Какая организация может быть создана единственным учредителем – Статья 10. Учредители общества. 1. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Унитарное предприятие

Среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший такое предприятие единоличный учредитель (публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собственного имущества.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя

(п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях <1>).

Таким образом, оно не является ни корпорацией, ни собственником своего имущества, а действует на имущественной базе чужой (публичной) собственности. На имущество учредителя предприятие получает лишь ограниченное вещное право, что и позволяет говорить о наличии у него определенной имущественной обособленности — главного признака юридического лица.

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками. Ведь эти последние не участвуют в образовании имущества своего предприятия и не несут имущественной ответственности по долгам, связанным с его использованием, а потому и не должны иметь на это имущество каких-либо прав. В силу этого юридическим лицом признается именно предприятие, а не его трудовой коллектив, вообще не являющийся субъектом гражданских правоотношений <1>.

Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещном праве имуществом учредителя. С другой стороны, унитарное предприятие не отвечает этим своим имуществом по долгам своего учредителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, обратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиарном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнением указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК, п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях). Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учредительных документах юридического лица, должны содержаться сведения о целях, предмете и видах его деятельности. Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК).

Подавляющее большинство сделок по распоряжению своим имуществом государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст. ст. 6 и 18 Закона об унитарных предприятиях). Некоторые из них требуют еще и регистрации в финансовых органах (п. 2 ст. 118 Бюджетного кодекса). Более того, любым своим имуществом такое предприятие распоряжается «только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совершенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК). Следовательно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен каждый раз удостоверяться, во-первых, в наличии разрешения собственника-учредителя на ее совершение и, во-вторых, в ее соответствии возможностям предприятия продолжать осуществление предусмотренной его уставом деятельности.

Мало того, собственнику имущества унитарного предприятия предоставлено право оспаривать в суде действительность заключенных его предприятием сделок (в которых сам учредитель не участвовал) и истребовать имущество своего предприятия из чужого незаконного владения иных лиц (п. п. 3 и 4 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях). Тем самым, защищая интересы публичного собственника, Закон поставил в весьма неприятное положение контрагентов созданных им формально самостоятельных юридических лиц (т.е. всех других участников гражданского оборота), находящихся под постоянной угрозой оспаривания их действий со стороны лица, с которым они не вступали ни в какие правоотношения.

В результате ограничения правоспособности данной коммерческой организации всесторонне защищают имущественные интересы ее учредителя — публичного собственника, но далеко не всегда соответствуют интересам имущественного оборота, затрудняя совершение сделок с унитарными предприятиями и применение к ним имущественной ответственности <1>. Такой подход мог бы быть как-то оправдан применительно к некоммерческим организациям, для которых эпизодическое участие в имущественных отношениях не является основным видом деятельности. Для коммерческих организаций, постоянно участвующих в имущественном обороте, перечисленные ограничения создают лишь препятствия, вновь подтверждающие несоответствие данной конструкции рыночным условиям хозяйствования.

Унитарное предприятие может быть создано (учреждено) лишь одним публичным собственником — Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием. Создание унитарных предприятий путем соучредительства не допускается (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества (учредителя).

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают соответствующие отраслевые органы исполнительной власти). Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником (или уполномоченным им органом). Кроме сведений, обычно предусматриваемых в уставе юридического лица, в уставе унитарного предприятия должны также содержаться сведения о предмете его деятельности; органе, осуществляющем полномочия собственника его имущества; перечень и порядок формирования и использования фондов, на которые делится имущество предприятия, а также направления использования полученной им прибыли (доходов) (п. п. 3 — 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях). Ведь унитарное предприятие, не будучи собственником своего имущества, не свободно и в определении порядка его использования.

