Какая подсистема является наиболее важной в жизни общества – Как вы считаете, какая из сфер жизни общества является наиболее важной? Объясните свой

Подсистемы общества и элементы. Системное строение общества.

Общество характеризуется через 2 понятия – узкое и широкое. В первом речь идёт об определённой группе индивидуумов, объединённых какой-то целью, причём такое сплочение может носить кратковременный, длительный или постоянный характер. Что же касается широкого понятия, то в этом случае под обществом подразумевается некая часть материального мира, отделившаяся от природы в процессе своего развития. И чтобы понять такое определение лучше, нужно разобраться с тем, что же именно входит в систему. Для создания общей картины, впрочем, достаточно базы.

Системное строение общества и элементы и подсистемы

Выделяя основные элементы общества их взаимосвязь и взаимодействие ученые пришли к выводу, что всего в мире есть 4 основных компонента социума:

  1. Политический, где все связи так или иначе направлены на власть, управление, государство, получение больших полномочий и. т. п. В ситуации, когда рассматриваются подсистемы гражданского общества, обязательной составляющей этого блока будет демократия.
  2. Экономический, иногда его называют экономико-хозяйственным. Это производство и потребление, обмен, деньги и другие ресурсы, банки, прочее.
  3. Социальный. В структуре данной сферы есть такие элементы как классы, нации, здравоохранение, образование, многое другое.
  4. Духовный. Учёные включают сюда и религию, но вообще этот блок очень обширный. К нему относится искусство, религия, народное творчество и т. д.

Стоит заметить, что важны не только основные подсистемы общества, но и взаимодействие между ними. То, как последнее организовано, на каком именно находится уровне, наглядно показывает, насколько развит социум. Обратите внимание на то, что элементы общества существовали всегда. Что-то могло изменяться, причём довольно значительно. Так, когда-то классы были сословиями, многие группы – единым целым . Но история, выделяющая и выдвигающая одни компоненты и убирающая другие, тем не менее не может убрать подсистемы общества как таковые по достаточно простой причине: это неотъемлемая часть социума.

Необходимо отметить, что подсистемы на своём уровне тоже представляют собой системы, у которых есть своя структура. При этом окружающая среда чаще всего враждебна к ним. Она воздействует на такие элементы общества как на единое целое, заставляя преобразовываться, развиваться и отвечать на вызовы времени. Что провоцирует, в свою очередь, постоянное развитие институтов.

Элементы общества разных стран часто находятся в конкуренции друг по отношению к другу. Причём самым очевидным такое противостояние кажется в плоскости, касающейся экономической и политической сфер. Однако активное социальное и духовное развитие может сказываться на других подсистемах, «подтягивая» их. В результате увеличивается жизнестойкость социума в целом.

Системное строение общества предполагает не только наличие отдельных компонентов, разбивающихся дальше, в свою очередь, на части и так далее. Важную роль здесь ещё играют и взаимоотношения между ними, а также формы, которые они принимают, раскрытие потенциала, прогресс. Развитие всегда определяется выбором людей. Но при этом важно понимать, что социум как таковой не является простой совокупностью индивидуумов. Именно устоявшиеся и появляющиеся отношения, их характер во многом определяют то, каким именно является общество, на какой стадии формирования оно находится.

У социума есть специфические черты, которые касаются не только его самого, но и всех его подсистем. Во-первых, это сложная организация. По мере развития она будет становиться всё более сложной, разветвлённой за счёт появления новых институтов, более полного раскрытия старых. Во-вторых, речь идёт о саморазвитии, которое, помимо прочего, обязательно для выживания.

Уровень социума можно определить ещё и по тому, как именно раскрывается каждая сфера, насколько разнообразно она представлена, есть ли альтернатива у каждого института (и необходимость в ней). К примеру, если духовная подсистема – это, главным образом, институт церкви, оказывающий доминирующее влияние на все остальные составляющие такой отрасли, то нередко по данному признаку можно констатировать определённую отсталость, ограниченность.

