Как появилось сознание у человека – Как возникло сознание человека? | KONSPEKTY.NET
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
5.3. Возникновение и развитие сознания у человека Откуда и как появился человек, почему у него стало функционировать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие — что он появился из космоса, третьи — что он имеет божественное происхождение. Предком человека, как полагают, является ископаемое существо — питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе признаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие форму рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций. Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окружающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении сознания человека, А. Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остается практической, внешней.” “Слово и его звуковое строение, писал Л.С. Выготский, — воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, присуще всякому примитивному языковому сознанию”. На стадии примитивного языкового сознания образ определяет смысловое значение слова, а применение слова дает возможность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышление, которое дает ему возможность совершать умственные действия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры. |
txtb.ru
Сознание — возникающее свойство
Как относиться к правильной идее о том, что сознание — новое возникающее свойство системы, не сводимое к свойствам её частей? Насколько эти слова объясняют природу сознания?
Сознание возникает?
Евгений Корниенко
Философски говоря, сознание живого существа или машины возникает в результате достижения этим существом качественно нового уровня взаимодействия с реальностью. Сознание, как новое свойство живых существ, тоже возникло в какой-то момент эволюции, раньше которого ни одно существо не имело сознания (ощущений, субъективного восприятия).
Объяснение происхождения сознания его возникновением является констатацией a posteriori . Человек с естественнонаучной подготовкой не признает достаточным объяснением то, что раньше сознания не было, а потом, когда были созданы подходящие условия, оно возникло, как возникает звук в момент включения радиоприёмника.
Мы собрали радиоприёмник и в момент подключения последней радиодетали можем сказать, что приёмник уже возник и его можно включить. Этап создания приёмника уходит на второй план. Хотя радиоприёмник имеет историю создания — изобретений и усовершенствований, происходивших одновременно с развитием способов радиосвязи, но для объяснения работы приёмника ссылки на историю не требуются. При пробуждении или возвращении из обморока сознание тоже «включается». Мы пока обсуждаем не этот важный и тоже загадочный процесс, а только вопрос о том, как сознание появилось. При «первом появлении» сознание не включилось, а развивалось постепенно.
Процесс возникновения, история развития
Вместо «возникновения при подходящих условиях» лучше говорить о том, как сформировались такие условия, и о том, как сознание развивалось от зачаточного до заметного уровня по мере развития необходимых и сопутствующих обстоятельств. Почему появились простейшие ощущения у живых организмов? Чем объяснить выдающийся по сравнению с другими животными уровень сознания цивилизованного человека? Этапы развития сознания должны быть объяснены в их взаимосвязи.
Неполнота логики в применении к сознанию
Первые ощущения возникают у живого существа, которому дана способность самообучаться — адаптироваться, подбирая подходящее поведение. Удачное поведение соответствует более комфортному ощущению. Алгоритм самообучения — это информационная технология, которая допускает различные физические исполнения. Значит, сознание не сводится к той или иной физике. Возникшие у машины ощущения не выводятся из физической конструкции машины и из физических процессов. Сознание идеально и экспериментально не регистрируется. Поэтому механизм возникновения сознания не может иметь строгого естественнонаучного — физического или логического объяснения. Это не мешает нам искать достаточно убедительное объяснение происхождения и природы сознания, основанное на логическом согласовании фактов.
Допустим, мы разработали самообучающуюся машину с внутренними стимулами к творческому поиску. После некоторого обучения поведение машины приобрело признаки, которые мы объясняем наличием сознания, ощущений, заинтересованного отношения к миру. Поведение машины говорит о том, что она обладает сознанием. В этом примере происхождение ощущений машины не объясняется, а констатируется как психологический факт. Этот факт не является строго (логически и экспериментально) обоснованным. Мы можем лишь сделать его более убедительным, если обнаружим общие, способствующие развитию интеллекта признаки конструкции машины и живых существ, обладающих ощущениями.
Субъективность возникновения
Вопрос о том, возник ли уже этот объект или нет — это субъективный вопрос — другая формулировка вопроса об обозначении или о существовании объекта . Что именно следует называть приёмником – вопрос неоднозначный, зависит от интерпретации. С одной стороны, до какого-то момента истории техники не существовало ни одного радиоприёмника. С другой стороны, структуры — приёмники разных видов электромагнитных волн известны, как в живой, так и в неживой природе.
