплексным и однофакторным. Первый термин предполагает такой вариант изучения выбранной области, когда исследователь применяет заранее выбранную систему способов познания. Это позволяет по возможности широко охватить исследуемую зону, задействовав столь большое количество параметров, сколько это, в принципе, возможно и разумно. При этом важно сохранять баланс между максимально допустимым и оптимальным, в противном случае созданная система окажется слишком сложной даже для группы специалистов, и просто не получится добиться действительно полезных результатов.

Однофакторные научные исследования, виды научных исследований, их характеристика обусловлены особенностью свойственного этому способу аналитического подхода. Предполагается, что исследователь ставит себе задачей определить один аспект реальности и все силы прикладывает на достижение задуманного. При этом исследователь сам вправе выбрать, какой именно аспект для него наиболее существенный, и в стремлении к нему постигать выбранную область. Впрочем, нужно признать, что все указанные выше группы оспариваются теми или иными представителями научного сообщества. Несмотря на довольно обширную базу по теоретизации науки и по применимой терминологии, расхождения довольно существенные как между представителями разных дисциплин, так и внутри одного направления.

Субъекты научной деятельности

Рассматривая виды научно-педагогических исследований (а также другие категории), всегда важно обращать внимание не только на сам процесс, но и на субъект, находящийся в его центре. При этом в философии науки термин «субъект» может применяться к одной из нескольких категории лиц:

  • ученый, совершающий открытие;
  • сообщество ученых, производящих знания;
  • человечество, сформированное многочисленными народностями, каждая из которых продуцирует информацию, идеи, культуру.

Субъект: важные особенности

Рассматривая субъекты разных видов научно-педагогических исследований (и не только), следует отметить, что им свойственно наличие подготовки в выбранной области деятельности. Как правило, это лица, располагающие запасом информации, применимым в ходе проводимого исследования. Субъект может успешно усваивать генерируемую в ходе исследования информацию и успешно применять методику добычи новых знаний максимально продуктивно. При этом методика получения и результат процесса становятся его достоянием. Субъект научной деятельности опирается на ценности, мировоззрение, этику, свойственные ему, а также ориентируется на целевые установки, заданные в начале работы и характерные для избранной им области. Кроме того, субъект всегда принадлежит своей эпохе, что дает ему ряд специфических атрибутов.

Объект познания не только гносеологический, но живой – это личность, обладающая характером, имеющая уникальные особенности темперамента, воли и характера. У нее есть интересы, ей свойственны страсти. В то же время многие стараются применять термин «субъект сознания» к некоему логическому объекту, активному с точки зрения интеллектуальности. Субъект и научная деятельность, им практикуемая, адекватно воспринимаются при учете особенностей эпохи и местности, в которых человек (сообщество) существует. Научное познание – это не только сознательное восприятие субъектом избранного объекта, это еще и особенности восприятия своей работы, себя самого. Субъект научного исследования обязательно думает над применяемыми приемами, методами, традициями.

Субъекты и виды научного исследования

Так сложилось, что на разных этапах научного развития субъекты довольно сильно отличались друг от друга, на основании чего было выделено три группы – классика, неклассические, постнеклассика. Классическая наука связана с типажом «гносеологического Робинзона», который не имеет социальных, культурных связей, специфических характеристик и особенностей. Такой субъект самостоятельно познает объект в чистом его виде, по возможности ограничивая постороннее влияние. Для классической науки характерно объективное познание, возведенное в форму абсолютизма.

Неклассическая наука как вид научного исследования предполагает, что абсолютного знания не существует. Любая информация относительна, поскольку субъективно воспринимается исследователем, а кроме того, применяется для решения конкретной задачи, а значит, инструментальна. При этом субъект познания представляет активным существом, заинтересованным в знании, способным изучать разные стороны выбранного объекта. Более того, субъект в некоторой степени создает объект. В качестве субъекта в неклассическом виде научного исследования обычно выступает коллектив исследователей.

