Какие функции общения ты знаешь – 33. Функции и средства общения. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 33. Читать онлайн

Функции общения

Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.

Функции и средства общения

Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.

  1. Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.
  2. Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.
  3. Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.
  4. Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.
  5. Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.
  6. Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.
  7. Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.
  8. Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.

Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три:

  • выдача необходимой информации;
  • получение ответов на распоряжения;
  • выдача информации о результатах реализации распоряжений.

Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:

  • интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;
  • неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.
эмоций

Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.

kak-bog.ru

Функции общения

Количество просмотров публикации Функции общения — 13013

Функции общенияэто роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Общение — процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделœению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, в случае если исходить из критерия целœеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции крайне важно наличие единой или сходной системы кодификации/декодифи-кации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функциястимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функцияфункция объединœения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5)координационная функциясогласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция пониманияадекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция — общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть целœенаправленным или непроизвольным. И т.п.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

— Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определœенными действиями в связи с информацией.

— Синдикативная функция — средство объединœения людей.

— Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологической сущности.

— Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

— Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

— Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.

— Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Из всœего выше сказанного можно сделать следующий вывод: общение многолико, а многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов общения.

Читайте также


  • — Интерактивная и перцептивная функции общения

    Невербальная коммуникация. Вербальная коммуникация. Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл… [читать подробнее].


  • — Функции общения

    Виды управленческого общения. По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно… [читать подробнее].


  • — Виды и функции общения.

    ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Лекция 3. План 3.1. Виды и функции общения. 3.2. Коммуникативные барьеры. 3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров. Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер,… [читать подробнее].


  • — Сущность и функции общения в социально педагогической деятельности

    Общение как специфическая характеристика жизнедеятельности образовательно-воспитательных учреждений Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной,… [читать подробнее].


  • — Социально-деятельностная природа общения. Сущность, типология и функции общения.

    Общение как социальная связь. Средства и техника общения Тема 4. Психология общения и межличностных отношений Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта,… [читать подробнее].


  • — Понятие и функции общения

    Средства общения. Этапы, стратегии и виды общения. Понятие и функции общения. Психология общения Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две… [читать подробнее].


  • — Основные функции общения.

    Проблема общения в последние годы стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются философы, социологи, экономисты, психологи и педагогики. Общение – необходимое условие формирования каждой личности. Без общения не возникло и не могло бы существовать человеческое… [читать подробнее].


  • — Значение и функции общения в медицинской деятельности

    ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ЛЕКЦИЯ 12. ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ГЛАВА IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Общение представляет собой процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе… [читать подробнее].


  • — Виды и функции общения.

    Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия.Результатом деятельности является обычно создание какого&… [читать подробнее].


  • — Функции общения

    Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например: · контактную — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительную -… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Основные функции общения

    Насколько важна коммуникация в нашем обществе? Некоторые учёные ответили бы, что без неё не было бы самого общества. Не так часто мы задумываемся, какую роль играет общение в нашей жизни, общение с другими людьми, знакомыми и незнакомыми. Если взять некую группу людей и исключить компонент общения из их арсенала, то вряд ли они смогут достигнуть какой-либо поставленной задачи.

    Если таково положение вещей, то функции общения представляют собой что-то действительно важное, фактически незаменимое в том виде, в котором это представлено сейчас. Мы любим спорить о важности той или иной науки, всегда забывая о том, какую роль выполняет язык, лингвистика, психология и философия.

    Итак, какие функции общения можно выделить? Стоит оговориться, что учёные так и не сошлись во мнении относительно единой классификации, поэтому встречаются различные варианты набора функций.

    Широкое определение

    Начать лучше с широкого определения основных функций. В данном случае имеется в виду то, что люди в обществе общаются между собой с разными целями. Однако все они достаточно легко и успешно делятся на несколько видов и групп.

    В первом случае имеются в виду конкретные нормы поведения, принятые в обществе. Это негласные правила, которым все следуют. Общение выступает как достаточно мощный инструмент регуляции, именно благодаря этому все члены общества быстро перенимают основные нормы поведения. Таким образом, в функции общения входит регуляция собственного поведения и поведения окружающих людей.

    Стоит отметить, что именно благодаря этой функции удаётся создавать единое и целостное общество или отдельные группы людей, способные решать задачи и достигать определённых целей.

