Какие агенты социализации повлияли на формирование личности киплинга – Тест по обществознанию Как стать личностью 8 класс
Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 8 класса
Контрольная работа по обществознанию, 8 класс
Вариант 1
Часть 1
1. Слово «индивид» происходит от лат. «individuum», что в переводе означает
1) «живое существо» 3) «отдельный человек»
2) «часть общества» 4) «особые признак»
2. К основным фазам становления личности НЕ относится:
1) адаптация 3) интеграция
2) социализация 4) индивидуализация
3. Какая из названных профессий относится к сфере экономики?
1) фармацевт 3) маркетолог
2) системный администратор 4) дизайнер
4. Установите соответствие между терминами и определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) мышление 1) индиуидуально устойчивые свойства чело-
Б) способности века, определяющие его успехи в различных В) индивид видах деятельности
Г) темперамент 2) совокупность психических свойств челове-
ка, от которых зависят его реакции на других
людей и социальные обстоятельства
3) высшая ступень человеческого познания
4) отдельный экземпляр среди множества
других
5. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения
1) государство 3) цивилизация
2) общество 4) племя
6. Общество, в котором главным фактором производства становятся информационные технологии, называется
1) традиционным 3) индустриальным
2) аграрным 4) постиндустриальным
7. В приведенном списке указаны разнообразные потребности человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера материальных потребностей, а во вторую колонку – порядковые номера социальных потребностей.
1) общение с другими людьми 3) потребность в красивой одежде
2) потребность в пище 4) потребность в творчестве
8.Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием
1) регресс 3) революция
2) прогресс 4) эволюция
9. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное, называется
1) промышленное революцией 3) культурной революцией
2) аграрной революцией 4) научно-технической революцией
10. Прочтите приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование данному понятию. (2) Центральной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необходимо формулировать только с точки зрения глобальных процессов. (3) Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств. (4) Сторонники глобализации возлагают на нее огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики, а другие – антиглобалисты – ненавидят и всячески ругают за все, что связано с ней.
Определите, какие положения текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.
11. Общепринятым является деление культуры на
1) духовную и экономическую 3) идеальную и материальную
2) духовную и материальную 4) политическую и экономическую
12. Архив – это учреждение, которое
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы
4) занимается описанием и изучением произошедших когда-либо исторических событий
13. Верны ли следующие суждения о художественных образах в искусстве?
А) Художественные образы, будучи результатом вымысла, тем не менее всегда несут на себе отпечаток реально существующих явлений
Б) Художественные образы – это чувственное воспроизведение жизни, созданное с позиций автора
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»
1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке
2) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями
3) совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
15. Верны ли следующие суждения о морали?
А) Мораль, как и право, является социальным регулятором
Б) За нарушение норм морали предполагаются санкции государства
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией
1) долга 3) чести
2) совести 4) достоинства
17. Верны ли следующие суждения о морали?
А) Мораль – это совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
Б) Мораль – это узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
18. Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для ее самоопределения и социализации на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе, называется
1) обучением 3) воспитанием
2) принуждением 4) образованием
19. Верны ли следующие определения понятия «наука»?
А. Наука – это область человеческой деятельности, вырабатывающая объективное знание о мире
Б. Наука – это наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика – это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности
Б. Экономика в буквальном переводе с древнегреческого означает «искусство управления хозяйством»
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2
Р. Киплинг. «Заповедь»
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать c основ.
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту всё, что накопил c трудом,
Bcё проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и твёрд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Перевод М.Лозинского
1) Дайте определение понятия «человек». Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл
2) Автор этого стихотворения Редьярд Киплинг прожил долгую, полную событий жизнь. Он родился в 1865 году в Индии, в семье англичан-переселенцев. До шести лет мальчик рос в кругу дружной семьи, его воспитание занимались индийские няни и слуги, любившие и баловавшие ребенка. Нов скорее маленького Редьярда отправили в Англию на попечение дальних родственников, которые держали частный пансион. Хозяйка пансиона сразу невзлюбила мальчика, постоянно унижала его. Жизнь в таком окружении плохо сказалась на его здоровье, ребенок на несколько месяцев потерял зрение. Спас его только приезд матери. Затем его определили в военную школу, где от воспитанников требовали не столько знаний, сколько железной дисциплины. Тем не менее там он нашел настоящих друзей и оформился как личность. Именно этот период в жизни Киплинга повлиял на его решение стать писателем.