Постнеклассическая наука

В рамках этого типа подхода к научному исследованию в качестве субъекта выступает такое же лицо, как и в рамках неклассической науки, хотя есть некоторые специфические особенности. В последние годы наблюдаются активные процессы глобализации научной активности, что накладывает существенный отпечаток и на субъект деятельности. При этом субъект прекращает принадлежать к конкретной нации, его принято относить к международному научному этносу – такой термин предложил ввести исследователь Мертон. Основная задача субъекта – вопросы, стоящие перед современным обществом.

Познание – это важно!

Действительность вокруг человека – это сложная система с многочисленными элементами, взаимоотношениями между ними. Познание такой системы, в том числе присутствующих в ней связей, отношений, корректировок, прогресса, – это проблема, стоящая перед наукой. Человек сперва формирует целостную картину рассматриваемого объекта, обладая небольшим объемом информации о внутреннем устройстве, и со временем раскрывает сущность. Таким образом, научное познание предполагает конкретизацию рассматриваемого объекта для формирования корректного представления.

Познание позволяет шаг за шагом открывать важные внутренние особенности изучаемого объекта, специфику взаимодействия элементов изучаемой системы между собой. При этом научное познание возможно только в том случае, когда задачу делят на части – на практике либо образно, изучают каждую из частей в отдельности, формулируя свойства, признаки, отношения, связи. Это позволяет определить, какую роль тот или иной элемент играет в цельной системе. После решения первичной познавательной задачи приступают к объединению полученной информации в единое целое. По итогам формируется конкретное представление, основанное на точных данных о внутреннем устройстве изучаемого объекта. Анализ, синтез – два довольно активно используемых метода научного познания, позволяющих справиться с подобной задачей.

Анализ, синтез

Это универсальные методики с противоположным направлением, посредством которых реализуется познание. Анализом принято именовать такую форму освоения информации, в ходе которой объект из единого целого разделятся на составные части, отношения, особенности для последующего внимательного, детального исследования. Синтез представляет собой такой мыслительный процесс, в ходе которого ранее выделенные элементы собираются обратно в единое целое, что позволяет сформировать общее преставление о рассматриваемом объекте.

Анализ, синтез принято разделять на четыре группы: природный, практический, мысленный, метаанализ (метасинтез). Природный анализ предполагает, что предмет делится на элементы, а синтез – объединение в процессе формирования нового объекта. При этом учитываются только варианты, отображающие реально возможные природные процессы. Практический анализ – это вычленение компонентов, синтез – сведение в целое. При этом учитываются возможности, известные из практики, несмотря на невозможность реализации таковых в природе. Мысленный анализ предполагает выделение такой сущности, которую на практике и природным способом от объекта вычленить не представляется возможным. Синтез, наоборот, соединяет разделенное в цельное, несмотря на противоречие природным законам. Наконец, метаанализ, синтез – это такая обработка информации, которая предполагает исследование мира в целом, а не объективного предмета.

Это возможно?

Описанные операции реальны в первую очередь за счет того, что материальные объекты обладают структурой, а значит, их элементы потенциально могут группироваться по-разному. Это дает возможности к объединению, разъединению элементов так, как это удобно и выгодно для исследователя. Анализ, синтез – самые простые, лёгкие, понятные научные приемы, позволяющие познать исследуемую область. Фактически именно на них основана способность человека к мышлению.

Синтез, анализ – это еще и самые универсальные методики, свойственные всем формам, уровням познания. Ряд ученых считает, что именно эти два метода – автономные познавательные процессы, свойственные человеческому мышлению. Доминирующая точка зрения гласит, что синтез, анализ – активность способного мыслить человека, не противоположная друг другу, но единая, выраженная через два пути.