Собственник имущества унитарного предприятия назначает ему руководителя (директора), который является его единственным (единоличным) исполнительным органом, подотчетным собственнику-учредителю (п. 4 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Руководитель унитарного предприятия согласно закону организует выполнение решений собственника-учредителя, волю которого он призван исполнять. Поэтому никаких иных (волеобразующих) органов унитарного предприятия, в том числе собраний трудового коллектива, закон не предусматривает <1>.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда для государственного предприятия и одной тысячи — для муниципального предприятия (п. 3 ст. 114 ГК, п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях). При этом уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью сформирован учредителем в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется прежде всего его учредителем. В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, унитарное предприятие может быть обязано публиковать отчетность о своей деятельности для всеобщего сведения, т.е. вести дела публично (подобно открытому акционерному обществу).

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Решение об этом принимает собственник предприятия. При этом слияние и присоединение унитарных предприятий допускается лишь в случае, когда их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях). Не является реорганизацией предприятия переход его в статус казенного предприятия (и наоборот) либо передача его имущества другому публичному собственнику.

Следует, однако, иметь в виду, что преобразование предприятий в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций — собственников всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ. Закон об унитарных предприятиях в ст. 34 допускает преобразование унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение — некоммерческую организацию.

studfiles.net

Права и обязанности учредителей ООО

Права и обязанности учредителей ООО — вопросы, которые должны быть учтены при организации компании. В создании общества может участвовать группа лиц, которые вносят определенные доли в общий фонд и обеспечивают  работоспособность бизнеса. Благодаря объединению группы лиц, удается создать более крупный бизнес. Учредитель — один из инициаторов образования компании, участник ООО.

В чем сущность?

Перед тем как рассматривать полномочия учредителя ООО, стоит  разобраться с особенностями этого субъекта. По законодательству РФ в роли учредителя вправе выступать любой гражданин РФ (в том числе и нерезидент), имеющий статус юридического или физического лица. Форма ООО подразумевает объединение нескольких человек для увеличения первоначального капитала с целью образования компании и получения выгоды в будущем.

В законодательстве нет четкого определения термина «учредитель», но права и обязанности этого субъекта четко расписаны. На этапе образования общества применяется понятие «учредитель», после чего используется уже другое определение «участник». По законодательству эти лица отвечают за свои действия, а также несут различные виды ответственности (уголовную и имущественную).

Основные права

Теперь рассмотрим, какие права имеет учредитель ООО (все они прописаны в ФЗ №14 о госрегистрации юрлиц и ИП):

  • Распоряжение документацией общества. Участник имеет доступ к различным видам отчетности — налоговой и бухгалтерской.
  • Распределение доходов, полученных в результате работы компании. При наличии в организации нескольких учредителей решения по выдаче дивидендов принимаются коллегиально.
  • Получение достоверных и полных данных обо всех направлениях деятельности ООО.
  • Участие в принятии решений по направлениям работы компании. Обсуждение ведется в кругу учредителей, после чего принимается решение.
  • Продажа доли соучредителям общества или 3-ему лицу. Здесь необходимо ориентироваться на требования устава, в котором может отмечаться запрет на проведение подобных операций.
  • Выход из состава. В такой ситуации участник отчуждает свою часть в пользу ООО. Процесс перехода доли к другим учредителям или обществу также может прописываться в уставе.
  • Получение части имущества, которая причитается с учетом имеющейся на руках доли. Подобные ситуации возможны в случае банкротства и ликвидации общества.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Расширенные права

Существует такое понятие, как дополнительные (расширенные) права соучредителя ООО. Дополнительные возможности участника должны быть отражены в учредительном договоре или в уставе организации. Решение принимается коллегиально. Существует два варианта:

  • Предоставление дополнительных прав производится в том случае, если учредители компании проголосовали «ЗА» (без исключения).
  • Ограничение расширенных прав. Такое возможно при наличии 2/3 голосов. Сюда же должен входить утвердительный голос учредителя, права которого стоят на повестке собрания.

Отдельного внимания заслуживают права управляющих органов со стороны держателей небольшой части уставного капитала. К примеру, наличие у участника более 50% фонда общества может дать ему право оформить крупный кредит или заключить кабальную для предприятия сделку. В этом случае владелец меньшей доли может оказаться перед фактом.