Какие агенты социализации повлияли на формирование личности Редьярда Киплинга? Приведите не менее трех положений.
2. Напишите три аргумента в пользу выбора любой профессии.
Вариант 2
Часть 1
1. Самой общей характеристикой человека является термин
1) индивид 3) личность
2) индивидуальность 4) уникум
2. Человек от животного отличается
1) теплокровной системой кровообращения 3) памятью
2) членораздельной речью 4) навыками ориентации в пространстве
3. При классификации потребностей человека НЕ употребляется термин
1) биологические потребности 3) социальные потребности
2) духовные потребности 4) личностные потребности
4. Установите соответствие между конкретными агентами социализации и тем, как они влияют на формирование личности – опосредованно или непосредственно: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЛИЯНИЕ
А) армия 1) опосредованное влияние на формирование
Б) церковь личности
В) семья 2) непосредственное влияние на формирование
Г) СМИ личности
5. В понятие общественных отношений НЕ входит(ят)
1) взаимодействие двух людей
2) отношения между странами
3) взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом
4) отношения между кошкой и ее хозяином
6. Какое положение из названных НЕ относится к общественным отношениям?
1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приеме на работу
7. В приведенном списке указаны разнообразные потребности человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера материальных потребностей, а во вторую колонку – порядковые номера социальных потребностей.
1) общение с другими людьми 3) потребность в красивой одежде
2) потребность в пище 4) потребность в творчестве
8. Процесс постепенного изменения, развития природы и общества
1) регресс 3) революция
2) прогресс 4) эволюция
9. Начало промышленной революции связывают с изобретением
1) эффективного парового двигателя
2) ядерной энергии
3) компьютера
4) электричества
10. Прочтите приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование данному понятию. (2) Центральной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необходимо формулировать только с точки зрения глобальных процессов. (3) Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств. (4) Сторонники глобализации возлагают на нее огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики, а другие – антиглобалисты – ненавидят и всячески ругают за все, что связано с ней.
Определите, какие положения текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.
11. Какое из перечисленных понятий НЕ используется при классификации потребностей человека?
1) биологические потребности 3) духовные потребности
2) приоритетные потребности 4) социальные потребности
12. Библиотека – это учреждение, которое
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы
4) занимается описанием и изучением произошедших когда-либо исторических событий
13. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие
Б. Культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Какое из перечисленных ниже определений НЕ относится к определению морали?
1) совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, также нормы поведения, основанные на этих представлениях
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
3) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности
15. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль, как правило, подразумевает внешнего оценивающего субъекта (общественное мнение людей, общество, церковь и т. д.)
Б. Нравственность, в отличие от морали, в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные представления о добре и зле, совести и справедливости
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. Достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей ее деятельности, в этике определяются категорией
1) долга 3) чести
2) совести 4) достоинства
17. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль – это особые духовные правила, которыми государство регулирует поведение человека
Б. Мораль – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
18. Организация учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей называется
1) обучением 3) воспитанием
2) принуждением 4) образованием
19. Верны ли следующие суждение о науке?
А. Наука включает наблюдение, классификацию, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений
Б. Наука – это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждение о роли государства в экономике?
А. Государство воздействует на экономические отношения через правовое регулирование
Б. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2
1. Прочтите текст и выполните задания
Р. Киплинг. «Заповедь»
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать c основ.
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту всё, что накопил c трудом,
Bcё проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и твёрд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Перевод М.Лозинского
1) Дайте определение понятия «человек». Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл
2) Автор этого стихотворения Редьярд Киплинг прожил долгую, полную событий жизнь. Он родился в 1865 году в Индии, в семье англичан-переселенцев. До шести лет мальчик рос в кругу дружной семьи, его воспитание занимались индийские няни и слуги, любившие и баловавшие ребенка. Нов скорее маленького Редьярда отправили в Англию на попечение дальних родственников, которые держали частный пансион. Хозяйка пансиона сразу невзлюбила мальчика, постоянно унижала его. Жизнь в таком окружении плохо сказалась на его здоровье, ребенок на несколько месяцев потерял зрение. Спас его только приезд матери. Затем его определили в военную школу, где от воспитанников требовали не столько знаний, сколько железной дисциплины. Тем не менее там он нашел настоящих друзей и оформился как личность. Именно этот период в жизни Киплинга повлиял на его решение стать писателем.