Возникновение как синтез из частей
Когда мы говорим, что объект «возникает», то имеем в виду, что это объясняется понятными законами природы, или происходит подобно другим знакомым процессам, которые со временем будут объяснены через «законы природы». Если мы не видим механизма возникновения объекта, то верим, что этому есть научное объяснение. Если мы знаем объяснение, то знаем, из чего и как образуется новый объект.
Трудность понимания природы сознания как возникающего явления состоит в том, что в силу идеальности сознания остаётся неизвестным, из чего оно возникает. Мы способны только установить, из чего и как сделаны мозг и нервная система, и насколько они важны для сознания.
Радиоприёмник возникает из деталей. C физической точки зрения, приёмник создаёт колебания воздуха под управлением специальной системы из микрофона, передатчика и других устройств. Кроме физического функционирования, для «возникновения» приёмника требуется, чтобы у нас было понятие о приёмнике, в соответствии с которым данную конструкцию можно назвать данным словом. Приёмник позволяет нам услышать музыку, звучащую в далёком концертном зале. Музыка — тоже наше мнение о некоторых видах колебаний воздуха. В результате именно мы принимаем решение о том, что данная конструкция является приёмником.
Сознание – новое свойство системы, которого не было у её частей
Если не учитывать, что мы знаем, из чего создан приёмник, то логика возникновения приёмника такая же, как и логика возникновения сознания. Быть приёмником – это новое свойство, возникшее у определённой конструкции при её функционировании в определённых условиях. Детали приёмника не обладают признаками приёмника сами по себе. У нас нет панмузыкального подозрения, что музыка была в небольшой мере присуща каждому резистору и конденсатору. По аналогии с приёмником, не требуется, чтобы составные части ощущающей машины обладали элементами сознания или интеллекта. Панпсихизм – лишняя сущность.
Я вижу, как из деталей в результате их соединения и функционирования возникает приёмник. Но чужое сознание (в отличие от поведения) не наблюдаемо. Невозможно установить, из каких идеальных элементов строится сознание другого существа. Я не мог видеть причину, процесс возникновения моего сознания, и из чего оно состоит, так как в то время моё «Я» ещё не сформировалось — я не сторонний наблюдатель. Я — это моё мнение обо мне. Я — предельный интерпретатор. Предельность уменьшает логическую, естественнонаучную убедительность наблюдения, но предельно убедительный факт моего сознания не является фактом физического мира и не требует объективного обоснования. Поскольку существование идеальных элементов сознания невозможно доказать, будем считать, что сознание не состоит из частей.
Хотя идея науки требует, чтобы теория, понимание и объяснение явления имели объективную форму, не зависящую от интерпретатора, но в теории сознания такое объяснение невозможно. Эта проблема имеет ту же природу, что и недоказуемость аксиом логики.
Выживают теории, дающие более точные предсказания. В итоге гипотеза о том, что, допустим, кошка, чувствует боль, имеет желания и намерения, оказывается более удобной и точной, чем гипотеза о том, что поведение кошки задано только её врождёнными инстинктами, конструкцией и прошивкой нервных связей. Мы делаем вывод о наличии сознания у другого субъекта, или о полезности такой точки зрения, применяя косвенные методы психологии, а не физические измерения.
В физике многие, да почти все, наблюдения тоже косвенные. Это не наблюдения объектов, а наблюдения показаний приборов и их интерпретация. Научный метод применим для косвенного изучения сознания другого существа, а доказательство моего сознания не требует никакого естественнонаучного изучения. Вопросы о влиянии физики на сознание и сознания на физику остаются пограничными и не совсем естественнонаучными.
Сознание субъекта – это форма измерения состояния субъекта
Возможное решение проблемы разум-тело или ощущение-физика состоит в том, что ощущение — это собственное измерение самых слабых процессов в организме. Почему незаметное внешнему наблюдателю состояние воспринимается как ощущение объясняется в статье » Происхождение ощущений «. В отличие от прочих физических процессов, подчиняющихся объективной логике, мы интерпретируем ощущения в нефизических категориях «боль», «настроение» и т.п., что делает их неидентифицируемыми или плохо идентифицируемыми объективными средствами. Если объективно слабое и даже неизмеримое ощущение составляет весь диапазон чувств ощущающего существа, то это ощущение воспринимается им не как малое, а как максимально возможное. У бедняка щи жидкие, а у богача алмазы мелкие.