Один институт обязательно связан с другим, может им обеспечивается, но при этом в основной своей деятельности самодостаточен. Если же элементы начинают активно вмешиваться в деятельность других и, фактически, управлять ими, хотя они не являются по своему характеру подчинёнными, то такой перекос через некоторое время способен привести к возрастанию социальной напряжённости и взрыву. Аналогично и в отношении тех ситуаций, когда вмешательство даже при наличии иерархии происходит сильнее необходимого.

О развитии социума уже отчасти говорилось. Добавим, что общество отличается динамичностью, у его движения нет конечного пункта, оно никогда не будет завершено. При этом развитие может двигаться не только вперёд, но и вбок, включая альтернативные варианты. Так что одним из специфических признаков как социума в целом, так и его подсистем является нелинейность вместе с непредсказуемостью: некоторые тенденции можно с определённой вероятностью спрогнозировать, но совершенно точно сказать, каким будет выбор общества, нельзя.

Обществоведы пришли к пониманию социума как системы позже, чем учёные, занимающиеся другими науками и признающие их целостность. Возможно, именно этим обусловлены продолжающиеся до сих пор споры о том, какой именно элемент стоит считать доминирующим. Марксисты, например, полагали, что это – экономическая сфера. Существуют направления, которые уделяют внимание больше духовной стороне.

В то же время всё больше популярности приобретает комплексный подход. В его рамках говорится о таком признаке как системности, цельности, глобальности процессов. Трудно вспомнить значимое историческое явление, которое сказалось бы только на одной сфере, но при этом никаким образом бы не затронуло все остальные. Открытия меняют и экономику, и духовную жизнь, влияют, как минимум, на социальное положение учёных, их статус и репутацию. И, в конечном счёте, они определяют политику, становятся темой дискуссии.

Другим ярким примером могут быть Великие Географические открытия. Это то, что кардинальным образом перевернуло образование, повлияло на экономику ряда стран (особенно Великобритании), затронуло взаимоотношения внутри общества и нашло отражение в культуре. Таких примеров найти можно очень много, гораздо труднее назвать то, что имеет значение исключительно для одной подсистемы и никаким образом не касается всех остальных. А по мере глобализации взаимосвязь устанавливается между отдельными элементами общества разных государств.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

Подсистемы общества и их составляющие

Понятие «общество» широко и разнообразно. Это и человечество в целом, и определенный этап в его развитии (например, первобытнообщинное, социалистическое и пр.) Общество – это объединение людей, возникшее благодаря разумной, целенаправленной, организованной ими совместной деятельности. Члены его общаются не так глубоко и близко, как, например, при подлинной общности.

Обществом называют группу людей определенного государства (к примеру, французское) или круг по интересам (например, любителей рыбалки). Однако в самом широком смысле слова оно обозначает часть материального мира, в процессе эволюции обособившуюся от природы, но сохранившую с ней тесную связь.

Общество характеризуется формами объединения отдельных людей или групп, их взаимодействием, отношениями. Оно основывается на одинаковой направленности интересов, указанной в договоре, конвенции или других актах. Общество, в отличие от общности, меньше влияет на изменение индивидуальности личности. Нередко под этим имеют в виду сферу, расположенную между индивидом и государством.

Общество и общественные отношения – очень близкие по сути понятия. В определенном смысле можно сказать, что общество – это и есть совокупность всех отношений, возникающих внутри него. Это очень сложная, но хорошо организованная система, которая характеризуется:

  • Большим разнообразием подсистем (сфер) и социальных групп.
  • Связями, отношениями и другими формами взаимодействия членов, имеющих место внутри и вне закрытой системы.
  • Самодостаточностью, т.е. умением создавать определенные условия путем совместных действий.
  • Альтернативностью развития, динамичностью, невозможностью принять завершенный характер.
  • Нелинейностью (непредсказуемостью) развития.

Кроме того, как любая стройная система, общество отличается целостностью. Это не просто сумма элементов, это нечто большее, перешагивающее пределы и возможности одного системного элемента, включающее все отношения, объединяющие людей.

Системное строение общества подразумевает, что понятие можно условно разделить на более мелкие компоненты, получившие название «подсистемы» общества или его сферы.