Некоторые особенности

Мыслительный анализ – это специализированный механизм, в рамках которого объект ставится в новые связи с иными объектами, вступает с ними во взаимоотношения, что приводит к познанию качеств, свойств, изучаемому объекту свойственных. Анализ представляет собой не просто разъединение целостного явления на элементы, но трансформацию объекта. При этом синтез становится не просто соединением отельных элементов в некоторый структурный объект, а воссозданием свойств, для чего анализируются конкретные проявления изучаемого объекта.

Аналитичность и синтетичность предполагают деление, основанное как на изоляции процессов синтеза, анализа, так и на особенностях мыслительных процессов, форм. Научное исследование предполагает эмпирический подход, в рамках которого исследуются внешние особенности, а также теоретический, позволяющий выявить сущность изучаемого явления. Синтез, анализ в настоящее время – это методики, находящиеся в тесной связи с рядом распространённых операций, позволяющих познать объект. Наиболее часто прибегают к абстрагированию, дедуктивным, индуктивным методам познания, к обобщению.

Реальность, прочь!

Конечно, реальный научный подход не предлагает отказываться от реальности вовсе, но в некоторой степени абстрагирование имеет перед собой именно эту цель: термином описывается мыслительный процесс, в ходе которого некоторые особенности явления отбрасываются, а внимание акцентируется только на тех отношениях, качествах, которые привлекают исследователя, решающего стоящую перед ним задачу.

Абстрагирующая деятельность позволяет сформировать абстракции, которые включают в себя категории, понятия, сложные системы. Абстрагирование – двухступенчатая операция, в ходе которой свойства приобретают (с точки зрения исследователя) самостоятельность, а отношения, которые привлекли внимание субъекта научного исследования, выделяются от прочих.

Все взаимосвязано

Как уже давно было установлено научно, присутствующие в нашей действительности предметы характеризуются бесконечным количеством отношений, связей, особенностей. Некоторые параметры между собой имеют определенное сходство или связь, другие самостоятельны и не похожи одно на другое. Познание, практическая деятельность научного субъекта позволяют выявить самостоятельность определенного качества и определение действительно важных связей с точки зрения поставленной перед исследователем задачи. В первую очередь внимание обращают на те взаимоотношения, которые позволяют осознать сущность объекта и раскрыть ее для наблюдателя.

Выделение – это процесс обозначения отношений, элементов специализированными знаками, позволяющими закрепить их в сознании наблюдателя. То есть фактически абстрагирование представляет собой познавательный научный метод, основополагающий для научного познания, обыденного на любом уровне: теоретическом, эмпирическом.

fb.ru

Методы исследования | Обучонок

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте школьника.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • фотографирование;
  • счет;
  • измерение;
  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;
  • лабораторный опыт;
  • анализ;
  • моделирование;
  • исторический;
  • логический;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Основные методы исследования

1. Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Примеры записи методов исследования

Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.

Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

Рекомендуем перейти к:
Теоретической значимости исследовательской работы

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Методы исследовательской работы«:
<a href=»http://obuchonok.ru/metody» target=»_blank»>Методы исследования в исследовательской работе</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/metody]Методы исследования[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Основные методы научного исследования: примеры, описания

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении  дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

kursach37.com

Научное исследование. Виды научного исследования




Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.

Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

— это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

— это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.



Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Различают:

1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.

2. Теоретическое исследование :некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.

По характеру исследование различают:

Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.

Междисциплинарное — проводят в рамках нескольких наук.

Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.

Комплексное — ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.

По цели проведения:

Поисковые — проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.

Критические — проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.




Уточняющие — направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.

Воспроизводящие — основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.

Еще выделяют:

Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.

Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.

Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.

Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное( опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное(сбор, анализ+ объяснение).

Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.

Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.

Этапы научного исследования

Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.

1. Постановка научной проблемы

Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Виды научных проблем:

— проблема описания явления

-проблема выявления закономерностей

-проблема объяснений

-проблема предсказания.

Этапы постановки проблемы:

1)обнаружение дефицита инфо

2)осознания потребности устранения этого дефицита

3)описание проблемной ситуации на естественном языке

4)формулирование проблемы в научных категориях и терминах.

Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.

На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.

Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:

-описание нового факта или явления;

-выявление взаимосвязи психич явлений;

-изучение динамики псих явления;

-обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.

Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.

Существует 2 подхода определения объекта:

1)Объект- конкретные психическое явления

2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.

Объектом исследования могут быть:

Индивид, диада, группа.

Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.

Можно выдвинуть предварительную гипотезу.

2. Теоретический анализ проблемы

Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.

3. Формулировка гипотез исследования

Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:

-адекватность проблеме

-правдоподобность

-проверяемость

4. Планирование исследования.

Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.

5. Проведение исследования оп намеченному плану

Осуществляется фиксация результатов

6. Анализ и интерпретация полученных данных.

Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.

7. Формулирование выводов.











infopedia.su

Исследование — это… Что такое Исследование?

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо[1].

Научное исследование, основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения природы и свойств окружающего мира. Такое исследование может иметь практическое применение. Научные исследования могут финансироваться государством[2], некоммерческими организациями[3], коммерческими компаниями и частными лицами. Научные исследования могут быть классифицированы согласно их академическому и прикладному характеру. Основная цель прикладных исследований (в отличие от фундаментальных исследований) — обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях человеческого знания.

Процедурные характеристики исследовательской методологии

Естественные дисциплины

В естествознании преобладает следующий алгоритм исследования:

  • наблюдение явления,
  • теоретический анализ в мировоззренческом и методологическом аспекте и поиск возможной концепции,
  • построение (выбор) гипотезы,
  • проектирование (разработка) метода и методик,
  • обеспечение эксперимента, наглядно или однозначно дающего оценку:
  1. надёжности гипотезы по критериям сортировки (краевые условия надёжности воспроизведения явления),
  2. критериев реализуемости явления,
  3. конечного результата хода (динамики процесса),
  4. результата завершения процесса самого явления.

Дисциплины социально-гуманитарного цикла

В общественных науках прикладное исследование обычно выглядит следующим образом:

  • постановка проблемы, определение целей и задач исследования, планирование исследования,
  • теоретическая часть: концептуальная модель исследования, описание понятий и категорий, взаимосвязей между ними,
  • методологическая часть: исследовательский подход, описание методов сбора и методов анализа данных,
  • практическая часть: результаты сбора данных, их анализ и представление результатов,
  • выводы и рекомендации по результатам исследования.

Исследование в контексте научной методологии

Анализ процедуры исследования и данных хода и результата по критериям надёжности относят к подтверждению или отбраковке проверяемой гипотезы. Научный метод ставит опытные исследования (спланированный эксперимент или серия, группа экспериментов) выше теоретических суждений, не подтверждённые опытом (фактографически). Некоторые заявления и исторические сведения не поддаются проверке опытом и относят к мифам (в истории) или мифологемам (не проверяемым опытным путём гипотезам).

Научные исследования (наблюдения естественного хода процессов и явлений, опытная, экспериментальная проверка) дают основания для подтверждения гипотезы и формирования на основе знаний, полученных опытным путём, теории в данном направлении и по конкретным механизмам явлений природы.

Исследования составляют путь научного познания природы через опыт и составляют основу научной методологии.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ — это… Что такое ИССЛЕДОВАНИЕ?

  • исследование — См. книга… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исследование изучение, поиски, анализ, освидетельствование, обследование, осмотр, изыскание, разыскание, зондирование,… …   Словарь синонимов

  • исследование — Исследование, у этого слова есть два разных значения, в которых оно ведет себя по разному. Если речь идет о научном изучении какого либо предмета, то мы говорим: исследование грунтов или исследование атмосферы. Если же мы используем… …   Словарь ошибок русского языка

