Какая семья наиболее распространена в современных западных странах – Вопрос: В современных западных странах наиболее распространена семья 1) многопоколенная 2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная

3 Вопрос. Типы семей.

Прочитайте и выделите основные положения.

Запишите:

Типы семей:

В зависимости от структуры родственных связей семья может быть:

  1. Нуклеарная (простая) – супружеская пара с детьми, не состоящими в браке. Такая семья включает два поколения.

  2. Расширенная – семейная единица, включающая не только родителей и детей, но и другую родню. Подобная группа называется также семьей родственников, этим подчеркивается тот факт, что в нее входят все люди «одной крови».

  3. Неполная – в которых отсутствует один из родителей. Отсутствие одного из родителей может быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространёнными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец – муж, мать – жена, сын – брат или дочь – сестра). Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образуют расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

Запишите:

В современном обществе преобладают нуклеарные (простые) семьи. Нижнюю границу периода возникновения семьи антропологи определяют на отметке 500 тыс. лет, и с этого периода семья как социальный институт постоянно развивалась, принимая множество видов и форм.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опёка, жёсткий контроль со стороны родителей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует её,‑ это кровность родителей и детей, братьев и сестер.

Ещё одно отличие нашей молодежи от молодежи Запада. У нас намного меньше распространено отдельное проживание молодых людей. Молодёжь не столько тунеядствует, сколько привыкла жить под одной крышей с родителями и питаться из одного холодильника. Причём, не только до вступления в брак, но и после того, как обзаводится собственной семьей и детьми.

Запишите:

По количеству детей выделяют семьи.

  1. Бездетные.

  2. Малодетные (1-2 ребенка).

  3. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи – те семьи, в которых «мало детей» с демографической точки зрения (для воспроизводства населения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы.

Запишите:

Но сегодня в городах Украины больше половины семей имеют лишь одного ребенка.

Прочитайте:

Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов – увеличение количества детей ведёт к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей – в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение ещё одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надёжности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении ещё одного ребенка.

Запишите:

По типу главенства в семье различают:

  1. патриархальные семьи, где отец является главой семьи. Патриархальный тип семьи ‑ необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутрисемейные ссоры, является ответственным за поведение членов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

  2. матриархальные семьи, где мать является главой семьи.

3.эгалитарные семьи или партнёрские – это такие, где нет чётко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Прочитайте:

За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в СССР преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960-1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных ‑ уже более 50% и семей переходного типа ‑ 40%. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Эгалитарная семья ‑ это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнёрства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной ‑ удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности. Наиболее здоровые в психическом отношении супруги — те, кто сообща зарабатывают на жизнь, растят детей и ведут дом.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем обществе стал преобладающим, в его становлении много трудностей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе, воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества.

Прочитайте:

В зависимости от возраста супругов различают:

  1. Молодёжную семью – когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.

  2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи – однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.

  3. Пожилую супружескую пару. Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, необходимостью заботливого отношения друг к другу, освоением новых семейных ролей.

Общества регулируют не только выбор брачного партнера, но и предписывают супругам, где они должны жить. В доиндустриальных обществах большинство новобрачных селились вместе с родителями одного из них, которые защищали и экономически поддерживали новобрачных.

Запишите:

По месту проживания супругов семьи бывают:

  1. Патрилокальные – супруги живут с родителями мужа. Наиболее распространённым способом проживания является патрилокальность (буквально с древнегреч. — «местонахождение отца»). Это форма проживания, когда супружеская пара проживает вместе с семьей мужа или поблизости от неё.

  2. Матрилокальные – супруги живут с родителями жены. В некоторых обществах (например, у североамериканских индейцев) распространён такой способ проживания как матрилокальность (дословно — «местонахождение матери»). Такова форма проживания, когда супружеская пара живёт вместе с семьей жены или поблизости от неё.

Общества, в которых часто случаются локальные вооруженные конфликты, отдают предпочтение первому из двух способов: в минуту опасности сыновья оказываются рядом и защищают родителей. Общества, которые ведут войны за пределами своей собственной территории, могут быть как патрилокальными, так и матрилокальными, в зависимости от того, кто — сыновья или дочери — имеют больший экономический вес.

  1. Неолокальные – супруги живут отдельно от родителей в собственном доме. В индустриальных обществах если позволяют финансы, молодожёны предпочитают неолокальность (от древнегреч. «новое место»).

  2. Унилокальные – супруги живут с теми родителями, у которых есть жилая площадь.