  • Экономическая сфера включает в свой состав абсолютно все отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, потребления материальных благ. Фактом или примером экономической подсистемы общества может быть разработка нефтяного или золотого месторождения, производство любых товаров.
  • Политическая подсистема – совокупность взаимосвязей таких типов, как государство-общество, государство-партия и т.п. Примером (фактом) такой подсистемы общества считается законодательная деятельность, проведение государственных кампаний, референдумов, а также управленческая государственная деятельность.
  • Социальная подсистема – отношения между классами, нациями, конфессиями, разными возрастными, профессиональными и другими слоями. Факты: заключение брака, получение пособий.
  • Духовная сфера – отношения, которые рождаются и развиваются в процессе создания духовных ценностей, их хранения, популяризации. Примеры духовной подсистемы общества: деятельность исследовательских институтов, культурных учреждений, религиозных организаций.
  • Сегодня вопросами изучения человеческого общества занимается философия. Она рассматривает это понятие как единство самых разных элементов, частей, составляющих. Все они плотно связаны, взаимозависимы, не могут существовать как отдельно взятые части (или сферы). Именно эти взаимодействия и взаимосвязи делают общество целостной системой, отличающейся от других (например, биологических) значительно более сложным устройством.

fb.ru

Основные подсистемы общества

 

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки.

 

Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.

 

С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.

 

При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.

 

При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

 

Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.

 

Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.

 

Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

 

Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.

 

Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

 

Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.

 

Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.

 

Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.

 

Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:

 

1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;

 

2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.

 

Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.

 

Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.

 

Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.

 

Несмотря на то что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.

 

Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.

 

Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.

 

Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.

 

Типологии обществ

 

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

 

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

 

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

 

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

 

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

 

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

 

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

 

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

 

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

 

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

 

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

 

Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

 

Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

 

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

 

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

 

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

 

2) механизация и автоматизация производства и управления;

 

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

 

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

 

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

 

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

 

7) формирование гражданского общества.

 

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

 

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

 

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

 

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

 

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

 

4) расширение демократии, децентрализация общества.

 

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

 

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

 

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

 

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

 

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

 

Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.

 

Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ Одним из основателей теории систем стал…

16 октября 2017

Обществознание

5 — 9 классы

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ
Одним из основателей теории систем стал ученый Людвиг фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утверждается в обществознании. Общество, согласно этому подходу представляет собой сложную систему, обладающую и следующими признаками: целостность,общность условий существования;наличие определенной структуры и коммуникаций — связей и отношений между элементами системы; взаимодействие данной системы с другими системами; качественная определенность.

В социальных науках общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся система, т.е. такая система,которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Динамизм общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов. Эти изменения могут носить как поступательный, прогрессивный характер, так и регрессивный характер, приводящий к деградации или даже полному исчезновению определенных элементов общества. Динамичные свойства также присущи связям и отношениям, пронизывающим общественную жизнь. Сущность изменения мира гениально уловили греческие мыслители Гераклит и Кратил. По выражению Гераклита Эфесского , » всё течет, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил же, дополняя Гераклита, заметил, что «в одну и ту же реку нельзя войти и однажды». Меняются условия жизни людей, меняются сами люди, меняется характер общественных связей.

Система определяется так же как комплекс взаимодействующих элементов или подсистем, которые включает в себя социальные институты, определяющиеся как совокупность социальных ролей, норм, ожиданий, социальных процессов. В качестве подсистем выделяются следующие сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

26. Выделите основные смысловые части текста. Составьте план текста.

27. Назовите любые три признака характеризующих общество, как систему. Как, на ваш взгляд, они влияют на жизнь людей в обществе?

28. Что автор понимает под термином » динамическая саморазвивающаяся система»? Приведите 2 примера.

29. Какие подсистемы составляют общество? Используя содержание текста, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, ответьте на вопрос «Какая подсистема является наиболее важной в жизни общества?» Приведите 3 аргумента в подтверждение своей точки зрения.

30. Как вы понимаете фразу Кратила «В одну и ту же реку нельзя войти и однажды»? Выпишите из текста предложение, отвечающее на этот вопрос.


Ответы

klassgdz.ru