Какая в россии форма правления – Форма российского государства (общая характеристика государственного строя в современной России) — Вопросы на госэкзамен по ТГП

понятие и виды. Форма правления в рф.

Форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Выделяют две основные формы правления:

1. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.

Вся полнота власти принадлежит монарху, т.е. от него зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса, он принимает решения от своего имени, может образовать и упразднить любые органы и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет. Монарх пользуется титулом (король, царь, император и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи. Монарх получает власть, как правило, по наследству. Пребывание у власти каким-либо сроком нет ограничено.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:

абсолютную (неограниченную) монархию – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует.

ограниченную монархию — власть монарха ограничена и законодательно и существованием представительного органа. В зависимости от того насколько ограничена власть монарха выделяют:

А) дуалистическую монархию – здесь уже проведен принцип разделения властей: ц монарха остается исполнительная власть, а законодательная в принципе принадлежит парламенту. Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое им правительство. Монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие указы, однако он вынужден считаться с парламентом.

Б) парламентарную монархию – власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх играет в основном представительную роль, является «символом нации». Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не может отклонить того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Без подписей главы правительства или министра указы, изданные монархом, юридической силы не имеют.

2. Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Источником власти в республике является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства (народный суверенитет). Народом избирается высший законодательный орган – парламент и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов ограничены определенным сроком. Проведен принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают:

парламентскую республику – сильная законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Здесь верховенство парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Может быть предусмотрена должность президента, но он не имеет широких полномочий и в своей деятельности зависит от правительства. Значительное место занимает глава правительства – премьер-министр (федеральный канцлер) – его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

— президентскую республику – президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Парламент не формирует исполнительную власть, а последняя не несет перед ним ответственности. Президент является главой государства и главой исполнительной власти, он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность. Президент избирается всенародным голосованием.

смешанную республику

– сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Существует сильный президент, избираемый народом, который является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент.

В России преобладает смешанная (полупрезидентская) форма государственного правления. Признаком является то, что конституция устанавливает возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.

13. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в РФ

Форма государственного устройства — это элемент формы государ­ства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий опре­деленные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на мес­тах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы:

I)унитарную— простое, единое государство, части которого явля­ются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, на­пример, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отноше­ния осуществляют центральные органы, которые официально представ­ляют страну на международной арене. Монопольным правом налогооб­ложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными — Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются ши­рокой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративную— сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органа­ми и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по тер­риториальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, ко­торая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенци­ей союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совме­стной компетенцией союза и его членов). В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства.

3) конфедерацию— временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих це­лей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует об­щий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рам­ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные об­разования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815—1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объе­динения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства, в истории име­ли место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Импе­рии (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, ведет к потере слабого, может сопровождаться его оккупацией.

В России форма государственного устройства федерация, построенная по национально-территориальному принципу. В состав РФ входят 84 субъекта (Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года)

республик — 21

краев — 8

областей — 47

города федерального значения — 2

автономные области — 1

автономные округа — 5

studfiles.net

17. Особенности республиканской формы правления в России.

В Конституции Российской Федерации (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии – республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и Российская Федерация.

Сочетание признаков президентской и парламентской республике в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

studfiles.net

Форма правления Российской Федерации

Поиск Лекций

По тому, как строятся высшие органы власти – являются ли они единоличными или коллегиальными, наследственными или выборными – в теории государственного права принято различать монархические и республиканские формы правления.

Россия согласно Конституции — государство с республиканской формой правления. Однако в Конституции не устанавливается, к какой разновидности республики относится Российская Федерация – парламентской или президентской. Вместе с тем, конституционные характеристики статуса Президента Российской Федерации дают основания говорить о том, что в Российской Федерации предпочтение отдано президентской форме правления. В конкретных условиях нашей страны более предпочтительной оказалась именно такая форма правления, которая призвана, с одной стороны, обеспечить сбалансированный характер взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью, а с другой – сильную исполнительную власть.

Президент РФ может быть отнесен к самостоятельному виду органов государственной власти.