Какие агенты социализации повлияли на формирование личности Редьярда Киплинга? Приведите не менее трех положений.
2. Напишите три аргумента в пользу выбора любой профессии.
infourok.ru
Агенты социализации и их влияние на формирование личности.
Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации, т.е. тех социальных структур(семья, малая группа, коллектив, школа, политические организации, церковь и т.д.), которые составляют социальную среду обитания индивида.
Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т.д.). Семья многими признаётся в качестве первичного социализирующего коллектива. Однако роль семьи в традиционном обществе более значима, чем в современном. Процессы социализации подвержены влиянию политических режимов. Степень демократичности общества определяется также и тем, насколько процесс социализации индивидов подвержен контролю и воздействию политических властвующих структур.
Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.
Агенты социализации– конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.
Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.
Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.
Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.
Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.
Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.
Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.
Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:
агентами первичной социализации,
агентами вторичной социализации,
агентами первичной и вторичной социализации. Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие.
Другой пример – различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит нас таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.
В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.
В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации – образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто становится барьером на пути образования. Через два года службы в армии знания, полученные в школе, улетучиваются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.
studfiles.net
Агенты социализации личности
Понятие социализации
Определение 1
Социализация – это процесс усвоения индивидом общепринятых правил, действующих в обществе, с целью его успешного вовлечения в отношения в этом обществе и с обществом.
Социализация является многосторонним процессом, где человек не только изучает и усваивает нормы, но и сам является их носителем, а также воздействует на других людей и общество в целом.
Принято выделять первичную и вторичную социализацию:
- На стадии первичной социализации человек обучается социальным нормам, усваивает их.
- При вторичной социализации происходит разрушение ранее усвоенных норм и формирование новых.
И первичная, и вторичная социализация осуществляется при помощи агентов социализации.
Понятие агентов социализации
Определение 2
Агенты социализации – это социальные институты, люди, социальные группы, которые воздействуют на человека в рамках процесса социализации, оказывают на него влияние.
В зависимости от их роли в процессе социализации выделяют первичных агентов и вторичных.
Первичные агенты социализации – это те, кто в наибольшей степени влияет на человека, его близкое окружение. К первичным агентам следует отнести семью, друзей, родственников, школу, тренеров, т. е. всех тех, кто непосредственно влияет на усвоение человеком социальным норм. Особенность первичных агентов заключается в длительности контактов с человеком и их частоте.
Вторичные агенты социализации – это социальные группы, социальные институты, люди, учреждения, отношения в которых строятся на формально-деловом подходе, и которые влияют на формирование у человека тех или иных ценностей и норм. К числу вторичных агентов социализации принято относить различные государственные учреждения, СМИ, государство, армию, коллег по работе, работодателей и т.д.
Характеристика основных агентов социализации
Основными агентами первичной социализации, то есть до взросления, являются:
- родители,
- родственники,
- друзья,
- школа,
- средства массовой информации,
- Интернет.
Семья является одним из ключевых агентов социализации, поскольку оказывает в большинстве случаев наибольшее влияние на человека с самого его рождения. Успешность, в том числе и вторичной социализации, во многом зависит от условий социализации, которые формирует семья. Так, ребенок, воспитуемый в благополучной семье, где родители имеют высокий социальный статус, достаточный уровень культуры имеет больше возможностей для успешной социализации. Соответственно, дети из неблагополучных семей, вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, осложняющими процесс социализации.
Особое значение в подростковом возрасте имеет школа, друзья и СМИ.
Социализация в школе отличается от семьи, поскольку является официальным учреждением с авторитарной властью, большей по количеству участников. Школа закладывает социальные нормы и ценности, вовлекает подростка в построение межличностных взаимодействий в социальных группах, старается нейтрализовать действие десоциализирующих факторов.