    Под эффектино-коммуникативной функцией понимается эмоциональная составляющая общения. Люди делятся не только информацией, но и эмоциями, без этого сложно представить «живую» коммуникацию. Этим объясняется желание использовать в интернет-переписках «смайлики», потому что они помогают выразить недостающие эмоции.

    Узкие аспекты

    Любые функции общения психология трактует по-разному, потому что само оно состоит из множества аспектов.

    В более узком смысле можно разделить различные цели в зависимости от их цели. Это достаточно точная и интересная классификация. Некоторые специалисты придерживаются именно такой теории.

    • Контактная — общение ради установления контакта с другим человеком.
    • Побудительная — общение с целью подтолкнуть собеседника к чему-либо.
    • Информационная — общение для обмена информацией.
    • Координационная — общение для согласования действий и координации в работе.
    • Эмотивная — общение с целью передачи эмоций и чувств.

    Педагогическое общение

    Особое место занимает педагогическое общение, т.е. общение между преподавателем и учениками. Данный тип несколько выбивается из общей классификации, потому что сочетает в себе несколько других функций — координационную, информационную, побудительную, контактную и т.д. Функции педагогического общения гораздо сложней и обширней, чем могут показаться на первый взгляд.

    В процессе взросления ребёнок проходит разные стадии социализации и становления личности. Вряд ли этот процесс может быть полноценным без общения. В структуру входит перцептивный компонент — непосредственное восприятие и обучение с соответствующей оценкой и личным осмыслением новой информации.

    Нельзя недооценивать функции общения в современном мире. На этом строятся любые взаимоотношения, а без этого не получится достигать поставленных целей, двигаться вперёд, чтобы осваивать новые знания и прочее. Это ключевой момент в развитии общества и отдельной группы людей.

    fb.ru

    3.1. Определение общения и его функции. Социальная психология

    3.1. Определение общения и его функции

    В психологии общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективного) характера.

    Помимо обмена информацией в ходе общения осуществляется выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение является основной формой человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения могут быть причиной деформации психики и личности.

    Хотя в известном смысле, одиночество также бывает полезным и необходимым для психического здоровья человека. Например, одиночество может быть полезным для переосмысления своих отношений с людьми или осознания ценности общения. У некоторых народов существует обычай оставлять юношей, достигших определенного возраста, в одиночестве на некоторое время. Это испытание помогает понять, как трудно жить одному, молодые люди начинают больше ценить отношения с другими людьми.

    Одиночество практикуется для самоусовершенствования человека во многих японских практиках. Методика совершенствования с помощью одиночества называется «моритао». Она считается одной из самых сложных, хотя человек не подвергается ни каким физическим лишениям. Суть данной методики состоит в том, чтобы прожить в пещере неделю. При этом запрещается разговаривать даже с самим собой. Прошедшие через это испытание радуются потом всякой встрече и общению с другими людьми. Но что особо интересно, это то, что у них обостряется потребность не столько говорить, сколько слушать и сопереживать.

    Однако, как уже упоминалось, избыток одиночества ведет к психическим и личностным нарушениям. Подтверждением этому могут быть неоднократно описанные случаи одиночных путешествий. В 1952 году французский путешественник Ален Бомбар совершил переход через Атлантический океан на надувной лодке «Еретик». Его целью было доказать, что человек, потерпевший кораблекрушение, может остаться в живых, рассчитывая лишь на свои силы. Следует отметить, что А. Бомбар совершил свое путешествие без воды и еды. Он считал, что океан содержит все необходимое для выживания.

    В его дневнике содержится следующая запись: «Полное одиночество невыносимо. Горе тому, кто одинок! Мне кажется, что одиночество наваливается на меня со всех сторон непомерное, бескрайное, как океан, словно сердце мое вдруг стало центром притяжения для этого «ничто», которое тогда казалось мне «всем»… Ничто не в силах разорвать кольцо одиночества; сделать это труднее, чем приблизиться к горизонту. Время от времени я начинаю громко говорить, чтобы услышать хотя бы свой голос, но от этого только чувствую себя еще более одиноким, терпящим бедствие в океане молчания».

    В 1938 году англичанин Ричард Бард шесть месяцев провел в избушке среди льдов Антарктиды. Он хотел выяснить, как длительное уединение воздействует на человека. Но уже на четвертом месяце своего эксперимента Р. Бард впал в глубокую депрессию. «Думаю, что человек не может обойтись без общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями… Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на меня по ночам… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и духовного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность» [11]. Эти факты подтверждают необходимость общения для психического здоровья людей. Отсутствие общения приводит к депрессии, потере навыков элементарной бытовой культуры.