Прочитайте:

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

  1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителей, тем не менее, такие семьи характеризуются большой сплочённостью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Примерно 70% первокурсников считают возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% ‑ предпочитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% ‑ уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.

  2. Дистантные семьи – от слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода). Это юридически зафиксированные семьи, тем не менее, фактически их нет. Таких семей около 5% в Украине. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жёны длительное время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность супружеской неверности и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.

  3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка – возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

studfiles.net

Структура семьи в западной и восточной культурах



The article is devoted to the question of the family structure in the western and eastern cultures. The concept «family», differences in relations between the members of western and eastern families, differences in the western and eastern way of brining-up and also differences in relations between parents and children in the West and in the East are considered in the article.

Key words: family, the western culture, relations between children and parents.

Люди с самых древних времен старались изучить такую сложную и разностороннюю структуру как семья. Приняв тот факт, что семья появилась еще до перехода человека к земледелию, мы можем сказать, что именно феномен семьи исторически лежит в формировании мировой цивилизации. Одной из наук, которые изучают феномен семьи, является социология семьи, эта наука дает несколько определений данному понятию. Например, «Семья — это внутренняя группа лиц или множество внутренних групп, которые связаны родством от общего предка, брака». А в статье 16 главе 3 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «семья — это естественная и фундаментальная единица группы общества и имеет право на защиту обществом и государством». В юридическом смысле семья — это круг лиц, которые связаны имущественными и неимущественными правами, обязанностями, вытекающими из брака, родства или какой-либо иной формы принятия детей в семью. А в Большой советской энциклопедии дается такое определение семьи: «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [2, 4, 5].

Выделяют несколько разных типов отношений, которые могут быть в семье: вертикальный, когда существует четкая иерархия членов семьи, которая жестко соблюдается; горизонтальный, когда отношения строятся на принципе равенства супругов, дети воспринимаются как самостоятельные личности, а не как те, кто должен подчиняться родителям, они имеют возможность участвовать в жизни семьи на равнее с родителями» [6].

Выделяют несколько классификаций типов семей в зависимости от определенного признака. Например, в зависимости от форм брака различают: моногамная семья — состоит из двух партнеров; полигамная семья — один супруг имеет несколько брачных партнеров. В зависимости от числа поколений в семье различают: сложная семья, в которой совместно проживает несколько поколений родственников; простые семьи — однопоколенные семьи, т. е. супружеские пары с не состоящими в браке детьми. Также выделяют: полные семьи — с обоими супругами; неполные семьи — когда отсутствует один из супругов. Кроме этих классификаций существуют и другие [6].

Как мы уже отмечали, именно семья лежит в основании современной цивилизации, мы знаем, что при формировании современной цивилизации выделились западная и восточная культуры, которые имеют определенные отличия в понимании ценностей материальной и духовной культуры, в понимании норм и правил общественной жизни и пр. Соответственно понимание семьи и семейных устоев и порядков у данных культур разное [7].

Структуры семей в западной и восточной культурах можно рассматривать как противоположные. Так, можно сказать, что восточная семья идентична архетипической т. е. древней. Восточную семью можно рассматривать как вариант гарема, так и семьи, которая существует в коллективистских обществах, в которых под обществом понимается одна большая «семья» с общим Отцом-монархом, императором, который «от Бога». Здесь, пожалуй, основной функцией семьи является рождение детей. В коллективисткой культуре воспитание, закладывание основ этики, мировоззрения задается коллективным общежитием. Дети здесь скорее являются реализацией всего общества, а не только отца и матери. А общество диктует детям заботу о родителях и специфику близости (в традиционном Китае более ценны отношения отец-сын, а в традиционной Индии наиболее ценными считаются отношения между матерью и сыном). Также можно отметить такой положительный факт, что степень выпадения детей из общества в таких семьях минимальна даже у «дисфункциональных» (с «западной» точки зрения) семьях, ведь воспитательные функции детей берет на себя все общество. Таким образом, восточная семья может не бояться ошибок в воспитании детей, которые приводят к девиантному поведению. А если все-таки асоциальное поведение будет иметь место в поведении ребенка, то ответственность за это падает на все общество и лишь, отчасти, на семью. Поэтому, пожалуй, понятие «ячейка общества» (в смысле «часть общества») здесь подходит больше всего, с точки зрения русского (отчасти коллективистского) менталитета [1, 3, 7].