Улица и взаимодействие со сверстниками могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процессы социализации. Взаимодействие с группами сверстников учит строить межличностные отношения.
Замечание 1
В подростковый период друзья по степени влияния могут соперничать с семьей, поэтому крайне важно сформировать благоприятное окружение для ребенка.
Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет.
Средства массовой информации в современном мире имеют огромное влияние на человека. Посредством кинофильмов, музыки, журналов, прессы они способны сформировать образ успешного человека, а значит заложить те ценности и идеалы, которые этот успешный человек должен освоить.
Особое влияние на человека оказывает телевидение. Человек значительное количество информации приобретает посредством зрения, а потому усваивает в большем количестве то, что он увидел.
Все большее влияние на человека оказывает Интернет и информационные сети. Интернет дает человеку больше возможностей для самовыражения без страха общественного осуждения под маской анонимности. Виртуальные игры позволяют человеку примерить на себя некоторые социальные роли без страха негативных реальных последствий. По сути, Интернет избавляет от страхов. Одновременно с этим, Интернет сеть аккумулирует огромное количество информации, ставя человека перед выбором, чему верить, а что ставить под сомнение, что принять, а что отвергнуть. Формирующаяся личность человека в такой ситуации может сделать неправильный выбор, усвоив неправильные социальные нормы, что приведет к девиантному поведению.
В более взрослом возрасте значительное влияние на человека оказывает трудовой коллектив. На зрелый возраст приходится становление человека в профессиональном плане, поэтому успешность его социализации в обществе зависит от успеха его профессиональной социализации. В этот период значительное влияние на человека оказывают коллеги и работодатель. В трудовой период социализации человеку важно состояться как профессионал, быть оцененным коллегами и обществом.
Десоциализация и ее агенты
Наряду с социализацией следует выделить понятие десоциализации.
Определение 3
Десоциализация – это процесс, обратный социализации, т. е. утрата приобретенных социальных качеств.
Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.
Десоциализация как и социализация имеет своих агентов, т.е социальные группы и люди, которые способствуют утрате социальных качеств человека. К числу агентов десоциализации можно отнести асоциальные и неблагополучные семьи, алкоголиков и наркоманов, лиц с неустойчивой психикой, криминогенные и преступные группировки.
spravochnick.ru
Становление личности. Агенты социализации — урок. Обществознание, 8 класс.
Становление личности человека
Как ты уже знаешь, социальная сущность человека, его личность формируется в процессе социализации, то есть вхождения в состав общества на правах полноправного члена. При этом у человека безусловно сохраняются его индивидуальные черты, влияющие на его личностное развитие.
Сам процесс формирования личности начинается ещё в детском возрасте и состоит из трёх основных фаз, или стадий, этапов.
Ещё в младенческом возрасте, при непосредственном общении со взрослыми, ребёнок начинает делать первые шаги в своём личностном развитии.
Постепенно он усваивает те нормы и правила, которые действуют в группе, в которой он находится. Он начинает подражать членам этой группы, овладевая формами деятельности, характерными для них. Ребёнок приспосабливается к новым для него людям, условиям и обстоятельствам. Так проходит первый этап становления личности — адаптация.
Адаптация (от позднелат. adaptatio — приспособление) — это процесс психологической включаемости индивида в систему социально-деятельностных отношений.
Индивид стремится в некоторой степени становиться таким же, как и все остальные люди.
С возрастом, постепенно осознавая свою индивидуальность, подросток пытается найти возможность проявить её в ходе взаимодействия с другими людьми. В этот период его перестаёт устраивать то, что он «как все», и он активно стремится к персонализации, то есть к выделению себя среди остальных. Для индивида в этом состоянии крайне важно, чтобы общество заметило, оценило и признало именно его индивидуальность, непохожесть на остальных. Это второй этап развития личности — индивидуализация.
Индивидуализация (от лат. individuum — неделимое) — это процесс выделения человека из общества как относительно самостоятельного субъекта.