    Вместе с тем ощущение одиночества может возникать в окружении людей. То есть одиночество – это психологическое состояние, которое люди могут испытывать даже в ситуации насыщенного общения.

    Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого человека и происходит изменение чувств, мыслей, поведения взаимодействующих людей.

    В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель, средства. Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека другому.

    Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения – способ передачи информации в процессе общения.

    Функции общения. К основным функциям общения относят:

    • креативную или творческую;

    • коммуникативную;

    • личностно формирующую;

    • психотерапевтическую.

    Креативная функция общения. Общение является формой существования и проявления творческой сущности человека. Истинно человеческое проявляется в людях именно в процессе общения и благодаря ему. В процессе общения возникают и развиваются человеческие сознание и речь, которые делают человека социальным.

    Общение выводит человека за рамки биологической целесообразности. Данное положение хорошо демонстрирует следующий пример. Представим комнату, за ситуацией в которой можно наблюдать через одностороннее зеркало. В комнате – лесенки, палочки, стулья, большие кубы и прочее. А под потолком – конфета. Трехлетнего ребенка приводят в комнату и говорят: «Побудь здесь. Делай, что хочешь». Оставшись в одиночестве, ребенок сначала пытается допрыгнуть или сбить конфету палочкой, затем задумывается, сооружает из наличных материалов неустойчивую конструкцию и достигает конфеты. Но вот в комнату приводят одновременно двух детей: трехлетнего ребенка, который здесь уже был и все знает, и семилетнего новичка. Экспериментатор обращается к старшему: «За малышом еще не пришли, пусть он тихо посидит, он обещал молчать, а ты делай, что хочешь». После чего экспериментатор уходит. И начинают происходить странные вещи. Старший ребенок ведет себя неадекватно. Он не спешит доставать конфету, что-то бормочет себе под нос, прикидывает [17].

    Младший ребенок – опытный и всезнающий, не может долго выдержать, тем более, что сотоварищ попался явно несообразительный. Он начинает давать советы, делиться опытом и слышит в ответ следующее: «Так каждый может».

    Пока человек остается наедине с самим собой ему часто хватает биологически целесообразной активности. Подумал, съел конфету. Присутствие других делает человека способным на биологически сверхактивные действия. Когда человеческое «я» соприкасается с другим «я», ему становятся тесны узкие рамки биологической целесообразности, в человеке просыпаются творческие, безграничные силы и желания – индивидуальность, неповторимость, уникальность. В этом отношении эксперименты с детьми, особенно показательны. Взрослые могут носить собеседника в самом себе, творить для своего идеального «я». Но именно общение – реальное (внешнее) или мысленное (внутреннее) – способствует пробуждению в человеке истинно человеческого.

    Коммуникативная функция общения выражается в способности передачи информации от одного человека, другому. Хочется акцентировать внимание на том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями коммуникация и общение. Общение это более широкое понятие и не сводится лишь к передачи информации.

    Общение является необходимым условием для формирования личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются общением с другими людьми. В житейской психологии данное утверждение отражено в пословице: «С кем поведешься – от того и наберешься». В научном языке личностно формирующее значение общения выражается через термины «интериоризация» и «экстериоризация». Суть данных терминов состоит в том, что внешние формы взаимодействия трансформируются во внутренние психические функции и процессы (происходит процесс интериоризации). В свою очередь интериоризированные психические процессы и функции проявляются в самостоятельной деятельности человека, таким образом, происходит их трансляция во вне (экстериоризация).

    Роль общения в формировании личности, превращении индивида как представителя вида «человек» в человека разумного, хорошо иллюстрируют примеры касающиеся детей – «маугли». Ребенок, выращенный животными, вне общества не становится человеком в полном смысле этого слова, остается индивидом, но не становится личностью.

    Психотерапевтическая функция общения в жизни человека любого возраста выражается в потребности подтверждения своего «я» со стороны окружающих. Анализ культуры различных народов показывает, что у преобладающего большинства существует обязательный минимум подтверждения. Этот минимум заложен в языке, закреплен в правилах хорошего тона и морального поведения. Суть ежедневных приветствий можно выразить следующей формулировкой: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен». Даже если люди встречаются по нескольку раз на день, принято оказывать друг другу минимальные знаки внимания (кивок, улыбка и т. д.).