А вот «западная», индустриальная семья, наоборот, берет на себя ответственность за воспитание детей. В хаосе «западного мира» западная семья представляет собой как бы «островок безопасности». Хотя, это лишь определенная иллюзия, так как всякий ребенок, родившийся в индустриальной культуре, тем не менее, находится под покровом патриархального мировоззрения. С одной стороны, огромная функция первичного воспитания ребенка возложена на отца и мать, с другой стороны, они сами несут в себе стереотипы современных семейных устоев. Для современного мамы и папы ребенок является символом бессмертия, который «продолжит» родителей (на Востоке бессмертия достигают другими способами, которые современному человеку порою очень трудно понять). «Уважение к старшим» на Западе осталось от прежних времен, т. е. имеет «восточное» происхождение. Все восточное общество, а с ним и семья, — это как единый инструмент, обладающий внутренними, сакральными механизмами воздействия на своих членов. Вот поэтому, можно конкретно и ясно выражаться, когда говоришь лишь о «западной» современной семье [1, 7, 9].

Отношения в восточных семьях до сих пор имеют патриархальный характер, потому что для них это является настолько глубокими корнями, что это даже закреплено в языке. Так, например, в Японии понятия «брата» и «сестры» отсутствуют, но есть слова ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра») т. е. можно сказать, что в отношениях между членами семьи понятие старшего и младшего главенствующие. В такой семье каждый член имеет роль, которая соответствует его рангу, и не может выходить за рамки этой роли, так как в этом случае страдает система отношений. Говоря об отношениях между супругами, можно сказать, что на востоке, хоть в большинстве своем, мужчина и женщина имеют равные социальные статусы, на самом деле до этого далеко и все же женщина остается ведомой. Если мы обратимся к языку, то можем найти такие слова как «канай» (буквально «внутри дома») — обращение, которое используется по отношению к жене, и сюдзин (буквально «главный человек», «хозяин») — обращение, принятое в стране, которое используется к мужу. Уважение к старшим и послушание всегда является самой главной чертой в отношениях между родственниками. Главной ценностью для человека является семья, которая, как правило, состоит из нескольких поколений [1, 3, 8].

Противоположностью для восточной модели семья является западная. Отношения в зависимости от возраста для западной семьи не характерно, и хотя мнение о том, что тот кто старше — достоин большего уважения достаточно сильное в западной модели семьи, фактически семья строится либо по принципу равенства всех ее членов, либо по принципу социального деления в обществе, т. е. если муж является основным добытчиком в доме, то он и будет считаться главой семьи, но если эту функцию выполняют жена или ребенок, то статус главы семьи получают они. Как правило, ребенок, став самостоятельным, сразу же покидает родительский дом и начинает устраивать свою жизнь самостоятельно, поэтому для западной семьи не характерно близкое общение поколений. Также полное послушание детей не характерно для западной семьи, что является обязательным в восточной семье [1, 7, 9].

Так же как и в отношения в семье, модели воспитания детей в восточной и западной культурах различаются между собой достаточно сильно. Эмоциональное воспитание детей характерно для востока, так образ матери у японцев связан со словом амаэ, которое означает чувство зависимости от матери, переживаемое детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «быть избалованным», «воспользоваться чем-либо», «искать покровительства». Японцы этими словами выражают отношение к матери. Стремление детей к родительной опеке они рассматривают положительно, так как это бережет ребенка от влияния улицы и плохих компаний. Посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка японка склонна регулировать поведение ребенка. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его в качестве основного средства контроля. Японская мать избегает утверждения своей власти, так как это ведет к отчуждению ребенка от матери. Демонстрация правильного поведения в обществе для нее является самым важным. Считается, что маленькие дети — это забота матери, поэтому отец к воспитанию ребенка приступает достаточно поздно, когда уже ребенок идет в школу [1, 3, 8].

Западная модель воспитания основана на родителях, как властных людях, которые говорят, как правильно делать. Иногда воспитание сводится к тому, что родители нанимают няню для ребенка или отдают его в детский сад. Для западных стран характерны два отношения к воспитанию ребенка: либо нацеливают ребенка только на успех, прикладывая при этом титанические усилия, либо пускают все на самотек, и ребенок с детства включается в конкурентную борьбу за выживание в сложных условиях западного общества. Такое воспитание ведет к формированию личности с неустойчивостью к жизненным трудностям, с быстро истощаемой нервной системой. Такие типы воспитания формируют такие черты характера, как завистливость, честолюбие, подозрительность, скрытость и недоверчивость, чрезмерная осторожность, благоразумие и практичность. Родители нацеливают ребенка на то, что он должен получать только отличные оценки, причем по всем предметам. В любой деятельности стоит установка на успех — стать лучше других, добиться выдающихся результатов [1, 7, 9].