  • ИССЛЕДОВАНИЕ — ИССЛЕДОВАНИЕ, исследования, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. исследовать. Исследование причин промышленного кризиса в Европе. Исследования крови, мокроты, мочи и кала производятся в лабораториях. Заниматься статистическими исследованиями. 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • исследование — 1. Проведение научного изучения. 2. Осмотр для выяснения, изучения чего либо. 3. Научный труд. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Исследование — изучение, анализ какого либо явления или предмета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ИССЛЕДОВАНИЕ — научное процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИССЛЕДОВАНИЕ — ИССЛЕДОВАНИЕ, я, ср. 1. см. исследовать. 2. Научный труд. И. по русской истории. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Исследование — см. Эксперимент (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ИССЛЕДОВАНИЕ — англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных… …   Энциклопедия социологии

  • исследование —         ИССЛЕДОВАНИЕ понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • dic.academic.ru

    Методология и методы научного исследования

     Методология и методы научного исследования направлены на познание объективной действительности. При этом они представляет собой конкретную последовательность операций, приемов, действий. Они различаются в зависимости от того, что содержат изучаемые объекты. Стоит учитывать, что в данном случае методология выступает не чем иным, как применением общих теорий, принципов, направленных на решение проблем определенной науки, исследовательских задач.

    В настоящее время науки имеют достаточно большое количество методов научного исследования. Классификация методов научного исследования производится по различным основаниям.

    Методология и методы научного исследования классифицируются по научным отраслям: биологические, математические, социально-экономические, медицинские, правовые и пр.

    В соответствии с уровнем познания дифференцируют методы теоретического, эмпирического, метатеоретического уровней.

    Выделяют методы количественной и качественной обработки получаемых данных , например, факторного, корреляционного, кластерного анализа или презентации в виде графиков, таблиц, схем, гистограмм и т.д.

    Классификация методов научного исследования по характеру действий исследователя содержит четыре группы:

    1) эмпирические, включающие самонаблюдение и наблюдение; экспериментальные и психодиагностические, содержащие в себе анкетирования, тестирования, беседу, интервьюирование и социометрию; праксиметрические методы — циклография, хронометрия, профессиографическое описание и оценка работ; биографические, основывающиеся на анализе фактов, свидетельств, событий, дат жизни человека и метод моделирования;

    2) организационные методы: комплексный, лонгитюдный, сравнительный;
    3) интерпретационные методы, в частности, структурный и генетический метод;
    4) методы качественного и количественного анализа.

      Однако методология и методы научного исследования традиционно осуществляется, основываясь на уровень научного познания – эмпирического или теоретического. При этом соответственно выделяют методы исследования.

    Методология и методы научного исследования напрямую зависят от степени общности и сферы применения. В соответствии с эти различают методы:

    1) философские (всеобщие), которые действуют на любом этапе познания и во всех науках;

    2) общенаучные, применяемые в естественных, гуманитарных и технических науках;

    3) частные, используемые для исследования родственных наук;

    4) специальные, применимые для конкретной области научного познания.

    Какие же методы научного исследования в психологии в частности?  К основным методам относят эксперимент и наблюдение, а к вспомогательным причисляют анализ результатов деятельности и общение. Как определить, какие методы научного исследования в психологии рационально применить? Решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально. Все зависит от объекта и задач исследования. Стоит отметить, что, как правило, используется не один определенный метод, а несколько методов в комплексе. При этом каждый из методов взаимно контролирует и дополняет друг друга.

    Под наблюдением подразумевается метод, состоящий в целенаправленном, систематическом и преднамеренном восприятии и фиксирования проявлений поведения, чтобы получить заключения о психических, субъективных явлениях наблюдаемого.

     

    Эксперимент – отличается от наблюдения тем, что производится в рамках специально созданной ситуации исследования при активном в нее вмешательстве с планомерной манипуляцией переменными факторами и регистрацией полученных изменений в поведении испытуемого.

    Анкетный метод, метод беседы, связан со сбором словесных показаний испытуемых и последующим их анализом.

    fb.ru