По действующей Конституции Президент Российской Федерации уже не глава исполнительной власти, как это было по Конституции 1978 г. с изменениями 1989-1991 гг., и, следовательно, он не руководит деятельностью Правительства и не несет прямой ответственности за политику и действия исполнительной власти. Президент и исполнительная власть отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от американской модели президентской республики, которая предполагает тесную связь этих ветвей власти. Особенность президентской власти в России в том, что она становится доминирующей в схеме разделения властей, в определенной степени первичной и по отношению к законодательной, и исполнительной, и судебной.

Таким образом, Россия является президентской республикой со своими специфическими особенностями. Можно говорить о том, что в России установлена так называемая полупрезидентская или суперпрезидентская республика.

Политический режим Российской Федерации.

Политический режим относится к внутренней стороне формы государства и характеризуется: во-первых, совокупностью приемов и методов осуществления государственной власти и, во-вторых, определенными структурными особенностями самого государственного аппарата. Политическим режимом обуславливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это, по сути, функциональная характеристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах государства и его отношениях с обществом и отдельным человеком, урегулированных, прежде всего, государственным правом.

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 года: “Российская Федерация – Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления”.

Демократический политический режим в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

во-первых, демократический режим Российской Федерации раскрывается в таких основах конституционного строя как народовластие, а формой его реализации выступает республиканское правление с разделением и взаимодействием властей, развитой системой народного представительства и различных форм непосредственной демократии;

во-вторых, демократический режим Российской Федерации находит своё выражение и в том, что в ней человек, его права и свободы провозглашаются (объявляются) высшей ценностью. При чем, Конституция устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

в-третьих, демократия в России осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия. Этот принцип исключает возможность существования в стране государственной или иной обязательной идеологии. При этом принцип идеологического и политического многообразия означает также создание возможностей оказывать влияние на политические процессы теми социально-политическими или иными организациями, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции Российской Федерации;

в-четвертых, к числу важнейших проявлений демократизма российского государства относится наличие местного самоуправления и различных форм непосредственной демократии на федеральном, региональном и местном уровнях, которые распространяются не только на территориальные сообщества, но и на национальные образования, места проживания малочисленных народов России.

Таким образом, демократический режим российского государства в юридическом аспекте представляет собой механизм выявления и реализации воли большинства народа; это – механизм, в котором или с помощью которого выявленная воля не искажается, не извращается в интересах меньшинства, а в целом соответствует интересам, подавляющего большинства общества.

 

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Форма правления в Российском государстве


За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность.

Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественное установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время.

В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, приобретенная ценность труда, духовность. Традиционный идеал народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных нашествий.

Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию — патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии, отрицании свободы и демократии.

В Российском монархическом государстве уважительного отношения к праву и закону сложиться не могло, не было в нем и условий для утверждения демократической законности. И все же, перемены доходили и до России. На рубеже XIX-XX столетий в общественном сознании набирало силу идея установления в России конституционно-демократического строя. Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем, что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное строительство в России идет сегодня не на пустом месте.

При подготовке Конституции России 1993 года, а также и после ее принятия, отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе, о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране.

Например, А.И. Кулябин предпочтение отдает парламентарной республике. Он основывает свою позицию тем, что у государств с данной системой, а это почти все страны Западной Европы, а также Австралия, Канада, Япония — ниже уровень инфляции, сбалансированнее бюджет, устойчивее национальная валюта, меньше внутренних и внешних проблем.

В то же время страны с президентским правлением, а это почти все страны Северной и Южной Америки, за исключением Канады и Ямайки, многие государства Азии и Африки, отличаются, за исключением США, политической и экономической нестабильностью, дефицитом торгового и платежного балансов, возрастающим государственным долгом, инфляцией, отрицательным сальдо миграции.

По мнению А.И Кулябина, президентская система в России весьма сложна. Она снижает роль политических партий, которые играют при ней функцию «клуба избирателей». Но они составляют программу правительства и формируют кабинет министров. Также президентская система мало подходит для многонациональных государств, ибо у представителей малых народов нет равных возможностей стать президентом.

И, наконец, президент практически не поддается юридической ответственности, хотя данный механизм существует.

В.А. Ачкасов отмечает, что Российская Конституция 1993 года наделила президента слишком большим объемом полномочий: вся полнота исполнительной власти и полный контроль за формированием и деятельностью правительства, вплоть до подмены его в важнейших сферах, мощные рычаги воздействия на законодательную и судебную власти и, наконец, почти полная бесконтрольность. Налицо явный дисбаланс во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти.