    В начале XX века английский психолог и философ У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми.

    Психологическое неподтверждение разрушительно для личности. В детском возрасте подтверждение или неподтверждение психологического существования особенно сильно влияют на формирование самооценки, эмоциональное самочувствие, психическое здоровье в целом. Английский психиатр Р.Д. Лэйнг считал, что причиной подростковой шизофрении является хроническое и последовательное непотверждение матерью своего ребенка.

    Объем минимального психологического подтверждения варьирует от одной культуры к другой. Зависит от общего социально-психологического состояния общества и конкретного человека. Чем стабильнее общество в целом и каждый человек в частности, тем меньше им требуется знаков для того, чтобы чувствовать себя уверенными и защищенными. Соответственно в тревожные для общества или отдельного человека дни потребность в подтверждении возрастает [18].

    Психотерапевтическая функция общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х годах XX века в США был проведен следующий эксперимент. Были взяты две клиники для детей с трудноизлечимыми заболеваниями. Условия в клиниках были сопоставимыми: квалификация персонала, уход, адекватное медикаментозное лечение. Различие состояло лишь в том, что в одной больнице родственников к детям не пускали – опасаясь инфекции, а в другой предписания были изменены и в определенные часы дети могли общаться с родственниками в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев результаты эффективности лечения в обеих клиниках сравнили. Оказалось, что в первой клинике коэффициент смертности приблизился к одной трети, а во второй не умер ни один ребенок. В прямом смысле слова детям помогло выжить общение. Таким образом, общение может выступать мощным профилактическим средством, поддерживающим иммунитет [5].

    Помимо перечисленных функций, некоторые психологи выделяют следующие:

    • инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-либо действия или принятого решения:

    • интегративная – общение может выступать как средство объединения людей;

    • трансляционная – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений;

    • экспрессивная – позволяет партнерам по общению выразить и понять эмоции, переживания друг друга;

    • социализирующая – проявляется в усвоении норм культуры и ценностей определенного общества;

    • функция самовыражения – позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный, психологический потенциал;

    • социально-контролирующая – регламентирует поведение, деятельность, речевые высказывания участников общения [4].

    Многообразие функций общения влечет за собой разнообразие видов общения. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, принадлежностью к той или иной общности, индивидуальными свойствами личности.

    Виды общения

    Можно выделить следующие виды общения.

    • Светское общение. Смысл общения заключается в том, что люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Общение беспредметное и закрытое. Так как точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения.

    • «Контакт масок». Вид общения очень близкий к светскому общению. Используются привычные маски вежливости, участливости, скромности, безразличия, строгости. Преобладают стандартные фразы, жесты, выражения лица, позволяющие скрыть, истинные эмоции и отношение к собеседнику. Данный вид общения особенно характерен для жителей больших городов. Некоторые авторы указывают на необходимость «контакта масок» в определенных ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности. Опасность состоит в том, что маска может «прилипнуть» очень крепко.

    • Деловое общение. Учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личные расхождения или симпатии. Общение направлено на дело и результат.

    • Примитивное общение. Партнер по общению оценивается с точки зрения полезности. Если человек нужен – с ним активно вступают в контакт, если мешает – игнорируют. При получении от партнера по общению желаемого, всякий интерес к нему теряется, и это не скрывается.

    • Формально-ролевое общение. Общение опосредовано исполняемыми социальными ролями (продавец – покупатель, руководитель – подчиненный), личностные качества вторичны. Социальная роль – способ поведения человека, задаваемый обществом. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. В таких отношениях именно ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер, какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты. Роль определяет также оценку человеком себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Человек лишается определенной спонтанности своих реакций, но обретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу. Образы и действия задаются занимаемой социальной позицией: «Я сейчас преподаватель и, следовательно…», «Я как представитель своего народа…», «Я родитель, а значит, должен…» Чаще всего социальные роли задают своим носителям лишь основные контуры поведения. Многое зависит от понимания человеком своей роли и ролей других участников общения, от имеющегося личного опыта, от творческих возможностей. Каждый человек вносит в свои социальные роли личностную уникальность и неповторимость.

    Есть культуры, более тяготеющие к ролевому общению, и культуры, более склонные к созданию между людьми межличностных, эмоциональных отношений. В культурах первого типа легче выстраиваются деловые, официальные отношения, но существует риск переноса дистантного общения в интимноличностную сферу. В культурах второго типа, больше человеческой теплоты, но возникают сложности с построением субординационных, неравноправных в социальном плане отношений. Российская культура относится ко второму типу.