Третий этап — самый длительный и охватывает большую часть жизни человека. Он определяет не только развитие индивида, но и развитие того общества, в котором он находится. Человек развивается и совершенствуется как личность, согласовывая свою индивидуальность с запросами общества, и проявляет её на пользу обществу. Этот этап называется интеграцией.
Интеграция (от лат. integratio — восстановление, восполнение) — процесс упрочения имеющихся и создание новых связей человека с социумом, обеспечивающий его включённость в основные сферы жизнедеятельности.
Все эти этапы или фазы становления личности человека очень важны для его успешной жизнедеятельности в обществе. К сожалению, иногда успешное и своевременное прохождение этих фаз бывает осложнено. В этом случае между человеком и обществом может возникнуть недопонимание или даже конфликт. Это называется дезинтеграцией.
Дезинтеграция (от лат. de(s) — отмена, устранение \(+\) integratio — восстановление) — нарушение единства или слаженности взаимодействия человека и общества.
В этом случае человек либо не воспринимается обществом, либо же сам старается изолироваться от людей, свести контакты с ними к минимуму. Формирование его личности приостанавливается или даже поворачивается вспять. В этом случае можно говорить о его деградации.
Деградация (от лат. degradatio — снижение) — обратное развитие личности, ослабление активности человека, его работоспособности и психической уравновешенности.
Иными словами, личность человека претерпевает весьма печальные изменения: пропадают его умения, понижается умственная работоспособность, уходят светлые, позитивные чувства.
Агенты социализации
Сам процесс социализации, о котором ты уже знаешь, невозможен без деятельности самого человека. Однако и без ответной деятельности общества он тоже не состоится. На становление личности человека влияет очень много факторов. Эти факторы называются агентами социализации.
Агенты социализации — это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении.
Агентов социализации можно разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Обрати внимание!
К агентам первичной социализации относятся те, кто оказывает непосредственное воздействие на человека.
Это в первую очередь семья или лица, её заменяющие, друзья и т. д.
Обрати внимание!
К агентам вторичной социализации можно отнести тех, кто влияет на человека через формально-деловые отношения.
К ним относятся: официальные учреждения, администрация школы, например, церковь, армия и т. д.
Очевидно, что в период детства человека, во время этапа адаптации, самой значительной будет роль семьи или лиц, её заменяющих. А вот с возрастом эта роль понижается, и на первый план выходят иные агенты социализации.
Обрати внимание!
На разных этапах социализации роль агентов неодинакова.
www.yaklass.ru
Социализация личности и ее агенты
Понятие социализации
Данная статья посвящена вопросу социализации и ее агентов, поэтому в первую очередь разберемся в том, что же кроется под понятием социализации.
Определение 1
Социализация определяется как усвоение и овладение человеком общественных ценностей, социальных норм, существующих установок, правил поведения и т.д.
Сущность процесса социализации кроется в трансформации биологического начала человека в социальное, и ее результатом является формирование личности.
Этапы социализации
Социализация длится на протяжении всей жизни человека, а потому принято выделять несколько ее этапов, которые, как правило, связаны с возрастными периодами развития человека:
- детство
- подростковый возраст или юность
- зрелость
- старость
На эти периоды приходится первичная и вторичная социализация.
Первичная социализация характерна для детства и юности, когда происходит формирование собственного «Я» и личности человека, данный период начинается от рождения человека и заканчивается в зрелом возрасте.
Вторичная социализация характеризуется самореализацией человека, осознанным выбором человека спутника жизни, профессии, окружения и т.д. На данный этап приходится аккумулирование и передача накопленного опыта.
Агенты социализации
Как мы можем наблюдать, и первичная, и вторичная социализация проходит в тесном взаимодействии с обществом и посредством общественных механизмов – агентов социализации.
Определение 2
Агенты социализации – это окружение человека, которое влияет на усвоение им социальных норм, общественных правил и ценностей.
Первичной и вторичной социализации соответствуют агенты также первичные и вторичные.
Определение 3
Первичные агенты социализации – это близкое окружение человека, которое непосредственно влияет на него.
Сюда мы можем отнести:
- семью,
- школу,
- СМИ,
- Интернет,
- тренеров и одноклассников,
- учителей и руководителей кружков.
Рассмотрим основных агентов первичной социализации более подробно.