Обязанности учредителя

Одновременно с правами у учредителя компании имеется и ряд обязательств, которые должны выполняться. Среди них:

  • Своевременное внесение доли в уставной капитал ООО. Здесь за основу берутся учредительные бумаги и действующие законы. В них можно найти размеры вкладов, особенности пополнения уставного фонда, сроки внесения средств и прочие аспекты деятельности общества.
  • Сохранение коммерческой тайны и закрытой информации, имеющей непосредственно отношение к деятельности структуры.

Выше рассмотрены основные обязанности, но они могут быть дополнены и отражены в уставе организации. К примеру, на общем собрании на одного или нескольких учредителей может быть возложено любое дополнительное обязательство, касающееся работы ООО. В первом случае предложение должно быть поддержано 2/3 всех участников, а во втором голосование должно проходить единогласно.

Стоит отметить, что расширение обязательств никак не влияет на объем существующих прав участника. Если обязательства кажутся невыполнимыми, учредитель вправе избавиться от них только одним способом — через собрание и принятие коллегиального решения. За снятие обязательства должны проголосовать все участники.

Несет ли учредитель ответственность?

Применительно к правам и обязанностям стоит брать во внимание еще один фактор — ответственность учредителей ООО. Считается, что участник отвечает не личным имуществом, а только той долей, которую он внес в фонд предприятия. Это значит, что даже в случае банкротства величина общих потерь не будет превышать объема первоначальных инвестиций.

Но в теории привлечение участника к ответственности и выплате долгов сверх положенной нормы все же возможно. В этом случае берутся во внимание механизмы субсидиарной ответственности. Ее суть в том, что деятельность юрлица управляется и контролируется физическим лицом. Главная сложность — доказать влияние конкретного человека на определенные решения, приведшие в дальнейшем к краху компании.

В законодательстве предусмотрена отдельная норма, согласно которой долг может стягиваться за счет личного имущества главбуха, директора или учредителя. Но такая особенность работает в теории. Если рассматривать практику судебных решений, до такого доходит редко.

Итоги

С учетом сказанного, можно сделать вывод. Учредитель (участник) — лицо, являющееся частью компании, отвечающее за ее деятельность, имеющее определенные права и обязанности. За нарушение действующих правил учредитель отвечает перед общим собранием и законодательством РФ.