    • Межличностное общение определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли вторичны.

    • Монологическое общение. Субъект-объектное общение, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения (лицо пассивное, имеющее цели менее важные, чем цели субъекта). Можно выделить две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

    Императив – вид общения, при котором субъект не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера. Чаще всего императивный вид общения используется для установления контроля за внешним поведением человека. В качестве способов оказания влияния используются приказы, указания, предписания, требования, поощрения. Императивный вид общения оправдан в экстремальных условиях, но абсолютно не уместен в интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях.

    Очень ограничены возможности применения императивного общения в практике воспитания и обучения. Между тем, по мнению В.Я. Лядиуса, организация процесса усвоения в традиционной системе образования узаконила преимущественно один тип учебного взаимодействия. Это такое взаимодействие, где резко разведены и поляризованы позиции учителя и ученика. Активность последнего регламентируется в узких рамках имитации действий учителя, подражания задаваемым образцам. Учебное взаимодействие по типу имитации действий учителя порождает и соответствующую форму усвоения опыта – репродуктивную, которая характерна для всех этапов обучения – от начального до конечного.

    Императивный вид общения оправдан в том случае, если действия воспитанника содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих. Усвоение всего остального многообразия форм поведения и ценностей должно происходить другим путем, позволяющим ребенку личностно перерабатывать и усваивать информацию и требования взрослого. Доминирование императивного вида общения препятствует формированию таких качеств личности, как: критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения.

    Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лести, запугивания, вызывания чувства вины, искажение информации или ее сокрытие, «приклеивания ярлыков» и т. п.). «Манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов». Склонность к манипулированию свойственна большинству людей, разница заключается в частоте проявления. В определенной мере формирование манипулятивных склонностей провоцируется условиями жизни, результатом взаимодействия с социальной средой, угрожающей человеку. Вместе с тем надо помнить, что манипуляции в межличностном общении пагубно влияют как на личность манипулятора, так и его близких. Негативные последствия манипулирования обусловлены возникновением подозрительности, боязни близких отношений, отчужденности от других людей, чувством внутреннего дискомфорта. Неискренность, ложь, контроль, свойственные манипуляциям, приводят к непомерному психическому напряжению и пагубно сказываются на здоровье манипулируемого и манипулятора.

    Оценивая манипуляцию как скорее негативный вид общения, следует сказать, что существуют целые области социальных отношений, где манипуляция разрешена и «законна». В частности: сферы бизнеса, политики, рекламы, пропаганды, идеологии.

    Отношению к другому человеку как к средству, может быть противопоставлено отношение к нему как к ценности. Такой вид общения получил в отечественной психологии название диалога (М.М. Бахтин). В западной традиции – общение гуманистического типа (К. Роджерс). Диалогическое общение заключается во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. Такое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, положительным эмоциональным тонусом их взаимоотношений, возможностью в самораскрытии. По мнению ряда психологов, именно диалогическое общение в наибольшей мере способствует высоким достижениям в образовательной и воспитательной практике.

    Диалогическое общение разрушается, если партнеры переходят на язык догм, используют ссылки на непререкаемые авторитеты, народную мудрость.

    По способу воздействия можно выделить непосредственное и опосредованное общение.

    • Непосредственное (прямое) общение осуществляется при непосредственном контакте, «лицом к лицу», является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе с развитием цивилизации возникли различные виды опосредованного общения.

    • Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств письма, телевидения, интернета, рдио. Для данного вида общения характерна отсроченная во времени и пространстве обратная связь.

    В зависимости от используемых средств общения можно выделить вербальное (в переводе с латинского – «устный, словесный») общение и невербальное.

    • В вербальном общении основным средством передачи информации является речь. Речь является самым универсальным средством передачи информации, так как потеря смысла сообщения минимальна.

    • Средствами невербального общения выступают: мимика, жесты, поза, дыхание, интонация голоса, контакт глаз и др. Как показали исследования, в ежедневном общении, слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, прочее неречевое взаимодействие – 53 %. То есть, большая часть информации передается с помощью невербальных средств общения [5].

    Структура общения

    Существует несколько подходов к структурированию общения. Согласно наиболее распространенному, в общении выделяют три стороны: перцептивную – означающую процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению; коммуникативную – состоящую в обмене информацией между общающимися людьми; интерактивную – заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    Функции общения


    Функции общения.