Семья является одним из первых агентов социализации, с которым сталкивается человек. В семье человек приобретает имя и основные навыки взаимодействия с обществом, формирует свои представления о семье и о своей роли в этой семье и обществе в целом, поэтому семья может как помочь социализироваться, так и наоборот.
Если семья гармонична, социальный статус семьи и культурный уровень достаточен для успешной социализации. Неблагополучие семьи ведет к сложностям протекания процесса социализации, формировании неверных представлений о правилах поведения в обществе, отвержении социальных норм и т.д.
Еще одним мощным агентом социализации является школа.
В школе процесс усвоения знаний, правил поведения и норм носит целенаправленный характер. Учителя закладывают знания об обществе и способах взаимодействия с ним, а также здесь человек учится выстраивать социальные отношения с учителем и одноклассниками.
В школе человек оказывается под воздействием сразу нескольких агентов социализации – учителя и сверстников. Ребенок в школе учится объединяться в группы и взаимодействовать там, находить решение, проигрывать различные социальные роли.
Следующий первичный агент социализации – сверстники и друзья. Данный агент социализации отличается от школы неформальностью отношений, а, значит, возможностью изменения правил поведения в дружеской компании. В компании сверстников и друзей ребенок находит понимание независимо от того, как он усвоил и соблюдает общественные нормы. В подростковый период друзья оказывают значительное влияние на человека, конкурируя по степени влияния с семьей, поэтому крайне важно, чтобы в этот период социализации человек находился в благоприятной дружеской компании, которая будет способствовать усвоению и закреплению усвоенных социальных норм и ценностей.
В настоящий момент возросло влияние Интернет сети и СМИ как первичных агентов социализации.
Интернет дает человеку дополнительную свободу самовыражения, а также, посредством виртуальных игр, позволяет ребенку примерить на себя определенные социальные роли. К сожалению, велико число игр с элементами жестокости и насилия, что негативным образом влияет на психическое здоровье формирующейся личности подростка.
Определение 4
Агенты вторичной социализации – это люди и учреждения, которые связаны формально-деловыми отношениями, оказывающие влияние на человека.
К числу агентов вторичной социализации можно отнести:
- представителей образовательных учреждений,
- армию и государство,
- средства массовой информации,
- представителей власти,
- партии и т.д.
Если агенты первичной социализации оказывают влияние на уровне межличностных отношений, то прерогативой агентов вторичной социализации являются социальные отношения, поэтому взаимодействия со вторичными агентами социализации менее продолжительны по времени, чем с первичными, а также реже происходят.
Замечание 1
Следует также отметить, что агенты вторичной социализации выполняют строго определенные функции социализации, что вызвано их формализованностью.
Рассмотрим более подробно некоторых агентов вторичной социализации.
Наибольшее значение в нашей жизни в настоящее время можно отвести СМИ, не зря их называют «четвертой ветвью власти». СМИ в короткие сроки способны сформировать определенные общественные ценности, подорвав прежние устои. В современном мире средства массовой информации способны творить революцию. Кинофильмы, радио и телепередачи формируют у нас образы семьи, модели поведения в тех или иных социальных группах.
Поскольку значительный период вторичной социализации приходится на период профессиональной деятельности человека, то следует отметить в этот период работодателя и коллег как агентов. Работодатель как агент социализации имеет мощный инструмент влияния – власть. Коллеги в период профессиональной деятельности также оказывают существенное влияние, поскольку человек вступает в частые взаимодействия с ними, реализуя себя как профессионал.
spravochnick.ru
2 Агенты социализации и их влияние на формирование личности
В социологии агенты социализации определяются как каналы, которые обеспечивают эффективную социализацию человека. Находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, агенты социализации играют важнейшую роль в том, каким вырастет человек, каким будет процесс становления его как личности.
Агенты социализации по своей роли в жизнедеятельности человека могут различаться в зависимости от значимости для человека, построения процесса взаимодействия с ними, направления их влияния на человека, средств влияния на индивида.
Так как социализация делится на два вида — первичную и вторичную, социальные агенты также подразделяются на первичных и вторичных.
В качестве первичных агентов социализации выступают близкие люди, окружающие индивида — это его родители, родственники, друзья, учителя, и все люди, с которыми происходит постоянный тесный контакт.