urlaw03.ru

Статья 10. Учредители общества. 1. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
2. Число учредителей открытого общества не ограничено. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти.
Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
3. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
Комментарий к статье 10
1. В качестве учредителей общества Закон называет граждан и юридических лиц. Следует считать, что под гражданами понимаются любые физические лица, включая иностранных граждан.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе быть учредителями общества, если иное не установлено законом (см. п. 4 ст. 66 ГК). Закон о приватизации предусматривает процедуру участия в создании обществ государственных или муниципальных органов. Однако рассматривать указанные органы в качестве учредителей нельзя — учредителем выступает Российская Федерация, субъект Федерации или соответствующее муниципальное образование, имущество которых приватизируется с преобразованием унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Федеральными законами лишь в отдельных случаях предусмотрено участие в создании обществ государственных или муниципальных органов. Пункт 2 ст. 8 указанного Закона о приватизации устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти направляют в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных предприятий в очередном финансовом году. Предложения могут направлять также органы государственной власти субъектов Федерации, юридические лица и граждане. На основе поданных предложений разрабатывается прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утверждаемый Правительством РФ. Компетенция органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации принадлежащего им имущества определяется законами и иными правовыми актами субъектов Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления. На основании утвержденного прогнозного плана уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет реорганизацию либо ликвидацию государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждает общество, утверждает его устав, регистрирует общество (в установленном порядке), формирует его органы управления. Таким образом, государственные или муниципальные органы выполняют функции учредителей общества, действуя от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования .
———————————
В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (ВВС РФ. 1992. N 28. Ст. 1657) учредителями акционерных обществ открытого типа являлись соответствующие комитеты по управлению имуществом. По решению Правительства РФ учредителями от имени государства в обществах и товариществах могли быть Госкомимущество России и Российский фонд федерального имущества (см. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности. САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 593). Такое решение, в частности, было принято Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1995 г. N 972 «Об учреждении открытого акционерного общества «Сибирская нефтяная компания» (СЗ РФ. 1995. N 41. Ст. 3903).
Кроме того, ст. 30 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506) предоставляет органам местного самоуправления право создавать предприятия, учреждения и организации для хозяйственной деятельности. Следует полагать, что в их числе могут быть и акционерные общества.
Со вступлением в действие части первой ГК комитеты по управлению имуществом, участвуя в приватизации и создании на основе приватизированных государственных предприятий акционерных обществ, выступают в качестве уполномоченных государством (или субъектом Федерации) органов, не являясь их учредителями. Учредителями обществ в этих случаях признаются соответственно Российская Федерация, субъект Федерации (см. п. 28 Постановления Пленумов N 6/8).
Разъяснения по поводу участия комитетов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации в учреждении хозяйственных обществ даны в письме Госкомимущества РФ от 9 января 1997 г. N АР-19/74 «Об участии комитетов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации в учреждении хозяйственных обществ».
В названном письме обращено внимание на то, что комитетам по управлению имуществом субъектов РФ, органам местного самоуправления, в том числе комитетам по управлению имуществом муниципальных образований, запрещено выступать учредителями обществ.
Комментируемая статья не предусматривает каких-либо особых требований к учредителям акционерных обществ, за исключением сформулированных в п. 2. Вместе с тем специальными законами выдвигаются определенные условия, которым должны удовлетворять учредители. Так, в соответствии со ст. 14 Закона о банках учредители кредитных учреждений подвергаются предварительной проверке. Юридическое лицо может стать учредителем банка при условии наличия аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности, при подтверждении органами Госналогслужбы выполнения этим юридическим лицом своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Физическое лицо — учредитель банка — должно представить декларацию о доходах, заверенную органами Госналогслужбы, подтверждающую источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитного учреждения.
Если государственные органы в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК не вправе выступать участниками хозяйственных обществ (поскольку иное не установлено законом), то создаваемые ими государственные учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника (при условии, что иное не установлено законом). Согласие собственника необходимо даже в том случае, когда учреждение согласно п. 2 ст. 298 ГК имеет доходы от разрешенной ему коммерческой деятельности и намерено использовать их в качестве вклада в уставный капитал.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, может быть учредителем (участником) хозяйственного общества. Однако недвижимое имущество предприятия не может стать вкладом в уставный капитал (п. 2 ст. 295 ГК) без согласия собственника этого имущества — государства или муниципального образования.
2. Возможность иметь неограниченное число учредителей открытого общества создает условия для мобилизации значительного капитала, обеспечивающего решение крупных производственных и иных задач. Предельное число учредителей закрытого общества приближает эту форму к обществам с ограниченной ответственностью и создает преимущество обозримости первоначального состава общества.
Общество вправе учредить одно лицо — физическое или юридическое. В числе учредителей могут быть коммерческие организации, пользующиеся правами юридического лица. Установленное законом ограничение касается хозяйственных обществ, состоящих из одного лица, т.е. обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и акционерных обществ. Что касается хозяйственных товариществ, то они, по определению, не могут состоять из одного лица и потому всегда вправе образовывать общества.
3. В соответствии с договором о создании общества учредители проводят значительную подготовительную работу, вступая при этом в различные гражданско — правовые отношения, принимая на себя определенные обязанности (дают объявления в печати, арендуют помещения, ведут рекламную кампанию и т.п.). До государственной регистрации общества учредители выступают только от собственного имени, поскольку оно еще не является субъектом права.
Преследуя цель создания общества, учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, в которые они вступили ради достижения этой цели. Обоснование солидарной ответственности — не только в Законе, но и в п. 2 ст. 1047 ГК об ответственности участников простого товарищества. Общество может рассматриваться как правопреемник учредителей по таким обязательствам лишь в том случае, когда общим собранием акционеров действия учредителей будут одобрены.

www.zonazakona.ru