    План.
    1. Определение общения.

    2. Процесс общения (коммуникации).

    3. Структура общения.

    а) Коммуникативная сторона общения.

    б) Средства коммуникации.

    в) Интерактивная сторона общения.

    г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

    4. Функции общения в жизни человека.

    а) Социальные функции общения.

    б) Психологические функции общения

    5. Уровни общения.

    6. Виды общения.
    1. Определение общения.

    Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

    В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

    Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

    Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

    Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    2. Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общениемт.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте   канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале.  Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально), никто ничего не сообщал.

    3. Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной[2]. Таким образом, схематически структуру общения мы представим так:

               

                                                                                                                                                          

    Социальная перцепция

     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
     Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

    Употребление этих терминов условно, иногда в боле менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[3].

    Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

    а) Коммуникативная сторона общения.

    Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S                     S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл[4]. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

    Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

    В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

    Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

    б) Средства коммуникации.

    Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная —  использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»[5] «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

    Модель коммуникативного процесса Лассуэлла[6] включает пять элементов:

    КТО? (передает сообщение)         – Коммуникатор

    ЧТО? (передается)                         – Сообщение (текст)

    КАК? (осуществляется передача) – Канал

    КОМУ? (направлено сообщение) –  Аудитория

    С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?                 –  Эффективность.
    Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

    Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

                1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

                2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

    Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

    коммуникативные (заменяющие речь)

    описательные (их смысл понятен только при словах)

    жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

    Мимика – это движение мышц лица.

    Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

                3) Проксимика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

    В психологии выделяют четыре дистанции общения:

    интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

    Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями.

    Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

    Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

    4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно          общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.[7]

    в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция[8]. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

    Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

    г)   Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

    Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

    Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

    Социальные функции общения

    Организация совместной деятельности

    б) Управление поведением и деятельностью

    с) Контроль

           2.  Психологические функции общения

    Функция обеспечения психологического комфорта личности

    б)   Удовлетворение потребности в общении

    с)   Функция самоутверждения

    5.  Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

    Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

    Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

    Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

    6. Виды общения[9].

    В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

    1. По содержанию оно может быть:

     1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

     1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

     1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими   состояниями)

    1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

    1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

    2. По целям общение делиться на:

    Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

    Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

    По средствам общение может быть:

    Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

    Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

    Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

    Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

    Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило бес проблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

    Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

    Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

    Обсуждение интересующей проблемы.

    Решение проблемы.

    Завершение контакта (выход из него).
    Список использованной литературы:

    1.   Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

    2.   Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.

    3.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

    4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976.

    5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

    6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

    coolreferat.com

    Дроздова В.А. Функции общения и возможности их реализации в современном обществе

    Дроздова Виктория Александровна
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    Drozdova Victoria Alexandrovna
    National research university «Higher school of Economics»

    Библиографическая ссылка на статью:
    Дроздова В.А. Функции общения и возможности их реализации в современном обществе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5696 (дата обращения: 23.09.2018).

    Человек — существо биосоциальное, и наряду с физиологическими потребностями каждый из нас в большей или меньшей степени имеет потребность в общении с себе подобными. В узком смысле общение — это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Общение имеет множество функций, таких как координационная, помогающая людям согласовывать действия при организации совместной деятельности, эмотивная, заставляющая нас испытывать необходимые для полноценной жизни эмоции, или же функция самовыражения, представляющая собой средство раскрытия своей сущности. Реализация данных функций, безусловно, зависит как от самих индивидов, так и от социальной ситуации, на фоне которой рассматривается данный аспект. С какими проблемами может столкнуться человек при реализации функций общения в современном обществе и как избежать этих затруднений? Актуальность этого вопроса для каждого из нас не ставится под сомнение, ведь все так или иначе зависят от социума и чувствуют некоторую неудовлетворенность, если при общении что-то идет не так.

    Общение есть условие формирования и существования человека. «Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего уникальным условием человеческого бытия»1 Общение — это достаточно сложный процесс, имеющий свои особенности, механизмы и функции. Что же из себя представляют функции общения? Это те цели, которые преследует человек в процессе жизнедеятельности в социуме и задачи, которые он решает посредством этого общения. Каждая функция общения очень важна, поэтому их нельзя выстроить в иерархическом порядке. Рассмотрим основные функции общения.