Воспитание детей на западе способствует тому, что дети в достаточно раннем возрасте выходят из семьи (в 16–17 лет ребенок уже может жить отдельно от родителей) и не получают от родителей никакой поддержки, в свою очередь дети как правило не поддерживают родителей, и поэтому между детьми и родителями выстраиваются деловые отношения. Выходя из родительской семьи, дети перестают прислушиваться к мнению родителей, так как считают себя достаточно компетентными для того, чтобы решать свои проблемы самостоятельно [1, 7, 9].

Восточная система представляет собой полную противоположность западной. К родителям дети относятся с благоговейным трепетом и система обязывает их слушаться престарелых родителей даже в зрелом возрасте. Главой семьи остается отец пока он может им оставаться, а если же он заболевает, то остается на иждивении у детей. Два главных добродетеля, которые должны быть у восточного ребенка — это послушание и уважение [1, 3, 7].

Подводя итоги, мы можем сказать, что семья является важной и сложной структурой, которая влияет на формирование цивилизации, и соответственно имеет огромное значение, что в западной, так и в восточной культуре. Мы можем выделить определенные отличия понимания семьи в восточной и западной культуре. Так, семья на востоке — древняя, а семья на западе — современная. В восточной культуре воспитанием ребенка занимается все общество, а в западных странах воспитание детей ложится непосредственно на плечи родителей. Отношения в современной восточной семье более тесные и семья намного более крепкая, но и одновременно более ограниченная рамками принятых ролей, в западном же обществе отношения между членами семьи более свободные, что влечет разрозненность членов семьи. В западном обществе чаще всего родители с детства обрекают ребенка на изнурительную борьбу — достигнуть успехов в обществе — стать богатым, восточные же семьи ориентируют ребенка на духовное развитие и взаимодействие с обществом. У западных людей отношение к родителям не сформировано никакое, человек может отказаться от своих корней ради какой-либо выгоды, а древнее происхождение фамилии может служить лишь предметом гордости. А для восточной системы характерно глубокое уважение и даже культ предков в отличие от запада. Но, несмотря на все столь яркие отличия, все же семья занимает важное место что в западной, что в восточной культуре.

Литература:
  1. Архимандрит Николаос Эмм. Аркас. Брак и деторождение: современные проблемы. М.: Русский Хронограф, 2000. — 176 с.
  2. Большая советская энциклопедия: в 51 т. / Гл. ред. С. И. Вавилов, Б. А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1950–1958. Т. 38. — С. 490.
  3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. М.: Высш. Шк., 1994. Т. 1. — 495 с.; Т.2. — 495 с.
  4. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. Статья 16, Глава 3. — С. 5.
  5. Голод. С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. — 271 с.
  6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. Для студентов средн. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  7. Носевич В. Л. Еще раз о Востоке и Западе: структуры семьи и домохозяйствав истории Европы // Круг идей: Историческая информация в информационном обществе: Тр. VII конф. Ассоциации «История и компьютер»: — М., 2001. — С. 15–38.
  8. Степанишина А. И.Воспитание детей в Японии. //Путь Востока: Проблема методов.Серия «Symposium»,Конференция «Путь Востока», Выпуск 10. / Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока Санкт-Петербург:Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — C. 71–78.
  9. Хайнал Дж. Европейский тип брачности в перспективе // Брачность, рождаемость, семья за три века: Сб. статей / Под ред. А. Г. Вишневского и И. С. Кона. — М.: Статистика, 1979. — С. 14–70.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, восточная культура, отношение, родитель, западная семья, воспитание детей, общество, восточная семья, воспитание ребенка.

moluch.ru

В современных западных странах наиболее распространена семья А многопоколенная Б малая нуклеарная В патриархальная

Предметы

Обществознание





ученый Ответ 1:
Малая. Среднестатистическая семья і западных странах — 4 человека. Ответ: Малая (нуклеарная).
Еще ответ

 Случайные вопросы

  • Чему равно количество теплоты, которое потребуется для изохорного нагревания идеального одноатомного газа на 60 К, если его количество вещества равно 2 моль?
  • решите систему уравнений 1 {6m-9n=-4 {2m+5n=4 2 {y=x+2 {4y+x^2=8
  • Велосипедист движется в течение некоторого времени с постоянной скоростью 2м/c. Затем его движение становится равноускоренным, и он проходит за 20 с путь в 250 м. Какой будет конечная скорость велосипедиста?
  • Выпишите сначала слова, которые нельзя переносить с одной строчки на другую. потом остальные слова, разделяя их для переноса горизонтальной чёрточкой -. медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учит
  • докажите что страус и пингвины хорошо приспособлены к своей среде обитани.

uroki-na-5.ru