Как можно конструктивно рассуждать о «неизмеримых физических процессах», соответствующих ощущениям? Я думаю, что это тоже вопрос интерпретации и обозначения. Человек в сознании иногда чувствует, а иногда не чувствует одни и те же физические воздействия. Подав сигнал в определённое место мозга, можно вызвать у пациента определённое ощущение. На электроды подаётся напряжение, а человек при этом ощущает страх или боль или сонливость. Выходит, что причины некоторых ощущений физически измеримы, но мы интерпретируем ощущения и результаты измерений в несравнимых терминах.
Разнообразие возможных ощущаемых качеств определяется разнообразием природы и эволюционно доказанным влиянием этих качеств на выживание организма. Нам доступно небольшое количество возможных ощущений. Мы судим обо всём на свете, в том числе и о возможных ощущениях другого существа, на основании той реальности, которая дана в ощущениях человеку. Физически измеримые качества мы преобразуем к виду, доступному нашим природным органам чувств. В этом смысле, физика не может быть объективнее, чем наши чувства. Идея о том, что человек — это мера вещей, применима в физике так же, как и в других областях культуры. Научная объективность – это согласованное впечатление экспертов об устройстве природы.
Легко поверить в то, что видишь своими глазами, и нелегко поверить в то, что невозможно непосредственно ощутить. В этом случае применяются дополнительные средства – эксперименты и логические выводы, преобразующие свойства объектов в ощущаемые «результаты измерений». После того, как неведомые прежде качества становятся понятными как собственные чувства, мы легко воспринимаем и доверяем показанию прибора. Убедительное доказательство и в науке и в психологии строится путём сведения оснований к выводам, имеющим вид прямых ощущений. Объективность научного результата состоит не в устранении субъективности, а в том, что в одинаковых экспериментах разные люди (субъекты) получат одинаковые результаты.
Только один субъект имеет доступ к (собственному) сознанию. Не уверен, какие действия со своим сознанием можно признать научным экспериментом, но этот эксперимент ограничен в средствах. Несмотря на это, разные субъекты, изучая каждый собственное сознание, могут вместе получить объективный результат не о своём сознании, а сознании вообще, как о явлении природы.
Меня не требуется убеждать в том, что у меня есть ощущения и сознание. Ощущения – это мои первые знания. Они сами доказывают своё существование. Если меня убедить в том, что раньше, когда не было меня, то не было и моего сознания, то я поверю, что моё сознание возникло. Этот вывод относится к сознанию любого субъекта. Он ничего не говорит о характере моего собственного сознания.
Так же абстрактно объясняется возникновение сознания, как явления природы. Если определённая конструкция и образ жизни живого существа требуются для того, чтобы это существо признать ощущающим, и если до какого-то момента эволюции таких существ не было, и известно, кто был их предком, то это и есть объяснение того, как и когда возникли ощущающие существа.
При некоторых условиях идею о том, что сознание является «возникающим» свойством правильно устроенной системы, можно считать не только философской, но и научной. Для этого она должна быть подкреплена обоснованием того, как именно устроена такая система, как она должна функционировать. Требуется объяснить, в какой момент и какие признаки её поведения уже можно признать проявлениями сознания, как и почему оно развивается. Должно быть понятно, какие у этой системы есть интеллектуальные и чувственные ограничения, вытекающие из устройства системы и её окружения и т.д.
Само по себе слово «возникновение» ничего не объясняет.
Евгений Корниенко
2004-01-14
cyber-ek.ru
Тема 8. Лекция Сознание, возникновение и развитие сознания
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознаниепредполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания’ человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить какрефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.
studfiles.net
Ученые выяснили, когда у человека появляется сознание
Традиционно принято считать, что навыки младенцев ограничены, а в их основе лежит не осознанный автоматизм. Но действительно ли это так? Исследователи из лаборатории CNRS когнитивных и психолингвистических наук (Париж, Франция) попытались ответить на этот вопрос. Результаты их исследования были опубликованы в научном издании Science.
Как определить, осознанно ли малыши в возрасте 5 месяцев воспринимают свою среду, если они ни коим образом не в состоянии сообщить взрослым о своих мыслях? Для решения этой сложной проблемы исследователи из Франции использовали альтернативный подход. Они решили выяснить, присутствуют ли у детей те же нейронные маркеры сознания, как и у взрослых.
Что такое нейронный маркер сознания человека, и как его определяют
Недавние исследования показали, что мозг взрослого человека реагирует на внешние события в два этапа. В течение первых 200 — 300 миллисекунд он воспринимает информацию полностью неосознанно, а нейронная активность его мозга возрастает линейно во время презентации воспринимаемых объектов. Затем, на втором этапе (после 300 мс), происходит нелинейный отклик сознания. Эту задержку ответа и называют нейронным маркером сознания.