    Контактная функция общения представляет собой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности. В современном мире поддержание контакта между людьми не составляет большого труда: человечество придумало множество устройств, делающих общение простым и удобным. Но что насчет установления контакта? Каждого из нас преследует боязнь быть непонятым, и чем больше эта боязнь, тем сложнее человеку идти на контакт. Это и будет являться основным барьером к установлению новых контактов, препятствием перед знакомствами. Во все времена, проблема установления контакта была присуща индивидам с разными особенностями психики в разных степенях. В меньшей степени масштаб проблемы для каждого конкретного случая определяется такими факторами как социальная обстановка или политическая ситуация в стране, однако эти аспекты также влияют на простоту установления контактов.

    Информационная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.2 Реализация этой функции имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт. На втором уровне происходит непосредственно сама передача информации и принятие решений. Третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов). Эта функция очень важна, так как она подразумевает обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, и препятствовать её реализации в современном обществе, как и во всех предшествующих, может только отсутствие взаимопонимания у контактирующих субъектов.

    Побудительная функция есть стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий. Стоит ли говорить о её значимости в современном мире? Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция успешно реализуется как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается во всех сферах общества, а также в сфере личных взаимоотношений. Функция управления, схожая по своему содержанию с побудительной функцией, подразумевает изменение состояния или же моделей поведения партнера. Её значение в современном мире также сложно переоценить.

    Координационная функция — это взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. Эффективность совместной деятельности напрямую зависит от того, насколько качественно реализуется эта функция, ведь в современном мире, как и во всех предыдущих эпохах, огромную роль играет способность согласовывать свои действия с коллегами или друзьями.

    Эмотивная функция представляет собой возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний. Большинству людей свойственно передавать и показывать свое эмоциональное состояние через различные формы вербального и невербального общения, зачастую вопреки всяческой логике и ожиданиям человека, на которого направленно это общение. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену социума. Попрепятствовать эффективной реализации этой функции общения в современном мире может лишь несовпадение в способах эмоционального регулирования. Это может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам.

    Синдикативная функция общения есть средство объединения людей. Индивиды имеют склонность объединяться в большие и малые социальные группы как для выполнения совместной деятельности так и просто для того, чтобы почувствовать себя частью какой-либо общности, чего зачастую так не хватает современным людям. Непросто описать целесообразность этой функции для общества в целом, но каждый из нас понимает, насколько она важна на подсознательном уровне для каждого конкретного индивида. Что касается реализации этой функции в современном обществе, то она активно осуществляется за счет создания различных общественных движений и объединений людей с общими интересами или целями.

    Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия, тем самым сочетая в себе особенности двух других функций: управления и информационной функции. Отражая в себе саму суть коммуникации, инструментальная функция дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и прочего. В современном мире активно реализуется посредством самых разнообразных средств коммуникации.

    Функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал. Эта функция общения является одной из самых важных, ведь человеческая сущность проявляется лишь в обществе, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, убедиться в собственной ценности. Современное общество дает огромное множество возможностей для самовыражения, как в рамках общения, так и вне их. Дефицит общения, в свою очередь, порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

    Также следует отметить функцию социализации. В процессе социализации индивид “вбирает” в себя общественные ценности в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.3 Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Приобщаясь к совместной деятельности, члены социальной группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы, что является актуальной проблемой в наши дни.

    Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Функции общения в психологии имеют отличительные особенности для разных категорий общества, ведь психика, например, детей, значительно отличается от психики взрослых. Так же необходимо различать специфику общения между разными полами и социальными группами. Для каждой категории людей и даже для каждого конкретного человека значимость каждой функции общения безусловно будет отличаться. Тем не менее, важную роль общения в жизни людей сложно оспорить, ведь его ценность можно рассмотреть по меньшей мере в двух аспектах: общение, как деятельность направленная на достижение социально значимых результатов и общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сближение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные ценности.


    Библиографический список
    1. Мерхаба С. Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса [Текст] / С. Мерхаба // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 128-132
    2. Карпенко Л. «Введение в психологию» 1995
    3. Парсонс Т. «Социальная система» 1951


    Количество просмотров публикации: Please wait

    Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»

    human.snauka.ru

    Функции общения в психологии

    Специалисту в области социальных контактов важно знать функции общения в психологии, чтобы уметь правильно прогнозировать поведение людей и их реакции. Человек передает информацию посредством речи и невербальных знаков, без них невозможен обмен опытом и знаниями.