Вместе с тем, В.А. Ачкасов считает оптимальным для нынешней российской системы «дрейф» в сторону классической президентской республики. Это, по его мнению, потребовало бы следующих изменений:

1. Расширение прав президента на участие в деятельности правительства, которое может быть напрямую ему подчинено. Президент станет в этом случае Главой государства и правительства.

2. Постепенной частичной утраты президентом различных надинституциональных функций (особенно в сфере законодательства). Речь может идти о лишении его конституционного права роспуска Государственной Думы, может быть, права законодательной инициативы.

3. Некоторого упрощения процедуры импичмента (в частности, при наличии заключения Верховного Суда о присутствии в действиях президента состава преступления, решение об отстранении его от должности может быть принято квалифицированным большинством в общих палатах).

4. Корректировки ст. 95 и 96 Конституции РФ в части процедур формирования Совета Федерации. Необходимо конституционно закрепить выборный характер Верхней Палаты, с введением значимых различий функций палат, что характерно сегодня для большинства федеративных государств.

5. Необходимо ограничить рамки безграничного депутатского иммунитета для того, чтобы можно было привлечь к уголовной ответственности «народных избранников», совершивших преступление и т.д.

По мнению автора, учет данных предложений, позволит сбалансировать, обусловит ее предсказуемость, устойчивость и эффективность.

Рациональное зерно в полемику вносит В.Н Синюков. Он отмечает, что вопрос о будущей форме правления в России — президентской либо парламентарной обсуждается изолированно от проблем федеративного устройства. В этом он видит существенный недостаток данной дискуссии. Россия — уникальная федерация, что не может не влиять на форму и правление. Поэтому необходим учет в механизме института президентства, специфики государственного устройства России.

В столь уникальном государстве, как Российская Федерация вопрос о главе государства не может быть решен традиционно, как, скажем, в США или Франции. Такой сложной федерации, как Россия, нет нигде в мире, следовательно, нельзя механически переносить зарубежные модели исполнительной власти на российскую почву.

В.Н. Синюков считает, что при президенте должен функционировать орган, который на уровне главы государства и исполнительной власти отражал бы ее национальный и территориальный аспекты. Неучет данного момента может и дальше сотрясать государственную машину. Он считает целесообразным создание Государственного Совета во главе с президентом РФ, в который вошли бы высшие должностные лица республик и который по ряду вопросов, затрагивающих интересы республик, разделили бы ответственность с президентом.

В ходе научной дискуссии разрабатывались и многие другие подходы в установлении формы правления в России. В настоящее время в научных и политических кругах все громче раздаются требования о необходимом внесении изменений в ныне действующую Конституцию РФ с целью устранения сложившегося дисбаланса властей в пользу президента. Кстати, необходимость внесения изменений в Конституцию признается и президентской стороной. Другое дело, что видение существующих проблем у ветвей власти разное.

Итак, резюмируя дискуссию, хочется отметить, что сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градация, сложившиеся в XIX в., происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы.

Такие модификации форм обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства.

Во-вторых, «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

В-третьих, возникновение смешанных, «гибридных» форм связано с распространением во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов, а также связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально- политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д. Их отражает новая Конституция России, согласно статьи 1, которой «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Она предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.

Вместе с тем, создаются возможности как для авторитаристских тенденций исполнительной и президентской власти, так и формирования стабильной и сильной демократической власти, что особенно необходимо в современных условиях России.

Итак, сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Гукепшоков Мурат Хасанбиевич

www.jourclub.ru

Форма правления в РФ

      Отстранение президента в порядке импичмента — явление крайне редкое. В результате импичмента президенты были лишены своих  полномочий в Бразилии в 1945 году и  в 1992 году, а также в Венесуэле  в 1993 году.

      Гораздо чаще отстранение президентов происходило  в результате убийства, государственных  и военных переворотов. Так, 35-й  президент США Д. Кеннеди был  убит в 1963 году, президент Чили С. Альенде был застрелен в 1973 году. В результате военных переворотов были смещены со своих постов: в 1976 году — М.Э. Перон, первая женщина-президент Аргентины; в 1984 году — Ж.К. Дювалье, пожизненный президент Гаити. Существуют целые регионы, где государственный переворот — основная форма досрочного отстранения президентов от власти. Так, в Латинской Америке с 1930 по 1970 год из 170 президентов 124 были лишены своих полномочий в результате государственных переворотов.