Важнейшим первичным агентом социализации является семья. Именно она составляет ближайшее социальное окружение личности. Именно с ее помощью человек успешно проходит процесс социализации в обществе.
Еще одним немаловажным первичным агентом социализации является школа. Её принципиальное отличие от семьи заключается в том, что она является нейтральной средой, где отношение к ребенку формируется согласно его реальным качествам. Именно школьный период способствует формированию самооценки ребенка, которая в большинстве своем остается неизменной в течение всей дальнейшей жизни человека.
В связи с бурным развитием информационных технологий нельзя не упомянуть об еще одном первичном агенте социализации – сети Интернет, которая оказывает мощнейшее воздействие на развитие личности в целом и ее нравственное состояние в частности. Особенности Интернета таковы, что человек, попадая в виртуальный мир, получает дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, а это в свою очередь влияет на их развитие.
К вторичным агентам социализации относятся формальные организации, различные официальные учреждения, партии, учебные заведения, СМИ. В отличие от агентов первичной социализации, влияющих на человека в основном в первую половину его жизни (детство, юность, молодость), агенты вторичной социализации главенствуют во второй половине жизни человека и выполняют одну-две социальные функции.
Особая роль среди агентов вторичной социализации по праву отводится СМИ, так как их влияние на самые различные группы населения трудно преувеличить – оно огромно. Благодаря СМИ массовое сознание может совершить переворот на 360 градусов в своих мнениях, относительно какого-либо общественного события. Благодаря современным СМИ появляется возможность компенсировать имеющуюся пропасть между людьми из обеспеченных слоев общества и представителями рабочего класса, жителями пригородов, менее обеспеченными гражданами общества.
Еще одним важным фактором вторичной социализации личности является трудовая деятельность человека, обеспечивающая интеграцию индивида в мир работающих взрослых людей, нахождение своего места в существующей социальной системе. В результате осуществления трудовой деятельности индивид получает ощущение уверенности в себе, престижа, собственной значимости. Трудовая социализация затрагивает, как правило, уже взрослых, самоопределившихся людей и в связи с этим возникают трудности, связанные с необходимостью нахождения правильного соотношения между уже имеющимися ценностными ориентациями и теми требованиями, которые необходимо выполнять для эффективного осуществления трудовой деятельности. Данное противоречие зачастую является толчком для саморазвития человека в процессе попыток нахождения наиболее подходящего для него места работы, которое совпадало бы с его представлениями об идеальной жизни.
studfiles.net
2. Агенты социализации и их влияние на формирование личности.
Институты и группы отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами социализации. Агенты социализации это те социальные структуры (семья, малая группа, школа, трудовой коллектив, политическая организация, церковь и т. д.), которые составляют социальную среду обитания индивида. Таким образом, агентами социализации являются конкретные люди, ответственные за обучение основным социальным нормам и обучающие основным социальным ролям.
Следует отметить, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и христианских и т. д.).
На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
На детской стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства семья и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.
Так одним из условий влияния семьи на социализацию индивида является ее социально-экономическое положение. Известно, что жилищные условия семьи, ее материальная обеспеченность соответствующим образом отражаются на воспитании подростков (особенно это явно прослеживается в настоящее время, когда идет сильное расслоение общества на бедных и богатых). Другим условием влияния семьи на социализацию подростка является стиль семейного воспитания. Исследователями выделяются три основных стиля родительского поведения – авторитетного, авторитарного и либерального (или соответственно демократический, авторитарный и попустительский). Также еще к одному фактору семейного влияния на социализацию индивида можно отнести полноту семьи. Принимая во внимание, что в настоящее время увеличилось количество семей, расколотых разводом, или с матерью-одиночкой, характерным признаком отрочества и юности, по крайней мере, на определенный период становится неполная семья. В неполных семьях воспитывается почти половина подростков, что естественным образом сказывается на их социализации в обществе.
На втором этапе ранней стадии социализации (когда ребенок начинает ходить в школу) наравне с семьей еще одним основным институтом социализации становится школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.