    Общение — это процесс взаимодействия, направленный на установление контакта и понимание людьми друг друга. Неправильная кодировка и приемка сигнала приводит к тому, что оппоненты плохо понимают друг друга, поэтому важно использовать схожую сигнальную систему.

    Виды общения

    Психология выделяет несколько видов общения, в зависимости от тесноты контакта и задач взаимодействия.

    Примитивное общение. Происходит оценка оппонента на предмет, хочется ли с ним общаться или нет. После этого взаимодействие либо продолжается, либо происходит игнорирование или отталкивание объекта.

    Формально-ролевое. Здесь на первый план выходят социальные роли, личность не играет значения, важен лишь результат и установленный регламент.

    Деловое. При таком виде общения важен контакт для установления деловых связей, решения задач, но при этом учитываются и особенности личности собеседника, его комфорт и удобство. Этот вид общения распространен среди бизнес-партнеров.

    Манипулятивное. В этом виде общения есть две стороны: манипулятор и «жертва». Манипулятор любыми способами хочет получить желаемое, его не интересует личность и удобство оппонента.

    Светское. В данном случае разрешено говорить только об определенных вещах. Никого не интересует то, что действительно думает человек, есть определенные рамки и принятые темы, обычно беспредметные. Характер общения закрытый, мнение собеседника и его личность обычно неважны.

    Духовное. Общение на уровне личности, желание познать человека глубже, раскрыться. Такой вид общения самый тесный, приемлем между близкими людьми и друзьями.

    Функции общения

    Рассмотрим основные функции общения согласно распространенным теориям психологии.

    1. Информационная. Задачей общения является передача и прием информации в наименее искаженном виде так, чтобы принимающий понял, о чем идет речь.
    2. Регуляционная. Заключается в контроле и регуляции поведения, то есть словами можно указать, что необходимо сделать, чего делать нельзя, как правильно поступить.
    3. Эмоциональная. Эта функция позволяет передать чувства и эмоции другому человеку путем словесного или невербального общения согласно определениям социальной психологии.
    4. Поддержание отношений. Здесь понятие направлено на формирование определенных связей между двумя и более людьми, обмен мнениями, сохранение отношений.
    5. Самовыражение. Общение помогает рассказать другим индивидуумам о себе, выразить свою точку зрения, состояться как личность среди социума.

    Помимо этого его функции можно поделить на 2 больших категории: индивидуальное и массовое. Первое понятие включает в себя передачу информации между двумя людьми, второе — донесение до большого количества лиц, а также взаимодействие между социальными группами.

    Общение развивалось постепенно. В древние века это были простые звуки и жесты. Сейчас мы активно используем речь, жесты и виртуальное пространство, которое становится все более популярным и замещает некоторые виды и функции общения, привычные нам.

    Для маленького ребенка коммуникация — это возможность познать мир и сообщить родителям о своих желаниях и чувстве дискомфорта. У дошкольника процесс взаимодействия во многом направлен на познание окружающего мира, посредством языка он стремится задавать вопросы и искать на них ответы.

    Для взрослых коммуникация имеет более широкое значение, им приходится налаживать межличностные связи, решать конфликтные ситуации, добиваться желаемого посредством делового, а иногда и манипулятивного общения.

    Общение в условиях технологического прогресса

    Развитие цивилизации и технологий в последние десятилетия происходит небывалыми темпами. Меняется и само понятие общения, включая в себя уже не только передачу информации посредством речи, но и другими способами. Большое значение приобретают функции делового общения, так как многое построено на бизнесе и решении финансовых вопросов.

    В отдельную категорию следует выделить интернет-общение. Если в первые годы развития Сети она была всего лишь центром сбора и выдачи информации, то сейчас коммуникация в ней приобрела более широкие масштабы.

    Люди общаются посредством соцсетей, практически ушли в прошлое бумажные письма, личные встречи стали происходить гораздо реже, потому что взаимодействие происходит цифровым способом.

    Роль этого типа общения становится все более важной, оно также делится на личное и деловое. Специалисты по социальной психологии только начинают изучать интернет-пространство, но уже есть интересные исследования в этой области, и даже появился раздел, изучающий особенности общения в психологии интернета.

    Согласно социальной психологии, способность общаться — важная составляющая нашей личности, помогающая достигать успеха и находить язык с различными людьми.

    Поэтому родители должны как можно раньше привить ребенку принципы и правила передачи информации, помочь ему стать более открытым и не бояться коммуникаций.

    poznala.ru