     Республиканская форма правления относительно молодая, по сравнению с монархией. Однако она сумела довольно крепко закрепиться в современном мире. Нам кажется, что будущее именно за республиканской формой правления, но не за «чистой», а за нетрадиционной ее формой.

       Нельзя не отметить очевидное  обстоятельство: стран, в которых  главой государства является  президент, значительно больше, чем  стран с монархической формой  правления.

     В отличие от монарха президент  получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение  определенного срока, установленного в конституционном порядке. Во многих странах вместе с президентом избирается вице-президент, который замещает его в случае необходимости. Такого никогда не может быть в случае с монархом.

     Президент в отличие от монарха несет  политическую ответственность за свои действия. Он может быть отстранен  от власти в порядке импичмента. Тем самым можно сказать, что  республиканская форма правления, в какой-то степени, более совершенна, чем монархия.

 

3.1. Смешанная форма правления как форма правления в России

 

     Смешанная республика или ещё ее называют президентско-парламентская отличается двойной ответственностью правительства — перед президентом и парламентом. Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им. Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента — Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид. В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные республики16. Для этой цели используются как концепция «рационализированного парламентаризма», имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной республики. Один из наиболее типичных примеров смешанной формы — республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная черта формы правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса. Особая разновидность смешанной формы правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная черта состоит в особом положении главы правительства в системе государственных органов республики — по конституции 1972 года он, а не президент был ключевым звеном государственного механизма. Президент юридически, а еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при носителе высшей исполнительной власти — главе правительства. Еще одна особенность формы правления Панамы до конца 1978 года — формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому парламентские выборы проводились по территориальному признаку.

     Для республик смешанного типа правления  характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделенным от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

     Одним из признаков, присущих исключительно  республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

     В смешанной республике имеются следующие  черты, присущие президентской формой правления: президент избирается непосредственно народом, что делает его независимым от парламента и дает ему возможность противопоставить себя парламенту. Но в данном случае есть риск обострения отношений между президентом и парламентом, а также вследствие этого – между президентом и избирателями. В тоже время при слабом парламенте республика, будучи по конституции полупрезидентской, на деле превращается в президентскую.

     Вице-премьеров  и министров президент может  назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил  в парламенте. Премьер-министра он назначает  тоже сам но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно (хотя потом ему, а значит и правительству может быть выражено недоверие), в России, на Украине назначает с согласия парламента (в России – Государственной Думы).

     Правительство несет ответственность перед  президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство  в отставку.

     Наряду  с сильными элементами президентциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно собрать не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах.

     Второй  элемент парламентаризма: согласие нижней палаты парламента на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусмотрен не во всех странах, во Франции его нет, но в России и ряде других стран  такое согласие обязательно.

     Наряду  с совмещением черт президентской  и парламентской форм правления  полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них — особый статус президента. По конституции президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной ветви власти, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентской.

3.2. Форма правления на современном этапе развития Российской Федерации

 
 

     Республиканская форма правления в России, определяющая организацию высших органов государственной  власти и порядок их деятельности, установлена в соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации. Главным определяющим признаком  такой формы правления является выборность главы государства. Этим главным признаком республиканская  форма правления отличается от монархии, характеризующаяся наследованием статуса главы государства17.

     Конституция РФ, устанавливая республиканскую форму  правления в России, одновременно закрепила следующие ее признаки:

  • отказ от какого-либо независимого и длительно обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
  • создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и незыблемостью гражданских свобод;
  • формирование государственных органов на основе свободных выборов и на определенный ограниченный срок и так далее.

     Российской  Федерации, как и некоторым другим государствам, присущи черты парламентской  и президентской республики. Это  находит свое выражение в установлении сильной президентской власти при  сохранении ряда типичных признаков  парламентской формы (наличие председателя (премьер-министра) правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения  от власти правительства Федеральным Собранием РФ парламентом) и роспуск парламента Президентом  РФ).

     С момента своего становления в  качестве конституционного государства  Российская Федерация постоянно  движется в сторону усиления черт президентской республики18.