В исследовании же французских ученых на наличие этого маркера сознания были протестированы 80 детей в возрасте пяти, двенадцати и пятнадцати месяцев. Малышам показывали лица людей, при этом реакцию их мозга фиксировали с помощью электроэнцефалограммы.
Механизмы, лежащие в основе восприятия и осознания, уже присутствуют у пятимесячных малышей
Во всех возрастных группах исследователи наблюдали замедленную реакцию, как и у взрослых, что подтверждает наличие сознания у младенцев. Однако, у взрослых задержка длится около 300 мс, а у малышей на много дольше. Эти результаты показывают, что механизмы, лежащие в основе восприятия и осознания, уже присутствуют даже у пятимесячных малышей. Но у младенцев они функционируют довольно медленно, а по мере взросления начинают работать быстрее.
babyreporter.eu
Возникновение сознания [Появление, Рождение] — история, зарождение, формирование, основание, происхождение, вики — WikiWhat
Цефализация и мутации
О случайном увеличении мозга (цефализации) размышлял советский историк Г. Н. Матюшин, предположивший, что подобные физиологические трансформации были вызваны повышенным радиационным фоном в районах Восточной и Южной Африки, где были найдены останки древнейших гоминид. Повышенная радиоактивность обусловлена геологическими причинами, она возникла в местах рифтового разлома земной коры, высвободившего залегающие в глубине материковой плиты породы, содержащие уран.
Тот же историк высказал еще одно предположение, что развитие сознания произошло в результате эпидемического распространения вируса мозга, вызвавшего в группе человекообразных приматов, обитавших в Восточной Африке, необратимые мутации, в частности, его увеличение.
Биологическая эволюция
В рамках биологических теорий появление сознания считается вполне закономерным, запрограммированным природой событием, отнюдь не случайным. Сознание связывается с адаптивными функциями человечества как биологического вида и рассматривается как способность решать приспособительные задачи. Его зарождение и развитие соотносится с этапами эволюции Homo sapiens. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
В. И. Вернадский
Как естественный закон эволюции рассматривает возникновение сознания отечественный ученый, геохимик по специальности, В. И. Вернадский. По его мнению, с самого начала вся Вселенная развивалась, словно подчиняясь некоей цели. Появление материи привело к возникновению жизни на планете Земля, а эволюция «живого вещества» привела к рождению человека, носителя разума. Все происходило так, словно Вселенная изначально была запрограммирована на появление разума. Идеи Вернадского подхватил его ученик П. Тейяр де Шарден, предположивший, что цель дальнейшей коэволюции (совместной эволюции) человека и Космоса — увеличение сознания. Он же предложил термин «ноосфера» для концепции Вернадского, считающего человечество мощной геологической силой, изменившей энергией своей мысли и культурной деятельности облик планеты. Человек преобразовал ландшафт, воздействовал на состав атмосферы и гидросферы, внес изменения в биосферу (создав новые породы животных или сорта растений). Словом, сияние разума сетью оплетает Землю, образуя новую сферу вокруг планеты. Более того, мыслью человек может проникнуть в глубины Космоса, распространяя свое влияние и на области за пределами Земли. (Труды Вернадского и Тейяра де Шардена писались в 1930-е гг., задолго до полетов человека и запусков искусственных спутников). Правда, французский ученый причиной подобного развития Вселенной и окончательной целью развития сознания, источником и финалом, обозначил Божественное начало. Им запрограммировано, и к Нему должно быть устремлено сознание, носителем которого является человек.
Первобытное сознание
см. Первобытное сознание
На этой странице материал по темам:Роль социальных факторов в эволюционном становлении человека
3. значение социальных факторов в эволюции человека рефератя работа
5 социальных факторов эволюции человека
Роль социальных факторов в эволюции человека
Социальные факторы эволюции человека
Какие известны версии относительно причин увеличения мозга?
Как толкуется возникновение разума в теории В. И. Вернадского и П. Тейяр де Шардена?
wikiwhat.ru
Как наука объясняет сознание?
Сознание – наиболее загадочный феномен Вселенной. Почему у нас есть сознание? Ответ на этот вопрос пока никому не известен. Есть цепь объяснений, в которой физика объясняет химию, химия объясняет биологию, биология частично объясняет психологию. Но не похоже, чтобы сознание вписывалось в эту картину. Сознание – своего рода аномалия, которую нужно включить в наше видение мира, но мы не знаем как. Я предлагаю присмотреться к паре идей, которые кажутся безумными, но в перспективе могут оказаться полезными.