На стадии индивидуализации ровесники для подростка выполняют значимую роль в процессе его социализации, транслируя эталоны поведения, адаптированные к собственному возрасту, определяя интерпретацию явлений, событий и т. п. Поэтому одна из сложностей на данной стадии социализации в системе взрослый-ребенок как раз и связана с тем, что часто взрослый (в нашем случае родитель) передает собственный опыт без привязки к своеобразию его интерпретации подростком. Эталоны же и ценности взрослого не всегда доступны ребенку и далеко не всегда воспринимаются им как субъективно значимые. В этом плане интерпретация ровесников ближе и доступнее – они оперируют сходными системами значений и ценностей, что и определяет в определенных ситуациях их большую действенность.
В этом контексте актуальным становится противоречие между нормами и ценностями, исходящими в ходе семейного воспитания и теми влияниями, которые подростки оказывают друг на друга в ходе общения и совместного времяпрепровождения. Очевидно, что эти влияния крайне разнообразны, и подростку достаточно сложно адаптироваться к ним. Многим подросткам (особенно живущим в больших городах) в настоящее время приходится делать выбор между субкультурой сверстников, превозносящей наркотики, преступность, и ценностями родителей, подчеркивающими важность труда в рамках законопослушания. Подростки, еще находящиеся в процессе самоопределения, склонны либо слишком разграничивать миры родителей и сверстников, либо рабски следовать строгим предписаниям группы сверстников в поведении, манере одеваться и во всем остальном, что представляется важным в этом возрасте.
Однако, не смотря на это можно с достаточной уверенностью утверждать, что и в подростковом возрасте семья остается основным институтом социализации подростка. Именно в семье подросток может получить поддержку в преодолении трудностей социализации, основные установки и программы по вхождению во взрослую жизнь. Те позиции, которые у подростка сформируют родители в системе социальных отношений, определят в дальнейшем стиль жизни и жизненный план ребенка. Немаловажную роль здесь играет как раз то, какие особенности взаимоотношения в системе взрослый-ребенок сложились на более ранних периодах развития и социализации подростка.
Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения. Но в последнее время средства массовой информации все чаще спекулируют на тенденции подростков к нетерпимости, рекламируя стереотипные образы привлекательных и жизнерадостных юношей и девушек, которые проходят свой сложный период жизни без таких неприятностей, как прыщи, ортодонтические пластинки, неуклюжесть и проблемы с весом. Таким образом, средств массовой информации транслируют определенные эталоны поведения, общения, задают высокие стандарты внешности и материального положения, но в то же время не показывают, как все это можно получить социальноприемлимыми способами.
Противоречия, возникающие между желаемым идеалом, транслирующимся СМИ и своим далеким от совершенства внешним обликом, вызывают у подростка чувство тревоги и неуверенности, что оказывает негативное влияние на его социализацию.
Кроме того, события, происходящие на экране телевизора, в радиопередачах или на киноэкране невозможно изменить, они не контролируются подростками так, как если бы эти события могли происходить в реальности. Некоторые исследователи утверждают, что подростки с их быстро развивающимися физическими способностями особенно часто выступают в роли пассивных потребителей средств массовой информации, и по этой причине они учатся воспринимать трагедию и жестокость как нечто вполне обычное или развивают в себе стремление к грубой жестокости. Возможно, что они моделируют свое поведение, ориентируясь на банальные или странные события, которые изображаются на экране.
Очевидно, что молодой человек живет и развивается не изолированно от окружающего мира, а испытывает на себе воздействие различных социальных систем, начиная от семьи, школы, учебных заведений и заканчивая, как это уже было отмечено ранее, средствами массовой информации. И даже политические и экономические условия региона, культурная и историческая обстановка являются немаловажными факторами воздействия на социализацию индивида, который еще находится на дотрудовой возрастной стадии. Например, те юноши и девушки, чья юность совпала с периодом экономического роста, когда было много рабочих мест и семьи имели высокие доходы, склонны ожидать, что когда они выйдут на рынок труда, условия там будут аналогичными. Они ожидают, что их жизненные стандарты будут как минимум такими же высокими, как стандарты их родителей. Это естественным образом оказывает позитивное влияние на социализацию подрастающего поколения.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.
Социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
studfiles.net