     По  ряду формально-юридических признаков  к республике смешанного типа можно  отнести и Российскую Федерацию.

     Особенностью  формы правления в Российской Федерации является то, что в силу своего федерального характера она  имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов Федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции  РФ 1993 года, республика в составе  РФ является государством, имеющим  свою Конституцию и законодательство.

     Федеративный  договор, за которым Конституция  РФ признает качество источника конституционного права Российской Федерации, называют республики суверенными.

     Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а так же имеют право свободного выхода из Российской Федерации. Если Россию относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.

     В Российской Федерации большую роль играет власть Президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции.

     Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием  при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и так далее), содействующий президенту Российской Федерации и осуществления его полномочий главы государства. Гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.

     Отсюда  возникает сложность с определением того, к какой республике все же относится Россия – смешанной  или президентской. Так, например, в докладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года мы видим отнесение России к смешанной республике, а в выступлениях президентов России мы видим упоминание о президентской республике. Президент России В.В. Путин, в 2007 году, выступая на официальном завтраке, данном от имени Премьер-министра Австралии Джона Говарда говорил: «…у нас не парламентская, а президентская республика». Д.А. Медведев на встрече с представителями Совета по международным отношениям 16 ноября 2008 года, будучи президентом говорил: «…наша Конституция в целом, на мой взгляд, очень удачная. Она современная, она содержит именно тот набор прав и свобод, которые сегодня являются актуальными, современными. Это Конституция президентской республики. А Россия, на мой взгляд, может существовать только как сильная президентская республика. Россия слишком большая, слишком сложная, состоящая из огромного количества субъектов Федерации, многоконфессиональная страна. И ничем другим, кроме как президентской республикой, она, наверное, быть не может. Как, собственно, и Соединённые Штаты Америки могут быть только президентской республикой».

 

     Теория  государства и права обладает достаточно широкими сведениями об элементах формы государства, о форме правления в частности. Выработаны определения основных понятий, определены признаки, характерные черты и особенности элементов формы государства. Наука теории государства и права вместе с наукой конституционного права и конституционного права зарубежных стран знает множество классификаций внутренних элементов формы правления, форм государственного устройства, политического режима.

     Политические  отношения не стоят на месте, постоянно развиваются и форма правления под давлением множества обстоятельств должна быть достаточно гибкой и иметь возможность поддаваться изменениям. Экономические, политические и иные обстоятельства могут повлиять на полномочия высших органов власти, и форма правления соответственно также может подвергаться изменениям.

     Российская  Федерация после распада СССР пыталась «позаимствовать» форму правления из США с некоторыми поправками. То есть, по сути, на основе готового образца хотели создать новый гибрид формы правления. Но форму правления нельзя придумать. Она складывается исторически. Надо учитывать не только социальные и экономические, но и исторические факторы.

     В современной науке бытуют два  основных мнения – одни ученые склоняются к тому, что в России смешанная  республика, другие же утверждают президентскую  республику. В настоящее время, изучая как законодательство и доктрину государства нельзя четко выделить форму правления в России, но Конституция  России относится к разряду «гибких» и поэтому когда-нибудь этот спор прекратится. По нашему мнению, политика власти движется по пути президентской республики и полномочия президента как органа государства во многом абсолютны. Это сказывается на некой стабильности, но также ведет к нарушению баланса сдержек и противовесов, установленных Конституций Российской Федерации.

 

Нормативные акты: 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : [с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, №7-ФКЗ]//Рос.газ. – 2009. – 21 янв. (№7).
 

Научная и учебная литература:

  1. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003. – 592 с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. – М.: ОМЕГА-Л, 2002. – 607 с.
  3. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 2-е изд.– М.: Юристъ, 2005. – 541 с.
  4. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. – М.: Маркет DS, 2010. — 640 с.
  5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежный стран: учебник [Текст] / А.А. Мишин. — М.: Юстицинформ, 2009. — 332 с.
  6. Морозова Л.А. Основы государства и права: учебник [Текст] / Л.А. Морозова. – М.: НОРМА, 2004. – 464 с.
  7. Степанов И.М. Парламентская демократия и выбор формы правления [Текст] // Конституционный строй России: сборник статей. Вып. 2 Вопросы парламентского права. – М., 1995. – 81 с.
  8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов [Текст] / В.Е. Чиркин; Ин-т гос-ва и права РАН, Академ. правовой ун-т.  – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: Юристъ, 2005.  – 669 с.
  9. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве [Текст] // Государство и право. – 1994. — № 1. – 127 с.
  10. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право : учебное пособие [Текст] / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 448 с.

stud24.ru

Республиканская форма правления в России

Будучи страной суверенной, Россия самостоятельно устанавливает свою форму правления. Таким образом, определяется организация органов госвласти, а также порядок их деятельности.