Первая безумная идея: сознание фундаментально. Физики принимают некоторые аспекты Вселенной за фундаментальные кирпичики: пространство, время, массу. Они выводят фундаментальные законы, управляющие ими, вроде закона всемирного тяготения или квантовой механики. Эти свойства и законы больше никак не объяснены. На них строится модель всего мира. Думаю, что, если сознание нельзя объяснить через существующие элементы – пространства, времени, массы, заряда, – тогда нужно включить и его в этот список. Естественным будет установить самосознание как основополагающий элемент природы. Следующий шаг – изучить фундаментальные законы, управляющие сознанием, законы, соединяющие сознание с остальными основными принципами. Иногда физики говорят, что основные законы должны быть настолько просты, чтобы их можно было написать на футболке. Думаю, то же и с сознанием: мы хотим сформулировать его основные законы настолько просто, чтобы их можно было написать на футболке.
Вторая безумная идея: сознание универсально. Любая система в какой-то степени обладает сознанием. Такое видение иногда называют панпсихизмом: «пан-» значит «все», «психо» – «разум». Все системы обладают сознанием: не только люди, собаки, мыши, мухи, но даже микробы и элементарные частицы. Даже у фотона есть сознание, в какой-то степени. Идея не в том, что у фотонов есть интеллект или мышление. Не то чтобы фотон терзался тревогой, думая: «Ах, я то и дело гоняю туда-сюда на скорости света. Никогда мне не замедлиться, не вдохнуть аромат роз». Нет, вовсе не так. Но, возможно, у фотонов есть некий элемент примитивного субъективного ощущения, некий примитивный предшественник сознания.
читайте такжеМ. Мамардашвили «Сознание и цивилизация»Возможно, самый простой и действенный способ определить фундаментальные законы, соединяющие сознание с физическими процессами, – это связать сознание с информацией. Где бы ни происходил процесс обработки информации, там есть и сознание. Комплексная обработка информации, как у людей, – комплексное сознание. Простая обработка информации – простое сознание.
Подумайте о том, как панпсихический взгляд может изменить наше отношение к природе, наши этические представления. Я раньше думал, что не следует есть ничего из того, что обладает сознанием. Значит, мне нужно стать вегетарианцем. Но если ты разделяешь идеи панпсихизма, тебе придется вечно ходить голодным. С точки зрения панпсихизма для наших этических и моральных соображений имеет значение не столько сам факт сознания, сколько его уровень и сложность.
Сразу возникает вопрос о сознании в других системах, например компьютерах. Как насчет Саманты из фильма «Она» – компьютерной системы с искусственным интеллектом (1)? Есть ли у нее сознание? Если смотреть с точки зрения информационной, панпсихической, в ней определенно происходят сложная обработка информации и интеграция. Так что ответ – скорее, да, у нее есть сознание. Если это так, то возникают весьма серьезные этические проблемы. Например, этичны ли отключение и утилизация компьютерных систем с интеллектом?
Панпсихическое видение – радикальное, и я не уверен, что верное. И такое видение поднимает множество вопросов. Например, как эти маленькие части сознания складываются вместе в то комплексное сознание, которое мы знаем. Если мы сможем ответить на эти вопросы, тогда, я думаю, мы продвинемся на пути к серьезной теории сознания. Если же нет, тогда это будет самая трудная проблема в науке и философии. Но я уверен, что мы разрешим ее в конечном итоге. Нам просто нужна верная безумная идея.
(1) Режиссер Спайк Джонс, 2013.
Дэвид Чалмерс (David Chalmers), австралийский философ, автор книги «Сознающий ум» (Либроком, 2013).
читайте такжеКлиническая смерть: сознание продолжает житьwww.psychologies.ru
Историческое развитие сознания у человека — Мегаобучалка
Введение
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности – продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении об единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознание человека заключается в то, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития – единство строения и функции – получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой – материальной и духовной – культуры высшие формы человеческой специфики человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом.
Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Историческое развитие сознания у человека
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, — сознание человека. Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.
Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые ее стороны.
Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа. Изменяется их природа – и физическая, и психическая. Словом из Homoneandertalensis формируется Homosapiens – человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые датами, хронологией.
Структура сознания
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.
megaobuchalka.ru