Республиканская форма правления в РФ установлена Конституцией. При этом главным признаком такого государственного устройства считается сменяемость и выборность главы страны. В этом республиканская форма правления отличается от монархической. При последней, как известно, глава государства чаще наследует власть.

С позиции чисто формальной некоторые авторы считают, что форма правления не влияет на особенности государственного строя. Так, например, Великобритания, будучи монархией, является вместе с этим конституционным и демократическим государством.

В России республиканская форма правления предусматривает отказ от какого-либо продолжительного или независимого владения властью, которое будет основываться на индивидуальном праве. При этом государственный строй ориентируется на опыт и ум, а не на достижение идеальной цели, которое, как правило, приводит к установлению тоталитаризма. Республиканская форма правления в России предусматривает также и формирование госорганов в соответствии с согласованием интересов государственного управления с непоколебимостью гражданской свободы. Создание органов управления осуществляется на определенный (ограниченный) срок при помощи свободных выборов.

Республиканская форма правления предусматривает демократический строй. При этом демократия (в качестве равной свободы для всех) является дополнением указанной системы управления в стране. В свою очередь, республика всячески поддерживает подъем и развитие этой равной для всех свободы, способствуя равномерному распределению социальных благ. Вместе с этим обеспечиваются равные выборы, доступ к образованию, государственным должностям и прочему.

Существует два вида республики: президентская и парламентская.

Главным политическим отличием первой является сосредоточение полномочий и главы правительства, и главы страны в руках Президента. К другим признакам этой формы правления следует отнести внепарламентский способ выбора главы страны. При этом применяются косвенные или прямые выборы. Кроме того, президентская республика предусматривает и внепарламентский метод создания правительства.

Система высших госорганов при парламентской системе управления государством основывается на принципе парламентского доминирования. При этом правительство несет перед ним коллективную ответственность. В республике парламентской правительство имеет власть до тех пор, пока имеет парламентское большинство.

Некоторые современные страны с республиканской формой правления имеют также некоторые черты и президентской системы. К таким государствам, в частности, относится и современная Россия. Сочетание признаков двух систем управления государством отражается в присутствии мощной власти президента с сохранением при этом типичных черт парламентаризма.

С начала становления конституционного строя Россия стремилась усилить черты президентской республики. Вместе с этим, имея в итоге президентский характер, система государственного управления сохраняет отдельные внешние характеристики парламентской страны.

Сегодня Российская Федерация имеет президентско-парламентскую или (как называют ее в некоторых источниках) полупрезидентскую форму правления. Президент избирается в ходе всеобщего голосования. У него есть собственные прерогативы, которые позволяют ему действовать вне зависимости от правительства. Вместе с тем действует правительство, которое сформировано министрами, имеет председателя и ответственно в некоторой степени перед парламентом.

fb.ru

понятие, виды. Форма правления в РФ.

Поиск Лекций

Форма государственного правления— это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

 

За формами правления все государства разделяют на две больших группы:— монархии;

— республики.

 

Монархия — это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

 

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх — глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия — это такая форма правления, когда монарх — глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа — монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия — это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительнаямонархия характеризуется тем, что рядом с монархом — главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

 

Республика — это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Все республики делятся на тривида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная— это такая республика, когда президент — глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства — президента и правительство — исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

 

В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия имеет республиканскую форму правления. Это означает, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современная республиканская форма правления зиждется на принципах народовластия (ст. 3), признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), разделения властей (ст. 10).

 

Республики подразделяются па парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой орган — парламент или президент — формирует правительство, и, соответственно, тем, перед парламентом или перед президентом отчитывается правительство. Анализ конституционных положений дает возможность характеризовать Россию как президентскую республику, где Правительство формируется Президентом н ответственно перед ним.

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru